Контрольное тестирование по теме «Духовная сфера жизни общества» (10 класс)

13. Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14. Какой из приведённых ниже поступков регулируется только моралью?

1) гражданин А. не платил налоги

2) гражданка Л. Перебегала проезжую дорогу на красный свет светофора

3) гражданин П. солгал своему другу

4) гражданин Ф. разбил стекло газетного киоска

15. Пословица «Добрый человек придёт, словно свету принесёт» относится к сфере

1)искусства 2) науки 3) права 4) морали

Часть В

В1. Установите соответствие

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

А)

создание художественного образа

1)

наука

Б)

выдвижение гипотез

2)

искусство

В)

экспериментальная проверка теоретических выводов

Г)

формирование чувства прекрасного

В2. Установите соответствие ГАБВ

как вести себя в повседневной жизни

А

этикет

Детальные правила вежливого поведения

Б

традиции

Правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и

поддерживаемые силой общественного мнения

В

закон

Правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу

государственного принуждения

Г

обычай

В3. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?3456
1) фортепианный концерт
2) философское эссе
3) детективный роман
4) героическая былина
5) эпос
6) телевидение
7) радиотрансляция эстрадного концерта

В4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) героический эпос; 2) анонимность произведений; 3) коллективность творческого процесса; 4) народная культура; 5) фольклорный коллектив.

В5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».
Социальная норма; право; добро и зло; духовность, санкции.

Духовная сфера общества 2 вариант

1. Духовной культурой называется
1) культура чтения 2) религиозный культ 3) процесс и результат духовного производства 4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными
2. Элитарная культура, в отличие от массовой:

1) ориентирована на получение коммерческой прибыли 2) учитывает запросы самых широких слоев общества 3) характеризуется сложностью форм художественного освоения 4) имеет развлекательный характер.

3. К характеристике науки не относится:

1) логичность 2) рациональность 3) сверхъестественность 4) творчество.

4. К мировым религиям относится:

1) христианство 2) синтоизм 3) иудаизм 4) конфуцианство.

5. К средствам массовой коммуникации, возникновение которых связано с переходом к постиндустриальному обществу, относится:

1) телевидение 2) радио 3) периодическая печать 4) Интернет.

6. Какое из понятий соответствует определению: » Самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, человеке»?

1) самоанализ 2) самообразование 3) самореализация 4) самодеятельность.

7. Верны ли суждения:

А. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от национальности, языка, вероисповедания.

Б. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного основного образования независимо от места жительства, возраста, наличия судимости.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба верны 4) оба неверны.

8. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом
Б. Общество может существовать, не создавая культуру.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется
1) народной 2) массовой 3) национальной 4) элитарной

10. Наука отражает мир в
1) понятиях и терминах 2) художественных образах 3) символах веры 4) обыденных представлениях

11. Четвероклассница Ира увлекается рисованием. Она посещает изостудию в Доме детского творчества. На какой ступени образования находится Ира?

Религиозные отношения

Виды. В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения – внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения экономической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности связи. В них возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объективному содержанию они внерелигиозны.

Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере общества. Они складываются в соответствии с религиозным сознанием, существуют и реализуются посредством религиозной деятельности, их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.

Они имеют субъективный план, план сознания, которое полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам и атрибутизированным свойствам и связям, а также верующих друг с другом. Первое отношение с необходимостью проявляется в человеческих связях, например: «мирянин – священнослужитель». Контакты среди верующих имеют отнесенность к указанным существам, свойствам, связям. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений.

В соответствии с подобными схемами представляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства – подчинения (Господь и раб Господень), государственно-правовые структуры (Бог – Царь Небесный, Папа – монарх, каноническое право), судопроизводство (суд над Христом, Бог – судья, грешники – судимые, Судный День), семейные отношения (Бог Отец, Бог Сын, брат, сестра). Особое значение имеет воспроизведение нравственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям придается моральное значение.

Имеются различные символические посредники, благодаря которым фиксируются религиозные отношения:

  • • предметы неживой и живой природы: икона, крест, распятие, ступа, черный камень, корова, крокодил, голубь и т.п. – тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму;
  • • индивид или группа лиц: служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара» и др. – в этом случае осуществляется персонификация взаимных связей верующих;
  • • образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т.д. – это идеализированная, образная форма опосредования («И сказал Иисус: “…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”»);
  • • язык – отдельные слова и целые предложения, содержащие наставление о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым.

Все символические посредники являются знаками, которые «прочитываются» индивидами, включающимися в религиозные отношения.

Следует различать внекультовые и культовые религиозные отношения.

Внекультовые актуализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают отношения между религиозными индивидами, группами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи обмениваются информацией, проводят богословские собеседования. Религиозный педагогический процесс предполагает наличие связей «учитель – ученик», «ректор – педагогический коллектив», определенных взаимоотношений между слушателями. Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуществляются посредством информационных отношений, механизмов наставления, сообщения, адаптации. В религиозной организации складываются связи координации (взаимодействия по горизонтали) и субординации (соподчинения по вертикали), действуют отношения властвования.

Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипостазированным существам, атрибутизированным свойствам и связям. Эти отношения обнаруживаются между людьми. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического единения, исповедальности, обрядовости, проповедничества и т.д. Ведущий богослужение или обряд играет специфическую роль, которая обусловливает своеобразие его взаимосвязей с рядовыми участниками и отношений рядовых участников друг с другом. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь крестного сына или дочери с крестными родителями.

Носителями религиозных отношений в зависимости от степени влияния религии могли быть семья, профессиональная группа, сословие, страт, класс, государство, этнос или их части, т.е. такие социальные и политические объединения, представители которых относят себя к одному, общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и воспроизводстве религиозных отношений играли социальные группы, выделявшиеся по религиозному признаку, – Варна брахманов в древнеиндийском обществе, общественная группа жрецов в древних рабовладельческих государствах, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях и т.д. По мере образования специальных религиозных общностей, общин, объединений, институтов, субгрупп, субинститутов к ним переходит приоритет актуализации, несения и трансляции религиозных отношений.

Религиозные отношения могут иметь разный характер: солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы, – часто с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Религиозные конфликты нередко соединяются с межэтническими и вместе образуют этнорелигиозные конфликты. Однако даже при мирном сосуществовании, как правило, наличествует представление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.

Этнорелигиозный конфликт представляет собой один из типов конфликтов. Он может развертываться в экономической, политической, культурной и других областях, в малых и больших социальных группах и между ними, внутри государств и между ними, оказаться узколокальным и широко территориальным, протекать без применения насилия или с применением средств насилия (в том числе – военных).

Факторами возникновения этнорелигиозных конфликтов являются: 1) экономическое неравенство уровней развития стран и регионов, представителей тех или иных этнических или религиозных групп в данной стране и регионе; 2) непредставительность или неравная представительность представителей разных этносов и религий в различных областях деятельности – экономической, политической, государственной, в области культуры и искусства; 3) принуждение с использованием механизмов насилия во властных отношениях, угнетение одного этноса другим; дискриминация и сегрегация этнических и религиозных меньшинств; 4) ограничение свободы развития этнокультуры и прежде всего языка; 5) изменение этнодемографического баланса в регионе в результате притока мигрантов, появление «других» этнических и религиозных групп на территориях, в которых исторически получали распространение представители данного этноса со «своей» религией.

Этнорелигиозные конфликты носят синкретический характер: происходит слияние этнической и религиозной идентичностей. В такого рода конфликте может быть более действенной этническая или религиозная составляющая, и тогда важно не потерять «менее сильную» компоненту. Этнорелигиозный конфликт втягивается в сеть конфликтов – экономических, политических, правовых, государственных, занимает в этой сети определенное место, влияет на разного рода конфликты, может усиливать их напряженность, испытывает их влияние и может «подогреваться» ими. В этнорелигиозном конфликте (как и в других) акторами выступают и первая, и вторая, и третья, и т.д. сторона, а не одна какая-то – «ответственная» за его возникновение и протекание. Хотя в конкретных ситуациях конфликтогенность сторон может быть разной.

Религиозные организации

Виды. В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации. Для работы во внерелигиозных областях создаются экономические институты (например, «Банк Святого Духа» в Ватикане), политические партии (христианские, исламские и пр.), профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования.

Складываются учреждения и в религии – внекультовые и культовые.

К внекультовым относятся звенья управления внекультовой религиозной деятельностью (отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и пр.), а культовые образуют институты, обеспечивающие культовые деятельности и отношения.

В первобытном обществе религиозных организаций не было. Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись те, кто осуществлял культовую деятельность: шаманы, знахари и т.д. Складывались религиозные группы – «тайные союзы», не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные организации.

Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. В ее рамках на основе различных видов деятельности – культовой и внекультовой – выделяется целая система религиозных субгрупп. Существование и функционирование общности как единого целого обеспечиваются организацией.

Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами, конституциями и т.д. Они определяют составные части организации, совокупность позиций и ролей, правила субординации и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев, узлы деятельности и, соответственно, группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от условий возникновения и существования религиозные организации принимают монархический (в католицизме, православии), парламентско-королевский (в англиканстве), республиканско-демократический (в кальвинизме, баптизме) и иные виды.

Общность, включающая в себя все организационные элементы, является религиозным объединением. Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над общинами надстраивается комплекс звеньев вплоть до высшего – центра объединения. В объединении существует и целый ряд других составляющих, которые имеют специфические организационные связи, но в то же время включены в общую структуру (например, духовенство, монашество). Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все звенья представляют взаимосвязанные органы целого. Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных элементов организации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты.

Значение слова «Сокровенный»

В словаре Даля

(от сокрыть, см. скрывать), сокрытый, скрытый, утаенный, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого. Сокровенные богатства; — замыслы и происки. -ность ж. свойство, состояние по прилаг. Сокровище ср. церк. сокрытое, сокровенное место. Заутра скрыйся, и сяди в сокровищи, Цар. | Кладовая, хранилище, клеть, склад. Подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая, Матф. | Ныне: что сокрыто; разумея богатства, драгоценности, дорогие вещи, деньги, серебро, золото в скопе, в охране и сбережении; зарытый клад; природные подземные богатства; скопленное человеком имущество роскоши; все редкое, дорогое, превосходное. Не копите сокровищ в скрынях, копите же в сердце своем. В Сибири, что год, открываются все новые сокровища, золотые прииски. Неоцененные сокровища старины. Слово о Полку Игореве сокровище нашей древней письменности. | *Сокровище ты мое! неоцененный, дорогой, ненаглядный мой, моленый, баженый, желанный или милый. Сокровищный, к сему относящ. Сокровищник м. хранитель государевых сокровищ, казначей, министр финансов. -ница, кладовая, палата, для храненья богатства, или редких и древних вещей. Сокровищевати, -ществовати, церк. копить богатства.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: сокрове́нный прил.

  1. Не обнаруживаемый, не высказываемый; скрытый, затаенный.

В словаре Д.Н. Ушакова

СОКРОВЕ́ННЫЙ, сокровенная, сокровенное; сокровен, сокровенна, сокровенно (·книж. ). Скрытый, не обнаруживаемый, не высказываемый, затаенный. «Зрела в тебе сокровенная дума.» Некрасов. Сокровенные мысли, чувства.

В словаре Синонимов

заветный, заповедный; скрытый, секретный, тайный, задушевный, священный, внутренний, неприкосновенный, затаенный, подспудный, потаенный, интимный, эзотерический

В словаре Синонимов 2

прилзаветный, заповедный

В словаре Синонимов 3

См. тайный…

В словаре Синонимы 4

заветный, задушевный, заповедный, интимный, секретный, тайный, эзотерический

Похожие слова

Сокровенно Сокровенность Сокровенное сказание

Духовные переживания

Я хочу задать вопрос, который меня беспокоит уже долгое время. Я был монахом и практиковал дзэн. В течении десяти лет я ежедневно садился в медитацию и просто исчезал. Я слышал колокол и становился звоном этого колокола. Я смотрел на дерево, и расстояние между мной и деревом исчезало. Я становился деревом. Было ощущение непосредственного присутствия. Моя индивидуальность была везде, но не было конкретных объектов. Но из этих состояний я всегда возвращался тем же человеком. Это происходило снова и снова, в течение десяти лет, и я начал задумываться: каков смысл всего этого, если это не меняет мое повседневное сознание?

Что это было за состояние, и как оно относится к индивидуальности и к тому, о чем вы говорите?

Это все говорит о том, что ум делает усилия. Это не происходит естественно, не так ли?

Нет. Это было очень трудно.

Это очень и очень трудно. Некто делал очень большие усилия. И эти усилия приводили к определенному состоянию ума.

Абсолютно верно.

Проделайте какой-нибудь физический или химический опыт. С этим все очень ясно, то же и в йоге. Сделайте первый шаг, второй, третий, четвертый, пятый. В конце концов, если все предыдущие шаги сделаны, должен появиться какой-то конечный результат. Но это все по-прежнему в феноменальности.

Поэтому Махарадж часто говорил: «Вы можете войти в самадхи на десять минут, вы можете войти в самадхи на десять дней, вы можете войти в самадхи на десять лет, вы можете войти в самадхи на сто лет — но вы должны будете вернуться туда, где вы были». Поэтому это не имеет ценности.

Я согласен. (Смех.)

Вы согласны с точки зрения личного опыта, а не интеллектуального понимания.

Абсолютно. И затем я должен был бороться, чтобы снова стать обычным человеком, оставить самадхи и все особенности этого состояния.

Именно так. Но если это состояние случается само по себе, когда нет никакого «я», совершающего усилия, тогда это состояние возникает из одной вещи. Как постоянно говорил Махарадж: «Понимание — это все».

Вначале понимание должно быть на интеллектуальном уровне, это обязательно. Поэтому и Рамана Махариши, и Махарадж говорили: «Для того чтобы быть джняни-йогином, чтобы обрести знание, вы должны иметь очень острый интеллект, интеллект острый и беспристрастный настолько, чтобы прийти к выводу, что то, что ищется, на самом деле находится вне пределов его понимания».

Этот поиск не имеет отношения к пониманию, это вопрос интуитивного постижения. Но к нему добираются через интеллект.

* * *

Однажды я читал книгу Саи Бабы. Я никогда не встречался с ним, никогда не говорил с ним. И вдруг я ощутил аромат, который был мне незнаком. Через несколько страниц я прочел, что он материализует священный пепел, и я узнал запах священного пепла, так как несколькими месяцами ранее я нюхал его. Но я не знал, что между этими вещами есть какая-то связь. Что это значит?

Это просто значит то, что в Сознании может случиться все, что угодно. Вы видите, интеллект настаивает на том, чтобы все получило свое объяснение.

Значит ли это, что находишься на том же уровне сознания, в той же вибрации, что и тот человек?

Можете выразить это и так, если хотите получить какое-то объяснение.

Это как настройка на радиостанцию?

Если бы вы заговорили о радио сто лет назад, все посчитали бы вас сумасшедшим. Возможно, через сто лет все люди будут обладать способностью читать мысли других. Кто знает? В Сознании все возможно. Вы можете назвать это чудом, если вам так нравится, если это удовлетворит вас.

Нет, я не думаю, что это было чудо. Я думаю, что это что-то вроде одного уровня вибрации, когда ты настраиваешься и слышишь, знаешь и чувствуешь, или понимаешь другие вибрации.

Да, другими словами вы говорите о механике этого.

Наверное.

А я говорю о природе явлений. Механику мы сейчас не можем понять. Возможно, через несколько лет наука сможет дать объяснение механики всего этого.

Спасибо. Если мы в состоянии избавиться от своего вовлечения в механику, тогда каждый момент становится чудом.

Да. Именно это имел в виду Рамана Махариши, говоря: «Размышление не является истинной природой человека». Размышление означает концептуализирование, удаление от того, что-есть.

* * *

У меня было интересное переживание в штате Мэн. Я сидел на камне, наблюдал за приливом в океане. У меня было ощущение движения, которое выходило за человеческие рамки. Я до сих пор ищу какую-нибудь связь с этой силой. Я не могу найти соответствия между этим переживанием и тем, о чем говорите вы. Что я делал?

Вы не делали ничего, и именно поэтому это переживание произошло. После этого вы не оставили это переживание в покое, вам захотелось еще. «Как это произошло? Почему? Почему со мной?» И эти «почему» отодвигают переживание все дальше и дальше.

Если бы на духовной карте точка, представляющая вас, продвинулась далее в эволюционном процессе, то это переживание закончилось бы просто ощущением удивления. Вы бы поднялись и ушли. И тогда это переживание могло бы возникать чаще, постоянно. Но ваше время еще не наступило, так как ум начинает задавать вопросы. Вы стали цепляться за переживание, и оно удаляется от вас все дальше. Это вполне нормально. Вы хотите рассказать двум десяткам людей об этом удивительном переживании, но это всего лишь ловушка.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *