Чтоб имели представления что и откуда взялось…

Как мы видим из одной ветви христианства появилось множество других, но пожалуй основных тут только 3.

1) Протестантизм и другие деноминации

2) Католическая церковь и ответвления

3) Православие и ответвления

4) Свидетели иеговы

5) Мормоны

6) Прочее

Других не так уж и много, а если и много то ничего о них не могу сказать.

Перед тем как начать — скажу такую вещь, Иеговисты — не протестанты, в дальнейшем когда речь будет идти о протестантах — будете знать что среди них нет иеговистов. Ну и да — частично буду тырить инфу с других сайтов, по 2 причинам, во первых — не о всех конфессиях знаю с личного опыта, во вторых — так проще найти инфу, и заполнить пробелы в памяти.

1) Баптисты

Как проходят богослужения?

— Богослужения («собрания») проходят в храмах которые называют «домами молитвы» согласно Ис. 56:7, Мф. 21:13, Мк. 11:17, Лк. 19:46), за отсутствием таковых — в арендованных помещениях. Основное богослужение проходит в воскресенье; в течение остальной недели, как правило, также имеют место различные собрания

— Главной частью богослужений является проповедь. В ходе воскресного собрания произносится от одной до четырёх проповедей длительностью от 10 минут до 1 часа. Воскресные богослужения включают также пение псалмов, в том числе общее пение всех присутствующих; декламацию духовных стихов; а также выступления со «свидетельствами», то есть церковными новостями или рассказами о действиях Бога в жизни верующих; молитвы (в том числе общие молитвы всех присутствующих).

— Вечеря Господня, как правило, проводится один раз в месяц (в первое воскресение месяца), дополнительно — при особых обстоятельствах: съезды, конференции, братские встречи и т. д., а также при посещении больных.

Устав такой:

1) Священное Писание — книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения евангельских христиан-баптистов.

2) Церковь должна состоять исключительно из возрождённых людей.

То бишь только взрослые люди могут занимать какие либо должности в церкви и они должны покаяться (перед богом в своих грехах)

3) Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрождённым людям.

Только те кто покаялся в своих грехах может принять крещение

4) Свобода совести для всех.

5) Равноправие всех членов поместной церкви.

6) Отделение церкви от государства.

7) Независимость каждой отдельной поместной церкви.

Это означает то что церковь не должна участвовать в делах государства, и не может диктовать свои правила и продвигать свои интересы, а держаться особняком.

Что же они нарушают? есть ли минусы?

Скажу честно — я долго искал, да и по моим личным наблюдениям — минусов и нестыковок я не нашел, за исключением одного момента

1) Баптисты отмечают те же праздники что и православные, кроме тех которые в библии не фигурируют и не имеют к ней отношения, а именно праздники о Марии, святых и прочее что не вяжется с библией.

Минусы закончились…

2) Адвентисты седьмого дня

Кто это такие? и чего им надо?

Адвентисты седьмого дня провозглашают основой вероучения Священное Писание. Церковь адвентистов седьмого дня также признает в качестве вероучительного авторитета труды одной из основательниц своей конфессии Эллен Уайт, которую почитают как Божьего пророка («вестницу Божию»). Вероучение адвентистов седьмого дня («Основание Веры») в доктрине № 18 утверждает следующее:

» Дар пророчества. Пророчество — один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка. Он проявился в служении Елены Г. Уайт, вестницы Господа. Её труды остаются авторитетным свидетельством истины, служа к утешению, руководству, наставлению и исправлению. Эти труды со всей определенностью утверждают, что Библия есть единственное мерило, которым следует проверять каждое учение и каждый опыт.»

Таким образом, адвентисты верят, что письменные труды Елены Уайт являются авторитетным источником истины. Они также подчеркивают, что эти труды, по их убеждению, ведут к Библии и возвеличивают Библию.

Сама Эллен Уайт писала о своем служении и своих трудах так:

«Моё служение предполагает нечто значительно большее, чем деятельность пророка. Я считаю себя вестницей, которой Господь доверил передавать вести для Его народа»

Очевидно что это направление является сектой, поскольку в библии есть указание:

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
(Св. Евангелие от Матфея 24:24)

Подобно тому, как крестился Иисус Христос, адвентисты седьмого дня совершают крещение полным погружением в воду людей сознательного возраста. Обряду предшествует изучение Библии с наставником, подписание, а затем и публичное исповедание веры. Прежде всего, адвентисты седьмого дня знакомят человека со смыслом веры; он обращается к Иисусу Христу, который производит перемену в его жизни. Наконец, человек избирает Его своим Господом, засвидетельствовав о том актом крещения.

В обряд причастия, который называется «вечеря Господня» и совершается пресным хлебом и «пресным вином» (виноградным соком), включено также и предварительное омовение ног. Причастие в общинах АСД является открытым для участия в нём всех верующих христиан. Служение Святой Вечери совершается один раз в квартал.

Минусы и нестыковки с библией, где они?

1) Отрицание вечных мучений в аду для неверующих

В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Авраама, а рядом с ним Лазаря.
(Св. Евангелие от Луки 16:23)

2) Создание себе кумира-лжепророка в лице Эллен Уайт

7. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
8. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9. не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…
(Книга Второзаконие 5:7-9)

3) Пятидесятники

Данная конфессия практически идентичная баптистам, но имеет некоторые отличия. Кроме определений обозначенных у баптистов, пятидесятники имеют ряд своих дополнений.

Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку тот день назван днём Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники».

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках (ср. Деяния Ап. 2:4, 10:44-46, 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что есть дар говорения на иных языках, который проявляется в непроизвольном говорении на иностранных языках во время евангелизаций, также как и дар пророчествования, но имеется также и молитва Святым Духом, которая есть говорение на языках «ангельских» (ср. Римл. 8:26, Еф. 6:18).

Среди пятидесятников особое место имеют таинства — водное крещение и Вечеря Господня (причастие, или хлебопреломление). Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

На протяжении всего времени своего существования важную сторону пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», призывающее последователей к праведной жизни на основании Священного Писания: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, к нравственности в вопросах семьи и брака, трудолюбию.

Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие. Некоторые пятидесятники придерживаются доктрины «непротивления злу» и не берут в руки оружие ни при каких условиях (как они считают, подобно Христу и апостолам, которые умерли мученической смертью, не применяя каких-либо силовых методов защиты).

От себя добавлю то что пожалуй все что написано — чистая правда, сам ходил туда, и «фактов с потолка» нет.

По поводу праздников — их немного меньше чем у баптистов.

И еще кое что — так же у пятидесятников есть и такое:

Распространены так называемые «домашние группы» — общение, совместное изучение Библии, молитвы и песнопения живущих в одном районе христиан в доме одного из верующих.

Как правило, богослужения состоят из одной или нескольких проповедей; пения псалмов и молитв между песнопениями (так называемое Служение Прославления); призыва к покаянию для тех, кто ещё не стал христианином; личных свидетельств; декламации духовных стихов.

Это относится и к баптистам тоже, потому как баптисты, пятидесятники и ряд других деноминаций имеют общее название — Христиане веры евангельской (ХВЕ).

Минусы данной конфессии? Чего они нарушают?

Как ни странно но и тут явных минусов не нашел, нет я не защищаю их… но если поискать то…есть кое какой минус а именно — «говорить на иных языках»
И да, я посещал данную церковь и имею представление о чем говорю.

1) Святой дух… вроде и плюс и вроде минус..

То есть утверждается что могут говорить на иных языках, но вот проблема в том что нарушают

А именно:

1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
3. а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
6. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
(Первое послание к Коринфянам 14:1-6)То есть идет речь о том что тот кто говорит на иных языках — то назидает себя только.
Ну и то что лучше получить дар пророчества нежели говорить на иных языках.

Ну и Павел имеет в виду что говорить на иных языках хуже чем пророчествовать или толковать слово божье и так далее.

9. Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
11. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
12. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
13. А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
14. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.
17. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
(Первое послание к Коринфянам 14:9-17)То бишь Павел имеет в виду что говорить на иных языках перед другими нет смысла, особенно перед теми кто только пришел в церковь.

Это бессмысленно, и напрасно, а надо чтобы можно было дар использовать в назидание.

И на самом деле да, у пятидесятников я это наблюдал, когда молятся на иных языках а другие люди во время молитвы смотрели и недоумевали мол «чо они говорят».

Это косяк, и жесткий.

27. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
(Первое послание к Коринфянам 14:27,28)

Ну и тут обьясняется то что если нет среди вас в церкви истолкователя этих слов — тогда лучше не молится перед людьми, а только молится «про себя» , то бишь наедине с собой и… богом.

Минусуем и.. поехали далее.

4) Иеговисты (Свидетели Иеговы)

Об этой секте знают многие, поскольку именно они приходят к людям домой и спрашивают «верите ли вы в бога» и выдают всем свои буклеты с названием «Сторожевая башня».

Чем они занимаются?

Свидетели Иеговы верят в то, что поклоняться можно только Иегове. Отвергается почитание Троицы, икон, креста как явное противоречие Библии( и это странно). При этом крест отвергается как небиблейский символ.

Свидетели Иеговы отвергают такие праздники как Рождество или Пасху. Однако они практикуют Вечерю воспоминания смерти Иисуса Христа, аналогичную чистому четвергу( ну… тут плюсы есть некоторые).

Во время Вечери вкушать опресноки (маца) и сухое красное вино могут только те, кто считает себя причастным к 144 тысячам повторно крещённых небесным крещением и прошедших миропомазание (а вот это бред уже).

Вечеря воспоминания привязывается к 14 числу месяца нисана (март-апрель), дату которого в каждом году определяет руководящий совет свидетелей Иеговы по своему календарю, отличного от современного еврейского календаря.

Свидетели Иеговы практикуют массовое крещение в открытых бассейнах как обряд приобщения к числу верующих.

Обращённый обязан участвовать в проповеднической деятельности как возвещатель. Выбрав напарника, свидетель Иеговы планомерно обходит все жилые дома и квартиры в районе, где проживает. Также некоторые из них по собственному желанию выезжают в отдалённую территорию для проповедования. В своём служении они пользуются Библией, а также журналами «Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы», «Пробудитесь!» и другими публикациями.

Свои храмы (места собраний) они называют Залами Царства (не многовато ли пафоса?). На собраниях произносится 30-минутная публичная речь, после чего следует изучение статьи из журнала «Сторожевая Башня».

Не поощряется установление тесных дружеских и личных взаимоотношений с людьми других вероисповеданий. Длительные и частые разговоры на религиозные темы свидетелей Иеговы с людьми других убеждений допускаются и поощряются только при наличии перспективы убедить последних в истинности учения и обратить в веру свидетелей Иеговы. Если такая перспектива отсутствует, подобного рода длительное и частое общение не одобряется (а вот это не поощряется библией).

Кроме того запрещено общаться с теми кто «отлучен от церкви». Ах да, кроме того у них запрещено переливание крови, да да… если тебе нет 18 а твои родители Иеговисты, то если нужна тебе будет кровь — увы, ты должен будешь отказаться отбросить коньки, потому что так надо.

Какие минусы у них? что нарушают?

Минусов у них ОЧЕНЬ много, не уверен что перечислить получится…

1) Запрет на переливание крови.

Запрета в библии нет и быть не может, поскольку в библейские времена переливания крови не существовало, так же нет запрета на лечение.

Сами же Иеговисты ссылаются на цитаты из библии —

а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
(Деяния св. Апостолов 15:20)

ну и еще:

воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.
(Деяния св. Апостолов 15:29)

Но суть в том что это говорится не в контексте переливания крови а в контексте поклонений, ритуалов ну и в плане еды и так далее, а в первом стихе который я написал — имеется в виду то чтоб «не делать другим того, чего бы не хотел чтоб делали тебе» а чтобы не хотеть делать переливание крови другим либо себе — это явно бред, поскольку вреда в этом нет если это необходимо в медицинских целях.

2) Лжеучение и писульки не по библии

Пожалуй этот тот же грех что и у православия, Иеговисты страдают тем же… у них есть свои книжки (журналы) которые выходят довольно часто и если разбор «божьего слова» у баптистов и пятидесятников идут из библии то у Иеговистов куда проще — разбирают «божие слово» по своим журналам а не по библии. Я имел несчастье читать их журналы и для моего неокрепшего ума (тогда было мне 14-15 лет) их писульки казались тяжелее и сложнее чем то что есть в библии.

Каждый журнал состоит из псевдохристианской тематики, приводят одну цитату и обсуждают… но не то что есть, а добавляют сюда кучу своих мыслей и свои же мысли потом и обсуждают. Одним словом — лучше не читать.

3) Псевдо-христианство и вероучение

Утверждают, что вечная жизнь является вознаграждением за исполнение воли Божьей и выполнение своего посвящения

Верят, что 144 000 человек будут пребывать в небесной славе с Христом, другие же будут наслаждаться блаженством на земле.

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
(Откровение 7:4)

Конечно в библии этот момент есть, но в продолжении видно что идет перечисление с каждого «колена» то есть поколения, например от Иосифа и так далее по 12 тысяч…

Если это так то возникает вопрос а кто с какого поколения? если в наше время все от Иосифа верующие а остальные нет.. кто будет в их числе?

На земле уже миллиарды людей, а выбраны будут только 144000? да ну.. истиной это не может являться, учитывая что в библии указано о том что все кто покается — будет с богом.

4) Отношение к окружающим.

Они не общаются с теми кто исключен из церкви, а это не соответствует правилам библии, если человек ушел из церкви — это не повод вести себя по свински, нигде в библии нет такого места где было бы сказано «тех кто покинул церковь — на кол, не общаться с такими» , наоборот надо доносить до людей истину, и проповедовать.. спасать души людей от адских мук. Они не общаются с представителями других конфессий (общение нежелательно) И тут мы вспоминаем притчу:

10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
(Св. Евангелие от Луки 18:10-13)

Очевидно же что Иеговисты считают себя «избранными» не такими как остальные, а это плохо, это не то чему учит библия. На своем опыте имел несчастье видеть их отношение к людям, и их поведение.. высокомерные, гордые, странноватые.. глядя на них осознаешь что это секта, кстати их пытаются запрещать в некоторых странах. Кстати говоря, в нашем городе мальчик попал в аварию и его отвезли за границу на лечение, потратили денег достаточно, и ему понадобилось переливание крови, родители отказались и… мальчик умер, вот такая вот ситуация.

5) Отрицание ада, и мучений неверующих после судного дня

Пожалуй это показывает их природу «сектантства»

В библии написано:

В аду, где богач терпел мучения, он как-то поднял глаза и увидел вдали Авраама, а рядом с ним Лазаря.
(Св. Евангелие от Луки 16:23)

На это Иеговисты говорят что верующие воскреснут а неверующие кхм… просто не воскреснут.

Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
(Послание к Римлянам 10:2)

То есть имеется в виду что они очень сильно верят в бога, но по рассуждению (знанию) они от него далеко.

Можно еще долго обсуждать Иеговистов, грехов у них достаточно много, но я перечислил пожалуй самые жесткие.

Ну и тот факт что они не являются протестантами, как и мормоны — говорит за себя.

Это первая часть разбора конфессий, далее будет финальная часть (либо предфинальная) зависит от количества материала, конфессий то хватает.

История Деда Мороза в России

Критика теории мифа

В печатных и сетевых изданиях стало общим местом утверждение, что прообразом современного Деда Мороза является дохристианский жестокий холодный дух. Он у древних славян носит имя Студенец, Трескун, Морозко, Карачун. Как правило, этот дух является суровым повелителем зимней стужи и метелей. От него зимой исходит большая опасность. Поэтому надо прибегать к магии, чтобы его умилостивить, что и делали славяне, подкармливая своего недоброго божка.

Считаем, что теория мифа никак не связана с формированием образа Деда Мороза. Мифический холодный дух, носивший у древних славянских племен разные имена, не является прототипом современного волшебника-дарителя. Между Дедом Морозом и Дедом Трескуном со товарищи нет никаких типологических совпадений.

Прообраз волшебника в литературной сказке «Мороз Иванович»

Реальный прообраз Деда Мороза, в котором угадываются черты современного волшебника, впервые появляется в сказке Владимир Одоевского «Мороз Иванович». В 1840 году вышла книга писателя «Сказки Дедушки Иринея», в состав которой вошла сказка про морозного героя.

Исследователи справедливо утверждают, что на страницах книги перед нами впервые предстает узнаваемый добрый и справедливый волшебник. Образ Мороза Ивановича с полным основанием следует считать прототипом современного Дедушки Мороза. Предполагают, что литературной основой для Одоевского послужила народная сказка «Морозко».

«Мороз Иванович» в ХIХ веке многократно издавался, был хорошо известен и входил в почти обязательный список для чтения детей. Впоследствии добрый волшебник из сказки Одоевского окажет влияние на формирование образа Деда Мороза.

Рождественские открытки как важный фактор популяризации волшебника-дарителя в начале XX века

Первый раз Дед Мороз стал тем, кем он является для нас сегодня (добрый волшебник-даритель), в 10-е годы XX века. По нашему мнению, главную роль в этом сыграла поздравительная открытка.

В Америке и Европе в XIX века сформировалась устойчивая традиция отмечать Рождество с участием Санта Клауса или местного волшебника, которые являются на праздник с подарками. До эпохи глобализации было еще очень далеко, поэтому в разных странах он имел свои национальные особенности. Под влиянием этого западного «Рождественского Деда» на русской почве появился свой Дед Мороз. Как это произошло?

На рубеже XIX-XX веков образованная часть русского общества знакомится с поздравительными открытками, среди которых заметное место занимали рождественские. Они быстро становятся необыкновенно популярными.

В книге Марии Чапкиной «Русская рождественская и новогодняя открытка» приводится такой факт: «В Рождество 1909 года и Новый 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами поздравлений». Культура поздравления с помощью открытки проникает во все слои образованного общества.

Миллионы открыток импортировались в Россию из Германии, Швеции, Франции и других европейских стран. Зачастую в готовые изображения просто впечатывались русские тексты. В начале века русские люди с удивлением смотрели на открытки, на которых был изображен старик с мешком или коробом за плечами. Он поздравлял с Рождеством или с Новым годом.

Первоначально в России его называли «Ёлкич», «Рождественский дед», «Святочный Дед». Последнее имя встречается у Бориса Пастернака в стихотворении «Иней». В Святого Николая он у нас не мог превратиться в силу глубокого религиозного почитания образа святителя. Профанировать личность святого, как это произошло на западе, у нас было невозможно.

Но под влиянием Морозко из народной сказки и Мороза Ивановича из одноименной литературной сказки Владимира Одоевского открыточный образ стал у нас добрым волшебником Дедом Морозом. Это произошло в 10-ые годы 20-ого столетия, и русская Рождественская открытка с документальной точностью подтверждает этот факт.

На почтовых миниатюрах массово появляются надписи с именем Деда Мороза: «Мороз-дедушка хитер. Только дунет – и узор…». «Что ты, дедушка Мороз, нам для праздника принес?» «Пришел дедушка Мороз. Игры новые принес». «Дед, зайдика-ка к нам в избушку и оставь для нас игрушку». «Все увидит, утром встанет, Дед Мороз уж не обманет».

Также претерпевает изменение внешний облик дарителя. На отечественных Рождественских открытках он часто появляется в одежде простого русского крестьянина в валенках, полушубке и простой меховой шапке. Например, таков образ Дедушки Мороза на открытках, автором которых является художник А. Лавров.

Кроме того, характер и поведение волшебника претерпели серьезные изменения по сравнению с литературным Морозом. Он, прежде всего, подобрел, стало более понятным и человечным. Теперь, чтобы с ним встретиться, не надо попадать в потусторонний мир. Он сам приходит на светлый праздник Рождества и приносит кучу подарков и новогоднюю елку.

Таким образом, на формирование образа Деда Мороза оказали влияние три фактора: во-первых, западный волшебник-даритель, во-вторых, герои русских сказок, в-третьих, широкое распространение рождественской открытки.

Вместе с тем в реальной жизни «живой» Дед Мороз в качестве волшебника-дарителя редко приходил к детям с подарками в то время. Вскоре началась первая мировая война, и стране стало не до праздничных ритуалов.

Запрет Деда Мороза в 20-30-е годы

Чем помешал добрый Дедушка Мороз большевикам, непонятно. Возможно, в чьем-то воспаленном воображении он являлся одним их значимых символов Рождества. А, значит, ему было не место в стране, официальной идеологией которой являлся атеизм. С 1927 по 1935 год Дед Мороз и новогодняя елка находятся под запретом.

Против Деда Мороза и новогодней елки разворачивается идеологическая война. На пропагандистских плакатах 20-х годов появляется карикатурный образ волшебника. Он заклятый враг Советской власти, неслучайно за ним прячутся такие отщепенцы, как поп и кулак. На другом плакате волшебник и вовсе изолирован от общества, его поместили за колючую проволоку, а охраняет его красноармеец с винтовкой.

Интересно, как бы посмотрел на эти инициативы товарищей по партии вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. По отзывам современников, он новогоднюю елочку любил и даже принимал участие в праздновании Нового года вместе с детьми в Сокольниках. Доброго Дедушку Мороза заменили на еще более доброго, самого человечного человека Дедушку Ленина.

Впрочем, существует множество воспоминаний, свидетельствующих о том, что многие люди эти запреты обходили. Елки для детей устраивались, только в тайне от чужих глаз. А с ролью Дедушки Мороза отлично справлялся отец семейства или очень близкий человек. С тех пор папы сохраняют традицию превращаться в Дедов Морозов для любимых чад на Новый год.

Реабилитация Деда Мороза и новогодней елки

В декабре 1935 года елка, а с нею и Дедушка Мороз как главный герой новогоднего праздника были неожиданно реабилитированы. В главной газете Советского Союза – газете «Правда» 28 декабря 1935 года была опубликована небольшая заметка за подписью второго секретаря ЦК компартии Украины Павла Постышева. Он предложил организовать для детей хорошую елку.

Скорее всего, инициатива, на самом деле исходила от первого лица страны, лучшего друга всех детей товарища Сталина. Просто на верху решили сначала посмотреть, что выйдет из этой затеи. Поэтому доверили высказать предложение провести елку далеко не самому важному лицу в партии.

Любая строчка в такой газете, как «Правда», это в советское время руководство к действию. Буквально через день, 30 декабря 1935 года, в Харькове впервые в СССР была организована большая елка, на которой присутствовали 1200 школьников. В начале января 1936 года во многих городах Советского Союза прошли организованные комсомольцами новогодние елки. На некоторых из них появился главный герой праздника Дед Мороз.

К встрече следующего Нового года было время хорошо подготовиться. Поэтому 1937 год, как и последующие, отмечался торжественно и повсеместно. Елки на главных площадях городов наряжались почти в обязательном порядке. Так, в Москве были установлены целых две огромные елки. Одна лесная красавица украсила собой Манежную площадь. Другая была установлена столичном парке имени Горького.

В том же 1937 году, 1 января, в Доме Союзов проводится новогодний бал для школьников-отличников. Возникает традиция проведения главной елки страны. Ёлка здесь украшена тысячами новогодних игрушек и шаров с идеологическим содержанием. Спустя годы, сохранив статус главной, елка переедет в Кремль, а попасть на Кремлевскую елку будут мечтать миллионы маленьких жителей страны Советов.

30-50-е годы – окончательное формирование образа Деда Мороза и традиций празднования Нового года в СССР

В эти годы устанавливается канон, согласно которому празднуется Новогодний праздник. В общих чертах сюжет празднования сохраняется до сегодняшнего дня. Главный герой – добрый волшебник Дед Мороз. Его костюм за прошедшее время постепенно эволюционировал в сторону более богатого оформления. Крестьянский тулуп стал в XXI веке боярской шубой. В руках у Деда Мороза волшебный посох, с помощью которого он творит чудеса.

Чтобы Дедушка Мороз пришел, его необходимо позвать. Дети и взрослые громко скандируют: «Дед Мороз! Дед Мороз!». Как правило, любимого дедушку сопровождают различные зверушки: зайчики, белочки, медвежата. Они появлялись на елках уже тогда, когда никакой Снегурочки у волшебника не было.

Обязательной является традиция зажжения новогодней елки. Для этого необходимо иногда до трех раз также всем вместе произнести заклинание: «Раз-два-три! Елочка, гори!» Вокруг Новогодней елки Дед Мороз с детьми водит хоровод под легендарную новогоднюю песенку «В лесу родилась елочка», автором которой является Раиса Кудашева. Удивительно, как случилось, что написанный простой гувернанткой текст в короткое время стал всенародно любимым гимном новогоднего праздника, без которого само празднование не мыслится!

В 50-е годы в свите волшебника появилась Снегурочка и Мальчик Новый год. И если Снегурочка сохраняет свой статус главной помощницы Деда Мороза на новогоднем празднике, то Мальчик Новый год почему-то стал редким гостем, про него забыли.

Дед Мороз в Великом Устюге – новая страница в истории волшебника

С 1998 года по инициативе тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова и губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева реализуется проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Важно, с самого начала проект получает государственное финансирование. В Устюг приходят столичные деньги.

Волшебник становится частым гостем на московских праздниках. Его приезды в Москву и встречи с мэром широко освещаются на центральных каналах телевидения.

Очень скоро страна с удивлением узнает, что настоящий Дед Мороз живет, оказывается, в Великом Устюге, при чем круглогодично: не только зимой, но и в другие времена года. Начинается триумфальное шествие (в прямом смысле) великоустюгского волшебника по России. Дед Мороз становится популярной медийной персоной, раздает многочисленный интервью. Он частый гость на различных праздниках и фестивалях.

За право принять главного зимнего кудесника в период его предновогоднего путешествия по стране борются различные регионы. Ведь появление великоустюгского волшебника в городе, чтобы принять участие в местном празднике и зажечь ёлку, это всегда радость для местных жителей и отличный пиар для региона в центральных СМИ.

В Великом Устюге формируется соответствующая инфраструктура. В лесу за городом возводится двухэтажный деревянный терем волшебника, который быстро становится местом паломничества туристов и жителей города.

Вокруг дома местность обустраивается. Появляются гостиницы, коттеджи, точки питания. На территории Вотчины Деда Мороза (такое название получает загородная местность) создается сказочная инфраструктура: тропа сказок, ледник, лесная аптека, летний сад, почтовое отделение волшебника, детский городок, сувенирные киоски и другие объекты. В вотчине Деда Мороза круглогодично принимают гостей. Здесь постоянно устраиваются праздники и различные мероприятия.

В самом городе в разные годы появляются Резиденция волшебника, Почта Деда Мороза, Дом моды зимнего кудесника, Ледовая Мороз Арена, а в окрестностях вотчины создают целый Зоопарк Деда Мороза (сказочный подарок Правительства Москвы Великому Устюгу). Поток туристов, которые стремятся посетить родину Деда Мороза, вырастает в тысячу раз.

По разным оценкам, сегодня количество человек, посещающих Великий Устюг с целью туризма, в годовом исчислении приближается к 300 тысячам. Это примерно в десять раз превышает население самого города. Устюг становится настоящей Меккой, в которой организуют многочисленные детские фестивали, конкурсы и соревнования областного, всероссийского и международного уровня.

Появление в России национальных и региональных Дедов Морозов. Иерархия сказочного сообщества

Появление в Великом Устюге морозного волшебника как драйвера успешного развития территории дало толчок к стремительному расселению на просторах России многочисленных региональных и национальных Дедов Морозов и других зимних сказочных персонажей. В регионах появляются свои зимние герои со своей региональной или национальной спецификой. Примером для развития новых проектов становится живая история Великоустюгского Деда Мороза.

Формируется своеобразная схема-канон, в рамках которой организуется бытие каждого нового зимнего (и не только) персонажа:

1. Создается легенда о зимнем кудеснике, которая чаще всего является современным фольклором. Иногда мы даже знаем авторов.

2. Строится резиденция волшебника (усадьба, поместье, вотчина, владения)

3. Волшебник обязательно отмечает свой День рождения.

4. У нового Деда Мороза обязательно должен быть свой праздник-фестиваль, на который он приглашает других представителей сказочного сообщества.

Возникает некая иерархия сказочных персонажей. Великоустюгский Дед Мороз занимает по отношению к своим собратьям-коллегам по профессии главенствующее положение. Его авторитет непререкаем. Другие волшебники – его младшие братья.

В Великом Устюге на появление национальных и региональных конкурентов отреагировали быстро. Чтобы выделить своего волшебника, местные креативщики присвоили ему громкий титул «Российский». Если вы считаете, что сейчас в Великом Устюге живет просто Дед Мороз, то вы заблуждаетесь. Надо говорить: Российский Дед Мороз. Только так и не иначе.

Перечислим несколько узнаваемых Дедов Морозов и других персонажей сказочного сообщества. Кыш Бабай из Татарстана, Тол Бабай из Удмуртии, Ямал Ири с далекого севера, Карельский Морозец Паккайне, Чысхаан из Якутии, Байкальский Дед Мороз, Мороз Добродеевич из Соснового Бора, Вятский Дед Мороз, Девица Метелица из Вятских Полян, Архангельский Снеговик, Матушка Зима из Яренска и многие другие зимние и не зависящие от времени года сказочные персонажи.

История Деда Мороза интересна и увлекательна. Она продолжается создаваться на наших глазах. Впереди много интересных открытий и наблюдений. Энциклопедия Деда Мороза ставит задачу собрать максимальное количество фактов, имеющих отношение к этому уникальному культурному феномену России.

Православный Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость » г. Канаш ЧР Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Из истории о Святом Николае (и Новогоднем Дед Морозе)

В день святого Николая

Свечи радостно сияют,

В небеса хвала летит;

И увенчанный цветами,

Озаренный весь огнями,

Лик Святителя глядит.

Нынче мир весь торжествует,

И вселенная ликует

С нами в светлый праздник Твой….

В III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов родился мальчик Николай. Еще в детстве он помогал всякому, кто попал в трудное положение; потом его выбрали архиепископом в городе Мира, центре провинции Ликия. Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю жизнь. Среди спасённых им были и несправедливо осуждённые на казнь простые люди, и несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники.

Святитель Божий епископ Мирликийский, он же — Николай Чудотворец, стал известен своей исключительной доброжелательностью, особенно к детям.

Средиземноморский климат сильными морозами не отличается, а в холодных странах за всю свою долгую жизнь святой Николай, он же — Санта Клаус, никогда не бывал. Никто не догадывался, что однажды его превратят в Деда Мороза… Как же это получилось? Почему Дедом Морозом стал именно Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством…

Существует такое предание. Услышав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей «на блудодеяние», св. Николай спас всю семью от позора.

Святитель ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.)

Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнущие носки.

Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

В канун праздника в детские башмачки, выставленные у порога, или носочки, повешенные у камина, с незапамятных времен кладут подарки. Считается, что подарки получают только послушные дети, а непослушным полагаются розги или камни. Но малыши, как правило, в ожидании праздника и, конечно, подарков, не бузят, стараясь дать понять Святому Николаю, что они всегда готовы быть хорошими.

С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары.

Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Затем этот обычай «сместился» во времени, и подарки стали делать на Рождество, а св. Николай в воображении детей превратился из строгого священнослужителя в веселого сказочного старика. Взрослые стали одеваться в манере Св. Николаса — одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого. Они ходили из дома в дом, спрашивая, хорошо ли там вели себя дети. Дети оставляли свои ботинки за дверью, чтобы на следующее утро они могли найти их со сладостями и безделушками.

Святой Николай раньше всего стал ассоциироваться с Дедом Морозом в Голландии, где пышно отмечали 9 декабря праздник любимого святого – покровителя мореплавателей. В этот день св. Николай приплывал в Амстердам из теплых стран в праздничном облачении и раздавал подарки. Позднее Санта-Клаус стал приезжать не только 9 декабря, но и на Рождество, поэтому получил кое-где другое имя – «рождественский дед»: пер Ноэль – во Франции, бабо Натале – в Италии.

Он умер в глубокой старости, после короткой болезни. Его похоронили в том же соборном храме города Миры. В 1087 году мощи святого Николая перевезли в город Бар (Италия), они покоятся в мраморной раке в глубоком подземелье под храмом.

В России Николай Угодник стал одним из самых любимых народных святых. Простые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё какое-нибудь несчастье. Память о нём Православная Церковь чтит два раза в году: 19(6) декабря — Николай «зимний» и 22(9) мая — Николай «вешний».

В городе Мира (ныне город Демре) и сейчас стоит храм, основой которого была церковь, в которой служил Николай Угодник (до 1087 года в ней покоились мощи святителя). Турки назвали ее Баба Ноэль Килизе — Церковь Деда Мороза.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *