Нравственное возрождение гражданского общества в России

Добрый день!

Так как нравственные цели являются ведущими в любой деятельности, предлагаю продолжить развитие России нравственным (духовным) возрождением.

Технология нравственного возрождения гражданского общества в России

Обоснование, постановка и название проблемы

Рационализм нашего века и времени в своём историческом движении «пренебрёг» нравственными ценностями, выработанными предшествующими поколениями. Дело дошло до того, что взрослые стали забывать, а дети не могли и не могут обрести традиции народа, что разрушает связь времён и ослабляет нацию.

Так, русский человек всегда жил, всегда решал переданную ему из глубины веков проблему: «Как жить, чтобы святу быть?». Почему это спасительное для каждого человека осмысление сути бытия исчезло из жизни, оставшись в прошлом? И, если «на марше» экономических преобразований второстепенность морали не ощущалась как опасность, то в последние десятилетия XX века и начале XXI века социально-нравственная инфраструктура оказалась слабой и самой уязвимой. Отсутствие достаточного внимания к социально-нравственной подготовке подрастающего поколения и взрослых в полной степени объясняет экономические и социальные трудности нашего времени, фиксируемые во всех странах: падение морали, рост преступности и наркомании, снижение интереса к интеллектуальному развитию, непонимание спасительности и благородства любого, нужного обществу труда, проявление мотивов апатии, нигилизма, иждивенчества, инфантилизма, гедонизма и т. д.

Управление воспитанием необходимо для создания такой инфраструктуры, которая наибольшим образом бы способствовала повышению духовного потенциала детского и взрослого населения единого воспитательного пространства, центральным учреждением которого является государство в лице телевидения. Старт реализации, в том числе, постоянное поддержание, управления воспитанием в наше время возможны только через современное средство массовой коммуникации (телевидение), в т.ч., через выступления первых лиц государства.

Архиважным условием реализации управления нравственным (духовным) воспитанием является участие Русской Православной Церкви.

При управлении социально-гуманитарными системами основополагающее значение имеет правильно осуществлённое целевое прогнозирование, исходя из которого моделируется система (жизнь, поведение человека в данной среде, в данной ситуации), отбираются технологии для достижения результата, определяемого критериями его оценки.

В воспитании людей такой подход пока ещё не получил достаточного практического применения, что не позволяет целенаправленно формировать такие отношения между людьми, которые позволили бы личности устойчиво вести себя в отмеренное ему рождением время, преодолевать испытания в жизни и обретать силу в служении делу и людям.

На практике вообще нет никакого подхода в воспитании людей, как и нет самого процесса воспитания (нравственного/духовного развития). Под воспитанием мы понимаем уход (от слова ухаживать).

Следует отметить, что причиной гибели предыдущих человеческих цивилизаций стало падение нравственности.

Следует особо отметить, что ожидание того, что нравственность возникнет откуда-то сама, ни к чему не приводит.

Отступление

Исторический путь России за последние десятилетия держал курс только в одном направлении освоения культурного наследия. Так, в жизни поколений полностью была исключена информация и опыт духовного воспитания граждан религией, являющейся составным элементом социальной культуры человечества. Поэтому в нашей стране освоены светские методы, средства и нормы образования и воспитания. По этому поводу можно радоваться и печалиться, восторгаться и негодовать, но, такова данность. Надеяться на то, что «разрушив до основания», за десятилетия можно создать без связи с прошлым что-то более значительное, чем многовековой опыт человечества, было нерационально, но это случилось.

Цель

Создание нравственной инфраструктуры для развития духовного и интеллектуального потенциала детей и взрослых единого воспитательного пространства, включающего население страны, вступающего в деловые и личностные отношения на различных уровнях взаимодействия. В этом аспекте проблем единым системообразующим фактором (инвариантом) являются общечеловеческие нравственные цели (ценности, категории) поведения личности в обществе (пример нравственной категории в окончании).

Управление воспитанием устойчивой социальной позиции личности на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Стратегические результаты

Телевидение – центр единого воспитательного пространства, — управляя системой воспитания, превращает практику бытия человека в поступательно развивающуюся инфраструктуру нравственного взаимодействия людей.

Тактические результаты

Наличие национальной идеи.

Прекращение нападок на Россию со стороны западных стран.

Значительное снижение преступлений во всех видах деятельности человека (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Исключение ошибок в системе образования (обучения и воспитания) на всех уровнях. Развитие науки/культуры/спорта (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Значительное повышение результатов обучения и воспитания детей и взрослых в условиях формирования нравственной инфраструктуры в масштабах страны (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Значительное повышение профессионализма и производительности труда во всех отраслях, в т.ч., ускоренное развитие инновационных составляющих экономики (постоянное в каждом последующем временном отрезке).

Умение взрослого населения передавать навыки нравственного/духовного и интеллектуального опыта подрастающему поколению (умение воспитывать и обучать).

Россия — безоговорочный мировой лидер в нравственном (духовном) и интеллектуальном развитии.

Максимально долгое существование русской цивилизации.

Практическое применение

Предлагаю все передачи, в т.ч., новостные, поставить на нравственные цели. Нравственная категория выбирается в соответствии с целями программы (сегодня, к сожалению, нет ни одной передачи, которая бы основывалась на соответствующих ей нравственных ценностях, новости подаются без оценки нравственных действий).

Первый этап — информационный аспект, усвоение состава поля выбора (составляющих нравственных категорий).

Второй этап — мотивационный аспект, прогнозирование адекватного эмоционального отклика на нравственные цели, умение узнавать в происходящем событии составляющие нравственных ценностей и давать им адекватную оценку.

НО, нравственных целей нет, они, либо потеряны, либо потеряны совсем… ни по одной передаче и фильму населению непонятно о каких нравственных ценностях идёт речь и, тем более, непонятно, какая оценка им даётся при интуитивном их наличии. И говорить о том, возьмёт ли зритель на вооружение в собственное поведение основы нравственности, транслируемые с экрана, не имеет смысла вообще. Более того, интуитивная пропаганда положительного отношения к отрицательным составляющим нравственных категорий уже даёт ощутимые негативные результаты в жизни общества.

Следует также отметить, что фильмы и передачи, основанные на положительных составляющих нравственных категорий, остаются популярными вне времени. НО, без усвоения составляющих нравственных категорий и умения их распознавать, не представляются условия передачи нравственного опыта людям. Очевидно, что высокая популярность отдельных фильмов/передач и литературных произведений вызвана инстинктивной тягой человека к нравственности.

Третий этап – операционный аспект, моделирование созидательного поведения самовоспитанием, передача населению страны навыков моделирования своей повседневной деятельности на основе нравственных ценностей при условии свободы выбора.

В данном аспекте стоит задача сформировать общественное мнение, основанное на нравственных ценностях, что, в свою очередь, является основой бытия гражданского общества.

Технологии информационного, мотивационного и операционного аспектов проверены на практике и удивительно просты.

Внедрение

Постановка в субъектную позицию авторов для самостоятельного моделирования нравственного (воспитательного) посыла зрителю.

Постановка на нравственные цели любых отдельных передач, кинофильмов и т.п., в том числе, публичных выступлений руководителей государства.

Условия внедрения

Обучение авторов программ (зубрёжка + практические занятия).

Основное требование к авторам программ — открытое мышление, трудолюбие.

Жёсткий контроль постановки в программах (передачах, кинофильмах и т.п.) нравственных целей, прогнозирования адекватного эмоционального отклика на цели, практического моделирования навыков поведения на основе нравственных ценностей.

Пример нравственной категории

ПАТРИОТИЗМ (определение)

Поле добра

  • Забота об интересах страны (края, города, семьи)
  • Забота об исторической судьбе страны
  • Готовность к самопожертвованию
  • Верность Родине в борьбе с врагом
  • Сочувствие страданиям народа
  • Уважение к традициям народа
  • Уважение к историческому прошлому
  • Привязанность к месту жительства
  • Борьба с антиподами морали
  • Гордость социальными достижениями
  • Гордость культурными достижениями
  • Переживание за социальные пороки общества
  • Активность в труде и общественно-политической деятельности

Заблуждения (поле зла)

  • Общественная пассивность
  • Ненависть к паразитизму
  • Ненависть к эксплуататорам

Также, прошу принять к сведению, что существует накопленное за 5 тыс. лет нравственное наследие человечества — около 2 тыс. нравственных категорий (целей, ценностей) и их определений, например:

  • Уважение
  • Свобода
  • Добросовестный труд на благо общества
  • Добросовестное выполнение общественного долга
  • Забота о сохранении и приумножении общественного богатства
  • Ответственность
  • Принципиальность
  • Совесть
  • Скромность
  • Правдивость
  • Честность
  • Тщеславие (поле зла)
  • Тунеядство (поле зла)
  • Карьеризм (поле зла)
  • Дружба
  • Гуманизм
  • Любовь

19.05.2013 г.

Владимир

P. S.

В расширение темы к абзацу «Цель»: также существует единый системообразующий фактор такой глобальной инфраструктуры, как Интеллектуальное развитие человека.

Практика развития человечества показывает, что без знания единого системообразуюшего фактора инфраструктуры (системы) управление любой инфраструктурой обречено на провал. Причём, провал в нравственной инфраструктуре не позволяет развиваться инфраструктуре интеллектуальной.

Нужно научиться видеть нравственные цели. Они везде. Они ведущие в любой деятельности человека.

Для начала попробуйте соотнести составляющие поля добра нравственной категории патриотизм со словами и поступками главного героя и других персонажей фильма «Бриллиантовая рука» и со смыслом песни группы ЛЮБЭ «Дорога».

Когда у Вас появится желание и возможность ознакомиться подробнее, то будете искренне удивлены, насколько всё просто и что ЭТО уже столетия лежит у нас под ногами. А мы (человечество) занимаемся «изобретением велосипеда», который никуда не едет.

Использованная литература:

Словарь по этике под редакцией И. Кона, 1981 г.

Ю. П. Сурмин, Теория систем и системный анализ.

Толкотт Парсонс (1902-1979) -”Социальная система», “Социологическая теория и современное общество”.
М.Н. Скаткин, Дидактика средней школы.

Ю.К. Татаренко, Технология прогнозирования адекватного эмоционального отклика на нравственные цели (ценности).

Ю.К. Татаренко, Системный подход к управлению обучением и воспитанием (образованием).

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий

Вопросы истории и культуры

северных стран и территорий

————————————-

Historical and cultural problems

of northern countries and regions

Научные статьи

История

М.А. Мацук

(Сыктывкар, Россия)

Возрождение православия в современной России:
общие тенденции и местные (епархиальные) особенности
(конец XX – начало XXI веков)

В России с конца 1980-х годов, уже в течение 20 лет, идет славный процесс возрождения Православия, возрождения церковной жизни. В середине 1988 года (ко времени созыва Поместного Собора 5-12 июня 1988 г.) Русская Православная Церковь имела 6893 прихода (на 1 января 1988 г. на территории РСФСР находилось 1909 приходов РПЦ) , 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 74 епископа (7 из них несли служение за рубежом), 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 насельниками и насельницами .

В конце 1998 г. Русская Православная Церковь насчитывала более 19000 приходов (из них 8168 в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и 1080 – в Белорусском экзархате, 194 прихода находятся в странах «дальнего зарубежья» (подсчет наш – М.М.)) . Таким образом, к концу XX века число приходов в России выросло примерно в 5 раз. Более, чем в пять раз возросла численность священнослужителей Московского Патриархата Русской Православной Церкви, служащих на приходах в епархиях, расположенных в Российской Федерации. В 1988 – 1999 гг. были открыты 476 монастырей. И к концу 1999 г. Русская Церковь имела 497 монастырей и 116 монастырских подворий. В том числе на территории России находились 315 монастырей, из них 157 мужских и 158 женских, а также 97 монастырских подворий и скитов . В начале XXI века приведенные выше цифры, говорящие о процессе возрождения церковной жизни в России, стали еще более объемными.

Итак, общая тенденция весьма рельефно проявляется в выше приведенных цифрах. Однако условия процесса возрождения Православия и церковной жизни в разных регионах Российской Федерации были не одинаковыми. Соответственно, по-разному протекала история этого процесса в разных епархиях. Для того, чтобы правильно понять происходившие события, необходимо рассмотреть конкретно-исторические условия реализации данного процесса на материалах разных епархий Русской Православной Церкви.

Российская историческая наука уже начала осмысление указанных явлений и в целом отмеченного процесса возрождения Православия в стране. Появились первые крупные труды церковных и светских ученых, в том числе и на материалах отдельных епархий. К сожалению, таких работ мало. Значительная часть регионов страны не охвачена данными исследованиями. Поэтому и сравнительного анализа реализации указанного процесса возрождения в разных районах страны пока нет.

Мы, в достаточно кратком виде, рассмотрим общие тенденции и местные особенности процесса возрождения Православия и церковной жизни на примере четырех епархий Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Для сравнения мы взяли две епархии, расположенные на Севере страны: Вятскую (Кировская область) и Сыктывкарскую (Республика Коми), и две епархии, расположенные на Юге России: Екатеринодарскую (Краснодарский край) и Элистинскую (Республика Калмыкия).

Две епархии (Вятская и Екатеринодарская) находятся в границах области и края, где подавляющее большинство населения относится к русскому народу, имеющему многовековые традиции Православия, как духовного стержня народа. Две другие епархии (Сыктывкарская и Элистинская) располагаются в национальных республиках, что накладывает определенный отпечаток на исследуемый нами процесс.

Первые две епархии возглавляются опытными владыками: митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором и митрополитом Вятским и Слободским Хрисанфом. Оба маститых владыки имеют примерно одинаковый стаж служения Богу в архиерейском сане (владыка Исидор – 30 лет, владыка Хрисанф – 29 лет). Напомним, что митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор был возведен (хиротонисан) в сан епископа 19 июня 1977 г., а митрополит Вятский и Слободской – 23 апреля 1978 г.

Вторые две епархии управляются достаточно «молодыми» по стажу служения в сане архиерея владыками: архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима возведен в сан епископа 24 декабря 1995 г., а епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим – неделей раньше, 19 декабря 1995 г.

Сами епархии достаточно разные «по возрасту». Вятская епархия была создана в середине XVII века из части Патриаршей области и с тех пор практически не прекращала свое существование. Екатеринодарская (Краснодарская) епархия была создана в XX веке путем выделения ее из состава Ставропольской епархии. Она существовала, как одна из крупных епархий, с середины 1940-х годов.

Калмыцкая епархия была создана в 1995 году. До этого времени весьма немногочисленные православные приходы, находившиеся на территории Калмыцкой АССР, подчинялись Ставропольской епархии.

В Коми крае впервые епархия (Пермская) была создана в конце XIV века. В середине XVI столетия кафедра правящих архиереев была переведена в Вологду. С тех пор и до конца 1930-х годов наиболее населенная часть края относилась к Вологодской (Великоустюжской) епархии, а северная часть – к Холмогорской (Архангелогородской) епархии. С 1944 г. вся территория Коми АССР в церковном плане была подчинена Архангельской и Холмогорской (Архангельской и Мурманской) епархии. Сыктывкарская епархия была создана, также как и Элистинская, в конце 1995 года путем выделения ее из состава Архангельской и Мурманской епархии.

Таким образом, мы имеем возможность проследить процессы возрождения Православия и церковной жизни в епархиях возглавляемых опытными архиереями, служившими в епископском сане еще во времена тоталитарного атеистического режима и «молодыми» архиереями, возглавившими епархии уже в период освобождения Русской Православной Церкви от гнета советской системы; в «старых» епархиях, постоянно управлявшихся из своего областного (краевого, губернского центра) и «новых» епархиях, исторически находившихся на периферии своих «старых» епархий.

Прежде, чем приступить к показу процесса возрождения Православия в указанных епархиях, приведем некоторые данные о состоянии церковной жизни на этих территориях до революций 1917 г. и перед падением тоталитарного советского режима (1988 – 1990 гг.).

Территория Вятской епархии до 1917 г. включала в себя теперешнюю Кировскую область, а также часть Удмуртской и Марийской республик. В 1909 г. в этой епархии было 800 храмов, из них приходских, кладбищенских и приписных церквей 764, и 705 часовен и молитвенных домов . Основная часть храмов и приходов располагалась на территории нынешней Кировской области. В 1988 г. в Вятской епархии насчитывалось 33 храма .

До революций 1917 г. на территории Коми края (в границах нынешней Республики Коми) проживало около 250 тыс. человек. К этому времени там действовало 166 храмов, в основном приходских, и более 200 часовен. В конце 1930-х годов все храмы были закрыты. После войны власти разрешили открыть 3 православных храма. К 1988 г. православная жизнь в Коми АССР сосредоточивалась в этих трех храмах (один в пригороде столицы республики – г. Сыктывкаре и два в сельской местности). За годы советской власти в результате промышленного развития численность населения республики выросла до 1 млн. человек.

В Калмыкии до революций 1917 г. проживало весьма немногочисленное население, в основном представленное калмыками, которые по вероисповеданию относились к буддистам. Однако уже в XIX веке в крае появляются русские чиновники, врачи, учителя, рабочие. В местах их компактного проживания были построены первые православные храмы. После революции они были закрыты. К 1985 году в Калмыцкой АССР действовали два прихода: один в столице республики – г. Элисте и второй в сельской местности. По свидетельству владыки Зосимы «в то время в Калмыкии нормально не действовал ни один храм. В Элисте батюшка служил только по большим праздникам, в селе Приютном служили священники провинившиеся, отправленные туда на покаяние» В конце 1980-х годов, как и в настоящее время, в Калмыкии насчитывалось 300 тыс. человек разных национальностей.

В Ставропольской и Екатеринодарской епархии до 1917 г. насчитывалось 607 храмов, в том числе приходских 549 и кладбищенских – 7 . В 1987 г. в Краснодарской епархии действовали 76 приходов.

То есть «стартовые условия» для указанных епархий были разными.

После падения советского режима Русская Православная Церковь получила возможность для беспрепятственного процесса возрождения церковной жизни. И надо сказать, что Русская Православная Церковь в полной мере использовала новую политическую ситуацию. Выше мы уже приводили цифровые данные, повествующие о процессе возрождения Православия в целом в Московском Патриархате, и, в частности, на территории Российской Федерации. Не менее впечатляющие цифры мы можем привести и по указанным епархиям.

В Екатеринодарской и Кубанской епархии в настоящее время более 350 приходов. Почти в каждом из них действует храм. Учитывая, что в 1994 г. из состава Краснодарской епархии была выделена самостоятельная Майкопская и Армавирская (в настоящее время – Майкопская и Адыгейская) епархия, рост приходов в епархии по сравнению с 1987 годом – в пять с лишним раз.

В Вятской епархии число действующих храмов выросло с 33 до 170 , то есть тоже в пять с лишним раз.

К моменту возникновения Сыктывкарской епархии благодаря трудам епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона и его соратников на территории Республики Коми действовало 22 прихода. В настоящее время в Сыктывкарской и Воркутинской епархии около 90 приходов. То есть рост составил примерно в четыре с лишним раза.

Наконец, в Элистинской и Калмыцкой епархии в 2000 году уже действовали 12 храмов В настоящее время их больше. То есть в Республике Калмыкия и в Элистинской епархии произошел рост количества храмов в шесть раз.

Таким образом, за прошедшие 15 лет в исследуемых епархиях, также как и во всем Московском Патриархате Русской Православной Церкви, в пять и более раз выросло количество приходов. Гораздо больше выросло число прихожан. Миллионы православных в Вятской, Екатеринодарской, Сыктывкарской и Элистинской епархиях, как и по всей России, начали участвовать в церковной жизни, заполнили храмы, принимают деятельное участие в возрождении Православия в России. В епархиях возрождена монашеская жизнь. В Вятской, Екатеринодарской и Сыктывкарской епархиях действует по 7 монастырей, в которых подвизаются сотни монашествующих.

Весьма активно в епархиях ведется социальная и миссионерская работа. В каждой из четырех исследуемых епархий действуют воскресные школы, выходят православные газеты. Священники и монашествующие во главе со своими владыками проводят громадную работу в школах, больницах, тюрьмах, рассказывая о Господе нашем Иисусе Христе, утешая и поддерживая страждущих.

Во всех названных епархиях, благодаря усилиям правящих архиереев и пониманию со стороны властных структур весьма значительной роли Русской Православной Церкви в современной истории России, заключены соглашения о сотрудничестве с органами здравоохранения, образования, внутренних дел и министерства обороны, другими организациями. Причем надо сказать, что данные соглашения успешно претворяются в жизнь.

Все указанные процессы носят сходный характер во всех четырех епархиях.

Но есть и определенные отличия. Так, в Сыктывкарской епархии стояла главная задача открыть приходы во всех городах и районах республики. При этом много внимания уделялось инициированию процесса возвращения зданий храмов, построенных еще до революций 1917 г. в сельской местности. Часть бывших зданий храмов удалось вернуть Церкви, однако почти все они в советский период были перепрофилированы под промышленные здания и учреждения культуры (клубы, библиотеки). Поэтому значительная часть сельских церквей реставрируется, но с большим трудом и за счет средств епархиального управления и незначительных пожертвований прихожан. В городах, возникших в основном в советский период на месте бывших лагерных (ГУЛАГовских) поселков, надо было наладить процесс строительства зданий храмов. За прошедшие годы воздвигнуто несколько храмов, причем некоторые из них перестроены из непрофильных сооружений (столовых, детских учреждений и т.д.). Несколько храмов построены на средства благотворителей и при поддержке городских властей. За счет правительства Российской Федерации, Республики Коми, благотворителей, привлеченных к сотрудничеству руководством республики, а также прихожан, построено здание кафедрального собора, посвященного святителю Стефану епископу Пермскому, в городе Сыктывкаре.

Интересной особенностью Сыктывкарской епархии является строительство церквей в исправительных учреждениях, в частности в лагерях, силами и на средства осужденных с разрешения лагерного начальства. Еще одной особенностью является наличие весьма значительного количества молельных домов, особенно в сельской местности. Так, по свидетельству владыки Питирима в 2000 году в епархии насчитывалось городских храмов 17, сельских церквей –14, молитвенных домов в городах – 10, молитвенных домов в селах – 26, часовен – 11 . В настоящее время количество храмов увеличилось, их благолепие возросло. Однако остаются еще не решенные проблемы в основном из-за бедности подавляющего большинства населения и из-за того, что в годы советской власти произошло значительное оскудение веры и весьма значительная часть населения не стремится вернуться в лоно Матери-Церкви.

В Элистинской епархии основную роль в строительстве и украшении храмов взяло на себя республиканское правительство. Благодаря тому, что владыке Зосиме удалось наладить тесные отношения с главой республики (Президентом Республики Калмыкия) и благодаря неравнодушному отношению к процессу возрождения Православия со стороны К.Н. Илюмжинова, буддиста по вероисповеданию, удалось в короткое время построить величественные здания храмов. Так, по свидетельству владыки Зосимы, Президент Калмыкии на месте «очень неприглядной церквушки» в селе Приютном «построил прекрасный Крестовоздвиженский храм с золотыми куполами», Казанский кафедральный собор в Элисте , другие храмы. Значительную роль в развитии церковной жизни также играет то, что решением республиканских властей епархия освобождена от платежа каких-либо налогов. Возникшая консолидация церковных и светских властей способствует активизации православных мирян на более активные действия по поддержке владыки Зосимы в деле возрождения церковной жизни в республике. Это создает условия для реализации задачи дальнейшего строительства храмов и их благоустройства.

В Вятской епархии наблюдалась ситуация, достаточно сходная с тем, что отмечено нами по материалам Сыктывкарской епархии. То есть роль областных и муниципальных властей в строительстве и обустройстве храмов не очень значительная. Сельское население небогатое. И поэтому возвращенные Русской Православной Церкви здания храмов, особенно в сельской местности, реставрировались и украшались за счет сбора пожертвований с прихожан и редких благотворителей. Весомую лепту в благоустройство церквей бедных приходов вносит епархиальное управление. Также епархиальное управление и лично митрополит Вятский и Слободской Хрисанф за эти годы провели большую работу по инициированию строительства храмов в тех населенных пунктах, где были молитвенные дома и часовни. Однако до сих пор еще есть достаточно много крупных населенных пунктов, где остается актуальным вопрос об открытии молитвенных домов и постройке храмов. Актуальным является вопрос и о переходе от этапа возрождения Православия до дореволюционного уровня к этапу дальнейшего развития церковной жизни.

В Екатеринодарской и Кубанской епархии за годы постсоветского периода практически решен вопрос о наличии храма в каждом крупном населенном пункте. Так, если в 1987 г. было 76 приходов, в которых насчитывалось только 11 соборных, монастырских и приходских храмов, а в большинстве приходов действовали молитвенные дома, то в настоящее время в епархии имеется более 350 храмов и лишь менее 10 молитвенных домов. Причем за последние несколько лет прошел процесс «замены» старых деревянных зданий храмов на новые, специально построенные, кирпичные здания. Особо необходимо отметить строительство, в основном усилиями краевого правительства, величественного кафедрального собора в городе Краснодаре. В эти же годы были реставрированы и благоустроены здания храмов, построенные в начале 1990-х годов. В настоящее время ставится задача строительства в населенных пунктах храмов вместо существующих молитвенных домов и возведение нескольких храмов в населенных пунктах с числом жителей более 5 тысяч человек. Значительные успехи в возрождении Православия на Кубани связаны с большой ролью в этом процессе митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора и всего епархиального управления, весьма значительной деятельностью в данном направлении администрации Краснодарского края и лично его губернатора А. Ткачева, неравнодушием местного бизнес-сообщества и рвением православных прихожан. В связи с этим можно отметить, что в данном регионе созданы условия не только для восстановления, но и для значительного развития Православия и в крае, и в целом в стране. И что там вызревает пока достаточно редкая ситуация симфонии Церкви, властей и общества.

Таким образом, представленный в данной статье материал позволяет говорить об успешно продолжающемся процессе возрождения церковной жизни и Православия в целом в рамках страны и в рассмотренных епархиях. В Вятской, Екатеринодарской, Сыктывкарской и Элистинской епархиях достигнуты большие успехи в претворении в жизнь этого процесса. И несмотря на имеющиеся трудности в возрождении Православия в отдельных епархиях в целом можно с оптимизмом смотреть в будущее данного важнейшего для Русской Православной Церкви и Российской Федерации процесса.

1. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 290.

2. Там же. С.160.

3. Там же. С.23 – 24.

4. Там же. С.24.

5. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.1. Репринт. М., 1992. Стб.594.

6. Портретная галерея архиереев земли Вятской. Киров, 2003. С.39.

7. Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Элистинская и Калмыцкая епархия и государственная власть Республики Калмыкии. Опыт взаимодействия. // Церковь и государство: православные епархии и приходы, история и современность. Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 2001. С.20.

8. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.2. Репринт. М., 1992. Стб. 2113.

9. Портретная галерея архиереев земли Вятской. Киров, 2003. С.39.

10. Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Элистинская и Калмыцкая епархия и государственная власть Республики Калмыкии. Опыт взаимодействия. // Церковь и государство: православные епархии и приходы, история и современность. Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 2001. С.22.

11. Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Сыктывкарская и Воркутинская епархия: пять лет деятельности. // Церковь и государство: православные епархии и приходы, история и современность. Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 2001. С.10.

12. Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Элистинская и Калмыцкая епархия и государственная власть Республики Калмыкии. Опыт взаимодействия. // Церковь и государство: православные епархии и приходы, история и современность. Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 2001. С.21, 22.

© М.А. Мацук

Уважаемые коллеги!

Приглашаю Вас стать авторами научного журнала
«Вопросы истории и культуры северных стран и территорий»
Для этого перейдите по этой или войдите в раздел Разное — Приглашаем авторов
Также прошу присылать для публикации на сайте нашего журнала информацию о предстоящих научных конференциях, симпозиумах и других форумах, которые будут проходить у Вас

Для связи с редакцией Вы можете перейти по этой или войти в раздел Обратная связь

Духовное возрождение человека

Современная психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа, расширяет опыт работы с сознанием человека.
В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюка, Т.А. Флоренской закладываются основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. Что же такое духовность, духовное начало в человеке?
В традиционной психологии духовное начало связывают с творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.
Четырехтомный словарь русского языка трактует дух как психические способности, мышление, сознание, а духовность как интеллектуальную сущность в противовес его телесной сущности.
Однако духовность это не идеальный комплекс ценностей и норм, и не только новая ступень усложнения индивидуальных психических функций и способностей, и не предельная утонченная душевность.
Душа дискретна, разделена на чувства, понятия, она определяется внутренними и внешними условиями, телесными и социальными.
Дух — начало безусловное, вне времени и пространства. Он не принадлежит человеку, он дается ему «свыше». Это то, что отличает человека от животных и объединяет с Богом. Дух есть преодоление тварности, получение Божественного образа бытия.
Душа стремится к духу, жаждет с ним встречи и лишь в слиянии с духом находит полноту и радость жизни. Когда дух покидает душу, она томится, страдает и, всеми силами преодолевая трудности и препятствия, устремляется к нему. Дух же не может подчиниться душе, если он ее оставляет, она становится рабой тела, служит его необузданным желаниям и похотям. На душевной стадии человек живет предметами внешнего опыта, возводит относительные ценности в абсолютные и поклоняется им. Через дух человек поднимается до высших сфер, через дух он проявляет себя как образ и подобие Бога.
Б.В. Ничипоров в понятии духовного возрождения выделяет три компонента:
1. Понимание и освоение новых смыслов и духовых пространств.
Прежде всего, это связано с тем, что человек начинает задумываться о своей временности. Смерть человека всегда неожиданна, но то, что она когда-нибудь, так или иначе, наступит всякий знает твердо. Изгнание сознания смертности из человеческого мышления означает, что человек перестает чувствовать остроту собственного существования, перестает быть решительным, перестает быть свободным, перестает быть ответственным, теряет смысл жизни. О возрождении личности имеет смысл говорить, когда личность переживает экзистенциальный конфликт с собой, с миром, когда мучительно ищет путь, выход, истину, расширяет смысловое пространство.
Мир Богом устроен так, что в каждой ситуации есть смысл, какая-то цель. Человек устроен так, что он может найти этот смысл и должен осуществить его. Хотение найти смысл — универсально. В. Франкл пытается как-то типизировать возможные способы придания осмысленности. Ценности бывают трех видов. Во-первых, это придание смысла с помощью того, что мы что-то даем жизни. Это ценности творчества (и, в первую очередь, труд). Во-вторых, это придание смысла с помощью того, что мы что-то берем от жизни. Это ценности переживания. Одной из главных ценностей переживания является любовь.
Преподобный авва Дорофей, подвижник 6-7 вв., пишет: «Представьте себе круг, середину его — центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собой. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая середина круга — Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру; суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе к Богу и друг другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога… в той же мере удаляются друг от друга, сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то,сколько приближаемся к Богу любовию к Нему, столько соединяемся любовию и с ближними, и сколько соединяемся с ближними столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу, и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей».
В-третьих, мы можем придать смысл посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Это ценности отношения. Прежде всего, это мужество, терпение, достоинство, которые проявляются в том, что всякую скорбь человек начинает встречать признанием, что он достоин ее.
После того, как человек находит все возможные смыслы, он свободен выбирать тот из них, который он будет осуществлять. То, что человек вообще свободен, не нуждается в доказательствах.
Франкл, проводя сравнение человека с животным, показывает, что именно функционирование животного определяется влечениями, тогда как человеческое поведение опосредствуется сознанием: человек может сказать «да» своим влечениям, а может сказать «нет». Что касается наследственности, то здесь Франкл приводит в пример эксперименты с близнецами. Одна и та же наследственность при разных судьбах (один хитрый брат-близнец стал вором, другой хитрый брат-близнец стал криминалистом) доказывает, что у человека есть нравственный выбор. Что касается среды, то она, по Франклу, вообще в большей степени продукт деятельности человека, нежели человек продукт среды.
Свобода означает, что человек несет ответственность за осуществление выбранного смысла. И сразу же логично возникает вопрос: перед кем человек несет ответственность? Таких инстанций две: совесть и Бог. В состоянии бездуховности человек становится глухим к голосу совести, и она замолкает. Но совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных ему состояниях тревоги, тоски, апатии и депрессии.
2. Углубление личного покаяния. Страдая, человек ищет причины своих страданий во внешних условиях: он думает, что его страдание связано с рядом живущим, близким человеком, он искренне верит, что если бы близкий поменялся, все бы изменилось к лучшему, Зачастую и, не подозревая, что причина находится в нем самом, а близкий только указывает ему на темные стороны его же души. Митрополит Антоний Сурожский в этой связи указывает на переписку оптинского старца Макария. В ней есть письма к петербургскому купцу, который пишет: «От меня ушла прислуга, и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?» Старец отвечает: «Конечно, брать». Через некоторое время купец снова пишет: «Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость, и потерял всякое самообладание». И старец отвечает: «И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность… Вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое — это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться».
Когда человек начинает осознавать, что он сам является причиной своего несчастья, и что бороться нужно уже с самим собой, со своими страстями преодолевая определенные стереотипы мышления, недостаток образования, совершенствуя самого себя, осознавая свое духовное бессилие — человек встает на путь изменения, покаяния. Только, о-со-знав свои грехи, и раскаявшись (измененное сознание, в переводе с греческого («метанойя») — это покаяние), по словам Святителя Иоанна Златоуста, человек приходит к смирению, к сердечному сокрушению, к милосердию, прощению обид и любви.
Покаяние — это признание своей вины, способность увидеть свое падение и искреннее отречение от зла. «Ужасная жестокость к себе — отвержение покаяния! — говорит Игнатий Брянчанинов — Ужасная холодность, нелюбовь к себе… Жестокий к себе не может не быть жестоким и к ближним. Умилосердившийся к себе приятием покаяния, вместе делается милостивым и к ближним».
От недостатка благодатной радости, от неосознанного внутреннего страха, обусловленных нераскаянными грехами, одни ищут, чем бы заглушить эту душевную боль — отсюда алкоголь, наркомания, жажда развлечений, наслаждения любыми способами, другие (мнящие себя достаточно образованными) прибегают к не менее опасной по своим последствиям «суггестивной терапии». У тех и других круг душевных терзаний замыкается и больные души, не имея сил к покаянию, надеются найти помощь из вне.
3. Исправление своей жизни, стремление к личному благочестию. При условии покаяния и обращения к добру душа открывается к принятию Божественной энергии, благодаря которой очищается и пробуждается совесть. (Корень этого слова — «весть» от «ведать, «знать» — указывает на то, что совесть дает нам знать о правильности или неправильности поступка, слова или мысли) Совесть — голос Божий в душе человека, высшая мера сознания.
Субъективно присутствие Духа ощущается человеком как наличие в собственном «Я» высшего замысла, чувство предстояния, божественного призвания и ответственности. Предстояние позволяет человеку измерять себя тем, чему он предстоит. Предстояние вызывает в нем новые мысли, новое понимание себя, других людей и всей вселенной. Именно это следует иметь ввиду, читая Евангельские слова: «Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный» (Мтф. 5.48).
Предстоящий судит себя высшим, доступным человеку критерием. Святые отцы в своей жизни руководствовались Евангелием, сравнивая свое исполнение заповедей с их возвышенностью и чистотою и недосягаемостью. Именно поэтому Святые причисляют себя к первым среди грешников, и лишь грешники причисляют себя первыми среди духовных и верующих, не видя своего падения. Духовность святости не рефлексивна.
Духовное пробуждение человека выражается состоянием изумления, трепетного поклонения, чувством своего несовершенства и недостоинства перед открывающейся благодатью. Радость открывшегося духовного пути связана со стремлением изменить себя, научиться каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех.
Проявлением духовности является способность к самопожертвованию, к неэгоистичной любви, которая является основой благополучия человека (благополучие — благо человек получает). «Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю забвению мое собственное существование, я приобретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам. Такое самоотречение является ценой, которую я должен заплатить за познание мира, ценой, которой я должен приобрести познание бытия, большего, чем просто проявление моего собственного бытия».

Литература
1. Добротолюбие Т.1, !896, С.458
2. Б.В. Ничипоров Введение в христианскую психологию. М., 1998.
3. Святитель Игнатий Брянчанинов О прелести. СПб.,1998.
4. Франкл В. Потенциализм и калейдоскопизм. // Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990 г.,
5. Т.А. Флоренская Диалог в практической психологии.М., Владос, 2001
Добротолюбие,Т.1, !896, С.458
Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб.,1998. с. 74-75
Франкл В. Потенциализм и калейдоскопизм. // Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990 г.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *