Жизнь в Сибири. Как живут люди в Сибири? Глазами коренного сибиряка

Активные темы

  • Прикольные технологии (83)

    niк314 Видео 08:11

  • Эффект присутствия (16)

    Шульц78 Инкубатор 08:11

  • Обнял электрощит и узбагоился. Навсегда (178)

    alex1403 Видео 08:10

  • О текущей ситуации в… везде (45)

    Wikтор7777 Инкубатор 08:10

  • Внезапно! Федеральный бюджет России в апреле пережил шоковое… (39)

    LFisher Инкубатор 08:10

  • Вот и поговорили (55)

    Морячог Видео 08:10

  • А почему но ночам самолеты не жжужат? (51)

    НечтоИзСети Инкубатор 08:10

  • «Изобрази предпоследний день Помпеи»: художник Чилик делает рису… (49)

    Ungydrid Картинки 08:10

  • Вот это гибкость! (11)

    bishop66 Инкубатор 08:10

  • РФПЛ, межсезонье, 2019-2020 (2551)

    Чайники Спорт 08:10

  • Танец гробовщика на пианино (8)

    Semeckiy1989 Инкубатор 08:10

  • Вдарим кубами по пациентам с пулей в голове (33)

    scrudge Инкубатор 08:10

  • В Новой Москве стритрейсеры устроили ночные гонки. (10)

    BENDERRR Инкубатор 08:10

  • #ДРЯПнем! Или Кулинары поздравляют ЯП с ДР! Пряный остры… (25)

    Акация Кулинария 08:09

  • Выживальщики нервно курят в сторонке (96)

    Веничка Тексты 08:09

По Енисею в 2019 году: Сибирское село Ярцево и его обитатели


Здесь все в лучших традициях перронного уклада, когда поезд подходит к большой по времени остановке и граждане по обе стороны перрона вовлекаются в привокзальную торговлю. Только вместо поезда — теплоход, а вместо перрона — причал. Следующая остановка после Енисейска, крупное село Ярцево, в котором сегодня полторы тысячи граждан должно быть проживают, либо числятся в качестве жителей села.
Начало рассказа:
ОКРЕСТНОСТИ КРАСНОЯРСКА
КАЗАЧИНСКИЙ ПОРОГ
ЧЕТЫРЕХСОТЛЕТНИЙ ЕНИСЕЙСК
01. Второй раз я здесь и многое меня удивляет. Свежие или обновленные дома, наличие мобильной связи (правда только Мегафон), и заметно большее количество разновозрастных староверов. Но об этом немного и позже.

02. А пока в двух словах о селе. Ярцево было основано в 1605 году (на 14 лет старше Енисейска!) как зимовье казаков и промышленных людей, двигавшихся не то на север не то на юг по Енисею. Краеведы утверждают что первыми постоянными поселенцами были архангелогородцы, вологжане и новгородцы, а много позже крестьяне с Урала. Все мирно жили в окружении тунгусских и остяцких племен. Чем занимались? Знамо чем: Рыбным и звериным промыслом да торговлей, благо Енисейск неподалеку, всего-то 300 км. Много позже к традиционным промыслам добавились заготовка и продажа леса. Судя по всему, лесом в Ярцево активно занимаются и сегодня.

03. Что касается названия, то происходит оно то ли от атамана Ярцева, сподвижника Ермака; То ли от высокого яра, на котором в конечном счете и возникло село.

04. Нас здесь уже ждут. На берегу.

05. На дебаркадере.

06. А за дебаркадером — настоящий рынок с различной снедью: рыба, овощи, ягоды, грибы, молочные продукты, готовые домашние блюда, варенье, чего тут только нет!

07. Стоянка теплохода «В.Чкалов», всего 35 минут, так что не теряя времени, поднимаемся в гору,

08. чтобы посмотреть село, насколько хватит времени.
09. Вообще-то рост населения села был стремительным лишь в XX веке. Отчего так — вопрос конечно интересный.
10. Вот что мне удалось выудить из истории относительно возможной динамики роста села:
К концу XVIII века, где-то через 180-190 лет от основания в Ярцево было всего 14-16 дворов, то есть где-то 150-200 человек.
Через 100 лет (280-290 от основания) количество дворов практически удвоилось до 29-30, а значит удвоилось и население.
В 1919-1920 году (сто лет назад) в селе проживало 514 человек (великое дело перепись населения!).
К сожалению далее я не нашел подробных данных о численности населения в разные период XX века, лишь косвенные. Так в период войны 1941-1945 года на фронт ушло более 600 мужчин, значит население было близко к 1300-1400 человек. Никак не меньше.
В 80-е годы, видимо в период максимального расцвета села, местный Леспромхоз выдавал до 500 тысяч кубометров древесины в год. К тому времени существовала развитая инфраструктура села включающая по меньше мере, школу (с 1897 года) с количеством учащихся до 600 школьников, дом культуры, больницу на 50 коек с родильным и хирургическим отделением, ясли, детский сад, радиостанцию, и многое другое. Даже запасной аэропорт на тогдашней воздушной линии Красноярск-Дудинка! Все это, и не в последнюю очередь крупный совхоз им Молокова, необходимо было обслуживать, и «пользоваться благами». Полагаю населения в эти годы достигало 2500-3000 тысяч селян, а то и больше!
Сейчас демография села — выглядит регрессивной, тоесть старшее поколение превалирует над младшим, а потому количество селян увы, уменьшается с 1610 человек в 2010 году до 1367 в 2016 году. Даже рост числа староверов не изменил эту отрицательную динамику.
Так от чего же стремительный рост села пришелся лишь на XX век? Очевидно что до советского периода рост населения был естественный, без заметных миграций. Ну а XX век, как известно, изобиловал различного рода «тектоническими сдвигами истории» (от всеобщего образования до ГУЛАГа и т.д.)
11. Что-то я ушел от темы, так рассуждая можно и на теплоход опоздать! )
Местные барбосы живут не внутри дворов, а вне. И поэтому они достаточно спокойны по поводу хождения чужих двуногих с незнакомыми запахами. Ну а проверять степень этой учтивости, мы по понятным причинам не стали. Еще обратите внимание, на высоту собачьей будки, — снега однако.
12. Староверы о которых я упоминал действительно встречаются много чаще, однако фотографироваться эти граждане как известно не любят.
13. Лишь издалека, любопытные мальчуганы, выглядывали и тут же убегали, прячась лишь в им известные закутки. Но и оттуда порой чувствовался внимательный взгляд не одной пары глаз.
14. Другое дело русские женщины, ловили моменты когда камера направиться в их сторону. Справедливости ради, отмечу что у этой доброжелательной хозяйки лучший, самый ухоженный двор из всех которые я видел в Ярцево! )
15. Бизнес у дебаркадера тем временем процветал. Внес свою лепту в местную торговлю и я, купив несколько больших стаканов с ягодой за 100 руб штука.

16. Рейсовые теплоходы «В.Чкалов» и «А.Матросов» заходят сюда парно (один по течению вниз другой вверх) через каждые три-четыре дня. Кроме того практически каждый день заходит рейсовый скоростной теплоход. Кажется это весь контакт с потенциальным покупателем. Кроме того, в последнее время увеличилось количество путешествующих туристов, в том числе и иностранцев. Все это не только полезно для торговли, но и интересно, другая культура.
17. «Марсоход» — АКС типа Марс-2000, нижегородской постройки, — единственный в своем роде на Енисее, обслуживает местную линию районного масштаба Ярцево-Кривляк-Майское.
18. Вернувшись на теплоход я с удовольствием продолжаю наблюдать за торговлей, по одну сторону от причала,
19. и по другую.
21. Вскоре теплоход мощно загудел, оповещая всех пассажиров об отправлении через 5 минут.
22. И все враз переменилось. Пассажиры двинулись на теплоход,
22. а местные торговцы начали собирать свою непроданную снедь,
23. и уходить по домам, до завтрашнего теплохода «А. Матросов», который должен зайти по пути из Дудинки в Красноярск.
24. Буквально за несколько минут опустели столы, ярцевцы и ярцевчанки разошлись во все стороны.
25. Бизнес закончился.
26. А мы, попрощавшись с Ярцево (и где-то через полчаса — с мобильной связью), отправились дальше по Енисею на север.
27. Поглядывая то на «Ярцевскую промзону» бывшего леспромхоза;
28. То на удаленную от дебаркадера часть села;
29. То на встречные и весьма редкие (еще одно заметное отличие от 2008 года) суда: Озерный Толкач ОТА-872, 1968 года Тобольской постройки, груженный лесом. Но почему-то двигается он не в сторону Игарки (куда обычно лес доставляют) а в обратную сторону в Красноярск.
30. Хутор
31. Дальше нас ждал визуальный relax.
32. И неожиданный встречный пассажирский транспорт, заменивший ходившие в прошлом Восходы. Это скоростной глиссирующий теплоход, постройки 2009 года на Зеленодольском заводе в Татарстане. Работает на ежедневной линии (день вниз/день вверх) Красноярск-Бор, перевозя максимум 100 человек на скорости до 70 км/час. Местная рабочая лошадь в общем.
Такие дела. Через часа три-четыре нас ждет еще одно схожее с Ярцево старинное село — Ворогово, о нем и поговорим в следующий раз.

Предлагаю познакомиться.РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ СИБИРИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

1. Цели и задачи полевых исследований

Основная цель – комплексное исследование традиционной культуры и культурной истории населения края. в аспекте проблематизации факторов межэтнического взаимодействия, этнокультурного влияния и этносоциальной коммуникации.

Главный объект исследования – локальная полиэтническая социокультурная среда (в различных вариантах конкретных населенных пунктов). Полевые исследования проводятся с акцентом на русской (старожильческой) составляющей полиэтнической среды, что обусловлено как историко-культурными факторами, так и квалификацией исследовательской группы.

Реализация цели исследования подразумевает выполнение ряда определенных задач:

1) создание банка данных полевых исследований по культуре края, аккумулирующего репрезентативный в количественном и качественном отношении эмпирический материал;

2) введение в научный оборот, источниковедческая верификация и аналитическая характеристика значительного объема полевых материалов;

3) выявление и описание механизмов и этносоциальной динамики складывания субэтнических групп населения края; анализ современного состояния региональной идентичности;

4) создание типологии моделей адаптации русских к условиям природной среды Сибири;

5) описание становления локальных полиэтнических сообществ с устойчивыми механизмами этносоциальной коммуникации;

6) аналитическое описание народного «этнологического» знания, характерного для этнических групп края (русские, шорцы, телеуты); выявление механизмов функционирования этнических стереотипов в локальной повседневности.

7) определение этнолокальной специфики мифологических, ритуально-магических, фольклорных традиций русских старожилов; описание форм бытования представлений, ритуальных сценариев, текстов в условиях полиэтнических локальных сообществ;

8) реконструкция старожильческой «картины мира», выявление факторов и основных исторических вех ее трансформации;

9) описание механизмов трансляции старожильческой традиции в историко-культурной перспективе (от ХIХ в. до современности).

2. Специальные вопросы исследования.

Попытка решения общих задач исследования закономерно ведет за собой ряд специальных проблем, число которых не только значительно, но и будет увеличиваться по ходу работы. Мы обозначим лишь некоторые из них, актуальных для исследователей на данном этапе видения темы.

1. Вопросы, связанные с использованием источников:

– комплексная систематизация информации, имеющей разное происхождение и различные формальные характеристики;

– аналитическая корреляция документальных и «культурно-антропологических» (прежде всего устные источники) сведений;

– типология памятников бытовой письменности, имеющих распространение на территории края, их этнокультурная и социокультурная дифференциация;

2. Вопросы, связанные с синхронным изучением локальной социокультурной среды:

– этнокультурная многослойность культурного ландшафта в восприятии и осмыслении местных жителей; священные места коренных народов в представлениях русских; русская культурная топография, отношение к ней в иноэтничных традициях; специфика функционирования полиэтнической микротопонимики;

– структура и динамика полиязыковой среды; билингвизм и полилингвизм в социокультурном контексте; локальные речевые стратегии в полиэтнической перспективе;

– коммуникативное пространство локальных сообществ (репутации, социокультурные роли и амплуа); формы и механизмы социального функционирования народных знаний (знахари, шаманы, знатоки погоды, «деревенские летописцы», «шуты» и т.д.); локальные системы прозвищ (бытование прозвищ, «прозвищные нарративы» и т.д.); роль слухов в межэтнической коммуникации;

– принципы этнической идентификации и самоидентификации в локальных традициях; практики этнической «маркировки» явлений культуры (хозяйственная атрибутика, одежда,. пища, фольклор, стереотипы поведения и т.д.); «этнологическое» пространство локальных сообществ (русские о NN, NN о русских)/

Вопросы, связанные с диахроническим описанием культуры населения края:

– принципы реконструкции традиционной культуры русских старожилов (на основании современных данных полевых исследований);

– выявление и описание механизмов трансформации старожильческой культуры, а также ее взаимодействия с традициями коренных народов на протяжении ХIХ – ХХ вв.;

– специфика современного состояния традиции в сложном этносоциальном и социально-историческом контексте (русские старожилы, коренные народы, потомки спецпереселенцев (раскулаченных); потомки репрессированных в 1930-1950-е гг.; мигранты поздней волны (с 1960-х гг.).

3. Приблизительный состав программ полевых исследований:

1. Локальные культурные ландшафты в свете взаимодействия традиций.

2. Охотники и рыболовы края: взаимодействие этнических традиций в промысловой культуре.

3. Дом, хозяйство, пища, одежда: этнокультурное взаимодействие в материальной культуре.

4. Картина мира жителя края в полиэтнической перспективе: мифология, магия, народные знания.

5. Ритуальные практики в зоне этнических контактов.

6. Фольклорные традиции в зоне этнических контактов.

7. Христианские представления в этнокультурных традициях края (русские, шорцы, телеуты).

8. Локальное полиэтническое сообщество: репутации, социокультурные роли, коммуникативные модели, поведенческие сценарии.

9. «Народная этнология»: взаимодействие этносов по народным представлениям.

10. История деревенской повседневности (по устным источникам)..

11. История семьи и рода (по устным источникам)..

12. Памятники бытовой письменности.

Каждая из программ предполагает разработку комплекса вопросников. В случаях некоторых программ возможно и целесообразно применение метода анкетирования (например, «Народная этнология»); в отношении программы «Памятники бытовой письменности» и некоторых вопросников возможна рассылка по сети корреспондентов (местные музеи, школьные учителя, краеведы). Обязательным условием проведения полевых исследований является работа с информантами разной этнической принадлежности, не только русскими, но и ханты, манси и др.. По глубокому убеждению авторов, только «полиэтнический» характер обследования может дать адекватные и репрезентативные результаты при изучении полиэтнических сообществ и межэтнического взаимодействия.

Значение и история фамилии Карнаухов

Фамилия Карнаухов в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% — украинское, в 10% — белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.

Фамилия Карнаухов относится к разряду довольно уникальной на территории России и соседних стран. В имеющихся интересных старых данных граждане с этой фамилией были очень важными персонами из русского тульского духовенства в 18-19 веках, имеющих в своем распоряжении определенную государеву привелегию. Древние свидетельства фамилии можно найти в указателе переписи населения Древней Руси во времена правления Иоана Грозного. У государя имелся специальный реестр знатных и благозвучных фамилий, которые вручались придворным только в случае особых заслуг или награды. В следствии чего эта фамилия пронесла собственное первоначальное обозначение и является исключительной..

Написание фамилии латиницей: KARNAUHOV

Копирование материалов сайта возможно ТОЛЬКО с указанием прямой ссылки на данную страницу

Происхождение фамилии Карнаухона Информация о фамилии Карнаушенко
История фамилии Карнаушкин Тайна фамилии Карнацевич
Исследование фамилии Карнацкий Значение фамилии Карначев
Откуда пошла фамилия Карначеский Фамильный род Карначик
Исследование фамилии Карначков История происхождения фамилии Карнашин
Происхождение фамилии Карндарф Информация о фамилии Карндашов
История фамилии Карнев Тайна фамилии Карнеев
Исследование фамилии Карнеенко Значение фамилии Карненко
Откуда пошла фамилия Карненков Фамильный род Карнетов
Исследование фамилии Карнецкий История происхождения фамилии Карнецян

Зарегистрированные пользователи однофамильцы

Найдено 9 однофамильцев

Карнаухов Изяслав Афиногенович г.Ольгово (Московская область) .
Карнаухов Градимир Станиславович г.Глобицы (Ленинградская область) .
Карнаухов Севастьян Леонтьевич г.Копьево (Республика Хакасия) .
Карнаухов Марат Рейнгольдович г.Астрахань (Астраханская область) .
Карнаухов Андрей Конашевич г.Обнинск (Калужская область) .
Карнаухов Адриан Евплович г.Орск (Оренбургская область) .
Карнаухов Дмитрий Филимонович г.Верхотурье (Свердловская область) .
Карнаухов Евдоким Валентьевич г.Скопин (Рязанская область) .
Карнаухов Роджер Кононович г.Воробьи (Калужская область) .

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *