LIVE. Кровавое воскресенье
Онлайн-реконструкция
«Русская планета» в режиме онлайн-репортажа реконструирует события 109-летней давности в Санкт-Петербурге, с которых началась Первая Русская революция. ©~~~~~~~~~~~
Расстрел рабочих у Зимнего дворца
19:54
Поздно вечером о событиях в Петербурге доложили царю.
«Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело! Мамá приехала к нам из города прямо к обедне. Завтракали со всеми. Гулял с Мишей. Мамá осталась у нас на ночь», — написал Николай II в своем дневнике.
Оригинал взят у mamlas
19:04
Первые подробности вечернего заседания у министра внутренних дел Святополка-Мирского по итогам событий в Петербурге. Министр спросил у градоначальника Фуллона, кто отдал приказ открыть огонь по демонстрантам. Тот ответил, что был лишен власти в городе, все решения принимались военными. При этом полицейские не были поставлены в известность о готовящихся расстрелах и шли в колоннах вместе с рабочими. Фуллон попросил об отставке с поста градоначальника.
18:03
Пока нет точной информации, кто отдал приказ стрелять и сколько человек погибли. Как сообщает агентство Reuters, число пострадавших может достигать 4600 (убитых и раненых).
По первым сообщениям полиции, всего 9 января в больницы Петербурга было доставлено 76 убитых и 233 раненых.
17:42
К вечеру массовые выступления окончательно подавлены. «На окраинах было тихо, Кучки казаков и улан, шпионов и городовых набрасывались на студентов, избивали и топтали их ногами; хватали, колотили шашками и тащили в участок рабочих», — пишут очевидцы. Чуть позже удалось рассеять и массы в центре, возводимые на некоторых улицах баррикады были разобраны.
Репродукция картины «Кровавое воскресенье» Ивана Владимирова
17:08
После расстрела на Невском проспекте стихийные беспорядки стали возникать по всему городу: где-то строили баррикады, где-то пытались даже отстреливаться от солдат.
16:53
Спустя некоторое время свидетель расстрела Никольский подошел к Риману.
— Полковник, будете ли вы еще стрелять? Спрашиваю вас потому, что мне надо идти по набережной Мойки к Певческому мосту.
— Разве вы не видите, что мне больше не по кому стрелять, вся эта сволочь струсила и разбежалась, — был ответ Римана.
Я свернул вдоль Мойки, но у первых же ворот налево передо мною лежал дворник с бляхой на груди, недалеко от него — женщина, державшая за руку девочку. Все трое были мертвы. На небольшом пространстве в шагов десять-двенадцать я насчитал девять трупов. И далее мне попадались убитые и раненые. Видя меня, раненые протягивали руки и просили помощи.
Решил идти домой через Дворцовый мост. Подходя к Александровскому саду, увидел, что сад полон ранеными и убитыми.
16:18
Рота Семеновского полка начинает разгон демонстрантов на Невском проспекте. Пишет Евгений Никольский, ранее описывавший расстрел в Александровском саду:
«Около моста по команде Римана (командир отряда полковник Николай Риман. — РП) рота разделилась на три части — на полуроту и два взвода. Полурота остановилась посредине моста. Один взвод встал справа от Невского, а другой — слева, фронтами вдоль реки Мойки.
Некоторое время рота стояла в бездействии. Но вот на Невском проспекте и по обеим сторонам реки Мойки стали появляться группы людей — мужчин и женщин. Подождав, чтобы их собралось больше, полковник Риман, стоя в центре роты, не сделав никакого предупреждения, как это было установлено уставом, скомандовал:
— Прямо по толпам стрельба залпами!
После этой команды каждый офицер своей части повторил команду Римана. Солдаты взяли изготовку, затем по команде „Взвод“ приложили винтовки к плечу, и по команде „Пли“ раздались залпы, которые были повторены несколько раз. После пальбы по людям, которые были от роты не далее сорока-пятидесяти шагов, оставшиеся в живых бросились опрометью бежать назад. Через минуты две-три Риман отдал команду:
— Прямо по бегущим пальба пачками!
Начался беспорядочный беглый огонь, и многие, успевшие отбежать шагов на триста-четыреста, падали под выстрелами. Огонь продолжался минуты три-четыре, после чего горнист сыграл прекращение огня».
15:56
Солдаты продолжают разгон рабочих, это описывает поэт и художник Максимилиан Волошин:
«В 13:30 сани еще пропускали везде. И меня пропустили через Полицейский мост между шеренгами солдат. Они, в этот момент, заряжали ружья. Офицер крикнул извозчику: „Сворачивай направо“. Извозчик отъехал на несколько шагов и остановился. „Похоже, стрелять будут!“ Толпа стояла плотно. Но не было рабочих. Была обычная воскресная публика. „Убийцы!.. Ну, стреляйте же!“ — крикнул кто-то. Рожок заиграл сигнал атаки. Я приказал извозчику двигаться дальше… Едва мы свернули за угол, послышался выстрел, сухой, несильный звук. Потом еще и еще».
15:27
В сторону Невского проспекта выдвинулась рота Семеновского полка.
15:04
Насилие в отношении представителей власти начинают применять и протестующие.
«Около 14 часов озлобленная толпа на Дворцовой площади избила ген.-майора Эльриха, ехавшего на извозчике. На Невском проспекте той же участи подвергся прапорщик Александро-Невского полка Карл Вебер, которого били с криками „братоубийца“. В Кирпичном переулке несколько рабочих избили городового 1-го участка Адмиралтейской части, и какой-то незадержанный рабочий ранил его выстрелом из револьвера», — сообщает начальник Петербургского охранного отделения Леонид Кременецкий.
Центром протестов остается Невский проспект. Напомним, что ранее солдаты расстреляли несколько шествий рабочих, которые планировали собраться на Дворцовой площади и передать петицию царю.
14:41
«Убийцы! Кровопийцы! Палачи! От японцев бежите, а в своих стреляете», — кричат на солдат рабочие. На Невском проспекте и прилегающих улицах стихийные митинги.
Рабочие на Невском проспекте
14:31
Несмотря на стрельбу в центре протестующих меньше не становится. Они упрекают солдат в стрельбе в свой народ, а не в японцев (продолжается Русско-японская война. — РП). Центром протестов становится Невский проспект.
14:25
Руководитель «Особого делопроизводства» при военностатистическом отделе Главного Штаба Евгений Никольский наблюдает за расстрелом протестующих:
«Около 12 часов дня в Александровском саду появились отдельные люди, потом довольно быстро сад начал наполняться толпами мужчин, женщин и подростков. Появились отдельные группы со стороны Дворцового моста. Когда народ приблизился к решетке Александровского сада, то из глубины площади, проходя площадь беглым шагом, появилась пехота.
Выстроившись развернутым фронтом к Александровскому саду, после троекратного предупреждения горнами об открытии огня пехота начала стрельбу залпами по массам людей, наполнявших сад. Толпы отхлынули назад, оставляя на снегу много раненых и убитых.
Выступила и кавалерия отдельными отрядами. Часть из них поскакала к Дворцовому мосту, а часть — через площадь к Невскому проспекту, к Гороховой улице, рубя шашками всех встречавшихся».
14:23
Началась стрельба в самом центре Петербурга.
14:11
Разогнано шествие с Васильевского острова. Там тоже стреляли в протестующих.
«Я наблюдал за происходившим из окон Академии художеств. Сдержанная, величественная, безоружная толпа шла навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасное», — пишет знаменитый художник Валентин Серов.
14:04
Рутенберг: «»Нет больше Бога, нету больше царя», — прохрипел Гапон, сбрасывая с себя шубу и рясу».
Чуть позже это подтвердил лидер «Собрания».
«Все, за исключением небольшой кучки людей, были убиты или бежали в ужасе. Ведь мы были безоружны. Из соседней улицы к нам подошли несколько рабочих, и я узнал в моем спасителе того инженера, с которым я виделся предыдущею ночью у Нарвской заставы. Вынув из кармана ножницы, он обрезал мне волосы, и рабочие поделили их между собой. Один из них снял с меня рясу и шляпу и дал мне свою поддевку, но она оказалась в крови, тогда другой рабочий снял с себя свое рваное пальто и шляпу и настоял, чтобы я надел их», — пишет Гапон.
13:58
Несмотря на стрельбу в районах, в центре уже очень много протестующих.
Рисунок неизвестного художника «9 января. У Троицкого моста»
13:56
Шествие от Выборского отдела на подходе к Каменноостровскому проспекту было встречено конницей. На этот раз солдаты не стреляли, а рубили демонстрантов шашками. Небольшими группами рабочие перебираются по льду через Неву и идут в направлении Дворцовой площади.
13:51
По последней информации Гапон жив и скрылся с Рутенбергом с места расстрела.
13:38
Также разогнано шествие на Петербургской стороне, здесь солдаты также стреляли в рабочих. Это произошло у Троицкого моста. Попытка вести переговоры провалилась, и офицер дал команду стрелять на поражение. Рабочие стали убегать, их преследовали казаки и рубили шашками.
13:33
Пока сложно говорить о числе жертв у Нарвских ворот, но их десятки как минимум.
Фрагмент картины Владимира Маковского «9 января 1905 года»
13:33
Рутенберг с места событий: «Народ, вооруженный хоругвями и царскими портретами, очутился лицом к лицу с царскими солдатами, державшими скорострельные винтовки наперевес. Со стороны солдат раздался глухой, перекатывавшийся по линии из края в край, резкий треск. Со стороны народа раздались предсмертные стоны и проклятья. Передние ряды падали, задние убегали. Три раза стреляли солдаты. Три раза начинали и долго стреляли. Три раза переставали».
13:31
Солдаты открыли огонь по шествию около Нарвских ворот.
13:28
Очевидцы утверждают, что увидев солдат, еще перед атакой казаков, Гапон сказал: «Вперед, товарищи, свобода или смерть».
13:25
Гапон с места событий: «Раздался крик ужаса, когда казаки обрушились на нас. Передние ряды расступились направо и налево, и казаки пронеслись по образовавшемуся проходу, рубя на обе стороны».
13:21
Всадники скачут навстречу шествию с Нарвской! С шашками наголо!
Картина Валентина Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?»
13:17
Началось шествие с Васильевского острова. Демонстранты идут по 4-й и 5-й Линии в сторону набережной Невы.
13:11
Демонстрация приближается к Нарвским триумфальным воротам, издалека видно, что впереди солдаты. Здесь эскадрон конно-гренадер и две роты 93-го пехотного Иркутского полка. Шествие продолжает движение, в толпе два полицейских офицера.
13:04
По данным источников в окружении Гапона, если протестующих примут в церковь, то лидер «Собрания» планирует передать царю петицию. В случае если Николай II примет рабочую делегацию и согласится принять условия рабочих, Гапон выйдет к народу и взмахнет белым платком. В случае, если царь откажется выполнять требования демонстрантов, лидер «Собрания» взмахнет красным платком и это должно стать сигналом для начала восстания. По плану Гапона, возможно согласованного с представителями революционных партий, над толпой начнут поднимать красные флаги, а в городе воздвигать баррикады.
Официального подтверждения или опровержения этой информации нет.
12:56
Еще две многочисленные группы рабочих идут в центр, от Петербургской стороны и от Невского отдела собрания. А вот шествие от Васильевского острова пока не началось. По оценке наблюдателей здесь собралось около 6 тысяч человек, пока они поют «Отче наш».
Кроме того, центр города заполняется протестующими. Пока их немного, но постепенно они прибывают.
12:52
Шествие от Нарвской заставы началось. Демонстрантов очень много, некоторые несут портреты царя. Здесь отобранные в церкви хоругви, Гапон идет одним из первых и высоко несет крест. Шествие началось чуть раньше, чем было запланировано. «Готовились выйти в 12 часов, — такое было отдано распоряжение по всем отделам», — пишет один из активистов «Собрания».
12:45
По данным информированных источников, накануне акции на квартире у писателя Максима Горького прошло совещание большевиков и меньшевиков по поводу участия в шествии. Активисты разных фракций РСДРП после дискуссии решили присоединиться к рабочей демонстрации.
Кроме того, Горький с представителями интеллигенции пытался донести до властей мирный характер готовящегося шествия. Они попытались встретиться со Святополком-Мирским, но к этому времени министр уехал в Царское Село. Тогда они обратились к председателю Комитета министров Сергею Витте. Тот ответил, что не знает о решениях, принятых правительством и соединил со Святополком-Мирским по телефону. Глава МВД сказал, что власти знают о планах рабочих и не нуждаются в советах.
Максим Горький
12:37
Если сейчас Гапона критикуют умеренные оппозиционеры, то ранее он подвергался обструкции со стороны сторонников революционных партий. В частности они утверждали, что священник пользуется покровительством со стороны градоначальника Петербурга Фуллона.
Георгий Гапон и Иван Фуллон на открытии Коломенского отдела собрания Русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга, 1904 год
12:31
В Петербурге холодно и морозно. Нева затянута льдом, по ней можно перейти на другой берег. Если у солдат стоит задача не допустить протестующих в центр, а судя по их дислокации так и есть, то сделать это с переходящими реку по льду будет достаточно сложно.
12:19
Рабочие из Колпино остановлены казачьей сотней. После переговоров офицер разрешил рабочим идти дальше в центр, но только небольшими группами. Напомним, что основным местом сбора назначена Дворцовая площадь, где должны соединиться все участники акции около 14:00.
Царская полиция и солдаты готовятся встретить демонстрацию рабочих на Дворцовой площади
12:10
Представители умеренных оппозиционеров уже обвиняют Гапона в сговоре с радикалами. «Вечером для меня не стало сомнений, что Гапон сошелся с социалистами-революционерами (эсерами. — РП). Жаль. Было бы сильнее и умнее заключить союз с одним из князей-демократов, — пишет Ариадна Тыркова. — Если Гапон надеется и хочет всех убить, то это надо делать без разговоров. Вооруженное восстание — палка о двух концах. Если оно сорвется, наступит реакция. И надо быть твердо уверенным, что в России уже идет революция для того, чтобы призывать и готовить такое восстание. Мирная стачка сильнее», — добавляет она.
Таким образом, можно говорить о расколе среди противников самодержавия.
12:06
Лидеры «Собрания» после срыва переговоров также допускают возможность кровопролития. По некоторым данным, Гапон даже обращался к эсерам за помощью и просил достать оружие.
При этом влияние нелегальных революционных организаций на рабочих, по мнению наблюдателей, минимально. Некоторые агитаторы из числа эсеров, большевиков и меньшевиков даже изгонялись с собраний рабочих. «Один из партийных, вынув прокламации, начал раздавать их. Некоторые вовсе не брали, а другие, посмотрев, недоуменно, почтительно возвращали обратно», — пишет друживший с Гапоном эсер Петр (Пинхас) Рутенберг.
«Около 10 часов на Васильевском острове встретил толпу рабочих и верующих. Гапон для них символ, знамя их большого, правого дела. Я пробовал говорить с ними, предупреждал, что они идут на верную смерть. Они мне отвечали: «Креста на тебе нет. Уходи, ты чужой, ты не с нами»», — пишет член Бюро РСДРП Мартын Лядов.
11:59
Больше всего рабочих собралось у Нарвского отделения «Собрания» на Петергофском шоссе. По оценкам властей, здесь 3 тысячи рабочих, собравшиеся оптимистически оценивают численность в 50 тысяч человек. Гапон говорит о 20 тысячах демонстрантов только у Нарвского отделения.
Несмотря на ввод в город войск, собравшиеся были настроены дружелюбно и были готовы к мученической смерти. За несколько минут до начала шествия к собравшимся обратилась лидер женской части «Собрания» Вера Карелина: «Милые, не надо бояться смерти! Что смерть! Разве наша жизнь не страшнее смерти? Девушки, милые, не бойтесь смерти».
11:50
Также напомним о реакции властей на петицию и готовящееся шествие рабочих. Сама забастовка сначала была воспринята спокойно и казалась обычным производственным конфликтом. Ситуация изменилась после петиции, в которой заключались политические требования. О ее содержании властям стало известно за два дня до шествия, 7 января. Министр юстиции Николай Муравьев выразил готовность встретиться с Гапоном, но тот потребовал гарантий, что его не арестуют. Доподлинно неизвестно, дал ли министр такие гарантии, но встреча состоялась. На ней Гапон якобы говорил об ограничении самодержавия и просил встречи или разговора с министром внутренних дел Петром Святополком-Мирским, считавшимся либералом. Но министр отказался.
Вечером 8 января у главы МВД прошло совещание министров по поводу предстоящей демонстрации. Муравьев рассказал про Гапона, назвав его ярым революционером. Святополк-Мирский был готов согласиться допустить шествие в центр до Дворцовой площади, но категорически против выступили министр финансов Владимир Коковцов и Муравьев. Фуллон согласился с их доводами, опасаясь повторения в городе «Ходынки». Чтобы избежать этого было решено разместить солдат на подступах к центру города и не допустить шествия к Зимнему дворцу.
Царь к этому времени уехал в Царское Село, где поздно вечером с докладом перед ним выступили Святополк-Мирский и директор департамента полиции Алексей Лопухин.
«Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизона. Рабочие до сих пор вели себя спокойно. Количество их определяется в 120 000 ч. Во главе рабочего союза какой-то священник — социалист Гапон. Мирский приезжал вечером для доклада о принятых мерах», — написал Николай II в своем дневнике.
По некоторым сведениям, на совещании у царя было принято решение об аресте Гапона.
11:21
Георгий Гапон — основатель «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». В начале XX века священник знакомится с начальником Особого отдела Департамента полиции Сергеем Зубатовым, который был основоположником так называемого «полицейского социализма». Зубатов в молодости был революционером, но после ареста согласился сотрудничать с полицией и быстро продвинулся по карьерной лестнице. Для того чтобы рабочие не попадали под влияние революционных партий, он предложил создавать собственные рабочие организации, подконтрольные власти. Такой метод со стороны оппозиции получил презрительное прозвище «зубатовщина».
Гапон входит в зубатовскую организацию. Священник спорит с Зубатовым о степени влияния полиции на рабочие организации, требуя для них большей автономии, чтобы они казались независимыми от властей.
После отставки Зубатова из-за личного конфликта с новым министром внутренних дел Вячеславом Плеве, лидером организации становится Гапон.
Георгий Гапон
11:17
Несмотря на мороз, у отделов «Собрания» группируются участники будущего шествия, рабочие из Колпино уже больше пяти часов находятся в пути. «Колпинцы, которым предстояло пройти немало верст, двинулись в путь уже в 6 ½ ч. утра», — сообщают очевидцы. Их численность, по разным данным, от 250 до тысячи человек, многие взяли с собой узелки с едой. Сотрудники правоохранительных органов и солдаты никаких препятствий демонстрантам пока не создают. Около других отделений «Собрания» продолжают собираться рабочие. Пока ничего не известно о местонахождении Гапона. По некоторым данным, за подстрекательство к демонстрации его ищет полиция.
11:10
Рабочие продолжают собираться у отделений «Собраний». Обстановка в городе напряженная. Накануне запланированной массовой акции рабочих в город были введены войска. Петербург разделен на восемь районов, армия взяла под контроль мосты города. Общее командование, осуществляет дядя царя великий князь Владимир Александрович.
Власти приняли такое решение после срыва переговоров с активистами рабочего движения и представителями интеллигенции. Пятого января, понимая, что требования забастовщиков вряд ли будут выполнены, Гапон обрушивается с критикой на правительство. На очередном заседании «Собрания» было принято решение о подачи петиции Николаю II. «Государь! Мы, рабочие города С.-Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты» — так начинается петиция. Требования были разбиты на три группы: политические, экономические и отдельно налоговые. В документе речь идет о свободе слова, образовании, восьмичасовом рабочем дне, свободе создания профсоюзов, государственном страховании от несчастных случаев. Отдельно авторы петиции требовали «немедленного возвращения всех пострадавших за убеждения», то есть речь шла о политической амнистии.
11:01
Забастовка рабочих в Петербурге началась с увольнения четырех рабочих Путиловского завода. Все они были членами «Собрания». Было проведено расследование, опрошены свидетели и выяснилось, что действия мастера, принявшего решение об увольнении рабочих, было вызвано негативным отношением администрации к «Собранию». Гапон и руководство организации приняли решение вступиться за уволенных, они потребовали восстановить их в должности. А также лишить должности мастера, который стоял за увольнением рабочих.
В случае невыполнения требований «Собрание» снимало с себя всякую ответственность «в случае нарушения спокойствия в столице». На встрече с Гапоном градоначальник Санкт-Петербурга Иван Фуллон сказал: «Но это настоящая революция; вы угрожаете спокойствию столицы». Но Гапон, пользовавшийся покровительством Фуллона, заверил, что ни о каких беспорядках речи не идет.
В итоге требования администрацией выполнены не были, тогда рабочие Путиловского завода, по призыву «Собрания», приняли решение о начале забастовки с 3 января. Нарвский отдел движения Гапона стал местом сбора рабочих с Путиловского. На следующий день делегация бастующих во главе с Гапоном провела переговоры с директором Путиловского завода Смирновым. Забастовщики впервые выдвинули требование введения восьмичасового рабочего дня, директор отказался. Тогда было принято решение распространить забастовку на все промышленные предприятия. Через три дня в ней участвовали более 100 тысяч рабочих Петербурга.
10:56
По городу расклеены объявления градоначальника с требованием не скапливаться на улицах в воскресенье. Впрочем, далеко не во всех районах эти объявления висят долго. К тому же, в листовке нет подписи. В случае скопления, говорится в объявлении, с толпой будут поступать по закону.
10:43
Рабочие Санкт-Петербурга намерены сегодня, 9 января (22 января по новому стилю. — РП) провести массовую демонстрацию в столице и подать на имя царя Николая II петицию с требованием улучшить их положение. В столице продолжается массовая забастовка крупнейших промышленных предприятий.
Лидером питерских рабочих считается священник Георгий Гапон, стремительно набравший популярность за последний год. Его организация «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» и была инициатором массовой уличной акции, которая проходит впервые в истории России. Местами сбора рабочих стали отделения «Собрания», всего их в столице 10, еще одно в Колпино.
Рабочие с раннего утра постепенно собираются для проведения шествия в центр Петербурга. По плану организаторов демонстранты должны к 14:00 по местному времени собраться перед Зимним дворцом и передать свою петицию царю.
Сергей Смирнов, Павел Пряников
«Русская планета», 22 января 2014

Телесное воскресение: как это будет?

Мы, христиане, верим в телесное воскресение. То есть не просто в какую-то «посмертную жизнь», а именно в то, что однажды душа вновь соединится с телом. Но как это будет? Ведь люди уходят совершенно разными — и немощными стариками, и телесно не сформированными младенцами… В каком теле воскреснут они?

Размышляет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

То, что Церковь говорит про воскресение – это догмат, а не просто богословское мнение, который содержится в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых».

Более того, это очень важная часть нашего вероучения, смысл которого заключается в том, что мы все обязательно будем жить и после смерти. Причем жизнь наша — в духовно-телесном образе, и эта духовно-телесная природа дана нам Богом как подлинный образ человека, а не как образ, который должен распасться. Наоборот, он должен созидаться.

И воскресение должно вернуть человеку его подлинный образ, тот, который был изначально задуман Господом.

Уже в Евангелии даны некоторые образы телесного воскресения в виде притч. И оттуда можно заключить, что мы воскреснем в цельном, совершенном виде. Очень важно, что внешний образ наш будет телесным, и телесность окажется индивидуальной для каждого. То есть не просто какое-то тело или «среднестатистическое» тело, абстрактное, а с узнаваемыми чертами, присущими каждому человеку.

Священномученник Мефодий Патарский в своей работе о воскресении пишет, что мы не только сохраним свой образ, но и способны будем друг друга узнавать.

Это означает, что мы сохраним черты нашей телесности. В том числе так называемые гендерные: мужчины будут с бородами, а женщины — с длинными волосами. Сохранятся и половые различия. Ведь и воскресший Христос есть Богомуж, как называл Его преподобный Анастасий, игумен Синайский.

Воскресшие тела будут мужчинами и женщинами. Другое дело, что Христос в Евангелии однозначно говорит: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк.12,25); «… а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20,35)

Значит, воскресшее человечество уже не будет иметь той части личной жизни, которая сегодня является для людей очень важной, то есть супружеской.

Несомненно, что телесность сохранит черты нашей жизни. Но как – этого мы не знаем. Но наша телесность будет представлять собою и некий портрет нашей духовной и личной жизни, принятых решений, нашей нравственности. Это может быть выражение лица, выражение тела. Но как это будет – тайна. Она приоткрывается духовной иконописью. Есть иконы, которые выражают некоторую духовную сущность святых в их уже посмертном образе. У преподобных, например, выделяются глубокие морщины от слез. Чей-то образ исполнен милосердия и любви.

Важно подчеркнуть, что вера в догмат о воскресении из мертвых трудна была всегда. Во все века встречались христиане, которые готовы были поверить в Нагорную проповедь, то есть в нравственную суть миссии Христа, но не готовы – в телесное воскресение.

Характерные страницы о трудностях этой веры есть в романе Достоевского «Идиот», где умирающий от туберкулеза Илларион спрашивал каждого приходящего: «Верите ли вы в Кану Галилейскую?» То есть для него сложным был именно момент чуда.

Чудеса сложны были для веры, в том числе – чудо воскресения.

Да, люди умирают в разном возрасте. Кто-то в девяносто лет, а кто-то – через несколько недель после зачатия. Но мы все воскреснем в совершенном образе. Что это за совершенный образ – точного учения не существует.

Однажды у меня почти случайно в Кремле состоялась беседа с владыкой Василием (Родзянко). После службы он нашел время откликнуться на мой вопрос, который касался крещения тяжелых инвалидов. Я тогда служил в психоневрологическом интернате, и передо мной тоже стоял вопрос: а что будет с этими детьми в дальнейшем? Я их крестил, миропомазывал, прекрасно понимая, что многие из них не доживут до взрослого возраста и никогда не смогут ни ходить сами, ни даже держать чашку.

Владыка мне сказал, что мы ни в коем случае не должны сомневаться в том, что Господь восстановит телесность каждого, кто при жизни был частично ее лишен, в полном, совершенном образе.

То есть и младенцы, даже еще не родившиеся, будут в совершенном образе, и инвалиды. Телесность будет полной, совершенной в смысле полноты замысла Божьего. При этом они будут сохранять и черты своей индивидуальности. Как это будет – мы не знаем.

Воскресение – не естественный процесс, не воссоздание того же генотипа, а чудо, новое творение. Но творение того, что было. По этому поводу вспоминается история с Ньютоном, которого на заседании Королевского общества просили ответить на вопрос про воскресение телесное: «Кто же может собрать рассеявшиеся в прахе тела умерших, чтобы образовать новые тела для бессмертных душ?» Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. Ньютон серьезно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего? Когда наступит время воскресения, Бог соберет наши пылинки и воскресит наши тела».

Это больше, чем мы можем ожидать.

Записала Оксана Головко

Воскресенье или воскресение: как правильно пишется название дня недели

«Воскресенье» и «воскресение» – в чем разница?

Воскресенье – это день недели, следующий за субботой и предшествующий понедельнику.
По воскресеньям магазин не работает.
Утром в воскресенье мне позвонила бабушка.
Воскресенье – мой любимый день.
Вербное воскресенье.
Прощёное воскресенье.

Воскресение – это возвращение из мертвых, действие от глагола «воскресать». В переносном смысле так называют возрождение, духовное обновление.
Светлое воскресение Христово – так называют Пасху.
Последний роман Льва Толстого называется «Воскресение».

Воскрешение – действие от глагола «воскрешать», то есть возвращать к жизни из мертвых.
В Библии описано воскрешение Лазаря Иисусом Христом.

Иллюстрация Леонида Пастернака к роману Л.Н. Толстого «Воскресение»

Пасха, праздник в честь возвращения Иисуса Христа из мертвых, каждый год выпадает на разные даты, но всегда приходится на седьмой день недели. Поэтому со временем словом «воскресенье» стали обозначать день.

Кстати, прежде последний день седмицы обозначали именно словом «неделя» – отсюда и название «понедельник». В сербо-хорватском языке и сейчас «воскресенье» – это «недеља».

Немного разное написание и произношение позволяет отличить воскресенье как день недели от воскресения как мистического возвращения из мира мертвых в мир живых. Так что это не два варианта одного слова, а самостоятельные слова с различным смыслом.

Reuters

«Воскресенье». Примеры

Так рассудил сам с собою Акакий Акакиевич, ободрил себя и дождался первого воскресенья, и, увидев издали, что жена Петровича куда-то выходила из дому, он прямо к нему.
Н.В. Гоголь. «Шинель»

Зато ключница у него, женщина лет тридцати пяти, черноглазая, чернобровая, полная, свежая и с усами, по буднишним дням ходит в накрахмаленных платьях, а по воскресеньям и кисейные рукава надевает.
И.С. Тургенев. «Два помещика»

В прощёное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера.
И.А. Бунин. «Чистый понедельник»

Этот герой ушёл в бездну, ушёл безвозвратно, прощённый в ночь на воскресенье сын короля-звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

В воскресенье Давид пошел с бабушкой на базар.
Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»

В воскресенье, когда вернулись с похорон, а было уж то к вечеру, собрались на поминки.
Александр Солженицын. «Матренин двор»

Так вот, 23 августа, это было воскресенье, Ельцин отправляет Кириенко в отставку…
Борис Немцов. «Провинциал в Москве»

«Воскресение». Примеры

Я тогда еще не знал, что по мусульманскому обычаю покойника хоронят без крышки, видимо, чтобы облегчить ему воскресение.
Фазиль Искандер. «Созвездие Козлотура»

Нужно веровать твердо и постоянно в будущее воскресение мертвых и в будущую бесконечную жизнь, нужно воспитать себя для нее, запастись елеем добрых дел.
Иоанн Кронштадтский. Дневники

Весь советский народ приветствует возрождение сверхмощной домны и ТЭЦ «Запорожстали» как воскресение из мертвых, потому что знает, до каких пределов разрушения были они доведены фашистскими извергами.
Л.И. Брежнев. «Возрождение»

Когда мы приходим креститься, мы должны помнить, что погружаемся в воды, являющиеся символом смерти и воскресения.
Митрополит Антоний (Блум). «О таинствах»​

Побывать за гранью жизни и вернуться…

Может ли человек воскреснуть после смерти? Нет, речь идет не о призраках, не о клинической смерти или летаргии, а о настоящей смерти и воскрешении…
Так, знаменитый Платон повествует о воине Эре из Памфилии, убитом во время сражения, но ожившем спустя 11 дней прямо на погребальном костре… Древнегреческие историки Номахий, Хайро Эфесский и другие упоминают о знатном эллине Поликрите, который вернулся домой на девятый день после смерти. Похожее произошло и с неким Клеонитом Афинским.

Еще один деятель Древней Греции, Клеарх, описывает некоего мага, который продемонстрировал следующий «фокус». Он ударил жезлом спящего мальчика, отчего тот умер. Свидетели в этом убедились. Через какое-то время маг снова ударил мальчика жезлом, и тот ожил. По словам «фокусника», жезл извлек из мальчика душу и отвел ее на некоторое расстояние от тела, а затем вернул в тело опять. Тогда мальчика попросили рассказать о том, что он видел во время «смерти», и он точно описал все происходившее в комнате в этот период. Среди присутствующих был и Аристотель, которого этот «опыт» окончательно убедил в том, что душа может существовать отдельно от тела.
Эуриндо из Никополиса ожил на пятнадцатый день после своих похорон и жил еще некоторое время. Жрец одного из храмов Фессалоники Руфус воскрес на третий день после смерти. Он сообщил, что вернулся с того света, чтобы выполнить то, что было им обещано богам ранее, — совершить определенные священные церемонии. После этих церемоний он снова умер и больше уже не возвращался.
В царствование Филиппа, отца Александра Македонского, жила некая Филонея, дочь Демострата и Харито из Амфипопоса. Родители насильно выдали ее замуж за человека по имени Кротер. Вероятно, несчастливый брак и привел к тому, что она зачахла и умерла. Но через 5 месяцев к ее отцу приехал из города Пепла юноша по имени Махатес. Вскоре оказалось, что его посещает по ночам ожившая от любви к нему Филонея. Когда ее «поймали с поличным», она умерла вторично, предварительно заявив, что воскресла по воле земных демонов. После этого ее труп, лежащий в доме отца, видели все жители города. Когда же вскрыли гробницу Филонеи, она оказалась пуста. Свидетельства об этом происшествии остались во многих документах той эпохи.
Говорят, что после смерти вернулся к жизни и знаменитый философ Демокрит. Он умер от удара или от раны, но затем чудесным образом опять ожил. По словам философа, его душа еще сохранила связи с телом, и это сделало возможным возвращение.
В VII столетии нашей эры некий Канингем из Нортамбрайнса (Британия) скончался от болезни. Дело было ночью. Однако уже наутро он поднялся и сел в постели, окруженной оплакивавшими его родственниками.
Один из самых известных случаев загадочного воскрешения произошел в 1987 г. с крановщицей из Донецка Юлией Воробьевой. Она дотронулась до электрического кабеля и получила удар током мощностью 380 вольт. Реаниматорам не удалось ее спасти. Тело Воробьевой отправили в морг. Никаких признаков жизни она за это время не подавала.
Через день в морг пришли на практику студенты-медики. И один из них случайно нащупал у «покойницы» пульс. Она оказалась жива! Но самое удивительное случалось позже. У Воробьевой открылись необычные способности: она могла без всяких усилий видеть внутренние органы людей и ставить безошибочные диагнозы. Крановщица стала знаменитой в Донбассе целительницей…
В традициях многих народов присутствует практика воскрешения мертвых. В тибетских монастырях существует ритуал «рлан-га». Когда человек умирает, его приносят в монастырский двор и лама производит над ним специальные манипуляции. Вскоре умерший поднимается и трижды обходит это место по кругу. После этого он ложится обратно и на этот раз замирает навсегда. Так его душе легче перейти в иной мир. Но в краткие моменты своего оживления эти покойники уже не являются полноценными людьми: они не разговаривают и лишь совершают механические движения.
Искусством возвращения умерших к жизни, по свидетельствам очевидцев, обладают сибирские шаманы. У народа ханты есть особые люди — исылта-ку. Если кто-то умирает раньше положенного срока, исылта-ку идет в его чум, ложится рядом с покойником вниз лицом и не встает с места в течение трех дней. При этом никто не должен входить в жилище покойного. Через три дня исылта-ку выходит из дома вместе с воскресшим. Иногда он появляется один — значит, духи уже забрали его подопечного с собой. Шаманы и исылта-ку, вводя себя в состояние транса, вступают в контакт с энергетической субстанцией, остающейся после смерти — душой умершего, и пытаются вернуть ее обратно.
Житель Таймыра поведал историю о своем родственнике, шамане Порбине, который в 1935 г. задумал оживить умершую дочь. Девушка умерла недавно и была похоронена в лесу.
Старик привез ее тело домой и позвал на помощь молодого шамана Турдагина. Оба шамана легли на пол в чуме Порбина и погрузились в транс — то есть, по поверью сородичей, «ушли в нижнюю землю». Там они будто бы увидели «большую реку», через которую старый шаман перейти не смог. Турдагин «перешел через реку» и попал в «чум мертвецов», где стоял ящик с пятью сердцами — это были сердца тех, кто скончался недавно. Четыре сердца оказались черными, а одно — наполовину белым. Молодой шаман взял его и вернулся назад той же дорогой. В результате этого шаманства дочь старика ожила. Она пошевелилась и села на полу. Но глаза ее все еще оставались мутными, как у покойницы. Тогда отец дунул ей в лицо, и оно стало как у обычного человека. Девушка поднялась и села у огня. Потом отец отдал ее Турдагину в жены.
Одним словом, грань между жизнью и смертью очень условна… И не исключено, что определенными усилиями ее можно преодолеть как в одну, так и в другую сторону…

В чём заключается значение воскресенья для христиан? Для православных этот день недели — нерукотворный памятник Богу Спасителю. Но у этого праздника есть своя предыстория.

Как известно из Ветхого Завета, шесть дней Господь занимался сотворением мира. В седьмой, который назывался субботой, почил от дел своих.

По завету Господа этот день был дарован еврейскому народу для еженедельного отдыха от повседневных забот. Он стал праздником всеобщего покоя и получил название «шаббат» (остановка). Данное событие произошло в пустыне на горе Синай через обращение к Моисею, когда израильтяне выходили из Египта.

В Израиле неделя начинается с воскресенья. А дни называются просто: первый, второй и т.д. до шестого, т.е. пятницы. А потом наступает шаббат — суббота. Время отдыха от повседневных забот. Всеобщий праздник.

Значение субботы и воскресенья

Основным событием Нового Завета является обновление падшего мира Господом в Сыне Своём Иисусе Христе.

Поскольку для Бога нет ничего не возможного, Ему было бы легче не заниматься воспитанием падшего человечества, а просто стереть его с лица земли и создать новых людей. Всегда проще строить новое, чем переделывать из старого. Так Он и хотел поступить с народом еврейским во время выхода из Египта.

Господь сильно пламенел гневом на них и говорил, что всех уничтожит. Когда поражение входило в стан израильтян, тогда и Моисей, и Аарон неоднократно падали перед Богом на колени, зажигали курения. Ходили между мертвыми и живыми, умоляя Создателя пощадить народ.

В итоге согрешивших людей Бог не уничтожает, а спасает через воплощение, смерть и воскрешение Своего Сына Иисуса Христа.

Апогеем процесса обновления мира стало возрождение Спасителя из мертвых. Согласно Евангелию произошло это в первый день недели, который в честь такого события был назван «воскресенье».

В этот день Господь искупил нас от грехов наших и прославил человеческое естество воскрешением своим. В память об этом люди еженедельно отмечают праздник Богу Воссоздателю. Значение этого дня затмило собою славу субботы.

Исполняя Божий завет мы чтим и субботу. Но не так, как евреи. Они выделяют этот день отказом от любой деятельности. Христиане отмечают её молитвами:

  • о Божией Матери и всех святых;

  • об усопших.

Оба дня почитаемы. Для Православных верующих суббота осталась праздником и святым днем. Она по-прежнему напоминает нам, что сотворенный Господом мир хорош и благословлён. И людям в нём нужно жить по законам Того, Кто всё это создал.

Воскресенье — день любви Божией к роду человеческому, когда Иисус Христос искупил нас от грехов наших, воскрес для оправдания нашего. Что может быть значимее? Поэтому для христиан Нового Завета это главный еженедельный праздник.

Целый ряд знаменательных событий произошёл в воскресенье:

  • Иисус Христос «восстал из мертвых» на следующий день после субботы;

  • впервые после этого Он явился ученикам Своим и в последствии 40 дней встречался с ними, беседуя и рассказывая о Царствии небесном;

  • был увиден мироносицами;

  • явился к Фоме.

Во времена Нового Завета Церковь реализует в действии дарованную ей духовную свободу и изменяет время еженедельного отдыха. Вместо субботы, которая отмечалась в память об Отце, таким днём становится воскресенье. И посвящается оно Сыну.

Уже при жизни апостолов эта особая часть недели освящается. Она знаменуется памятью о воскресении Иисуса Христа, Которым все обновилось.

Что рекомендуется делать христианам в воскресный день?

В своей проповеди епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт рекомендует Православным христианам в воскресный день отдохнуть от забот повседневных и посвятить себя другим делам. Каким? Об этом — в видеоролике с рассказом от первого лица.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *