Коркино. Троицкая Александро-Невская лавра. Скит Андрея Первозванного.

В 1998 г. у возрождаемого главного монастыря Санкт-Петербургской епархии — Александро-Невской Лавры — появился свой первый скит, расположенный близ д. Коркино в Колтушской волости Всеволожского района на Агафоновом лугу (земельный массив «Генетика»), месте, связанном памятью о первоученике Иисуса Христа святом Апостоле Андрее. Скит находится на старинном сухопутном пути из Скандинавии в Византийскую империю («Из варяг в греки»). По церковному преданию, Апостол Андрей, проповедуя слово Божие, двигался по этому пути и, направляясь в Рим, проехал по сухопутной дороге вдоль Невы. Дальнейшая история Российского государства тесно связана с этой дорогой, ратными и торговыми делами. Агафонов луг находится на сухопутном пути примерно на одинаковом расстоянии между двумя бывшими охраняемыми стоянками, а затем крепостями Ниеншанц и Орешек, водный путь между которыми проходил по Неве. Сухопутный путь от места впадения р. Охта в Неву шел через возникшие позднее деревни Кудрово, Новосергиевку, Колтуши, Агафонов луг вдоль Черной речки и далее по нынешней Морозовской дороге до Петрокрепости. Луг был очень удобен для остановок в середине пути для кормления лошадей и отдыха, т.к. вокруг большого поля текли чистые родниковые речушки, питавшие реку Дегтярку. Видимо, на лугу постоянно располагались сторожевые посты, он исстари выкашивался и потому среди леса никогда не зарастал кустарником и деревьями. Богатый травостой обеспечивался в любое лето, потому что близкая от поверхности земли супесь уводит в плывун лишнюю влагу в дождливую погоду и хорошо пропускает к корням травы родниковую влагу от близких грунтовых вод.

Недалеко от дороги на лугу находится огромный древний валун. По рассказам местных старожилов, еще в начале прошлого века, приезжая косить сено, крестьяне прикладывались к этому камню, обязательно сажали на него детей, чтобы получить исцеление или зарядиться здоровьем и добрыми силами, так как от своих предков знали, что скрывает камень великую благодать, отдавая ее людям с чистым сердцем. «Камень, хранящий великий клад Божьей благодати», – так об этом поведала приезжавшая в 2003 г. в скит монахиня Варвара – уроженка этих мест.

Может быть, у этого камня в 1240 г. после разгрома шведского войска отдыхали дружинники св. кн. Александра Невского. И позднее здесь неоднократно проходили идущие на врага новгородские дружины, а в октябре 1702 г. – войска Петра I, освобождавшие приневские земли от столетнего шведского владычества. В годы Великой Отечественной войны путь получил название «Дорога смерти» или «Дорога скорби». По ней 19 сентября 1941 г. шли тысячи солдат для взятия плацдарма на левом берегу Невы (легендарного «Невского пятачка»), чтобы больше уже никогда не вернуться. Не менее 250 тысяч воинов пало в сентябре 1941 – январе 1943 гг. на «Невском пятачке», и их самоотверженная гибель стала одной из самых трагических страниц войны. На территории Всеволожского района (единственного неоккупированного фашистами в кольце блокады) добывалось топливо и выращивались овощи для осажденного города, здесь размещались госпитали и эвакопункты, располагались аэродромы и дальнобойная артиллерия. В конце 1942 г. в районе Агафонова луга формировались и готовились войсковые подразделения, форсировавшие вскоре Неву и прорвавшие 18 января 1943 г. кольцо смертельной блокады в ходе операции «Искра». И штаб этой операции также находился в лесу поблизости от места скита.

Скит возник на базе крестьянского хозяйства «Краеугольный камень», созданного 27 июня 1994 г. Главой хозяйства был Владимир Михайлович Елгин, его заместителем – Иван Владимирович Елгин. Узнав историческую и духовную значимость места, отведенного под хозяйство, его глава доложил обо всем митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну. 19 сентября 1995 г. Владыка благословил установление поклонного креста, утвердил проекты часовни и звонницы (составленные архитектором И.Я. Холяковым) и высказал предвидение о создании в перспективе на этом месте скита святого Апостола Андрея Первозванного. Утверждая проект часовни, митрополит сказал: «Наконец-то и на «Дороге смерти» появятся православные кресты…»

Группа энтузиастов начала обустраивать территорию и готовить основу для будущего строительства. 5 июня 1996 г. у старинного валуна был установлен деревянный поклонный крест, освященный настоятелем церкви св. Иоанна Кронштадтского в пос. Колтуши о. Сергием Тарасовым. В течение двух лет В.М. Елгин со своими единомышленниками обустраивал территорию, а в июне 1998 г. обратился к архим. Назарию с просьбой о принятии послушником в состав братии Александро-Невской Лавры. 17 июня начальник Всеволожского РСУ А.Д. Чистяков выделил строительный вагончик, в него в этот же день на Агафоновом лугу по благословению наместника Лавры поселился В.М. Елгин. 6 июля о. Назарий известил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о том, что к нему обратились В.Д. Чистяков и В.М. Елгин с просьбой о «кураторстве» строительства часовни, которое берет на себя Всеволожское РСУ, и предложением об устройстве на этом месте скита Лавры. На следующий день Владыка поставил резолюцию: «Благословляется принять послушником Владимира Елгина, контролировать строительство часовни и других объектов и оформить дарственную на землю».

В начале июля 1998 г. В. Елгин был зачислен послушником в состав братии Александро-Невской Лавры. С этого времени он занялся созданием скита под руководством и контролем архимандрита Назария. Архитектором и инженером-строителем стал Андрей Павлович Зайцев. 1 августа 1998 г. наместник Лавры издал распоряжение № 23-С, в котором приказал образовать скит в честь святого Апостола Андрея Первозванного, назначить ответственным за организацию и ведение строительных работ В.М. Елгина, а также составить и утвердить положение о ските. 18 октября архимандрит утвердил подготовленное положение.

К осени 1998 г. были построены две деревянные келии. Летом 1999 г. состоялась закладка часовни святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а к осени следующего года были окончены основные работы по ее возведению, освящен и водружен крест. Часовню срубили из калиброванных бревен в традициях северного деревянного зодчества. 6 апреля 1999 г. В.М. Елгин был пострижен о. Назарием в рясофор с наречением именем в честь св. преподобного Зосимы Соловецкого. 28 апреля 2000 г. инок Зосима принял постриг в мантию в Свято-Троицком соборе Лавры с наречением именем в честь прп. Серафима Саровского, а 1 мая архимандрит Назарий утвердил монаха Серафима в должности строителя скита.

Через несколько месяцев митрополит Владимир благословил освятить строящуюся часовню по чину церкви. 22 января 2001 г. архим. Назарий утвердил проект пристройки к часовне алтарной части с преобразованием ее в церковь, а также проект возведения вместо планировавшейся раньше звонницы колокольни с трапезной и библиотекой (автор проектов А.П. Зайцев). К этому времени был выкопан колодец, устроены некоторые хозяйственные постройки, начато оборудование монастырской пасеки с целью производства меда для братии и воска для свечей. 22 февраля 2001 г. наместник Лавры представил митрополиту рапорт о делах в ските, на котором 26 марта Владыка написал: «Читал с интересом и радостью. Сердечно благодарю монаха Серафима (Елгина) за труды и за предпринятый подвиг по созданию скита Александро-Невской Лавры. Призываю Божие благословение на дальнейшие труды».

28 июня 2001 г. о. Назарий обратился к главе администрации района с просьбой предоставить хозяйству около 5 гектаров леса, которые составят основу медосбора, и 3 апреля 2002 г. участок лесного фонда площадью 2,5 га передали в аренду монаху Серафиму (Елгину) на 5 лет, а дальнейшем этот договор был переоформлен на Лавру, и срок аренды продлен до 49 лет. Постепенно развивалось подсобное сельскохозяйственное производство: начато разведение гусей, кур, кроликов, выращивание картофеля. 13 сентября 2002 г. было завершено оформление факта дарения Лавре здания церкви с подворными постройками и земельного участка крестьянского хозяйства. 8 апреля 2003 г. архим. Назарий благословил начало проектных работ братского корпуса, бани, привратницкой, архиерейского дома, дома паломников, мастерской и двухкомнатного дома для скита (23 апреля 2004 г. форэскизы этих строений были согласованы с районным Комитетом по архитектуре и градостроительству). 15 октября 2003 г. было подписано постановление администрации Всеволожского района № 3877 о разрешении Лавре строительных работ по возведению православного скита, таким образом, его строительство получило полное юридическое обоснование. Осенью 2003 г. началось возведение деревянной колокольни с постоянным звоном, переносящим в вечность память о трагических событиях войны и блокады.

27 декабря 2003 г. церковь свв. Зосимы и Савватия была освящена иерейским чином, и в этот же день архим. Назарий и духовенство Лавры отслужили первую Божественную литургию и совершили крестный ход. Началось регулярное еженедельное совершение служб. 21 августа 2004 г. в день памяти свв. Зосимы и Савватия архим. Назарий возглавил праздничное богослужение в скитском храме. В это время продолжалось возведение колокольни, братского корпуса, овощехранилища и ворот с оградой.

Создаваемый скит будет достойным престолом для ушедших в вечность и для ищущих пути ко спасению, ярким факелом молитвенной памяти о погибших воинах и «Краеугольным камнем» для спасения каждого с любовью и верой приходящих к нему. В скиту будет круглосуточное чтение псалтыри о всех ушедших в вечность, в том числе и о незахороненных по христианскому обычаю. Из многих святых мест и монастырей, в том числе из Иерусалима, со св. Горы Афон, с Кипра уже привезены паломниками благословения, иконы, земля, лампадное масло, свечи, фотографии, открытки. Количество людей, которым Господь открыл пути участия в строительстве скита или молитвенного посещения его, растет. Люди идут сюда с вопросами, раздумьями, за советами, в поисках ключей к спасению своих душ. Пока они размышляют здесь сами со своей совестью, озаряемые светом Божьей благодати. Но появятся в скиту монахи-старцы, и тогда поток людской многократно возрастет.

Фото: архив infpol.ru

Чем в Бурятии может удивить туристов «Озеро-Нож»

Котокель, или Котокельское озеро, некогда было одним из самых излюбленных мест отдыха для тысяч горожан и приезжих из других регионов.

И было отчего: озеро поражало своим природным великолепием и обилием рыбы. Даже самый неопытный рыбак мог запросто наловить тут окуней или плотвы. Берега удивляли живописными пейзажами с пышной растительностью, а озеро манило теплой водой, так сильно отличающейся от холодного Байкала.

От села Котокель до Байкала 9 км. А в самом узком месте ширина перешейка между озерами составляет всего 2 км. Раньше туристы, искупавшись в ледяных водах Байкала, тут же шли на Котокель, чтобы отогреться в соседней теплой лесной «ванне».

К сожалению, идиллия на Котокеле закончилась в 2008 году, когда водоем вдруг стал опасен не только для жизни, но и для здоровья. В Котокельском озере обнаружили загадочную «гаффскую болезнь». Тем не менее мы, надеясь, что в ближайшие годы ситуация все-таки изменится и Котокель обретет свою былую славу, решили немного рассказать о «райском озере». Так сказать, на будущее.

Озеро-нож

Котокель вполне мог бы заслужить звание одного из самых великолепных мест Бурятии. Одни только истории, связанные с этим озером, могли стать прекрасным «туристическим якорем», манящим приезжих побывать на берегах водоема. Начнем с названия. Первыми поселенцами на берегах лесного озера стали эвенки, которые и дали водоему название «Кото-Кель», что означает «Озеро-Нож». По одной легенде, такое имя эвенки присвоили водоему из-за того, что Котокель имеет вытянутую форму. Ширина озера всего 5 километров, зато длина – почти 15 километров. По другой версии, одон из эвенкийских охотников обронил на озере свой нож. Какая из гипотез соответствует действительности, сейчас уже и не выяснить.

Монастырский остров

Не каждый знает, что история Котокеля связана со Свято-Троицким Селенгинским монастырем. В XVII — XVIII веках озеро вместе со всеми прилегающими к нему землями принадлежало церкви. Священники обследовали водоем и, обнаружив на нем небольшой остров, соорудили там скит и церковь Николая Чудотворца. Остров нарекли Монастырским (местные называют его Монаховым). Остатки церковных построек – амбары и коптильни – можно найти и поныне.

Поселившиеся на острове монахи были просто поражены изобилием рыбы. Кстати, до сих пор считается, что самая лучшая рыбалка как раз у Монахова острова. Поэтому церковь решила сдавать озеро в аренду. По данным из открытых источников, рыбаки-арендаторы ежегодно вылавливали здесь до 75 тысяч пудов (почти полторы тонны) окуней, плотвы, язей и т.д.

Весть об озере, где рыба просто кишит, достигла самых дальних уголков Бурятии. На Котокель потянулись переселенцы. Большая часть из них прибыла из Чикоя. Они-то и основали на берегах водоема села Исток, Котокель и Черемушки. К сожалению, переселенцы в погоне за прибылью нередко перекрывали нерестовые реки Коточик, Исток и Турку. На промысел ежедневно выходило по полторы тысячи человек, что в итоге и привело к резкому снижению численности рыбы. К 1924 году на Котокеле было добыто всего 12 тысяч пудов рыбы. Это в три раза меньше, чем раньше!

Годы лихолетья

Мало кому известно, что озеро Котокель стало ареной противоборства между красными и белыми в годы Гражданской войны. Напомним, что Советская власть в Прибайкалье и Баргузине была установлена сразу после Октябрьской революции. Тогда же красногвардейцы прибыли на Котокель и, узнав о монастырском ските на острове, немедленно высадили там десант. К тому времени в монастыре обитали лишь несколько монахов. Красногвардейцы тут же арестовали их. Что произошло дальше, покрыто легендами. Местные утверждают, что всех монахов расстреляли на одном из мысов Котокеля. Поэтому-то он и носит зловещее название Убиеновка.

Однако красногвардейцы не смогли надолго удержать ни Прибайкалье, ни Баргузин. С юга на них двинулись отряды Каппеля, которые, перейдя замерзший Байкал, рвались на восток. Один из маршрутов проходил по побережью Байкала. Белогвардейцы рассчитывали дойти до Баргузина, а затем, перевалив через Икатский хребет, уйти в Забайкалье. Этот поход им удался. Ведь каппелевцы были грозной силой, легко опрокидывающей красные отряды, состоявшие из крестьян и рыбаков. Проходя мимо Котокеля, белогвардейцы атаковали отряд красных и полностью уничтожили его. Место сражения называется Полковая падь, или просто Полковая. Там до сих пор можно найти старинные гильзы, пуговицы, прочую армейскую утварь. Отметим также, что о сражении на Котокеле мало кому известно. Исследователям стоит обратить внимание на эту загадочную страничку истории Гражданской войны.

Не выдержало нагрузки

С 70-х, а особенно 80-х годов озеро становится туристической достопримечательностью. Котокель стал знаменит. На берегах водоема появилось около 40 турбаз и лагерей отдыха. К сожалению, обилие туристов принесло озеру не только славу, оно сослужило и плохую службу. Дело в том, что Котокель – слабопроточное озеро. В него впадает лишь несколько ручьев. Вытекает только одна речка. Рекреационная нагрузка была столь велика, что озеро стало заиливаться, Котокель «зацвел» — вся толща воды была пронизана мелкими водорослями, похожими на крупу. Свою лепту внесли и базы отдыха, которые нередко сливали сточные воды прямо в водоем. В советское время пытались спасти озеро. Даже начали рыть канал, который должен был наполнить Котокель водой. Но проект так и не завершили. Пришли другие времена, и остатки канала до сих пор можно увидеть близ села Черемушки.

Беда грянула в 2008 году. Вода и рыба озера оказались отравлены бактериальным токсином. Это произошло за счет попадания в озеро неочищенной сточной воды. Сперва начали погибать собаки и кошки, отведавшие выловленной рыбы. Затем жертвами «гаффской болезни» стали люди. В результате ЧП заболели несколько десятков человек, один из них погиб. Кроме того, на Котокеле массово гибли рыба и водоплавающая птица. С 2009 года на озере был введен карантин.

Так выглядело озеро в 2015 году. Фото: russianstock.ru

Озеро оживает

С тех пор прошло почти 10 лет. Большинство баз на Котокеле прекратили работу, туристы сюда почти не наведываются. И, что самое интересное, резкое снижение нагрузки привело к тому, что озеро стало оживать. Исследования, которые ведутся на Котокеле, показали, что ситуация нормализуется. Результаты биопроб оказались отрицательными, токсинов в рыбе обнаружено не было. Однако пока о полном открытии озера для отдыхающих все-таки говорить рано. Согласно рекомендациям, карантинные ограничения с озера можно будет снять после получения всех результатов исследований. Но, думаем, это произойдет очень скоро.

Однако, прежде чем снова открыть озеро и запустить турбазы, следует хорошо продумать систему очистных сооружений. Республиканским властям, мечтающим превратить Бурятию в общероссийскую туристическую зону, следует озаботиться этим вопросом уже сейчас. Если пустить дело на «самотек», беда может повториться.

Думаем, что вопрос об организации очистных сооружений на Котокеле решить возможно. Ведь сумели же создать такую же систему в особой экономической зоне «Байкальская гавань». И тогда, через пару лет, мы сможем смело зазывать туристов на живописные берега прекрасного озера Котокель.

Спас планктон?
По мнению ученых, некогда Котокель был заливом Байкала. Эту версию подтверждает наличие в Котокеле байкальского планктона – микроорганизма, способного очищать воду. Не исключено, что именно планктон и спас озеро от гибели. Но справиться с грязью микроорганизм смог только тогда, когда все базы на берегу водоема прекратили работу.

Вина Болгарии

715 30.09.10

Болгария — древняя винодельческая страна. Местное виноградарство и виноделие связывают с фракийцами, жившими на территории современной Болгарии около 4000 лет назад. После спада в развитии виноделия, вызванного тюркским завоеванием и принятием христианства, началось его бурное возрождение.
Роженский, Бачковский и другие монастыри стали центрами виноделия. Им мы обязаны рождением популярных вин с оригинальными названиями, указывающими на монастырское происхождение напитков — Монастырская изба, Монастырское шушуканье и т. д.
После турецкого завоевания виноделие и виноградарство не были прекращены, несмотря на строгий запрет ислама.
Нашествие филлоксеры, две мировые войны — все это сдерживало болгарское виноделие. После второй мировой войны в Болгарии были основаны мощные государственные винодельческие предприятия. Большой объем производства, его высокие темпы развития, ориентир на количество, а не на качество — все это способствовало тому, что в 70-е годы Болгария являлась одним из крупнейших мировых экспортеров дешевого вина. В настоящее время Болгария проводит большую работу по повышению качества своих вин.
Принятые в 1978 году законы направлены на осуществление контроля за качеством продукции, которая делится на столовые вина (Tables wine), производимые из смеси сортов винограда, для которых район происхождения не имеет значения; местные вина (Bulgarian Conntry wines), производимые в определенных винодельческих районах и из отдельных сортов винограда.
Что касается марочных вин, то они также подразделяются на две категории: вина декларированного географического региона и контролируемые вина.
Вина декларированного географического региона вырабатываются в определенном районе, который в обязательном порядке указывается на этикетке.
Самая высшая категория болгарских вин — контролируемые вина (Controliran wines) — присваивается напиткам, которые производятся в районах с контролируемыми наименованиями. Но в отличие от более низкой категор ии марочных вин эти напитки подвергаются двойному контролю со стороны института виноградарства и виноделия и Национального комитета по качеству.
Марок вин в Болгарии вырабатывается чрезвычайно много, как столовых белых и красных, так и десертных, игристых и ароматизированных.
Среди белых сухих столовых вин следует отметить Дымят, Пино, Шардоне, Ркацители, Карловски мискит; среди красных сухих столовых вин — Мавруд, Мелник, Загоре, Тракия, Гымза, Каберне и т. д.
В России хорошо известны болгарские вина с остаточным сахаром. Среди них белые — Монастырская изба, Тамянка, Троян, Хемус; красные — Кадарка, Балканский огонь, Меча кровь, Руйно, Мелник и т. д.
Среди белых десертных вин особой популярностью пользуются Тамянка, Славянка, Варна, Бисер; среди красных десертных — Поморка, Рубин, Тырново и т. д.
Во всех болгарских селах производятся также великолепные вина собственного изготовления, которые, естественно, не экспортируются и не известны в мире.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *