Юморной человек как качество личности – способность быть шутником, преисполненным юмора; быть забавным, юмористичным, весёлым, смешным, жизнерадостным.

Юморной человек звонит домой жене и говорит: – Мол, так и так, дорогая, мой бизнес накрылся…
Приезжает домой, а её уж и след простыл, и шмотки забрала. Ну и фиг с ней! Зачем мне баба без чувства юмора?

Муж смотрит футбол, а жена в это время крутится перед зеркалом.

– Дорогой, тебе нравятся мои уши? Муж, не отрываясь от экрана: – Да. – А мои пальчики указательные? – Прекрасно. – А мои трицепсы? – Восхитительно! – А мои пяточки? – Шедеврально. – А что тебе, дорогой, нравится больше – моё очаровательное лицо или моя прекрасная фигура, моя врожденная элегантность или природное чувство стиля? – Чё? Ха-ха-ха. Ой, сейчас умру. Держите меня семеро. Дорогая больше всего мне нравится, что ты юморная женщина с большим чувством юмора.

Юморной человек всегда молод, ибо он и в старости не теряет чувства юмора. Видя юморного человека, угрюмые, мрачные личности, лишённые чувства юмора, думают, что у него проблемы с головой.

Для юморного человека юмор – есть способ самосохранения, самовыживания. Юмор делает юморного человека свободным, радостным и весёлым.

Поскольку мы все находимся под влиянием трёх энергий – благости, страсти и невежества, постольку и юморные люди генерируют либо благостный, либо страстный, либо невежественный юмор. Юмор юморного человека всегда куда-то направлен.

Если юмор направлен на всё, что ниже пояса, на секс, интим, на выставление себя перед окружающими – это страстный юмор. Чувство юмора неотделимо от жизненной концепции самого человека. Когда человек сворачивает богатую палитру отношений между мужчиной и женщиной только к сексу, его юмор в этой сфере жизни фокусируется на нижних центрах. Чем, к примеру, отличается американская комедия от американской драмы?- Если на протяжении фильма никто ни разу не пустит газы, это драма. В ином случае — комедия.

Американский «великий» искусствовед делает заключение: — Секрет улыбки Джоконды, наконец, мною разгадан! Просто, рисуя Джоконду с натуры, Леонардо да Винчи нечаянно громко пукнул, она услышала и улыбнулась.

Невежественный юмор – это неприкрытое хамство, это оскорбительный юмор. Когда «юморной» человек живёт с концепцией счастья – жить только для себя, а на других наплевать, он превращается в поставщика невежественного юмора, хамского по своей природе и оскорбительного для других людей.

Благостным юмором юморной человек помогает лучше раскрыть тему, чтобы людям было более понятно, чтобы сложный вопрос стал более доходчивым.

Юморной человек обычно осознаёт, что юмор является одним из основных способов решения любых проблем. С помощью юмора можно выгнать из сознания непрошенных гостей – тоску, уныние, депрессию и всяческие страхи. Юморной человек обычно находится в хорошем настроении, поэтому ему легко выгнать из сознания «непрошенных гостей». Юмор и смех не нравится плохим гостям.

Юморной человек смеётся над своими проблемами, тем самым, накачивая свои психологические мышцы. Такого человека голыми руками не возьмёшь. Зло с ним просто так, лёгенько не справится.

Юморной человек, подходя ко всему с юмором, имеет нормальный психологический иммунитет, он способен сопротивляться трудностям.

Если человек не помнит, когда последний раз смеялся, значит, в нём уже развивается какая-то болезнь, значит, нужно бежать к врачу.

В некоторые больницы специально приглашают юморных людей, чтобы они приходили и веселили больных. Так улучшается лечение.

Юморные люди дарят окружающим позитивное, радостное настроение, ибо оно является обязательным элементом нашего развития.

Большой плюс юморного человека – умение преодолевать страхи.

Психолог Рами Блект пишет: «Страхи нам даются для того, чтобы мы их проходили и двигались дальше, чтобы мы могли наилучшем образом реализоваться именно в данный момент. Зона успехов лежит там, где нам больше всего страшно. И часто, когда мы преодолеваем свои страхи, то резко взлетаем после этого. Преодолевать страхи и напряжение хорошо помогает юмор в благости, так как юмор – это Божественное качество. Попробуйте пошутить – вы расслабитесь и страх уйдет. Пошутите над своим страхом, над ситуацией и т.д. Живите в радости, добавляйте в жизнь как можно больше юмора. Каждый день мы просыпаемся и у нас есть выбор куда идти – в рай или в ад. Превратить предстоящий день в рай или ад – это зависит только от нас, потому что для счастья нам ничего не нужно, оно всегда внутри нас. Не надо беспокоиться и переживать о будущем, нужно просто жить «здесь и сейчас». Тогда наша жизнь станет праздником, потому что мы сами её строим. Мы все со – Творцы, маленькая часть Бога и не надо об этом забывать. Находящиеся на высоком духовном уровне люди счастливы всегда, даже если они умирают от тяжелой болезни. Их счастье не зависит от внешних условий, они очень гармоничны и ничего не боятся. Даже в таком состоянии они посылают людям любовь и служат примером, как нужно любить и ценить жизнь».

Юморной человек – ахахашный, ибо находит комизм в любой неприятной и неожиданной ситуации. Это его защитная реакция на неожиданные жизненные казусы. Он умеет видеть себя со стороны, как в фильме, поэтому многие эпизоды воспринимаются его подсознанием, как будто это кто-то другой – Пьер Ришар или Никулин. Например, он видит себя гуляющим по берегу моря с собакой. Вот он на секунду отвлёкся, поглядел, куда побежал его непоседливый пёс, и тут к нему подошёл лабрадор, понюхал штанину и «расписался». Человек без юмора изошёл бы от злости, а он чуть не умер от смеха, прокручивая в памяти комичную ситуацию.

Словом, юморной человек весело смотрит на мир и умеет смеяться над собой даже в самой абсурдной и несуразной ситуации. Он не боится быть смешным и не относится к себе любимому с избыточной серьёзностью. Юморные люди любят людей и открыты для них, они проявляют душевную теплоту и обаяние, поэтому их юмор, если он благостен, становится добрым и позитивным.

Юморной человек наблюдателен, он освоил ассоциативное мышление, имеет приличный словарный запас, эрудицию, актёрское мастерство, способность спонтанно, импровизированно сочинять весёлые шутки. Люди тянутся к человеку – другу улыбки, ведь с ним можно забыть о неприятностях или взглянуть на них с весёлой стороны. Из вселенской катастрофы они превращаются в мелкие неудобства.

Многие люди хотят быть юморными, ибо знают, что к юморному человеку всегда приковано внимание. Всем приятно, когда на тебе сосредоточено внимание окружающих, когда ты всех обаял шутками и остротами, очаровал красноречием, поэтому тебя внимательно слушают. Юморные люди питаются вниманием остальных к себе. В этом нет никакого вампиризма. Просто тешится их эго, а это очень приятно.

Эти фразы из книги матушки Лилии Малахой «Замужем за Церковью», из раздела «Церковный юмор». Вот некоторые…

«Не надо думать, что священники это такие скучные бородатые дядьки, не знающие ничего, кроме слов «сын мой». В церковной среде есть свой особый юмор. Забавное и откровенно смешное происходит даже в храмах, даже на богослужениях. Да и повседневная жизнь церковных служителей скрашивается такими обычными человеческими минутками.

В храме на молебне батюшка читает записки и поминает: «Петра, Ирины, Николая… и всех Православных Христиан, кроме тех, кто крал наш кирпич».

Храм. Праздник Крещения Господня. Бабульки беседуют:

— Крещение — что это за праздник???

— А это Иисус Христос крестился и принял нашу веру православную.

Один священник, принимая исповедь у тех, кто называет один – два греха и говорит, что больше ничего не помнит, указывал им на одну из кафельных плиток на полу храма и говорил:

— Вот, постой тут, это плитка чудотворная, на ней все грехи сейчас и вспомнишь!

Удивительно, но грехи и, правда, вспоминали.

Приехали как-то в храм конкретные пацаны, машину освещать. Машина, надо понимать, навороченней некуда. Батюшка вышел, начинает святить. «Освящается колесница…» Тут один из пацанов к другому поворачивается и говорит: «Это чё он ее так обозвал? Нормальная же «бэха»…»

В храм заходит пожилая женщина с большой сумкой и, устремившись к свечному ящику, строго спрашивает: «А где тут у вас ананасы раздают?» Свещницы ничего не могут понять, начинается выяснение обстоятельств такого странного слуха, и женщина говорит:

— Ну вот я же вчера шла мило, а у вас тут народ стоял и кричал: «Ананас! Ананас!»

Тут все прояснилось. Вчера в храме был крестный ход, во время которого священник кропил молящихся освященной водой. Те, на кого водичка не попала, начинают просить священника побрызгать и на них, выкрикивая при этом: «А на нас! А на нас!»

Есть дивная молитва, которую поют на вечернем богослужении: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя» («Да будет молитва моя, как кадило пред Тобой (Господи), а мои воздетые руки – вечерняя жертва Тебе»). Один священник рассказывал, что пожилая прихожанка, как только начинали петь эту молитву, заливалась горючими слезами и сокрушенно рыдала. Наконец, батюшка не выдержал и спросил у нее – что вызывает у этой женщины такие слезы?

— Да как же не рыдать-то, батюшка! – ответила она – Слова-то какие покаянные: «Я крокодила пред Тобою!!!»

Рассказывали и о другой старушке, которая, слыша эту молитву, тяжко вздыхала и говорила: «И не только крокодила, но и бегемота!»

Одна бабушка пела Символ веры так: «… чаю воскресения мертвых и в жизни буду человеком» («чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»)

На одном приходе новоназначенный настоятель обратил внимание на то, что при пении на Литургии Херувимской песни при словах «Всякое ныне отложим попечение» (т.е. «всякие сейчас забудем заботы (мирские)», многие женщины устремляются к кануну (стол, на который кладут продукты на поминание) и кладут на него печенье. Когда он поинтересовался, почему они так делают, те удивились его «неграмотности»:

— Так как же – поют-то ведь: «Всякое ныне положим печение!»

Рассказывали историю, будто остановили гаишники одного священника, прицепились, мол «дыхни в трубочку», а он со службы причащать болящего ехал. Говорит им: «Да, от меня пахнет, но я Литургию служил, в трубочку дышать не буду — кощунство это…» Гаишники не отстают, священник пытается их вразумить и почти отчаявшись говорит: «Ладно, я дыхну в трубку, но знайте, Господь вам это так не оставит…» Берет в руки злополучную трубку и… в этот момент водитель КАМАЗа не справляется с управлением и въезжает на глазах гаишников в стоящую на обочине их «девятку»… Говорят, что с тех пор в этом районе у гаишников остановить священника было дурной приметой. Если такое случалось, то батюшку немедленно с извинениями отпускали и срочно меняли место дислокации.

В школу пригласили батюшку провести урок и рассказать детишкам о христианстве. В процессе беседы батюшка спрашивает:

— Как все молитвы заканчиваются? Правильно, «Аминь». А что это значит?

Зависает неловкая пауза, все молчат и тут находится один продвинутый мальчик:

— Ну… Наверное это что-то вроде «отправить сообщение».

Девушка-студентка спрашивает у священника: «Батюшка, ну какому ещё святому помолиться, чтобы сдать экзамен?» На что получает ответ: «Дочь моя, а ты учить-то не пробовала?»

В храме идет полиелейное помазание прихожан. После того, как священник помажет лоб человеку освященным маслом, этот человек должен поцеловать руку священника. Одна новоначальная прихожанка этого не сделала по незнанию. Батюшка ей говорит: «А ручку поцеловать?» Она, краснея, протягивает ему руку и говорит: «Ну, нате…»

В храм зашла женщина и спрашивает:

— Где можно поставить свечу святому Жезане?

-?!?!

— Ну святой Жезана!

— Да нет такого святого!

— Ну как же нет! Вы же на каждой службе поете «и распятого Жезаны»

(«и распятого же за ны (за нас) при Понтийстем Пилате»)

Идет служба недели святых отец. Диакон читает родословие Иисуса Христа. И вдруг вместо «Салафииль же роди Зоразавеля» произносит: «Соловей же роди журавеля». Настоятель в алтаре: «Ничего себе пташка!»

Иподиакон нес шлейф архиерейской мантии и случайно наступил на него. После службы подходит к архиерею и говорит: «Простите, владыка, что я вам на хвост наступил», а ему архиерей в ответ: «Ты еще мои копыта не видел!»

Плакат в церкви:

— Водитель, помни!

Твой личный ангел-хранитель летает со скоростью не более 90 км/ч.

Цитаты о юморе

Остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.

4383 минуты на осмысление

Юмор — талант произвольно приходить в хорошее расположение духа.

3583 минуты на осмысление

Без смешного нельзя понять серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного.

3413 минуты на осмысление

Юмор — один из элементов гения, но когда он преобладает, то теряет свое качество и становится суррогатом.

3405 минут на осмысление

В уме нечутком не место шуткам.

3333 минуты на осмысление

Если шутка прячется за серьезное – это ирония, если серьезное за шутку – юмор.

3193 минуты на осмысление

Юмор — это спасательный круг на волнах жизни.

3183 минуты на осмысление

Всякий серьёзный юмор начинается с того, что перестаёшь всерьёз воспринимать собственную персону.

2813 минуты на осмысление

Шутовство – тайная целомудренность истины.

2803 минуты на осмысление

Великие мысли – часто самые улыбающиеся.

2783 минуты на осмысление

Юмор – такое же личное дело, как секс.

2583 минуты на осмысление

Смешную фразу надо лелеять, холить, ласково поглаживая по подлежащим.

2583 минуты на осмысление

Юмор приводит в действие механизм мысли.

2583 минуты на осмысление

Возбуждение сострадания к осмеянному и не знающему себе иены прекрасному и есть тайна юмора.

2533 минуты на осмысление

Изящно шутить и занимательно рассказывать о пустяках умеет лишь тот, кто сочетает в себе изысканность и непринужденность с богатым воображением: сыпать веселыми остротами — это значит создавать нечто из ничего, то есть творить.

2507 минут на осмысление

Юмор, конечно, восстанавливает то, что разрушает пафос, но когда его очень много – он сам начинает разрушать. А от хронического юмора образуется цинизм, с которым жить очень удобно, потому что человек все недооценивает. Всему назначает низкую цену.

2447 минут на осмысление

Юморист незамедлительно приметит шарлатана, но не всегда распознает святого. Но если односторонний взгляд на людей — дорогая плата за чувство юмора, зато в нем есть и ценная сторона. Когда смеешься над людьми, на них не сердишься. Юмор учит терпимости, а юморист — когда с улыбкой, а когда и со вздохом — скорей пожмет плечами, чем осудит. Он не читает морали, ему достаточно понять, а ведь недаром сказано, что понять — значит пожалеть и простить.

2407 минут на осмысление

Нет никакой отдельной смеховой культуры, потому что нет культуры без смеха, и нет смеха без слез.

2347 минут на осмысление

Трагическое так же смешно, как и комическое.

2313 минуты на осмысление

Юмор — оружие безоружных.

2312 минуты на осмысление

Комическое быстро становится скорбным, если оно человечно.

2233 минуты на осмысление

Если половые отношения дают самый лёгкий, всегда находящийся под руками, готовый и доступный даже слабому остроумию материал для шуток, как это показывает обилие непристойностей, то это объясняется тем, что в их основе лежит нечто глубоко серьёзное.

2217 минут на осмысление

Там, где шутки кончаются, начинается юмор.

2213 минуты на осмысление

Юмор по большей части дело мужское.

2183 минуты на осмысление

Человек, который хотя бы отчасти не юморист, – лишь отчасти человек.

2173 минуты на осмысление

Если человек лишен чувства юмора, значит, было за что.

2173 минуты на осмысление

Остроумное парадоксально, парадоксальное остроумно: то и другое представляет собой какие то истины, не вместившиеся в слова, логику или принятые представления и давшие о себе знать слишком неожиданно.

2167 минут на осмысление

Шутка позволяет нам использовать нечто смешное в нашем враге, что мы не могли бы в силу неких препятствий высказать открыто или сознательно. Шутка подкупит слушателя приманкой удовольствия, чтобы он, не углубляясь в проблему, принял нашу точку зрения.

2157 минут на осмысление

Достаточно порою небольшой шутки, чтобы сбить большую спесь.

2123 минуты на осмысление

Среди любителей юмора попадаются и те, кто его понимает.

2113 минуты на осмысление

Если бы юмор вызывал один смех, то вы едва ли могли бы проявить больше интереса к писателям-юмористам, чем вы проявляете к частной жизни клоуна. Юморист стремится разбудить и направить в нужное русло ваши чувства любви, жалости, снисхождения, ваше отвращение к лжи, обману, фальшивым престижам, вашу нежность к слабым, обездоленным, угнетенным, несчастным. По мере своих возможностей и способностей он комментирует самые будничные и обыденные поступки и чувства людей. Другими словами, он берет на себя обязанности проповедника по будням.

2077 минут на осмысление

Не теряйте чувства юмора. Юмор для человека то же, что аромат для розы.

2063 минуты на осмысление

Шутка делает возможным удовлетворение похотливого или враждебного инстинкта, несмотря на препятствие на своем пути.

2063 минуты на осмысление

От великого до смешного — один шаг.

2053 минуты на осмысление

Смех – единственное испытание серьёзного, а серьёзность – смешного. Подозрителен предмет, который не переносит насмешки, и лжива шутка, которая не выдерживает испытания серьёзностью.

2045 минут на осмысление

Обязанность шута не только шутка, но и правда.

2043 минуты на осмысление

Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет.

2033 минуты на осмысление

Бог — юморист. Если не верите, посмотрите на себя в зеркало.

2023 минуты на осмысление

Возбуждение сострадания к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному и есть тайна юмора.

2013 минуты на осмысление

Самое смешное – это лишь лёгкое преувеличение того серьёзного, что окружает нас в реальной жизни.

2013 минуты на осмысление

Юмор не покоряется судьбе, он упрям и знаменует не только торжество Я, но и торжество принципа удовольствия, способного утвердиться здесь вопреки неблагоприятным обстоятельствам действительности.

1995 минут на осмысление

Только решетка отделяет юмор от дома умалишенных.

1973 минуты на осмысление

Юмор — это серьезность, скрываемая за шуткой.

1973 минуты на осмысление

Обладая чувством юмора, находишь удовольствие в капризах человеческой природы.

1963 минуты на осмысление

Юмор, как плющ, вьется вкруг дерева. Без ствола он никуда не годен.

1953 минуты на осмысление

Разница между английским юмором и юмором американским — 150 долларов в минуту.

1943 минуты на осмысление

От хорошего юмора всегда грустный смех.

1933 минуты на осмысление

Юморист – человек, который чувствует дисгармонию мира.

1933 минуты на осмысление

Юмор — это добродушное созерцание и художественное изображение нелепостей жизни.

1923 минуты на осмысление

Черного юмора не существует, потому что не бывает белого юмора.

1923 минуты на осмысление

Юморист, человек, который жонглирует собой.

1913 минуты на осмысление

Цинизм – это юмор в плохом настроении.

1913 минуты на осмысление

Юмор – очень редкий металл.

1903 минуты на осмысление

С возрастом женщины все больше полагаются на косметику, а мужчины – на свое чувство юмора.

1883 минуты на осмысление

Юмористы всегда сидят за детским столом.

1873 минуты на осмысление

Юмор — улыбка человека, знающего, как мало оснований для смеха.

1873 минуты на осмысление

Юмор – это придворный шут в те времена, когда истина не звучит подобно звону колоколов.

1853 минуты на осмысление

Без юмора живут только глупые.

1853 минуты на осмысление

Чувство юмора — это чувство соразмерности.

1823 минуты на осмысление

У меня нет врожденной веры в людей. Я склонен ожидать от них скорее дурного, чем хорошего. Это — иена, которую приходится платить за чувство юмора. Обладая чувством юмора, находишь удовольствие в капризах человеческой природы, не слишком доверяешь благородным декларациям, всегда доискиваясь недостойных мотивов, которые за ними скрываются, несоответствие между видимостью и действительностью развлекает и там, где не удается его найти, подмывает его создать.

1807 минут на осмысление

Чувство юмора — великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор.

1805 минут на осмысление

Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели.

1793 минуты на осмысление

Различия в чувстве юмора — причина немалых затруднений в любви.

1793 минуты на осмысление

Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

1783 минуты на осмысление

Юмор — это чувство дистанции.

1783 минуты на осмысление

Юмор есть остроумие глубокого чувства.

1763 минуты на осмысление

Есть юмор идей, совмещение мыслей, которые никогда не встречались еще друг с другом в человеческой голове, гражданский брак между шуткой и мудростью.

1755 минут на осмысление

Комик заставляет вас рассмеяться. Юморист заставляет вас задуматься и потом рассмеяться.

1733 минуты на осмысление

Юмор – это способность видеть три стороны одной медали.

1733 минуты на осмысление

Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяет даже важные вещи, чем серьёзное и глубокое изучение.

1703 минуты на осмысление

Все следует принимать всерьез, когда отказывает юмор.

1683 минуты на осмысление

Единственный способ рассмешить некоторых людей — поскользнуться на льду и упасть.

1623 минуты на осмысление

Юморист достигает превосходства потому, что входит в роль взрослого, до некоторой степени как бы отождествляется с отцом и принимает других людей за детей.

1555 минут на осмысление

Юмор — громоотвод безумия.

962 минуты на осмысление

Юмор — это способность видеть три стороны одной медали.

893 минуты на осмысление

Всё человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет.

853 минуты на осмысление

Цинизм — это юмор в плохом настроении.

853 минуты на осмысление

Юмор, пожалуй, единственное изобретение, отличающеё людей от скотов и других людей.

833 минуты на осмысление

Юмор — очень редкий металл.

793 минуты на осмысление

С возрастом женщины всё больше полагаются на косметику, а мужчины — на свое чувство юмора.

733 минуты на осмысление

Если смеховой экстаз соответствует освобождению, юмор соответствует суверенному пользованию свободой. — Бахтин, смех, христианская культура

713 минуты на осмысление

Юмор, как и женский стан, должен быть тонким, но не плоским.

703 минуты на осмысление

Человек, который хотя бы отчасти не юморист, — лишь отчасти человек.

663 минуты на осмысление

Если любовь крутит миром, то юмор служит ему осью вращения.

633 минуты на осмысление

Совет артистам-юмористам. Я заметил, что очень важно найти смехотворную точку. Если хочешь, чтобы аудитория смеялась, выйди на эстраду и стой молча, пока кто-нибудь не рассмеётся. Тогда подожди ещё немного, пока не засмеётся ещё кто-нибудь, но так, чтобы все слышали., Когда это всё случится, то знай, что смехотворная точка найдена.

637 минут на осмысление

Юмор — единственное истинное испытание серьёзности,а серьёзность — юмора.

623 минуты на осмысление

Если шутка прячется за серьёзное — это ирония, если серьёзное за шутку — юмор.

603 минуты на осмысление

Только решётка отделяет юмор от дома умалишенных.

603 минуты на осмысление

Темы цитат по буквам

В одном монастыре, расположенном на берегу Красного моря, настоятель как-то сказал:
— В нашей обители слишком много попугаев.
Братья весьма удивились и попросили у настоятеля разъяснений.
— Много у нас таких, которые говорят, что думают, только когда узнают, что это говорят другие, — отвечал тот.

Великий Арсений говорил, что гнев – всегда плохой советчик. Как-то старец разгневался на своего молодого собрата по келье и воскликнул:
— Ты что, старший в этой келье?
— Нет, отче!
— Тогда не говори глупостей!

Двое братьев, путешествуя по пустыне, воспользовались гостеприимством одной очень щедрой семьи. Не желая показаться невежливыми, они не смогли отказаться от стаканчика вина. Выйдя снова на дорогу, один из них сказал другому:
— Я пройду вперед, брат, а ты скажи мне, прямо ли я иду.
Он прошел полсотни шагов и обернулся. Другой брат сказал ему:
— Да, ты идешь прямо, но скажи-ка, что это за брат идет рядом с тобой?

Некий мудрец века сего посетил однажды авву Зенона.
— Отче, — спросил он, — можешь ли ты сказать мне, что такое философ?
— Философ — это слепец, который ищет в темной комнате черную кошку, когда ее там нет, — отвечал старец.
— А кто же тогда богослов?
— Богослов это то же самое, но иногда он находит кошку…

Блаженный Даниил Скитский, который в юности долго сомневался, предаться наукам или же Господу, убежал в пустыню в день, когда услыхал из уст знаменитого ученого Александрийской школы такое рассуждение:
— От тепла тела расширяются; вот почему летом дни длиннее, чем зимой.

Один брат, оставивший мир, чтобы укрыться в пустыне, получил от своей семьи следующее послание: «Не гоняйся за невозможным, возвращайся домой. Единственное подлинное благо — это семья».
На обратной стороне послания была, однако, приписка:
«Когда решишь возвращаться, предупреди нас заранее, потому что мы сдали твою комнату».

Молодой монах пришел за советом к авве Моисею.
— Отче, — сказал он, — я понимаю, как можно согрешить руками, глазами, устами или ушами. Но как можно согрешить носом?
— Если совать его в чужие дела, — отвечал старец.

Авва Авраам, старец, исполненный кротости и заботливости, был очень любим ребятишками из соседней деревни. Часто они собирались перед его хижиной, ожидая, когда старец выйдет и расскажет им что-нибудь о красоте творения. В один из таких дней старец долго рассказывал детям о Боге, а под конец задал им несколько вопросов:
— Скажи мне, Даниил, кто такой Бог?
— Бог — это наш Творец.
— Ты хорошо ответил. А ты, Макарий, что ты скажешь, кто такой Бог?
— Бог — это мой Отец.
— Очень хороший ответ. Ну, а ты что скажешь, Гелазий?
— Бог — это отец Макария.

Отцы-пустынники относились к женщинам с предубеждением, но было бы преувеличением сказать, что они были полные женоненавистники. Их духовная уравновешенность удерживала их от всякого рода крайностей. Авва Филатерий однажды сказал:
— Женщины догадываются обо всем и ошибаются только тогда, когда думают.

Рассказывают, что братьям Тимофею и Павлу в Скитской пустыне было поручено стричь монахов, и работы у них было много. Однажды к ним пришел старец, который десять лет до того не брился и не стригся. Брат Павел в этот день был несколько утомлен из-за долгого поста. В результате в конце стрижки и бритья у старца было три пореза: на подбородке, на щеке и на голове.
— Отче, — спросил его брат Павел, — ты у меня уже бывал?
— Нет, уверяю тебя, — отвечал старец. — Ухо мне отрезали разбойники в пустыне.

Авва Афанасий был при смерти. Врачу, который уверял его, что у него нет ничего серьезного, он сказал:
— Какая удача! Значит, я умираю в добром здравии.

Однажды епископ посетил монастырь в пустыне. Братья, жившие там только на хлебе и воде, лезли из кожи вон, чтобы приготовить для епископа подобающую трапезу.
В конце обеда, трепеща, они спросили его:
— Владыка, как ты нашел нашу козлятину?
— Случайно, под листиком салата, — отвечал епископ.

В одной деревне разнеслась весть, что в соседнем большом монастыре сменился настоятель. Тут же явился к воротам монастыря какой-то бедняк в лохмотьях и, заметив настоятеля, подошел к нему.
— Отче, — сказал он, — я хорошо знал прежнего настоятеля, который был очень щедр ко мне. Надеюсь, что и ты тоже будешь щедрым…
— Разумеется, брат; но, видишь ли, старый настоятель — это я, а новый явится дней через десять…

Жил в Александрии один очень богатый человек, который каждый день молился Богу об облегчении жизни бедняков. Узнав об этом, авва Макарий послал ему сказать: «Я хотел бы обладать всем твоим состоянием».
Изумленный богач послал к нему одного из своих слуг спросить, что бы тот стал делать с таким богатством? Авва Макарий сказал:
— Передай своему хозяину, что я немедленно исполнил бы его молитву.

До того, как стать монахом, авва Лонгин работал в мастерской корзинщика. Каждый день он должен был сплетать по пятнадцать корзин. Однажды, работая весьма усердно, он сплел целых двадцать корзин.
— Разве мне не полагается дополнительной платы за эти корзины? — спросил он хозяина.
— Да, — отвечал хозяин, — но ты ведь знаешь, что говорится в Библии: «В поте лица твоего будешь добывать хлеб свой».
— Нигде, однако, не говорится, что я должен также добывать и твой! — возразил Лонгин.

Авва Филимон обнаружил однажды, глядя на весело играющих на деревенской площади мальчишек, что весьма недалеко еще продвинулся по пути совершенства. Он спросил их:
— Во что вы играете?
— Мы играем, кто больше всех соврет.
— Ох, — сказал старец, — в мое время не играли в такие игры!
— Молодец, отче, ты выиграл! — закричали хором ребята.

Среди отцов-пустынников, как и повсюду, были братья, беспокоившиеся из-за своего здоровья. Один из них, по имени Диоскорид, имел обыкновение посещать каждую неделю авву Илию, который, будучи человеком терпеливым и склонным к сочувствию, каждый раз осведомлялся о его здоровье. Диоскорид неизменно жаловался:
— Мой желудок словно изъеден тысячью червей…
Или:
— У меня как будто облако в мозгу…
Или же:
— Кости мои стали хрупкими, как тростинки.
Авва Илия утешал его, призывая уповать на Господа.
В один прекрасный день Диоскорид исчез на целый месяц.
Авва Илия стал не на шутку беспокоиться. Когда наконец Диоскорид появился, авва Илия бросился к нему с расспросами:
— Брат, я так беспокоился о тебе! С тобой что-нибудь случилось?
— Ничего серьезного, — отвечал тот, — я болел.

Авва Даниил славился своей мягкостью и милосердием к грешникам. Однажды, придя к больному выслушать исповедь, он увидел, что тот колеблется.
— Я не настаиваю, чтобы ты исповедался, — сказал старец. — Я не хочу, чтобы под влиянием страха ты принял поспешное решение. Засыпай спокойно, и если завтра утром проснешься, позови меня.

Один из старцев Скитской пустыни страшно косил глазами. Однажды на узкой дорожке он толкнул брата, шедшего ему навстречу, и заметил ему:
— Тебе бы следовало лучше смотреть, куда ты идешь, брат.
— А тебе, отче, следовало бы лучше идти туда, куда ты смотришь.

Пришедшему из пустыни было очень непросто проникнуть в Антиохию. В воротах стояли стражники и проверяли все товары, ввозимые в город. Однажды они остановили авву Серапиона, когда он шел, везя тележку, покрытую попоной.
— Отче, что у тебя в тележке? — спросил его стражник.
— Моя собака, брат!
— Какая же это собака, отче, это коза! У нее рога…
— Не вмешивайся в частную жизнь моей собаки, брат!

Одному старцу каждый день приходилось взбираться на спину мула и ездить за водой от Скитов до горы Гизель. Как-то один послушник его спросил:
— Отче, от каждодневной езды на муле у тебя не болит голова?
— Как раз наоборот, брат, как раз наоборот!

Когда авва Виссарион решил отправиться в пустыню, группа молодых бездельников окружила его, насмехаясь:
— Куда ты бежишь, Виссарион? Разве ты не знаешь, что дьявол умер?
— Примите мои соболезнования, бедные сиротки, — отвечал им святой старец.

Авва Евлогий был однажды так грустен, что не мог этого скрыть.
— Почему ты грустишь, отче? — спросил его один старец.
— Потому что я усомнился в способности братьев познавать великие истины Божий. Трижды я показывал им льняной лоскуток с нарисованной на нем красной точкой и спрашивал, что они видят, и трижды они отвечали: «маленькую красную точку». И никто не сказал: «лоскуток льна».

Однажды в Скитской пустыне случилось неслыханное — дождь лил целых три дня подряд. Молодой монах, испугавшись, спросил у старца:
— Отче, а вдруг это новый потоп?
— Не может быть, — отвечал старец, — ибо бесплодность первого убедила Бога не насылать второй.

В одном монастыре настоятель во время собрания братии заснул.
— Умолкнем, братья, — сказали монахи, — дадим поспать настоятелю.
Но тот, подняв голову, сказал:
— Как же мне спать, братья, если вы не будете говорить?

Один из отцов как-то поведал старцу:
— Порой меня терзают сомнения при мысли о том, чем занимался Ной в ковчеге, плавая по безбрежному морю?
— Несомненно, он удил рыбу.
— То-то и оно! А как он это делал, если червячков у него была всего одна пара?

Один старец сказал: «Наихудший момент для безбожника — это когда он чувствует себя преисполненным благодарности, но не знает, кого благодарить».

Трое старцев встретились после долгой разлуки. Они были уже весьма преклонного возраста, и среди прочего заговорили о своем здоровье.
— У меня выпали все зубы, — сказал первый из них. — Мне приходится вымачивать хлеб в воде, чтобы проглотить хоть несколько кусочков.
— А мне не хватает слюны, — сказал второй. — Что бы я ни ел, мне приходится класть на язык крупинку соли.
— А я не жалуюсь на отсутствие ни зубов, ни слюны, — сказал третий. — Но вот сегодня утром мой келейник сказал мне: «Отче, еще и полдень не наступил, а ты съел уже три огромных каравая хлеба!» Поистине, память меня покинула.

Один игумен пришел к старцу за советом:
— Отче, какой должна быть проповедь?
— Проповедь, — отвечал старец, — должна иметь хорошее начало и хороший конец. А затем тебе следует как можно больше сблизить их друг с другом.

Двое отцов повстречались как-то посреди пустыни. Поклонившись друг другу, один из них спросил другого:
— Прости мою нескромность, брат, не жил ли ты какое-то время в Антиохии?
— Я никогда не бывал в Антиохии, — отвечал тот.
— И я тоже; должно быть, это были двое других монахов.

Один монах спросил как-то старца:
— Отче, я никак не могу взять в толк, какая разница между всесожжением и жертвой?
— Я отвечу тебе небольшой притчей, — сказал старец. — Однажды свинья и курица прогуливались вместе по двору фермы. Проходя мимо дверей кухни, курица заметила: «Судя по запаху, там жарят яичницу с ветчиной. Как видишь, у нас с тобой одна судьба».
— Не совсем так, — отвечала свинья. — Для тебя речь идет лишь о пожертвовании, тогда как для меня — о подлинном всесожжении.

Один молодой монах спросил у старца:
— Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?
— Не беспокойся, — отвечал старец, — если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немедленно сам от тебя отречется.

Один молодой человек желал поступить в монастырь Эннатон. Старец стал его расспрашивать, желая испытать, насколько серьезно тот решился оставить мир.
— Если бы у тебя было три золотые монеты, отдал бы ты их нищему?
— От всего сердца, отче!
— А три серебряных монеты?
— Охотно!
— А если бы у тебя было три медных монетки?
— Нет, отче.
— Почему же? — воскликнул старец в изумлении.
— Потому что у меня действительно есть три медных монетки.

Один из братьев спросил как-то старца:
— Что доподлинно означает: «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе»?
— Это значит, что нельзя кощунствовать попусту, — отвечал старец.

Один старец заметил: «Все в жизни происходит так: когда вы становитесь достаточно большим, чтобы дотянуться до горшочка с медом, вам этого уже не хочется».

Один старец сказал: «Добродетельные женщины безутешны по поводу ошибок, которых они не совершали».

Один старец сказал: «Годы, на которые женщина убавляет свой возраст, не пропадают, потому что она прибавляет их к возрасту других».

— Тебе бы следовало поменьше поститься, — сказали одному старцу.
— Да, но я прекрасно себя чувствую, — возразил тот, — а ведь мне уже восемьдесят лет!
— А вот если бы ты постился поменьше, тебе бы уже было девяносто!

Один старец провел долгие годы в духовном борении, и вот однажды у него вырвались слова:
— Господи, если Ты повсюду, как получается, что я так часто оказываюсь где-то еще?

Авва Варсанофий сказал: «Чем менее умен священник, тем мирянин ему кажется глупее». По поводу же александрийских священников, чье поведение оставляло желать лучшего, авва Поэмен сказал: «Многим священникам следовало бы пойти в пустыню, чтобы принять имя «человек»».

Одному могущественному человеку в Антиохии, который мог вызывать дождь и вёдро, старец сказал: «Ты можешь стать еще могущественнее, но ты никогда не сможешь усесться выше собственного зада».

На могиле одного старца была надпись: «Здесь покоится в мире авва Исидор. Тело его погребено в Александрии».

Один старец из Скитской пустыни имел дар пророчества, и много людей приходило к нему. Но вот однажды он заперся в своей келье, не желая больше никого видеть, и стал проводить свои дни в полном молчании. Через год и один день авва Исарий спросил его:
— Брат, почему ты решил перестать пророчествовать?
— Потому что я понял, что для того, чтобы быть пророком, достаточно быть пессимистом, — отвечал старец.

Однажды монастырь аввы Виссариона, чья душевная деликатность была широко известна, посетил епископ. Старец, желая почтить епископа, немного склонного к чревоугодию, постарался приготовить для него достойную трапезу. Но когда епископ ему сказал:
— Авва, надеюсь, ты не стал убивать кошку, чтобы приготовить этого зайца? — старец не смог удержаться и ответил:
— Нет, владыко, я воспользовался уже дохлой.

— Брат, где в этой местности наилучшая гостиница? — спросил путник у старца, сидевшего на пороге своей хижины.
— Их тут две, брат, — отвечал старец. — Но в какую бы из них ты ни попал, ты пожалеешь, что не попал в другую.

Один молодой брат пришел к старцу и сказал ему:
— Отче, прошу тебя, найди мне череп, чтобы размышлять, глядя на него, о краткости сей жизни. Я думаю, что таким образом мне будет легче сосредоточиться в молитве…
Старец обещал ему это, но, придавая мало значения такого рода вещам, он принес не один череп, а два.
— Отче, а почему два черепа? — изумился молодой монах.
— Чтобы удвоить твое рвение! — отвечал старец. — Гляди, брат, это два черепа великого Афанасия: один когда он был молод, а второй — на склоне лет.

В Келиях молодой монах колол дрова. Проходивший мимо старец посмотрел на него и сказал:
— Твой топор напоминает мне молнию, брат.
— Это потому, что я машу им так быстро? — спросил довольный монах.
— Нет, потому что он никогда не бьет дважды в одно и то же место.

Старец чинил крышу своей хижины. Проходивший мимо молодой монах остановился и стал смотреть.
— Ты хочешь узнать, как забивают гвозди? — спросил старец.
— Нет, я хочу узнать, что говорит старец, когда бьет себя молотком по пальцу.

Один молодой человек пришел к авве Арсению за советом.
— Я хочу быть врачом, отче, но я еще не знаю, стану я учиться врачевать глаза, или же зубы. Старец ему сказал:
— Заниматься медициной — всегда дело доброе. Но не забывай, однако, что глаз у человека всего два, а вот зубов…

Авва Макарий предупреждал своих монахов, чтобы они никогда не принимали лекарств: «Если вы станете принимать порошки от простуды, вам придется потом глотать пилюли от болей в желудке, вызванных порошками, а затем вам понадобятся мази от волдырей, вызванных пилюлями, а потом успокоительное от ожогов, причиненных мазями, а затем…»
Авва Макарий умер в возрасте 120 лет, под дубом, на закате солнца…

Одного скитского монаха привели на суд за то, что он убил вилами собаку.
— Так-то ты, брат, являешь собой пример кротости и смирения? — упрекнул его судья. — И потом, разве ты не мог ударить эту собаку рукоятью, а не зубьями?
— Я бы так и сделал, — отвечал монах, — если бы собака пыталась укусить меня хвостом, а не зубами!

Отцы-пустынники работали много, но порой и среди них встречались лентяи. Так однажды великий Даниил сказал праздному монаху:
— Прошу тебя, брат, если увидишь кого отдыхающим, помоги хоть ему…

Одного старца как-то спросили:
— Почему это, отче, всякий раз, когда брат, живущий с тобою в келье, принимается петь псалмы, ты высовываешься в окно?
— Чтобы никто не подумал, что я его истязаю!

— Отче, — спросил как-то один брат великого старца Антония, — почему ты не отвергаешь хвалы, которые тебе воспевают?
Отец монашества отвечал:
— Потому что мы отвергаем хвалы не из смирения, а чтобы получать их вдвойне.

Один брат впал, причем не в первый раз, в грех блудодеяния. Он рассказал об этом авве Исайи. Но сокрушался он, похоже, очень мало, так что даже заявил:
— В конце концов, авва, человеку ведь свойственно грешить!
— Так-то оно так, — отвечал старец, — но если стерка изнашивается быстрее карандаша, значит, кто-то впадает в крайность…

Один монах пришел к старцу, жившему на берегу Красного моря. Тихонько постучавшись в дверь его хижины, он был напуган страшным лаем собаки. В то же время он услыхал голос старца:
— Входи же, брат!
— А собака?..
— Ты разве не знаешь поговорки: лающая собака не укусит?
— Я-то знаю, но вот знает ли ее собака?

Один весьма требовательный епископ прибыл как-то с визитом в монастырь в Фиваиде. Когда его пригласили к трапезе, он сказал:
— Мне довольно будет двух яиц, но изжаренных на камне, а не на противне, нежных, не пережаренных, хорошо посоленных, но без перца, сдобренных четвертью ложки масла, а главное — очень горячих.
Брат-кухарь поклонился и сказал:
— Все будет сделано по твоему желанию, владыко. Курицу, которая снесла эти яйца, зовут Сизина. Ее имя тебя устраивает?

Авва Гиперихиос сделался монахом после того, как провел свою молодость в политических кругах Александрии. Укрывшись в пустыне, он так отвечал на вопрос, почему он столь мало уважает правителей края: «Потому что я их знаю. Все их обещания превращаются потом в налоги…»

Один старец, чтобы весело отпраздновать свой восемьдесят второй день рождения, решил поесть бычьего языка. Но потом он задумался: «Стоит ли есть нечто, находившееся во рту животного?.. Более разумно, я думаю, будет сделать себе яичницу из двух яиц!»

Один из сильных мира сего явился как-то в Скитскую пустыню, чтобы посоветоваться со старцем, который имел дар пророчества. Поглядев на него; старец сказал: «Я ничего с тебя не возьму за то, что расскажу тебе о твоем будущем, но тебе придется построить церковь для нашего монастыря, если не хочешь, чтобы все узнали о твоем прошлом».

Священнику, который собирался произнести свою первую проповедь, старец сказал: «Запомни, брат, проповедь никогда не будет совсем уж плохой, если слушатели найдут ее короче, чем они ожидали…»

Авва Серапион рассказывал братьям историю о том, как один старец из Нитрийской пустыни прибыл в рай и был весьма изумлен пышными приготовлениями к торжественному празднеству.
— Я недостоин такого приема! — сказал он св. Петру.
— По правде говоря, — отвечал св. Петр, — этот прием не для тебя. Мы готовимся ко встрече одного епископа.
— Понимаю, — сказал старец, — это вопрос иерархии…
— Это вопрос редкости! — возразил св. Петр. — Монахов здесь тысячи, а вот епископы к нам попадают чрезвычайно редко…

Один монах сказал старцу:
— Не всегда легко знать, в чем состоит твой долг.
— Напротив, это очень легко, — отвечал старец. — Это то, чего меньше всего хочется делать.

Молодой монах, поселившийся в Кельях, пишет письмо своей семье: «Я нашел место, идеальное для тех, кто, подобно мне, ищет уединения. Их тут целые тысячи…»

Двое монахов, Памбо и Памбон, жили вместе в Скитской пустыне. Неподалеку от них жили два других монаха, Илларий и Илларион. Однажды авва Памбо пришел к авве Илларию за советом.
— Отче, — сказал он, — авва Памбон и я живем вместе в пустыне уже многие годы. Долгие молитвы, бдения, посты отягощают порой наш разум настолько, что мы уже почти не понимаем друг друга. А как тебе удается решать эти проблемы с твоим сотоварищем?
Авва Илларий отвечал:
— Я возбуждаю его разум посредством загадок; сейчас покажу тебе, как это делается.
И авва Илларий позвал авву Иллариона.
— Илларион, — сказал он, — кто племянник сестры сына твоей бабушки?
— Это я, — немедленно отвечал Илларион.
Авва Памбо восхитился, поблагодарил авву Иллария за совет и вернулся к себе. Там он сразу же позвал авву Памбона испросил:
— Брат, кто племянник сестры сына твоей бабушки?
Авва Памбон растерялся, задумался и, как всегда, занервничал:
— Это трудный вопрос, отче, — сказал он.
— Вовсе нет, — отвечал авва Памбо. — Племянник сестры сына твоей бабушки — авва Илларион!

Один монах сказал старцу:
— Я слышал, что авва Филомен, которому уже больше восьмидесяти лет, решил написать воспоминания о своей жизни. Что ты об этом думаешь?
— Я думаю, что писать воспоминания о себе — это прекрасное средство говорить правду о других.

Один старец спрашивает у другого:
— Как по-твоему, брат, чему лучше следовать, разуму или сердцу?
— Сердцу, — отвечает тот.
— А на каком основании?
— На том простом основании, что сердце указывает нам наш долг, а разум предоставляет поводы отлынивать от его исполнения.

Несколько мирских людей пришли к авве Сысою.
— Мы тут проходили мимо… — начали они, и надолго замолкли.
Так ничего и не выговорив, они решили наконец удалиться, и старец на прощание им сказал:
— В следующий раз, когда будете проходить мимо, то проходите, проходите…

Один молодой монах постоянно опаздывал на десять минут на вечерню. Однажды он опоздал всего на пять минут, и старец сказал ему: «Поздравляю тебя, брат! Впервые ты опаздываешь с таким опережением».

Молодой монах сказал старцу:
— Как трудно, отче, любить ближнего!
— Действительно! Мы получили повеление возлюбить ближнего как самого себя, а ближний делает все, чтобы мы не послушались.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *