Николай Иванович в романе «Мастер и Маргарита»: характеристика, образ (сосед Маргариты)

Иллюстрации к роману
«Мастер и Маргарита».
Художник А. Григоренко

Николай Иванович является одним из второстепенных персонажей романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николая Ивановича в романе «Мастер и Маргарита».
Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по «Мастер и Маргарита»

Николай Иванович в романе «Мастер и Маргарита»: характеристика, образ (сосед Маргариты)

Николай Иванович является соседом главной героини романа Маргариты:
«…Маргарита повернула голову в сад и действительно увидела Николая Ивановича, проживающего в нижнем этаже этого самого особняка…»
О внешности Николая Ивановича известно следующее:
«…сидящего на скамеечке пожилого и солидного человека с бородкой, в пенсне и с чуть‑чуть поросячьими чертами лица…»
«…Пенсне на его лице как‑то перекосилось, а свой портфель он сжимал в руках…»
«…Николай Иванович, видный в луне до последней пуговки на серой жилетке, до последнего волоска в светлой бородке клинышком, вдруг усмехнулся дикой усмешкой, поднялся со скамейки и, очевидно, не помня себя от смущения, вместо того, чтобы снять шляпу, махнул портфелем в сторону…»
«…ему намазала лысину…»
Он является почтенным человеком:
«…Лицо почтенного нижнего жильца…»
Николай Иванович — пожилой человек:
«…Чего я испугался, старый осел!..»
«…пожилого и солидного человека…»
Он женат, его жену зовут Клавдией Петровной:
«…Говорил, что Клавдия Петровна ничего не узнает…»
Николай Иванович — скучный человек:
«…Ах, какой вы скучный тип, Николай Иванович, – продолжала Маргарита, – вообще вы все мне так надоели, что я выразить вам этого не могу…»
Однажды женатый Николай Иванович предлагает девушке Наташе, домработнице Маргариты, быть с ним, но та отказывается:
«…что говорил, на что сманивал! Какие деньги сулил. Говорил, что Клавдия Петровна ничего не узнает…»
В ночь, когда Воланд устраивает бал, Наташа в шутку мажет Николая Ивановича волшебным кремом. Мужчина тут же превращается в летающего борова и вместе с Наташей летит на бал:
«…Наташа мазнула кремом Николая Ивановича и сама оторопела от удивления. Лицо почтенного нижнего жильца свело в пятачок, а руки и ноги оказались с копытцами…»
«…Она <…> летела верхом на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточенно молотящем воздух. Изредка поблескивающее в луне, а потом потухающее пенсне, свалившееся с носа, летело рядом с боровом на шнуре, а шляпа то и дело наезжала борову на глаза…»
После бала Николай Иванович снова превращается в человека:
«…На месте Наташи оказался Николай Иванович. Он приобрел свой прежний человеческий облик, но был чрезвычайно мрачен и даже, пожалуй, раздражен…»
После случившегося мужчина становится «жертвой луны» и в каждое полнолуние весной ведет себя странно:
«…он что‑то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду, в высоте…»
«…всегда застает этого обитателя особняка в одной и той же мечтательной позе, со взором, обращенным к луне. <…> полюбовавшись луной, сидящий непременно переведет глаза на окна фонаря и упрется в них, как бы ожидая, что сейчас они распахнутся и появится на подоконнике что‑то необыкновенное. <…> вот сейчас сидящий начнет беспокойно вертеть головой, блуждающими глазами ловить что‑то в воздухе, непременно восторженно улыбаться, а затем он вдруг всплеснет руками в какой‑то сладостной тоске, а затем уж и просто и довольно громко будет бормотать:

– Венера! Венера!.. Эх я, дурак!..»
«…вот еще одна жертва луны… Да, это еще одна жертва…»
Николай Иванович не может простить себе того, что не улетел тогда с Наташей, а остался с женой:
«…Эх я, дурак! Зачем, зачем я не улетел с нею? Чего я испугался, старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь, старый кретин!..»
Это был цитатный образ и характеристика Николая Ивановича (соседа Маргариты) в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Смотрите: Все материалы по «Мастер и Маргарита»

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова воплотило в себе в разнообразных жанрах и сюжетах лучшие традиции русской литературы. Он поднимает вопросы смысла человеческой жизни, поставленные перед людьми драматическим временем. Испытавший множество жизненных невзгод, годы неприятия, писатель сохранил в своих произведениях потрясающую способность к необычной острой сатире в серьезных произведениях. Он утверждал, что спасение общества состоит в сохранении общечеловеческих ценностей, культуры и цивилизации. Самые известные произведения Булгакова, которые представлены в статье, обязательны к прочтению.

1. Мастер и Маргарита

Первоначальный замысел философского романа о вечной борьбе добра и зла, соединивший вопросы совершенного творчества и истинного глубокого чувства, возник в 1928 г. и представлял собой историю о Христе и Воланде, с которым были связаны варианты названий. Сюжетная линия основных персонажей появилась в сочинении в 30-е годы после знакомства с прототипом Маргариты – Еленой Сергеевной, ставшей женой автора. Образ состоятельной и красивой женщины, готовой отказаться от богатства и стабильности ради любви, даже продать душу дьяволу для спасения возлюбленного, вызывает восхищение многих поколений читателей.

Этот самый известный роман Булгакова был завершен в 1939 г., но правился писателем до самой смерти. Уголки и пейзажи старой Москвы указывают на разные периоды существования города, хотя наши современники и сейчас находят нерешенными бытовые и моральные проблемы, описанные в романе. Главы, посвященные мистическим силам, отличаются специфическим булгаковским юмором, а страницы о Христе и Мастере окрашены тонким лиризмом и нежностью.

2. Собачье сердце

Известнейшая повесть Булгакова создана в начале 1925 г., но рукопись изъяли у автора во время обыска, и она увидела свет только спустя шесть десятилетий, хотя ее сложная история существования включает распространение в самиздате и нелегальное издание за границей. Фантастическое повествование представляет собой социальную сатиру. В ней с присущим писателю тонким юмором описывается рискованный и сомнительный опыт создания нового человека с помощью операции. Однако последствия оказываются непредсказуемыми. На самом деле изменить мир к лучшему не так просто.

В произведении затрагивается тема взаимоотношений народа и интеллигенции и их роль в судьбе страны. Многие критики расценивают повесть как политическую сатиру на руководство страны и находят прототипы персонажей среди государственных деятелей того времени. Вывод писателя очевиден: насильственное вторжение в природу, историю и политику приводит к катастрофе, оно вскрывает негативные стороны общественных отношений.

3. Белая гвардия

Первый роман Булгакова, созданный в 1924-1925 годах на основе личных впечатлений, с документальной точностью изображает эпизоды Гражданской войны в Киеве, историю семьи русских интеллигентов и их друзей в это сложное время. Произведение задумывалось автором как крупная трилогия об эпохе, но написана была только первая книга о разрушении привычного мира русских интеллигентов.

Общественные бедствия раскрывают характеры героев. Члены семьи Турбиных в числе добровольцев – офицеров и юнкеров – защищают город, брошенный на произвол судьбы. Верный присяге Алексей в бессмысленном бою получает ранение, зато встречает любовь женщины, спасшей его от противников. Елена становится хранительницей дома, ставшего пристанищем для бывших офицеров.

Произведение насыщено символами: это сам Город, дом и лампа с зеленым абажуром, символизирующая порядок, комфорт и уют.

4. Записки юного врача

7 известных рассказов М.А. Булгакова были напечатаны в 1925-1926 г. в медицинском журнале. В них художественно переработаны и осмыслены действительные эпизоды, случавшиеся с писателем в период его работы доктором в сельской больнице.

Неопытному новичку приходится справляться с курьезными и весьма сложными случаями: ампутацией ноги (рассказ «Полотенце с петухом»), трудными родами («Крещение поворотом»), операцией трахеотомии у девочки с дифтерией («Стальное горло»). В рассказах реалистично воспроизводятся предрассудки и невежество народа в то время, уклад жизни и обычаи сельских жителей («Тьма египетская»). Горожанин, привыкший к комфортной культурной жизни, прекрасно разбирающийся в литературе и искусстве, в обстановке глухой деревни честно выполнял свою трудную работу, с симпатией и сочувствием относился к бедным пациентам.

5. Морфий

По тематике и сюжету рассказ, созданный в 1927 г., граничит с «Рассказами юного врача», но не включен в сборник. Он написан в виде дневниковых записей доктора Полякова, прочитанных после его суицида бывшим сокурсником, которого приятель позвал на помощь. Доктор Бомгард опоздал спасти товарища. Форма дневника дает возможность автору глубоко и искренне показать внутренний мир героя, раскрыть психологию героя.

В сюжете этого известного произведения Булгакова пересекаются две линии. В одной врач профессионально верно описывает симптомы заболевания, повествует о своем физическом и психологическом состоянии. Вторая сюжетная линия красочно рассказывает о самочувствии наркозависимого в момент эйфории и упадка сил. Доктор беспристрастно анализирует, как наступило привыкание. Он сделал себе инъекцию, чтобы избавиться от боли в желудке и душевной травмы в результате ухода любимой. Это исповедь человека, прошедшего путь от нормального человека до полной деградации личности. В дневнике доктора Полякова содержится предостережение всем людям об опасной зависимости.

6. Роковые яйца

Пристрастие Булгакова к жанру фантастики в русле направления модернизма сказалось при написании в 1924 г. сатирической повести «Роковые яйца», напечатанной в журнале «Красная панорама». Действие антиутопии происходит в ближайшем будущем, позволяющем читателю оценить уровень развития общества и советской науки того времени. Эксперимент председателя колхоза с облучением яиц в целях улучшения производства кур превращается в кошмар. Писатель сомневается в стабильности нового государства, однако его не оставляет надежда на восстановление страны после «нашествия гадов» и эпидемий, ставших бедствием для народа.

Автор ставит в произведении сложные философские вопросы о роли случайности в жизни личности и в истории. Датировка повести соотносит ее действие с церковными праздниками 1928 года – Пасхой и Преображением, намекая на изменение мира и его возвращение к привычному, но несовершенному облику.

7. Дьяволиада

Известная повесть, написанная Булгаковым в 1923 г. и увидевшая свет в альманахе «Недра» в 1924 г., рассказывает историю почти гоголевского «маленького человека», пострадавшего от бюрократизма советской системы, превратившейся в болезненном мозгу чиновника Короткова в страшную силу. Сюжет организован на фоне шороха документов и погони по этажам и коридорам канцелярии за неуловимым заведующим. В этой беготне герой утрачивает собственную личность и даже имя, а потеря удостоверения делает его как бы совершенно несуществующим человеком.

Попытки справиться с бюрократической системой не увенчались успехом. Уволенный со службы главный герой терпит поражение в борьбе с непреодолимой бюрократической машиной и прыгает с крыши от настигающих его агентов угрозыска. Особенность повести – в кинематографической смене картин и фантастических бытовых подробностях.

8. Записки на манжетах

Повесть написана в 1922-1923 г. на основе личных впечатлений Булгакова и событий, которые произошли с ним во время жизни на Кавказе и первых месяцев после переезда в Москву. Текст не был напечатан при жизни писателя и частично утрачен. Основная тема книги – взаимоотношения литератора с властью.

Тяжелобольной главный герой (прототип самого Булгакова) обсуждает с коллегой создание в редколлегии газеты отдела искусства и вскоре становится его руководителем. В повести обстоятельно излагается дискуссия о творчестве А.С. Пушкина, которая состоялась в 1920 г. во Владикавказе, где персонаж одерживает победу над теми, кто призывает отказаться от наследия великого поэта. Задуманную им статью о Пушкине не печатают, а посвященный поэту вечер терпит провал из-за глупой карикатуры. В результате литературные мероприятия отменяют.

9. Театральный роман

Неоконченный известный роман Булгакова с ироничным подзаголовком «Записки покойника» начат в 1936 г., в период очередного усиления гонений на писателя. Он написан от лица литератора Сергея Максудова и повествует о закулисном мире театральной и писательской интеллигенции. Однако в него входят наброски и черновики предыдущих лет.

В противоположность мрачному названию, книга довольно веселая. Журналист маленькой газеты на основе снов и фантазий по ночам сочиняет роман, позволяющий ему забыть о скучной реальности, но никогда не будет опубликован.

В книге затронут вопрос о конфликте внутреннего мира творца с внешними неблагоприятными обстоятельствами, столкновение с которыми писатель проигрывает. Персонажи автобиографического романа имеют реальных прототипов, а в сюжет включены описания действительных театральных постановок.

10. Иван Васильевич

Завершает десятку самых известных произведений Булгакова «Иван Васильевич». Эксцентрическая пьеса, созданная в 1934-1936 годах, основана на фантастическом сюжете о перемещении во времени в результате поломки изобретенного инженером Тимофеевым устройства. Последствием водевильной рокировки персонажей между веками происходит неразбериха, наполненная массой комических сцен. Попавшие в чужую эпоху герои ведут себя по правилам своего века.

Верный себе Булгаков подробно освещает детали московского быта 30-х годов, особенно квартирный вопрос, мучивший в то время писателя. Вдумчивый читатель понимает, что сцены террора опричников и легенда о крепостном без имени на бочке с порохом, наказанном за создание летающего аппарата, превращают комический сюжет в серьезный. Он намекает на атмосферу советской столицы.

На конференции, инициированной украинским институтом национальной памяти, украинский писатель, телеведущий и журналист Макаров заявил об опасности для Украины Булгакова. «Миф «Белой Гвардии», который родил Булгаков является абсолютно искусственно выстроенным конструктом. Это фейк. Мы не можем это все окончательно вычистить с Украины, но надо проложить демаркационную линию, что это «наше», а это «не наше», – уточнил он.

По мнению искусствоведа Анастасии Кириковой-Барятинской, для киевского режима, в который встроен институт национальной памяти с его лживой пропагандой и историческими фальсификациями, романы Булгакова о чести, мужестве, верности долгу и благородстве действительно опасны.

«Так называемый институт национальной памяти Украины — это учреждение, задача которого оправдывать преступления киевского режима.

Конечно, их «специалисты» боятся гения нашей литературы, Булгакова, потому что его «Белая гвардия» – это удивительное произведение, с художественной точки зрения. В нем автору почти через сто лет удалось перебросить мостик из Украины начала ХХ столетия в наши дни.

Фактически, в романе об истории семьи русских киевлян-интеллигентов, вынужденных страдать от большевистского беспредела и украинской вакханалии, прослеживается позиция самого автора: его отношение к украинской идее, его взгляд на будущее Украины и Киева, который, кстати, Булгаков очень любил, как и всякий русский человек. Вообще, образ Киева 1918 года, погруженного во мрак, в котором появляются всевозможные преобразователи, немцы, поляки, а главное активизируются «украиньцы» и петлюровцы, имеет много общего с Киевом 2014 года. Кстати, в этом же году Государственное агентство Украины по вопросам кино запретило сериал «Белая гвардия» на территории страны: по мнению экспертной комиссии, он «демонстрирует презрение к украинскому языку, народу и государственности». Видимо и за такие цитаты из «Белой Гвардии»:

«— Сволочь он, — с ненавистью продолжал Турбин, — ведь он же сам не говорит на этом языке (мове)! А? Я позавчера спрашиваю этого каналью, доктора Курицького, он, извольте ли видеть, разучился говорить по-русски с ноября прошлого года. Был Курицкий, а стал Курицький…».

«Край украинский, здесь есть элементы, которые хотят балакать на этой мове своей, — пусть!».

«- Я б вашего гетмана за устройство этой маленькой Украины повесил бы первым!.. Кто запретил формирование русской армии? Гетман. Кто терроризировал русское население этим гнусным языком, которого и на свете не существует? Гетман. Кто развел всю эту мразь с хвостами на головах? Гетман…».

Так жёстко, но правдиво писал Булгаков об украинцах и их языке. Сегодня потомки этой «мрази с хвостами на головах» пока захватили власть на Украине. И эта же «мразь» на памятнике Булгакову на Андреевском спуске написала его имя на мове: «украинский писатель». Но это фальшивка», — подчеркнула искусствовед.

Она добавила, что Булгаков до конца своих дней, судя по его дневникам и воспоминаниям, оставался русским патриотом, представителем русской интеллигенции.

«Именно за русскость романа «Белая гвардия» Булгакова бояться и ненавидят украинские национал-шовинисты. Они понимают, что вся эта их, как пророчески писал Булгаков в «Белой гвардии», «оперетка» — и сегодня тоже ненадолго,» — резюмировала эксперт.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *