Дивеевские старицы

В шестнадцати километрах от Дивеево, в селе Пузо (ныне – Суворово) в середине девятнадцатого века в крестьянской семье у Александра и Александры Шиковых родилась дочь. Девочку при крещении назвали Евдокией. Когда Дуне исполнилось два года, её мама умерла, отец женился вторично. Через несколько лет он уехал в Сибирь, девочка осталась в родном селе у родственников.

Родной дядя Дуни был церковным старостой. Благочестивые родственники сумели привить и Дуняше любовь к Богу и ближним. В девять лет отроковица вместе с подругой Марией побывала в монастырях в Сарове и Дивеево.

Евдокия с детства была слабенькой, сверстники посмеивались над ней, часто закидывали её с подругой камнями. Девочка мужественно переносила побои и насмешки, лишь в молитве просила Господа укрепить её. Когда отроковица Мария умерла, Дуняше и вовсе не давали прохода.

Когда девушке исполнилось двадцати лет она тяжело заболела. Остальные годы ей предстояло со смирением нести крест болезни. С этого времени Евдокия была прикована к постели. Господь не оставлял свою избранницу, ей было даровано духовное зрение. Односельчане и верующие из окрестных сел приходили к ней за духовным советом, обращались за молитвенной помощью. Принимали посетителей и ухаживали за болящей верующие девушки.

По рассказам современников, к блаженной Евдокии в дом часто приходили благочестивые девушки, они вместе молились, пели стихиры, кондаки и акафисты. Общее пение начиналось в восемь часов вечера, и продолжалась служба до двенадцати часов ночи. Утреню начинали в пять часов утра. И молились до двенадцати часов дня.

Келейница Полина рассказывала: «Утреннее правило Дуня разделяла, и было минут по двадцать отдыха; если во время отдыха приходил кто с великой скорбью, она впускала, а во время правила никого не пускала. После правила ее обращали лицом к иконам, подкладывали под нее рунье, сажали и зажигали все 12 лампад. После этого пели «Верую…», «Достойно…», «Отче наш…», «Заступницу…», «Яко необоримую стену…», «Богородице Умилению…», «Крест всей вселенной…»…

Дуне давали раздробленную просфору… Велит вымыть ей руки, а как дадут ей просфору, заплачет и скажет: «Перекрести руки». Положат ей просфору, разрежут ее пополам. Одну половину опять в чулан унесут, а эту половину еще разрежут пополам, и половину она дает той, которая ей служила. Давали ей три просфоры: из Сарова, Понетаевки, Дивеева, так что у нее получалось три части.

Поднимут самовар на стол, ладану в трубу положат, чайник заправят чаем и ставят на ладан, в это время ей отрезают хлеба. И вот каждый кусок оградит знамением креста, и все эти куски она сложит в платок и положит на постель, а себе оставит один кусок ржаного хлеба и от него съест малую часть. (Те куски, которые она завязывала и клала на постель, после шести недель клала себе за спину, спала на сухарях.)

Кушала она мало… Перед самым чаем она разрезала огурец и съедала кружочка два или гриб соленый, пирог раз откусит, когда Бог посылал… Мяса от юности не ела, всего два яйца в год… Хлеб она потребляла от одних людей (женщина пекла с молитвой)… Дуня говорила, кто ест мягкий хлеб, тот не постник, но если постишься да дорвешься до мягкого хлеба, это плохо. Всякий кусок Дуня крестила и говорила: «Христос Воскресе!» Если молитвенного правила не кончит, то три дня пролежит без пищи.

Денег от юности она в руки не брала. Во время воскресной обедни Дуня запрещала печку топить и к святыне приступала строго, а последнее время не давала и полы мыть, и белье разрешала стирать только во вторник и в четверг, и при этой работе не давала со своего стола просфору, не давала дома обедать и лампаду поправлять, но в церковь пускала; после полов она велела мылом руки мыть, съесть кусок хлеба и взять книгу в руки – Псалтирь или молитвенник. Только через двое суток она разрешала прикладываться к иконам; также и после бани. Весь месяц в одной обувке ходить надо, хоть сыро, хоть жарко, разуться нельзя. У хожалок до того ноги отекут, что невозможно, весь день на ногах, без отдыха и без сна; ноги сырые, а греться не пустит; весь месяц не давала сменять белье и платок, а при народе обличала: она монашка, а грязная.

Чтобы подвига ее не знали, говорила: «Ныне нет отрадного дня», – и сама не ела, и никому не давала. А тут по покойнику в колокол ударят – нельзя уже есть, или еще что случится, все это были поводы, чтобы не есть. Так и отведет день ото дня. Когда покойника несут, она лежит недвижимо, и если ест в это время, то бросит, и всем велит молчать. И до тех пор она лежит недвижимо, пока его не схоронят, и никого в келью в это время не пустит».

На вопрос келейницы: «Дуня, почему ты так к покойникам относишься?», блаженная отвечала: «Глас Господень – когда в колокол бьют – объяснил, чтобы молились за рабов»).

По рассказам келейницы блаженной Евдокии, подвижница носила вериги, которые у нее были поясом. Рубашку блаженная не позволяла менять, пока та не истлеет. Она благословляла келейниц лишь раз в год мыть ей руки и ноги. Руки ей мыли с мылом по локоть, затем обливали их в тазу со святой водой; ноги мыли до колен, но простой водой (тело никогда не мыли). Когда ей мыли ноги, блаженная держала зажженную свечу. Голову разрешала мыть лишь раз в год теплым, разогретым в печке елеем. Зимой и летом блаженная была одета в тулуп, шерстяную одежду, покрывала голову шерстяной шалью. Она не позволяла никому подрезать волосы и стричь ногти.

За своё великое смирение и терпение подвижница и удостоилась Даров Святого Духа прозорливости и исцеления.

Приведем лишь несколько случаев, свидетельствующих о прозорливости блаженной Евдокии, о силе её молитв.

Сын одной благочестивой вдовы дважды приходил к прозорливой старице Евдокие, чтобы получить благословение на поступление в монастырь, но она, по рассказам современников, «ни благословения не дала, ни самого его в келью не пустила», лишь сказала: «Пусть не просится в монастырь, он все равно жить там не будет»»… Юноша поступил по-своему, три года подвизался в монастыре, но затем ушел из монастыря и в Нижнем Новгороде стал коммунистом….

Однажды к блаженной приехала девица Параскева из села Верякуши, страдавшая от болезни желудка, она рассказала, что не может есть даже ржаной хлеб. Блаженная Евдокия подала ей ржаной сухарь со своей постели и велела съесть, добавив при этом: «Я сама больная, а ем ржаные сухари». Параскева съела – и выздоровела. С того дня она стала есть всё. Благодарный отец исцеленной девушки, купил келью для келейниц Евдокии, во славу Божию стал творить милостыню (по рассказам односельчан, до этого случая он отличался скупостью).

По свидетельству очевидцев, однажды блаженная Евдокия обличила пришедшую к ней женщину: «На тебе нет креста». Женщина возразила: «Есть». После того как блаженная заплакала, женщина созналась, что на ней не было креста, и попросила прощения. Подвижница велела келейницам дать ей крест.

Однажды блаженная Евдокия велела благочестивым супругам Никифору и Марфе приходивших к ней петь, вернуться домой раньше. Они возразили: «Дуня, мы будем петь до конца». Прозорливица ответила: «Нет, вам надо идти домой». По послушанию супруги вернулись домой и во время: «их теленок запутался… едва не удавился».

Приходил к блаженной петь стихиры и Пётр Павлович из деревни Глухово, однажды он признался блаженной, что боится возвращаться в темноте (после полуночи). Блаженная Евдокия утешила: «Тебе ангелы посветят». Пётр Павлович позже рассказывал, что когда вышел на улицу перед ним огненный шар покатился, так он и шёл за ним до самого дома, и славил Господа, за великую милость явленную ему грешному по молитвам праведницы.

По молитвам блаженной Евдокии возвращались к праведной жизни оступившиеся, благодаря её советам и предостережениям налаживалась жизнь супругов. Праведницу знали и почитали многие в округе, приходили к ней за советом и утешением и из монастырей. Блаженная и материально помогала монашествующим. Она часто говорила: «Я духовенство и людей монастырских считаю как ангелов».

Страждущие, приходившие к блаженной всегда старались отблагодарить молитвенницу, приносили еду, продукты, материал, но не у всех брала прозорливица, и келейницам не разрешала притрагиваться к продуктам без благословения. Бывали случаи, когда завистливые люди приносили отравленную еду. Однажды кто-то поставил в сенях перед Пасхой творог, кошки унюхали, забрались на лавку, поели и околели.

Блаженная советовала не только еду, всё ограждать крестным знамением и окна и двери, одежду, обувь, кровать, перед тем как ложиться. Домашний скот ограждать утром и вечером. Говорила, что в нечистоте женщинам в храм до шестого дня входить не следует.

По рассказам келейницы Полины, блаженная Евдокия учила девушек смирению, терпению и послушанию. При людях могла обличить, безвинно оговорить, чтобы учились смиряться, не возгордились.

Христа ради юродивая Евдокия, добровольно отдавшая на истязание свою плоть вшам, страдавшая от холода и голода, часто ослабленная от многодневных строгих постов, отличалась высоким мужеством и терпением. Ей было открыто, что вскоре её ждёт мученическая смерть, знала, и через кого ей придётся пострадать, тем не менее, впустила в келью этого человека.

Когда блаженная слышала, что кого-то расстреляли, она говорила: «Все-таки их хоронят, а меня не станут хоронить и в колокола звонить не будут. Господи, Господи, какие люди счастливые, помрут – звонят, а меня, как скотину, в яму свалят». Верующим советовала: «На могилку мою почаще ходите, вы будете плакать и рыдать на моей могилке, я буду все слышать, но отвечать не могу». Келейнице Поле советовала: «Я умру, ты принимай схиму, я умру, а ты останешься, а если не примешь, то Богом будешь наказана» Поля ответила: «Я, Дуня, неученая». – «Кто у меня живет, все будут ученые. Старайся обо мне молиться, и я там тебя не забуду. Иди в монастырь». Незадолго до смерти, после того как ей помыли руки и ноги, сказала: «Давайте мне рубашку, кою я на смерть приготовила, она потолще, в ней будет потеплее». Блаженная предсказывала: «Я до осени доживу, новую жизнь поведу, а вы всякий сам себе хлеб приготовляйте, я больше вам готовить не стану, тогда вам всем легко будет жить, а ты принесешь мне из Бабина».

Вскоре после революции представители власти решили расправиться с блаженной Евдокией, предлог был найден, у неё в келье застали задержавшегося из увольнительного отпуска призывника, блаженную обвинили в укрывательстве дезертира.

Одна из выживших келейниц рассказывала, что летом 1919 года в дом старицы ворвались солдаты: «Их пришло сначала двое, они вошли и начали читать бумагу: кто здесь живёт из хожалок. Все они были у них переписаны… Я не отходила, смотрела в окошко. Вижу, нашёл он просфоры и елей, бросил их в лицо Дуне и начал её обзывать скверными словами… И потом он стал её за волосы таскать, и стал бить плетью, а хожалок в келье не трогал. Потом взял восковые свечи, скрутил их десять штук вместе, зажёг и стал кидать иконы и искать деньги».

Блаженную избивали до вечера. Когда солдаты ушли. Келейница Даша решила перенести её в другой дом, опасаясь за её жизнь. Но по дороге они повстречали солдат, которые вновь набросились на праведницу. Её отнесли в дом, положили на лавку, били всю ночь попеременно, били плетьми, стаскивали на пол, пинали ногами. Около дома собрались верующие, некоторые пытались броситься на помощь, но стража никого не подпускали.

По свидетельству очевидцев, когда в воскресенье выносили из кельи икону Божией Матери «Иверскую» – «от Неё было сияние». Когда выкидывали вещи блаженной, часть икон крестьянам удалось взять в церковь. Многие книги и иконы были уничтожены.

Из воспоминаний келейницы блаженной старицы: «В понедельник поутру через заднюю калитку проникли к ней некоторые верующие, а солдат попался хороший и не бил её в это время. Дуня попросила у народа: «Меня надо приобщить, позовите священника». Батюшка о. Василий Радугин пришёл, но его не пустили. Он просил у них пропуск, у самых главных, они ему дали. Он пришёл к Дуне, исповедовал и приобщил их всех за два часа до смерти… » 5/18 августа 1919 года блаженной старице и её келейницам было суждено принять мученическую смерть. ( Келейницы – Сиушинская Дарья, Тимолина Дарья, Мария Неизвестная, скрывавшая своё имя.)

По свидетельству очевидцев, когда блаженную и её келейниц везли на казнь, их лица были необычайно красивы. Один неверующему крестьянин, Иван Анисимов, рассказывал, что видел, на плечах у каждой белых голубей.

Удостоилась видения и женщина, которая кидала камни в верующих, приходивших к блаженной. Рано утром на рассвете она увидела над кельей подвижницы четыре огненных столба: «Два срослись, как развилка (когда подвижниц выводили из дома, келейница выносила блаженную на руках), а два отдельные».

Приговорённых привезли к месту казни на кладбище. Пузовские крестьяне Петр, Иван и Макар, попытались заступиться за мучениц, но были избиты плетьми. Блаженная Евдокия увидела это и сказала: «Смотрите, как с них грехи сыплются. С Макара грехи летят, как от веника листья в бане, как его за меня бьют». Петр Карасев впоследствии рассказывал, что никакой боли от ударов не чувствовал: «Я бы счастлив был, если бы меня еще раз избили за Дунюшку».

Недалеко от свежевырытой могилы девушек усадили спиной к крестам и расстреляли. Казнённых хотели сбросить в могилу, но благочестивый односельчанин, Василий Седнов, успел опередить их, он спрыгнул первым в могилу и стал принимать тела мучениц за веру. (По свидетельству Василия блаженная старица носила вериги.) Василий покрыл им лица платочками, после этого их засыпали землёй. Долгое время верующих не подпускали к могиле.

Из рассказа духовной дочери старицы: «Потом солдаты ушли от могилы и поручили следить, чтобы на могилу священник не пришёл и не отпевал бы их. После этого на могиле стали видеть горящую свечу, а на её месте в двенадцать часов днём, в это же время вскоре после расстрела, солнце играло в саженях десяти от земли».

После того, как блаженную и её келейниц убили, представители власти не разрешали даже поминать праведницу сорок дней, лишь в деревне Бабино священник молился об упокоении душ праведниц, в келье блаженной служил панихиды. По свидетельству этого священника, в то время когда врачи опасались за его жизнь, он получил исцеление от болезни горла по молитвам праведницы, вот как он рассказывал об этом келейнице блаженной Евдокии, Полине: «Входит апостол Фома, потом Преподобный Серафим, старец Никодим и с ними Дуня: Я ее лик не видел, но она вошла с ними, взяла за горло и сказала: «Вставай, здрав будешь, иди служи обедню, жалко, ты у меня у живой не был». Лица всех видел, а ее не видел, слыхал только голос». (Священник сказал, что святые поведали, что с ними была блаженная Евдокия.)

Дьякон Иона из села Пузо, поступивший по благословению блаженной Евдокии в Оранский монастырь, увидел видение, что к ее могиле текут тысячи людей, много архиереев и духовенства, и служат на ее могиле.

Дивеевская блаженная Мария Ивановна говорила: «Ходите к Дуне на могилку чаще, там Ангелы поют непрестанно». Однажды Поля пришла к блаженной Марии Ивановне, дивеевская блаженная ей сказала: «Моим именем Пузо три раза сгорит», – и три раза в ладоши хлопнула. «Вон Дунины тряпки горят, ее кровь догорает». На третий день пожар охватил дом женщины, которая радовалась когда вещи мученицы из дома выкидывали, и несла к себе в дом. За осень трижды в селе было возгорание «Дуниных тряпок». Предсказывала блаженная Мария Ивановна, что «Дуня выйдет мощами, понесут ее четыре епископа, будет четыре гроба, и народу будут тысячи, и тогда все восплачут, и неверующие уверуют». (Через восемь десятилетий в 2001 году будут обретены святые мощи пузовских мучениц.)

И после гибели подвижницы происходили чудеса исцеления на её могилке. Однажды пришла на могилку раба Божия Анна, страдавшая от болезни глаз, слёзно просила вдова помощи у блаженной, припала к могиле – и получила просимое. Многие верующие были свидетелями этого исцеления.

В 1967 году Анна Силаева, страдавшая от болезни мочевого пузыря, земельку с могилы праведницы насыпала в воду, эту воду пила. В скором времени полностью исцелилась.

В 1983 году на могиле блаженной Евдокии раба Божия Наталия пела с певчими панихиду. После панихиды Наталья встала на колени у края могилы и попросила, чтобы блаженная Евдокия исцелила ей ногу. Прочли акафист Иверской иконе Божией Матери и отправились в обратный путь. Вскоре Наталья почувствовала, что идет легко, не прихрамывает. По молитвам праведницы Наталья исцелилась.

Высказывания блаженной Евдокии

Если постишься, то и мягкий ржаной хлеб не ешь, и досыта не вкушай.

Если ты день не ешь, а на другой день приготовишь себе хорошую пищу, такой пост Бог не примет.

Если молишься для людей, чтобы тебя люди видели, а на душе у тебя этого нет, это не молитва.

Человек спасения ищет, а спасение – человека. Друг к другу идут и друг друга не найдут.

Если нет скорби при подвиге, и если тебя только все ублажают и чтут, не доходен подвиг твой ко Господу, если же подвиг ради Бога, то будет скорбь непременно.

Если враг побежден, он будет действовать через человека.

За непослушание Господь попускает болезни.

2001 года были обретены святые мощи пузовских мучениц. Память – 5 / 18 августа и на Собор новомучеников и исповедников Российских. (Воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января).

Молитва святым мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии

О дивныя подвижницы и заступницы наша мученице Евдокие, Дарие, Дарие и Марие – древних отец подражательницы истинны, в тесноте послушания без разсуждения, бдения и поста изнурительнаго пожившия – ныне к вам прибегаем и, к мощем вашим припадающе, молим вас: о страстотерпицы святыя, незлобивыя агницы, своею кровию Христа ради обагренныя и жестокими предателями тридневно мучимыя и закланныя; о прозорливицы, многия души от гибели вечныя исхитившия и о страданиях прежде кончины от Господа извещенныя, о изцелительницы и чудотворицы не токмо в земли Нижегородстей, но и во всей стране Российстей просиявшия, – не оставите нас во грехах и беззакониих погибнути, но помозите в покаянии истиннем житие наше скончати, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Предсказание Паши Саровской

А может быть так надо посчитать? —
За семь человек семьи царской – 70 лет. Это фиксированный срок, от которого никуда не деться, ничего не изменить, — «вынь да положь – дьявол будет ходить по России».
А следующее после этих 70 лет фиксированных — это время, когда нам уже дано решать: будем каяться или не будем. (О покаянии говорю не так, чтоб то лько в нарушении клятвы 1613 г., но о покаянии вообще какому св.отцы учат, какому Церковь учит, — всецелом нелицемерном покаянии во всех смертных наших грехах, кто какие имеет.) И тогда, если будем каяться, то от этого хождения дьявола по России Господь избавит и даст благодать, как сказано Апостолом: «и убежит от вас», но это при условии покорности Богу (Иак. 4, 7), кстати Царю-Богу. А то будто забыли некоторые, что и Бог есть Царь.
«Блевотиной изойти» — возможно что это берется выражение подобное выражению Апокалипсиса: «Тако яко обуморен еси, и ни тепл, ни студен изблевати тя от уст Моих имам. Зане глаголеши яко богат есмь обогатихся и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищь и слеп и наг.» (Апок. 3, 17)
И далее говорится о необходимости покаяния всецелого: «коллурием помажи очи твои, да видиши». По свт. Игнатию Брянчанинову «коллурий» — это слезы: «коллурием слез помажи очи твои, да видиши грехи свои». Такой смысл.
«Ревнуй убо и покайся» (Апок. 3, 19).
«Изойти» — это равно, что как говорится на богослужении: «оглашенные изыдите». Т.е. и здесь блевотиной как бы изойдет (изыдет из Тела Христова, из Церкви Апостольской) народ русский. Т.е. будет выгнан из Христовой Церкви, отлучен Им Самим от Церкви. Но об этом не утверждается, что это будет так непременно. Но говорится как бы в устрашение и предположение, причем с жалением народа: жаль мол этот народ, потому что вообще-то по причине такого поведения он бы «должен изойти», т.е. изыти из Церкви, отпасть, быть отлученным, изблеванным.
Для чего так предупреждает? — А вот для чего: «Ревнуй убо и покайся», т.е. начни каяться как должно, и стяжи дары: покаяние, смирение, плач (коллурий слез), и прочее, «да обогатишися, (…) да облечешися» (Апок. 3, 18), иначе «изблевати тя от уст Моих имам».
Покаяние надо обрести и жизнь благодатную (как о сем говорит свт. Игнатий в «Плаче инока», ст. 3, Шин) к тому времени, когда придет Господь (второе пришествие), как сказано: в чем застенет кого, в том и будет судить.
И вот об этом-то пришествии Царя-Христа (а не другого какого-то), быть может, и сказано : «Но говорю тебе, царь, к концу этих 110-ти лет будет Царь на Руси из твоей династии».
«Из твоей династии» — еще не значит вточности, что из Романовых.
По словарю Брокгауза и Ефрона — «Династия (греч.) — означает ряд царствующих, вообще правящих лиц из одного дома, от одного родоначальника.»
Ныне после отречения ц. Николая царствовать взялась над Россией сама Богородица. Потому в день отречения Николая и была явлена икона Державная. Это явный знак. От которого отказаться, — это равно что опять нарушить клятву 1613 г., но уже отвергается тогда Царица Богородица. Ну и что вы? Хотите еще теперь и эту Царицу не признать или отречься? (Может быть, кстати, этим самым они и спасли нас от нарушения клятвы, т.е. все вместе: ц. Николай, Богородица и Бог. Так все сделали, что может быть, и не было нарушения. Ведь сразу за отречением ц. Николая на трон восходит Богородица. Пусть это невидимо, пусть духовно, но это реальность, а не легенда, не вымысел. Т.е. нарушение этой клятвы есть только у тех людей, кто и царя отрекся, и Царицу-Богородицу не принял.)
И вот к концу этих 110 лет обещается пришествие и Самого уже Христа, Цареви нашего Бога.
И точно не говорится: когда? в каком именно году? Но говорится лишь приблизительно.
И многие святые последних времен говорили: «Второе Пришествие не далеко уже».
Т.е. этим не нарушается то, о чем сказано: о дне и часе том никто не знает. Потому что точно не говорится и здесь. Но Сам Иисус хотя и говорит, что о точном времени том никто не знает, но говорит же, чтоб и узнавали приближение к сему. В гл. 24 Евангелия от Матф. объясняется это и говорится: «когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях».
Есть такие слова архиеп. Феофана Полтавского:
«Владыку Феофана спрашивали: “Будет ли последний Русский Царь Романовым?” На что архиепископ от себя уже отвечал: “Он не будет Романовым, но по матери он будет из Романовых» (Россия перед Вторым Пришествием, гл. 22)
В акафистах Богородице бывает говорится, что Богородица усыновила всех христиан Себе по слову Самого Христа, сказавшего так о св.ап. Иоанне, но судя по словам акафистов это усыновление и всех христиан:
«Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая» (Акафист, Икона Нечаянная Радость, Икос 8.)
Стало быть можно ли сказать об Иисусе, что Он по Матери из Романовых?
Т.е. Он из династии царственной потому что Он – Царь. И Он по Матери Своей из Романовых, так как Романовы усыновлены этой же Матерью. Но вместе с тем говорится, что Он все таки и не Романов: «Он не будет Романовым», — сказано.
…………
И вот сказано, что дается сроку нам еще 110 лет максимум. 70 лет из них – твердо фиксированы как наказание. И может быть не случайно это ровно такой же срок, какой проводил народ древний богоизбранный еврейский в плену Вавилонском, — чтоб мы хоть и не вольно вспомнили и сравнили, и подражали им. А следующие даны для покаяния дабы готовиться ко Второму Пришествию. И не только к Пришествию, но и к Суду.
Не сказано, что это будет для нас радостным. Не сказано, будто к концу этих 110 лет будет у нас радость всвязи с тем, что Царь придет. Но только сказано, что придет. И все! Точка.
А как Он на нас тогда посмотрит? — от нас зависит.
Итак сказано: «кайтесь». Во всех грехах, потому что Царь придет и будет судить. Т.е. Сам Царь царей, Христос, а не какой другой.
А истинному покаянию, как говорят св.отцы, учит опять же Царь Дух Святый. Только под Его водительством человек может обрести истинное самовоззрение и покаяние, и вообще все дары такие, как сокрушение сердца, смирение, видение грехов своих, и прочее.
И этого Царя опять же просим каждый день: «прииди и вселися в ны, и очисти…»
А готовит этот Царь Дух Святый каждого опять же к суду Царя-Христа. Напоминает об этом Суде, об этой неминуемой встрече каждого с Царем-Христом на Суде всеобщем, где мы все встретимся друг с другом, все без исключения люди.
Итак, должно каяться. Но не только в нарушении этой соборной клятвы 1613 г., но во всех-всех смертных грехах какие имеем. Так говорит и пророчествующий св.прп. Лаврентий Черниговский:
«Русские люди будут каяться в смертных грехах, что попустили жидовскому нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя…» (Есть и далее слова его. Но их легко может найти каждый сам.)
Понимать же эти слова св. Лаврентия должно не так, будто он говорит этим утверждение: «попущение жидовского нечестия и незащищение Помазанника – это грехи смертные». Нет. Это было бы очень неверно. Потому что никто из нас никак не мог не попустить этого.
Это попущение – это Божие попущение. И само по себе попущение это — это вовсе не грех.
Но говорит св.Лаврентий так, что русские люди впали в смертные грехи, и за это наказаны попущением этого жидовского нечестия. А попустил это Бог. Никто из людей это и не смог бы непопустить, т.е. не смог бы остановить это, хоть бы даже и хотел. Где же тогда грех, если так думать? Свт. Игнатий видел это отступление, но остановить не мог. И другим говорил: «не силься своей немощной рукою остановить отступление».
Слово «что» употребленное здесь св. Лаврентием должно понимать как «которые». Т.е. люди будут каяться в смертных грехах, из-за которых пришло вот это попущение ига жидовского. Или: люди будут каяться в смертных грехах, которые явились причиной того, что жидовское нечестие смогло появиться на Руси.
Эта фраза звучит не так, что мол «будут каяться в грехах, а именно: в том, что попустили жидовскому нечестию, не защитили Помазанника…» Но так звучит: «будут каяться в грехах тех, что явились причиной появления этого жидовского нечестия на Руси…»
Т.е. каяться должно во всех-всех смертных грехах, в каких всегда учила каяться Церковь Святоотеческая. Т.е. и в грехах против Духа Святого (в искажении учения Его), и в гордости, и в блуде, и в гневе, и в прочих именно смертных. Св.Отцы учат: есть смертные грехи и есть несмертные. За смертные человек лишается жизни благодатной, за несмертные – не лишается. Потому и названы смертные смертными, что лишают душу благодатной жизни, убивают душу при жизни тела.
Кстати, небрежная молитва, небрежное богослужение, — это тоже грехи смертные и большие. Таковые небрежно молящиеся по слову св. Симеона Н.Б. суть враги Царя-Христа (Слово 9), и на молитвы таковых Он только гневается.
………………….
К концу 110 лет… — здесь говорится. А в другом пророчестве (св.прп. Серафима Вырицкого) говорится, что будет дан срок покаяния «лет на 15, а потом придет антихрист».
Стало быть и посчитаем: 2028 – 15 = 2013. Вот с этого 2013 года надо бы начаться уже этому сроку в 15 лет. Дан он на покаяние. На приготовление к Суду. Это и должна проповедовать Россия всему миру, — покаяние и суд грядущий Христов.
Но опять же прп. Серафим не говорит «15 лет». Не говорит точно. Но говорит лишь приблизительно: «лет на 15».
Вот стало быть и мы можем сказать: приблизительно в 2013 году должно бы начаться это покаяние. А может быть эти «лет 15» — это и 16 или 14. Стало быть возможно, что это будет в 2012 или 2014.
И о 110 годах говорится не точно, что мол на 110 год будет. Но говорится приблизительно: «к концу этих 110-ти лет». Стало быть и это может прийтись не обязательно на 2028, но и на 2027, и на 2026, и даже ранее.
Стало быть и тут плюс-минус год-два-три…
Но мне думается, что это все говорится о некоем покаянии, когда уже многие начнут каяться, т.е. всенародно.
А прежде надо бы об этом заранее кому-то позаботиться. Т.е. должны найтись люди, которые уже до того, как покаяние будет близиться к всенародному, имели бы опыт действительного покаяния, уже прежде всех пребывали бы в этом делании покаяния истинного, всецелого, нелицемерного, каковое всегда свидетельствуется даром благодати и подлинной жизни во Христе и Духе Святом. — Должны бы прежде всех найтись такие люди. Иначе кто научит?!
(Ныне пастыри, и особенно высшие иерархи, как видно, ни сами не имеют этого опыта покаяния, ни других не призывают и не учат. Т.е. именно к такому покаянию, какому всегда св.отцы учили. — Об этом подробнее см. http://blogs.mail.ru/mail/aleksiktisis/
Стало быть: вот-вот уже должно быть этому покаянию, началу этих «лет 15-ти» по прп. Серафиму Вырицкому. Это может быть и 2012, и 2013, и далее. Вот-вот уже… До 2028 г. нужно бы уже подготовиться, т.е. покаянием очиститься от всех смертных грехов. Это и есть что значит «покаяться», т.е. во всех-всех смертных грехах. Если кто-то из нас явится на Суд не очистившимся от какого-либо смертного греха, — горе тогда таковому. А время еще есть.
Только здесь нужно понять, что фарисейское ощущение своей чистоты от грехов не есть чистота, но само по себе самое греховное состояние из всех греховных, — это надо понять. Это прелестное. Это не чистота. Чистота же достигается как раз сознанием и видением себя грешнейшим всех человек.
……………….
Но опять же. При этом счете куда я дел время антихриста? Ибо сказано, что прежде придет антихрист. И потом уже Христос.
Стало быть, неправильно посчитал.
Стало быть, вполне возможно, что слова «Но говорю тебе, царь, к концу этих 110-ти лет будет Царь на Руси из твоей династии» хотя и относятся к Царю-Христу, но понимать это надо еще не как о Втором Пришествии, но как о царствовании Его в нас благодатью Его. Т.е. как и принято говорить: «Христос посреди нас», — и ответ: «и есть и будет» ( http://minds.by/stupeny/nomera/25/st25_7.html ) Жаль, что пока что реально этого нет у нас в жизни.
А если так говорим, то неужели не можем сказать, что вот Он Царь и Царство Его уже среди нас. Т.е. если не устами только притворно говорили бы, но от живого и неложного ощущения присутствия Бога, — св.отцы говорят, что такое достигается.
Или когда говорим Царю Духу Святому: «прииди и вселися в ны», то неужели этим самым не просим равно что: «прииди и Царствуй над нами, управляй нами твоими рабами, твоими верноподданными»?! И неужели же это не Царствование Его?! *
И это «лет на 15», — как говорит св.прп. Серафим Вырицкий, — потом придет антихрист. Потом придет уже и Христос судить всех.
И если так понимать. То начало сим «лет 15-ти» может быть не обязательно в 2012 или 2013. Но это может быть от 2012 до 2028, — в один из годов этого периода. Но будет это точно.
Т.е. «к концу этих 110-ти лет» начнется вот это благодатное жительство под окормлением Царя Духа Святого. И это «лет на 15», а потом придет антихрист. Потом и Христос.
…………………….
Доводы думать так, что это будет Царствование на Руси Самого Царя-Бога, — можно найти в пророчестве св.прор. Авеля, когда он говорил с государем Павлом:
— Уже ли сие есть кончина Державы Российской и несть и не будет спасения? – вопросил Государь Павел Петрович.
— Невозможное человекам, возможно Богу, – ответствовал Авель, – Бог медлит с помощью, но сказано, что подаст ее вскоре и воздвигнет рог спасения русского. И восстанет в изгнании из рода Твоего Князь Великий, стоящий за сынов народа Своего. Сей будет Избранник Божий, и на главе Его благословение. Он будет един и всем понятен, Его учует самое сердце русское. Облик Его будет державен и светел, и никто же речет: «Царь здесь или там», но все: «Это Он». Воля народная покорится милости Божией, и Он Сам подтвердит Свое призвание… Имя Его трикратно суждено Истории Российской. В Нем Спасение и Счастье Державы Российской. Пути иные сызнова были бы на русское горе… И чуть слышно, будто боясь, что тайну подслушают стены, старец Авель нарек самое имя. Страха темной силы ради, имя сие да пребудет сокрыто до времени…
О ком еще это может быть сказано, как не о Самом Царе-Боге?! — «Кто яко Бог?»
А о том, что это возможно так вот чуять сердцем, — об этом свидетельствуют и св.прп. Симеон Новый Богослов, и свт. Игнатий Брянчанинов, и св.прав. Иоанн Кронштадтский.
А св.прп. Симеон Новый Богослов даже говорит так, что тот, кто крещен и еще не видит в себе Царя Христа, воскрешающего его душу, — тот еще не-христианин:
«Славное Воскресение Христово есть собственное наше воскресение, которое мысленно совершается и проявляется в нас, умерщвленных грехом, чрез Воскресение Христово, как гласит и песнь церковная, часто нами возглашаемая: «Воскресение Христово (в себе самих) видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Христос никогда не падал в грех и никогда не изменялся в славе Своей. Препрославленный и высший всякого начала и власти и силы, как умалился и умер ради нас, так и воскрес и прославился ради нас, чтоб сбывшееся в Его лице воспроизводить потом в нас и тем спасать нас. Как тогда Он Сам, исшедши вне Иерусалима, пострадал, взошед на крест, и, пригвоздив на нем вместе с Собою грехи всего мира, умер, сошел в преисподние страны ада, потом опять поднялся из ада, взошел в пречистое тело Свое и тотчас воскрес из мертвых, а затем вознесся на небеса со славою и силою многою, и воссел одесную Бога и Отца, так теперь, когда мы исходим в сердце из мира сего и с исповеданием страданий Господа входим в гроб покаяния и смирения, тогда Сам Христос сходит с небес, входит в нас, как во гроб, соединяется с душами нашими и воскрешает их, явно в смерти пребывающих. Воскресение души есть соединение ее с жизнию, которая есть Христос. Как тело мертвое, если не восприимет в себя живой души и не сольется с нею некиим образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама о себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть жизнь вечная. И тогда только, как соединится она с Богом и таким образом воскреснет силою Христовою, удостоится она узреть мысленно и таинственно-домостроительное Воскресение Христово. Почему и поем: «Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне».
Кто же не восприял еще и не увидел воскресения души своей, тот еще мертв и не может поклоняться достодолжно Господу Иисусу, вместе с увидевшими Воскресение Христово, как говорит Апостол: никтоже может рещи Господа Иисуса точию Духом Святым (1Кор.12:3), и в другом месте говорится: Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, Духом и истиною достоит кланятися (Ин.4:24), — то есть силою Духа Святого и Единородного Сына, Который есть истина. Мертв он, ибо не имеет в душе своей Бога, животворящего всяческая, и не сподобился благодати исполнения и над ним изреченного Господом обетования: Я и Отец Духом Святым приидем к тому, кто любит Меня и заповеди Мои соблюдает, и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Христос приходит и пришествием Своим воскрешает мертвую душу, и дает ей жизнь, и дарует благодать видеть, как Он Сам воскресает в ней и ее воскрешает. Таков закон новой жизни о Христе Иисусе, что Христос Господь благодатию Святого Духа приходит к нам и воскрешает умерщвленные души наши, и дает им жизнь, и дарует очи видеть Его Самого, бессмертного и нетленного, живущим в нас. Прежде же чем душа соединится с Богом, прежде чем узрит, познает и восчувствует, что воистину соединена с Ним, — она бывает совсем мертва, слепа, бесчувственна; но при всем том, что мертва, все же по естеству своему бессмертна. Сие страждет она от маловерия или безверия. Если б верила, что есть суд и мука вечная, не стала бы в суете иждивать жизнь свою, но бросила бы все и начала содевать свое спасение и, начавши, дошла бы и до оживления и воскресения своего.
Впрочем, в нынешнее время большая часть христиан, кажется, находится в таком пагубном состоянии, в каком не находились даже языки, не слыхавшие имени истинного Бога, а между тем, думая о себе, что не мертвы душою, они живут в беспечности, и не видят, несчастные, лежащих пред собою этих мертвецов, то есть душ своих, какими изобразило их наше слово. Нет, не христиане такие люди, не христиане. И пусть они не обманывают себя. Они неверные, нечестивые, безбожники, и особенно, если еще они монахи или священники. О, сколь велико снисхождение и долготерпение Твое, Христе Царю! Как не разверзется земля, чтобы поглотить нас! Как осмеливается кто-либо из таковых входить в храм Божий, и особенно — во святая святых!» (Слово 29)
……………..
«Монархия» — в точном смысле значит «один главный», «один первый», «один властвующий». Кто же может в точном смысле быть назван таким, как не Бог только? как не Царь царей? «Закричат: Монархию нам» — это просто значит, что по настоящему вознуждаются в Боге, в вере в истинного Бога. И перестанут надеяться «на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения». Т.е. не будут требовать от князей (властей), от людей того, чего люди просто не могут (не способны) дать. Но взыщут Бога Спасителя. Взыщут Царства Божия и правды Его.
Как и говорится еще в одном пророчестве: «Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди.» (св.прп. Аристоклий Афонский)
Но почему же все эти пророчества так прикровенно говорят, не говорят ясно о сем? — Потому что есть большая опасность. При неправильном понимании этого, человек может впасть в прелесть. Здесь может быть поклонение некоему прелестному воображаемому Христу, — об этом пишет свт. Игнатий, что некоторые подвижники прельщались на столько, что к ним приходил дьявол под видом Христа, и подвижники поклонялись ему как Христу, и после сего впадали в великие бедствия. Вот какая опасность. Может быть и принятие антихриста за Христа.
Кроме сего может быть противление властям: мол я одного Бога признаю, а никакие власти мне не указ.
Но Сам Царь Христос был покорен властям. А мы кто? Апостолы были покорны властям (гражданским, государственным). А мы кто? И даже такому царю как Навуходонсор святые в плене Вавилонском были покорны, хотя и ясно видели каков он, и даже называли «царем неправедным и лукавнейшим паче всея земли» (Дан. 3, 32). Они только не поклонились твари (Навуходоносору) паче Творца, как поется в иромосах канонов.
___________________________________
* Но, увы, мы в большинстве ныне чаще еще не верноподданные, но скорее дезертиры, предатели, беглецы из войска Царя-Христа (как говорит свт. Игнатий в Плаче инока). Сыновья блудные, как говорит Евангелие. Или как говорит свт. Феофан (Путь ко спасению): мы как рабы сбежавшие от своего доброго господина. И должны потому с покаяннием к Нему прийти.
Более того, св. Симеон Новый Богослов говорит, что мы как воины взоевавшие против Царя-Христа. Или как бунтари. Но говорит: Он и таковых ждет с покаянием и принимает милостиво, и утешает обильно. (Слово 57, ч. 3)
И вот такие же как мы, т.е. люди в таком же состоянии, и царя Николая предали. Стало быть, нам и нужно бы исправить таковое свое состояния вражды против Христа, и это и вменилось бы нам в покаяние и пред ц. Николаем. И думается, он бы этому больше всего порадовался, глядя на нас ныне с Неба со всем святым семейством своим:
«Плачу о тебе весь день; плачу о тебе всю ночь. Ничтожной цены плач мой: другой плач, цены несравнимой, совершается о тебе. Плачут Ангелы, плачут лики Мучеников и Отцов пустынных сонмы, плачут все небожители, — не хотят утешиться. Внимательно, любовно смотрят они с неба на землю: радуются добродетели, совершаемой человеками, —огорчаются грехами их. Сам Создатель твой и Спаситель, сотворивший тебя из ничего, искупивший бесценною кровью Своею, непричастный печали, опечален тобою. Кая польза в крови Моей…» (Свт. Игнатий Б., Плач инока, ст. 1, Беф.)

Блаженная Параскева Дивеевская

Икона святых блаженных Дивеевских Пелагии, Параскевы, Марии. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря

В миру была она крепостной крестьянкой, скромною, трудолюбивою, рано овдовевшей. Блаженная Паша Саровская (в миру — Ирина) родилась в 1795 г. в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина Ивана и его жены Дарьи, которые имели трех сыновей и двух дочерей.Одну из дочерей звали Ириной-нынешнюю Пашу. Господа отдали ее в семнадцать лет против желания и воли замуж за крестьянина Феодора. Ирина жила с мужем хорошо,согласно, любя друг друга, и родные мужа любили её за кроткий нрав и трудолюбие,любила церковные службы, усердно молилась, избегала гостей, общества и не выходила на деревенские игры. Прошло пятнадцать лет, и Господь не благословил их детьми. Помещики Булыгины продали Ирину с мужем господам Шмидтам, в село Суркот.

Чрез пять лет после этого переселения муж Ирины заболел чахоткой и умер. Господа Шмидты пытались выдать Ирину замуж вторично, но услышав слова: «Хоть убейте меня, замуж больше не пойду», решили оставить её у себя дома. Не долго пришлось работать Ирине экономкой, через полтора года стряслась беда над усадьбой Шмидта, обнаружилась покража двух холстов…Прислуга показала, что их украла Ирина. Приехал становой со своими солдатами, и помещики упросили его наказать виновную. солдаты зверски ее били, истязали, пробили ей голову, порвали уши…Ирина продолжала говорить, что не брала холстов. Тогда господа призвали местную гадалку, которая сказала, что холсты украла действительно Ирина, да не эта, и опустила их в воду, то есть в реку. На основании слов гадалки начали искать холсты в реке и нашли их.

После перенесенного истязания невинная Ирина не была в силах жить у господ «нехристей» и в один прекрасный день ушла. Помещик подал заявление о ее пропаже. Через полтора года ее нашли в Киеве, куда она добралась Христовым именем на богомолье. Схватили несчастную Ирину, посадили в острог и затем, конечно неспеша, препроводили по пренадлежности к помещику. Можно себе представить, что она испытала в остроге, сидя с арестантами, мучимая голодом и обращением конвойных солдат! Помещики, чувствуя свою вину и как они жестоко отнеслись к ней, простили Ирину, желая опять пользоваться ее услугами. Господа сделали Ирину огородницей, и более года она прслужила им верою и правдою, но вследствие испытанных ею страданий и несправедливости, и благодаря общению с киевскими подвижниками в ней произошла внутренняя перемена. Через год ее опять нашли в Киеве и арестовали. Снова ей пришлось претерпеть страдания острога, возвращение к помещикам, и наконец, к довершению всех испытаний, господа не приняли ее и выгнали раздетую, без куска хлеба на улицу деревни. Идти в Киев, конечно, было непосильно и даже бесполезно в духовном смысле, несомненно, духовные отцы благословили ее на юродство ради Христа, и она приняла в Киеве тайный постриг с именем Параскева, оттого и стала называть себя Пашей. Пять лет она бродила по селу как помешанная, служа посмешищем не только детей, но и всех крестьян. Тут она выработала привычку жить все четыре времени года на воздухе, голодать, терпеть стужу и затем пропала.

В Саровском лесу она пребывала, по свидетельству монашествующих в пустыни, около 30 лет; жила в пещере, которую себе вырыла. Ходила она временами в Саров, в Дивеево, и ее чаще видели на Саровской мельнице, куда она являлась работать на живущих там монахов.

Блаженная Параскева

Она обладала всегда удивительно приятной наружностью. Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества Паша имела вид Марии Египетской. Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэму черная, страшная, носила в то время короткие волосы, так как все поражались ее длинными до земли волосами, придававшими ей красоту, которые мешали ей теперь в лесу и не соответствовали тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке, свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серьезным выражением лица, она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее. За четыре года до переезда в Дивеевскую обитель она временно проживала в одной из деревень. Ее уже считали тогда блаженной, и прозорливостью своею она заслужила всеобщие уважение и любовь.Крестьяне и странники давали ей деньги, прося ее молитв, а исконный враг всего доброго и хорошего в человечестве вселил разбойникам напасть на нее и ограбить несуществующее богатство, чем уподобил ее страдания страданиям батюшки о. Серафима. Негодяи избили ее до полусмерти, и блаженную Пашу нашли всю в крови.Она болела после этого целый год и совершенно уже никогда не оправлялась. Боли проломленной головы и опухоль под ложечкой мучают ее постоянно, хотя она, по-видимому, не обращает никакого внимания и только изредка говорит себе же: «Ах, маменька, как у меня тут болит! Что ни делай, маменька, а под ложечкой не пройдет»

Живя уже в Дивееве шла осенью 1884 г.мимо ограды кладбищенской церкви Преображения Господня и, ударив палкой об столб ограды, сказала: «Вот как этот столб-то повалю, так и пойдут умирать, только поспевай могилы копать». Слова эти скоро сбылись: как повалился столб — блаженная Пелагея Ивановна, за нею умер священник Феликсов, потом столько монахинь, что сорокоусты, не прекращались целый год, и случалось, что двух сразу отпевали.

Многие годы скиталась она, юродствуя, до переселения в Саровский лес. Современники отмечали, что внешность блаженной Паши Саровской менялась от её настроения, она была то чрезмерно строгой, сердитой и грозной, то ласковой и доброй:

«Детские, добрые, светлые, глубокие и ясные глаза её поражают настолько, что исчезает всякое сомнение в её чистоте, праведности и высоком подвиге. Они свидетельствуют, что все странности её, — иносказательный разговор, строгие выговоры и выходки, — лишь наружная оболочка, преднамеренно скрывающая смирение, кротость, любовь и сострадание»…

Все ночи блаженная проводила в молитве, а днем после церковной службы жала серпом траву, вязала чулки и выполняла другие работы, непрестанно творя Иисусову молитву. С каждым годом возрастало число страждущих, обращавшихся к ней за советами, с просьбами помолиться за них.

После смерти в 1884 году дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой Паша осталась в обители до конца своих дней и в течение 31 года продолжала их общее предназначение: спасать души монашествующих от натисков врага человечества, от искушений и страстей, им ведомых по прозорливости.

Случаев прозорливости блаженной Паши невозможно собрать и описать . Так, однажды она встала с утра вся расстроенная, после полудня к ней подошла приезжая господа, поздоровалась и хотела побеседовать, но Прасковья Ивановна закричала, замахала руками:» Уйди, уйди! Неужели не видишь диавол! Топором говову отрубили!» Посетительница перепугалась, отошла, ничего не понимая, но вскоре ударили в колокол оповещая, что сейчас в больнице скончалась монахиня во время припадка падучей болезни; тогда стали понятны слова блаженной Паши.

Известно также, что в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского ее посетили Августейшие особы — Император Николай II и Императрица Александра Федоровна. Им предрекла блаженная скорое рождение долгожданного Наследника, а также гибель России и царской династии, разгром Церкви и море крови, после этого Государь не раз обращался к предсказаниям Параскевы Ивановны, посылая время от времени к ней великих князей за советом. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед портретом Государя, предвидя скорую его мученическую смерть.

Скончалась блаженная схимонахиня Параскева в возрасте 120 лет. Могилка Параскевы Ивановны находится у алтаря Троицкого собора.

Перед своей кончиной блаженная Параскева благословила жить в Дивеевской обители свою преемницу — блаженную Марию Ивановну.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *