Типы отношения к болезни

Люди реагируют на болезнь по-разному. Очень по-разному. Любой симптом или информация о состоянии здоровья формируют у пациента определенный тип отношения к болезни. Это значит, что человеку нужно сообщать о наличии болезни также по-разному, учитывая его предположительный тип реагирования. Это справедливо как для психических заболеваний, так и психосоматических и соматических (онкологических, кардиологических, гинекологических). Классификация типов отношения к болезни взята из методики ТОБОЛ, предложенной А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым в 1980 году. Эта классификация может помочь тем, кто повседневно помогает другим людям или сталкивается с близким человеком, который болеет. Понимая тип отношения к болезни у данного конкретного человека, можно меньше вовлекаться в конфликтные ситуации с больным человеком, с большим пониманием отнестись к нему, улучшить с ним взаимодействие и, возможно, в случае необходимости, побудить его обратиться за помощью.

Тип отношения к болезни относится к динамическим проявлениям, которые со временем могут сменять друг друга и наслаиваться. В реальности у человека сразу несколько отношений к болезни и в разное время на первый план выходит то один тип отношения к болезни, то другой. Может быть различное отношение в зависимости от социального контекста и обстоятельств. Например, на работе – анозогнозический тип отношения, а дома – эгоцентрический.

Гармоничный (реалистичный, взвешенный) – человек не имеет склонности преувеличивать заболевание, но и не недооценивает заболевание. Он может достаточно реалистично оценить свои возможности и ограничения. Такой человек имеет стремление активно содействовать успеху лечения, он помогает лечебному процессу, старается облегчить тяготы ухода за собой, если это требуется. При понимании своего неблагоприятного прогноза склонен переключать интересы на те области жизни, которые доступны ему. Это самый благоприятный тип.

Эргопатический (стенический) – «Уход от болезни в работу». Сверхответственное, иногда одержимое отношение к работе и оно больше, чем до болезни. Человек начинает больше работать, брать большие нагрузки, стремится независимо от тяжести заболевания продолжать и увеличивать темп работы, стремится во что бы то ни стало сохранить свой социальный и профессиональный статус. Есть такие люди, которым надо бы заниматься своим здоровьем, а они занимаются чем угодно, любой деятельностью, только не собственным здоровьем. Обычно такие пациенты не приходят на консультирование по профессиональным сферам, потому что они и так этим занятны. С ними нужно обсуждать их здоровье, самочувствие, их ресурсы физические, эмоциональные, психические. Многие больные с зависимостью имеют этот тип отношению.

Анозогнозический – активное отбрасывание мыслей о болезни, о последствиях болезни вплоть до отрицания очевидного. Отношение к болезни как к несерьезному заболеванию или к случайному колебанию самочувствия. Характерны отказы от обследований, лечения. Человек начинает заниматься самодиагностикой, самолечением или начинает ждать, когда все обойдется. Такие люди склонны к нарушению режима врачебных назначений.

Тревожный – есть высокий уровень тревоги и мнительности в отношении болезни, осложнений, прогноза, процедур. Склонны искать консультантов-авторитетов, пере-обследоваться, менять лечащего врача, ориентированы на объективные данные – анализы, заключения специалистов. Вследствие тревоги добавляется подавленное настроение. Часто таким больным ставят в диагнозе «тревожно-депрессивный синдром», помимо основного заболевания. Здесь нужно работать с мифами и нереалистичными представлениями о заболевании.

Ипохондрический – чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных или других неприятных ощущениях. Обычно эти люди об этом постоянно говорят, рассказывают, демонстрируют. И они склонны к преувеличению тяжести симптомов. У них обычно противоречивое отношение. Они одновременно хотят лечиться и не верят в успех лечения. Они постоянно требуют тщательного обследования и боятся вреда, плохих последствий, назначений, процедур.

Неврастенический – он характеризуется поведением по типу раздражительной слабости. Для человека характерны вспышки раздражения, они не умеют и не склонны терпеть любые дискомфортные, болевые ощущения. Они проявляют нетерпеливость в обследовании и лечении.

Меланхолический – сверхудрученность и неверие в выздоровление. Этот тип формирует депрессивный синдром вплоть до суицидальных мыслей. Сомневаются в успехе лечения даже при благоприятных объективных данных. Это тот случай, когда врачи, например, уверяют: вы вылечились от инфекции, а человек не верит, плохо себя чувствует и утверждает, что где-то в глубине очаг воспаления остался и продолжает болеть. Может быть похож на ипохондрический.

Апатический – полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результату лечения, проявляют пассивное подчинение процедурам и лечению. Характерна утрата интереса к жизни, вялость в поведении, в межличностных отношениях. Они иногда перестают соблюдать какие-либо процедуры, режим. Требуется консультация психиатра, иногда госпитализация в психиатрический стационар.

Сенситивный – чрезмерная ранимость, уязвимость, озабоченность – какое впечатление болезнь окажет на окружающих. Такие пациенты боятся быть неполноценными, иметь недоброжелательное отношение со стороны окружающих, быть обузой для близких. Очень часто здесь присутствуют колебания настроения в межличностных контактах.

Эгоцентрический (истероидный) – пациент ищет выгоды в связи с болезнью. Такой человек легко выставляет напоказ близким и окружающим людям свои страдания с целью вызвать сочувствие, получить выгоды, завладеть их вниманием и т.д. Требование исключительной заботы в связи с собственным заболеванием. Все разговоры переводятся только на себя и на тему заболевания.

Паранойяльный – у пациента есть уверенность, что болезнь – это результат внешних причин, чьего-то злого умысла. Характерна крайняя раздражительность и настороженность — к разговорам о себе, к лекарствам, к процедурам, которые назначаются. Такие пациенты приписывают все сложности злому умыслу врачей, персонала и их халатному отношению и склонны обвинять, требовать наказания в связи с этим. Это те пациенты, которые пишут жалобы главным врачам, подают на врачей в суд и т. д. Сюда же относится порча, сглаз.

Дисфорический (агрессивный) – гневливо-мрачное озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым, включая родных и близких, вспышки озлобленности, вплоть до деспотического отношения к близким.

Психологом в службе помощи онкологическим больным и их близким я проработала восемь лет, четыре из которых – на горячей линии. Я очень много говорила с пациентами и их родственниками, и не понаслышке знаю, с чем им приходится сталкиваться. Очень часто бывает, что человек звонит на горячую линию и говорит, что его родственник сильно изменился после того, как заболел, и он не понимает, как с ним общаться и какой подход к нему выбрать. И обратная ситуация, когда звонит сам заболевший и говорит, что его семья отворачивается от него: «Я в ситуации болезни чувствую себя в полном одиночестве, несмотря на то, что вокруг меня есть близкие люди». То есть болезнь как будто создает барьер между людьми.

Классификаций причин и сложностей в общении достаточно много, но если говорить об основных причинах, то их на самом деле две, и они достаточно простые. С одной стороны, это непонимание эмоционального состояния, в котором находится заболевший человек: «Я не понимаю тебя, поэтому у нас нет взаимопонимания». Более того, есть обратная ситуация, когда человеку сложно понять и самого себя: «Я не понимаю, что происходит со мной. Я не понимаю, почему я так реагирую. Я не понимаю, какие процессы психологические сейчас во мне происходят».

Индивидуальная реакция больного

Столкнувшись с диагнозом, человек может пережить пять стадий реагирования на болезнь – шок, гнев, торг, депрессия и принятие. Эти стадии были предложены психологом Элизабет Кюблер-Росс в книге «О смерти и умирании».

Важно сказать, что каждый человек проживает все стадии по-разному, и нет единого для всех способа реагирования. Есть общая схема, согласно которой люди, как правило, выдают те или иные психологические реакции. И когда мы пытаемся полностью перенести схему на конкретного человека, на нашего близкого, мы можем допускать ошибки, если делаем все буквально. Поэтому я призываю всегда с пониманием относиться к человеку, который перед вами, а не буквально перекладывать эту схему.

Бывает так, что человек прожил ряд стадий, и вместо того чтобы двигаться к следующей, возвращается к предыдущей. Бывает так, что человек начинает двигаться по спирали. Бывает, человек после стадии депрессии опять возвращается к стадии гнева и движется по кругу. Это, как правило, говорит о том, что он что-то не прожил, что-то недополучил в этом процессе. Безусловно, все стадии переживания необходимы для человека. Это нормальная реакция психики на кризис, на ненормальную ситуацию, на ситуацию болезни.

Первая стадия: шок, отрицание

Это состояние, в которое человек входит сразу после того, как ему сообщают о диагнозе. Оно может длиться по времени от нескольких секунд или минут до нескольких часов.

Вебинар: «Пять стадий переживания болезни» Психолог Наталья Горожанина о том, что происходит с человеком, когда он узнает о диагнозе, как изменяется его психологическое состояние на разных стадиях переживания болезни и как правильно построить общение на каждой из этих стадий.

Есть такие народные выражения ‒ «как обухом по голове ударили» или «как снег на голову». В этот момент у человека затруднен контакт с реальностью, то есть информация воспринимается «как обухом по голове». Человеку свойственно состояние оглушения психики, легкое отупение.

Когда человек узнает о страшном для него диагнозе, то психика естественным образом защищается. В таком состоянии есть риск получить случайные травмы. Были случаи, когда врач сообщал о диагнозе человеку, когда с ним не было никого рядом, и человек выходил на улицу и переходил дорогу на красный свет. Не потому, что он хотел покончить с собой, а потому что он ничего видел, не слышал вокруг себя. И поэтому не рекомендовано, по возможности, оставлять человека одного в таком состоянии. Но если все-таки оставлять, то важно убедиться, что он в безопасности, что с ним не может случиться ничего плохого в данный момент. Также не рекомендуется в этот период объяснять человеку сложную информацию, говорить сложными предложениями и планировать схемы лечения. И если очень необходимо какую-то информацию доносить, то лучше стремиться это делать максимально доступно, простыми фразами и предложениями.

Очень часто люди на этапе отрицания могут говорить: «не может этого быть», «это не могло случиться со мной», «это не могло произойти с моим близким», «это просто невозможно». Человеку сложно поверить в то, что он только что узнал.

Самый главный риск на этой стадии – это недоверие к врачам и отказ от лечения. Бывает, человек не хочет лечиться, и мы, его близкие, начинаем спорить, кричать, пытаться переубедить и донести информацию чуть ли силовыми методами. Но делать этого крайне не рекомендуется, потому что у человека может появиться обратная реакция. Если на него давят, он начинает защищаться: «Нет, я не пойду к врачу ни за что. И вообще, отстаньте от меня». Когда вы на первое место ставите сохранение доверия в отношениях, а не задачу переубедить человека во что бы то ни стало, то и решиться на лечение человеку будет легче.

Нужно эмоционально поддержать человека и дать ему хотя бы немного времени на то, чтобы эту информацию воспринять. Очень важно проявить тепло и заботу в этот период. Сказать, что «я здесь, рядом с тобой, мы пройдем через это вместе, я тебя не оставлю, я тебя очень люблю и я очень надеюсь, что всё будет хорошо». Можно говорить о своих чувствах: «Мне страшно, что ты отказываешься лечиться, потому что я очень боюсь последствий такого решения».

Вторая стадия: гнев и агрессия

Когда человек начинает осознавать, что он заболел, наступает вторая стадия. Это стадия крушения надежд и жизненных планов. Очень часто люди испытывают в этот момент чувство острой несправедливости, очень сильную злость. И эта злость может быть направлена как вовне – на близких людей, на врачей, на общество в целом, на Бога, на судьбу, на мир, – так и на самого себя.

На самом деле, когда реакция идет вовне – это считается нормальной реакцией, несмотря на то, что может приводить к серьезным конфликтам и проблемам в отношениях. Гораздо более ненормальная реакция, когда человек направляет агрессию на себя.

К этому может приводить чувство вины, когда человек говорит: «Я сам виноват, что я заболел. Я что-то делал неправильно, я как-то неправильно жил, я что-то делал не так, я какие-то вещи делал не по справедливости». Или говорит: «Я недостаточно следил за здоровьем». И риск этого самообвинения в том, что человек начинает разрушать свой внутренний ресурс, который мог бы направить на борьбу с болезнью.

Поэтому если вы видите, что ваш близкий винит себя в болезни, очень важно в этот момент его максимально поддержать и помочь снять это чувство вины. Сказать, что «ты не виноват в том, что ты заболел». Это могло случиться абсолютно с каждым человеком. Ни один человек на земле – ни ребенок, ни пожилой человек, ни человек, ведущий здоровый образ жизни, или, наоборот, не очень здоровый образ жизни, – никто не застрахован от такого заболевания как онкология.

Злость – это очень большой ресурс, который можно направить на лечение и борьбу с болезнью. Злость может быть опорой на этой стадии. Очень большая ошибка отвечать гневом на гнев человека с заболеванием. За любой агрессией стоит боль. Нужно поддержать его, дать понять, что вы рядом, что вы не против него, и помочь ему перенаправить этот гнев с самого себя, с общества, с врачей – на саму болезнь. Иногда стоит оставить человека на какое-то время в покое, дать ему побыть наедине с собой. Но при этом всегда быть в доступе и объяснить, что вы можете бороться с болезнью вместе.

Третья стадия: торг

Следующая стадия, через которую проходят многие люди, столкнувшиеся с заболеванием, – это стадия торга. Торг – это попытка договориться с судьбой. Для кого-то это попытка договориться с самим с собой, договориться со своей болезнью, для кого-то – договориться с Богом. Таким образом, взять под контроль то, что происходит с человеком сейчас.

И самый большой риск на стадии торга – это отказ от традиционной медицины, обращение к шарлатанам, к экстрасенсам, к людям, которые обещают немедикаментозными способами помочь человеку выйти из болезни. Может казаться, что на этой стадии человек немножко сошел с ума. Например, никогда не верил в Бога, никогда не занимался какими-то религиозными практиками, а тут ударился в это с головой. Важно понимать, что все эти процессы нормальны. Важно только, чтобы при этом не было отказа от лечения.

Какие здесь могут быть ошибки? Это обесценивание процессов, происходящих с человеком. В такие моменты люди могут хвататься за любые соломинки и верить в любые ритуалы. Но это не говорит о том, что с человеком что-то не так – он наоборот пытается таким образом обрести контроль над болезнью. Безусловно, каждый это делает по-своему. Кто-то пытается начать вести здоровый образ жизни. Кто-то пытается помириться с близкими и делать добро окружающим. Все это варианты такого конструктивного торга. Смеяться над человеком, давать понять, что с ним что-то не так, ни в коем случае не нужно. Это может привести к конфликтам и даже к разрыву в отношениях. Нужно посмотреть не на сами действия, а на стремление победить болезнь, побуждающее его к этим действиям. И мы можем поддержать человека в этом стремлении. «Я вижу, что ты изо всех сил борешься и пытаешься найти самые разные способы, чтобы преодолеть эту болезнь. И я тебя очень в этом поддерживаю. Ты не сдаешься. Давай вместе пытаться преодолеть этот путь».

Через принятие, доверие, понимание того, что происходит с человеком, можно сохранить с ним отношения.

Стадия четвертая: депрессия

Самая тяжелая, самая эмоционально непростая стадия, через которую проходит человек после стадии торга – депрессия. Если в стадии торга он убеждает самого себя, что от него зависит все, то в стадии депрессии возникает полностью противоположное состояние. У человека может возникнуть чувство полного отсутствия контроля и влияния на свою жизнь: боролся-боролся, пытался что-то сделать, но осознал, что напрямую от него не может зависеть ход развития болезни. И человек начинает думать, что от него ничего не зависит, что все, что бы он ни делал, бессмысленно.

В этот период у человека могут возникать суицидальные мысли и намерения. Поэтому важно в этот период быть с человеком рядом. Но не физически его контролировать и оберегать, а дать понять, что к вам можно обратиться, проявить уважение к человеку, несмотря на то, что он в тяжелом, плачевном состоянии.

На самом деле очень легко уважать человека, скажем, в стадии торга, который активно борется с болезнью, который оптимистично настроен, и верит в то, что он сейчас все преодолеет и горы свернет. И очень сложно относиться с уважением к человеку, который впал в уныние: лег на диван, свернулся калачиком, не хочет ничего делать, ни с кем общаться. Нам хочется его встряхнуть, крикнуть: «Да перестань, давай взбодрись! Вместе куда-нибудь сходим, фильм посмотрим, давай начнем что-то делать!». Это ошибка, когда мы начинаем его тормошить и активно насаждать ему свою позицию «я лучше знаю, что тебе сейчас надо».

Иногда люди начинают говорить, что нельзя ни в коем случае грустить, но грустить можно, и даже нужно в этот период, чтобы происходила внутренняя работа по переосмыслению ценностей в полном объеме. Это очень важная работа, в том числе по принятию своей смерти. И без этого непростого процесса выйти в ресурсное, жизнерадостное состояние, которым является стадия принятия, практически невозможно. Нельзя перейти к последней стадии, не пережив стадию депрессии.

В стадии депрессии у каждого человека свои периоды. Кто-то может задержаться в ней на несколько дней, а кто-то на несколько месяцев или даже лет. Чтобы помочь человеку выйти в ресурсное состояние, очень важно принимать его таким, какой он есть сейчас – не тащить его в это принятие изо всех сил. «Да что ты ведешь себя неправильно, нужно веселиться, нужно быть бодрым, активным и ни в коем случае нельзя думать о смерти».

Думать и говорить о возможной смерти для человека в этот период может быть очень важно. Нужно быть рядом и не отказывать ему в этом.

Есть такой миф, что если думать о смерти, если говорить о смерти, то тогда мы можем эту смерть приблизить. На самом деле, думать о смерти и говорить о смерти важно даже абсолютно здоровым людям. И если у заболевшего человека есть такая потребность, то затыкать его в этот период категорически не рекомендуется. Важно побыть с ним рядом, подержать за руку, говорить о любви, быть искренним, может быть, вместе поплакать. Плакать вместе с близким можно и даже нужно, потому что это искреннее проявление эмоций. Сесть вместе, взяться за руки, поплакать, сказать друг другу какие-то важные, может быть, последние слова, очень важно.

Пятая стадия: принятие

Следующая стадия, до которой, к сожалению, доходят не все люди, высшая стадия, – стадия принятия. Это приобретение жизненной мудрости, выход на новый уровень своего собственного психологического развития.

Когда человек попадает в кризисную ситуацию, само по себе кризисное состояние может послужить толчком для внутреннего роста и развития. Есть биографии людей, которые преодолевали жизненные сложности, и после этого у них менялось их внутреннее, эмоциональное состояние, и они как будто становились иногда сильнее, приобретали новый опыт. Это как раз то, что происходит с человеком на стадии принятия: у него появляется способность радоваться нематериальным вещам и самой жизни в независимости от того, сколько осталось этой жизни.

На стадии принятия человек находится в гармонии и чувствует себя счастливым. Ведь счастье – это состояние, не зависящее от каких-то материальных вещей. Это ресурсное состояние, когда человек может продолжать лечиться, улучшать свое физическое состояние в той мере, в которой он может на это хоть как-то влиять. Там, где его влияние заканчивается, он не рвет на себе волосы, не убивается, не плачет, как это может происходить на предыдущих стадиях, в частности, на стадии гнева или депрессии, – он принимает это как данность и радуется каждому дню. Чтобы помочь самому себе и своему близкому хоть немного приблизиться к этому состоянию, нужно принять человека такого, какой он есть. Понять те процессы, которые с ним происходят, помогут три инструмента – уважение, терпение и интерес к человеку, к его личности и эмоциональному состоянию.

Отрицание: вера в то, что какие-то болезненные или травматические обстоятельства, события или воспоминания не существуют и не происходили. В психологии же отрицание – это защитный механизм человека в виде неспособности признавать неприятную для него реальность (истину или эмоцию).

Итак, действительно ли существует отрицание? И если да, то как это выглядит? Это упрощенное восприятие окружающего мира, когда вы упорно не хотите видеть факты и прячете их в дальний угол своего сознания. Иногда правда слишком болезненна, чтобы её признавать. Однако существует непреложный факт об отрицании – оно не работает долгосрочно. Реальность всегда побеждает.

Некоторые из вещей, которые нам нужно услышать, либо нами игнорируются, либо заменяются теми вещами, которые мы хотим услышать. Перечитайте еще раз предыдущее предложение и задумайтесь, зачем мы заменяем или игнорируем правду?

5 поведенческих моделей, которые характерны для состояния отрицания

Как выглядит это самое пресловутое отрицание? А точнее его типичные поведенческие модели и мыслительные процессы?

1. Стресс

Отрицание, особенно то, которое является следствием когнитивного диссонанса, часто проявляется в виде тревожных состояний. Гнев – это еще один способ, с помощью которого люди справляются со стрессом. Такое поведение может проявляться в виде эмоциональных вспышек, агрессии или заметных перепадов настроения. Все эти типы поведения – это попытка вашего подсознания вывести проблему на поверхность. Проблема, конечно же, в том, что разум нередко сопротивляется таким усилиям.

2. Оправдания

Отрицание и оправдание идут рука об руку. Когда вы регулярно слышите, что кто-то говорит: «Я этого не сделал, потому что…», «Дело в том, что у меня была причина…», «Извините, что так получилось!», налицо все признаки отрицания реальности. У нас всех бывают сложные времена, и мы все делали глупые ошибки. Проблема в том, что человек по-прежнему отрицает свои неверные решения и «решает» их с помощью извинений и оправданий.

3. Роль жертвы (периодически)

Почему периодически? Некоторые люди в состоянии отрицания воспринимают себя жертвами; и это очень мощно влияет на их психику. В результате сознание и подсознание заняты бесконечной битвой между собой. Вот совет людям, сталкивающимся с трудными обстоятельствами, – постарайтесь обрести мир и принять реальность. Человек осознает неудобную истину; но по-детски действует так, как будто он эту реальность не может контролировать. Играть в жертву – это безответственно и саморазрушительно.

4. Сожаление

Сожаление – это вредно, и вот почему:

— сожаление бесполезно
— сожаление бессмысленно
— сожаление тщетно и контрпродуктивно
— сожаление может лишить вас лучшего будущего
— сожаление лишает вас настоящего

Иными словами, сожаление очень негативно воздействует на ваш разум и душу. Фраза «я бы хотел поступить по-другому…» ничего не решает. Человек должен научиться принимать реальность, или он будет постоянно иметь дело с сожалением и его последствиями.

5. Низкая уверенность в себе

Независимо от того, в какой степени отрицание становится частью вашего поведения, от этого неизбежно страдает самооценка и уверенность. Разум и сознание распознают поведенческую модель отрицания, зная, что мы фактически участвуем в процедуре самообмана. Равновесие будет восстановлено только тогда, когда вы сами сможете понять и принять, что отрицание реальности – это самая большая иллюзия.

Нигилист

Нигилист – это личность, которая отрицает значимость общепринятых ценностей как нравственных, так и культурных. Понятие «нигилист походит от латинского «nihil» и означает «ничто». Нигилист отметает все принципы, не признает априори авторитетов. Помимо несогласия с общепризнанными ценностями и идеями, он отрицает также и осмысленность человеческого существования. Нигилисты склонны к критическому мышлению и скептицизму.

Кто такой нигилист

В толковом словаре находится информация о том, что нигилист – это индивид, который:

– отрицает смысл существования человека;

– свергает с пьедесталов все общепризнанные авторитеты;

– отвергает духовные ценности, идеалы и прописные истины.

Нигилист своеобразно реагирует на события в окружающем мире, проявляя защитную реакцию в качестве несогласия. Отрицание у нигилиста нередко доходит до мании. Для него все человеческие идеалы – как призраки, ограничивающие свободное сознание индивида и мешающие ему правильно жить.

Нигилист признает в этом мире лишь материи, атомы, образующие определенное явление. Среди основных причин нигилизма – эгоизм, а также чувство самосохранения, не ведающее чувства духовной любви. Нигилисты утверждают, что все творческое – ненужная и напускная ерунда.

В психологии нигилист рассматривается как человек, который отчаялся в поисках причин и смысла существования на земле.

В концептуальных положениях Э.Фромма нигилизм преподносится как механизм психологической защиты. Фромм считал, что основной проблемой индивида, пришедшего в этот мир не по своей воле, является естественное противоречие между бытием, а также тем, что человек, владея способностью к познанию себя, других, настоящего и прошлого, выходит за пределы природы. По мнению Э.Фромма личность развивается в стремлении к свободе и стремлении к отчуждению. И это развитие происходит путем увеличения свободы, однако не каждый может этим путем правильно воспользоваться. Вследствие этого негативные состояния и психические переживания приводят индивида к отчуждению и утрате его самости. Появляется защитный механизм «бегство от свободы», приводящий индивида к деструктивизму, нигилизму, автоматическому конформизму, стремлению разрушать мир, чтобы мир не разрушил его.

В.Райх, анализируя внешний вид и поведение нигилистов, характеризует их как высокомерных, циничных, дерзких с ироничной ухмылкой. Эти качества являются следствием действия нигилизма как защитного механизма. Эти особенности стали «броней характера» и выражаются в виде «невроза характера». В.Райх утверждает, что черты нигилистов – это остатки сильных защитных механизмов в прошлом, отделившиеся от своих исходных ситуаций и ставшие постоянными особенностями характера.

Нигилист – это личность, разочаровавшаяся в жизни и скрывающая горечь этого разочарования под маской цинизма. Но именно в переломных моментах истории человечества нигилисты являлись движущей силой перемен и событий, и большинством носителей нигилистических взглядов была молодежь со своим стремлением к максимализму.

Взгляды нигилистов

Учение о нигилизме возникло в ХII веке, но вскоре было расценено как еретическое и предано анафеме папой Александром III.

Особенный размах получило нигилистическое движение в XIX веке на Западе и в России. Его связывали с именами Якоби, Ницше, Штирнера, Прудона, Кропоткина, Бакунина и других.

Само понятие «нигилизм» ввел немецкий философ Ф.Г.Якоби. Наиболее ярким представителем нигилизма был Ф.Ницше. Он считал, что истинного в мире нет, а его существование – иллюзия прохристианских мыслителей.

Еще один известный нигилист О.Шпенглер продвигал идею о закате европейской культуры и о разрушении прежних форм сознания.

С.Кьеркегор считал, что причиной распространения нигилистического движения является кризис в христианском вероисповедании.

В России во второй половине ХIХ века появилось больше сторонников нигилизма, отрицающих сложившиеся устои общества. Они высмеивали религиозную идеологию и проповедовали атеизм.

Значение слова нигилист наиболее раскрыто в образе Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Яркий представитель своего времени, он выражал социальные, а также политические изменения, которые происходили тогда в обществе. Он был «новым человеком», бунтарем. Студент Базаров описан Тургеневым как сторонник наиболее «беспощадного и полного отрицания». Прежде всего, он выступал против самодержавия, крепостного права, религии – это всего того, что порождало народную нищету, бесправие, темноту, общину, патриархальную старину, семейный гнёт. Бесспорно, это отрицание носило революционный характер, такой нигилизм был свойственен революционным демократам 60-х годов.

Среди основных видов нигилизма в современном обществе можно выделить несколько.

Правовой нигилизм состоит в отрицании законов. Это может привести к торможению правовой системы, противоправным действиям, а также хаосу.

Причины правового нигилизма могут иметь исторические корни, также он возникает из-за несоответствия законов интересам граждан, несогласия людей со многими научными концепциями.

Моральным нигилизмом называют метаэтическую позицию, которая гласит, что ничто не может быть моральным либо аморальным. Нигилисты предполагают, что даже убийство независимо от его обстоятельств и причин нельзя расценивать как плохой или хороший поступок.

Юношеский нигилизм, так же, как и юношеский максимализм выражается яркими эмоциями в отрицании всего. Подрастающая личность часто испытывает несогласие с взглядами, привычками и жизненным укладом взрослых и стремится защитить себя от негатива реальной жизни. Этот вид нигилизма нередко присущ не только юношам, но и эмоциональным людям всех возрастов и выражается в самых разных сферах (в религии, культуре, правах, знаниях, общественной жизни).

Мереологический нигилизм сегодня довольно распространен. Это философская позиция, которая твердит, что объектов, состоящих из частей, не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Например, нигилист уверен, что лес существует не как отдельный объект, а как множество растений в ограниченном пространстве. И что понятие «лес» создано, чтобы облегчить человеческое мышление и общение.

Географический нигилизм стал выделяться относительно недавно. Его суть в отрицании и неразумении нелогичного использования географических признаков частей света, подмене географических направлений север – восток – юг – запад и географических частей света культурологическим идеализмом.

Эпистемологический нигилизм – это форма скептицизма, которая утверждает сомнение в возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Софисты первыми поддержали скептицизм. Через некоторое время сформировалась школа, отрицающая возможность идеального познания. Тогда уже была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать нужные знания.

Популярный сегодня нигилизм – культурный. Его суть в отрицании культурных направлений всех сфер жизни социума. Руссо, Ницше и другие основоположники контркультуры полностью отрицали всю западную цивилизацию, а также буржуазную культуру. Самая большая критика обрушилась на культ потребительства массового общества и массовой культуры. Нигилисты уверены, что только авангард достоин развития и сохранения.

Религиозный нигилизм – это бунт, восстание против религии, негативное отношение к духовным общественным ценностям. Критика религии выражается в прагматическом отношении к жизни, в бездуховности. Такого нигилиста называют циником, для него ничего святого.

Социальный нигилизм выражается в самых разных проявлениях. Это неприязнь к государственным институтам, реформам, социальные протесты против различных преобразований, новшеств и шоковых методов, несогласие с различными политическими решениями, непринятие нового уклада жизни, новых ценностей и перемен, отрицание западных образцов поведения.

Среди негативных сторон нигилизма невозможность выйти за рамки собственных взглядов, непонимание среди окружающих, категоричность в суждениях, которая часто приносит вред самому нигилисту. Однако позитивно то, что нигилист проявляет свою индивидуальность, отстаивает собственное мнение, ищет и открывает что-то новое.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

masterok

Синдром Котара или Бред Котара – довольно редкое психическое расстройство, обусловленное нигилистически-ипохондрическим депрессивным бредом. У большинства страдающих этим заболеванием людей, наблюдаются одни и те же симптомы, они уверены, что уже мертвы. Они до последнего будут убеждать вас, что у них отсутствуют или сгнили некоторые органы, что им больше не нужно есть или пить. Эти люди будут все больше уходить в депрессивное состояние, теряя интерес к чему-либо, переставая заботиться о себе, или даже попытаются причинить себе вред.

Различают 2 основные формы синдрома: среднюю и крайне тяжелую. Средняя форма заболевания выражается в отвращении к себе, самоистязанием и попытками уйти из жизни, оправдывая это тем, что их существование приносит окружающим только вред. Тяжелые степени протекают с серьезными психическими нарушениями, в форме галлюцинаций и бреда. 53-летняя женщина рассказала психиатру, что от нее пахнет гнилью, потому что она уже умерла. Она настаивала, что бы ее семья приехала, что бы отвезти ее в морг. В другом случае, женщина отрицала не только свою жизнь, но и жизни всех окружающих. Она была уверена, что на планете погибло все, включая нее.

И еще …

Довольно часто такие пациенты проверяют это на собственном опыте, предпринимая нечто очень рискованное или пытаясь покончить с собой. Так или иначе, они чрезмерно поглощены мыслями о собственной смерти и часто требуют, чтобы их убили. Например, один человек день и ночь слышал голос, читающий ему смертный приговор и описывающий пытки, которые для него готовят.

Синдром Котара часто бывает связан с депрессивным состоянием, галлюцинациями и потерей памяти. Иногда он встречается и при шизофрении.

Болезнь названа по имени французского психиатра Жюля Котара, который первым описал пациентов с таким синдромом на парижской встрече психиатров (Societe Medicо-Psychologique) в 1880 г., а позже, в 1891 г., выпустил о них книгу. Он описывал состояния разной степени тяжести, от среднего до крайне тяжелого. Больные средней степени тяжести испытывают чувство отчаяния и отвращения к себе. Но если расстройство принимает более сложные формы, пациенты воображают изменения, происходящие как внутри себя, так и вовне. Котар считал, что отрицание собственного существования возникает в наиболее серьезных случаях.

Хотя люди могут страдать синдромом Котара практически в любом возрасте, такое состояние обычно проявляется к середине жизни. Гораздо чаще оно встречается у женщин, нежели у мужчин, хотя никаких удовлетворительных объяснений этому пока не найдено. У пациентов часто бывает вполне нормальное детство (насколько об этом можно судить). Приступы возникают внезапно, без предварительных психических расстройств. Однако перед появлением симптомов заболевания обычно наблюдается период начальной тревожности, продолжительность которого может быть от нескольких недель до нескольких лет. Внешне эта тревожность зачастую проявляется лишь в раздражительности.

Отрицая существование различных частей тела, один пациент утверждал следующее:

Раньше у меня было сердце. Теперь что-то другое бьется вместо него… У меня нет желудка, и я никогда не хочу есть. Когда я ем, я чувствую вкус пищи, но, после того как она прошла по пищеводу, не ощущаю уже ничего. Такое впечатление, что еда проваливается в пустоту.
По словам докторов М. Д. Эноха и У. Г. Третоуэна, … может даже не употреблять личное местоимение «я». Одна пациентка называла себя «мадам Ноль», подчеркивая свое отсутствие. Другая… говорила о себе: «В этом нет толку. Заверните это и выкиньте на помойку».

Энох и Третоуэн упоминают, что хотя при синдроме Котара пациенты могут достичь такой степени отчаяния, что заявляют о желании не существовать,

…парадоксальным образом вероятность смерти представляется им невозможной и ведет к развитию идей о бессмертии. Это вызывает у них сильнейшее отчаяние – жаждать смерти, но быть обреченным на вечное существование в состоянии нигилизма, напоминающее прижизненный ад Кьеркегора{75}.

Энох и Третоуэн добавляют, что некоторые пациенты при данном заболевании склонны наносить себе травмы.

Преследующие больных галлюцинации могут быть вкусовыми или обонятельными. В этих случаях пациенты убеждены, что они

…гниют, что их еда испортилась, им предлагают грязь, фекалии или человеческое мясо. В этом кроется еще один парадокс, поскольку, несмотря на их убеждение в собственной смерти или бессмертии, они пытаются уничтожить себя.

С 1880 г. психиатры решают, можно ли причислить данное заболевание к разряду синдромов. Некоторые говорят, что клинические наблюдения не подтверждают этого, и относят синдром Котара к подтипу депрессии или бредовым представлениям особого рода.

Причину возникновения заболевания видят во многих вещах. Среди предполагаемых причин – структурные проблемы мозга, токсические и метаболические патологии. К ним относятся различные рассеянные заболевания мозга, атрофия базальных ганглие (находящихся в его основании) и поражение теменной доли (средние и верхние участки заднего отдела мозга).

Однако компьютерная томография показывает, что у больных синдромом Котара нет проблем с теменной долей, зато наличествует «многофокусная атрофия мозга и заболевание средней лобной доли», при котором борозды мозга оказываются расширены.

Японские исследователи утверждают, что в возникновении синдрома Котара немалую роль играют проблемы с бета-эндорфинами, принимающими большое участие в восприятии боли, в регулировании поведения и гормональной секреции.

Существует детальное исследование случая 27-летнего мужчины, у которого проявления синдрома Котара возникли в результате брюшного тифа{78}.

Считается, что данный синдром встречается редко. В исследовании ученых из Гонконга среди 349 психиатрических пациентов было выявлено лишь 0,57 % страдающих этой болезнью{79}.

При изучении Кембриджским университетом 100 случаев заболевания оказалось, что почти всем пациентам с этим синдромом был поставлен диагноз психотической депрессии. Интересно, что 86 % из них имели нигилистические представления о своем теле, 69 – отрицали собственное существование, а 55 % считали себя бессмертными. Состояние всех больных сопровождалось обостренным чувством тревоги и вины{80}.

Впрочем, одно ясно точно: синдром Котара – это крайняя форма отрицания себя.

Случай Нила

История 26-летнего Нила – классический пример проявления синдрома Котара.

Детство Нила, единственного ребенка в семье, было вполне нормальным. Когда ему исполнилось двадцать лет, его родители погибли в авиакатастрофе, разбившись на небольшом самолете. Нил был глубоко религиозным, а эта трагедия потрясла и озлобила его. Обвиняя в смерти родителей себя, Нил стал затворником, оборвал все отношения с людьми и связи с внешним миром. Он бросил университет, стал употреблять тяжелые наркотики и практически ничем не занимался, живя за счет наследства, доставшегося от богатых родителей. Некоторое время Нила интересовал спиритизм, а особенно тема реинкарнации.

В итоге семейный врач убедил Нила обратиться за пси хиатрической помощью. Юноша был одержим бредом отсутствия тела. Нил отказывался признать, что у него есть голова, туловище, ноги и руки – вообще какие-либо части тела. Он отрицал, что ест, пьет, мочится, испражняется, и не мог объяснить, почему одевается, если выходит на улицу. На одной из стадий терапии Нилу предложили выпить стакан воды. После этого его попросили объяснить, куда делась вода. Молодой человек ответил, что она «испарилась». Когда врач требовал объяснить эти и другие несоответствия, Нил либо не отвечал, либо просто говорил: «Не знаю». Судя по всему, он не замечал непоследовательности или противоречия в своих ответах.

А к чему я вообще поднял эту тему то. Буквально недавно вышла первая часть шестого сезона «Ходячих мертвецов» — 8 серий. Еще 8 серий выйдет с февраля этого года.

В общем сериал мне нравится с самого начала и продолжение достаточно активное и интересное. Я понимаю, что тема фантастическая, но накопилось уже несколько моментов, которые можно было как то объяснить или продумать по другому:

1. В первых сезонах пояснялось, что мертвяки заражают своей слюной здорового человека. Точно поясняли, что даже не кровью (д аи живые практически всегда с ног до головы в крови мертвяка). А нафига вы тогда показываете, как кусают уже истлевшие скелеты без тканей вообще? Чем они заразят то?

2. Почему то все больше стали показывать чуть ли не голые сгнившие скелеты — а как они двигаются то? Ладно мозг у них там каким то чудом сохранился, но мышц то давно нет. Показывали бы как положено нормальные зомби-тела.

3. А отсюда вопрос: ладно в начале катастрофы — было много нормальных монстров. А теперь то по прошествии уже не одного года они все нахрен должны были истлеть и развалиться. Они не должны иметь способность ни шевелиться ни заражать. С чего это они приобрели способность к сохранению своих МЕРТВЫХ тканей? Время бы их всех убило просто и эпидемия бы закончилась.

А как вам вообще сериальчик?

Давайте вспомним еще про то, что Более половины психологических экспериментов оказались фальшивками или например про то, Как наше сознание нас дурачит и Как работает промывка мозгов. Вот еще Ошибочные аргументы вашего мышления и Как работает тест Роршаха Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=86592Tags: Медицина, Психология, Сериалы

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *