Врачебная этика

Темы: КадрыОрганизация бизнесаСотрудники

Понятие врачебной этики является крайне важным в современном обществе, так как оно рассматривает моральный и нравственный аспект деятельности каждого врача или медицинского работника. Поэтому знать о принципах врачебной этики и деонтологии будет полезно каждому человеку, а не только непосредственно работникам сферы здравоохранения. Медицинская этика рассматривает как материальные, так и нематериальные понятия, включая врачебную тайну, порядок информирования пациентов и их родственников и другие неоднозначные вопросы, не имеющие единого верного ответа.

Врачебная этика — что это такое

Профессия врача издревле была связана с особым взаимоотношением между непосредственно представителями медицины и простыми людьми, которые доверяли им свою жизнь и здоровье. При этом многие медицинские действия, операции и манипуляции могли неоднозначно восприниматься с точки зрения общественной морали и нравственности, что обуславливало необходимость установления отдельных, специфических норм и принципов, которые бы регулировали деятельность медицинских работников и врачей. Более того — самим врачам необходимо было наличие определенных правил и принципов, которые формировали бы их как представителей отдельного профессионального сообщества и устанавливали бы общие механизмы взаимодействия с пациентами.

Так и возникла врачебная этика — как один из видов профессиональной этики, касающийся деятельности врачей и других медицинских работников. При этом профессиональная этика в сфере медицины возникла и развивалась на протяжении нескольких тысячелетий, что дало основание целой науке об этичности поведения врачей и их взаимодействия с пациентами — деонтологии.

Существует также иное направление деонтологии — юридическая деонтология, которая изучает вопросы профессиональной этики юристов и их взаимодействия с другими людьми в сфере юриспруденции. Более подробно о юридической деонтологии можно прочитать в отдельной статье.

Сама по себе врачебная этика — это комплекс моральных, нравственных и этических принципов и ориентиров, в соответствии с которыми врачи должны вести свою деятельность. При этом врачебная этика ориентирована в первую очередь на рассмотрение моральных и нравственных вопросов и конфликтов, которые могут быть связаны с обеспечением профессиональной деятельности врачей. Однако, в некоторых своих аспектах, профессиональная этика врачей также регламентирует и принципы взаимодействия непосредственно внутри медицинского сообщества специалистов.

Сейчас врачебная этика является одним из наиболее спорных направлений профессиональной этики. Развитие технического прогресса, равно как и развитие самого общества формирует зачастую диаметрально противоположные взгляды на те или иные аспекты врачебной деятельности. При этом необходимо разделять понятие врачебной этики — как комплекса норм и правил этичного поведения самих врачей и медработников с пациентами и медицинской этики — как общей системы, согласно которой во всем мире развивается и применяется система здравоохранения и принимаются решения глобального масштаба.

Более подробно о медицинской этике и биоэтике можно прочитать в отдельной статье. Далее же будут рассматриваться непосредственно вопросы, связанные с прямым применением профессиональных этических принципов врачами в Российской Федерации и за её пределами. Знание врачебной этики сейчас актуально как для действующих врачей, так и для людей, которые лишь планируют в будущем посвятить свою жизнь медицине и помощи другим людям. Более того, актуальной будет эта информация и для людей, напрямую не связанных с медициной — ведь каждому человеку рано или поздно может потребоваться определенная медицинская помощь, и лучше знать в соответствии с какими принципами она оказывается.

Зачем необходима врачебная этика

Сама по себе профессиональная этика врачей призвана решать как практические задачи, так и моральные и нравственные вопросы, с которыми могут столкнуться медицинские работники и простые люди, обращающиеся за медицинской помощью. Поэтому основные задачи и цели профессиональной врачебной этики стоит рассмотреть как можно более внимательно. Несмотря на то, что конкретные цели могут отличаться в зависимости от страны, территории, культуры, религии и профессиональной специализации врача, в общем случае врачебная этика призвана решать следующие задачи:

  • Установление ограничений и особой ответственности врачей. Врачебная этика стремится установить максимально допустимые границы дозволенных действий для врачей, чтобы предотвратить возможные негативные последствия их деятельности для общества и пациентов. При этом она также рассматривает особый статус врача и соответствующую ему дополнительную ответственность, которая налагается на каждого медицинского работника.
  • Определение личностных качеств, необходимых для медицинского работника. Любой медицинский работник обязан с точки зрения врачебной этики, обладать как рядом профессиональных навыков, так и определенными личностными качествами, которые следует развивать, культивировать и поощрять в рамках ведения профессиональной деятельности.
  • Установление понятий врачебного долга. Само понятие врачебного долга является одним из базовых в рамках врачебной этики и регулирует принципы оказания медицинской помощи и обеспечения свободного доступа к ней у нуждающихся людей.
  • Разрешение наиболее распространенных моральных конфликтов. Деятельность врача так или иначе часто может быть связана с различными неоднозначными моральными и этическими конфликтами. Например — необходимость причинения вреда пациенту для спасения его жизни или здоровья. Есть и более сложные вопросы и дилеммы, которые приходится разрешать врачам в экстренных ситуациях, и они также рассматриваются в рамках врачебной этики.
  • Обеспечение развития врачебного сообщества и медицинской науки. В рамках профессиональной этики врачей рассматриваются в том числе и вопросы, связанные напрямую с развитием медицинской науки и с взаимодействием медицинских работников друг с другом, что обеспечивает эффективное развитие медицины в целом и структурирует врачебное сообщество в частности.
  • Фиксация гарантий равенства, свободы и справедливости. Врачебная этика призвана обеспечить равенство между всеми пациентами, непредвзятость врача при назначении лечения и необходимости совершения выбора, и свободу человека при необходимости проведения каких-либо медицинских манипуляций.
  • Поиск оптимальных методов сохранения психического и физического здоровья врачей и пациентов. Значительная часть аспектов врачебной этики посвящена необходимости сохранения психики врачей, как группы риска — медицинским работникам часто приходится находиться в травмирующих ситуациях и методы борьбы с возможными травмами рассматриваются в том числе и с этической и моральной точки зрения. Кроме этого, рассматривает профессиональная этика врача и вопросы его взаимодействия с пациентами в целях обеспечения блага последним.
  • Создание позитивного образа врача и медработника в общественном сознании. Еще одной из задач врачебной этики является создание доброго образа врача в общественном сознании, поддержание высокого статуса медицинского работника в обществе, обеспечение уважения и почета профессиям, связанным с медициной.

В каждом специализированном направлении медицины врачебная этика может также решать и дополнительные задачи. Кроме этого, в различных традиционных сообществах с отдельными особенностями культуры и религии, врачебная этика также тщательно исследует механизмы взаимодействия врачей с пациентами таким образом, чтобы они не противоречили нормам и принципам нравственности и общественной морали в таковом обществе.

Школы и история развития врачебной этики

Родоначальником первых принципов врачебной этики, многие из которых являются актуальными и сегодня, принято считать Гиппократа — именно он сформулировал и впервые записал базовые принципы врачебной этики, которые называются Клятвой Гиппократа. На деле же эти этические принципы применялись врачами задолго до рождения самого Гиппократа и передавались в его семействе из уст в уста. Кроме этого, сейчас существуют свидетельства указания на подобные нормы и правила и в древнеегипетском сообщества за несколько тысячелетий до времени жизни всемирно известного врача.

Значительная часть принципов, зафиксированных письменно Гиппократом, являются актуальными для врачей и по сегодняшний день. В то же время ряд его наставлений ещё в Средние Века уже считались неактуальными, и тем более не являются актуальными сейчас.

Например, крайне спорными с точки зрения современной биомедицинской этики можно назвать положения о непричинении вреда в контексте эвтаназии, а также о запрете на проведение абортов.

Не поддается сомнению и ограничение в Клятве Гиппократа на удаление почечных камней при мочекаменной болезни — во время Гиппократа эти операции проводили отдельные специалисты, в остальном не занимающиеся медицинскими манипуляциями. Крайне интересным является также тот факт, что ещё Гиппократ впервые зафиксировал недопустимость интимной близости врача и его пациентов либо близких пациентов.

Следующим этапом развития врачебной этики стало учение Парацельса, которое уделяло особое внимание принципам несения добра врачом. Парацельс настаивал на том, что врач должен быть личностью и лечить не только тело пациента, но и его душу, оказывая помощь. Именно Парацельс зафиксировал важность добрых намерений и максимальной ответственности врача при осуществлении своей профессиональной деятельности. Однако ряд концепций Парацельса впоследствии был основательно раскритикован — например, сейчас исследования отмечают нежелательность установления прочного двухстороннего эмоционального контакта врача и пациента в большинстве ситуаций. Хотя в отдельных случаях он все же может являться допустимым и даже рекомендуемым.

Третья историческая модель врачебной этики — это медицинская деонтология, сформированная в 19-м веке. Она предполагала установление максимально четких, однозначных и строгих нормативов нравственности и морали для врачей, фактически стремясь сделать каждого врача безупречным профессионалом и формализировать каждый аспект медицинской деятельности до мельчайших деталей. Преимуществом деонтологии можно назвать структурированность применения всех врачебных методик и ее практическую применимость в осуществлении врачебной деятельности. В то же время, имеет деонтология и ряд упущений — особенно в рамках моральных и нравственных ориентиров современного общества, в которых все большее значение уделяется субъективным правам человека, а не только жестким и беспристрастным объективным критериям.

Наконец, наиболее современной моделью в рамках врачебной этики считается биоэтика, которая принимает во внимание не только моральные и нравственные ориентиры врача, но ставит его на одну ступень с пациентом, требуя учитывать его права и возможности. Биоэтика рассматривает множество наиболее актуальных и не имеющих однозначного решения вопросов и предполагает необходимость наибольшего информирования пациента и его участия в процессе лечения, равно как и обязательность заботы врача о пациенте не с позиции патернализма.

Правовое регулирование врачебной этики сейчас

В вопросах врачебной этики на текущий момент существует большое количество различных нормативно-правовых документов и актов. В частности, базовые принципы врачебной этики часто фиксируются в формате торжественных клятв. Так, еще в СССР была разработана «Клятва советского врача». И сейчас необходимость принесения «Клятвы врача» также прямо зафиксирована в законодательстве Российской Федерации в отношении всех медиков, получающих диплом о высшем образовании и врачебную акредитацию.

Клятва Гиппократа, вопреки распространенному заблуждению, не используется современными медиками в своем оригинальном виде, так как некоторые ее тезисы прямо противоречат современной общественной морали и общим запросам общества в сторону медицины.

Помимо локальных нормативных документов, устанавливаемых в отношении врачебной деятельности отдельными государствами, также часть принципов врачебной этики регламентируется международным законодательством, особенно в вопросах глобальной медицины. Более того — другие нормативы врачебной этики могут устанавливаться также и на микроуровне — на уровне отдельных лечебных учреждений, в которых предусматриваются дополнительные этические правила и принципы работы врачей.

В любом случае, современная врачебная этика практически всегда базируется на различных сочетаниях как базовых принципов, зафиксированных ещё Гиппократом, так и более поздних моделей Парацельса, деонтологии и современной биоэтики в том или ином виде. Причем в разных государствах или даже отдельных территориях в рамках одного и того же государства, могут действовать различные нормативы врачебной этики. Например, в США в отдельных штатах проведение абортов считается не просто нарушением врачебной этики, но и уголовно наказуемым деянием. В других же штатах, напротив — такие действия считаются полностью этичными.

Принципы врачебной этики и деонтологии

Несмотря на то, что во многом принципы врачебной этики могут быть неоднозначными и даже противоречащими друг другу, ряд базовых понятий являются актуальными практически во всех странах мира и в отношении всех категорий медицинских работников. К подобным основным принципам врачебной этики и деонтологии можно отнести следующие базовые правила и нормативы, которым должны следовать все врачи:

  • Принцип «не навреди». Это — один из самых базовых принципов врачебной этики, считающийся основным. Многие иные принципы являются фактическим его продолжением. Принцип непричинения вреда пациенту часто конфликтует с необходимостью проводить какие-либо потенциально рискованные или опасные медицинские манипуляции. Однако на деле он требует от врача быть лишь уверенным в том, что его действия не нанесут вреда пациенту, или же что без причинения определенного вреда ситуация будет протекать хуже, а средств для минимизации вреда нет.
  • Принцип «делай благо». Данный принцип частично был сформулирован Гиппократом и нашел продолжение в трудах Парацельса. Он требует от врача, чтобы тот всегда стремился улучшить состояние больного при проведении любых медицинских действий, был максимально заинтересован в благополучии пациента и прилагал все возможные усилия для достижения наилучшего результата от лечения.
  • Принцип справедливости. Врач не должен руководствоваться при лечении больных какими-то своими личными предпочтениями и допускать предвзятость. Данный принцип в первую очередь касается распределения ресурсов на пациентов справедливым образом. Выделение огромного количества средств и ресурсов на безнадежно больного человека при наличии потенциально излечимого пациента, которому тоже могут понадобиться эти ресурсы с врачебной точки зрения считается неэтичным.
  • Принцип соблюдения врачебного долга. Вопросы, связанные с понятием врачебного долга и необходимости его исполнения — прямой объект рассмотрения деонтологии. Врачебный долг подразумевает обязанность врача добросовестно исполнять свою работу и выполнять ее всегда, когда у него есть такая возможность, не отказываясь от предоставления помощи пациенту.
  • Принцип сохранения врачебной тайны. Необходимость сохранения врачебной тайны в рамках медицинской этики прямо закрепляется множеством различных положений и нюансов. Врач получает доступ к огромному количеству личной информации пациента, разглашение которой может ему навредить. Однако в некоторых ситуациях закон и медицинская этика допускают разглашение этой тайны — при необходимости предотвращения эпидемий или заражения третьих лиц.
  • Принцип информированности и согласия. Прежде чем приступать к проведению лечения врач должен получить согласие от пациента, либо, если пациент не может по объективным причинам принять такое решение — от его родственников или третьих лиц. Допускается с точки зрения врачебной этики и ведение операций без какого-либо согласия, если оно объективно не может быть получено по причине критического состояния пациента. При этом в вопросах информирования пациентов о прогнозах лечения и возможных последствиях в рамках биоэтики нет единого подхода. Так, некоторые теоретики в сфере врачебной этики считают, что врач не должен сообщать безнадежно больному человеку его диагноз, другие же напротив — подчеркивают первичность права пациента на получение правдивой информации.
  • Принцип недопущения интимной близости врача и пациента. Положение врача само по себе является покровительственным по отношению к пациентам, и использование его для достижения интимной близости с больным повсеместно считается неэтичным. Более того, медицинская этика зачастую осуждает наличие каких-либо интимных или романтических отношений в том числе и с бывшими пациентами врача, а также с их родственниками и близкими. При этом данный принцип обеспечивает также беспристрастность врача и защищает его психику от импульсивных и необдуманных решений, которые могут быть вызваны чувствами к пациенту.

Князева Ирина Олеговна

V Всероссийский съезд православных врачей

1–2 октября 2015 года в Санкт-Петербурге состоится V Всероссийский съезд православных врачей «Церковь и традиции русской медицины»

Съезд проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В работе съезда примут участие священнослужители Русской Православной Церкви, представители региональных отделений Общества православных врачей России, а также гости из Белоруссии, Украины и Казахстана, работники здравоохранения, студенты медицинских вузов, сестры милосердия. На съезде будут представлены 89 епархий Русской Православной Церкви.

Съезд посвящен вопросам сохранения и укрепления традиций русской медицины, увековечению памяти известных врачей, внесших значительный вклад в развитие мировой медицины, сохранению высокого звания врача, воспитанию милосердного отношения к личности больного.

В рамках съезда планируется обсудить следующие вопросы и темы:

  1. Современные проблемы биомедицинской этики.
  2. Пастырское и сестринское служение в больнице.
  3. Душепопечение лиц с расстройствами поведения и психики.
  4. Терапия семейных отношений.
  5. Православный пост: питание и медицина.
  6. Правовые аспекты служения Церкви в медицинских учреждениях.
  7. Особенности пастырского сопровождения психических больных.

3 октября состоится открытие мемориальной доски лейб-медику семьи последнего Российского императора Е.С. Боткину (Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова) и Межрегиональный форум студентов медицинских вузов, имеющий большое значение для воспитания медиков на примерах жизни и служения врачей, до конца жизни сохранивших верность человеческому и врачебному долгу.

Организаторы V Всероссийского съезда православных врачей:

  • Общество православных врачей России,
  • Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви,
  • Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии,
  • Правительство Санкт-Петербурга,
  • Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого),
  • Северо-западный Федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова,
  • Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова.

Общероссийская общественная организация «Общество православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского» (ОПВР) является добровольным, основанным на членстве, самоуправляемым некоммерческим общественным объединением.

ОПВР было образовано по решению представителей 49-и епархий Русской Православной Церкви, участвовавших в I Всероссийском съезде православных врачей, который проходил в Белгороде 29-30 сентября 2007 г.

12 октября 2007 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил деятельность Общества православных врачей России, присвоив ему имя святителя Луки, архиепископа Симферопольского, – исповедника и врача.

Общество православных врачей России осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», иным действующим законодательством Российской Федерации, руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права и собственным Уставом при уважении и соблюдении Устава Русской Православной Церкви.

ОПВР строит свою деятельность на основе принципов равноправия своих членов, законности, гласности, добровольности и самоуправления.

Целью Общества православных врачей России является объединение существующих и вновь возникающих региональных обществ православных врачей в единую организацию, главным направлением деятельности которой будет являться привнесение христианских ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан Российской Федерации.

Основной задачей Общества является улучшение медицинской помощи населению России, основанное как на духовном врачевании, осуществляемом священнослужителями Русской Православной Церкви, так и на оказании членами региональных обществ посильной безвозмездной профессиональной медицинской помощи, понимаемой православными врачами как служение страдающему человеку.

Строгое соблюдение высоких требований врачебной этики становится особенно важным в наше время, когда в медицину бурно вторгаются новшества, рожденные научно-технической революцией. Многие из них представляют собой бесспорные достижения в диагностике и лечении, однако внедрение этих новшеств сопровождается и негативными явлениями. Прежде всего, они приводят к так называемой дегуманизации медицины, о которой все больше и с нарастающей тревогой говорят сами медики. Эти опасения не лишены оснований. Многообразная аппаратура и многочисленные анализы стали непременными посредниками между врачом и пациентом, отдалили их друг от друга. К этому явлению добавляются продолжающаяся дифференциация медицинских знаний, образование новых специальностей, в том числе и весьма «узких». О сверхспециализации и чрезмерной технизации медицины как издержках научно-технического прогресса все чаще говорят представители самых различных теоретических течений, пытающихся найти выход из этого положения.

Многие прогрессивные ученые Запада пишут сегодня о тревожной тенденции в подходе к организму человека, когда он воспринимается не как индивидуальное целое, а как «комплекс», состоящий из отдельных систем и органов. Предлагается реформировать систему медицинского образования, усилить внимание к интегративным дисциплинам — общей патологии, общей терапии и т. п. Представители неогиппократизма считают: чтобы выйти из «кризиса доверия» (в отношениях врача и больного), преодолеть дегуманизацию, надо вернуться к принципам классической медицины Гиппократа, прежде всего к принципу индивидуализации. Основное значение они придают деятельности врачей общей практики, домашних или семейных докторов, в которой должно быть выражено интегративное начало. Не только в работах неогиппократиков и представителей других теоретических течений современной медицины, но и в материалах международных (ВОЗ и др.), и национальных медицинских Организаций говорится, что врачи общей практики могли бы выполнять роль модераторов, диспетчеров в отношениях между больными и узкими специалистами. При этом врач общей практики должен соответствовать высоким требованиям врачебной этики, деонтологии, иначе он, как и узкие специалисты, превращается в «техника», «технолога», «ремонтирующего» части и детали человеческого организма.

С серьезным беспокойством на Западе говорят об утрате принципов врачебной этики и деонтологии, основанных на высоких требованиях традиционной медицины вследствие широкой специализации. Тревога эта не беспричинна. Например, по сообщению одного из журналов, в 1930 г. «из каждых 10 врачей США 8 были врачами общей практики, а в 1970 г. наблюдалось обратное соотношение: лишь 19% всех врачей занимались общей практикой. К 1990 г. их доля, как полагают некоторые исследователи, сократится до 6%.

Другая проблема, подчеркивающая значение врачебной этики, — изменение типа или профиля патологии. Сегодня совершенно очевиден натиск хронических неэпидемических болезней, пришедших на смену эпидемическим и составляющих ныне в экономически развитых странах основную долю в структуре смертности и заболеваемости населения. Причиной более ¾ всех случаев смертности являются всего лишь несколько заболеваний (сердечно-сосудистые, злокачественные опухоли) и несчастные случаи. При столь существенно изменившейся картине патологии требуется не только поиск общих причин и механизмов заболеваний, которые все чаще объясняются первостепенной ролью экзогенных, в том числе социально опосредованных воздействий, но и поиск общетерапевтических факторов. Не случайно сегодня все большее внимание уделяется приемам неспецифического влияния на организм больного, общетерапевтическим средствам, особенно психотерапевтическим.

Характер взаимоотношений медицинского персонала и пациентов, уход за больными все больше приобретают значение мощных терапевтических и профилактических факторов. Принципы, правила этики и деонтологии в работе медика должны стать предметом постоянного внимания.

Известно, что этика как наука о морали и нравственности изучает совокупность гуманных общечеловеческих представлений о добре и зле и основанных на них, так называемых простых норм нравственности, создаваемых и хранимых народом, а также рассматривает исторически преходящие, зависящие от классовых интересов этические представления и нормы поведения. В противоположность буржуазной коммунистическая мораль отражает интересы и идеалы трудящегося человека, а ее главные принципы сформулированы в моральном кодексе строителя коммунистического общества.

Врачебная этика основана на опыте и пронизана духом высокого гуманизма, но она имеет и классовый аспект, определяемый конкретной исторической обстановкой, социально-экономическими и политическими процессами, интересами социальных слоев и классов. Поэтому правомочно говорить об этике медика социалистического общества и буржуазной врачебной этике. Последняя отражает корыстные интересы медицинского бизнеса, хотя и среди врачей капиталистических стран немало преданных своей профессии работников, самоотверженно выполняющих профессиональный долг. Но и ими управляют законы капиталистического мира, которые, в сущности, несовместимы с высокими гуманными требованиями этики и деонтологии.

Специфическая особенность врачебной этики выражается в нормах отношений медицинского персонала с больными людьми. Можно сказать, что и врачебная этика — специфическое проявление общей этики в условиях профессиональной деятельности медиков.

Врачебная этика внедряется во взаимоотношения врача и больного, врача и пациента (не обязательно заболевшего, но и здорового), врача с коллегами, врача и родственников больного, врача и среднего медицинского персонала, рассматривает морально-этические (неправовые) вопросы врачебной тайны, ответственности и морального долга медиков и др. К этической сфере относятся решение вопросов экспериментов на людях, пересадки органов, врачебные ошибки и многое другое. Этические вопросы тесно сопряжены с правовыми, нередко находят свое отражение в законодательстве.

Церковь и традиции русской медицины

27 сентября 2015 года протоиерей Сергий Филимонов отметил 50-летие со дня рождения. Поздравляем его с юбилеем и желаем ему здоровья и помощи Божией в его многогранной деятельности, ведь он одновременно является профессором СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, кандидатом богословия, доктором медицинских наук, главным редактором журнала «Церковь и медицина», членом Исполкома Общества православных врачей России (ОПВР) им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, настоятелем храма Державной иконы Божией Матери, практикующим лор-хирургом высшей категории. Любви к медицине отца Сергия научили родители-врачи, а любви к Богу и людям — архиепископ Лука. Его фотографии отец Сергий любезно предоставил Фонду Андрея Первозванного для выставки «Святитель Лука», которая прошла в Москве 5-6 июня 2014 года. (http://www.orthomed.ru/node/434). Эту выставку увидели и участники V Всероссийского съезда православных врачей (https://yadi.sk/d/tjC_ouv3jNBST). В 2016 году она будет приурочена к 100-летию со дня защиты докторской диссертации Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», 70-летию со дня получения владыкой Лукой Сталинской премии и перевода на Симферопольскую кафедру, а также к 20-летию со дня обретения его святых мощей и причисления к лику местночтимых святых в Симферопольской и Крымской епархии.

— Отец Сергий, мы познакомились с Вами в Купавне на одной из конференций, посвященных святому врачу-хирургу. Благодарим Вас и Светлану Владимировну Лободину за помощь в организации выставки «Святитель Лука». О том, что она состоится, стало известно 18 марта 2014 года, в день обретения мощей святителя Луки. Именно в тот исторический день Владимир Путин объявил о возвращении Крыма в Россию. До этого все жители Крыма молились своему Небесному покровителю. Вам удается совмещать служение Богу с работой врача по примеру святителя Луки. Какую роль он сыграл в Вашей жизни?

— Огромную. Своим студентам в Санкт-Петербургском медицинском университете я стараюсь рассказывать о личности и жизненном пути святителя. Жаль, что многие выпускники медицинских вузов мало что знают о нем. До 21 года я тоже ничего не знал о святителе Луке. Когда был курсантом Военно-медицинской академии, на курсе оперативной хирургии преподаватели рекомендовали нам его «Очерки гнойной хирургии» как классический труд по медицине. В советское время нам не говорили, что автор этой прекрасной книги — священнослужитель. Когда я стал верующим врачом и начал воцерковляться, мой духовный отец — протоиерей Василий Лесняк — принес его автобиографию с пожеланием, чтобы я стал похожим на него, чтобы его жизнь стала для меня примером. Хотя таких высоких целей, как молодой Валентин Войно-Ясенецкий, я перед собой не ставил, все же хотел послужить людям, помогать им в их скорбях и болезнях. Я изучал иконографию святителя Луки, даже сделал доклад на эту тему. Прочитав труды и проповеди святителя, был поражен его многогранностью, титанической высотой и силой его мысли. Мне стало ясно, что человек не сможет ничего подобного сотворить в своей жизни, если ему не станет помогать Бог. Так для меня через святителя Луку засиял свет Христа. Я считаю, что о нем нужно рассказывать везде и всюду. Сердечно благодарю Фонд Андрея Первозванного за предоставленный нам электронный макет фотовыставки. (https://yadi.sk/d/EKaIjC7Yghz99) После съезда мы будем использовать ее на других наших мероприятиях.

— Расскажите, пожалуйста, о съезде.

— Съезд проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В работе съезда приняли участие священнослужители из 89 епархий Русской Православной Церкви, представители региональных отделений Общества православных врачей России, гости из Белоруссии, Украины и Казахстана, работники здравоохранения, студенты медицинских вузов, сестры милосердия. Организаторами съезда стали Общество православных врачей России, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, Правительство Санкт-Петербурга, Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Северо-западный Федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова и Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова. Форум начался в храме святого Димитрия Солунского в Коломягах, где делегаты съезда приняли участие в Божественной литургии, которую возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Съезд был посвящен вопросам сохранения и укрепления традиций русской медицины, увековечению памяти известных врачей, внесших большой вклад в развитие мировой медицины, сохранению высокого звания врача, воспитанию милосердного отношения к личности больного. 3 октября мы открыли мемориальную доску Е.С. Боткину — лейб-медику семьи последнего Российского императора — и провели Межрегиональный форум студентов медицинских вузов, имеющий большое значение для воспитания медиков на примерах жизни и служения врачей, которые до конца жизни сохранили верность человеческому и врачебному долгу.

— Какие проблемы обсуждались на съезде?

— Мы обсудили следующие темы: «Современные проблемы биомедицинской этики», «Пастырское и сестринское служение в больнице», «Душепопечение лиц с расстройствами поведения и психики», «Терапия семейных отношений», «Православный пост: питание и медицина», «Правовые аспекты служения Церкви в медицинских учреждениях», «Особенности пастырского сопровождения психических больных».

— Сейчас в обществе широко обсуждается предложение законодателям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования. Об этом он сказал 22 января 2015 года на III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. Что Вы об этом думаете?

— Православные врачи Санкт-Петербурга активно поддерживают предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Я считаю необходимым изменение мировоззрения медицинских работников. Среди врачей господствует абортивное мышление. В случае каких-либо неблагоприятных факторов в плане здоровья матери или плода нередко как средство эффективного решения проблемы сразу предлагается аборт. Однако многие родители хотят растить и воспитывать своего ребенка, даже если он родится больным, с пороками и различными отклонениями. Абортивное мышление врачей нужно постепенно изменить, чтобы оно стало позитивным репродуктивным, настроенным на жизнь, а не на смерть. Без сомнения, для преодоления такого зла как аборт нужен комплекс мер: помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальная поддержка многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, сдерживание рекламы и пропаганды абортов. Об этом говорил Патриарх Кирилл, предлагая вывести аборты из системы ОМС. По его мнению, это не приведет к увеличению количества подпольных абортов, поскольку цена услуг профессиональных медиков не должна быть неподъемной.

— Инициатива Предстоятеля Русской Православной Церкви вызвала большой общественный резонанс. Дискуссии развернулись и в СМИ, и в социальных сетях. Что Вы могли бы сказать противникам инициативы Патриарха?

— Дискуссия развернулась и на нашем съезде после выступления протоиерея Димитрия Смирнова. Дело в том, что беременность не является болезнью, а аборт — лечением, лечебной или улучшающей здоровье манипуляцией, которую государство должно оплачивать из средств налогоплательщиков. Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Дягилев говорит о необходимости реальной поддержки беременных женщин, матерей-одиночек и многодетных семей, о важности появления семейных целомудренных образовательных программ, пропагандирующих христианские семейные ценности. Отец Александр считает, что при разработке законопроекта, однако, нужно не забыть учесть, что существует аборт по медицинским показаниям при прямой угрозе жизни и здоровью женщины. Главный врач Душепопечительского Центра Общества православных врачей Санкт-Петербурга, акушер-гинеколог Центра медицины плода Юлия Торопкова полагает, что выведение аборта из услуг системы ОМС позволит верующему врачу отказаться от проведения этой несовместимой с его религиозными или морально-нравственными принципами манипуляции, не рискуя остаться без работы. Юлия Юрьевна является одним из 150-ти членов Общества православных врачей Санкт-Петербурга. Это врачи разных специальностей, исповедующие православную веру. Есть у нас и ассоциативные члены Общества — педагоги, психологи, медсестры и студенты, не имеющие диплома медицинского вуза.

— Расскажите, пожалуйста, об Обществе православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

— 29-30 сентября 2007 года в Белгороде прошел I Всероссийский съезд православных врачей, на котором представители 49-ти епархий Русской Православной Церкви приняли решение создать эту общероссийскую общественную организацию. ОПВР является добровольным, самоуправляемым некоммерческим общественным объединением. 12 октября того же года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил деятельность Общества православных врачей России, присвоив ему имя исповедника и врача святителя Луки. Общество действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», иным действующим законодательством Российской Федерации, руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права и собственным Уставом при уважении и соблюдении Устава Русской Православной Церкви. ОПВР строит свою деятельность на основе принципов равноправия своих членов, законности, гласности, добровольности и самоуправления.

— Каковы цели и задачи Общества православных врачей России?

— Главная цель — объединить уже существующие и вновь возникающие региональные общества православных врачей в единую организацию, главным направлением деятельности которой является привнесение христианских ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан Российской Федерации. Основной задачей Общества является улучшение медицинской помощи россиянам и духовное врачевание со стороны священнослужителей Русской Православной Церкви, оказание православными врачами посильной безвозмездной профессиональной медицинской помощи, понимаемой как служение страдающему человеку.

— 18 июня 2015 года в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Отдельная статья посвящена совместной работе по профилактике абортов. Каковы перспективы такой работы?

— Соглашение предполагает развитие при роддомах центров кризисной беременности с участием психологов и представителей Русской Православной Церкви, участие представителей религиозных организаций в предабортном консультировании женщин в медицинских организациях. На сегодняшний день в России работает более 50 церковных центров защиты материнства, 27 церковных приютов для женщин с детьми и беременных в кризисной ситуации, 26 из которых созданы в последние 5 лет. В Церкви функционируют около 30 центров гуманитарной помощи, более чем в 25 епархиях ведется предабортное консультирование женщин в женских консультациях. Общество православных врачей Санкт-Петербурга наряду с другими проблемами занимается и проблемой аборта, дородовой диагностики, контрацепции.

— В книге Марка Поповского «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» описано, как Валентин Феликсович однажды выгнал из кабинета беременную и долго не мог успокоиться, сердито рассказав жене, что девушка потребовала вытащить нагулянного ребенка. Уверена, что Вы сделали бы так же. Что должна знать женщина о последствиях аборта?

— Она должна знать, что кровь убиенных младенцев вопиет от земли. В Священном Писании Сам Бог является «заступником немощных» (Иуд. 9, 11). Повеление «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш» есть в «Учении двенадцати апостолов». Аборт представляет серьезную угрозу физическому и духовному здоровью матери не только из-за женских болезней. Прервав беременность, женщина бросает вызов Богу, чем подвергает себя опасности остаться одинокой, потерять родных и близких, стать инвалидом. Только в случае прямой угрозы жизни матери в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Церковь не отвергает женщин, совершивших аборт, а призывает их к покаянию, молитве и несению епитимий с последующим участием в спасительных таинствах.

— В вашем храме Державной иконы Божией Матери создана специальная группа «Помощь молодой матери». Расскажите о ней, пожалуйста.

— К маю 2008 года, когда впервые возникла идея создания нашей группы, в приходе было восемь молодых семей, более ста детей и около пятнадцати женщин, которые имели проблемы в репродуктивной сфере или были беременны. Наша группа — это подразделение Общества православных врачей. Мы сотрудничаем с Санкт-Петербургским фондом грудного вскармливания, кризисным центром «Маленькая мама», центром «Жизнь» при Новодевичьем монастыре, фондом святого Димитрия Солунского, с акушерским отделением гатчинской Центральной районной клинической больницы, Медико-генетическим центром, больницей им. С.П. Боткина, акушерским отделением Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова, родильным домом N 9 и с другими медицинскими учреждениями города.

— Какие цели и задачи стоят перед группой?

— Цель создания нашей группы — профессиональная медицинская помощь и духовное окормление беременных женщин и кормящих женщин, консультирование бесплодных супружеских пар, помощь в вопросах по уходу за ребенком, крещение новорожденных, находящихся в тяжелом состоянии, организация паломнических поездок. Основное — это, конечно, подготовка к естественным, нормальным родам и помощь женщинам, у которых беременность осложнена. Все женщины распределяются нами по подшефным роддомам.

— К вам за помощью обращаются только ваши прихожанки?

— Нет. Приезжают и женщины из других храмов Санкт-Петербурга, иных епархий и городов России, жены священников и даже невоцерковленные женщины, имеющие негативный опыт общения с государственными медучреждениями. Бывает, что приходится решать вопросы, связанные, не только с методами лечения бесплодия, но и с выбором роддома. В последние годы в российских роддомах существует «акушерская агрессия». Где же православной женщине найти грамотного акушера-гинеколога, который может понять ее психологические особенности и правильно принять роды? Однажды к нам пришла женщина, больная сахарным диабетом. Ей сказали, что мы не будем уговаривать ее прерывать третью беременность. Две предыдущие беременности протекали тяжело, так как диабет во время них декомпенсировался. Она родила двоих детей и мечтала родить третьего ребенка.

— Как можно обратиться к специалистам вашей группы.

— Чтобы попасть на прием к врачу в одно из лечебно-диагностических учреждений города, с которыми мы сотрудничаем, нужно обратиться через сайт Общества православных врачей или через его диспетчерскую. Возможно и обращение через секретариат храма по предварительной записи.

— Иногда целью аборта служит «поставка» тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Как нужно относиться к этому явлению?

— Это просто кощунственно. Собор Русской Православной Церкви определил, что употребление методов фетальной терапии недопустимо. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может оправдать уничтожение зачатой человеческой жизни, даже если эффективность терапии «омоложения» научно докажут. Она является преступлением и примером вопиющей безнравственности.

— В чем основная причина бесплодия женщин?

— Существует более 30-ти медицинских причин бесплодия, но бывают и духовные причины. Верующей супружеской паре необходимо начинать с тщательного исследования качества своей христианской жизни и осмысления всего происходящего вместе со своим духовником. Важно выявить родовые и семейные грехи, которые могут мешать деторождению. Если брак не освящен Церковью, необходимо венчаться. Супруги должны регулярно участвовать в таких церковных таинствах, как исповедь, причастие, соборование. Прихожане нашего храма несколько раз совершали паломнические поездки на Кипр к Кипрской иконе Божией Матери, у которой молилось огромное количество женщин разного возраста и национальностей. Почти все они обрели долгожданную беременность. В России в каждой епархии есть свои чудотворные места и святыни, которые обладают целительной силой и помогают при бесплодии. Одновременно с духовным окормлением супругов священником их лечением занимаются врачи. В течение года или двух лет супруги воцерковляются и лечатся. Если за это время не наступает беременность, ситуация отпускается на волю Божию, и супруги могут принять с семью приемного ребенка.

— Опасно ли проведение ультразвуковой диагностики беременным?

— Категорически недопустимо без крайних показаний выполнять УЗИ на сроке беременности 3-6 недель, если нет подозрения на внематочную или нарушенную беременность. Первое плановое УЗИ выполняется на 11-15 недели беременности. В это время можно выявить «замершую», неразвивающуюся беременность. Применение УЗИ оправдано с целью раннего выявления и лечения заболеваний плода или угрозы для жизни женщины. Сложнее всего, когда у плода выявляется порок несовместимый с жизнью и встает вопрос о прерывании беременности по медицинским показаниям. Задача нашей службы в такой ситуации предоставить женщине полную, выверенную информацию о состоянии ее здоровья и патологии плода, чтобы она могла спокойно принять взвешенное решение без давления со стороны окружающих, в том числе врача женской консультации. Окончательно решение женщина принимает только по благословению ее духовника.

— В чем все же преимущества православного врача в лечении пациента?

— Очень важно, например, успеть окрестить «страха ради смертного» младенцев, которые появились на свет с патологией и находятся в тяжелом состоянии. Если рядом с «тяжелым» малышом окажется врач или медсестра, которые могут его крестить, то его шанс выжить намного выше, чем у некрещеных детей с тем же заболеванием. За один только год в нашей группе данным чином было крещено 98 младенцев, из которых умерло 7 малышей. Акушерство — это одна из самых консервативных специальностей, но за последние годы время родов сократилось практически вдвое, и вместо положенных 16-18 часов женщины рожают 6-8 часов, из-за чего увеличилось число случаев родового травматизма у женщины и малыша. До 2/3 детей сейчас рождается с соматической патологией и с заболеваниями центральной нервной системы. Естественные роды требуют много времени и сил, они не технологичны. Наши роддома борются за звание роддома, доброжелательного к ребенку. Предлагаются индивидуальные или семейные роды, но ведь важен не статус роддома, а голова и руки врача. Чтобы лечить не болезнь, а человека, у врача должны быть определенные философско-религиозные убеждения. Очень важно, чтобы перед родами помолилась не только женщина, но и акушер-гинеколог. В некоторых роддомах женщин ругают за принесенные с собой иконы. Чтобы уменьшить процент «акушерской агрессии», мы направляем наших подопечных в подшефные роддома к конкретным врачам.

— На съезде большое внимание было уделено психическому нездоровью людей. Как Вы прокомментируете то, что 7 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге пациентом Дорожной клинической больницы был убит врач?

— Для пациентов, которые ложатся на пластические операции, характерно несколько легкомысленное отношение к медицине. Нередко они имеют изменения в психике. За рубежом таких больных перед операцией должен осмотреть психиатр. В России этого нет, а ведь если у пациента имеются такого рода отклонения, результат хирургической операции будет просто сведен к нулю — пациенту он все равно не понравится, и он пойдет оперироваться во второй, в пятый, в десятый раз. Врач может всё идеально сделать, но потом возникнут какие-то осложнения, отклонения, по независящим от него причинам, ведь человеческий организм — это не машина, а врач — не скульптор. Во взаимоотношениях между пациентом и врачом важно взаимопонимание. Основная причина конфликтов — невнимательность врача к больному или неадекватное восприятие больным информации, предоставленной врачом. Поэтому в основе лежит первичная встреча врача и пациента, детальный разговор, обсуждение возможных вариантов осложнений и выходов из них. Когда пациент поступает на лечение в клинику, тем более на оперативное лечение, ему предлагается информированное согласие. Пациента предупреждают о том, как будет проводиться лечение и к каким негативным последствиям оно может привести, ведь любая операция имеет определенный риск, когда, например, в 80% случаев может наступить смерть. И пациент сам принимает решение, идти ли ему на операцию. Попадет он в эти 20%, зависит не от врача и не от больного, а от особенностей организма, ну и, в первую очередь, от воли Божьей. Бывает, врач плохо объясняет все возможные риски. Бывает, менталитет пациента не позволяет критически оценить последствия. Он думает, что всё пройдет гладко, плохое его не коснётся. Но у каждого организма есть свои особенности функционирования, особенности конституции, возраста, пола и т.д. К сожалению, ситуация в российской медицине такова, что когда у врача полный коридор пациентов, ему не до разговора. Те нормативы, которые сегодня приняты в различных специальностях, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене, не позволяют врачу в должной степени общаться с пациентом, разъяснять ему специфику проводимых процедур. Учитывая загруженность врачей, пациенты еще на догоспитальном этапе должны уточнить все, что их беспокоит, до конца выяснять, какое лечение предстоит, быть внимательными к рекомендациям и заключениям врачей.

— Отец Сергий, благодарю Вас за интересную беседу и желаю здоровья и помощи Божией в Вашей многогранной деятельности.

Этика в медицине

Этика — наука, которая изучает вопросы нравственности и морали. Медицинская этика состоит из комплекса норм профессиональной деятельности работников медицины. Она занимает особое место во врачебной практике, ведь жизнь и здоровье каждого человека зависит от ее соблюдения.

С древних времен в основе деятельности докторов лежало стремление помочь человеку и облегчить его страдания. Еще почти за две тысячи лет до нашей эры в древнем Вавилоне был принят первый свод правил для лекарей.

Медицинская этика связана с деонтологий. Этим термином обозначают учение о должном поведении медиков. Понятие «деонтология» ввел в девятнадцатом веке англичанин И. Бентам.

Этика и деонтология в медицине — не одно и то же, хотя они глубоко связаны. Деонтология содержит в себе свод правил для работников медицины о том, как правильно общаться с пациентом. Теоретической базой этих правил является врачебная этика.

Деонтология, как и этика, изучает мораль. Но эта наука исследует, как врач взаимодействует с больными и их близкими, своими сослуживцами и со всем обществом в целом.

Эпохи сменяют друг друга, но основные этические принципы для медицины сохранялись:

  • Доктор действует во благо людей, а не во вред;
  • Больному или его близким нельзя причинять лишние страдания действием или бездействием;
  • Медик должен использовать все имеющиеся у него средства и все современные знания, чтобы помочь пациенту;
  • Врач сохраняет в тайне ту информацию о здоровье и жизни пациента, которую узнал в процессе лечения.

Современная деонтология и медицинская этика

На протяжении различных периодов человеческой истории медицинский кодекс практически не менялся. Долгое время медики были заложниками религиозных и светских запретов.

Основные принципы этики для медработников сформулировал Гиппократ еще две с половиной тысячи лет назад. «Клятва Гиппократа» и поныне провозглашает, что целью медицины является именно лечение больного. Главный принцип ее всем известен: «Не навреди». В современном мире этот медицинский кодекс не является юридическим документом, но ее нарушение способно стать основанием для судебной ответственности.

В настоящее время, основываясь на медицинской этике, врач обязан в отношении пациента соблюдать следующие правила:

  • Сообщать о правах пациента;
  • Сообщать о состоянии его здоровья;
  • Уважать человеческое достоинство пациента и гуманно относится к нему;
  • Не причинять моральный или физический вред;
  • Бережно относиться к умирающему человеку;
  • Хранить врачебную тайну;
  • Не допускать несведущее вмешательство в здоровье пациента;
  • Сохранять высокий уровень знаний по своей профессии;
  • Уважительно относиться к коллегам;
  • Поддерживать уважение к медицине.

Доктор и пациент

Медицинская этика гласит, что врачу следует быть высокообразованным специалистом, а деонтология помогает видеть в больном человека и уважать его права. Ведь он дает свою, особую присягу, «Клятву Гиппократа». Профессия доктор объединяет в себе гуманизм, гражданский долг, профессиональные знания и высокую нравственность.

При взаимодействии с подопечными важен внешний вид врачей, а также их манеры. Яркие прически или украшения, кричащий гардероб могут доставить неудобство людям, проходящим лечение или коллегам. Доктор должен оставаться спокойным даже если больной или его родственники ведут себя неадекватно – таковы требования этики.

Если врач чувствует антипатию к пациенту, ему не следует высказывать ее ни в словах, ни в жестах. Это ни в коем случае не должно отразиться на лечении, все личные неприязни остаются за пределами больницы.

Сострадание к больному человеку, основывается на научных знаниях, а не на простом общечеловеческом гуманизме. Современный врач обязательно информирует больного о тяжести его заболевания.

Традиционные правила взаимодействия доктора и пациента могут измениться со временем под влиянием новых этических принципов, но их суть, то самое «не навреди», сохраняется всегда.

Медсестра и пациент

Профессия медсестры зародилась из женского стремления помочь больному или раненому человеку. В ее основе лежит принцип заботы о каждом пациенте, в независимости от его социального статуса, национальности или вероисповедания. Этот принцип в работе следует ставить превыше всего.

Медицинская сестра призвана ухаживать за пациентами, облегчать страдания или предотвращает их, а также помогать реабилитировать здоровье. Согласно этическому кодексу медсестер, им следует уважать права каждого человека на физическое и психическое здоровье, соблюдать принципы гуманности, качественно выполнять свою работу и соблюдать моральные принципы в отношениях с пациентами и коллегами.

Уважать человеческое достоинство пациента – необходимое условие работы в этой профессии. Согласно этике, медсестра не имеет права проявлять к больным высокомерие, пренебрежение или грубость, а также не должна навязывать им свою точку зрения по какому-либо вопросу. Она должна информировать пациента о его правах, состоянии здоровья, диагнозе и методе лечения.

Причинять боль пациенту допустимо только в одном случае – если это проводится в его интересах. Угрозы, касательно жизни человека недопустимы. Разглашение конфиденциальной информации о пациенте запрещена.

Доктор и медсестра

Взаимодействие в коллективе – важное условие правильной работы медицинского заведения. Его коллектив объединен общей напряженной работой, в основе которой – ответственность за человеческую жизнь и здоровье. Поэтому правильный климат в стенах больницы регулируется медицинской этикой.

Врачебная работа предполагает, что медицинская этика лежит в основе корректного отношения не только к пациентам, но и друг к другу, вне зависимости от должности. Ведь не просто так медики носят именно белые халаты – это подчеркивает не только чистоту, но и высокий смысл их профессии. Пренебрежение или вольности общения в медицинском кругу снижает доверие пациента ко всем медработникам.

Врачам следует уважительно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу. Медсестра в настоящее время – главный помощник доктора, без которого невозможно полноценное лечение. Медицинские сестры обязаны соблюдать правила этикета по отношению к врачам и ко всем окружающим на работе. Медсестры должны, используя все свои знания, помогать докторам в работе.

Медицинским работникам, всем без исключения, нельзя высказываться отрицательно о своих коллегах, особенно в присутствии пациентов или их близких.

Мифы о медицинской этике

Хотя современные технологии все глубже проникаю в медицину, она по-прежнему совмещает в себе науку и искусство. Эта двойственность, а также непосредственная связь со здоровьем и жизнью человека, создает почву для различных мифов.

В медицине есть темы, которые будоражат умы, вызывают горячие дискуссии и иногда трактуются неверно (трансплантация органов). Почки, сердце, легкие и другие органы пересаживают от уже умерших людей. Непосвященный в это человек, если увидит процесс извлечения органа, воспримет все так, что необходимый материал извлекают из все еще живого человека.

Или эвтаназия. Доктора либо прекращают продлевать жизнь пациента, либо применяют специальные меры для безболезненного ухода из жизни. В некоторых цивилизованных эта процедура добровольна, в большинстве стран мира – запрещена. Много споров вызывает эта тема. А споры порождают слухи. Мифы о «врачах-убийцах» тревожат людей.

А ведь есть еще СПИД и другие опасные заболевания. Большинство людей недостаточно информировано об этом, а медицинское сообщество не способно сойтись на одном мнении о том, каких правил придерживаться. Пока здравоохранение не вынесет и не закрепит окончательный вердикт об этих «скользких» темах, массовое сознание будет продолжать подпитывать ложные слухи.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *