Пасхальное богослужение: все о пасхальном богослужении

Что такое пасхальное богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит пасхальное богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, — поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху».
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Пасхальные песнопения в mp3).
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящии Его».
«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня».
«Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся».
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе».
Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав».
Отверзаются церковные двери, и крестный ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» — двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса — особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!» Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и обходит храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста. Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый понедельник, Светлый вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые среду и пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

До конца XVI века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени — венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающихся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!» Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме — всю Пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, — на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый «перебор», то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава: Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне: Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

Крестный ход происходит на Пасху или в любое другое время — это всегда торжественное церковное шествие. Его главные отличительные особенности собственно большой крест, от которого и происходит название, наличие икон и хоругвей.

Крестный ход — что это такое

Данная форма богослужения проводится еще с первых дней основания религии. В первые столетия из-за массовых гонений крестный ход был непопулярен. Христиане в основном старались сохранять втайне свою веру. Все изменилось в 4 веке при римском императоре Константине.

Перед решающей битвой в 312 году он увидел знамение в форме креста в небе, обещавшее победу, и повелел внести его в символику войска. Так марш римского войска стал одним из первых задокументированных крестных ходов. Но узаконены для священнослужителей они были только в VI веке при императоре Юстиниане. Тогда же был проведен первый официальный пасхальный крестный ход.

В целом крестным ходом называется любое перемещение со святой символикой. Это может быть обход храма, как во время Пасхи, путешествие к святым местам. При этом даже необязательно идти пешком:

  1. Во время крещения Руси крестный ход проводился на лодках по Днепру, в котором крестили горожан.
  2. В 20 веке в СССР появилась неканоничная версия “крестовый лет”. Группа священников совершала путешествие с иконами на самолете к местам богослужений. А в 1941 году облет Москвы с иконой совершался для отражения атаки фашистов. После него враг был вскоре разбит.
  3. Осенью 2009 года по благословению патриарха Кирилла был реализован первый космический крестный ход — проект “Православная экспедиция”. В его рамках икона 176 раз облетела планету на космическом корабле “Союз ТМА-16”.

Независимо от того, как происходит крестный ход, он остается актом богослужения, направленного на распространение и укрепление веры. Поэтому его часто используют во время праздников, для транспортировки святых мощей и икон или для защиты от бедствий.

14-летняя дочь Моники Беллуччи и Венсана Касселя выросла красоткой

Как проходит пасхальный крестный ход

Служба начинается еще в Великую субботу в 20:00 вечера. Однако, чтобы увидеть, как проходит крестный ход на Пасху, надо дождаться полуночи. Само богослужение проводится в полутемном храме. Его стоит посетить даже тем, кто еще далек от веры, чтобы просто насладиться царящей атмосферой и проникнуться предчувствием великого праздника.

В 23:30 совершается финальное великопостное богослужение, которое начинается с канона “Волною морскою…” В начале песнопения открываются Царские врата и священнослужители подходят к Плащанице. После того как они осуществят ее каждение, на словах “восстану бо и прославлюся…” Плащаница выносится на алтарь, где и останется вплоть до праздника Вознесения. При этом священники идут молча. Царские врата закрываются и оставшиеся несколько минут до полуночи проводятся в молчании.

Когда наступает воскресенье, можно наконец увидеть, как проходит крестный ход в Пасху. Вначале из-за закрытых врат начинает доноситься стихира «Ангелы поют в небесах», посвященная Воскресению Христа. Вначале оно практически неслышно, но постепенно усиливается.

Медленно Царские врата открываются и выходят священнослужители в строгом порядке:

  1. Впереди идет мальчик с фонарем, освещая путь остальным.
  2. За ним несут большой крест и икону Божьей матери. Они называются “запрестольными”.
  3. Следом выстраиваются хоругвеносцы, певцы и диаконы со свечами и кадильницами.
  4. Далее в шествие участвуют священники. При этом младшие по хиротонии идут спереди.
  5. Последняя пара священников несет справа Евангелие и слева икону воскресения.
  6. Замыкает крестный ход настоятель храма или архиерей. Он несет трисвещник и крест.

Следом за священнослужителями собираются все миряне со свечами в руках, пришедшие на Полунощницу. Несмотря на то что время позднее, крестный ход проходит под постоянный колокольный звон. Христиане неторопливо обходят храм, постоянно повторяя стихиру «Ангелы поют в небесах».

Со стороны пасхальный крестный ход может напоминать движение звезд на небе. Десятки и сотни небольших огоньков под звон и пение плавно перемещаются вокруг храма три раза. Первые два врата остаются закрытыми.

По завершении третьего, священник провозглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда ныне и присно и во веки веков…» — и двери распахиваются. Церковь, залитая светом, впускает людей под слова тропаря «Христос воскресе из мертвых…» На этом заканчивается крестный ход, но богослужение продолжается до самого утра.

Как сделать раствор для мыльных пузырей своими руками

Значение крестного хода на Пасху

Несмотря на то что процессия проходит вокруг храма всего несколько минут, обряд имеет огромное значение. Он связан с библейскими событиями и буквально каждый элемент крестного хода — это символ и отсылка к событиям почти двухтысячелетней давности.

В частности:

  1. Стихира «Ангелы поют в небесах» символизирует, что хоть люди и скорбели над смертью Спасителя, на Небе уже знали о его грядущем воскресении. Поэтому крестный ход на Пасху начинается как бы во тьме невежества.
  2. Закрытые Царские врата — символ запертых дверей рая для тех, кто не принял свет благой вести о воскресении Сына Божьего.
  3. Тройной обход храма, значит 3 дня ожидания, после которых жены-мироносицы пришли к Гробу Спасителя, чтобы умастить его тело маслами. Предстоятель храма при этом символизирует ангела, ведущего людей за собой в крестный ход на Пасху и отвалившего валун, закрывавший проход к Гробу.
  4. Распахивающиеся двери в ярко освещенный храм — этом символ врат Рая, которые открыты для каждого верующего.

Молитвословия Триоди цветной

Светлое Христово Вокресение. Пасха

Стихира, глас 6-й

Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, Ангели пою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.

Тропарь, глас 5-й

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Кондак, глас 8-й

Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко победи́тель, Христе́ Бо́же. жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, Еди́ному Безгре́шному. Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, и́мя Твое́ имену́ем. Прииди́те, вси́ ве́рнии, поклони́мся свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру. Всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́.

Стихиры Пасхи, глас 5-й

Стих: Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́.

Па́сха свяще́нная нам днесь показа́ся: Па́сха но́ва свята́я, Па́сха та́инственная, Па́сха всечестна́я, Па́сха Христо́с Изба́витель, Па́сха непоро́чная, Па́сха вели́кая, Па́сха ве́рных, Па́сха, две́ри ра́йския нам отверза́ющая, Па́сха, всех освяща́ющая ве́рных.

Стих: Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут.

Прииди́те от виде́ния жены́ благове́стницы, и Сио́ну рцы́те: приими́ от нас ра́дости благове́щения Воскресе́ния Христо́ва; красу́йся, лику́й и ра́дуйся, Иерусали́ме, Царя́ Христа́ узре́в, из гро́ба, я́ко Жениха́, происходя́ща.

Стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся.

Мироно́сицы жены́, у́тру глубоку́, предста́вша гро́бу Живода́вца, обрето́ша Ангела, на ка́мени седя́ща, и той провеща́в им си́це глаго́лаше: что и́щете Жива́го с ме́ртвыми? Что пла́чете нетле́ннаго во тли? Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.

Стих: Сей День, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся вонь.

Па́сха кра́сная, Па́сха, Госпо́дня Па́сха! Па́сха всечестна́я нам возсия́. Па́сха! Ра́достию друг друга обы́мем. О Па́сха! Избавле́ние ско́рби, и́бо из гро́ба днесь я́ко от черто́га возсия́в Христо́с, жены́ ра́дости испо́лни глаго́ля: пропове́дите апо́столом.

Слава, и ныне, глас 5-й: Воскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем. Рце́м, бра́тие, и ненави́дящим нас, прости́м вся Воскресе́нием, и та́ко возопии́м: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

***

Неделя 2-я по Пасхе.

Святого апостола Фомы

Тропарь, глас 1-й

Запеча́тану гро́бу, Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же, и две́рем заключе́нным, ученико́м предста́л еси́, всех Воскресе́ние; дух пра́вый те́ми обновля́я нам, по вели́цей Твое́й ми́лости.

Кондак, глас 8-й

Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же: созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́, с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́: Госпо́дь еси́ и Бог мой.

***

Неделя 3-я по Пасхе.

Святых жен-мироносиц

Тропарь, глас 2-й

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ безсме́ртный, тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́; егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, вся́ си́лы Небе́сныя взыва́ху: Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Иные тропари

Благообра́зный Ио́сиф с дре́ва снем Пречи́стое Твое́ Те́ло, плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми во гро́бе но́ве закры́в положи́; но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди, подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в Ангел, вопия́ше: ми́ра ме́ртвым суть прили́чна, Христо́с же истле́ния яви́ся чужд. Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь, подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2-й

Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́, плачь прама́тере Евы утоли́л еси́ Воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же, апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́: Спас воскре́се от гро́ба.

***

Неделя 4-я по Пасхе.

О расслабленном

Тропарь, глас 3-й

Да веселя́тся небе́сная, да ра́дуются земна́я, я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, попра́ сме́ртию смерть, пе́рвенец ме́ртвых бысть; из чре́ва а́дова изба́ви нас и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 3-й

Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих, и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену, воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством, я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле, да зову́ Ти спаса́емь: Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.

***

Преполовение Пятидесятницы

Тропарь, глас 8-й

Преполови́вшуся пра́зднику, жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 4-й

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, всех Тво́рче и Влады́ко, к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия. Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м: щедро́ты Твоя́ да́руй нам, Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Задостойник, глас 8-й

Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́ Тебе́ Де́во, краеуго́льный отсече́ся Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Тем веселя́щеся, Тя Богоро́дице велича́ем.

***

Неделя 5-я по Пасхе.

О самаряныне

Тропарь, глас 4-й

Све́тлую воскресе́ния про́поведь от Ангела уве́девше Госпо́дни учени́цы и пра́деднее осужде́ние отве́ргше, апо́столом хва́лящася глаго́лаху: испрове́ржеся смерть, воскре́се Христо́с Бог, да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8-й

Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня, ви́де Тя прему́дрости во́ду, е́юже напои́вшися оби́льно, Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.

***

Неделя 6-я по Пасхе.

О слепом

Тропарь, глас 5-й

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше, воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся, я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на Крест, и смерть претерпе́ти, и воскреси́ти уме́ршия сла́вным Воскресе́нием Свои́м.

Кондак, глас 4-й

Душе́вныма очи́ма ослепле́н, к Тебе́ Христе́ прихожду́, я́коже слепы́й от рожде́ния, покая́нием зову́ Ти: Ты су́щих во тьме Свет пресве́тлый.

***

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

Тропарь, глас 4-й

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Кондак, глас 6-й

Еже о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.

Величание

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем е́же на небеса́ с пречи́стою Твое́ю пло́тию Боже́ственное вознесе́ние.

Задостойник, глас 5-й

Велича́й, душе́ моя́, возне́сшагося от земли́ на не́бо Христа́ Жизнода́вца.

Тя паче́ ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию, в ле́то Безле́тнаго неизрече́нно Ро́ждшую, ве́рнии единому́дренно велича́ем.

***

Неделя 7-я по Пасхе.

Святых отцов 1 Вселенского Собора

Тропарь, глас 6-й

Ангельския си́лы на гро́бе Твое́м, и стрегу́щия омертве́ша, и стоя́ше Мари́я во гро́бе, и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́; сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Тропарь, глас 8-й

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш, свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый, и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 8-й

Апо́стол пропове́дание, и оте́ц догма́ты, Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша, я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия, исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

***

Пятидесятница. День Святой Троицы

Тропарь, глас 8-й

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, Иже прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную. Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 8-й

Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний; егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Величание

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́, Его́же от Отца́ посла́л еси́ Боже́ственным ученико́м Твои́м.

Задостойник, глас 4-й

Ра́дуйся, Цари́це, матероде́вственная сла́во: вся́ка бо удобообра́щательная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут, Тебе́ пе́ти досто́йно, изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти. Те́мже Тя согла́сно сла́вим.

***

Неделя 1-я по Пятидесятнице.

Всех святых

Тропарь, глас 4-й

Иже во всем ми́ре му́ченик Твои́х, я́ко багряни́цею и ви́ссом, кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися, те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же: лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́, мир жи́тельству Твоему́ да́руй, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8-й

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри, вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики. Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

***

Неделя 2-я по Пятидесятнице.

Всех святых, в земле Российской просиявших

Тропарь, глас 8-й

Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния, земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в тоя́ просия́вшия. Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Кондак, глас 3-й

Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в це́ркви и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу; Ангели с ним славосло́вят и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют: о нас бо мо́лят вси ку́пно Преве́чнаго Бо́га.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *