Очерки по истории Вселенской Православной Церкви

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества. Преп. Феодор Студит I. Постиконоборческий период: общая характеристика II. Эпоха патриарха Фотия. Миссия свв. Кирилла и Мефодия. Крещение Болгарии. Великий собор примирения III. Правление императора Льва Мудрого и его преемников. Его четыре брака IV. Развитие теории папского верховенства и дальнейшее расхождение Церквей. Апогей могущества Византии. Крещение Руси. События 1054 г. V. Начало упадка Империи. Завоевания турок. Первый Крестовый поход VI. Латинские государства в Палестине. Второй и Третий Крестовые походы. Углубление разделения Церквей VII. Крестовый поход: плоды разделения Церквей VIII. Православный мир после IV Крестового похода. Никейская империя. Балканские Церкви IX. Sacerdotium и Imperium в поздней Византии X. Возвращение Империи в Константинополь. Монгольская империя и конец государств крестоносцев. Правление Михаила VIII и Андроника II Палеологов XI. Характеристика XIV в. в церковной истории. Церкви балканских народов. Дальнейшее правление династии Палеологов. Интеллектуальная жизнь в Византии XII. Паламитские споры. Свт. Григорий Палама и его учение. Ученики и последователи свт. Григория Паламы XIII. Унионистские переговоры. «Авиньонское пленение» папства. Великий западный раскол. Куриалисты и консилиаристы XIV. Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439 гг.) XV. Последние годы Империи и падение Константинополя (1453 г.) XVI. Нехалкидонские восточные церкви от эпохи Крестовых походов до турецких завоеваний XVII. Грузинская Церковь в эпоху позднего средневековья I. Церковь и власть неверных II. Церковь и инославие III. Церковь и национализм на Балканах IV. Церковь и новые национальные государства Послесловие Основная использованная литература

Предисловие

Данная книга ни в коей мере не претендует на статус фундаментального научного исследования. Это – не более чем компиляция из ряда авторитетных современных исследований и публикаций. Содержание книги определяется содержанием курса, прочитанного автором в течение нескольких лет для студентов двух высших учебных заведений. Курс разрабатывался первоначально для студентов группы церковной журналистики на факультете журналистики МГУ, а затем дорабатывался и расширялся, когда автор читал его на историко-филологическом, богословско-философском и библейско-патрологическом факультетах Российского Православного Университета. Поскольку автор не преподавал историю Русской Церкви, ее изложение отсутствует в данной книге. Но именно по истории Русской Православной Церкви имеется больше всего книг и учебных пособий, так что любознательный читатель легко сможет восполнить этот пробел.

В ходе чтения этого курса автор неоднократно сталкивался с проблемой отсутствия русскоязычных учебных пособий по истории Церкви, которые он мог бы рекомендовать студентам в ответ на их просьбы.

Самое лучшее из того, что имеется, – это лекционный курс по истории древней Церкви В.В. Болотова, недавно переизданный в виде четырехтомника. Однако этот труд, без которого, несомненно, не может обойтись ни один человек, желающий серьезно заниматься общей историей Церкви, рассчитан на тех, кто обладает некоторой подготовкой и в области истории (в более значительном объеме, нежели предлагаемый современной средней школой), и в области богословия (хотя бы в рамках семинарского курса). Иными словами, курс этот рассчитан на слушателей дореволюционных духовных академий. Можно сказать и о том, что со времени написания болотовской истории прошел целый век, обогативший историческую науку, и о том, что структура курса весьма сложна, и о том, что его автор ограничивается временными рамками Вселенских Соборов. Ими же ограничивается и А.В. Карташев в своем монументальном лекционном курсе. Пособия же по византийскому периоду истории Церкви, по истории Балканских Церквей, по истории Церквей на Западе и на Востоке, по периоду оттоманского владычества и пр. – тогда, когда составлялся этот курс, на русском языке практически отсутствовали. До сих пор не были переведены на русский язык фундаментальные труды Г. Острогорского; классические исследования Д. Оболенского хотя и появились недавно на русском языке, но из-за малого тиража практически недоступны; нечего и говорить о трудах таких инославных авторов – авторитетнейших специалистов по истории ранней Церкви и Византии, как Г. Чадвик, С. Рансимен (тот «перевод», а точнее убогий подстрочник, двух его трудов, который был опубликован недавно1, к сожалению, не только не дает представления об элегантном, почти художественном стиле этого историка, но и зачастую лишает русскоязычного читателя возможности понять его мысль, а то и вовсе искажает ее), Ф. Дворник и др.

Именно это обстоятельство подвигло нас к подготовке публикации данного курса – при всех его несовершенствах и вторичности.

Автор должен с сожалением отметить, что при разработке курса использовалась далеко не вся необходимая литература, но лишь та, которая имелась у него в наличии, и та, содержание которой он мог восстановить по памяти либо по своим записям. Отсюда и некоторая неравноценность используемых источников.

В основу повествования легли студенческие конспекты лекций, сделанные автором в ходе прослушивания лекционных курсов по истории Церкви, прочитанных в Свято-Владимирской Православной Духовной Академии (Нью-Йорк) проф. Дж. Эриксоном и д-ром Дж. Бужамрой, но в первую очередь – лекции по истории Церкви, патрологии и византийской истории и культуре, прочитанных в Св.-Владимирской Академии и в Фордхэмском университете проф. протопр. Иоанном Мейендорфом. Мы стремились к тому, чтобы видение и понимание истории Церкви этим великим православным ученым и богословом стало бы стержнем данного курса.

К счастью, в течение последнего года перед публикацией данного издания были опубликованы русские переводы нескольких основополагающих книг протопресвитера Иоанна Мейендорфа, английские оригиналы которых я использовал при подготовке этого курса: Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2001; Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001; Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. Мы же будем очень рады, если читатель этого труда захочет обратиться и к вдохновившим его источникам – работам приснопамятного отца Иоанна.

Тем же читателям, которых может смутить тот отчасти разговорный язык, которым написана эта книга, так же как и то, что о святых мы рассказываем как о живых людях, с присущими им слабостями и недостатками, и не скрываем слабостей, нестроений и не слишком приглядных моментов в земной истории Церкви, отвечу словами диакона Андрея Кураева:

«Семинарские лекции говорят об истории Церкви как истории святых. Только имена святых или еретиков остаются в памяти слушателей вводных историко-церковных курсов. Помнят митрополита Филиппа и патриарха Гермогена, Преподобного Сергия и мученика митрополита Арсения (Мациевича). Но не помнят, что именно соборами остальных епископов-собратий лишались сана и осуждались и Филипп, и Гермоген, и Арсений…

Именно благодушие преподавателей церковной истории порождает у их воспитанников апокалиптический испуг, судорогой сводящий их чувство и мысль, едва учащиеся взглянут на реальную церковную жизнь. Раньше-то: что ни монах – то преподобный, что ни епископ – то святитель, а ныне «оскуде преподобный». И вот уже просто невозможно не уйти в раскол («в знак протеста»)…

Поэтому и имеет смысл напомнить о том, что никогда в истории Церкви не было века, который сам себя считал бы «золотым». Не найти в истории христианства беспроблемного времени» («В поисках золотого века»// «О нашем поражении» СПб. 1999., С.255–256).

Мы старались сделать наше повествование доступным для людей с современным образованием – студентов гуманитарных факультетов вузов или богословских учебных заведений. Для этого курс написан живым современным языком. Мы также старались чрезмерно не отяжелять его специальной терминологией, помимо той – богословской, – без которой в данном предмете нельзя обойтись. Этим объясняется часто (но не последовательно) использующийся нами перевод древних светских званий и титулов, а также административных понятий на современный язык: например, читатель найдет в повествовании о византийских событиях такие слова, как «генерал», «губернатор», «граф», «фрейлина», «профессор», «адмирал» и проч. Надеемся, профессиональные историки с пониманием отнесутся к этим анахронизмам.

Некоторые повторы – неизбежные в лекционном курсе – вызваны желанием обратить внимание читателей на наиболее важные идеи, события и понятия.

В начале каждой главы читатель найдет список литературы. Использование поименованных трудов разнопланово: прямое (или почти прямое) цитирование, перевод – как правило сокращенный, пересказ или сводный текст из нескольких источников. Возможно и сочетание из всего вышеперечисленного. Некоторые поименованные сочинения, хотя и не цитировались, могли использоваться для придания общего направления рассказу либо для выстраивания структуры главы. Первоисточники, которые автор цитирует в тексте (эти цитаты выделены кавычками и поименованием авторства), в предваряющий главу список литературы не выносятся.

Небольшие отрывки из курса публиковались в журнале «Альфа и Омега» в 1994–1998 гг.

Я благодарю диакона Андрея Кураева, пригласившего меня читать курс истории Церкви в РПУ и настоявшего на его фундаментальном расширении.

Я благодарю своих студентов, терпеливо прослушивавших все эти лекции еще в процессе их формирования и своими вопросами способствовавших их развитию и совершенствованию.

Я благодарю Бориса Котарева, много потрудившегося для написания оригинальной программы, позволившей перевести весь этот обширный текст из устаревшего электронного формата в новый.

Но больше всего я благодарен моей жене Ирине, положившей начало компьютерному набору этого текста (и напечатавшей значительную часть первой его версии) и сделавшей мне немало бесценных замечаний в ходе работы над ним.

Естественно, ответственность за все ошибки и недочеты несет только автор.

Предисловие ко второму изданию

Говорят, что каждый автор в первую очередь пишет книгу, которую интересно читать ему самому. В этом смысле, не явился исключением и данный автор – я писал книгу, с которой мне самому хотелось бы начать знакомство с историей Церкви. Жанр очерков позволяет автору сосредоточиваться на тех моментах, которые кажутся ему самыми важными. Несомненно, это может не совпадать с точкой зрения других людей, которые хотели бы видеть более детальное изложение событий, упоминаемых в книге лишь мимоходом. Но, наверное, это неизбежный фактор: каждый расставляет акценты по-своему. Как я уже отмечал в предисловии к первому изданию, текст первоначально был лекционным, что, несомненно, оказало влияние на стиль повествования. Прочитав уже вышедшую книгу, я заметил ряд погрешностей и неточностей, как смысловых и фактологических, так и стилистических. Надеюсь, большая часть из них была исправлена. К сожалению, в первом издании по совершенно непонятным мне техническим причинам оказалось довольно много ошибок в греческих словах. Этот недочет в новом издании также был устранен.

К изданию добавлен общий список наиболее часто использовавшейся литературы, список карт, а также именной и терминологический указатель, за составление которого я сердечно благодарю Наталью Владимировну Рябову.

Хотелось бы напомнить еще раз, что книга (как и курс, на основании которого она появилась) является обзорной – лишь вводящей в проблематику воистину необъятного исторического материала. Заинтересовавшийся читатель может самостоятельно ознакомиться с более подробными исследованиями тех проблем и событий, о которых здесь, в силу неизбежности, написано достаточно кратко. Мы, со своей стороны, очень надеемся, что эта книга станет для многих отправной точкой для изучения истории Церкви.

А.Л. Дворкин

Дворкин А.Л.

Очерки по истории Вселенской Православной Церкви

Предисловие

Данная книга ни в коей мере не претендует на статус фундаментального научного исследования. Это – не более чем компиляция из ряда авторитетных современных исследований и публикаций. Содержание книги определяется содержанием курса, прочитанного автором в течение нескольких лет для студентов двух высших учебных заведений. Курс разрабатывался первоначально для студентов группы церковной журналистики на факультете журналистики МГУ, а затем дорабатывался и расширялся, когда автор читал его на историко-филологическом, богословско-философском и библейско-патрологическом факультетах Российского Православного Университета. Поскольку автор не преподавал историю Русской Церкви, ее изложение отсутствует в данной книге. Но именно по истории Русской Православной Церкви имеется больше всего книг и учебных пособий, так что любознательный читатель легко сможет восполнить этот пробел.

В ходе чтения этого курса автор неоднократно сталкивался с проблемой отсутствия русскоязычных учебных пособий по истории Церкви, которые он мог бы рекомендовать студентам в ответ на их просьбы.

Самое лучшее из того, что имеется, – это лекционный курс по истории древней Церкви В.В. Болотова, недавно переизданный в виде четырехтомника. Однако этот труд, без которого, несомненно, не может обойтись ни один человек, желающий серьезно заниматься общей историей Церкви, рассчитан на тех, кто обладает некоторой подготовкой и в области истории (в более значительном объеме, нежели предлагаемый современной средней школой), и в области богословия (хотя бы в рамках семинарского курса). Иными словами, курс этот рассчитан на слушателей дореволюционных духовных академий. Можно сказать и о том, что со времени написания болотовской истории прошел целый век, обогативший историческую науку, и о том, что структура курса весьма сложна, и о том, что его автор ограничивается временными рамками Вселенских Соборов. Ими же ограничивается и А.В. Карташев в своем монументальном лекционном курсе. Пособия же по византийскому периоду истории Церкви, по истории Балканских Церквей, по истории Церквей на Западе и на Востоке, по периоду оттоманского владычества и пр. – тогда, когда составлялся этот курс, на русском языке практически отсутствовали. До сих пор не были переведены на русский язык фундаментальные труды Г. Острогорского; классические исследования Д. Оболенского хотя и появились недавно на русском языке, но из-за малого тиража практически недоступны; нечего и говорить о трудах таких инославных авторов – авторитетнейших специалистов по истории ранней Церкви и Византии, как Г. Чадвик, С. Рансимен (тот «перевод», а точнее убогий подстрочник, двух его трудов, который был опубликован недавно , к сожалению, не только не дает представления об элегантном, почти художественном стиле этого историка, но и зачастую лишает русскоязычного читателя возможности понять его мысль, а то и вовсе искажает ее), Ф. Дворник и др.

Именно это обстоятельство подвигло нас к подготовке публикации данного курса – при всех его несовершенствах и вторичности.

Автор должен с сожалением отметить, что при разработке курса использовалась далеко не вся необходимая литература, но лишь та, которая имелась у него в наличии, и та, содержание которой он мог восстановить по памяти либо по своим записям. Отсюда и некоторая неравноценность используемых источников.

В основу повествования легли студенческие конспекты лекций, сделанные автором в ходе прослушивания лекционных курсов по истории Церкви, прочитанных в Свято-Владимирской Православной Духовной Академии (Нью-Йорк) проф. Дж. Эриксоном и д-ром Дж. Бужамрой, но в первую очередь – лекции по истории Церкви, патрологии и византийской истории и культуре, прочитанных в Св.-Владимирской Академии и в Фордхэмском университете проф. протопр. Иоанном Мейендорфом. Мы стремились к тому, чтобы видение и понимание истории Церкви этим великим православным ученым и богословом стало бы стержнем данного курса.

К счастью, в течение последнего года перед публикацией данного издания были опубликованы русские переводы нескольких основополагающих книг протопресвитера Иоанна Мейендорфа, английские оригиналы которых я использовал при подготовке этого курса: Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2001; Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001; Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. Мы же будем очень рады, если читатель этого труда захочет обратиться и к вдохновившим его источникам – работам приснопамятного отца Иоанна.

Тем же читателям, которых может смутить тот отчасти разговорный язык, которым написана эта книга, так же как и то, что о святых мы рассказываем как о живых людях, с присущими им слабостями и недостатками, и не скрываем слабостей, нестроений и не слишком приглядных моментов в земной истории Церкви, отвечу словами диакона Андрея Кураева:

«Семинарские лекции говорят об истории Церкви как истории святых. Только имена святых или еретиков остаются в памяти слушателей вводных историко-церковных курсов. Помнят митрополита Филиппа и патриарха Гермогена, Преподобного Сергия и мученика митрополита Арсения (Мациевича). Но не помнят, что именно соборами остальных епископов-собратий лишались сана и осуждались и Филипп, и Гермоген, и Арсений…

Именно благодушие преподавателей церковной истории порождает у их воспитанников апокалиптический испуг, судорогой сводящий их чувство и мысль, едва учащиеся взглянут на реальную церковную жизнь. Раньше-то: что ни монах – то преподобный, что ни епископ – то святитель, а ныне «оскуде преподобный». И вот уже просто невозможно не уйти в раскол («в знак протеста»)…

Мы старались сделать наше повествование доступным для людей с современным образованием – студентов гуманитарных факультетов вузов или богословских учебных заведений. Для этого курс написан живым современным языком. Мы также старались чрезмерно не отяжелять его специальной терминологией, помимо той – богословской, – без которой в данном предмете нельзя обойтись. Этим объясняется часто (но не последовательно) использующийся нами перевод древних светских званий и титулов, а также административных понятий на современный язык: например, читатель найдет в повествовании о византийских событиях такие слова, как «генерал», «губернатор», «граф», «фрейлина», «профессор», «адмирал» и проч. Надеемся, профессиональные историки с пониманием отнесутся к этим анахронизмам.

Некоторые повторы – неизбежные в лекционном курсе – вызваны желанием обратить внимание читателей на наиболее важные идеи, события и понятия.

В начале каждой главы читатель найдет список литературы. Использование поименованных трудов разнопланово: прямое (или почти прямое) цитирование, перевод – как правило сокращенный, пересказ или сводный текст из нескольких источников. Возможно и сочетание из всего вышеперечисленного. Некоторые поименованные сочинения, хотя и не цитировались, могли использоваться для придания общего направления рассказу либо для выстраивания структуры главы. Первоисточники, которые автор цитирует в тексте (эти цитаты выделены кавычками и поименованием авторства), в предваряющий главу список литературы не выносятся.

Небольшие отрывки из курса публиковались в журнале «Альфа и Омега» в 1994-1998 гг.

Я благодарю диакона Андрея Кураева, пригласившего меня читать курс истории Церкви в РПУ и настоявшего на его фундаментальном расширении.

Лавка Феодоровского собора

В нашем представлении лекции по истории – это, как правило, что-то сухое и скучное, переполненное цифрами, фактами или морализаторскими нравоучениями, которыми в последнее время грешат подобные проекты. Лекции А.Л.Дворкина лишены тенденциозных перекосов, чего, к сожалению, современным историкам редко удается избежать.

Автор предстает перед нами и как великолепный рассказчик. Святители и учители Церкви, императоры-защитники и императоры-гонители, святые преподобные и миряне – их образы оживают в этих рассказах, и мы легко переносимся в эпоху Вселенских Соборов и становимся свидетелями бурных дискуссий; или вместе с императорской четой – Юстинианом Великим и его женой Феодорой – пытаемся преодолеть монофизитский раскол и вернуть Церкви единство; или защищаем Константинополь от турок вместе с его многонациональным, но малочисленным воинством.

Яркие картины церковной жизни и живые описания исторических личностей заново открывают для нас знакомые жития святителей, преподобных, мучеников, и нам становятся понятнее их поступки, мы ощущаем их теплую, живую, проникновенную веру и любовь ко Христу и Его Церкви.

Александр Леонидович Дворкин – профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, историк, богослов и ведущий эксперт по проблемам экспансии новых религиозных движений в России, заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, автор 10 книг и более чем 500 публикаций.

Диск 1

1-01. Введение. Философия истории. Священное Предание 17:19

1-02. О полноте времен. Чаяния нового. Религиозные поиски. Две родины Церкви: религия древних евреев и греческая философия 49:37

1-03. Начало Церкви. Появление новозаветных текстов 47:05

1-04. Мужи апостольские. Церковное устройство. Предыстория гонений 42:14

1-05. Гонения. Структура Церкви во II в. 43:36

1-06. Апологеты. Гностицизм 43:55

1-07. Св.Ириней Лионский. Иудаизм. Церковь и общество во II-III вв. 43:27

1-08. Распространение христианства. Монтанизм. Богословские споры 42:42

1-09. Карфагенская Церковь. Тертуллиан. Священномученик Киприан Карфагенский. Новые гонения 45:42

1-10. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский. Ориген. Антиохийская Церковь 45:10

1-11. Гонение Диоклетиана и Галерия. Император Константин Великий 48:51

1-12. Арианство. Первый Вселенский Собор. Споры после Собора 40:37

1-13. Св. Афанасий Александрийский. Император Юлиан Отступник. Продолжение споров 49:28

1-14. Великие Каппадокийцы: святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Второй Вселенский Собор 49:36

1-15. Христианство и Рим 43:01

1-16. Монашество. Аскетическая литература. Блаженный Иероним 42:44

1-17. Св. Иоанн Златоуст. Блаженный Августин 48:16

1-18. Блаженный Августин (продолжение) 42:30

1-19. Продолжение богословских споров. Христология. Третий Вселенский Собор 49:29

1-20. Разбойничий собор. Четвертый Вселенский Собор 40:21

1-21. Четвертый Вселенский Собор. Каноны Собора. Церковь и общество после обращения императора Константина 33:05

1-22. Церковь и общество после обращения императора Константина (продолжение) 33:34

Диск 2

2-01. Устройство и богослужение Церкви после обращения императора Константина 42:23

2-02. аспространение христианства на Востоке в III-VI вв.: Сирия, Грузия, Армения, Индия и другие страны 38:54

2-03. Распространение христианства на Востоке в III-VI вв.: арабские племена, Египет, Эфиопия 39:20

2-04. Распространение христианства на Западе в III-VI вв. 33:15

2-05. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства. Монофизитские споры после Халкидонского Собора 49:09

2-06. Монофизитские споры после Халкидонского собора (продолжение) 46:34

2-07. Эпоха императора Юстиниана 36:31

2-08. Эпоха императора Юстиниана (продолжение) 39:20

2-09. Пятый Вселенский Собор 33:36

2-10. Христианский Восток после императора Юстиниана 48:09

2-11. Христианский Запад после императора Юстиниана. Папа Григорий Великий Двоеслов. Христианство в Ирландии, Англии и Германии 47:09

2-12. Христианский Запад после императора Юстиниана. Христианство в Испании и Франкии. Император Ираклий. Персидские войны 47:10

2-13. Зарождение ислама 47:46

2-14. Моноэнергизм. Св.Софроний Иерусалимский 42:41

2-15. Монофелизм. Преп. Максим Исповедник. Шестой Вселенский Собор 47:53

2-16. Император Юстиниан II. Пято-Шестой (Трулльский) Собор. Первый период иконоборчества. Император Лев Исавр 44:46

2-17. Иконоборческий собор императора Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин. Седьмой Вселенский Собор. Императрица Ирина. Преп. Феодор Студит 47:15

2-18. Второй период иконоборчества. Конец эпохи Вселенских Соборов. Послеиконоборческий период: общая характеристика 48:19

2-19. Эпоха патриарха Фотия. Миссия свв. Кирилла и Мефодия. Крещение Болгарии 38:23

2-20. Эпоха патриарха Фотия. Крещение Болгарии. Великий собор примирения 39:39

2-21. Правление императора Льва VI Мудрого. Положение императора и патриарха. Брачное законодательство Византии 33:20

2-22. Правление императора Льва VI Мудрого и его преемников. Его четыре брака. Апогей могущества Византии 46:27

Диск 3

3-01. Развитие идеи папского верховенства. Расцвет Византии. Продолжение расхождения Церквей в VII-XI вв. События 1054 года 49:08

3-02. Начало упадка Империи. Император Алексий Комнин. Организация Первого Крестового похода 49:07

3-03. Государства крестоносцев на Востоке 49:08

3-04. Второй и Третий Крестовые походы 49:31

3-05. Четвертый Крестовый поход. Взятие Константинополя крестоносцами. Плоды разделения Церквей 46:19

3-06. Православный мир после Четвертого Крестового похода. Никейская Империя. Балканские Церкви 46:05

3-07. Балканские Церкви (продолжение) 33:30

3-08. Отношения Церкви и государства в поздней Византии 36:56

3-09. Возвращение Империи в Константинополь. Монголы. Конец государств крестоносцев. Императоры Михаил VIII и Андроник II Палеологи 39:40

3-10. Церкви балканских народов в XIV в. 40:45

3-11. Дальнейшее правление династии Палеологов. Интеллектуальная жизнь в Византии 34:08

3-12. Паламитские споры. Св. Григорий Палама и его учение. Ученики и последователи св. Григория Паламы 44:09

3-13. Унионистские переговоры. Западная Церковь в IX-XIV веках. «Авиньонское пленение» папства 46:48

3-14. Великий западный раскол. Куриалисты и консилиаристы 45:20

3-15. Ферраро-Флорентийский собор 1438-1439 гг. 49:30

3-16. Последние годы Империи и падение Константинополя 39:49

3-17. Нехалкидонские восточные церкви от эпохи Крестовых походов до турецких завоеваний 48:56

3-18. Грузинская Церковь в эпоху позднего средневековья 45:08

3-19. Церковь и власть неверных в Оттоманской империи. Церковь и инославие в Оттоманской империи 39:23

3-20. Церковь и инославие в Оттоманской империи в XVI-XIX вв. 47:11

3-21. Церковь и национализм на Балканах в XVI-XIX вв. 47:37

3-22. Церковь и национальные государства в XIX-XX вв. 49:07


Александр Леонидович Дворкин родился 20 августа 1955 года в Москве. В 1977 году эмигрировал из России в США. В 1980 году закончил Нью-Йоркский университет со степенью бакалавра по специальности русская литература. 19 января 1980 года принял святое крещение в храме Христа Спасителя в Нью-Йорке (Православная Церковь в Америке). Свое образование продолжил в Свято-Владимирской Православной Духовной академии, которую закончил в 1983 году со степенью кандидата богословия. В 1988 году в Фордхемском университете (Нью-Йорк) под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа защитил докторскую диссертацию «Иван Грозный как религиозный тип» (в настоящее время издана как монография в авторизированном русском переводе).
31 декабря 1991 года вернулся в Россию и в марте 1992 года был принят на работу в Отдел по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата. От протоиерея Глеба Каледы получил благословение заниматься проблемой сект, нахлынувших на Россию.
С 1993 года становится главой созданного им Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского (с 2000 г. Центра религиоведческих исследований), занимающегося проблемами новых религиозных движений, сект и культов. С 1993 по 1999 год Александр Леонидович был профессором Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова.
В настоящий момент является профессором и заведующим кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Вице-президент международной антисектантской организации «Диалог-центр». С 2004 года член совета директоров Европейской федерации центров по изучению современного сектантства (FECRIS). РАЦИРС (Российской ассоциации центров изучения религий и сект).
________________________________
Формат: MP3
Продолжительность: 20:20:43
Битрейт аудио: 48 kbps
Размер: 419 Mb
Содержание:
Афонские рассказы (2007)
Автобиографические рассказы (2007)
Почему люди уходят в секты? (диакон Андрей Кураев и Дворкин А.Л., 1995)
Секты (интервью, Екатеринбург, 1996)
Пятидесятники и неопятидесятники (1995)
Общество сознания Кришны (1996)
Тоталитарные секты и политика (2006)
Писание и Предание (2006)
Сайентология, неохаризматика (2006)
Десять вопросов навязчимому незнакомцу (1996)
Сайентология (Дианетика), ответы на вопросы (2007)
Опричное братство (2005)
Скачать для ознакомления: А.Л. Дворкин. Беседы и лекции
Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *