Краткое содержание и чем закончился фильм «Человек который удивил всех»

«Человек, который удивил всех » – фильм 2018 года. Отнести его можно к жанру притчи. Режиссеры – А.Чупов и Н.Меркулова. В центре повествования – егерь Егор Коршунов. Его очень уважает все родное село в Сибири, он отличный семьянин, любящий муж и отец, его возлюбленная ждет второго ребенка…

Ищите нас здесь

Но однажды все в его жизни идет наперекосяк. Сначала он вступает в схватку с браконьерами в его лесу, где вынужден убить человека в целях самозащиты. А потом ему самому поставили смертельный диагноз и сказали, что жить осталось всего два месяца: скоро наступит терминальная стадия рака. Врач прописывает сильные обезболивающие и предлагает оформляться в хоспис. Егор кладет на депозит свою зарплату и старается сделать так, чтобы после его ухода жена и сын продолжили нормальную жизнь. Он не хочет, чтобы кто-нибудь знал о диагнозе, пытается скрыть это от родных и уйти в мир иной тихо, но потом ему становится плохо, а жена обнаруживает обезболивающие. Правда всплывает. Понимая, что жена и сын не хотят его отпускать, Егор решает лечиться. Точнее, его ставит в тупик яростное сопротивление близких. Он хотел достойно пройти свой путь до конца, но приходится отбиваться от слез родственников. В этот момент жена и муж меняются ролями, любимая берет на себе инициативу, герой вынужден подчиниться. Начинается борьба за жизнь.

Деньги на поездку к городскому медику собирают всем селом, но светило разводит руками: жить осталось недолго. Мужчина обращается к шаманке-алкоголичке, живущей в его лесу. Увы, духи тоже бессильны, но женщина рассказывает ему древнюю сибирскую притчу про селезня Жамбу, который не хотел умирать, вывалялся на дороге в пыли и перьях, стал похож на утку, и смерть его не узнала среди других уточек…Егор решает обмануть смерть, как легендарный селезень, для чего переодевается в женщину…

Тайное стало явным, жена изолировала Егора от всклочного отца и сына, но на селе ничего не утаишь, и вскоре соседи узнали, что Егор ходит в женском платье и красит губы…Естественно, традиционное общество в глухом селе не принимает этого. От Егора открещивается семья, одноклассники изгоняют из футбольной команды и избивают его сына, но мужчина продолжает прятаться от смерти…Он никак не комментирует свое перевоплощение, на каблуках и в юбке ходит по магазинам и в сельский клуб. Некогда уважаемый человек, болезни которого сочувствовали соседи и друзья, становится прокаженным…

Однажды его жестоко избивают односельчане, проявив жестокость к смертельно больному человеку…Его друг остановить избиение не смог, успокоить толпу, готовую убить человека, сумел лишь отец главного героя, напугавший всех ружьем…Егор продолжает свой нелегкий путь инициации и убегает жить в свой родной лес…Живя в заброшенной лачуге, он наблюдает за жестокими браконьерами и понимает, что не может их остановить…Пришла зима, но снега все еще нет…

Однажды к Егору в лачугу приходит лесоруб, у которого долго не было женщины, и домогается его. Понимая, что перед ним переодетый мужчина, лесоруб избивает Егора и возвращается со своими друзьями, которые устраивают главному герою изнасилование…

Герой спасается последней крайностью: он перестает дышать и инсценирует собственную смерть…В этом состоянии его находит жена, совершает почти ритуальное омовение и наносит ему макияж. Она его приняла таким, как есть…

Дальше нас переносят в больницу. Главный герой находится в белой комнате на аппарате МРТ. Опухоли врачи не обнаруживают. Наконец-то идет снег, по улице ходят белые гуси. Жена рожает ребенка. Это тоже символ обновления и новой жизни. Герой снова становится мужчиной.

Создатели фильма считают, что подняли очень серьезный вопрос: как перестать бояться быть слабым и отказаться от диктат силы. Традиционное общество примет человека каким угодно: вором, лжецом, но только не слабым. Или он охотник, или жертва.

Свою смертельную болезнь герой воспринимает как высшую форму слабости. Невозможно быть сильным перед лицом смерти, можно лишь умереть «как мужик».

Ищите нас здесь

Перелом наступил тогда, когда герой принял неправдоподобную стратегию спасения. Его переодевание в женщину – это не смена пола, а больше ритуальное действие. Герой преодолевает страх показаться слабым, а параллельно избавляется от других своих страхов. Чтобы убежать от смерти, он и дет на смертельный риск и делает то, на что наложено страшное табу. Ведя себя, как женщина, он ею не является, а сохраняет мужество.

Чем закончился фильм

Финалом можно назвать уже сцену, где Егора находит его жена. Она любит его даже таким, потому и помогает переодеться и накраситься. И смыл концовки прост — любовь способна обмануть даже саму старуху с косой. Жена героя тоже пережила немало испытаний, приняв мужскую роль и став отверженной в селе. Но она приходит к нему, чтобы снова стать женщиной. Рождение ребенка расставляет все гендерные проблемы на места. Но фильм не о том, как поменялись сегодня местами мужские и женские роли, а о том, можно ли изменить свою участь, поэтому концовкой стала белая сцена.

Белоснежная палата, главный герой в белой больничной пижаме, удивленный врач, не обнаруживший опухоли вновь включающий аппарат МРТ, долгожданный снег, белые гуси на улице. Это просто просветление и катарсис. Герой прошел инициацию: лес, символическая смерть и снова чистота и белизна. Рождение ребенка стало его воскрешением, смерть пошла на поиски новых жертв.

Есть еще одна трактовка. Весь фильм словно рефреном мелькают в кадре утята и гуси. А фамилия главного героя – Коршунов. Коршун – охотник и хищник и не зря больше половины фильма мы блуждаем в лесу. Хищник понял, что за ним охотится сама смерть и решил отправиться в непростую личностную одиссею, за время которой сумел найти способ стать обычной птицей.

Режиссеры задаются вопросом, можно ли обмануть судьбу? Герой фильма показывает, что вполне можно, но ради этого нужно пережить не одно суровое испытание, оказаться изгоем и прокаженным, причем нет гарантии, что вас после этого примут и простят. Но если хочется жить, то можно решиться и на такой непростой путь. Финальная белая сцена показала, что все испытания были пройдены не зря.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Отправить оценку

Человек, который удивил всех

Драматическая притча о борьбе за жизнь режиссеров Натальи Меркуловой и Алексея Чупова совместного производства России, Эстонии и Франции с Евгением Цыгановым в главной роли. Продюсерами ленты выступили Екатерина Филиппова, Александр Роднянский, Катрин Кисса и Гийом де Сель.

Сюжет фильма Человек, который удивил всех

Может ли человек обмануть смерть? На этот вопрос предстоит ответить главному герою фильма — молодому мужчине из сибирской деревни, который узнает, что у него онкологическое заболевание и дни его сочтены.

Перед диагнозом оказывается бессильна и традиционная и нетрадиционная медицина. Но герой не готов так просто принять факт скорой кончины. Его последней надеждой стала кажущаяся на первый взгляд безумной идея стать другим человеком в буквальном смысле этого слова.

Впереди его ждет тяжелая работа по кардинальной смене личности, которая станет испытанием на прочность не только для самого героя и его беременной жены, но и для его родственников и односельчан.

«Это история про человека, который заболел раком, все прогнозы врачей были плохими, он готовился к смерти, но в какой-то момент услышал легенду о том, что, если попробовать поменять личность, можно отпугнуть смерть. И наш герой следует этой легенде, его новая личность — женщина», — рассказал режиссер фильма Наталья Меркулова.

Интересные факты о фильме Человек, который удивил всех

Премьера картины состоялась на 29-м Открытом российском фестивале «Кинотавр». Фильм вошел в конкурсную программу «Горизонты» 75-го Венецианского кинофестиваля, где актриса Наталья Кудряшова завоевала приз «За лучшую женскую роль».

Поддержку проекту оказало Министерство культуры России, фонд «Евримаж», Эстонский институт кино, грант европейского фонда Eurimages.

«Человек, который удивил всех» — это международный проект, в производстве которого приняли участие Эстония и Франция.

Для съемок в фильме «Человек, который удивил всех» актер Евгений Цыганов похудел на 20 килограммов.

Съемочная группа фильма Человек, который удивил всех

  • Режиссеры: Наталья Меркулова, Алексей Чупов
  • Авторы сценария: Наталья Меркулова, Алексей Чупов
  • Продюсеры: Александр Роднянский, Екатерина Филиппова, Катрин Кисса, Гийом де Сель
  • Актеры: Евгений Цыганов, Юрий Кузнецов, Павел Майков, Максим Виторган, Василий Попов, Алексей Филимонов, Амаду Мамадаков, Игорь Савочкин, Наталья Иохвидова, Кирилл Каганович, Сергей Степин, Анна Исманова, Наталья Кудряшова, Елена Ворончихина, Тимофей Зайцев, Полина Райкина, Юрий Скулябин, Михаил Хуранов, Олег Кунаков и др.

Все отзывы о фильме
Человек, который удивил всех

Задумчивый егерь Егор (Евгений Цыганов) объезжает на моторной лодке промозглые лесные угодья. Из-за несчастного случая с браконьерами мы узнаем о его раковой опухоли в терминальной стадии (гениальный диалог с врачом: «Вы же сказали, что осталось два месяца». — «Нет, я сказал, что месяца два»). О болезни он никому не рассказывает, а когда недуг поджимает, то сухо сообщает беременной жене (Наталья Кудряшова), что деньги на похороны он положил в сберкассу, а для детей надо написать заявление о потери кормильца. Дабы успокоить жену, он один раз соглашается съездить к врачу и пойти к знахарке, но в основном безнадежно закрывается в себе. Единственным способом обмануть смерть Егор вдруг выбирает самый иррациональный, нелогичный и выбивающий из колеи метод, как будто не из этого кино.

Сюжетный поворот происходит ближе к середине, но вряд ли целесообразно называть его спойлером, как это делают в первых русских фестивальных рецензиях, учитывая, что эта коллизия описывается в официальном синопсисе и вообще бежала впереди самого фильма. Итак, деревенский мужик в исполнении Цыганова переодевается в женщину, чтобы обмануть смерть. Другое дело, что ровно этим предложением весь фильм и описывается, ничего другого от него ожидать не стоит: никаких каминг-аутов, внезапно открывшихся проблем гендерной идентичности или каких-то откровений о гомофобии в русской деревне. Зрителю так и не будет до конца понятно, почему этот максимально закрытый и гордый человек вдруг решился надеть колготки и платье, ведь такой поступок перед его смертью опозорит всю его семью навсегда.

Убедительного объяснения веления души от привычно безэмоционального Цыганова тут тоже, конечно, не дождешься. Формально толчком для Егора стала шуточная песенка знахарки про селезня, который притворился гусем, чтобы смерть прошла мимо. Но смешно же считать это реальным поводом. Это как если бы герой «Охотника» Бакура Бакурадзе, чтобы заглушить свою внутреннюю боль, вдруг начал вести видеоблог. А, допустим, персонаж «Сердца мира», чтобы все наладить, выдвинулся в мэры от партии «Зеленых». И это не совсем случайные сравнения: над этими фильмами работали многие люди, включая французского продюсера Гийома де Сиеля, помогавшие делать «Человека, который удивил всех».

То есть на этом моменте Меркулова и Чупов включают элемент некоего авторского допущения, который был им присущ еще со времен первого фильма «Интимные места». Такая сюжетная чудинка, которую мы должны принять, чтобы включиться в их игру. Но при всех попытках не соответствовать формату и удивлять, фильм все равно делает остановки на самых очевидных местах, которые ожидаешь от такой затравки: жена обязательно спутает его с другой женщиной, мужики побьют и назовут «пидорасом», ребенка тоже, конечно, будут гнобить за папу.

Вместе с тем пространство фильма своими заскоками как будто подчеркивает сказочность всего происходящего. Бесплатные волшебные хосписы, деревня, стерильно снятая эстонским оператором Мартом Таниэлем («Интимные места»), множество животных в кадре. Проще всего это сравнить с тем же «Сердцем мира», с которым «Человек» в этом году составляет отличную пару русского кино о людях и зверях (даже обоих главных героев зовут Егорами), где реальный мир тоже в какой-то момент приобретает сказочный флер. Но у Мещаниновой изначально чувствуется документальная основа, прежде чем сюжет обретет измерение притчи. Тогда как у Меркуловой и Чупова с самых первых кадров, напоминающих «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, от фильма веет иллюзорным и фольклорным взглядом на провинциальную деревню. Авторы упиваются странностями происходящего, подчеркивают метафоры, вставляют в саундтрек многозначительную попсу и привносят комедийные ситуации.

Цыганов, специально похудевший на 20 килограмм для роли захворавшего лесника, снова статичен и немногословен, а когда переодевается в женщину, так и вовсе принимает обет молчания и не произносит до конца фильма ни одного слова. Меркулова и Чупов, будучи неглупыми режиссерами, активно пользуются его фирменной каменной маской, но о каком-то невероятном прорыве и надломе в череде привычных работ Цыганова тут говорить не приходится, кроме разве что пары экстремальных сцен. Быть может, даже гораздо больший резонанс у зрителя фильм вызвал бы, если бы главную роль сыграл Евгений Миронов (о таком кастинге ходили слухи).

Вместо Цыганова эмоциональным зрительским проводником в фильм служит уникальная актриса Наталья Кудряшова, которая предельно точна во всех состояниях, хотя ей, по сути, приходится играть довольно типичные мелодраматические сцены. Возможно, Кудряшовой помогает тот факт, что она сама по себе состоявшийся режиссер и автор убедительного фильма «Пионеры-герои», где тоже играла слезные сцены, поэтому знает в них толк. Из тех же «Пионеров-героев» сюда перекочевал заслуженный артист Юрий Кузнецов (Немец из «Брата»), но тут он скорее фоном играет старенького деда, который то ворчит, то нет.

Поскольку герой Цыганова переодевается в женщину не потому, что он перед смертью вдруг нашел себя, а для того, чтобы выжить, то этот ЛГБТ-образ нужно считывать не как банальный повод «выйти из шкафа», а как раз ровно наоборот — как метафору аутического состояния «человека в футляре». Герой закрывается в себе, затем запирается в сарае, а потом переносит свое одиночество вполне публично, несмотря на внешнюю оболочку. Это история вовсе не про рак — смертельная болезнь и яркий образ в платье здесь служат метафорой болезни социальной, когда человеку плохо, он закрывается, а многие люди от него отворачиваются, но иногда все-таки происходят чудеса.

Как и «Сердце мира», «Человек» в лесном антураже довольно просто и даже более резко рассказывает о том, как сложно выйти из своей клетки и найти контакт с кем-то близким. Фильм начинается с того, что муж греет уши жене ладонями, затем неспроста заходит речь о проблеме отопления зимой, а в конце наступает злополучная зима, но гусь уже расправил свои крылья. Гусю нужна стая. Человеку нужно тепло. Человеку нужен человек. В этом нет ничего удивительного.

«Человек, который удивил всех»: Ужас пола

Евгений Цыганов в васнецовском нуаре про посконную маскулинность

Человек-скороговорка егерь Егор (потерявший в российских лесах двадцать килограммов Евгений Цыганов) охраняет природу и семью – жену Наташу (Наталья Кудряшова, отмеченная за эту роль в Венеции), 10-летнего сына Артема и склочного тестя (Юрий Кузнецов). Вскоре эта немногословная идиллия российской деревни оказывается ранена: сначала Егор дерется в лесу с вооруженными нарушителями и убивает одного из них (самооборона), затем врачи сообщают, что у него рак в поздней стадии, и скоро он умрет. Егерь деловито переоформляет все бумаги на жену и готовится к смерти, а та всячески взывает к его жизнелюбию и готова таскаться по врачам и даже шаманам. Помощи ни от кого ждать не приходится, но сильно пьющая знахарка, катавшая по пузу Егора глиняную колбаску (это не эвфемизм), рассказывает мужчине древнюю байку про селезня, который избежал смерти, прикинувшись уткой. Той же ночью образцовый глава семьи, борец с браконьерами и просто хороший товарищ запирается в сарае и примеряет платье с помадой и сумочкой. Ни жена, ни тем более местные, раньше в Егоре души не чаявшие, такой «шьямалановский» твист, разумеется, не оценили.
Интонацию новой картины Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, прогремевших на «Кинотавре» почти пять лет назад с замедленной комедией «Интимные места», легко предсказать даже не по страдальческому профилю осунувшегося Цыганова, но по его диалогу с доктором, которого играет Амаду Мамадаков. Оба артиста привиты «Утиной охотой» Вампилова: Цыганов снимался в «Райских кущах» Прошкина, Мамадаков играет в одноименном спектакле Владимира Панкова. К счастью, «Человек, который удивил всех» ближе ко второму, чем к первому: попытка Прошкина переосмыслить метафизический детектив советских «длинных семидесятых» обернулся заунывной критикой бессмысленности белых воротничков и мажоров, у Панкова же в гротескных и звучащих хором образов вырисовывается многослойная фреска о том, что «жизнь, в сущности, проиграна».

В «Человеке, который удивил всех» режиссерско-семейный дуэт Чупов-Меркулова тоже выбирает ракурс изнутри, а не фокусируется на очевидных социальных коленцах. История про селезня-Цыганова могла бы стать побратимом «Зоологии» Твердовского, где женщина в летах встречается с подавленной сексуальностью на фоне безумного информационного шума, что исторгает российский телевизор. Однако «Человек» не фокусируется исключительно на агрессивном неприятии того, как проявляет условно феминные (чувственные и эмоциональные) черты сухая и маскулинная фигура Егора. Это, скорее, констатация застарелого парадокса: даже жаждущая услышать от мужа хотя бы строчку чувств Наташа тут же пытается загнать его чувственность в сарай, стоит той проявиться каким-то не слишком очевидным для неё образом. Точно так же, правда, с сатирической ухмылкой, в «Интимных местах» Меркулова и Чупов подмечали, что даже весь из себя такой культурный и прогрессивный средний класс не до конца разобрался с собственной сексуальностью и страшно боится признать, что «норма» – понятие растяжимое.
В вопросах чувственности «Человек, который удивил всех» частично оказывается рифмой к третьей ленте канадского вундеркинда Ксавье Долана – «И всё же Лоранс», где преподаватель литературы осознал себя как женщину, а его возлюбленная не без труда, но приняла подобный кунштюк. Правда, в пёстрой и эмоциональной картине Долана хватает вспышек магического реализма (вроде льющегося с небес ливня из одежды), а визуальный язык «Человека» отдаленно напоминает о недавнем триумфаторе «Кинотавра» – «Сердце мира». Март Таниель, постоянный оператор эстонского режиссера Вейко Ыунпуу и «Интимных мест», как и Евгений Цветков, сочно выписывает телесность персонажей и фактуру мест их обитания. Когда же Егор отправляется в лес, как Уолден из романа Генри Торо, то на экране и вовсе воцаряется васнецовский нуар: завораживающая смесь внутреннего смятения героя и природной красы – на грани сказочности.

В сущности, «Человек, который удивил всех» и есть сказка: про умирающего хищника (фамилия Егора – Коршунов), который отправился в непростую личностную одиссею и нашел способ стать обычной птицей (в кадре рефреном мелькают гуси и утята). Эффектный фон в виде посконной российской нетерпимости к слабости (Чупов и Меркулова в любую секунду могли соскользнуть в сторону плаката а-ля «Лицо» Шумовской) только накачивал сюжет драматическими импульсами, подлинную же энергию излучал Евгений Цыганов в лучшей за многие годы своей роли – ломкой, уязвимой, бессловесной, с невероятной пластикой. Впрочем, как и на многих живописных полотнах, он – центральная фигура, но не единственная: мир мятущейся маскулинности не сложился бы без Кудряшовой, Кузнецова, Алексея Филимонова и Павла Майкова в усах, а также той интимной дистанции между зрителем и персонажем, которой Наташе Меркуловой и Алексею Чупову удалось достичь, отказавшись от кокетства в пользу разливающейся по экрану растерянности.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *