Чем характеризуются высказывания святых отцов Православной Церкви о римо-католичестве?

О. Эти высказывания (сделанные еще до II Ватиканского собора) произносились святыми отцами под воздействием Святого Духа, а потому отражают истинное существо римо-католической веры.Они единодушно характеризуют папизм и римо-католичество в целом, как совершенно ложную, оторванную от истинного апостольского христианства, еретическую веру, и обличают противоречащие Божественному Откровению нововведения и новоучения Ватикана.

В. Какие из этих высказываний наиболее актуальны в наше время?

О. Для современности наиболее важное значение представляют слова святителя Игнатия (Брянчанинова), раскрывающие, главным образом, существо «духовного» наследия и «аскетики» католичества, и высказывания святого праведного Иоанна Кронштадтского, разносторонне характеризующие папство начала XX века.

Святитель Фотий Константинопольский (+891): «Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ Веры, который всеми соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь (о, ухищрения лукавого!), будто Святой Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Святой Троице».

Святитель Марк Ефесский (+ 1457): «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними… Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего».

«Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867): «Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех — отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он — божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они прелагаются в Тело и Кровь Христовы… Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним» (О ереси и расколе. «Православное чтение». М., 1992, № 5-6, стр. 5).

«Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!), изучите в святых отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину» (Там же, стр. 485-486).

«Другое направление получили подвижники западной церкви и писатели ее о подвижничестве со времени разлучения этой церкви от Восточной и отпадения ее в гибельную тьму ересей… Из этого состояния (прелести) написано западными писателями множество книг. На них-то с жадностью кидается, их-то проповедует преимущественно святыми и духовными, достойными стоять возле Священного Писания слепотствующий и гордый мир… Сочинения западных писателей, написанных из состояния самообольщения, находят многочисленных читателей, переводятся не раз на русский язык, печатаются, перепечатываются» (Там же, стр. 508-510).

«Между прочими обманчивыми тлетворными зефирами, навевающими на сердце эту страшную тишину, это бедственное гибельное наслаждение, навевает их на него и чтение известной книжки Фомы Кемпийского, западного монаха, находившегося в бесовской прелести, книжки «Подражание» .

«В образец аскетической книги, написанной из состояния прелести, именуемой мнением, можно привести сочинение Фомы Кемпийского под названием «Подражание Иисусу Христу». Оно дышит утонченным сладострастием и высокоумием, которые в людях, ослепленных и преисполненных страстями, производит наслаждение, признаваемое ими вкушением Божественной благодати… Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д’Ассиз, Игнатий Лойола и другие подвижники латинства (по отпадении Западной Церкви от Восточной), признаваемые в недре его святыми» (Там же, т. 5, стр. 69).

«Под именем папской пропаганды разумеется распространение того понятия о папе, которое папа желает внушить о себе человечеству, то есть понятие о верховной, самодержавной, неограниченной власти папы над миром. Пропаганда, имея это целью, мало обращает внимания на качество учения, преподаваемого ею, для нее на руку все, что содействует цели ее — даже вера во Христа без оставления веры в идолов» (Там же, т. 1, стр. 252-253, прим. ).

Преподобный Амвросий Оптинский (+ 1891): «Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение евангельское и апостольское, так и предание святых отцов и постановления Вселенских Соборов… Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение… » И далее: «Римская церковь… так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви» (Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. ч. 1. Сергиев Посад, 1913, стр. 231, 232, 235).

«Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия» (Там же, стр. 234).

Святитель Феофан Затворник (+ 1894): «Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение, — папа со своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры» (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892, стр. 45).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (+ 1908): «Мы доселе все согласно и единомысленно верим в этот Символ веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку, как католики, лютеране и англиканцы» (Живой Колос. Выписки из дневника за 1907-1908 гг., СПб, 1909, стр. 4).

«Кто бы ни желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно — во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именуемых папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, — согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению… Разве можно соединить несоединимое — ложь с истиной?» (Там же, стр. 31).

«Католические иезуиты в угоду папе и своим эгоистическим низшим видам и целям извратили закон совести и закон Евангелия, утверждая, что для достижения своекорыстных целей или целей религиозных католики могут употреблять всякие незаконные средства; значит и убивать… и на кострах сожигать православных» (Там же, стр. 31-32).

«Папы вообразили себя главами Церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею Вселенской Церковью. Ну, уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь» (Там же, стр. 35).

«Если бы Иисус Христос имел в виду дать Церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы, считая себя наместниками Христа на земле, то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения, ибо это столь важный для спасения душ человеческих догмат; да и апостолы бы объявили об этом, или себя кто-либо из них назвал наместником, а то никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26); все же вы — братья (Мф. 23, 8)» (Там же, стр. 35).

«Паписты, признав главою церкви папу, возвели его на престол вместо Христа и обоготворили его, а Христа поставили на задний план. Папу сделали наместником Христа, между тем как Христос с нами пребывает во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Но посмотрите, сколько заблуждений допущено в папской (а не Христовой) вере, странных заблуждений, богохульных, — и вы с негодованием и ужасом отвернетесь от нея! — О, гордость человеческая! О, гордость сатанинская! Папа будто непогрешим! О, иезуитство!» (Там же, стр. 36).

«Единая глава Церкви небесной, земной и преисподней — Христос Бог. Может ли человек папа быть главою Церкви, сущей на небесах? Не может. Да и вообще может ли быть главою всей земной Церкви и распоряжаться участью земною и загробною — папа, человек грешный?.. Прочитайте историю пап: каковы они были? Много ли было из них достойных своего седалища? И только в первые века было несколько достойных, а в последующие века сколько было недостойных и порочных к стыду всей римской церкви! Это ли главы церквей?» (Там же, стр. 37-38).

«Католики превратили учение Самого Премудрого Христа, небесного Учителя, без Которого никто не знает Отца, а только Он — Сын. Христос говорит, что Дух от Отца исходит, а между тем католики и лютеране с англиканцами говорят, что Он от Отца и Сына исходит. Да перестаньте же, наконец, хулить Духа Святого и возводить на Него ложь: хулящие Духа Святого не будут прощены ни в сем, ни в будущем веке. А вы забыли слова апостола: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). Это слово страшно или нет? — Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35)» (Там же, стр. 38-39).

«Папы и католики отринули относительно мирян эту Кровь всеходатайственную и не дают им, вероятно из экономии, чтобы вина меньше выходило! А с каким бешеным рвением увлекают они православных в католичество, в свою погибельную веру! Защити, Господи, Православие от лютого католичества, в котором все подчиняется произволу папы, иезуитов» (Там же, стр. 40).

«Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и — беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящих, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всем этом виноват непогрешимый, якобы, папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств ad maiorem Dei gloriam (к большей, якобы, славе Божией)» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. СПб. 1902, М., 1992, стр. 99).

«Ненависть к Православию, фанатизм и преследования православных, убийства — проходят красной нитью чрез все века жизни католичества. От плодов их познаете их. Таков ли дух заповедан нам Христом? Если кому, то католикам, лютеранам и реформаторам можно сказать: «Не весте, коего духа есте» (Лк. 9, 55)» (Там же, стр. 116).

«Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостасную Премудрость Божию и простерли (под предлогом развития догматов) гордость свою до того, что извратили некоторые Его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века, например, слово о Духе Святом, заповедь о чаше пречистой Крови Его, Которой они лишили мирян, ни во что поставили слова апостола Павла: «Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже при-идет» (1 Кор. 11, 26); вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки» (Там же, стр. 117).

«Католики отпали от главы всей Церкви — Христа, избравши земную главу — погрешающего папу» (Там же, стр. 119).

«Придите к нам вы, именующие себя католиками, а нас порицающие схизматиками, и истяжимся, посмотрим беспристрастно, по Божьей правде, по Божьему цензу, на ваших святых, папою, а не Богом, прославленных, и сравним их с нашими святыми, Самим Богом засвидетельствованными бесчисленными чудесами исцелений и разных утешений с верою прибегавших к ним православных! Какая разница! Как истина веры нашей сияет и своим светом помрачает вашу, омраченную ересями и ложными мудрованиями веру» (Там же, стр. 127).

В. Действительно, читая эти высказывания, вполне недвусмысленно обличающие римо-католичество как папизм — ложную, антихристианскую, несовместимую с Православием веру, как можно объяснить, что некоторые современные православные богословы, в противоположность словам святых, утверждают, что католики являются нашими братьями по вере, католическая и Православная Церкви — сестрами и в католичестве действует Божия благодать?

О. Согласно Божественному Откровению, одно из главных свойств Бога — Его всеправедность, поэтому Святой Дух не может говорить святым угодникам Божиим одно, а этим богословам — другое. Следовательно их утверждения, противореча видению папизма Самим Господом, показывают непонимание ими сути римо-католичества и отражают мнение их собственное и того, кто увлек их «философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8).

ЕРЕСЬ

греч. ед. ч. ???????, от ????? – хватаю, постигаю, избираю, убеждаю). У антич. писателей термин «Е.» означал «свобода выбора», «учение», «школа». В ранней патристике (Тертуллиан, Климент Александрийский) слово «Е.» применялось по отношению к людям, следующим свободному разуму в определении и толковании христ. понятий. В период Вселенских соборов церковь пригала слову «Е.» значение термина, обозначающего учения, отступившие от догматики, выработанной соборами, и подлежащие в качестве таковых осуждению и проклятию. Исходя из своих ненаучных, внеисторич., идеалистич. представлений, христ. богословы во всех вновь появлявшихся Е. видели лишь возобновление и трансформацию еретич. учений периода Вселенских соборов и, т. о., подводили новые явления религ.-обществ. протеста под старые формулы анафематетствования и под традиц. «нормы» расправ. Характеристика социального содержания и особенностей религ. формы еретич. движений и учений может быть только конкретно-исторической: Е. в период складывания христианства существенно отличались от Е. в условиях господства христианства в Поздней Римской и Ранневизантийской империях, а эти последние, в свою очередь, существенно отличались от ересей в Зап. и Вост. Европе в течение средних веков. Но и в пределах одной и той же историч. и географич. локализации различные ?. служили формами выражения различных классовых и идейных интересов. Т.о., общим для Е. в христианских церквах Запада и Востока, появлявшихся на разных этапах историч. развития, является то, что их существование и неистребимость выражали в религ. форме (и непосредственно в религ.-церк. жизни) факт классовой структуры общества и непримиримой борьбы обществ, классов. Именно поэтому наличие Е. и, с др. стороны, преследование их составляют своего рода внутр. закон исторического развития церкви, начиная с первых веков ее существования. Особенно большой размах Е. приобретают в эпоху Реформации в качестве формы революц. оппозиции против феодализма. Для классовой борьбы в капиталистическом обществе религиозная форма в целом нехарактерна. От Е. следует отличать течения в той или иной религии, к-рые, расходясь между собой по второстепенным богословско-догматическим, церк.-организац. или же «тактическим» вопросам, остаются в осн. русле ортодоксально-церк. мировоззрения. Обычно эти течения выражают интересы тех или иных кругов внутри господств. класса, те или иные их разногласия. В конечном счете, все течения господств. церкви объединялись для совместной борьбы против еретич. движений. А. Клибанов. Москва. Ереси в период складывания х р и с т и а н с т в а. Е. 1–2 вв. н. э. коренным образом отличаются от более поздних Е. тем, что в эту пору еще не существовало сложившейся христ. церкви и, следовательно, не могло быть групп и идейных движений, направленных против официально господств. вероучения. Е. 1–2 вв. – это группировки, возникавшие в процессе формирования христианства и позднее осужденные как «отклонившиеся». Уже древнейший памятник христ. лит-ры – «Откровение Иоанна» – упоминает ряд сект внутри христианства 1 в.: николаиты, последователи Иезавели, и др. Последователи Е. 2 в. – по преимуществу представители нар. масс, их учение – протест против усиления в христианстве тенденций к образованию «богатой церкви», таковы эбиониты (от др.-евр. «эбион» – бедняк) и особенно монтанисты, проповедовавшие скорое наступление царства небесного на земле и выступавшие против монархич. епископата. В Е. 2 в. отразились аристократич. тенденции, проявившиеся (как, напр., в гностицизме) в резком противопоставлении «духовных» людей «плотским», обреченным на гибель. Идейными корнями ранних Е. являются иудаизм и особенно иудейское сектантство (напр., эссены, повлиявшие на эбионитов), неоплатонизм (учение Филона Александрийского), сочетавшийся у гностиков с отвержением Ветхого завета, идеология раннехрист. откровений, отвергнутая в «посланиях Павла» и евангелиях. В конце 2 в. в связи с формированием церк. организации епископ Лионский Ириней написал книгу «Против ересей». В 3 в., в период сплочения церк. организации и гонений на христианство, богословско-филос. разногласия отходят на задний план и центр. место занимают организац. споры, прежде всего по вопросу об отношении церкви к отпавшим во время гонений лицам. Демократич. элементы христианства (Е. новациан, родственная монтанистам) настаивали на полном отвержении от церкви «отпавших», тогда как имущие круги были склонны терпимо относиться к тем, кто временно отрекался от Христа, опасаясь лишиться богатства или положения в обществе. Одновременно в 3 в. зарождаются Е. (монархиане, савеллиане и др.), предвещавшие христологич. и тринитарные споры последующих веков. Ереси в Поздней Римской и Ранневизантийской империях (4–7 вв.). В начале 4 в. христианство было признано официальной религией Римской империи, и с этого момента можно говорить о появлении Е. в собственном смысле слова. В союзе с государств. властью церковь получает материальную силу для преследования еретиков (ссылка, лишение государств. должностей, конфискация имущества, казнь). В 527 был издан указ против еретиков, к к-рым причислялись также иудеи и язычники, предписывающий им в трехмесячный срок принять официальное вероучение. Е. 4–7 вв. иногда тесно смыкались с нар. движениями (донатизм, близкий к движению восставших в Африке циркумцеллионов); чаще в них пассивный социальный протест переплетается с этнич. рознью и стремлением к политич. независимости окраин империи (особенно монофизитство). Наиболее значит. Е. этого времени – арианство, несторианство, монофизитство (см. Монофизиты), монофелитство (см. Монофелиты) – возникли на почве христологич. и тринитарных споров. Еретики выступали против офиц. догмата христ. церкви о троичности божества и о богочеловечности Христа. Согласно официальному христ. учению, залогом грядущего спасения человека были смерть и воскресение Христа, якобы соединяющего в себе божеств. и человеч. природу. Еретики же, представляя Христа как подчиненное божество (как это было у ариан), видя в нем только человеческую (несториане) или только божественную (монофизиты) природу, по сути дела ставили под сомнение этот осн. догмат христ. богословия. Идейные предпосылки этих Е. коренились в антич. рационализме, не мирившемся с мистич. концепциями относительно единства троицы или единства божеств. и человеч. природы в одном лице. С 4 в. в Рим. империи распространяются Е., основанные на дуалистич. мировоззрении (преим. манихейство), к-рые приобретают особое значение в последующие века. Ереси в Византии. С развитием феодальных отношений Е. принимают преимущественно форму дуалистич. учений, резко противопоставляющих «испорченный» земной мир, созданный не богом, а злым началом, духовному слиянию с божеством. Социальные корни этой идеологии – протест народных масс (прежде всего, крестьянства) против эксплуатации. Осн. дуалистич. Е. в Византии – павликианство, а также богомильство, распространенное преим. в зап. областях империи, – своими идейными истоками восходили к манихейству. Первоначально они были связаны с активным социальным протестом, но с 11–12 вв. в них все более заметными становятся черты пассивного созерцательства, мистицизма. Богомильство 14 в. подчас сближается с ?. исихастов. С 11 в. в Византии появляются Е., выросшие на городской почве и опиравшиеся на рационалистич. мировоззрение (учение Иоанна Итала, Сотириха и др.). А. Каждан. Москва. Ереси в Зап. Европе в средние в е к а. Большое распространение Е. в Зап. Европе получили в период формирования феодализма, когда папство и возглавляемая им церковь, окончательно отделившаяся с 11 в. от византийской церкви, сделались важнейшим орудием утверждения феод. строя. Е., выражавшие в религ. форме антифеод. оппозицию, были направлены прежде всего против офиц. церкви, против папства. Эту прямую связь Е. с антифеод. оппозицией подчеркивал Энгельс. «… Все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все революционные – социальные и политические – доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси. Для того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Идейными источниками этих Е. были нек-рые раннехрист. тексты, в к-рых получили отражение демократич. настроения периода возникновения христианства, а также еретич. течения первых веков христианства, гл. обр. гностицизм, манихейство, арианство и др. Др. идеологич. источником ср.-век. Е. были филос. учения ряда мыслителей, проникнутые духом свободомыслия и служившие вызовом слепому авторитету церкви. Такими ср.-век. мыслителями-вольнодумцами, оказавшими влияние на развитие еретич. движений, были Иоанн Скот Эриугена, Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Жильбер Порретанский, Амори Шартрский, Сигер Брабантский, западные аверроисты, Мейстер Экхарт, Иоганн Таулер, Джон Болл, Джон Уиклиф, Ян Гус и др. По своему богословскому содержанию наиболее значит. ср.-век. Е. были направлены против основ христ. догматики, в частности против христологич. и тринитарного учения церкви, против христ. идеи о всеобщей греховности и церк. учения о предопределении. Почти все Е. разоблачали вместе с тем разврат и алчность духовенства и отражали возмущение масс обогащением церкви и беззастенчивой эксплуатации народа феодалами. В 9 в. офиц. церковь во франкском гос-ве ополчилась против Пасхазия Радберта за отрицание им учения церкви о «евхаристии» (таинстве причащения); другое еретич. течение было представлено монахом Готшальком, выступившим в это же время с учением об абс. предопределении душ человеческих к «спасению» в раю или к адской погибели. Первое течение отражало рационалистич. тенденции, проникавшие в богословие, второе было скрытым отрицанием «единоспасающей» роли церкви. Социальными корнями ср.-век. Е. явилось развитие в Зап. Европе антифеод. элементов, особенно усилившихся с ростом городов, торговли, с обострением социальных противоречий, с ростом борьбы крест. масс. Однако в этой борьбе часть крестьянства идеализировала дофеод. прошлое и искала его освящения в религ. воззрениях, противостоящих или расходившихся с офиц. учением церкви. Поэтому в нек-рых Е. ср.-век. Европы, поскольку они выступали в защиту пережитков патриархально-родовых отношений, получили отражение попытки «отгородиться от исторического развития…» (там же), хотя и в этом случае проповедь бедности и резкая критика церк. пышности и богатства духовенства способствовали росту сознания масс. К этой группе Е. принадлежит прежде всего Е. швейцарских вальденсов. Осн. группу составляли «бюргерские» Е., идеология к-рых являлась отражением социального протеста новых обществ. сил, выражавших «оппозицию феодализму со стороны переросших его рамки городов» (там же). Такими были Е. альбигойцев, катаров и патаренов, получивших в 11–13 вв. широкое распространение в городах Юж. Франции и Сев. Италии. Несмотря на различные социальные условия, в к-рых развивались эти Е., и неодинаковую социальную среду, в к-рой они распространялись, общей для них была их антицерк. направленность. Антицерк. требования сплетались с прямым отрицанием феод. порядков (требование отмены десятины), религ. идеи о равенстве всех перед богом – с открытыми выступлениями против духовных и светских феодалов. Еретики отрицали не только церк. культ, требуя фактически ликвидации католич. церкви, отказа от храмов, икон, мощей, обрядов, молитв, но отвергали и важнейшие догматы католицизма и осн. «таинства» (крещение, евхаристию, покаяние и т.п.). Нек-рые еретики (напр., катары) не ограничивались религ. проповедью. Последователи этих Е. заявляли, что весь материальный мир есть порождение дьявола – «мир зла», к-рому они противопоставляли духовный мир как «мир добра». Из этих дуалистич. воззрений, воспринятых под влиянием проникшего на Запад богомильства, они делали выводы об отказе от признания государств. установлений – воен. службы, присяги и т.п. Одновременно с «бюргерской» Е. в ряде стран распространялись и Е., выражавшие в мистико-религ. форме революц. традиции нар. масс, что особенно характерно для таких периодов, когда открытое движение оппозиц. сил было невозможно. Таковы были мистич. течения 12–13 вв. (амальрикане, иоахимиты, братья свободного духа, ортлибарии и др.), гл. идеей к-рых была вера в скорое пришествие «святого духа» – третьего лица троицы, что должно было, по их учению, положить начало новой мировой эпохе полной духовной свободы. Эти идеи являлись религ. выражением стремления нар. масс к освобождению от эксплуатации. Несмотря на обычную религ. форму, нек-рые из этих ?. обнаруживают значит. долю свободомыслия. Так, у отд. групп катаров и ортлибариев встречается идея о вечности и несотворенности материального мира. Амальрикане исповедовали крайние формы пантеизма и утверждали, что человек, как и весь мир вообще, тождествен по своей природе с богом; поэтому они отрицали загробный мир, называя адом жизнь вне их секты, а раем – просветленное состояние члена секты. Эти мистич. идеи о непосредств. приближении верующего к богу вели к отрицанию значения церкви, ее «единоспасающей» силы, ее роли посредника между землей и небом. Как правило, религ. проповедь дополнялась и антиклерик. обличениями, что еще сильнее подрывало авторитет господств. церкви. Поэтому уже с 12 в., когда за еретич. движениями пошли массы, Е. стали рассматриваться как политич. выступления против господств, класса и их подавляли с беспощадной жестокостью (преследования арнольдистов и иоахимитов, сожжение амальрикан и т.д.). Для борьбы с Е. церковь объединилась со светской властью, создала инквизицию; в нач. 13 в., с целью отвлечения масс от классовой борьбы, папство организовало т. н. «нищенствующие» монашеские ордена францисканцев и доминиканцев. Высоко поднялась волна еретич. движений в 14–15 вв., когда усилилось развитие товарно-денежных отношений, началось разложение феодализма и формирование централизов. государств, что вызвало значит. обострение социальных противоречий. На этой почве широко распространяются крестьянско-плебейские Е. в Сев. Италии в начале 14 в. – апостольские братья, в Англии во 2-й пол. 14 в. – лолларды, в Чехии в нач. 15 в. – табориты и др. Эти Е. почти всегда сочетались с открытым революц. выступлением масс и были наиболее развитой формой их антифеод. протеста. Религ. лозунги, примененные к реальной жизни, приобретали действенный социально-политич. характер, и призывы к религ. реформам переплетались с требованиями революц. преобразований. Последователи этих Е. провозглашали равенство всех людей и отмену сословных привилегий (лолларды, табориты), требовали отмены частной собственности (апостольские братья, дольчинисты), отмены суда, войн, гос-ва (лолларды и др.). Особенно резко ср.-век. Е; выступали против папства, церк. богатств и пышности культа. Еретики требовали «дешевой церкви» и отказывались признавать особую благодать, якобы отличающую духовенство от всех мирян. Эти идеи Е. были восприняты религ. реформаторами – Уиклифом, Гусом и Лютером, к-рые создали на их основе новые филос.-религ. концепции, получившие свое выражение в идеологии Реформации. Наиболее же радикальные Е. (лоллардов, таборитов и др.) развились в течения, слившиеся с борьбой революц. масс в 15–16 вв. (см. Анабаптисты, Мюнцер), и по существу утратили свой религ. характер. Б. Рамм. Ленинград. Е р е с и в Р о с с и и. Возникновение еретич. движений в России относится к концу 13– нач. 14 вв., когда сказались первые результаты восстановления производит. сил после монг. завоевания: развитие с. х-ва, городов, ремесла, торговли. С сер. 13 в. по стране прокатываются волны нац.-освободит. нар. восстаний. Наиболее ярким памятником антицерк. протеста этого времени является «Слово о лживых учителях», написанное в период между 1274 и 1312. В этом анонимном сочинении под «лживыми учителями» понимается духовенство, к-рое изобличается в корыстолюбии, прислужничестве власть имущим, тунеядстве и укрывательстве «слова божия» от народа. В противовес церк. иерархии, автор «Слова о лживых учителях» выдвигает требование права на учение веры для мирян и для рядового клира – чтецов и певчих: Первой открытой Е. в России были стригольники, выражавшие интересы демократич. кругов посада. Очагом Е. стригольников были Псков и Новгород, где они появились около середины 14 в. Стригольники протестовали против корыстолюбия и невежества духовенства, отрицали ряд церк. таинств, требовали права религ. проповеди для мирян. Нек-рые из них отрицали церковное учение о воскресении мертвых. В 1375 феод.-церк. и светские власти Новгорода казнили руководителей стригольнич. движения. Однако движение продолжало существовать еще в 1-й трети 15 в., а последние упоминания о деятельности стригольников относятся к 1490. Одновременно со стригольниками в Твери выступил епископ Федор Добрый с учением о том, что земной рай погиб и что рай следует понимать духовно. В конце 14 в. другой тверской епископ Евфимий Вислень предстал перед церк. собором за непризнание «святой апостольской церкви». В 80-х гг. 14 в. в Ростове Великом с проповедью антитринитаризма и иконоборчества выступал еретик Маркиан, изгнанный властями из города после публичного диспута с ростовским епископом Иаковом. Выступления вольнодумцев 14 в. кладут начало истории рус. рационалистич. мысли, с позиций к-рой были подвергнуты критике церковь и религ. доктрина православия. Рост городов, дальнейшее развитие ремесла и торговли, постепенное складывание предпосылок бурж. экономич. связей, образование централизов. гос-ва – такова основа все более широкого развития еретич. движений в России и теоретич. углубления начал рационалистич. критики ср.-век. норм мысли и морали. Вслед за требованиями «дешевой церкви» и демократизации церк. устройства, вслед за критикой церк. учения о таинствах наибольшее значение в еретич. движениях приобретают нападки на осн. доктрину христианства – триединого бога. Начатые Маркианом в Ростове Великом, эти нападки в сер. 15 в. вызвали т. н. псковские споры об аллилуйя. Во 2-й пол. антитринитарные выступления охватили Тверь, Псков, Новгород, Москву. Рус. еретиков-антитринитариев и иконоборцев воинствующие церковники 15 в. прозвали «жидовствующими». Для движения жидовствующих характерна не только рационалистич. критика тринитарного и христологич. учения церкви, но и выработка начал гуманистич. мысли – утверждения человека, идеи приятия земной жизни, равенства народов и вер. После нек-рого спада волны еретич. движения в нач. 16 в., она вновь высоко поднялась в сер. 16 в., выразившись в ересях Матвея Башкина и Феодосия Косого. Феодосий Косой провозгласил лозунг социального и нац. равенства, утверждал возможность для человека стать своим собственным «спасителем» и «искупителем». В его проповеди есть намеки на требование общности имуществ. Феодосию Косому принадлежат материалистич. догадки об извечности мира в духе философии др.-греч. материалистов. В противовес развивавшимся элементам рационалистич., материалистич. и гуманистич. мысли в учениях рус. вольнодумцев 14–16 вв., феод.-церк. лагерь пытался обосновать свои религ. доктрины. Усилия в этом направлении делались уже в 14 в. Епифаном Премудрым, а в 15 в. Иосифом Волоцким. В сер. 16 в. Зиновий Отенский излагал космологич. и онтологич. доказательства бытия бога, а Ермолай-Еразм выступил в духе философии ср.-век. реализма, пытаясь представить схему Вселенной в виде иерархич. бесконечности троичных комплексов, увенчиваемой троицей как универсалией высшего порядка. Е. в России долгое время являлись важной формой антифеод. борьбы. А. Клибанов. Москва. Лит.: Общая литература – Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, М., 1952; Ленин В. И., Письмо к Горькому, Соч., 4 изд., т. 35. Раннехристианские Е.: Иванцо в-Платонов А. М., Ереси и расколы первых трех веков христианства, ч. 1, М., 1877; Ранович А. В., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. ?., Происхождение христианства, М., 1960; Наrnack ?., Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd 1–3, T?bingen, 1909–10; Весk H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959; Ангелов Д., Богомили, С., 1961. Западно-европейские Е. эпохи средневековья: Сидорова Н. ?., Народные еретические движения во Франции в XI-XII вв., в сб.: Средние века, вып. 4, М., 1953 (и в кн. того же автора: Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953); Бортник ?. ?., Еретические движения в Италии в первой половине XIII в., там же, вып. 10, М., 1957; Гаусрат ?., Средневековые реформаторы, пер. с нем., т. 1–2, СПБ, 1900; Токко Ф., Религиозные ордена и ересь, в кн.: Флорентийские чтения, , М., 1914; Hahn С. U., Geschichte der Ketzer im Mittelalter, Bd 1–3, Stuttg.,1845–50; D?llinger J. V., Beitr?ge zur Sektengeschichte des Mittelalters, Tl 1–2, M?nch., 1890; Grundmann H., Religi?se Bewegungen im Mittelalter, В., 1935; Manselli R., Studi sulle eresie del secolo XII, Roma, 1953; Borst ?., Die Katharer, Stuttg., 1953; Betts R. , Movimenti religiosi popolari ed eresie del Medioevo, в кн.: Storia del Medioevo, v. 3, Firenze, (Relazioni del X Congreeso Internat, di sci. stor.); Aegerter E., Les h?r?sies du moyen ?ge, P., 1939; В?ttner ?h. und Werner ?., Circumcellionen und Adamiten. Zwei Formen mittelalterischer Haeresie, В., 1959; Erbst?sser M. und Werner E., Ideologische Probleme des mittelalterlichen Plebejertums. Die freigeistige H?resie und ihre sozialen Wurzeln, В., 1960. Е. в России: Казакова ?. ?., Лурье Я. С, Антифеодальные еретические движения на Руси в XIV – нач. XVI в., М.–Л., 1955; Зимин ?. ?., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца 15 – нач. 16 в., М.–Л., 1960; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой пол. XVI вв., М., 1960. … смотреть

Ереси и секты первых трех веков христианства

Первые три века христианской истории отличаются беспримерным брожением религиозных идей. Никогда после этого не появлялось в христианстве такого множества разнообразных сект и больше никогда споры сектантов с христианской церковью не касались таких важных и существенных вопросов, как именно в это время.
Еретические секты первых трех веков христианства отличались от позднейших ересей тем, что в них, как правило, искажался не один какой-нибудь догмат, но противопоставлялись христианству целые системы мировоззрений. Многие из этих систем при очевидной странности формулировок своих воззрений, отличались как глубиной философской мысли, так и творчеством поэтической фантазии. Безусловно, само появление различных сект в христианском мире не прошло бесследно для церковной жизни. Церковь с самого начала своего существования развивала свои силы в борьбе с ересями и расколами. В этой борьбе сложились и церковное богословие, и церковная дисциплина, и сама церковная обрядность. Недаром почти во всех памятниках древнехристианской жизни и письменности—богословских произведениях, правилах и постановлениях древних соборов, в молитвах и песнопениях, даже в церковных обрядах—находится множество прямых и косвенных указаний на еретические секты того времени.
Самыми ранними еретиками в христианской церкви явились евиониты и евиониты-гностики. Эта ересь возникла от значительного, на первых порах, соприкосновения с иудейством. На Апостольском соборе в 51 г. было решено, что ветхозаветный закон (временный и прообразующий)—потерял свою силу в христианстве. Часть христиан из иудеев не согласилась с этим, через это и появилась секта иудействующих христиан. Они отрицали догмат троичности, божество Иисуса Христа, Его сверхъестественное рождение, признавая в Нем лишь великого пророка, подобного Моисею. Всю его деятельность сводили к разъяснению и дополнению ветхозаветного закона новыми правилами. Евхаристию они совершали на опресноках, употребляя в чаше одну воду. Царствие Христово понимали как 1000-летнее видимое земное царство, для основания которого Христос вновь воскреснет, покорит все народы и обеспечит еврейскому народу господство над всем миром. В то же время евиониты не признавали искупительной Жертвы Спасителя, то есть отрицали главнейший догмат, составляющий основу христианства.
Евиониты-гностики примешивали к иудейским воззрениям много языческих. Так, они даже отрицали ветхозаветную религию еврейского народа, изложенную в священных книгах евреев. Согласно их учению первобытная истинная религия была дана первому человеку, но утрачена им после грехопадения, причем ее неоднократно восстанавливал Божественный Дух, являвшийся на землю в лице ветхозаветных праведников. От Моисея эта религия сохранилась среди небольшого круга израильтян.
Для восстановления и распространения ее среди всего рода человеческого Божественный Дух явился в лице Иисуса Христа. Таким образом, согласно учения евионитов-гностиков, Христос не является Искупителем, а только учителем, причем Его учение не новое откровение, а только возобновление того, что было известно небольшому кружку избранных людей. Надо сказать, что при всем этом евиониты-гностики придерживались строгого аскетизма: вообще не ели мяса, молока, яиц—для возвышения духовного над чувственным.
В то же время надо помнить, что в христианство обращались не только иудеи , но и язычники. Некоторые из них пытались соединить христианское учение с философскими и религиозными воззрениями язычников, причем в таких компилляциях язычества даже было больше, чем христианства. Ереси язычествующих христиан получили название гностицизма. Во всех религиях гностики видели элемент божественного, пытались из различных религиозных и философских учений создать религиозно-философскую систему, стоящую выше других религий.
В это время сформировалось два центра гностицизма: в Александрии и в Сирии. Гностики считали материю источником зла, признавали Иисуса Христа простым человеком, с которым соединился во время Крещения высший эон (т. е. духовная сущность) после Верховного Бога—Христос. Также гностики отрицали и догмат искупления, считая, что на Кресте страдал либо простой человек, либо сами страдания Иисуса Христа были недействительными, призрачными.
Наблюдались два течения гностицизма: крайние аскеты, которые измождением тела пытались получить духовное освобождение, и антиномисты, которые разрушали телесную оболочку (материю) разгулом, пьянством, вообще отрицанием нравственных законов. До нас дошли имена Симона Волхва и Керинфа, являвшимися известными апологетами гностицизма апостольского века.
Связь Ветхого и Нового Заветов понималась некоторыми христианами искаженно, превратно. Одними из них был Маркион—сын епископа, впоследствии самим отцом отлученный от Церкви. Маркион признавал христианство абсолютно новым учением, не имеющим никакой связи с ветхозаветным откровением. Более того, он объявил противоречивыми ветхозаветное откровение и новозаветное учение, так же как противоречивы карающий Судия и Бог благости и любви. Ветхозаветное откровение он приписал демиургу—ветхозаветному Богу правды, а новозаветное учение—Богу Благости и любви. Создание видимого мира он приписал таки опять демиургу, а вот источником чувственного бытия признал материю со своим властителем—сатаной.
По учению Маркиона для поддержания в мире нравственного порядка демиург дал людям закон, но не сообщил силы для его исполнения. Строгие требования этого закона создали только мучения как в этом мире, так и в аду, за гробом.
Для освобождения людей от власти демиурга и полной победы духа над материей, Бог в образе Сына сошел на землю и принял призрачное тело, не рождаясь от Девы Марии, а спустившись прямо в Капернаумскую синагогу. Он открыл людям истинного Бога благости и любви и указал средства для освобождения от власти демиурга. Маркион полагал, что страдания Спасителя на Кресте были призрачными, также как для Него на Кресте необходима была только смерть без страданий, поскольку доступ в ад был только для умерших. Надо отметить, что при всех своих заблуждениях Маркион не делает ссылок ни на какое тайное предание, а пользуется только каноническими книгами самой Церкви, но одни из священных книг он изменяет, а другие—исключает.
Вначале первой половины II века появилось новое течение в жизни некоторых христианских общин, явившееся противовесом гностицизму. Основателем этого учения был Монтан, до обращения в христианство являвшимся языческим жрецом. Жизнь тогдашнего христианского общества представлялась ему недостаточно строгой. Существенным в христианстве он считал дисциплину и предписания о внешнем поведении христианина. Монтан создал целое своеобразное учение о церковной дисциплине, которое ввело в заблуждение его последователей. Такое лжеучение касательно внешних порядков церковной жизни (богослужения, церковного управления и дисциплины)—называется расколом. Но монтанизм занял среднее положение между расколом и ересью.
Монтан был убежден в скором наступлении 100-летнего царства Христова на земле, а усилением церковной дисциплины он хотел подготовить христиан к достойному вступлению в это царство. Более того, он стал выдавать себя за пророка, органа Духа Утешителя, которого обещал послать Иисус Христос. Надо сказать, что Монтан был человеком болезненно нервным, с развитым воображением. Как правило, его пророчества появлялись в состоянии экстаза, эйфории, сна. Само содержание этих пророчеств не касалось церковного учения, а только правил внешнего поведения христиан. На основании этих откровений монтанисты ввели новые посты, увеличили их строгость, стали считать вторые браки прелюбодеянием, запрещали военную службу, отвергали светскую ученость, роскошь в одежде и все увеселения. Последователь их лжеучения, тяжко согрешивший после принятия крещения, навсегда отлучался от церкви, даже при наличии искреннего раскаяния.
Надо сказать, что во время гонений монтанисты всячески стремились к мученическому венцу. Последователи Монтана считали, что Святой Дух более сказал в Монтане, нежели во всех пророках и апостолах, а в пророчествах монтанистов открывались более высокие тайны, чем в Евангелии. Заслуживает внимания и тот факт, что в иерархическом отношении у монтанистов была создана промежуточная ступень между патриархом и епископом—кенон.
Вспомним теперь, что монтанизм мы классифицировали как нечто среднее между расколом и ересью. В это же время возникали такие взгляды среди христиан, в которых открывались скорые надежды на пришествие Господа, выражалось резко отрицательное отношение к миру. Почва для возникновения таких взглядов и мнений была, ведь это было время постоянных гонений на христиан. Такие взгляды и мнения получили название хилиазма, для которого характерной чертой было толкование ветхозаветных и новозаветных пророчеств в строго буквальном смысле. По своей сути хилиазм является ошибочным богословским мнением, а не ересью, поскольку в нем не изменен ни один христианский догмат. Ну, а эти ожидания очень скорого пришествия Спасителя и видимого царства Христова, были принесены в христианскую церковь обратившимися в христианство иудеями. С IV века гонения на христиан прекратились, они стали пользоваться покровительством властей и законов. После этого хилиастические ожидания прекратились сами собой.
Надо сказать, что со второй половины III века иудейская и языческая традиции стали исчезать. Внимание христиан все более и более стало сосредотачиваться на выяснении отдельных вопросов своего вероучения. Соответственно, стали возникать и заблуждения, и лжеучения по иследуемым вероучительным вопросам. Произошло это потому, что непостижимые тайны откровения стали подвергать рассудочному анализу. Например, камнем преткновения для таких исследователей стал догмат о Святой Троице.
Отказавшись от языческого многобожия, некоторые христиане принимали догмат о Святой Троице как трехбожие, то есть вместо политеизма возникал тритеизм. Но в новозаветном откровении даны настолько ясные и определенные указания на троичность лиц в Божестве, что отрицать их просто невозможно. Тем не менее, некоторые христиане, не отрицая догмата о Святой Троице, дали ему такое толкование, которое вело к отрицанию второго и третьего лица Святой Троицы, как самостоятельных живых сущностей, и к признанию в Боге только одного лица. Поэтому они получили название антитринитариев и монархиан.
Одна часть антитринитариев видела в лицах Святой Троицы только божественные силы—это динамисты, а другая часть считала, что лица Святой Троицы являются только формами и образами Откровения Божества; они получили наименование модалистов.
Учение антитринитариев-динамистов заключалось в том, что Бог есть абсолютное единство, не существует ни второго, ни третьего лица. То, что называют лицами Святой Троицы—это не живые сущности, а Божественные силы, которые проявляют себя в мире. Так, второе лицо Святой Троицы—это Божественная мудрость, а Святой Дух, по их толкованию, является Божественной силой, проявляющейся в освящении людей и сообщении им благодатных даров.
Характерным представителем этого течения антитринитариев является антиохийский епископ Павел Самосатский. По его учению Христос был лишь простым человеком, которому в высшей степени была сообщена Божественная мудрость.
Выразителем учения антитринитариев-модалистов явился Савелий, пресвитер Птолемаидский. Согласно их учения, Бог Сам в Себе, вне своей деятельности и отношения к миру—есть безразличное единство. Но в отношении к миру Бог принимает различные образы: в ветхозаветный период—является Бог Отец, в новозаветное время—Бог принял образ Сына и пострадал на Кресте, а с момента сошествия Святого Духа явился третий образ Божества—Святой Дух.
Освещая внутреннюю жизнь христианских общин и христианской церкви, не будем забывать и о внешних обстоятельствах, создававшихся в то время—время величайших гонений на христиан. Во время правления императора Декия велико было гонение на христианскую церковь, велико было и число христиан, не устоявших в исповедании веры, отпадших через это от Церкви. Вопрос о принятии в Церковь отпавших от нее во время гонений и стал причиной раскола в некоторых церквях. Так, в карфагенской церкви были сильны монтанистические воззрения, благодаря деятельности просвитера Тертулиана. Епископ Киприан разделял их в части отношения к отпадшим от Церкви и высказывался за пожизненное покаяние совершивших тяжкие грехи, причем даже после смерти раскаявшегося грешника Церковь не должна была давать прощения ему. Но исповедники Христовы ходатайствовали перед епископом за падших. В результате этого епископ Киприан изменил свое мнение и собирался изменить порядок приема падших в Церковь. Гонение Декия помешало этому и Киприан вынужден был спасаться бегством. После удаления епископа, в карфагенской церкви возник раскол, во главе которого стали пресвитер Новат и диакон Фелициссим, которые претендовали на главенство в церкви. Пресвитер Новат имел личное недовольство к епископу Киприану, поэтому для достижения своей цели нарочито использовал другую крайность, а именно, развил самую снисходительную дисциплину в вопросе о приеме падших. Это привело к полному развалу дисциплины в Карфагенской церкви и игнорированию епископа Киприана. Но гонение Декия стало затихать, епископ Киприан возвратился в Карфаген. По его настоянию в 251 году был созван собор епископов для решения вопроса о падших, на котором пресвитер Новат и диакон Фелициссим были отлучены от Церкви. Но остановиться и покаяться они уже не могли, поэтому пытались найти себе сообщников. Впрочем, широкой поддержки найти им не удалось, и к IV веку раскол прекратил существование.
Вопрос приема в Церковь отпадших, вызвавший раскол в карфагенской общине, волновал и христиан Рима, ведь во время гонений Декия римская церковь более года управлялась пресвитерами, из которых Новациан выделялся ученостью и красноречием.
После избрания на епископскую кафедру Корнилия, Новациан посчитал себя обиженным и незаконно добился епископского сана, ратуя за пожизненное отлучение падших от церковного общения. Это вызвало раскол в римской общине, но широкой поддержки себе Новациан не нашел.
Впрочем, в местах, где прошло монтанистическое движение, сторонники Новациана получили некоторую поддержку и просуществовали до VII века. Это было вызвано тем, что в догматическом учении они не допускали погрешностей, но отличались более суровой дисциплиной и ошибочным мнением, что святость Церкви зависят от святости и поведения ее членов.
Надо сказать, что во II веке христианство настолько распространилось, настолько было известно в мире, что даже появились люди, которые хотели использовать христианское вероучение в качестве некой ширмы или прикрытия, чтобы употребить возникшее доверие и интерес людей в своих корыстных целях. Одним из таких авантюристов был некто Манес, ученый человек, выдававший себя за посланника Божия, захотевший во второй половине III века реформировать персидскую религию Зароастра. Получив отпор, он в 270 году бежал из Персии и путешествовал по Индии и Китаю, познакомившись при этом с учением буддистов. В результате своих странствий Манес создал поэтическую книгу, иллюстрированную картинами, которая получила значение евангелия у манихеев—его последователей. В 277 году Манес вернулся в Персию, где был казнен за искажение религии. Его учение в первоначальной стадии своего развития ничего не имело общего с христианством. Это была совершенно новая религия с претензией на мировое господство. Христианским понятиям в манихействе был дан такой смысл, который ничего не имеет общего с первоначальным. Манихейство имеет большое сходство с гностицизмом, отличаясь ярко выраженным дуализмом.
Согласно учения Манеса, от вечности существовало два начала: доброе и злое. Доброе—это Бог с двенадцатью чистыми, истекшими из него эонами, стоящий во главе царства света. Злое—это сатана с двенадцатью злыми духами, стоящий во главе царства тьмы. В царстве света царит порядок и гармония, а в царстве тьмы—беспорядок, хаос, постоянная внутреняя борьба. Между этими царствами началась борьба. Один из эонов царства света—Христос, вооруженный пятью чистыми стихиями, спускается в царство тьмы и вступает в борьбу с демонами. В борьбе он изнемогает: демоны захватывают как часть его самого, так и часть его светлого оружия. Новый эон царства света—Животворящий Дух—исторгает половину Христа из опасности и переносит на солнце. Другая половина первочеловека Иисуса остается в царстве тьмы. Из смешения элементов мрака и света образуется третье, среднее царство—видимый мир.
Находящийся в нем в материи Иисус сделался мировой душой, но Он стремится избавиться от матери. Начинается мировая борьба противоположных сил. Освобождению духовных элементов из материи помогают находящиеся на солнце Иисус и Животворящий Дух. Для противодействия этому освобождению сатана создает человека по образу первочеловека Христа, причем разумную его душу составляют элементы света. Но чтобы удержать дух этого человека в рабстве, сатана дает ему еще и другую, низшую душу, состоящую из веществ материи и полную чувственности и плоти. Между двумя этими душами ведется постоянная борьба. Для питания чувственной души, сатана позволил человеку вкушать от всех древесных плодов, за исключением плодов от дерева познания, потому что эти плоды могли открыть человеку его небесное происхождение. Но находящийся на солнце Иисус в образе змия склоняет человека к нарушению этой заповеди. Чтобы помрачить прояснившееся сознание человека, сатана создает жену и возбуждает к плотскому сожитию с ней. С умножением человеческого рода, используя ложные религии—иудейство и язычество—, сознание разумной души людей настолько было подавлено сатаной, что он стал полным обладателем человеческого рода. Для освобождения духа и света из материи и мрака Иисус сходит с солнца на землю и принимает призрачное тело, призрачно страдает на Кресте. Эти страдания символически представляют страдания попавшего в материю Иисуса, не имея искупительного значения. Значение имело только учение Христа, но только не то, которое изложено в евангельских и апостольских посланиях.
По учению Манеса апостолы не поняли учения Христа и впоследствии исказили его. Это учение восстановил впоследствии сам Манес, в лице которого явился Параклит—Дух Утешитель. Манес—последний и самый совершенный из всех посланников Божиих. С его появлением мировая душа узнала о своем происхождении и постепенно освобождается от уз материи. Последователям Манеса предлагалось средство к освобождению духа—строжайший аскетизм, в котором запрещались брак, вино, мясо, охота, сбор растений, земледелие. Если в течение одной жизни душа не очистилась, то процесс очищения начнется в новой жизни, в новом теле. Через сожжение мира совершится последнее очищение и наступит восстановление первобытного дуализма: материя снова погрузится в ничтожество, сатана будет побежден и вместе со своим царством сделается совершенно бессильным.
Общество манихеев делилось на два класса:
избранные или совершенные;
простые слушатели (народ);
Совершенные подвергались строгой дисциплине, всякого рода лишениям, каких требовала манихейская система. Они одни удостаивались крещения и почитались за людей, находящихся в ближнем общении с Богом. На них возлагалась задача посредничества между Богом и несовершенными членами секты. Совершенные давали прощение тем, кто по роду своих занятий соприкасался с материей и тем самым осквернялся и грешил (земледелие и т. п.).
Церковная иерархия манихеев: глава, двенадцать учителей, семьдесят два епископа со священниками и диаконами. Богослужение—самое простое, намеренно противопоставлялось богослужению православной церкви. Так, манихеи отвергали праздники, воскресный день, в молитве обращались к солнцу, крещение совершали маслом.
Ересь манихеев имела широкое распространение и имела отголоски в ересях более позднего времени. Это произошло благодаря воззрениям, которыми легко и наглядно объяснялись и проблемы зла в мире, и тот дуализм, который каждый человек чувствует в своей душе.
В заключение необходимо отметить, что существующие в наше время секты широко используют в своих учениях заблуждения древних сект и учений. Конечно, не всегда это выдается открыто, как, допустим какой-нибудь клуб по изучению славянского язычества. В большинстве случаев истинная цель учения секты не разглашается, известна только узкому кругу посвященных.
Иерей Владимир Горидовец
Список литературы
Гарнак А. Из истории раннего христианства. Москва, 1907 г.
Добшюц фон Эрнст. Древнейшие христианские общины. Культурно-исторические картины. Санкт-Петербург, изд. Брокгауза и Ефрона
Жизнь древних христиан. Без автора. Москва, 1892 г.
Иванцов-Платонов А. М., прот. Ереси и расколы первых трех веков христианства. Москва, 1877 г.
Малицкий П.И. История христианской церкви. Тула, 1912 г.
Первые четыре века христианства. Без автора. Санкт-Петербург, 1840 г.
Смирнов Е. История христианской церкви. Петроград, 1915 г.

  • «Бессмертный полк»
  • «Живая вода»
  • «Прекрасная дама»
  • 1905 год
  • 1917
  • 1917 год
  • 1937 год
  • 1945 год
  • 23 февраля
  • 40 мучеников Севастийских
  • 8 марта
  • 9 мая
  • charlie hebdo
  • «укропы»
  • Адам и Ева
  • Алапаевские мученики
  • Александр (Драбинко)
  • Александр III
  • Александр Кухта
  • Александр Македонский
  • Александр Мень
  • Александр Невский
  • Александр Первый
  • Александр Свирский
  • Александра Федоровна
  • Алексей Мороз
  • Алексиевич
  • Аляска
  • Амвросий (Оптинский)
  • Ангелы
  • Андрей Кураев
  • Андрей Ткачев
  • Анна Кузнецова
  • Антоний (Мельников)
  • Апокалипсис
  • Апостолы
  • Армянская церковь
  • Архангел Гавриил
  • Архангел Михаил
  • Ассоциация православных экспертов
  • Афганистан
  • Афон
  • Ахеджакова
  • Ахматова
  • БЕС комментариев…
  • Бандера
  • Барби
  • Без комментариев…
  • Бенедикт XVI
  • Библия
  • Благодатный Огонь
  • Бог
  • Боголюбово
  • Богомолов
  • Богородица
  • Богослужения
  • Божия воля
  • ВВС РФ
  • ВМФ РФ
  • ВОЗ
  • Вавилонская башня
  • Валентина Рябкова
  • Ванга
  • Варсонофий (Оптинский)
  • Варсонофий (Судаков)
  • Василий (Росляков)
  • Василий Ермаков
  • Ватикан
  • Великая Княжна Ольга
  • Великая Княжна Татьяна
  • Великая Отечественная Война
  • Великий Пост
  • Великобритания
  • Венедикт (Пеньков)
  • Вербное воскресенье
  • Верховная рада
  • Ветхий завет
  • Виктор Милитарев
  • Владимир Головин
  • Владимир Путин
  • Вознесение Господне
  • Воскресение Христово
  • Восток
  • Восточное Дегунино
  • Восьмой вселенский
  • Всеволод Чаплин
  • Второе пришествие
  • Вход Господень в Иерусалим
  • ГИА
  • ГМО
  • Гапон
  • Гельман
  • Генерал Скобелев
  • Георгиевская ленточка
  • Георгий Кочетков
  • Георгий Максимов
  • Герман Греф
  • Германия
  • Гимн
  • Гитлер
  • Глеб Грозовский
  • Гоголь
  • Горбачев
  • Господь
  • Григорий Распутин
  • Гроб Господень
  • Грудинин
  • Грузия
  • Грэм Филлипс
  • ДНР
  • Даль В.И.
  • Даниил Сысоев
  • Дарвин
  • Дворкин
  • Двунадесятые Праздники
  • Дегунино
  • День Победы
  • Джон Хантсман
  • Дмитрий Медведев
  • Дмитрий Смирнов
  • Донбасс
  • Донецк
  • Достоевский
  • Дунаев М.М.
  • ЕГЭ
  • Евангелие
  • Евангелист Лука
  • Евангелист Матфей
  • Евгений Родионов
  • Евгений Спицын
  • Евродурдом
  • Европа
  • Евросодом
  • Евросоюз
  • Египет
  • Екатеринбург
  • Елизавета II
  • Ельцин
  • Ельцин-центр
  • Ермолов
  • Закон Божий
  • Запад
  • Зеленский
  • Зюганов
  • ИГИЛ
  • ИНН
  • Иван Купала
  • Игнатий (Брянчанинов)
  • Игорь Тальков
  • Иерусалим
  • Израиль
  • Иисус Христос
  • Иларион (Алфеев)
  • Иларион (Оптинский)
  • Илий (Ноздрин)
  • Илия (Копылов)
  • Император
  • Иоаким Парр
  • Иоанн (Крестьянкин)
  • Иоанн (Снычев)
  • Иоанн Златоуст
  • Иоанн Креститель
  • Иоанн Кронштадтский
  • Иродиада
  • Исаакиевский собор
  • Кадыров
  • Катехизис
  • Киберпоп
  • Киев
  • Кирилл (Павлов)
  • Кирилл Фролов
  • Китай
  • Кличко
  • Княгиня Ольга
  • Князь Владимир
  • Князь Михаил
  • Козельск
  • Колчак
  • Константинополь
  • Конституция РФ
  • Кончита
  • Кочетковцы
  • Крест
  • Крестное знамение
  • Крестный ход
  • Крещение Господне
  • Крещение Руси
  • Кровавое воскресенье
  • Крым
  • Ксения Петербургская
  • Ксения Собчак
  • ЛГБТ
  • ЛНР
  • ЛЮДИ
  • Ленинград
  • Луганск
  • Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Лукашенко
  • Лютер
  • М.В.Ломоносов
  • МДА
  • МЧС РФ
  • Макаревич
  • Малышева
  • Маннергейм
  • Марин Ле Пен
  • Мария Египетская
  • Мария Кикоть
  • Матильда
  • Матрона Московская
  • Мединский
  • Медовый Спас
  • Мелхиседек (Артюхин)
  • Меркель
  • Москва
  • НАТО
  • НЕ-юмор
  • НКО
  • Навальный
  • Наталья Поклонская
  • Не-юмор
  • Никодим Ротов
  • Николай II
  • Николай Гурьянов
  • Николай Сербский
  • Николай Чудотворец
  • Никон Оптинский
  • Нилус
  • Новороссия
  • Новый год
  • ООН
  • Обама
  • Одесса
  • Олесь Бузина
  • Олимпийские игры
  • Ольга Васильева
  • Ольга Четверикова
  • Онуфрий
  • Оптина пустынь
  • Оптинская весна
  • Оптинские новомученики
  • Оптинские старцы
  • Осипов А.И.
  • ПУПЕЦ
  • Паисий Святогорец
  • Пантелеимон великомученик
  • Парад Победы
  • Патриарх Алексий II
  • Патриарх Варфоломей
  • Патриарх Кирилл
  • Патрик
  • Первая мировая война
  • Петр (Кучер)
  • Петр I
  • Петр Мухин
  • Победа
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Порошенко
  • Пост
  • Правмир
  • Православие
  • Православная Церковь
  • Православный крест
  • Прародители
  • Преображение Господне
  • Причастие
  • Пророк Илия
  • Псаки
  • Путинвовсёмвиноват
  • Пушкин
  • РПЗЦ
  • Рай
  • Распятие
  • Рафаил (Берестов)
  • Рафаил (Романов)
  • Рафаиловские пчелки
  • Родина
  • Родительская суббота
  • Рождество Богородицы
  • Рождество Христово
  • Рокфеллер
  • Роман (Кошелев)
  • Романовы
  • Российская империя
  • Россия
  • Ротшильд
  • Русская Православная Церковь
  • СМИ
  • СНИЛС
  • СПбДА
  • СССР
  • СТРАШНО "красивые"
  • СТРАШНО «красивые»
  • США
  • Саакашвили
  • Савченко
  • Санкт-Петербург
  • Сбербанк
  • Светлая Седмица
  • Святая Троица
  • Святки
  • Святой Дух
  • Священное Писание
  • Севастьянов
  • Сепфора
  • Серафим (Вырицкий)
  • Серафим (Саровский)
  • Сербия
  • Сербская Церковь
  • Сергей Есенин
  • Сергей Матвеев
  • Сергий (Рыбко)
  • Сергий Куксевич
  • Сергий Радонежский
  • Серебренников Кирилл
  • Серебряков Кирилл
  • Символ Веры
  • Сирия
  • Смольный собор
  • Собчак
  • Собянин
  • Советская армия
  • Содомские Штаты Америки
  • Соколовский
  • Солженицын
  • Сорос
  • Сочельник
  • Спиридон Тримифунтский
  • Сретение Господне
  • Сталин
  • Страстная Седмица
  • Страшный суд
  • Стрелков
  • Суворов
  • Сутормин
  • Таинства Церкви
  • Тереза Мэй
  • Тимошенко
  • Типикон
  • Тихон (Шевкунов)
  • Трамп
  • Третий Рим
  • Троица
  • Трофим (Татарников)
  • Турция
  • УПЦ
  • УЭК
  • Украина
  • Украинская Православная Церковь
  • Ульянов В.И.
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Устав
  • Учитель
  • Фатимские явления
  • Фатимские явления "Прекрасной дамы&
  • Федор Емельяненко
  • Феодоровский собор
  • Ферапонт (Пушкарев)
  • Филарет (Дроздов)
  • Фотий (Мочалов)
  • Франциск
  • Хилари Клинтон
  • Ходорковский
  • Царская семья
  • Царственные мученики
  • Царь Иоанн Васильевич
  • Царь не отрекался
  • Царьград
  • Церковь
  • Цесаревич Алексий
  • Чернобыль
  • Чечня
  • Чубайс
  • ЭКО
  • Энтео
  • Эрдоган
  • Юрий Гагарин
  • Яблочный Спас
  • аборт
  • агрессия
  • ад
  • акция протеста
  • алкоголизм
  • американизирование страны
  • американская армия
  • анафема
  • англикане
  • аномалия
  • анти-закон
  • анти-здравоохранение
  • анти-катехизис
  • анти-культура
  • анти-образование
  • анти-православие
  • анти-православиеобновленчество
  • антироссийская агитация
  • антихрист
  • апостасия
  • армяне
  • артисты
  • архимандрит Матфей
  • атеизм
  • аферисты
  • банковская карта
  • банковский концлагерь
  • бедность
  • безбожие
  • бездуховность
  • безнаша Раша
  • безнравственость
  • безумство
  • белая гвардия
  • беременность
  • беснование
  • беспечность
  • библиотека
  • биоинженерия
  • биологическая война
  • биометрические данные
  • благоговение
  • благодарность
  • благодать
  • благополучие народа
  • благоразумие
  • благословение
  • блокада
  • блуд
  • бо
  • богатство
  • богоборцы
  • богословие
  • богохульство
  • боевики
  • болезнь
  • боль
  • боты-провокаторы
  • брак
  • братья наши меньшие
  • буддизм
  • будущая жизнь
  • бытовая техника
  • вакцинация
  • вандализм
  • вера
  • верность
  • ветераны
  • вечные мучения
  • взятка
  • виртуальная реальность
  • военная техника
  • воздержание
  • возрождение страны
  • воины Христовы
  • война
  • воля
  • воля Божия
  • вопрос
  • воровство
  • ворожба
  • воскресный день
  • воскрешение
  • воспитание
  • восприемники
  • враги Православия
  • вразумление
  • врачи
  • вред
  • время
  • высшее образование
  • гадания
  • ганьба
  • гастарбайтеры
  • геи
  • гей-парад
  • гендер
  • генная инженерия
  • геноцид
  • геноцид населения
  • география
  • герои
  • глобализация
  • гнев Божий
  • голод
  • гомосексуализм
  • гонения
  • гордость
  • гороскопы
  • государь
  • грех
  • дарвинизм
  • двойные стандарты
  • девственность
  • деградация общества
  • дедушка Кирилл и дети
  • декабристы
  • демография
  • день памяти
  • день скорби
  • депутаты
  • дети
  • дети лейтенанта Шмидта
  • детоубийцы
  • добродетель
  • доброта
  • донос
  • дочки-матери
  • дроны-убийцы
  • дружба
  • духовная борьба
  • духовник
  • духовное родство
  • духовное руководство
  • духовность
  • духовные дары
  • духовные ценности
  • душа
  • ереси
  • жена
  • женщины
  • жены-мироносицы
  • жестокость
  • живой журнал
  • жизнь
  • заблуждения
  • забота
  • загробная участь
  • загробный мир
  • законодательство
  • замена терминологии
  • заповеди
  • здоровье
  • здоровье нации
  • здравоохранение
  • земля Русская
  • зилоты
  • злость
  • зомбирование
  • зрада
  • игральные карты
  • игрушка
  • игумен-экуменист
  • иеговисты
  • иезуиты
  • иеромонах савватий грудев
  • избирательная компания
  • извращенцы
  • извращенцы-вон
  • икона
  • икона Пресвятой Богородицы
  • имена
  • индейцы
  • индиктон
  • индуизм
  • иноверие
  • интернет
  • интернетзависимость
  • инфекция
  • информационная война
  • информация
  • инцест
  • искренность
  • искусственный интеллект
  • искусство
  • ислам
  • исламизация Европы
  • исповедь
  • истина
  • история
  • история Руси
  • история Церкви
  • история нашей страны
  • исцеление
  • иудаизм
  • иудеи
  • иуды
  • йога
  • к
  • каббала
  • казачество
  • как нас дурят
  • как нас убивают
  • календарь
  • канон Андрея Критского
  • кара Божия
  • катастрофа
  • киборг
  • кино
  • клевета
  • книги
  • колдовство
  • коммунальные услуги
  • коммунизм
  • компьютер
  • компьютерная зависимость
  • конец света
  • конкурс
  • коран
  • коронавирус
  • коррупция
  • космос
  • кощунство
  • красный террор
  • красота
  • криминал
  • кришнаиты
  • ксенопатриотизм
  • культовые сооружения
  • кураевщина
  • курьезы
  • латиняне
  • легализация наркотиков
  • лекарства
  • лекарственные травы
  • лесбиянки
  • лже-Епифаний
  • лже-Романовы
  • лже-Филарет
  • лже-монашество
  • лже-праздники
  • лже-пророки
  • лже-чудеса
  • лжеучение
  • либерализм
  • литургия
  • лицедейство
  • лицемерие
  • ловец покемонов
  • ложь
  • лукавство
  • любовь
  • мавзолей
  • магия
  • майдан
  • майдауны
  • манипулирование сознанием
  • маразм
  • масоны
  • мастера переобуваться
  • материнство.
  • медицина
  • мечеть
  • мигранты
  • микрочип
  • милосердие
  • милостыня
  • мир
  • мировая война
  • мировое господство
  • мировое правительство
  • мировой банк
  • мировой кризис
  • мировой порядок
  • миссионерство
  • мистика
  • модернизм
  • молитва
  • молчание
  • монархия
  • монастырь
  • монашество
  • мораль
  • мормоны
  • мошенники
  • мощи
  • мрази
  • мракобесие
  • мудрость
  • мужество
  • мужчины
  • музыка
  • мученики
  • мысли вслух
  • мытарства
  • мэто надо знать
  • навстречу выборам
  • надежда
  • наказание
  • наложницы
  • наноэлектронные устройства
  • наркотики
  • народная песня
  • наука
  • наша Раша
  • нейтральные спортсмены
  • ненавистники Православия
  • ненависть
  • неонацисты
  • нищета
  • новомученики
  • нравственность
  • обеты
  • обновленчество
  • обработка данных
  • образ Божий
  • образование
  • одежда в храме
  • одержимость
  • одиночество
  • однополые браки
  • однополые семьи
  • оккультизм
  • окружающий мир
  • опасность
  • оправдание
  • организм человека
  • органы
  • оружие
  • осуждение
  • открытое письмо
  • отношения
  • отпечатки пальцев
  • очевидное невероятное
  • падшие ангелы
  • памятные даты
  • паника
  • папа Римский
  • паспорт
  • патриархия
  • патриот
  • патриотизм
  • педагогика
  • педофилы
  • пенсионная реформа
  • пенсионный фонд
  • пенсия
  • перемога
  • персональные данные
  • песни и пляски в храме
  • песни и танцы в храме
  • петиция
  • пиндосы
  • повышение пенсионного возраста
  • поговорки
  • поздравления
  • позор
  • показательная порка
  • покаяние
  • покемоны
  • поклоны
  • поминовение усопших
  • помощь
  • помощь Божия
  • пословицы
  • послушание
  • посмертная участь
  • постмодернизм
  • поучения
  • правда
  • правила
  • праздник
  • предание
  • предатели Православия
  • предательство
  • предрассудки
  • президент
  • прелесть
  • преступление
  • прививки
  • природа
  • притчи
  • провокация
  • программы-шпионы
  • происшествия
  • промышленность
  • пропаганда гомосексуализма
  • проповедники.
  • проповедь
  • пророчества
  • просто так
  • просьба о помощи
  • протестанты
  • прощение
  • психические расстройства
  • психология
  • раб Божий
  • радость
  • развлечения
  • разврат
  • развращение детей
  • разум
  • раскаяние
  • раскол
  • раскольники
  • распознавание лиц
  • рассказ
  • растление нации
  • революция
  • реклама
  • религия
  • репрессии
  • реформа
  • робот
  • родители
  • родители и дети
  • рождение
  • рок и священники
  • российская армия
  • русофобия
  • русские
  • русский дух
  • русский язык
  • садизм
  • сайентологи
  • самозванцы
  • самоубийство
  • санкции
  • сатана
  • сатанизм
  • свадьба
  • святость
  • святые
  • священство
  • секта
  • сельское хозяйство
  • семья
  • сила духа
  • символика
  • синагога
  • сионисты
  • сказки
  • скорбь
  • слава
  • славянская письменность
  • смерть
  • смирение
  • смута
  • смысл жизни
  • сны
  • соблазн
  • совесть
  • совет
  • современное творчество
  • современность
  • содомский грех
  • социальные сети
  • спам
  • спорт
  • справедливость
  • старец
  • старообрядчество
  • старость
  • старушки в храме
  • статистика
  • стволовые клетки
  • стихи
  • страсти
  • страх
  • страх Божий
  • суд
  • суррогатное материнство
  • счастье
  • театр
  • телевидение
  • теплохладность
  • терпение
  • терроризм
  • техника
  • толерантность
  • торговля
  • тотальная слежка
  • традиции
  • трансгуманизм
  • трансплантология
  • трапеза
  • тропарь
  • убийство
  • угроза миру
  • украинские «чудеса»
  • украинский язык
  • укро-нацисты
  • униаты
  • уничтожение России
  • уничтожение мира
  • утешение
  • учеба
  • учебники
  • учитель
  • фальсификация
  • фальсификация истории
  • фанарский маразм
  • фаст-фуд
  • фашизм
  • фашисты
  • феминизм
  • фестиваль
  • философия
  • футбол
  • характер
  • хасиды
  • хеллоуин
  • храм
  • хунта
  • целомудрие
  • цензура
  • церковная музыка
  • церковно-славянский язык
  • человек
  • человек-робот
  • чем нас травят
  • чип
  • чипирование
  • чудеса
  • чудо
  • школа
  • эволюция
  • эвтаназия
  • экология
  • экономика
  • экспансия в Россию
  • экстрасенсы
  • экстремальные ситуации
  • экстремизм
  • экуменизм
  • электронная база
  • электронная война
  • электронные документы
  • электронный концлагерь
  • элита
  • эмбрион
  • эпидемия
  • эстрада
  • это
  • это надо знать
  • ювенальная юстиция
  • юмор
  • язычество

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *