О ВТОРОМ СЕЗОНЕ «МЕТОДА» И СМЕЩЕННОМ СЕРДЦЕ

Похоже, что из-за бороды Константин Хабенский выдал Юрию Дудю то, что совсем не собирался выдавать. Например, каким хитрым способом киношники думают «оживлять» Родиона Меглина, сыщика-следователя, которого сыграл Хабенский в сериале «Метод» . (Напомним, что «Метод» закончился на шестнадцатой серии, в которой напарница Меглина, помогла своему боссу, превратившемуся в овощ, покончить с собой).

— Я сейчас начинаю готовиться ко второму «Методу» и поэтому отращиваю бороду, — между делом обмолвился Константин, почесав бороду. Речь шла о чем-то совершенно постороннем, но за фразу немедленно зацепился ушлый Дудь.

— Вас же убили!

— Аааа. Я именно это сказал продюсерам, но они сказали «нас это не волнует». Мы шутили как-то с коллегами, как можно было бы его оживить. Кто-то сказал, а вдруг у него сердце с другой стороны? Я позвонил своим друзьям кардиохирургам, спросил, как много людей живет со смещенным сердцем? Отвечают: да сплошь и рядом. «Продолжительность жизни?» — «Любая». Это самый простой ответ на все вопросы.

Дудь презрительно фыркает.

Я понимаю, что вы расстроены…

— Очень! Я рассчитывал, что Паулина (Паулина Андрева – исполнительница роли напарницы Меглина, — прим. Ред) будет расти, что этот мажор, которого играет Петров, научится не только трахаться но и дела расследовать.. Куча вариантов.. Зачем оживлять?

Актер заверил расстроенного интервьюера, что у актеров в «Методе-2» будет «огромный рост». Кроме того, Хабенский отметил, что прежний «Метод», каким бы популярным он не стал – крайне далек от задумки. «Я хочу, чтобы второй «Метод» стал хотя бы на уровне задумки первого», — сказал он.

Понятное дело, что после таких признаний, Дудь просто не мог не спросить, какой стороны сердце у героя фильма «Коллектор». Убили его или он остался жив?

— Скажем так, он получил свою пулю. Это история по Такеши Китано, где любой злодей, даже если он исправился – должен понести наказание, — с японским изяществом ушел от ответа собеседник.

Родион Меглин воскреснет во втором сезоне «Метода»Фото: кадр из фильма

О СЪЕМКАХ В ПЛОХИХ ФИЛЬМАХ

Дудь лил комплименты. Называл Константина Хабенского лучшим актером и призывал уехать «годика на три» за рубеж, чтобы извести акцент и сделать карьеру на Западе. Но, наконец, спросил без экивоков: зачем ведущему актеру страны сниматься в таком большом количестве фильмов, в том числе – плохих. Под обстрел попали «Ирония судьбы-2» и «Селфи». Первый фильм был назван интервьюером «полуторачасовой рекламой майонеза и билайна», второй – и того хуже – «попыткой спасти труп».

— Зачем нужно было сниматься в продолжении «Иронии судьбы»?

— Я задал себе вопрос. Интересно ли бы мне было сняться в этой истории. Да, интересно. Поэтому, когда поступило предложение, то я решил, а почему не я? Главным слоганом фильма, на мой взгляд, является фраза Мягкова: «Любовь — это не насморк, она просто так не проходит». В этом-все.

— А то что это полуторачасовой рекламный ролик билайна, майонеза и всего-всего?

— Такой подход Тимура Бекмамбетова. Это его правила игры, дополнительный бюджет, и я такие правила принимаю Сейчас Тимур так не работает… «Ирония судьбы – это почти не стыдное кино. В том смысле, что не пошлое. На первой сборке, посмотрев 20 минут, я сказал «тьфу на вас» и ушел. Потом они перемонтировали, получилось не пошло.

О ФИЛЬМЕ «СЕЛФИ»

Очевидно, совершенно иная ситуация произошла во время съемок фильма «Селфи». Психологический триллер Николая Хомерики про то, как писателя и ведущего заменяет абсолютный двойник, откровенный Дудь назвал «спасением трупа» и ехидно поинтересовался: а вам самому-то понравилось, что получилось?

Из ответа Хабенского следовало, что тоже не особо. Константин признался, что съемки велись не гладко, в один момент актер даже взбунтовался на съемочной площадке, когда выяснилось, что в фильме нет финала. Собрались продюсеры и сценаристы, проблему решили. Хотя и выбранный вариант актера не устроил. «Я б раскрыл этого героя по-другому», — признался Хабенский. Коронной фразы «тьфу на вас» был удостоен случай с вырезанным эпизодом, без которого, как считает актер, «Селфи» сильно потерял.

— В фильме была одна сцена, которая спасала все и переводила фильм сразу на другой уровень. К герою приходит его жена, которую играет Аня Михалкова и говорит: А я разу поняла, что он — это не ты. И когда он начал возмущаться, жена говорит очень простую вещь: а почему дети гениев должны страдать из-за них? Это было так пронзительно, что я сразу понял все поступки героя. Во время премьеры я говорил о том, что видел два месяца назад на монтаже. И вдруг на премьере этой сцены не было.

— Что вы сказали?

— Тьфу на вас.

ОБ ОБМАНЕ АКТЕРОВ

Собеседник актера поставил в пример Серебрякова, мол, тот играл бесплатно своего «Ваську-чеснока». А снимается ли бесплатно Константин? «Я готов сниматься бесплатно и даже делал это», — ответил актер. — За символические деньги играл в «Коллекторе», участвовал в проектах Дуни Смирновой. Но, как отметил Хабенский, опыт показывает, что такая «съемка по дружбе» чревата последствиями:

— Вот мы собрались дружбаны и снялись бесплатно в сказке для детей. Ни к чему хорошему не привело. Те деньги которые были сэкономлены, почему-то куда-то… (актер не договорил, но лицом дал понять, что произошло с деньгами).Все моменты, которые «по дружбе» — часто заканчиваются страшным крахом… Неприятно.

Актер не уточнил, как называется сказка для детей, но, очевидно, речь идет о фильме 2012 года «Сказка.Есть» режиссера Александра Баршака, в котором, кроме Хабенкого, снялись Михаил Пореченков, Гоша Куценко, Ксения Раппопорт и другие звезды нашего кино. Ранее актер Андрей Смоляков в интервью «Комсомолке» уже признавался, что съемки велись забесплатно». «Мы хотели, чтобы в России появился добрый фильм для семейного просмотра», — отмечал Смоляков.

О том, что предложения «сняться забесплатно» слишком часто ведут к обману актера и какими способами еще надувают лицедеев, ранее «КП» рассказал популярный актер театра и кино.

Про то, как Хабенский обращался за помощью к шарлатанам, он рассказал впервые.

О ПЬЯНСТВЕ НА СЦЕНЕ

Не секрет, что Хабенский – очень малопьющий актер. Но, как выяснилось в ходе интервью, и на старушку бывает прорушка. В частности, актер рассказал о своей дружбе с Михаилом Ефремовым, опыт общения с котороым позволил вывести различия между московской и питерской актерскими школами.

«Когда мы снимались с Михаилом Ефремовым, он подходил и предлагал выпить. Я отвечал, «Давай, после съемок». Он возражал, после съемок нельзя, у него теща приехала. Когда в очередной раз Миша подошел, я сказал: не могу, потому что у нас разная актерская школа, у тебя московская у меня питерская. «Это как»? – спросил Миша. «Вы, москвичи, работаете под легким шофе, а мы – с большого бодуна», — ответил я. Надо сказать, что Миша очень принципиален в вопросах школы. Но эта формулировка мне самому понравилась. Поэтому иногда я перехожу на легкую московскую школу».

Бывало ли, когда вы выпивали перед спектаклем и ходили под газом, — полюбопытствовал Дудь.

Актер не стал отпираться: У нас были гастроли с антрепризным спектаклем «Смерть Тарелкина». Поехали в Ригу… почему-то через Минск, там было дико холодно… И мы решили выпить по коньяку, а в театре меня развезло. Выйдя на сцену, я услышал звонок мобильника за кулисами, в трех метрах от меня. Пошел туда разбираться… Меня ловили, успокаивали, говорили, что негодяй пойман и обезврежен. Все стали спасаться, перекидывать мои реплики. А я разговаривал с ними на непонятном медузьем языке… На следующий день мы опять играли. И мне понравилась реакция звуковиков и светиков, они сказали: о, надо же, совсем другой спектакль.

Рассказ о последствиях возлияния Хабенский резюмировал так: «Есть люди, которые прекрасно работают при помощи этого инструмента, а я не могу. Попавшись в этот капкан разочек, больше этим не занимаюсь».

Константин не любит выпивать на съемках.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

О ХИТРОСТЯХ «СОБИБОРА»

3 мая на большие экраны выйдет фильм «Собибор», режиссером которого стал Константин Хабенский. В фильме рассказывается история побега из лагеря смерти, совершенная под руководством советского заключенного Александра Печерского. В интервью Дудю Хабенский признался, что во время работы над фильмом открыл для себя много новых и неожиданных моментов.

«Для меня большим откровением было озвучание. Мы говорим не об озвучании актерском, а саунд-дизайне, когда из бытовых звуков вырастает непонятная мелодия, — объяснил Хабенский. — Например, я хотел услышать звук луча, прожектора. Не скрип шарнира, а звук света, сжирающего кислород вокруг. Я хотел услышать как ходит один из главных нацистов, начальник лагеря, которого играет Кристофер Ламберт.

Хабенский признался, что поставил перед мастерами саунд-дизайна сложную задачу. Он хотел, чтобы по скрипу сапог начальника лагеря зритель в зале мог догадаться, о чем думает нацист. Специалисты предлагали режиссеру множество вариантов, однако все было не то и не так. Наконец, Хабенский услышал то, что ему надо. Просиявший саунд-дизайнер улыбнулся и ответил:

«Знаете, Константин, я подложил под скрип сапог жужжание однокрылой мухи».

— Я по натуре гадский человек, — признался Хабенский Дудю. – Своим коллегам я бы сказал: простите, это жужжание летнего или зимнего периода? но я сдержался, И просто ответил этому раскрывшемуся передо мной человеку, большому ребенку: спасибо большое.

О ТОМ, КАК ОБРАЩАЛСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ БОЛЬНОЙ ЖЕНЕ К ЗНАХАРЮ-ШАРЛАТАНУ

Финальная часть разговора Хабенского с Юрием Дудем была посвящена страшным событиям: смерти его первой жены Анастасии Смирновой, от которой, как признался Хабенский, он не оправился до сих пор. На вопрос Дудя, рассказать алгоритм действия человека, который узнал что его близкий заболел раком, Хабенский неожиданно ответил:

— Обратиться в фонды, к людям, которые занимаются профессионально. Не к знахарям.

Актер рассказал, что совершил ошибку, когда сам обратился к одному такому «специалисту» из Бишкека. «В свое время через этого человека прошел Александр Абдулов. И я полетел в другую страну, в Бишкек. Полетел, чтобы встретиться с ним… Привез его в Москву… Мы пользовались всеми его прибамбсами и примочками, и это была большая ошибка, которая стоила второй операции.

Напомним, в 2000 году журналистка Анастасия Смирнова и Константин Хабенский заключили брак. В 2007 году у них родился сын Иван. «В тот день я снимался, не мог быть с ней. Я звонил врачам, а сам был на съемках и нельзя было уйти, потому что собралось огромное количество людей, которые не могли приехать в другой день. Мне позвонили и обрадовали… А потом…»

Хабенский с женой в 2006 году.Фото: ТАСС

Тогда же стало известно о страшном диагнозе: опухоли головного мозга. «Если бы мы сняли в кино – никто бы не поверил что такое может быть, — признался Константин в интервью. — В день рождения сына обнаруживается страшный диагноз у матери… страшный сгусток событий эмоций в которые трудно поверить».

Новообразование удалили, случился рецидив, лечение не принесло резулььтатов. В январе 2008 года Анастасии не стало. Как вспоминает Константин Хабенский, болезнь обнаружили слишком поздно: «Врачи не предполагали ничего такого, все сваливали на беременность…»

Актер отмечает, что он и по сей день не готов отпустить ситуацию, однако совет одного из друзей – позволил ему найти успокоение.

«Что ни делается, все к лучшему. Возможно, если бы раньше нашли (опухоль, — прим. ред.) – не факт, что Ванька был бы на свете… Один умный человек, который повстречался в жизни, сказал: если ты будешь носить за собой якоря сомнений – далеко не уйдешь. Еще раз посмотри в свои сомнения и пойми, что ты сделал правильный выбор».

Хабенский отметил, что сын Иван, проживающий в Барселоне с бабушкой, знает обстоятельства смерти своей матери.

«Эти разговоры были, и периодически происходят. Бабушка говорит постоянно, что случилось. Бабушка у нас взяла функцию мамы. Сын понимает, что она и бабушка, и мама. Он знает, что случилось и боится с этим столкнуться».

На вопрос ведущего «О чем вы мечтаете», Хабенский ответил:

«Мечтаю, чтобы и сын и дочка в какой-то момент сказали: ты молодец».

Популярный актер женат на коллеге по МХТ Ольге Литвиновой. В 2016 году у них родилась дочь.

ЛУЧШИЕ ФРАЗЫ ХАБЕНСКОГО ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ С ДУДЕМ

Об актерах

Логика многих актеров такова: покажите мне, что нужно сделать – и я попробую сыграть так, что вы скажете. Но это не соавторство. Мой мастер учил меня саморежиссуре, соавторству, не быть беспомощными.

Европейские и американские школы больше дисциплинированы, больше доверяют режиссеру. В нашей стране меньше толковых режиссеров, поэтому моим коллегам надо проявлять больше инициативы.

О Табакове

«Пора, пора мотор из жопы-то вытаскивать». Это была самая правильная рекомендация Олега Табакова. Это значило, что пора брать содержанием… Очень точно и без всяких лекций и нотаций.

О Пореченкове

Ваш друган Миша Пореченков несколько лет назад попал в скандал после того, как стрелял на Донбассе. У вас был с ним разговор после этого?

Да. Моя позиция такова: что не надо иметь друзей, которые позволили дали возможность поучаствовать в этой глупости. Миша — человек очень добрый, впитывающий в себя. Это хорошо для актера, но для человека его масштаба – вредно. Я спросил, а где были ребята, которые тебя привезли? Он сказал: а их не впустили. Как так могло произойти? Это самый главный вопрос.

Почему я не уеду

Наверное, меня останавливает мною же придуманное правило: на языке я должен дышать. Но я не дышу на немецком, французском…

Я сверяю часы по…

Часам тех людей, которых уважаю. Я уважаю Олега Янковского. Я встречался с ним, и он меня не разочаровал. В разных ситуациях я задаю вопрос: а как бы Олег Иванович отнесся к тому или иному предложению.

Мой любимый зарубежный город:

Киев

У Владимира Путина я бы спросил:

Чем помочь?

Хабенский — Метод-2 , Мединский и Брэд Питт / вДудь.Интервью Константина Хабенского Юрию Дудю

«Полный рот крови»: Хабенский рассказал о своем поцелуе с Анджелиной Джоли

Поцеловать Анджелину Джоли мечтают многие мужчины планеты. Константин Хабенский — один из тех счастливчиков, кому довелось это сделать: российский актер снимался вместе с голливудской дивой в фильме режиссера Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». Картина вышла на экраны в 2008 году. Роль в ней Хабенскому досталась небольшая, но яркая: несколько коротких сцен, последняя из которых заканчивается смертью его экранного персонажа — бывшего подрывника. Правда, перед этим к его губам успевает приложиться героиня Джоли. Об этом моменте Константин рассказал в интервью видеоблогеру Юрию Дудю. ()

Константин Хабенский: «Мы делаем дело, которое намного важнее театра и кино»

За рамками кампаний по продвижению фильмов Константин Хабенский очень редко дает интервью. Он довольно закрытый человек и, если соглашается на разговор, то охотнее рассказывает о деятельности своего фонда, помогающего детям с онкологическими заболеваниями головного мозга. О себе говорить любит меньше.

С нами актер и режиссер поделился мыслями о том, с чего начинается благотворительность, рассказал об отношении к кинонаградам, режиссуре, молодых актерах и народной любви. Компанию Хабенскому во время интервью составила команда фонда — в скором времени мы подробно расскажем про работу его сотрудников.

— В 2018 году фонду вашего имени исполнилось десять лет. Вы создали очень эффективную организацию, цифры впечатляющие. Как думаете, дело в грамотном управлении или все-таки еще и в том, что фонд назван вашим именем?

— Скажем так, имя напрямую зависит от профессии. Чем точнее и честнее я буду работать, тем больше пользы принесет фонду мое имя. И наоборот. Все остальное — это заслуги команды, которая собралась и выстроила очень правильный бизнес-план. Конечно, его порой нужно модифицировать, чтобы разобраться, где подгазовать, где пересмотреть цифры сбора, куда направить финансы. Это все — заслуга людей, и, честно говоря, я поражаюсь, как они это делают.

— Но есть ощущение, что и громкое имя тоже много значит. Может, публичным людям, которые решили вдруг создать благотворительную организацию, не нужно стесняться и сразу давать ей свое имя? Мне кажется, это эффективный прием и ничего нескромного в этом нет.

— Это дело каждого: хозяин — барин. Но смотрите, я ведь много чего не могу себе позволить, учитывая, что мое имя связано с фондом. Не могу делать каких-то шалостей, глупостей, сумасшедших поступков, которые в моем возрасте я бы еще мог совершать. Но понимаю: я не один. Нас много, и мы делаем дело, которое намного важнее театра, кино, телевидения.

© Фото: Георгий Кардава / Стилист: Василиса Гусарова (@Sputnik Supervision) / Ассистент стилиста: Татьяна Мамаева (@Визибл)

— У вас в целом образ очень серьезного человека, который не может себе позволить лишнего.

— Те, кто знает меня близко, никогда не скажут, что я очень серьезный человек. Возможно, дело в том, что я никогда не хожу на передачи, где нужно рассказывать о себе и рвать тельняшку на груди. Вообще актеры, режиссеры — это люди, которые всегда остаются где-то в тени. Они выходят из нее, показывают себя либо в больших интервью, либо когда играют роль, а потом опять прячутся. Так что, если мой фасад создает какое-то ощущение, я не буду ничего менять. Не буду бегать, прыгать и убеждать всех, что я смешной или серьезный, накачанный или толстый — неважно. Я вот такой, какой есть. Занимаюсь тем, что мне интересно и что считаю правильным.

Вы наверняка понимаете, что работать в благотворительном фонде — это не самая веселая вещь. Когда родители сталкиваются с болезнью ребенка, они часто совершенно теряются. К ним нужно найти подход, правильные слова, чтобы они собрались с мыслями, с духом. Чтобы их апатия не навредила ребенку. Чтобы они были проводниками позитива и веры в победу. Кроме того, мы постоянно общаемся с бизнесом — крупным, средним и мелким, — представители которого знают, что благотворительность — это, конечно, хорошо. Но не у всех из них есть понимание, что она необходима. Поэтому переговоры с ними могут занимать даже не месяц-два, а несколько лет.

Мы всегда стараемся донести до них, что благотворительность — это не только собрать вместе с коллегами подарки детям на Новый год. Благотворительность — это такая штука, которая вообще может лежать в основе того, как компания о себе думает и о себе говорит. В конце концов, всегда приятнее купить ту бутылку воды, деньги от продажи которой кому-то помогут, или пойти работать в то место, где помощь детям, участие в благотворительных проектах, забота об окружающей среде — среди основных ценностей. Думаю, что через 10, 20, 30 лет мы будем жить в мире, где никому это и объяснять не придется. А пока мы всегда готовы.

1 из 6 На фото слева направо:
Ольга Желудкова, детский онколог, председатель экспертного совета Благотворительного Фонда Константина Хабенского.
Елизавета Богомолова, руководитель программы «Адресная помощь» фонда.
Екатерина Бартош, исполнительный директор фонда.
Алена Мешкова, директор фонда.
Константин Хабенский © Фото: Георгий Кардава / Стилист: Василиса Гусарова (@Sputnik Supervision) / Ассистент стилиста: Татьяна Мамаева (@Визибл) Ольга Желудкова © Фото: Георгий Кардава / Стилист: Василиса Гусарова (@Sputnik Supervision) / Ассистент стилиста: Татьяна Мамаева (@Визибл) Елизавета Богомолова © Фото: Георгий Кардава / Стилист: Василиса Гусарова (@Sputnik Supervision) / Ассистент стилиста: Татьяна Мамаева (@Визибл) Екатерина Бартош © Фото: Георгий Кардава / Стилист: Василиса Гусарова (@Sputnik Supervision) / Ассистент стилиста: Татьяна Мамаева (@Визибл) Алена Мешкова © Фото: Георгий Кардава / Стилист: Василиса Гусарова (@Sputnik Supervision) / Ассистент стилиста: Татьяна Мамаева (@Визибл)

Фонд Хабенского существует с апреля 2008 года.

За это время:

  • адресная помощь была оказана более 2000 детей с опухолями мозга
  • свыше 7000 семей, столкнувшихся с болезнью, получили психологическую поддержку
  • более 5500 врачей при поддержке Фонда приняли участие в образовательных проектах
  • были совершены 47 поставок высокотехнологичного медицинского оборудования в 9 клиник Москвы и Санкт-Петербурга

Узнать больше о работе фонда и помочь можно .

— Вы до сих пор жертвуете собственные деньги в фонд?

— Конечно.

— А у вас есть какие-то особенные правила — с чего вы жертвуете, а с чего нет? Например, только с доходов от рекламы.

— У меня таких правил нет. Помимо съемок, рекламы существуют выступления и концерты, какие-то большие слеты, с которых я ничего не получаю: все идет в фонд. Иногда я даже не знаю, о какой конкретно сумме речь. Но поскольку я не себе беру деньги, цифру порой можно ставить практически любую. Если большие компании понимают, что выручка в итоге попадает в фонд, они с удовольствием на это идут.

— Что вообще мы все должны сегодня знать про благотворительность? То, чего еще по каким-то причинам не знаем.

— В первую очередь то, что это не разовая история. Что это непросто для тех, кто работает внутри. Ко мне неоднократно приходили с вопросами люди, которые тоже хотели организовать свой фонд. Но, пообщавшись с нашей командой, узнав все этапы становления такой организации, многие отказывались от этой идеи и просто становились друзьями или помощниками какого-нибудь фонда. Я, может быть, глупую сейчас ассоциацию приведу, но нельзя взять собаку из приюта, а потом отдать ее обратно. Если уж взял — то взял.

Не буду говорить, какие плюсы дает такая деятельность с человеческой точки зрения. Чувство внутреннего достоинства — это максимум, больше ничего не нужно. Иногда даже «спасибо» не требуется. Оно все равно читается в глазах родителей, детей, которым ты вдруг стал полезен и которые потом живут своей прекрасной жизнью. Они вылечились и идут дальше. И слава богу. У нас в фонде каждый месяц появляется порядка 25–30 новых подопечных. Так что я многих даже не знаю лично. Но иногда на гастролях, после спектакля, ко мне подходит какой-нибудь человек и говорит: «У нас все замечательно, ходим в школу». И я догадываюсь, что, видимо, мы смогли этой семье помочь.

Есть еще момент. Сегодня благотворительные организации в нашей стране — я имею в виду наш и еще несколько крупных, профессиональных, больших и, можно сказать, смелых фондов — развиваются, растут и крепнут довольно быстро. И важно помнить одну вещь. Что, по сути, отправляя 100, 1 тыс. или 100 тыс. рублей в такой фонд, ты не просто облегчаешь чьи-то страдания. Ты не просто позволяешь конкретной маме поверить, что ее ребенок выберется. Ты меняешь целую систему. Часто неповоротливую, всегда несовершенную — но систему, которая обязательно станет лучше, в том числе благодаря тебе. Мне хотелось бы, чтобы каждый, кто только начинает помогать или уже давно это делает, помнил об этом. Просто не забывал, частью какой огромной работы становится и он сам.

© Фото: Георгий Кардава / Стилист: Василиса Гусарова (@Sputnik Supervision) / Ассистент стилиста: Татьяна Мамаева (@Визибл)

— Мы с вами ведем этот разговор прямо накануне церемонии «Оскар» (24 февраля). Фильм «Собибор», который вы сняли как режиссер, в итоге не попал в финальный список номинантов. Вас это огорчило?

— Ну, я прошел через этот этап, постаравшись сосредоточиться на размышлениях о дальнейших планах. Все случилось так, как случилось, но то, что фильм попал в лонг-лист, уже неплохо.

— Некоторые молодые российские актеры в своих интервью достаточно смело и открыто говорят: «Да, я хочу получить однажды «Оскар». Вот тот же Александр Петров, например. Вы хотите?

— Я бы не отказался. Один наш современник, мой коллега, сказал когда-то очень правильную фразу: «Я спокойно отношусь к каким бы то ни было наградам и призам, но получать их чертовски приятно».

— А к государственным наградам и званиям как относитесь? Вы же официально народный артист России.

— Сейчас, скажем так, ужесточили требования в плане числа людей, которые могут такое звание получить. Мне кажется, это очень правильно. Точных данных я вам не приведу, но если говорить о пропорциях, то в Советском Союзе с того момента, как было учреждено звание народного артиста СССР (6 сентября 1936 года. — «РБК Стиль»), его удостоились, допустим, около тысячи человек. И примерно столько же получили нынешнее высшее звание народного артиста РФ за конец 1990-х и 2000-е. Так что оно сегодня немного обесценилось.

На мой взгляд, нужно сделать одну простую вещь. В Москве, Питере и других больших городах у актеров больше возможностей быть замеченными и при желании получать какие-то государственные награды. Но существуют и другие города, где тоже есть театры, и в них тоже работают люди: честно, на протяжении всей жизни отдают себя профессии. Так что можно просто приезжать в такие города и спрашивать прохожих на улицах, знают ли они того или иного актера. И если какой-то процент ответит: «Да, знаем», это и будет показателем для артиста. Еще один мой коллега (его уже, к сожалению, нет с нами) говорил: «Дорогой мой, будь ты хоть народным, хоть заслуженным, все равно нужно каждый раз выходить на площадку и доказывать, что ты именно тот, а не кто-то другой».

© Фото: Георгий Кардава / Стилист: Василиса Гусарова (@Sputnik Supervision) / Ассистент стилиста: Татьяна Мамаева (@Визибл)

— Давайте еще немного поговорим о молодых актерах. С ними, как мне кажется, сегодня есть следующая проблема: появляются молодые мегазвезды, их неистово снимают в фильмах-блокбастерах, а потом вдруг фокус смещается и появляется кто-то новый. А следом еще один. Все это немного стало напоминать конвейер. На этом фоне вы выглядите постоянной величиной. Что вы об этом думаете?

— Мне кажется, ребятам просто предлагают работать — и они работают. Наверное, кто-то стремится сняться в 99 фильмах из сотни, а кто-то выбирает другую политику, более точечную. Но и в первом, и во втором случае только время покажет, насколько человек предан профессии и насколько серьезно он занимается делом. Сложно удержаться и долго оставаться действительно интересным — и себе, и зрителю, и другим актерам. С одной стороны, тем, у кого много предложений, повезло больше, а с другой — этому поколению сложнее, потому что можно всем очень быстро надоесть.

— Вы говорите, сложно удержаться. А трудно было удержаться от режиссерских амбиций? Я сейчас имею в виду «Собибор».

— Наверное, просто пришло время попробовать реализовать свои амбиции. Проверить, что я представляю собой как человек, которому нужно выстраивать отношения с коллегами, находясь у монитора.

— Но ведь режиссер — это, как ни крути, еще и менеджерская работа. Вы в одном из интервью говорили, что не очень руководящие должности жалуете. Речь шла, правда, о театре, но тем не менее.

— Менеджерская? Ну, не знаю. Не согласен. Режиссеры бывают разные, но в первую очередь эта позиция предназначена для человека, который может с помощью своей увлеченности, своего азарта, своего видения повести за собой определенное число людей: актеров, операторов, постановщиков и так далее. В любом случае есть команда, которая соглашается идти за одним человеком, довериться ему и разделить его взгляды на сценическое или кинематографическое пространство.

— Тем не менее театром, как вы говорили, руководить вам не хотелось бы.

— Говорил, да? Вообще актер — это человек, который по большому счету предоставлен сам себе. Да, есть артисты менее свободные с точки зрения расписания и возможности выбора. А есть те, кто может позволить себе выбирать, и это, наверное, мой случай. Когда тебе предлагают руководить каким-то объединением — будь то театр, съемочная площадка, студия, — предполагается, что ты должен задумываться над перспективами роста других людей, задавать направление их развитию. А это уже дополнительная ответственность.

Ты не просто позволяешь конкретной маме поверить, что ее ребенок выберется. Ты меняешь целую систему.

— Опять же в одном из ваших интервью меня зацепила такая фраза: «Я однажды не хочу превратиться в какого-нибудь оскароносного, недоступного и ни хрена не понимающего творца, который будет объяснять всем, как надо жить». Много ли таких примеров в российском кинематографе: людей, которые теряют связь с реальностью?

— Случаются.

— А как не потерять эту связь, оставаясь публичным человеком?

— Реальность теряется, когда расходятся друзья. А они расходятся в тот момент, когда тебя покидает чувство юмора, самоирония. Тогда человек начинает отрываться от действительности и превращаться в прекрасное облако.

— И в такой ситуации вы говорите себе: «Костя, остановись»? Бывало такое?

— Да, конечно. Бывают моменты, за которые мне стыдно. Я, как мне кажется, был правильно воспитан папой и мамой, друзьями, поэтому такие чувства испытываю. Не буду говорить о конкретных случаях, но они есть, они со мной живут. Другое дело, что на них можно посмотреть и с иной стороны: например, разобраться, что они мне в результате дали.

— Объясню, почему спрашиваю вас об этом. Бывает тип людей, о которых все думают: вот он сейчас нам все расскажет про жизнь. Есть ощущение, подкрепленное небольшим опросом, который я провел перед интервью, что вы принадлежите к тому самому типу людей. От которых ждут какой-то житейской мудрости. Что вы сейчас что-то нам всем скажете, и мир изменится к лучшему… Вы вообще встречали такую точку зрения о себе и что вы об этом думаете?

— Я в этом не виноват, но такое о себе слышал. Иногда я даже этим пользуюсь. Внаглую пользуюсь, когда надо пустить пыль в глаза.

— При этом глупые вопросы как будто бы рядом с вами звучат еще глупее, неуместные шутки — еще неуместнее.

— Наверное. Раньше глупые вопросы я проглатывал и пытался как-то сгладить углы, а теперь иногда могу возмутиться. Да, может быть, это неинтеллигентно, негуманно по отношению к людям вашей профессии, но мне уже не хочется тратить время на глупые вопросы, и порой приходится это подчеркивать. Но поскольку я в последнее время не так часто общаюсь с вашей братией, журналисты мне попадаются очень неплохие.

— Вас довольно часто спрашивают, почему у вас нет страницы в социальных сетях. Это позиция, и она достойна уважения. Тем не менее соцсети — действительно новая реальность, как к ней ни относись. Там много чего происходит, много чего обсуждается — да, куча мусора, но есть действительно важное…

— Иногда я думаю: «Эх, жалко, что меня там нет». Понимаю, что два-три предложения могли бы помочь мне, моим друзьям, каким-то проектам. И все-таки я не очень умею общаться в этом пространстве. Там есть какая-то своя логика, и я не вижу за нею людей, не понимаю, с кем веду диалог. Мне нужна физическая оболочка. Точно так же театр — живое дыхание, живой диалог. А кино сложнее в тысячу раз, потому что в этом случае ты работаешь по большому счету в стену. Ну и нельзя сказать, что в соцсетях меня нет совсем: есть, например, инстаграм моего благотворительного фонда и инстаграм моей жены, откуда, в общем-то, всегда можно узнавать и про мои новости тоже.

© Фото: Георгий Кардава / Стилист: Василиса Гусарова (@Sputnik Supervision) / Ассистент стилиста: Татьяна Мамаева (@Визибл)

— Народная любовь — бремя или счастье?

— Народная любовь — это хорошо и важно. Одна из составляющих нашего ремесла заключается в том, что актера должны знать в лицо. Пусть не целая страна, даже не один какой-то город, а хотя бы несколько человек. У тебя должны быть свои зрители. А дальше срабатывает эффект накопления, который не всегда от меня зависит: он достигается за счет телевидения, кино, интернета, рекламы той же.

— При этом вы точно не производите впечатления человека, который снимает с этого сливки. У вас образ абсолютного бессребреника. Материальные ценности что для вас значат?

— Вы знаете, в процессе жизни какие-то псевдоценности от меня отлетели, соскреблись. Осталось только самое важное. Но вообще материальные штучки-дрючки тоже играют роль. Начнем с того, что на мне висит очень большая семья, и неплохо бы ей помогать. С другой стороны, хорошо личным примером показывать, что можно работать в благотворительных проектах, полностью отдавая выручку в фонд. Тут очень сложная штука: нельзя собирать миллионы для других людей, когда ты сам сильно обременен. Те, кто получает достойную зарплату, будут более плодотворно в этом направлении работать. Так что я к материальным благам отношусь хорошо: я ими делюсь.

— Ваш фонд отметил десятилетний юбилей. Это значительный срок, а люди любят мерить такими сроками свою жизнь. Вы не жалуете соцсети, но по ним недавно прокатилась волна воспоминаний под условным названием «Я десять лет назад». Каким десять лет назад были вы?

— Бодрым, много работающим, иногда даже чересчур много. Человеком, участвующим в гонке.

— А вам самому чувство ностальгии насколько знакомо? Вы ностальгируете по чему-либо?

— Нет. Хотя иногда я, пожалуй, ностальгирую по каким-то проектам. Может быть, люди, с которыми мы тогда работали, с течением времени изменились, поросли бытовым мхом, но я до сих пор помню их и поддерживаю с ними связь. Правда, ностальгия по тому прекрасному времени — она не тянет якорем обратно, а заставляет более внимательно относиться к тем предложениям, которые поступают.

Прошлый год стал десятым для фонда, и в то же время мы делали «Собибор», шли съемки «Метода», было очень много работы. В какой-то момент я осознал, что у меня не хватает сил ни на что. Как-то мне удалось дотянуть до декабря, и вот сейчас я наконец замечаю, что не работаю. Нет, я служу в театре, у меня идут спектакли, я снялся в маленькой дипломной работе у студентов. Но это все — чтобы не терять форму. К молодым, талантливым ребятам я отношусь с большим уважением, потому что со многими либо в жизни, либо на площадке общался. Сегодня такой навал работы — не только актерской, но и режиссерской, продюсерской. Нужно делать выбор, и он перед ними встанет так же, как стоит все время передо мной. Очень сложно понять, что тебе хочется сделать дальше.

Благодарим за прически и макияж стилистов салона Aldo Coppola Екатерину Хван, Зину Сакович и Виолетту Павлову.

Все тайны Константина Хабенского

Недавно Константину Хабенскому исполнилось 40 лет. Сложно поверить, что ему, нынешней звезде МХТ, пришлось поработать уличным музыкантом, монтировщиком в студии и даже полотером и дворником.

Сейчас он возглавляет рейтинг самых оплачиваемых российских актеров. Константин Хабенский немногословен, он редко о себе говорит. Тема личной жизни для него вообще закрыта.

Мы опросили множество людей, с которыми судьба сталкивала актера в разные годы, съездили в его родной Петербург и узнали о юбиляре много интересных вещей.

Константин Хабенский от А до Я:

А. Анастасия

В конце 90-х Костя влюбился в ослепительную журналистку Анастасию. Поклонников у нее на тот момент было море. Но она остановила свой выбор на нем. В загс молодые прибежали в джинсах, расписались и побежали каждый по своим делам. После работы договорились посидеть в кафе и вдвоем отметить свой праздник, но по иронии судьбы разминулись. Многие сочли это мистическим предзнаменованием.

В сентябре 2007 года у пары родился долгожданный первенец Иван. Вместе с радостным событием в дом пришла беда. У Насти обнаружили опухоль мозга. В декабре 2008 года молодая, цветущая женщина умерла.

Б. Благотворительность

После смерти супруги Константин Хабенский начал заниматься благотворительностью. Его телефон стал «службой спасения» для тех, кто лечит детей от рака. Порой людям трудно разобраться, куда деться со своей бедой. Хабенский помог нескольким несчастным матерям – договорился о приеме их детей у столичных врачей. Он активно дает благотворительные концерты.

В. Ваня

Сыну Хабенского Ване в этом году исполнится пять лет. После смерти Насти ее мама забрала внука в Лос-Анджелес. Константин летает к нему в Штаты. По весне, как только выглядывает солнышко, он забирает ребенка к себе.

Г. Гордость

Первые свои деньги Хабенский получил, трудясь дворником. На тот момент он бросил техникум авиационного приборостроения. До поступления в ЛГИТМиК он не попросил у папы с мамой ни копейки. Наоборот, смог вложить заработанные метлой деньги. На свой скромный капитал он купил гитару и пошел петь в переходе. Друзья юности актера рассказывают, что он был страшно горд своей самостоятельностью.

Д. Дом

Первый свой дом Хабенский обрел в Москве. Следом за Михаилом Пореченковым он купил квартиру на Госпитальном валу. В семейном гнездышке Костя с любимой женой планировали жить долго и счастливо. Надеждам не суждено было сбыться: Настю затравила соседка. Причиной конфликтов послужил ремонт, в ходе которого случилась протечка и залило нижний этаж. Порядочный Костя все с лихвой оплатил, но бестия не унималась. Супруги бросили злополучную жилплощадь и сняли жилье за городом. Сейчас эту квартиру актер сдает.

Е. Еда

В еде наш герой неприхотлив. С детства обожает мамин борщ. В студенческие годы очень любил пирожки, которые продавали в знаменитой пирожковой на улице Белинского возле театрального института. Последнее время отдает предпочтение рыбе, блюдам из морепродуктов. Ужинает часто сыром с красным вином.

Ж. Журналисты

С журналистами актер общается разве что на пресс-конференциях по просьбе продюсеров. На пресс- конференцию по поводу выхода фильма «Ирония судьбы. Продолжение» он пришел после похорон жены. Убитый горем, он держался молодцом: отвечал на все вопросы и даже нашел силы улыбаться фотографам.
З. Зибров

Андрей Зибров и Константин Хабенский дружат со студенческих лет. В 2010 году Андрея серьезно ранили хулиганы. Он лишился глаза. Хабенский с Пореченковым первыми пришли ему на помощь. Они собрали на лечение 20 тыс. долларов, подключили связи для скорейшей поимки преступников.

И. «Ирония судьбы. Продолжение»

В сиквеле картины Эльдара Рязанова режиссер Тимур Бекмамбетов предложил актеру роль Кости Лукашина, сына Жени. Гонорар за картину Хабенский планировал вложить в строительство дома, но все деньги пришлось отдать на лечение жены.
К. Константин

Константин Хабенский родился в Ленинграде 11 января 1972 года в семье инженера и преподавателя математики. С детства проявлял способность к точным наукам, занимался музыкой. Со временем стал тяготеть к гуманитарным дисциплинам. Родителям маленький Костик не доставлял неприятностей. Он был покладистым и исполнительным. Но рано начал интересоваться девочками.

Л. Лиза

Константину Хабенскому приписывают роман с Лизой Боярской. Говорят, что девушка влюблена в него с детства. Дважды они играли в кино влюбленных. В «Адмирале» он – Колчак, она – Анна Тимирёва, в «Иронии судьбы. Продолжение» он – Костя Лукашин, она – Наденька-младшая.

М. Мама

Мама Константина Татьяна Геннадьевна по специальности инженер-гидролог. После трагедии в семье сына переехала из Петербурга в Москву. Она помогает своему Костику по хозяйству. Очень душевная и приятная в общении женщина.

Н. Наталья

Старшая сестра Константина Наталья в Петербурге была солисткой еврейского ансамбля. Яркая, красивая девушка великолепно исполняла музыку Средневековья. Наталья вышла замуж и уехала в Германию.

О. Ошибка

После института Константина звали сразу в несколько театров, но он отправился в Москву служить в «Сатириконе». Здесь его заняли всего в двух спектаклях. Он понял, что выбор его ошибочный. Через год актер вернулся в родной Питер, где его взяли в Театр Ленсовета.

П. Пореченков

Михаил и Константин знают друг друга более двадцати лет. На момент болезни жены лучшего друга Пореченков, являясь продюсером фильма «Сказка XXI», где играл Хабенский, прервал съемки. Он понимал, что другу надо быть не на съемочной площадке, а у постели больной жены. Костя срочно вылетел в Америку, где его любимая находилась на лечении. Вместе с ним в Америку Миша отправил свою маму для помощи больной и моральной поддержки друга.

Р. Романы

Спустя год после похорон жены Хабенский появился в компании бывшей солистки группы «Лицей» Лены Перовой.

– Она похожа на Настю своим обаянием и жизнелюбием, – заметили приятели актера. – Лена вполне может составить нашему Костику замечательную партию.

Но, несмотря на смелые прогнозы относительно свадьбы, пара вскоре перестала вместе выходить в свет. Затем газетные полосы запестрели заголовками, что вдовец закрутил головокружительный роман с владелицей косметической фирмы из Екатеринбурга Ангелиной Копп. Через несколько месяцев Константину приписали новые отношения – с журналисткой Викторией. Сейчас в столичных богемных кругах часто обсуждают роман Константина с Лизой Боярской.

С. Секс-символ

Успехом у прекрасного пола Константин пользовался с тех самых пор, как появился на сцене. Сияющие глаза, обаятельная улыбка, искренность – устоять перед его чарами решительно невозможно. Он не раз попадал в десятку самых сексуальных мужчин страны. Актер отшучивается: «Не вижу в этом ничего странного. Я ведь работаю для того, чтобы меня хотели!»

Т. Толстопальцево

В подмосковном поселке Толстопальцево клонит в сон от свежего воздуха. Этот чудный уголок Хабенские выбрали для загородного дома. Костя размахнулся на строительство особняка в 300 квадратных метров. Дом получился роскошный. Но жить счастливой семье там было не суждено. Лечение супруги требовало много средств, коттедж пришлось продать, чтобы вернуть долги. После смерти Насти Костя переселился в дом гораздо скромнее.
У. Убойная сила

Сериал Сергея Снежкина про будни оперов сделал питерского актера Костю Хабенского знаменитым. В «Убойной силе» он сыграл грустного интеллигентного опера Игоря Плахова. После нескольких серий его начали узнавать на улице, посыпались предложения от режиссеров.

Ф. Фамилия

С 1415 года в Киевской области известно местечко Хабное. Жившие там евреи получили при Екатерине Великой фамилию Хабенские или Хабнеры. До этого у евреев не было фамилий, а только имена и отчества. Стало быть, предки Константина Юрьевича жители этих мест.

Х. Характер

Константин Юрьевич интроверт. По словам окружения актера, с малознакомыми людьми он застегнут на все пуговицы, насторожен, колюч, всюду ищет тайные подтексты. Интервью с ним напоминает игру в поддавки или путешествие по минному полю – никогда не знаешь, где рванет в следующий раз! Сам себя считает стеснительным человеком.
Ц. Цель

Преуспевающий артист хочет попробовать себя в режиссуре. В марте в Приморском краевом драмтеатре он поставит «Белую гвардию». Визит во Владивосток он откладывает с сентября из-за съемок в картине с Джонни Деппом. Помимо этого, в планах актера – открытие в столице Приморья благотворительной актерской школы.

Ч. «Чайка»

В спектакле «Чайка» Хабенскому пришлось страстно целоваться на глазах своего худрука Олега Табакова с его женой Мариной Зудиной. В обновленном спектакле летом прошлого года очаровательная Марина сыграла Аркадину, а Хабенский – Тригорина.

– Думаю, – рассказывает Зудина, – что с другим актером я вряд ли бы согласилась на тот смелый рисунок (т.е. эротическую сцену. – Авт.), который предложил для моей героини режиссер Константин Богомолов в «Чайке»…
Ш. Шалости

В студенческие годы Хабенский, Пореченков и Трухин любили пошалить. Например, сокурсники помнят, как друзья, поспорив на трешку, прыгали в холодную Мойку с моста. Студентов-весельчаков забавляла реакция прохожих, когда они ходили на руках по Аничковому мосту.
Щ. Щедрость

Юбиляр считает себя щедрым человеком.

– По-моему, щедрый человек – это тот, который нежадный, – говорит актер.

По его мнению, денежные знаки играют немалую роль в самочувствии, но всех денег не заработаешь.

Э. Эрнст

Тезка актера, генеральный директор «Первого канала» признавался, что Хабенский – один из его любимых артистов. Узнав о болезни Насти Хабенской, Эрнст единовременно перечислил 300 тысяч долларов на ее лечение.
Ю. Юмор

Друзья юбиляра отмечают у него чудесное чувство юмора. Актеры, которые работали с ним на одной съемочной площадке, рассказывают, как он любит «колоть» и приходит в восторг, как ребенок, если его грамотно и тонко «раскололи» коллеги.

Я. Язык

В фильме «Выкрутасы» Хабенский, Йовович и Ургант вовлечены в любовный треугольник. По сценарию Мила выбирает Константина. Актер быстро нашел общий язык со звездой Голливуда.

– С Милой у меня не было языкового барьера, – признался Хабенский. – Английский у меня не очень хороший – так сказали бы русские люди, услышав, как я говорю по-английски. Страшно подумать, что англичане могут сказать о моем английском! С Милой мне повезло. Она пыталась привить мне некоторые языковые навыки.

В свою очередь голливудская дива не жалела громких слов в отношении партнера.

– Мне было приятно целоваться с Хабенским, – призналась Мила. – Пожалуй, с Костей у меня был самый продолжительный поцелуй за всю мою историю в кино. Это было жарко!

Марианна Фролова

Константин Хабенский: «У нас много людей, кричащих «Стоп, снято!», но не имеющих отношения к режиссуре»

Народный артист — о продвижении российского кино за рубежом и о том, как аукаются актерам их роли

Фото: Максим Платонов

Константин Хабенский побывал в Казани — в арт-резиденции «Артхаб» он провел мастер-класс на тему: «Режиссер начинается с выбора темы». «Реальное время» воспользовалось случаем и побеседовало с актером и режиссером о том, куда и зачем движется отечественный кинематограф.

«Чтобы продвигать наше кино, нужно, чтобы было что продвигать»

— Если не возражаете, начнем с текучки, которая некоторым образом касается кинематографа. На Украине избрали президентом актера. Как вы относитесь к этому факту?

— Ну, это не первый случай, когда главой страны выбирают человека, который начинал свой путь с актерской профессии.

— А вы вообще доверяли бы актеру на этой позиции? Актер ведь может сыграть и искренность, и правдивость, и простоту, все что угодно.

— Знаете, я на политические темы вообще не разговариваю. Мне это неинтересно и глубоко наплевать. Я стараюсь разговаривать на человеческие темы.

— Федор Бондарчук собирается продвигать российское кино за рубежом, для этой цели замышляется отдельная структура при Фонде кино с хорошим бюджетом. Это перспективная затея, по-вашему?

— Наверное, это вам лучше спросить у Федора Сергеевича, но вообще, продвижение российского кинематографа, как мне кажется, — перспективная вещь. В любом случае, это заявка о себе и расширение границ. Скажем так, это полезная вещь для общего понимания того, что происходит у нас в стране. Мы же смотрим фильмы, снятые в других странах о том, что там происходит, и мы не говорим, что это все придумано и неправда. Они снимают про себя, мы снимаем про себя. Мы должны обмениваться, это диалог. Ну так должно быть, по крайней мере.

Насколько я знаю, «Притяжение» самого Федора Сергеевича прошло большим экраном в Китае. Это же тоже продвижение.

Продвижение российского кинематографа, как мне кажется, — перспективная вещь. В любом случае, это заявка о себе и расширение границ. Скажем так, это полезная вещь для общего понимания того, что происходит у нас в стране

— В связи с этим, кстати, вопрос — а куда разумнее в первую очередь продвигать наше кино? Может быть, действительно в Азию, а не в Америку и Европу?

— Не могу размышлять такими организационными моментами, потому что у меня, по большому счету, нет никакого опыта для того, чтобы советовать, куда разумнее продвигать. Я понимаю, что в Китае очень много экранов… Нет, не могу, честно скажу. В этом смысле я, наверное, как двоечник.

Считаю, что продвигать можно во всех направлениях. Потому что, скажем, балет ведь наш продвинут, и на это ушел не один год, а десятилетия или даже столетие. Но для этого делались невероятные вложения в России. Вложения в то, чтобы постоянно поддерживать в прекрасном состоянии балетную школу — только благодаря этому наш балет вышел за пределы страны, и сейчас любые его гастроли пользуются невероятной популярностью.

Точно так же, наверное, нужно начинать изнутри развивать киноиндустрию. Это то, что Федор Сергеевич тоже делает, во всяком случае старается приложить к этому максимум своих усилий. Для того, чтобы было что показать и что продвигать.

— Вы уже посмотрели фильм Павла Лунгина «Братство»?

— Нет, еще не видел. Слышал о шумихе вокруг этой истории, но для того, чтобы участвовать в диалоге или обсуждении, нужно посмотреть кино.

«Только бедняжка Ленин был вдоль и поперек представлен в нашем кинематографе всевозможными актерами»

— В вашем послужном списке немало исторических ролей, в том числе главных. А есть такой персонаж в русской истории, который, по вашему мнению, незаслуженно задвинут и которого вы бы хотели сыграть?

— Ну, я обозначил и заявил о таком человеке в фильме «Собибор» (офицер РККА Александр Печерский, попавший в плен к нацистам и организовавший восстание в лагере уничтожения Собибор, — прим. ред.). Это как раз человек, который незаслуженно задвинут, о котором не хотели говорить и при жизни, и после смерти.

Есть люди, которые совершали подвиги в мирное время, есть те, кто совершали их в экстремальных обстоятельствах. И те, и другие незаслуженно забыты, поэтому сейчас говорить о том, что кого-то из них я хотел бы сыграть… Нет. Из реальных, наверное, нет, у меня нет такой фикс-идеи. Есть какие-то театральные пьесы, которые манят к себе и к которым мы, наверное, будем рано или поздно приближаться. Не буду сейчас их называть, но они есть.

А из реальных, которые забыты или которые, если я правильно понял вопрос, не так изучены кинематографом… По большому счету, их много. Какое время ни копни, везде малоизученные. Может быть, только бедняжка Ленин вдоль и поперек был представлен в нашем кинематографе всевозможными актерами — и хорошими, и плохими.

Прежде всего нужно сказать, что этот момент — выстрелит фильм или нет — я не ставлю во главу угла. В первую очередь я пытаюсь понять, интересно мне это или нет, делал я такое или не делал

— Последний заметный случай, наверное, «Телец» Сокурова.

— Ну, это уже давно было. И это было серьезное рассмотрение, да.

А так, куда ни копни, везде загадка. Все можно изучать и говорить и о хороших, и о сомнительных сторонах.

— Когда актера одновременно зовут играть в несколько фильмов и он параллельно изучает сценарии, он ведь не может знать, какой из этих проектов выстрелит?

— Даже если зовут в один фильм, а не несколько, он не может знать, что это стопроцентно выстрелит.

— На что вы полагаетесь в своем решении в таких случаях? На интуицию, на имя режиссера?

— Прежде всего нужно сказать, что этот момент — выстрелит фильм или нет — я не ставлю во главу угла. В первую очередь я пытаюсь понять, интересно мне это или нет, делал я такое или не делал.

— Надо, чтобы не делали?

— Нет, бывает и такое, что я уже делал что-то подобное, но давно, и спустя какое-то время можно вернуться к этой теме или к подобным персонажам и характерам, но уже с другим жизненным багажом. Пример тому — сериалы «Убойная сила» и «Метод»: я вошел в ту же реку спустя 15 лет. Просто это уже качественно другой подход. И с моей стороны, и с точки зрения литературного материала.

— То есть у вас не бывает сожаления по поводу того, что вы не поучаствовали в каком-то проекте?

— Нет, сожаления бывают, конечно. Но я не буду вам их озвучивать. Есть два-три фильма, участие в которых мне предлагали и от которых я отказался и теперь жалею об этом. Но на то есть объективные причины. В конце концов, невозможно сняться везде, так же как невозможно заработать всех денег.

Да, есть моменты, про которые я говорю себе: «Ах ты, можно же было интересно поработать». Но потом я все равно работал с этими режиссерами и получил свои пять копеек школы от них.

Не берусь говорить за всех, но я предполагаю, что тем актерам, которые стараются подходить к работе серьезно, без дураков, которые по-настоящему погружаются в работу, в изучение своих персонажей и обстоятельств, все это потом аукается. Не знаю, с хорошей стороны или с плохой. Наверное, каждому по-своему

— А сыгранные роли влияют на характер актера?

— Думаю, что да.

— А на его судьбу?

— Думаю, что да.

— Это потому, что у него, благодаря заученным ролям, в голове всегда есть какие-то готовые рецепты речи и поведения?

— Не берусь говорить за всех, но я предполагаю, что тем актерам, которые стараются подходить к работе серьезно, без дураков, которые по-настоящему погружаются в работу, в изучение своих персонажей и обстоятельств, все это потом аукается. Не знаю, с хорошей стороны или с плохой. Наверное, каждому по-своему. Кому-то аукается почти сразу, кому-то, может, через 10 лет или больше. К этой теме я отношусь с уважением, поэтому других предположений и размышлений вам не скажу. Но и на характер, и на судьбу роли накладывают отпечаток.

«Сейчас огромное количество операторов разбирается в режиссуре лучше, чем режиссеры»

— В интервью Юрию Дудю вы говорили, что в России меньше толковых режиссеров, чем на Западе. А в чем прежде всего проявляется толковость режиссера?

— Не помню, чтобы говорил это Юре в интервью — наверное, прямо вот так уж я не мог сказать, потому что у нас тоже есть серьезные режиссеры. Может быть, я говорил в том смысле, что в последнее время мне, к сожалению, не так часто приходится сталкиваться с режиссерами, которые могут по праву называться режиссерами. У нас получилось очень много людей, сидящих в кресле режиссера и не имеющих ни прав, ни причин заниматься режиссурой. Просто люди, которые кричат бессмысленно «Начали!» и «Стоп, снято», но к режиссуре не имеют никакого отношения.

Просто вот так, видимо, мне «повезло» в последнее время. Я не буду сейчас говорить, с кем мне повезло в хорошем смысле — слава богу, есть люди, и молодые, и уже в возрасте, которые имеют право заниматься режиссурой. Даже если они где-то ошибаются, это — режиссеры. Ищущие, думающие, имеющие свое мнение и серьезно подходящие к делу. А остальные — это непонятная смесь болтунов и людей, просто не имеющих отношения к профессии.

Сейчас получилось так, что огромное количество операторов разбирается в режиссуре намного лучше, чем режиссеры. Они более толковы в разборе и в понимании сцены. Такая вот волна хороших и обученных операторов, которых более старшее поколение научило снимать не просто картинку, а историю. К сожалению, толковых режиссеров, молодых и немолодых, крайне мало в процентном отношении. Либо они еще не набрали силу.

Поэтому сравнивать с западными режиссерами я совершенно не собираюсь, это несопоставимые вещи.

Бывает очень точно сделанная история, которая «не попадает». В кого-то попадает, а в меня нет. Это не означает, что я должен кричать, что фильм плохой

— Вас в кино еще может что-то удивить? Последний фильм, который вас зацепил?

— «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Короткометражный фильм Ани Меликян «Нежность», даже несмотря на мое участие с закадровым голосом. Мне кажется, он очень вовремя, очень точный, очень вкусный. И по актерским работам, и так далее. Снятый просто на айфон.

— То есть главное — это точно сделанная история? Какой критерий для вас главный?

— Не знаю. Бывает очень точно сделанная история, которая «не попадает». В кого-то попадает, а в меня нет. Это не означает, что я должен кричать, что фильм плохой. Это как, предположим, с «Островом» Павла Лунгина. Для меня это фильм, который останется со мной на всю жизнь. А кто-то сидящий рядом со мной в кинотеатре просто ел попкорн и так и ушел из зала, вытаскивая крошки из зубов. Никаких других накоплений после просмотра у него не осталось.

— Вы получаете от своего проекта «Студия творческого развития» в Казани и других городах России ту отдачу, которую хотели получить?

— Не то чтобы я получил какую-то выгоду для себя лично, нет.

Нас много — тех, кто создавал эту вещь в Казани, где этой весной будет 10 лет с момента открытия студии, в Уфе, Челябинске, Новосибирске (студии работают в 11 городах, — прим. ред.), кто приложил к этому свои силы, время, эмоции, для того, чтобы уже на местах собирать команды единомышленников и вселять в детей веру в то, что они могут много чего сделать, много чего не бояться.

И вы знаете, мы перевыполнили этот план. Даже скажу так: выполнили его на тысячу с чем-то процентов. Я сам не ожидал, насколько все это закрутится по спирали вверх. От желания просто раскрепостить детей и сделать их более легкими мы докрутили этот проект до понимания того, что такое благотворительность и участие в ней, участие в больших театральных и кинопроектах. Но начинали мы с очень простой работы с детьми: с попытки сделать их свободнее, легче. Сделать их думающими. И не делать из них актеров. Все это осталось и применяется для тех, кто приходит каждый год вновь и вновь.

Некоторые студии вышли уже на другой уровень. В Уфе, Воронеже это выросло в стопроцентные театральные студии — с репертуаром, помещением, сценой, зрителями, билетами, гастролями. Я сам не собирался доводить до этого, просто так получилось, потому что люди поверили в свои силы и сделали.

Рустем Шакиров, фото Максима Платонова ОбществоКультура

«Настя — это моя жена». Константин Хабенский о своей покойной жене!

В 2008 году Хабенский овдовел: его жена, журналистка Анастасия Смирнова, скончалась в возрасте 33 лет от опухоли головного мозга. От Анастасии у артиста есть сын Иван, в сентябре мальчику исполнится 11 лет. Константин тяжело переживал смерть жены и долгое время не комментировал личную жизнь. В недавнем интервью Владимиру Познеру актер впервые за долгое время заговорил об Анастасии. Рассказывая о своем благотворительном фонде, который помогает детям с онкологическими и другими заболеваниями головного мозга, Хабенский заявил, что на создание организации его вдохновила Анастасия.

«Одиннадцать лет назад в моей семье случилась беда. У Насти обнаружили онкологию головного мозга». Познер поинтересовался, а кто такая Настя. Хабенский твердо и утвердительно ответил: «Настя – это моя жена! Мы сделали ей две операции, переехали в Америку продолжать лечение. Чтобы отвлечь ее от этой истории, я предложил ей заниматься помощью другим — детям с этой же болезнью. И она начала. Мы начали вместе, потом ее не стало, и я понял, что грош нам цена, если это будет однодневная история». Актер добавил, что за 10 лет своего существования фонд помог 1700 ребятам.

Как все начиналось

Со стороны история их любви похожа на безоблачную сказку. Но в жизни без проблем не бывает. И Настя – нежная красивая девочка из обеспеченной семьи — тоже с ними столкнулась. Например, писали, что Настя – выпускница журфака МГУ. А между тем она факультет не закончила и диплом так и не получила – была отчислена в 1998 году, как она сама писала в заявлении, «по причине академической неуспеваемости, связанной с тяжелыми семейными обстоятельствами». Что это за обстоятельства, можно только гадать. Знакомые рассказывают, что в тот период Настя тяжело переживала окончательный переезд мамы с новым мужем в Америку. Сама Настя уезжать из России не захотела. Устроилась работать на радио. Уже потом, в 2005 году, она напишет заявление в МГУ с просьбой восстановить ее на 3-й курс заочного отделения факультета журналистики. Но… не сложилось.

А в 99-м Настя в Питере познакомилась с тогда малоизвестным Хабенским и — потеряла голову. Строгая мама Федосеевой без радости приняла роман дочери с бедным артистом (тогда он даже подрабатывал пением в ночных клубах). Настя ради любви бросила работу в Москве и переехала в Питер. Помогала мужу в карьере, посвятила себя дому. В актерской среде это был необычный брак. Чета Хабенских не ссорилась и почти не разлучалась. Обычно актеры не любят возить с собой на съемки жен, а Хабенский ставил условие продюсерам, мол, еду в экспедицию только с супругой! Однажды, чтобы вывести Настю за границу на съемки очередных серий «Убойной силы», ей даже придумали эпизод — крошечную роль, с которой она прекрасно справилась. У всей съемочной группы девушка снискала уважение. Не случайно, когда Настя заболела, пошли слухи: эту чету сглазили! Им действительно многие завидовали, пытались «проверить брак на прочность» – уж слишком гармоничной парой они были…

У Хабенских восемь лет не было детей. К сожалению, беременность Анастасии вместе с радостью принесла горечь: доктора обнаружили раковые клетки. Предлагали жене актера, не откладывая, проходить химиотерапию. Но Настя отказалась – во имя здоровья будущего малыша. После родов стало ясно: время упущено, пошли метастазы. «Костя обзвонил все клиники мира: ему советовали отправить Настю в германскую клинику, потом в израильскую, где врачи славятся на весь мир. Но мама Насти настояла на Америке. И бедный Костя через полмира совершал мучительные перелеты к жене. Он просто весь измотался! Мы на него смотреть не могли — был как обескровленный», – рассказала одна артистка.

Сначала Хабенский, как говорят его друзья, пребывал в отчаянии. Анастасия перенесла две операции на головном мозге, а состояние оставалось критическим. Все коллеги, друзья старались поддержать артиста. А этой весной режиссер Александр Прошкин пригласил актера сняться в картине на религиозную тему «Чудо» – о силе одной иконы. Ощущение, что не все потеряно, к Хабенскому пришло вместе с работой. Роль в фильме «Чудо» играл с особенным вдохновением. Светло поверил в то, что чудесное исцеление возможно и в жизни. На съемках Хабенский общался со священниками, консультировавшими режиссера, испрашивал у них совета. Ходил в храмы на службы, ставил свечки за выздоровление Анастасии, заказывал молитвы за нее. Между съемками и спектаклями летал в США к жене. И Настя жила…

«Улучшения у нее действительно были. Появилась надежда, даже ходили разговоры, что, Костя привезет жену в Москву. Они мечтали вместе встретить Новый год. Все случилось как-то резко, неожиданно. Говорят, врачи переборщили с химиотерапией. Но кто знает, почему вроде бы идущая на поправку Настя покинула этот мир?!»

В начале кинокарьеры Константин сыграл в фильме «Женская собственность». В нем по сюжету у героя умирает от рака жена (сыграла Елена Сафонова). Сюжет фильма мистическим образом повторился в реальной жизни спустя годы… Супружеская жизнь Хабенских тоже началась с плохого предзнаменования. Оформление их отношений было чистой формальностью – они уже жили семьей. 11 января 2001 года отметили день рождения актера, а на следующий день, 12-го, отправились в джинсах в питерский загс. По роковой случайности после заключения брака разминулись: Настя ждала мужа в одном кафе, а он в другом. Хабенский пробегал в поисках новоиспеченной жены, да так и не нашел ее в ту ночь. Что это было – дурной знак? Тогда все воспринималось в шутку…

Сейчас Константин счастлив во втором браке. В 2013 году Константин Хабенский женился на актрисе МХТ имени А. П. Чехова Ольге Литвиновой, которая родила от него дочь Александру. Но он никогда не забывал о своей жене, о чем говорит интервью у Познера.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *