Что такое Антипасха, или Зачем нужна вторая Пасха

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…

Фомин день 

Народный праздник Фомин день отмечается 19 октября 2020 года (6 октября по старому стилю). В церковном календаре – это дата почтения памяти апостола Фомы, одного из 12 учеников Иисуса Христа. Считается, что если начинается в душе неуверенность в вере, то необходимо молиться этому святому, и сомнения отступят.

Фома был простым рыбаком в Галилейском городе. Однажды он услышал одну из проповедей Христа. Она настолько сильно запала ему в душу, что он бросил свой дом, занятия и отправился вслед за ним. Фома ходил вслед за Иисусом по всем странствиям, и за это был удостоен причисления к Господнему лику. Он был назван «близнецом» ввиду большого внешнего сходства со Спасителем.

Фома отсутствовал, когда после воскрешения Христос явился перед своими учениками. Не веря их словам, он высказал свое недоверие. Все его сомнения были развеяны, когда Иисус через 8 дней явился перед ним и позволил прикоснуться к своим ранам.

Раскаявшись, апостол начал странствовать и проповедовать христианство во многих уголках мира. Человека, который в чем-то начинал сомневаться, стали называть «Фома – неверующий».

Традиции и обряды

Традиционно в этот день печется хлеб, краюшки которого отдают именинникам и людям с ослабленным здоровьем.

Если на Фомин день рождается ребенок, то также печется каравай из пшеничной муки. Отломленная краюшка посыпается солью и подносится к малышу.

Девочек, которым уже исполнилось 7 лет, начинают обучать ткацкому делу.

В этот день повзрослевших и принявших решение жениться сыновей отцы отводили в сусеки и показывали на некоторые закрома с зерном, которыми они могли пользоваться. Таким образом кромятся сусеки, то есть делятся.

Приметы

Если стоит безветренная погода – жди похолодания.

Если дым волочется, то вскоре будет ненастье.

Ветреная, теплая и влажная осень сулит длинную зиму.

Прилетели северные птицы – жди ранних холодов.

Фомин день: история, традиции и приметы, кому дают горбушку, что нельзя делать 19 октября

Фомин день — народное названия православного праздника в память апостола Фомы — одного из двенадцати учеников Иисуса Христа. Праздник отмечается 19 октября, с ним связано много народных традиций и примет, а также предписаний и запретов.

Фома был простым рыбаком из Галилеи. Став верным учеником и последователем Иисуса, Фома все время следовал за учителем, присутствовал на Тайной вечере, видел смерть Спасителя на кресте.

Апостола Фому принято называть «неверным» или «неверующим». Это означает не склонность к предательству или неверие, а то, что Фома ничего не принимал на веру, многое подвергал сомнению. Поэтому апостол не сразу поверил, когда на восьмой день после Пасхи увидел воскресшего Христа. Фома попросил доказательств, что Иисус и вправду претерпел физическую смерть, а затем воскрес. Обновлению Пасхи (Воскресения) в присутствии апостола Фомы посвящен праздник Антипасха.

Также Фома не успел на погребение Богородицы, и ему было явлено чудо — он увидел, что тело девы Марии исчезло после вознесения в райские чертоги. В утешение Богоматерь сбросила Фоме с небес свой пояс. С тех пор пояс Богородицы стал одной из важнейших святынь в христианстве.

Апостол Фома проповедовал христово учение во многих странах и принял мученическую смерть.

Фомин день в народной традиции

На Фомин день подводили итоги года, делали ревизию собранного урожая, распределяя припасы на зиму и весну. Рачительные хозяева в таких случаях говорили:

«Рад Фома, что полны закрома».

В народе этот святой считался защитником и покровителем усердных тружеников, наставником тех, кто стремится к честному, пусть даже скромному достатку. Апостол также считался символом бережливости и запасливости.

«На Фому тащи все в крому (в сумку для зерна)», — говорили в народе.

«Фома ломит закрома, все бери задарма», — говаривали в сытные годы, когда удавалось собрать хороший урожай.

А про лентяев и неумех говорили:

«Велика крома, да пес ли в ней».

Что делали на Руси на Фомин день

На Фомин день девочек, которым уже исполнилось семь лет, на Руси начинали учить ткацкому делу. В этот день их впервые подводили к ткацкому станку, и они начинали ткать вместе с матерями и старшими сестрами.

Отцы в этот день показывали закрома подросшим сыновьям, собиравшимся жениться и привести жену в отчий дом. Сыновьям отводилась в закромах отдельная крома (полка), чтобы, начав семейную жизнь, они сами распоряжались своей частью запасов. Это называлось «кромить сусеки», отделяя молодой семье часть общих закромов.

Если на Фомин день рождался ребенок, пекли каравай из муки нового урожая, а горбушку свежего хлеба давали новорожденному. Это считалось обрядом на здоровье и долголетние.

Горбушка свежего хлеба в этот день полагалась именинникам, а также больным — как целебное средство.

Поговорки и приметы на Фомин день

— Если на Фому туман — жди потепления, если погода безветренная — готовься к холодам.

— На Фому печной дым стелется — жди ненастья.

— Если на Фому прилетели северные птицы — готовься к ранним холодам.

Что нельзя делать 19 октября

На Фому нельзя было лениться, долго залеживаться в постели, вообще лодырничать и впустую тратить время. Не поощрялись в этот день посиделки, пустые разговоры и развлечения.

Девушкам и женщинам в этот день строго запрещалась болтовня. От женщин, а особенно от девушек на выданье в этот день требовалось уделить внимание домашним ремеслам. Красавицу, пренебрегавшую рукоделием, осуждали и могли ославить ленивицей, которую никто не возьмет замуж.

Также в этот день нельзя было отказывать в хлебной милостыне нищим, считалось, что скупердяи могут навлечь неурожай.

Почему воскресенье называется воскресеньем?

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Названия дней недели произносятся, не задумываясь, откуда они пошли или почему расположены в такой последовательности.

Принято давно и до нас. Заглянем в исторические хроники и посмотрим, как и откуда появилось воскресенье.

Неделя и воскресенье

До появления христианства семь дней составляли седмицу. Первым в нем шло нынешнее воскресенье. В этот день положено было отдыхать, ничего не делать, поэтому вскоре, исходя из словосочетания переименовали в неделю.

Дни недели

Христианство привнесло в название изменения. Неделя седмицы стала воскресеньем. В основу названия положено слово «въскресити», к которому добавлен суффикс – ени. Именно на этот день недели согласно писаниям приходится воскрешение Иисуса Христа. Религия имела в обществе большой вес, поэтому факт такого переименования вполне логичен. Сама же последовательность из семи дней из седмицы превратилась позже в неделю.

Воскресенье в других языках

Интересно, что название воскресенье существует среди славянских языков лишь в русском. В Беларуси, Польше, Чехии седьмой день обозначается термином «неделя» (грамматика – разная, звучание – очень близкое). В Болгарии используют название седмица.

С религией связано наименование выходного дня во многих языках романской группы. Например, итальянское domenico взяло корень из латинского domenicus – «день Господний». В индийских языках воскресенье называют в честь солнечных божеств Адитьи и Сурьи.

Солнце также присутствует в английском Sunday, преобразованного временем из древнеанглийского sunnandag, что переводится как «день Солнца». Истоки происхождения этого названия заложены в Древнем Египте и Риме, после перекочевали в германские языки.
Воскресенье согласно христианским традициям – это промежуток времени с субботнего вечера до заката солнца дня следующего.

Первый официальный выходной

Сон императора Константина

Римский император Константин: «Постановляю: отдыхать!». Указ правителя Римской Империи гласил несколько иначе, но суть заключалась именно в этом. Первым официальным выходным днем воскресенья стало 7 марта 321 года. История гласит, что сподвигнул на издание указа императора сон: увидел он солнце с крестом и надписью о победе в предстоящей битве. Так и случилось: войско Константина одержало победу. Вспомнил он видение после сражения и издал указ.

В День солнца запрещалось работать государственным учреждениям и рынкам. А вот труд земледельческий под вето не попадал. Феодосий Первый дополнил ограничения спустя полвека: нельзя по выходным требовать уплаты личного либо государственного долга. Феодосий второй запретил устраивать театральные, цирковые представления (425 год). Запрет на физический труд в сельской местности был провозглашен только в 538 году на третьем Синоде, проходившем в Орлеане.

Библейские заповеди и современные реалии

Заглянув в историю еще в более ранние периоды, то можно проследить, что еще до указа Константина о необходимости отдыхать на седьмой день указывала Библия. Сотворив мир за 6 дней, Господь на 7-й день отдыхал и всем велел это делать. Поэтому Библию можно назвать первым кодексом, где прописан выходной. Правда, это четвертая заповедь – о соблюдении дня субботнего, а не воскресного.

Запрет носил абсолютный характер. Евреи, которые были пригнаны в Римскую империю на строительство Колизея, отказывались работать. В итоге было разрешено всю работу делать за 6 дней, а на 7-й отдыхать.

Когда воскресенье стало выходным в России?

Выходным днем воскресенье стало в православной России нескоро. Официальные запреты впервые стали вводиться только в XVII веке. Окончательно закрепилось и того позже: первый всеобщий выходной в воскресенье в Российской империи 14 июля 1897 года.

Международный стандарт ISO 8601 установил: воскресенье – последний день недели. Исключение в США, Израиле и некоторых странах Африки, когда с него начинается неделя, чему есть логическое объяснение – исторические факты, приведенные выше. Документ в первой редакции был принят в 1988 году. При этом стандарт дает не обязательные к исполнению требования, а рекомендует для использования описанные в нем форматы дат и времени. Действующая (третья) редакция принята в 2004 году.

Религиозный след прослеживается как в названии воскресенья воскресеньем, так и в том, что является выходным днем. Воскрес Иисус на третий день после распятия, в честь этого события и день назвали. Господь велел на седьмой день отдыхать. Международным стандартом рекомендовано считать воскресенье последним днем недели.

Почему дни недели так называются – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Неделя после Пасхи 2019: обряды, традиции, приметы и привороты, что можно и нельзя делать

Православные христиане с 28 апреля в течение сорока дней празднуют Светлую Пасху Христову. Первая неделя после Пасхи, или Светлая седмица — это очень важное время, с которым связано много обрядов и правил, как церковных, так и народных. Первая пасхальная неделя завершается праздником Красная горка (Антипасха), начиная с которого на Руси стартовал сезон свадеб.

Светлая пасхальная седмица в 2019 году

Согласно церковному календарю, Светлая пасхальная седмица в 2019 году началась с Пасхи в воскресенье, 28 апреля, и завершится в субботу, 4 мая, накануне праздника Антипасха (Красная горка).

Пасхальная неделя: правила и традиции

Светлая седмица — это продолжение Пасхи, самого главного праздника в христианстве, символизирующего победу жизни над смертью. Первая пасхальная неделя — один из самых радостных периодов в церковном и народном календаре. Поста в это время нет, даже в традиционно постные дни среду и пятницу. Разрешена любая пища, а также вино.

Однако священники и врачи предупреждают: предаваться обжорству и пьянству, «вознаграждая» себя за лишения Великого поста, не только вредно для здоровья, но и прямо противоречит духовному смыслу светлого праздника Пасхи. Поэтому чревоугодие и злоупотребление алкоголем в Светлую седмицу под запретом.

Под запретом и чрезмерная бережливость, граничащая со скупостью. В это время принято щедро угощать гостей и от всего сердца одаривать нуждающихся. Поэтому в Светлую неделю будет особенно уместно подписаться на ежемесячный (пусть небольшой) взнос в какой-нибудь благотворительный фонд, деятельность которого вам близка, и которому вы доверяете.

Также в Пасхальную неделю под запретом ссоры, скандалы, споры, скука и уныние — это считается крайне плохой приметой на весь будущий год.

На Руси в Пасхальную неделю было принято отдыхать, хотя работа строго запрещалась только в Пасху. Запрет на работу в Светлую седмицу не относится к домашним хлопотам, приготовлению пищи и так далее. Но следует помнить, что этот период предназначен для отдыха и празднования.

Пасхальная неделя: посещение кладбищ

Считается, что традиция посещать кладбища на Пасху появилась в советские времена, как альтернатива запрещенной церковной жизни. На самом деле это не так: желание разделить с предками праздник победы жизни над смертью имеет древние славянские корни. Славянские традиции предусматривали в эти дни посещение кладбищ, принято было оставлять на могилах пасхальное угощение и даже специально крошить яйца, чтобы «покормить» дорогих покойников.

Церковь этой традиции не одобряет: напомним, на Пасху и неделю после нее не проводятся ни венчания, ни панихиды, чтобы православные не отвлекались от чествования воскресшего Христа. Так что посещение кладбищ на Пасху и в Светлую седмицу не рекомендуется, хотя церковь относится к этой традиции с пониманием, а власти обеспечивают дополнительный транспорт до мест погребения.

Тем же, кто хочет соблюсти церковные каноны, стоит отложить посещение родных могил до Радоницы (специально отведенного для этого Родительского дня), которая в этом году приходится на вторник, 7 мая.

Народные традиции в Светлую неделю

Время от Пасхи до Красной горки (Антипасха, первое воскресенье после Пасхи) в народном календаре — очень важное время. На Руси в это время было принято поминать усопших предков, хотя церковь и не одобряла чересчур экзотичные поминальные обряды.

Славяне верили, что, раз Христос воскрес, все усопшие тоже как бы время «воскресают» и навещают живых. Умерших поминали как в саму Пасху, так и в четверг после нее. Этот день так и назывался — Пасха мертвых. Люди посещали кладбища, символически «христосовались» с дорогими покойниками и «приглашали» их на пасхальную трапезу. Считалось, что после такого приглашения покойники приходили в свои бывшие дома и жили там вместе с домочадцами до Радоницы, а через сорок дней — на Вознесение — вновь покидали землю.

Чтобы умершие могли попасть к себе домой, в это время было принято оставлять двери открытыми, а также вывешивать из окон полотенца или веревку, чтобы духи предков могли по ним забраться в жилище.

Приметы, запреты и обряды Светлой недели

В это время под строгим запретом было шитье и вообще любое рукоделие, считалось, что так можно по неосторожности «зашить» покойникам глаза, и они не найдут дорогу домой. Также не рекомендовалось стирать, чтобы не «замутить» умершим воду.

Кроме того, не размещалось плакать, причитать и голосить на кладбищах, даже если кто-то умер совсем недавно. Считалось, что избыточное проявление горя мешает умершим радоваться Пасхе.

Начиная с Пасхи, девушки начинали готовиться к сватовству и замужеству. По церковной традиции всю пасхальную неделю звонить в колокола могут все желающие, поэтому девушка, желающая поскорее выйти замуж, старалась на Пасху первой забраться на колокольню и огласить округу колокольным звоном.

В Светлую неделю начиналась подготовка к периоду свадеб, который стартовал с Красной горки: устаивались смотрины невест и женихов, в ходу были девичьи посиделки и привороты. Например, отличным приворотным средством считалось положить в карман избраннику освященное пасхальное яйцо или кусочек кулича.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *