Как справиться со стрессами во время учебы

Песенка о том, что «от сессии до сессии живут студенты весело», похоже, безнадежно устарела

О том, как принять на себя студенческую «шинель» и справиться со стрессами во время учебы в вузе, наш разговор с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Теоретическая и прикладная психология» Тольяттинского госуниверситета Валерией Пантелеевой.

Вольница

— Не будешь ходить в людные места во время эпидемии гриппа, не поймаешь инфекцию. Не пройдешь сессию, не поймаешь стресс?

— Ну, конечно, сессия — это всегда оценка, а любая оценка — это стресс. Он может быть меньшим или большим. Я помню, для меня самой стрессовой была первая сессия. Потому что я просто не знала требований университета и не могла оценить своих способностей уже не на фоне школьников, а на фоне студентов, таких же, как я. Тут еще надо сказать, что стрессом может стать не только сессия, но и вообще само обучение в высшем учебном заведении.

— Как же так, Валерия? Поступил в университет, и вроде бы счастье привалило?

— Первый — адаптационный — период традиционно рассматривается как время, которое может стать стрессом. И одной из причин тут является сама сложившаяся система образования.

— Слишком резкая вилка между классом и курсом?

— Да, школьная и вузовская системы различаются. И скорее нужно говорить о неготовности школьника к тому, что вуз — это совсем другое существование. Иной стиль жизнедеятельности. В школе твой день был полностью расписан, и все было очень регламентировано. В вузе все окажется иначе.

Современная система обучения в вузе построена по принципу 30 на 70. То есть тридцать процентов аудиторной работы, семьдесят — самостоятельной. Может оказаться, что учебные пары будут даже не каждый день. Появляются свободные дни. И если вчерашний школьник привык, что его загружали извне, то он первое время просто не знает, что с новой полной свободой делать. У него создается впечатление, что учеба в вузе — полная вольница. Он может гулять в «Парк Хаусе», ходить в кино.

Кризис

— Новая свобода пока воспринимается как посыл к чему-то точно хорошему. Как минимум эмоционально. Но потом…

— А потом наступает сессия.

— И с ней стрессы? Валерия, давайте тогда разберемся, что такое стресс вообще и стресс на фоне вузовской жизни?

— А я бы вообще ушла от понимания стресса и рассматривала бы весь студенческий период как кризисный.

— Интересно. Сколько же у нас есть всяких признанных кризисов: кризис седьмого года брака, кризис среднего возраста, кризис…

— Что такое кризис? Когда человек себя плохо чувствует, когда у него жизненная перспектива четко не обозначена, когда впереди непонятно что. Он не знает, куда ему идти и как туда идти. Если человек знает, куда ему идти, он, как правило, испытывает положительный стресс.

— Положительный стресс — все равно стресс? Есть моменты, которые тоже вредят здоровью, усложняют состояние человека?

— В любом случае, гормональные изменения при этом в некоторой степени сходны. Но если негативные стрессы отравляют «продуктами распада», то этот стресс мобилизует и даже вдохновляет.

Не отвлечься на переживания

— Сам по себе студенческий период — переходный. В психологии профессионального самоопределения есть такое понятие, как ведущая деятельность. Это то, что обеспечивает и проявляет развитие личности. Ведущая деятельность школьника — учебная, во взрослой жизни — профессиональная. В студенчестве учебно-профессиональная. И везде при этом будет разная мотивация, разная система ценностей, разные настройки.
В студенческой период возможны два вида кризиса. Первый — в период адаптации, когда человек пришел изучать какую-то профессию. Он думает: «Сейчас я буду лечить людей или, допустим, синтезировать интересные химические соединения». А вместо этого ему начинают давать теорию, в которой все научные понятия абстрактны. Эти первые дисциплины, как правило, не имеют прямого отношения к выбранной специальности. И человеку становится сомнительно, туда ли он попал. Он задается важными вопросами: когда же будет интересно, когда я буду профессионалом.

— Как быть?

— Вот это сложное состояние можно преодолеть, если студент включается в научную работу с младших курсов. Работает в какой-то исследовательской группе, ведет научное исследование реферативного типа или пишет курсовую работу по профилю. Не для того, чтобы просто отписаться, а чтобы действительно изучить тот вопрос, которому он хотел бы себя посвятить в будущем.

— То есть так он отчасти приближает себя к мечте, которая привела его в вуз?

— Да. И тут как раз, если он находит себе научного руководителя и начинает с ним работать в интересующей его сфере, у него разрешается этот кризис. Главный момент на начальных курсах — «не улететь». Не отвлечься на переживания, не потерять интерес к учебе.

К работе

— А кризис номер два?

— Второй кризисный период — у выпускников. Им нужно переходить на следующий вид деятельности. Надо искать работу, начинать работать. А они боятся этого, испытывают неопределенность, могут быть не готовы к этому. Если они писали курсовые лишь бы сдать, у них и связей никаких нет. Потому что во время той работы ты выходишь на реальные предприятия, на реальных людей. Возникают связи, устанавливаются отношения, ты как-то себя показываешь. А если ты этого не делал, то получается, что ты в шоке, потому что ты вновь не знаешь, что делать. И тогда ты можешь подумать: «Да ладно, я еще в магистратуре останусь, продлю свое детство».

Человек со старших классов школы должен видеть свою жизненную перспективу и понимать, что ему для этого нужно. Готового специалиста нигде, ни в одной стране мира не выпускают. Ни в Японии, ни в Америке. В Японии, например, учатся для того, чтобы наладить профессиональные связи, а потом с этими связями карьеру сделать. Это даже одна из их традиций.

Пожизненно учиться

— Выпускник вуза выходит на рынок труда вначале как разведчик?

— По крайней мере, еще студентом он должен зайти на какой-нибудь работный сайт и там зарегистрироваться. И посмотреть, какие есть вакансии, которые хорошо оплачиваются, и чем они отличаются от тех вакансий, которые обещают мало. Там будут перечислены компетенции, которыми нужно овладеть во время учебы в институте. А если эти компетенции не дадут в разжеванном виде, нужно прийти к ним самостоятельно. Рынок труда — и это мировая тенденция — сейчас очень неустойчивый, и профессии устаревают очень быстро, и спрос на них меняется. Пожизненный наем есть только в Японии. Но не факт, что пожизненный наем на работу — это хорошо. Потому что, по слухам, министр труда Японии умер от… переутомления на рабочем месте.

— Как же мы от Японии далеки…

— В наше время в любой стране не один раз выбирают профессию. Надо быть готовыми к тому, что придется пожизненно учиться и перепрофилироваться.

Социальный приют?

— Валерия, получается, что между кризисом начала студенческой жизни и кризисом финала в вузе очень уж маленькая прослойка. Студент должен быть счастлив хотя бы на третьем курсе?

— Да, когда он наконец понял: ура, так вот оно — то самое, за чем я сюда пришел!

— В этом смысле среда играет роль? Например, как ему повезло или не повезло с группой?

— Да. Бывают группы сильные, а бывают болотистые. Ну никакие. Придешь туда, и работать трудно. Не раскачаешь, ничего им не нужно. Что греха таить, сейчас нередко начальная ступень высшего образования — это, грубо говоря, — социальный приют.

— Вот как?

— Бывает, что дети закончили школу, работать их пока не возьмут, им рано, они просто ходят в институт, как ходили в школу, и отсиживают там пары. Косички заплетают, в телефончиках сидят. Зато если группа сильная и в ней люди ориентированы на профессию, там точно есть драйв. Там преподаватель заряжается от студентов, а студенты — от преподавателя. Они интересуются, привносят новое.

Пилюля от стресса

— Валерия, так есть лекарство от кризиса?

— Самоопределение — вот главное лекарство. Если человек знает, что хочет, то он это преодолеет. Да, есть сложности с каким- то предметом, не строятся отношения с преподавателем. Но человек, который знает, зачем он пришел в вуз, воспринимает это не как проблему, а как задачу. Есть такая формула — » я это делаю для того, чтобы». Чтобы приблизиться к своей мечте. Чтобы стать тем, кем я хочу.

Человек со старших классов школы должен видеть свою жизненную перспективу и понимать, что ему для этого нужно.

Что такое кризис? Когда человек себя плохо чувствует, когда у него жизненная перспектива четко не обозначена, когда впереди непонятно что. Он не знает, куда ему идти и как туда идти. Если человек знает, куда ему идти, он, как правило, испытывает положительный стресс.

фото: «Площадь Свободы»

Наталья Харитонова, газета «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru

«Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности» материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Урок русского языка в 11-ом классе.

Тема: Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля.

Цель урока: формирование умения анализировать текст.

Задачи урока:

— обобщить знания об особенностях публицистического стиля;

— познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями публицистического стиля и научить выявлять их в тексте;

— разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств художественной выразительности ( А29, А30, В8, С )

Ход урока:

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь по развитию речи, папка с материалами для подготовки к ЕГЭ)
  2. Актуализация знаний.

Определение типа и стиля речи. Повторение.

Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов (Малярчук Дмитрий, Цветков Герман, Маняшина Светлана)

— Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…

— Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)

— Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь » Тарас Бульба» )

Вопрос к чтецам (интервью):

-Чем интересны для вас, актеров, эти тексты?

Фронтальная работа с использованием раздаточного материала (тексты, озвученные «актерами», и памятка-таблица по определению стиля речи:

— Что общего у этих трех текстов? (тема, тип речи — описание)

— Как вы определили тип речи? (прием фотографирования)

— Определите стиль речи каждого текста. Используйте для аргументации своего мнения памятку-таблицу по определению стиля речи

Стили речи (без публицистического стиля)

разговорный

научный

Офиц.-

деловой

Художест-

венный

С какой целью говорим?

Для непосредственного, повседневного общения

Сообщение

научных сведений, научное объяснение фактов

Сообщение, информирование

Воздействие на читателя с целью создания художественного образа, картины

В какой обстановке говорим?

В сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке

В официальной обстановке

Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовая

Речевые жанры

Дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма

Научная статья, доклад, учебная литература, диссертация

Законы, приказы,

постановления,

резолюции,

справки,

инструкции,

объявления

Роман,

повесть,

рассказ,

стихотворение,

басня,

поэма,

драма,

комедия,

трагедия

Языковые средства выражения

Разговорная и просторечная лексика, обращения, неполные предложения

Терминологи-ческая и

профессиональная лексика

Устойчивые

стандартизированные обороты речи

прямого значения

Использование

всех богатств

лексики

Стилевые черты

Эмоциональность, образность, конкретность, простота речи,

непринужденность,

непоследовательность

и прерывистость,

личностный характер

Строгая логичность,

объективность текста,

смысловая

точность,

отвлеченность и

обобщенность

Точность, не допускающая иного толкования

Образность,

эмоциональность,

многостильность,

особая роль подтекста

3.Введение нового материала.

1) Постановка задач урока с использованием презентации (слайды № 1, 2)

2) Беседа по домашнему заданию (составить таблицу по параграфу «Публицистический стиль речи и его особенности»). Используется презентация «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности».

— Как вы понимаете слово «стиль»?

— Что такое «публицистика»?

— Какова цель текста публицистического стиля?

— Какова сфера его употребления?

— Назовите жанры публицистики.

— Назовите характерные черты публицистического стиля.

— Какова композиция текста публицистического стиля?

— Какие черты сближают публицистический стиль с научным?

— Что общего у публицистического стиля с художественным?

— Назовите лексические особенности публицистического стиля.

— Назовите эмоциональные средства выразительности.

— Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?

3) Задание:

— Внесите в свою таблицу недостающие лексические и синтаксические особенности. (слайд № 15, 16, 17)

Публицистический стиль речи и его особенности

Цель стиля

Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения

— информирование

— воздействие

— убеждение

— побуждение

Приметы стиля

Логичность

Образность

Эмоциональность

Оценочность

Призывность

Общедоступность

Достоверность

Точность

Конкретность

обоснованность

Сфера употребления

Общественно-экономические

Политические

Культурные отношения

Проблемы

Политические

Философские

Нравственные

Бытовые

Социальные …

Жанры

Статья

Очерк (путевой, портретный, проблемный)

Репортаж

Интервью

Фельетон

Ораторская речь

Судебная речь

Выступление по радио, ТВ, на собрании …

Доклад

Композиция

  1. Напоминает научное рассуждение:

А) выдвигается важная общественная проблема;

Б) анализируются и оцениваются пути ее решения;

В) делаются выводы.

2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задается вопросом, справедливо ли его утверждение

Лексические

особенности

Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера,

торжественно приподнятые слова,

просторечные и разговорные слова

лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;

слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека;

эмоциональные средства выразительности:

— эпитеты

— сравнения

— метафоры

— риторические вопросы

— риторические обращения

— лексические повторы

— градации

— фразеологизмы

— пословицы и поговорки

— использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов

— языковых средств юмора, сатиры, иронии

Синтаксические особенности

Вопросительные предложения

Восклицательные предложения

Вводные слова и предложения

Обратный порядок слов в предложении (инверсия)

Синтаксический параллелизм предложений

Построение предложений по законам градации (с однородными членами)

Использование причастных и деепричастных предложений

Существительные в Р.П. в роли несогласованных определений ( голос мира)

Глаголы-сказуемые в повелительном наклонении, возвратные глаголы

Ряды однородных членов

Сложные синтаксические конструкции

4.Практика в использовании нового материала.

Коллективная работа по стилистическому анализу текста. Используются алгоритм работы с текстом публицистического стиля и таблица «Публицистический стиль речи».

— В этом году вы прощаетесь со школой. О многих школьных проблемах вы знаете не понаслышке. Предлагаю вам познакомиться с текстом М.Мартынова о системе российского образования.

Чтение текста заранее подготовленным учеником (Кайгородцева Настя).

Текст № 1

(1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определенную долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учета которых невозможно движение вперед.

(6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образования диктовались государством, система образования становилась более жесткой, консервативной и стабильной, а система воспитания – национально- патриотической (со всеми положительными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под ее давлением), система образования становилась гибкой, либеральной, нестабильной (также со всеми положительными и отрицательными сторонами).

(7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.

(8) Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества.

(9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий. Лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребенка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения. (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.

(13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодежи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной – без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать?

( По М. Мартынову)

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

( стилистический анализ текста)

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)
  3. Выявите проблемы, затрагиваемые автором (слайд №18)
  4. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)
  5. Выявите приметы стиля, стилевые черты
  6. К какому жанру вы отнесете данный текст?
  7. Проследите композицию текста.

Работа в группах ( внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока )

Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств (используется таблица «Публицистический стиль речи» (5-7 мин.)

1-ая группа – лексические особенности

Малярчук Дмитрий

Кайгородцева Анастасия

Третьякова Оксана

Поликарпова София

Иванова Анастасия

Рогожина Мария

2-ая группа – эмоциональные средства выразительности

Цветков Герман

Николаев Никита

Быстров Андрей

Недосекин Юрий

Айдумов Рамазан

Лупанов Максим

3-тья группа – синтаксические особенности

Маняшина Светлана

Литуск Полина

Зубенко Алина

Кацер Кирилл

Горностаева Наталья

Рыжова Ирина

Обмен информацией после выполнения исследования, выводы.

Коллективное выполнение заданий к тексту :

А-29 Какое утверждение противоречит позиции автора?

1) Мы теряем самые обычные, особенно сельские, школы.

2) Россия может вернуть свои позиции в сфере образования за счет обычных школ.

3) Российская система образования должна быть относительно стабильной.

4) Россия поднимет свой образовательный уровень только тогда, когда введет всеобщее высшее образование.

А29

Ответ: 4 В предложении16 читаем: «тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной — без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции». В предложении 9 высказана мысль, сформулированная в варианте ответа 1. В предложении 7 автор говорит о необходимости сохранять стабильность российской системы образования.

А-30 Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

Ответ: 3 Ведущим типом речи является рассуждение, потому что, высказав основную мысль, автор находит аргументы, подтверждающие его правоту.

В-8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Подведу итог своим размышлениям. Каждый ребенок, достигший школьного возраста, должен найти «свою» школу, а потом должен быть уверен, что сможет продолжить образование в техникуме, училище, институте, университете, академии в соответствии со своими способностями и возможностями».

Список терминов:

  1. развернутая метафора
  2. оксюморон
  3. риторические восклицания

4 градация

5 неполные предложения

6 сравнение

7 риторический вопрос

  1. эпитет
  2. неологизмы

В8

Ответ: 7, 1, 8, 4 ( слайды № 19, 20 )

В предложении 16 содержится риторический вопрос (не требует ответа, а нужен для привлечения внимания публики).

Развернутая метафора (1) – неожиданное, переносное значение, основанное на сходстве предметов, явлений (скрытое сравнение).

Эпитет (8)- образное определение.

Градация (4)- употребление подряд нескольких однородных членов, каждый из которых усиливает (ослабляет) значение предыдущего.

Творческое использование нового материала.

— Что вы думаете об актуальности данного текста?

— Вы знаете, что на экзамене вам предстоит написать сочинение- рассуждение по прочитанному тексту. Добрая половина всех текстов ЕГЭ – это тексты публицистического стиля, которые выявляют не только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию. Системную подготовку к части С мы начнем в третьей четверти, а сейчас послушаем письменное мнение о проблемах, затронутых в тексте. ( Поликарпова Соня и Рогожина Маша )

Заслушивание сочинений, беседа:

-Сумели ли Маша и Соня поразмышлять над предложенным текстом?

-Чем вам понравились их высказывания?

-Что вам кажется спорным в работах девочек?

Самостоятельная работа по решению тестовых заданий А29, А30, В8 к тексту.

Текст № 2

(1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?

(3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.

(5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.

(9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать.

(По Ю. Макаренко)

А29 Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1) Лучший отдых – это ничего не делать.

2) Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.

3) Современный человек устает от общения и от городского шума.

4) Общение с природой поможет справиться с усталостью.

А29

А30 Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

А30

В8

Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует____________ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску».

Список терминов:

1) сравнение

2) переносное значение слова

3) контекстный синоним

4) гипербола

5) метонимия

6) инверсия

7) однородные члены

8) риторические вопросы

9) метафора

В8

Ответы для самопроверки:

А29 – 2

А30 – 3

В8 – 2, 7, 9, 3

Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?»

— Зачитайте свой ответ.

-Что полезного вы извлекли для себя с урока?

-Обсудите в группах уровень активности каждого на уроке. Совместно оцените работу каждого. Капитаны подготовятся с отчетом по уроку (комментируется оценка каждого)

Домашнее задание: используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст В. Непомнящего.

Текст для анализа

Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто – то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

Экзамен на пандемию: как вузы встречают новый вызов

При всех сложностях проведения ЕГЭ в современных условиях было бы неправильно и недальновидно от него отказаться. Чем его заменить? Экзамены в школе, тем более в стрессовой ситуации, не дадут объективного результата.

Вступительные экзамены в вузах также не являются эффективным выходом из положения. Во-первых, абитуриенты не смогут поступать в несколько учебных заведений одновременно — а ведь это большое преимущество ЕГЭ, которое его критики почему-то всегда забывают. Во-вторых, это создаст новый стресс для родителей и абитуриентов, на протяжении достаточно длительного времени готовившихся к ЕГЭ. Можно предположить, что родители начнут срочно искать репетиторов, а точнее, людей, близких к вузам, которые они выбрали для поступления. Все это снизит уровень общественного доверия в столь чувствительной для всех сфере, как поступление в университет.

Уверен, что необходимо сохранить ЕГЭ, несмотря на все сложности этого года. И даже если из-за более позднего проведения экзамена придется сдвинуть начало учебного года на первом курсе — это будет проще, чем ломать показавшую свою эффективность систему.

Поступление в новом формате

Любая приемная кампания предполагает общение абитуриентов с приемной комиссией и представителями факультетов. Для абитуриента очень важно получить ответы на все вопросы. Причем часто важна не только информация, но и то, как она доводится, нюансы живого общения. Но в условиях 2020 года общение возможно только в дистанционном формате.

Поэтому одна из основных наших задач — сделать так, чтобы дистанционное взаимодействие с абитуриентами полноценно заменило живое общение. Мы в академии активно используем информационные ресурсы и соцсети, проводим дни открытых дверей онлайн.

Но поступление в вуз — это двусторонний процесс. Сейчас должна возрасти и ответственность абитуриента за его действия. Это прежде всего касается подачи заявлений в несколько вузов и на несколько направлений подготовки. Возможность совершать действия, не выходя из дома, позволяет быстро менять решения. Поэтому хочу обратиться к абитуриентам с просьбой вести себя корректно и оперативно информировать все приемные комиссии о своем выборе — зачислены вы или отзываете заявление.

Период приемной кампании и в обычной ситуации психологически очень сложен для абитуриентов и их родителей. Это и большая нагрузка на вузы. А в современной ситуации сложности многократно возрастают. Поэтому главное — с пониманием и терпением относиться друг к другу.

Как мы будем учить и учиться

К чему же готовиться в предстоящем учебном году? Сегодня учебный процесс ведется дистанционно, причем на основе существующего расписания. Преподаватели выходят в онлайн и ведут свои занятия так, как они это делали бы в аудитории.

Обсуждая перспективы нового учебного года, мы отрабатываем готовность к любому развитию событий — в зависимости от эпидемиологической ситуации. Мы понимаем, что ситуация еще долго может оставаться неопределенной. Студенты, абитуриенты и их родители могут сомневаться, стоит ли ходить на занятия в аудитории. Еще более это относится к многочисленным студентам, которые приезжают к нам из других регионов. Мы хотим оставить для семей максимальную свободу маневра. Поэтому мы решили, что даже в случае полноценного возобновления обучения у первокурсников остается выбор — они смогут учиться дистанционно и вернуться к традиционному обучению позднее, равно как и полностью остаться на дистанте, получая тем не менее полноценное очное образование. Такой подход должен быть особенно привлекателен для студентов из регионов: ведь некоторым из них будет сложно жить в столице в условиях нынешней непростой экономической ситуации.

Вариативность программ усложняет работу вуза. Мы исходим из того, что переход в дистант не должен вести к снижению качества образования. Речь идет не о заочном образовании, когда контакты студента и вуза крайне ограничены. При дистанционном обучении студент постоянно находится в контакте с преподавателями — возможно, даже большем, чем в традиционном формате.

Кроме того, дистанционное обучение предполагает тьюторскую поддержку, что опять-таки удорожает его для вуза, но делает более удобным для самого студента. Иными словами, это очень сложная система, сочетающая традиционные и новейшие образовательные технологии.

Новые технологии позволяют более качественно донести контент до студентов — через индивидуализацию образовательных программ, включение в учебный процесс разного рода симуляторов, организацию проектной работы. Многие наши студенты уже участвуют в тренингах и конкурсах по виртуальному управлению фирмой или конкурсах социальных практик. Еще один новый вид образования, который сейчас быстро развивается, — так называемые массовые открытые онлайн-курсы (МООК). В какой-то момент их стали рассматривать чуть ли не как основной тренд. Но скорее они станут некоторым подспорьем, а не заменой традиционному образованию.

Для всего этого вузам предстоит изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. А это очень непросто, особенно в ситуации кризиса.

Не только дистант

Однако при всей важности дистанционного обучения это только один из компонентов той новой модели профессионального образования, которая формируется на наших глазах. Существует несколько важных вызовов, на которые современные университеты должны уметь ответить.

Прежде всего, это резкий рост непредсказуемости нашей жизни. В условиях внезапно налетевшей на мир пандемии об этом можно было бы и не говорить. Но непредсказуемость связана и с динамичным развитием технологий. Этот фактор и раньше позволял понять: подготовка студентов должна существенно измениться. Выбирая специальность, молодой человек не знает, чем ему придется в жизни заниматься. Технологий, которые будут самыми передовыми при выходе его на рынок труда, на момент зачисления в вуз просто не существует. Успешный человек должен обладать гибкостью мышления, широтой кругозора и твердостью характера, чтобы соответствовать все более сложным вызовам времени. Помощь ему в приобретении этих качеств становится важнейшей задачей университета.

По моему мнению, ее можно решать в трех направлениях.

Во-первых, фундаментальность образования. Его очень просто определить — фундаментальные знания — это те, которые не устаревают. В дополнение (но именно в дополнение) к фундаментальному образованию важны и soft skills, умение работать в команде и быть лидером.

Во-вторых, гибкость образовательного процесса, возможность в его ходе овладеть несколькими специальностями (специализациями). Это объясняет растущую популярность программ, реализуемых в модели liberal arts, что дает возможность студенту специализироваться сразу по двум направлениям. Интересно, что эту модель обычно хуже понимают родители, сами оканчивавшие вуз с одной конкретной специальностью. Но зато сюда активно стремятся молодые люди — их дети, гораздо яснее видящие перспективность такого образования.

Еще одной особенностью (и вызовом) современного образования становится то, что наши студенты и слушатели все больше относятся к нему не как к покупке услуги, а как к инвестиции в будущее. Студентам все более нужен не формальный диплом, а знания и навыки. Спрос на более сложные (и более дорогие) программы оказывается выше, чем на более простые. И это, на мой взгляд, является важнейшей предпосылкой повышения качества образования. Ведь качественное образование возможно, только если общество предъявляет на него спрос.

И еще одно важное обстоятельство. Мы сейчас ведем работу по реорганизации пространства академии с учетом эпидемиологических рисков. При любом развитии ситуации работа будет построена таким образом, чтобы студенты и преподаватели избегали малейшего риска заражения. Но как хотелось бы, чтобы эти риски рассеялись как страшный сон и мы все вернулись бы к простым и привычным человеческим контактам!

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *