Воскресение Иисуса Христа — история праздника. Как воскрес Иисус Христос.

В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки

Существуют ли записи упоминаний о вознесении Господнем в творениях очевидцев Христа?

Все знают историю, связанную с Воскресением Иисуса, но единицы знают подробности этого события, хотя праздник Воскресение Иисуса Христа является главным для христиан.

Именно в честь Воскресения Христова все христиане на протяжении целых сорока дней празднуют Пасху.

Воскресение Иисуса Христа

В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?

Главные источники, в которых описаны события, связанные с Воскресением Иисуса:

— Евангелие от Матфея. Главы 27, 28

— Евангелие от Марка. Главы 15, 16

— Евангелие от Луки. Глава 24

Слово Ева́нгелие переводится с греческого, как «благая весть» о наступлении Царства Божия.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку

История воскресения Иисуса началось с суда над ним и его распятием на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи.

Распятие Иисуса Христа

Распятый на кресте Иисус умер около трех часов после обеда.

Во время казни присутствовали Мария Магдалина, Мария, мать Христа и Саломия и другие ученики Христа.

Снятие Иисуса Христа с креста

Чтобы не омрачать еврейский праздник Песах (Пасха) иудейские первосвященники и Понтий Пилат поручили одному из своих первосвященников, богачу из города Аримафеи, по имени Иосиф забрать тело Иисуса, и похоронить его. Согласно Библии Иосиф с помощником сняли тело Иисуса с креста и похоронили его в принадлежащем Иосифу склепе.

Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством.

Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа.

В подобной могиле был похоронен Иисус Христос

Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим.

Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса.

Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос.

На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса.

Для охраны пещеры Понтий Пилат выделил стражу и приказал ее (пещеру) опечатать.

Жены-мироносицы

На третий день после похорон Иисуса, ранним воскресным утром Мария Магдалина и мать Христа Мария Иаковлева, купив ароматические масла, отправились к пещере, чтобы намастить тело покойного.

Подходя к пещере, женщины переживали по поводу того, кто же им отодвинет тяжелый камень, которым привален вход в пещеру.

Но подойдя к пещере они с удивлением обнаружили, что стражников которые должны охранять пещеру нет, а камень закрывающий вход отвален.

Воскресение Иисуса Христа. Ангел Господен

Когда женщины вошли в пещеру, то они увидели, что тела Христа нет, а на правой стороне ложа сидит облеченный в белую одежду юноша.

Женщины испугались и замерли, но юноша тот час обратился к ним:

«Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам»

Напуганные женщины выбежали из пещеры и вернулись в Иерусалим, но объятые ужасом никому ничего не рассказали, ни о пропаже тела, ни о юноше в белых одеждах.

Тем не менее, как и Иисус и предсказывал, он воскрес рано утром в воскресенье.

Воскресение Иисуса Христа

Первым человеком к кому он явился, была Мария Магдалина.

Представ перед Марией Магдалиной, он изгнал из нее семь бесов.

После чего Мария Магдалина отправилась к ученикам Иисуса и рассказала им, что Иисус воскрес и, что она видела Его живым, но ученики не поверили рассказу Марии.

Затем Иисус в ином образе явился двум из учеников на дороге.

Воскресение Иисуса Христа

Те рассказали о встрече с Учителем, но остальные ученики снова не поверили и им.

Воскресение Иисуса Христа

Тогда вечером Иисус явился остальным одиннадцати своим ученикам и высказал им свои упреки за то, что они не поверили в его воскресение и сказал им:

«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы»

После беседы с учениками Иисус на небо и воссел одесную Бога, а ученики пошли проповедовать.

Воскресение Иисуса Христа

На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Марка заканчивается.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие От Матфея

Евангелие от Матфея раасказывает о событиях связанных с Воскресением Иисуса Христовым с несколько иными подробностями, нежели Евангелие по Марку.

В Евангелии от Матфея есть и землетрясения, и солнечное затмение, и воскрешение покойников:

Воскресение Иисуса Христа

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим»

Далее до момента, когда в воскресенье рано утром Мария Магдалина и мать Иисуса пошли к пещере намазать тело Иисуса благовониями, описание событий в обоих евангелиях совпадают.

Но вот у пещеры события уже происходят несколько по-другому.

Когда Мария, мать Иакова и Иосии (мать Христа), и мать сыновей Зеведеевых подошли к пещере, то случилось великое землетрясение, связанное с тем, что сошедший с небес Ангел Господень, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем:

«вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег»

Воскресение Иисуса Христа

Ужас объял всех: и стражников, охранявших пещеру и женщин.

Ангел обратился к женщинам и сказал:

«не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите»

Женщины, убедившись, что смертное ложе Иисуса пусто отправились назад в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о воскресении Учителя.

Одиннадцать учеников оправились в Галилею, чтобы там, на горе, встретиться Учителем.

Не все ученики поверили, что пред ними их учитель Иисус.

Приблизившись Иисус обратился к ученикам:

«Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века»

На этом рассказ о воскресении Иисуса в Евангелии от Матфея заканчивается.

Воскресение Иисуса Христа — Евангелие от Луки

В Евангелие от Луки в 24-й главе женщины также поутру в воскресенье пришли в пещеру к гробу Христа с приготовленными ароматами и также нашли камень отваленным от входа в пещеру.

Но когда они зашли в пещеру пред ними предстал не юноша, а два мужа в блистающих одеждах.

Воскресение Иисуса Христа

Они так же, как и Евангелиях от Матфея и Марка сообщили им, что Иисус воскрес и ждет их в Галилее,

Но и здесь женщины не поверили вестникам.

Однако в Евангелии от Луки в пещере присутствует апостол Петр, который подходит к гробу Господнему и видит там только пелены лежащие.

Апостол Петр

Далее описываются события, когда два ученика встречают на дороге Иисуса и долгое время не узнают его и только после того как он возлежал с ними и преломил с ними хлеб к ним пришло прозрение, что целый день они провели в обществе Иисуса:

«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них»

Далее по возвращению в Иерусалим и они нашли вместе одиннадцать Апостолов которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

И в этот момент сам Иисус стал посреди них и сказал им:

«Мир вам»

Апостолы смутились и испугались, подумав, что видят духа.

Но Иисус убедил их, что он их плоти крови, а после отведал вместе с ними печеную рыбу и сотовый мед.

«И, взяв, ел пред ними»

Далее Иисус вывел учеников из Иерусалима до Вифании, затем подняв руки начал благословлять учеников и стал отдаляться от них и возноситься на небо.

Ученики поклонились Иисусу и вернулись в Иерусалим в праздничном настроении.

На этом рассказ о Воскресении Иисуса в Евангелии от Луки заканчивается.

Воскресение Христово – победа над смертью

Вероятно, нет человека на земле, который бы не слышал о смерти и воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Но, в то время, когда сами факты Его смерти и воскресения так широко известны, их духовная суть, их внутренний смысл являются тайной Божией мудрости, правосудия и Его бесконечной любви. Лучшие человеческие умы бессильно склонялись перед этой непостижимой тайной спасения. Тем не менее, духовные плоды смерти и воскресения Спасителя доступны нашей вере и ощутимы для сердца. И благодаря данной нам способности воспринимать духовный свет Божественной истины, мы убеждены, что воплотившийся Сын Божий действительно добровольно умер на кресте для очищения наших грехов и воскрес, чтобы дать нам вечную жизнь. На этом убеждении зиждится все наше религиозное мировоззрение.

Теперь вкратце вспомним главные события, связанные с воскресением Спасителя. Как повествуют евангелисты, Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов после обеда, накануне еврейской Пасхи. В тот же день вечером Иосиф Аримафейский, человек богатый и благочестивый, вместе с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовонными веществами, обвили полотном («плащаницей»), как полагалось по еврейским традициям, и похоронили в каменной пещере. Эту пещеру Иосиф высек в скале для собственного погребения, но из любви к Иисусу уступил ее Ему. Эта пещера находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где распяли Христа. Иосиф и Никодим были членами Синедриона (верховного иудейского суда) и одновременно тайными учениками Христа. Вход в пещеру, где они погребли тело Иисуса, они заложили большим камнем. Погребение совершалось поспешно и не по всем правилам, так как в этот вечер начинался праздник иудейской Пасхи.

Несмотря на праздник, в субботу утром, первосвященники и книжники пошли к Пилату и просили у него разрешения приставить ко гробу римских воинов, чтобы охранять гроб. К камню, закрывавшему вход в гробницу, приложили печать. Все это было сделано из предосторожности, так как они вспомнили предсказание Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти. Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые доказательства последовавшего на следующий день воскресения Христа.

Где пребывал Господь Своей душою после того, как Он умер? По верованию Церкви, Он сошел в ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших в Него (1Пет. 3:19).

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

Ни жены мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. О приставленной к гробу римской страже и о приложенной печати они и не знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром. Направляясь к месту погребения, они недоумевали: «кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик (Мк. 16:3). Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее» (Мк. 16:6, 7). Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.

Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: «что ты плачешь?» (Ин. 20:15). Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: «господин! если ты вынес Его, (Иисуса Христа), то скажи, куда положил Его, и я возьму Его». Тогда Господь сказал ей: «Мария»! (Ин. 20:16). Услышав голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув: «Учитель!» бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.

Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело. Воины все так и сделали, и так слух о краже тела Спасителя потом долго держался в народе.

В первый день Своего воскресения Господь несколько раз являлся Своим ученикам, которые прятались от преследований поодиночке и группами в разных частях Иерусалима. По церковному преданию, Христос сначала явился Своей Матери, чем утешил Ее материнскую скорбь. Потом Господь явился и прочим женам-мироносицам, сказав им: «радуйтесь!» (Мф. 28:9). Жены мироносицы поспешили поделиться этой радостной вестью с прочими апостолами. В тот же день Господь явился еще ап. Петру и двум ученикам – Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Вечером же Он явился всем апостолам, которые собрались, чтобы обсудить слухи о Его воскресении. Боясь иудеев, апостолы заперлись в одном из домов Иерусалима (По преданию, – в «Сионской горнице», где была совершена Тайная вечеря и где через семь недель после Пасхи Дух Святой сошел на апостолов).

Через неделю после этого Господь снова явился апостолам и в том числе ап. Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя. Чтобы рассеять сомнения Фомы относительно Своего воскресения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Как повествуют далее евангелисты, в течение сорокадневного периода после Своего воскресения Господь еще несколько раз являлся апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. Незадолго до Своего вознесения Господь явился более чем пятистам верующим.

На сороковой день после Своего воскресения Господь Иисус Христос в присутствии апостолов вознесся на небо и с тех пор Он пребывает «одесную» Своего Отца. Апостолы же, ободренные воскресением Спасителя и Его славным вознесением, вернулись в Иерусалим, ожидая сошествия на них Духа Святого, как обещал им Господь.

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Православные праздники

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Пасха — это не просто праздник. Воскресение Христово — это суть христианства, это основа и венец христианской веры. Это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы — сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел.

Что же мы празднуем в Пасху?

Слово «Пасха» (евр. Пе?сах) значит с еврейского «прехождение, избавление».

Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки (Исх.12:22-23). В ночь 15 нисана Бог, поразивший смертию египетских первенцев во всем царстве, «прошёл мимо» домов евреев и они были спасены. Истребление первенцев заставило фараона Рамзеса отпустить евреев в обетованную землю (Палестину) под предводительством Моисея (1570 до Р. X.).

Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Смерть навсегда упразднена; теперь смерть мы называем успением, временным сном. И когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и Богооставленности, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!

Как пугает и страшит нас смерть! Человеку кажется, что с его уходом опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет — за ней — свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это.

Воскресение Христово именуется Пасхой не случайно. У евреев Пасха связана с воспоминанием об избавлении от египетского рабства. Накануне Исхода из Египта каждая еврейская семья должна была принести в жертву Богу агнца в знак избавления. Господь Иисус Христос стал жертвенным Агнцем, закланным за грехи всего человеческого рода. Он стал новой Пасхой, Пасхой святой и спасительной для всего мира, а не для одного народа или одного сообщества людей.

История установления празднования Пасхи

Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, считая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до I Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Римская церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской церковью последовали и протестанты. Из-за этого у них бывает, что Иудейская Пасха следует после их Пасхи, что является нарушением постановления I Вселенского Собора.

Сейчас для расчета дня Пасхи, используются специальные календари – Пасхалии. Сложная система вычисления основана на лунном и солнечном календарях.

При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая), именуемых «пасхальными пределами» и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.

Иконография праздника

Распятый в пятницу и Воскресший в воскресение, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4:8-9; Деян.2:31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников. Неслучайно канонической иконой Воскресения Христова является «Сошествие во ад».

Конечно, существуют иконы Воскресения, на которых изображают явление Христа мироносицам и ученикам. Однако в подлинном смысле иконой Воскресения является изображение сокрушения смерти, когда душа Христа, соединенная с Божеством, спустилась во ад и освободила души всех находившихся там и ожидавших Его как Спасителя. Разрешение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника.

Согласно сложившейся в Византии иконографии, ад символическки изображается в виде разлома земли. Христос, окруженный ореолом мандорлы, правой ногой попирает и сокрушает ад. Катастрофа, постигающая ад, показана развалившимися вратами, открытыми и сломанными замками. Центральные фигуры композиции — Иисус Христос, Адам и Ева, выводимые из ада.

Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, — это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю и с надеждой смотрят на Него.

До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла подвижка, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Состояние, в котором пребывала душа умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» — безвидное место, сумеречное и без-образное место в котором ничего не видно (Иов. 10:21-22).

И вот пришло время, когда надежды, казалось бы обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). Ад обманулся: он думал принять свою законную дань — человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы — но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а — Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы — Отец Света.

«Свет Христов просвещает всех». Может быть, именно это хотел сказать древний иконописец, помещая на иконе Воскресения среди встречающих Спасителя людей не только с нимбами, но и без них.

На первом плане иконы мы видим Адама и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.

По другую сторону от Христа — Ева. Ее руки протянуты к Избавителю.

Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека — с его Покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении «усилья» человека и Бога. Так решается судьба человека.

Церковные обычаи

Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью. Большую роль в богослужении играет Благодатный огонь. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. Именно в Великую Субботу, под Светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века». В православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. По прибытии огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам. Верующие тут же возжигают от него свои свечи.

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

На Пасху открываются Царские врата и остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы, в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса — большой просфоры с изображенным на ней крестом или Воскресением Христовым. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: «Аз есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48-51).

Историческое происхождение артоса таково. Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб, тем самым апостолы изъявляли свою веру в постоянное присутствие Иисуса Христа среди них. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким артосом, перенесенным на праздничный стол, стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб). Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). И если в артосе нет ничего лишнего, ни сдобы, ни ароматических веществ,то в пасхальном куличе, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества.

Еще один атрибут пасхального стола — творожная пасха— символ земли обетованной, где течет «мед и млеко». Это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая по пророчеству Апокалипсиса, «новым небом и новой землей». А «горка», форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец».

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами «Христос Воскресе»! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским). В России пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: “разрешение на вся”.

Начиная с пасхальной ночи и последующие 40 дней (до Вознесения Господня) принято приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Помимо ежегодной Пасхи существует ещё и Пасха недельная — так называемая малая Пасха, светоносный день воскресения.

Материал подготовили Светлана Финогенова и Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Вот такое оно — «воскресенье»!

Сегодня воскресенье. Первый день каникул. Может, книжку почитать?

Книг у нас много – мама с детства собирает. Сама читать любит и нас с папой приучает. Советует, кому что читать.

Стою у книжной полки со своим воскресно-каникулярным настроением. А вот и книга с подходящим названием – «Воскресенье». Лев Николаевич Толстой написал. Я читала его рассказы, повести. И эта книга должна быть интересной.

Но тут подходит мама, хвалит, что я решила заняться чтением и выбрала именно Толстого. Перелистывает книгу своего любимого автора и о чем-то думает.

— Дочка, как ты думаешь, почему она так называется? – спрашивает она.

— Не знаю, я ведь её ещё не читала.

И она мне предлагает заняться словом «воскресенье». Понятно: мне ещё рано читать это произведение. Мамино предложение мне тоже интересно – я люблю искать, находить, анализировать, размышлять…

Слово-то какое – «воскресенье»!

Мы каждый раз с нетерпением ждем воскресенья, потому что воскресенье – это не только выходной, свободный от учебы день. Это особый день, лучший день недели. И не только потому, что воскресенье – часто праздник. А потому, что в этот день мы все дома, можем вместе проводить время, навещать бабушек и дедушек, ездить куда-нибудь: в город или на природу. Даже если работаем, нам весело, труд спорится, потому что мы все вместе.

На такой оптимистической ноте я берусь за исследование слова «воскресенье».

«Существительное среднего рода, единственного числа, именительного падежа, неодушевленное, нарицательное» — это я знаю, изучали.

В толковом словаре Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. нахожу два слова: «воскресение» и «воскресенье». Первое слово образовано от слова «воскреснуть», обозначает возвращение умершего к жизни, в переносном значении – приобретение новых сил, бодрости, здоровья или возвращение чувств, представлений. А второе – «воскресенье» — седьмой день недели, общий день отдыха.

Происхождение слова разные источники связывают с библейскими легендами – с днём воскресения Иисуса Христа.

В этимологическом словаре М. Фасмера происхождение слова «воскресенье» объясняется так: «Из «день воскресения (из мертвых)» получилось значение «воскресный, нерабочий день». Первоначально в этом значении употреблялось Недеґля, откуда Понедеґльник. Ввиду наличия Вос- (а не Вс-) заимствованное из центрально-славянского».

У слова «воскресенье» есть родственники – однокоренные слова, но их немного: воскресать, воскреснуть, воскресный, воскресник, воскрешать, воскрешение, имя собственное – Воскресенский.

«Воскресенье» легко сочетается разными словами, разными частями речи: светлое воскресенье, Христово воскресенье, холодное воскресенье, прощеное воскресенье, кровавое воскресенье, вербное воскресенье, прошлое воскресенье, первое воскресенье, приехать в воскресенье, пойти в воскресенье, встретиться в воскресенье…

«Воскресенье» имеет и слова-синонимы: день, праздник, выходной, антипасха, седьмой день недели, квасида, скрёс.

А вот антонимов слово «воскресенье» совсем не имеет.

Слов, рифмующихся со словом «воскресенье», очень много. Например, благоговенье, веселье, возрождение, воскресение, воскрешение, значение, избавление, наслажденье, мученье, обновление, ожерелье, опасенье, отречение, песнопение, печенье, пробуждение, смирение, спасенье, стремление, томление, угощенье, утешение.

Интересна информация: частота употребления слова «воскресение» составляет 4 437 раз на ≈ 300 млн. слов.

Слово «воскресенье» широко распространено в русском фольклоре. Множество христианских праздников приходится на воскресенье. На масленице именно в воскресенье праздновали проводы зимы (прощеный день). Жгли костры, на шест вешали солому и поджигали. Или сжигали образ масленицы или катались с ней, потом везли ее хоронить, иногда бросали в реку.

Вербное воскресенье празднуют на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой.

Самый главный праздник христиан – Пасха – день воскресения Христа.

А в седьмое воскресенье после Пасхи отмечалась Троица. Это девичий праздник, протекающий в окружении цветущей природы – в поле за околицей, в роще.

Нашла множество детских рассказов религиозного содержания, авторами которых являются церковные служители, не всегда указывающие авторство: рассказ-кроссворд «Воскресенье», «Завтра воскресенье!» — рассказ-толкование о Божественной литургии для детей и другие.

Слово «воскресенье» встречается пословицах, поговорках:

В вознесенье, когда будет оно в воскресенье.
В субботу — на работу, в воскресенье — на веселье.
Что воскресенье, то и новоселье.
Всяк знает, что в воскресенье праздник.
Семь воскресений на неделе.

Уехал, говорят, к тетке на воскресенье.

Есть и загадки о воскресенье:

***

Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везенье!
Но проходит почему-то

Очень быстро… (Воскресенье)

***

Самый лучший день недели,
Когда будни надоели.
Спим подольше, пьём варенье,
В выходной день… (Воскресенье)

***

Из двух длиннющих дней седмицы
Лишь в этот можно не учиться. (Воскресенье)

Слово «воскресенье» часто используется в названиях художественных произведений. Вот далеко не полный список таких произведений:

Березин В. «День рыбака – второе воскресенье июля» (фантастический рассказ)

Виноградов И. «Холодное воскресенье» (сборник рассказов)

Григорович Д. «Светлое Христово воскресенье»

Задорнов М. «Прощеное воскресенье»

Мастер Глюк «Прощеное воскресенье»

Мельников В.»Воскресение из мертвых»

Нарайман Р.К. «В следующее воскресенье»

Солодской М. «Воскресенье (День рождения Насти)»

Сиродегян Вано «Воскресенье» (сборник рассказов)

Шукшин В.М. «В воскресенье мать-старушка…» (сборник рассказов).

И среди произведений живописи нашлись картины, посвященные воскресенью. «Воскресенье» Оксаны Павловой – центральная городская площадь, церковь с золотыми куполами изображены в светлых, солнечных, праздничных тонах. От картины веет весенним теплом, благоговеньем.

А картина Александра Ремезова «Вербное воскресенье» представляет собой сельский весенний пейзаж: деревянные дома, освещенные солнцем, сугробы снега, а на переднем плане между сугробами – зеркальные лужи отражают светло-синее небо. Воздух прозрачен и чист. Покой и тишина… Природа просыпается от зимней спячки, готовится к возрождению.

В целом, изучая доброе русское слово «воскресенье», я пришла к выводу: в толковом словаре два похожих слова с разным значением, а в жизни и в искусстве их значения всегда переплетаются, одно используется в значении другого. И день недели воскресенье – это не просто выходной или праздничный день, а день возрождения – к новым трудовым будням, к новым свершениям.

… Затянулось моё воскресенье до конца весенних каникул. Столько книг прочитано, сколько интересного узнано, открыто. А сколько чувств, разных мыслей, новых вопросов!

Сегодня снова воскресенье. Завтра в школу. Сочинение «Как я провела весенние каникулы» у меня уже готово.

Опять подхожу к книжной полке. Достаю роман «Воскресенье»…

Спасибо тебе, дедушка Толстой! Я обязательно прочитаю твой роман, в следующие каникулы.

Господь отнял силу у смерти и вернул нам потерянный Рай.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Предстоятеля Украинской Православной Церкви
Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины ОНУФРИЯ
архипастырям, пастырям, монашествующим
и всем верным чадам Украинской Православной Церкви

Христос Воскресе!

Этими вечно живыми и дорогими сердцу словами поздравляю всех Вас: боголюбивые Архипастыри и пастыри, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры, – верные чада нашей Святой Украинской Православной Церкви, – со светлым Праздником Преславного Воскресения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Праздник Воскресения Христова является наибольшим из всех наших Православных Праздников. Воскресение Христово именуется «праздников Праздник и Торжество из торжеств» (Пасх. канон, 8 песнь, ирмос), потому что в Светлом Христовом Воскресении мы празднуем победу жизни над смертью.

Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Живоначальной Троицы, по Своей безмерной любви к нам, падшим людям, приклонил Небо и сошел на землю; взял на Себя человеческую природу, освятил, очистил и спас ее. Сын Божий, наш Спаситель и Господь, на Кресте разорвал рукописание наших грехов, освободил нас от власти диавола и исхитил нас из руки его. Когда наш Спаситель, как Человек, умер на Кресте и сошел душой во ад, – это было завершением искупительного подвига Спасителя.

После этого начался триумф победы. Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых. Своим Преславным Воскресением Спаситель разрушил ад, отнял силу у смерти и вернул нам потерянный Рай.

В день Светлого Христова Воскресения, рано утром, святые Жены-Мироносицы пришли к Живоносному Гробу, где было погребено Тело их Божественного Учителя и Господа, но они увидели Гроб пустым. Ангел Божий сидел на камне и своими словами привел в радость опечаленные сердца святых Жен. «…Не бойтесь, – сказал Ангел, – ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес… Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28, 5–7). С радостью святые Жены-Мироносицы понесли весть о Христовом Воскресении к Апостолам, а святые Апостолы эту весть распространили по всему миру, проповедуя, что «Христос воскресе из мeртвых, смeртию смeрть попрaв, и сyщим во гробех животъ даровaв» (Тропарь Св. Пасхи).

Святитель Николай Сербский говорит, что проповедь о Преславном Воскресении Христа, о триумфе победы жизни над смертью, принесла с собой радость для всех людей. Всякая иная победа на земле людей разделяет. Когда один царь побеждает другого, то первый утешается, а второй скорбит. А победа Небесного Царя над диаволом, который мучил человечество, принесла печаль только диаволу, а всему человечеству принесла радость вечного спасения и блаженной жизни (Свт. Николай (Велимирович). Беседы. Кн. 2. Стр. 318–328. «Лодья», 2003).

В Своем Святом Воскресении Христос, наш Спаситель и Господь, подарил всем нам: каждому человеку в отдельности, – благодать спасения. От нас требуется только одно: прийти ко Господу верой, принять эту благодать и воспользоваться ею.

Сегодня в мире существует такой обычай: если кто-то постраждет от огня, наводнения, землетрясения или от какого-либо иного бедствия, то иные добрые люди посылают пострадавшим гуманитарную помощь в виде специальных пакетов, в которые вкладывают пищу, одежду, медикаменты и иное, что необходимо пострадавшему для жизни.

Добрый Бог пришел на землю, землю опустошенную «прогрессом», выстроенным гордым умом падшего человека, чтобы помочь человеку достойно прожить в пустыне земной жизни и достигнуть блаженства в жизни на Небе. Через Свое Преславное Воскресение Господь подарил каждому человеку благодатные дары, необходимые человеку для выживания, для того чтобы в трудностях, сложностях и испытаниях, которыми наполнена земная жизнь, человек не сломался, но сохранил свое человеческое достоинство, порядочность, красоту и благородство, которыми Господь украсил каждого из нас.

Те люди, которые приняли Крещение во имя Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа, – приняли от Воскресшего Христа благодатные дары. Нам нужно только наблюдать за тем, чтобы духовный пакет с благодатными дарами от Доброго Бога был открытым и чтобы мы пользовались им; чтобы мы не были похожи на евангельского раба, который получил от своего Господина один талант и закопал его в землю (Мф. 25, 25) и которого Господь за это назвал «лукавым и ленивым рабом» (Мф. 25, 26). А открывается и держится открытым этот духовный пакет с помощью молитвы и поста. Тот, кто постится и молится, тот щедро пользуется и наслаждается теми благодатными дарами, которые подарил каждому человеку Воскресший Христос.

Когда Сын Божий родился в Вефлееме, то при этом были очевидцы, или свидетели: Пресвятая Дева Мария и святой Иосиф Обручник. Когда Спаситель крестился в реке Иордан, то свидетелем был святой Иоанн Креститель. Когда Господь преобразился на горе Фавор, то свидетелями были три Апостола. Когда Спасителя распяли на Кресте, то свидетелей было очень много, а когда Христос воскрес из мертвых, то свидетелей не было ни одного. Почему? Святитель Димитрий Ростовский говорит, что свидетели Воскресения Христова не были нужны: вся история Церкви Христовой – это непререкаемый и немолчный свидетель истины Воскресения (Свт. Димитрий Рост. Ч.-М. Март. стр. 742). Говоря иными словами, можно сказать, что свидетелями Воскресения Христова являются все Святые и те из нас, кто сегодня живет на земле и, через веру, взял от Воскресшего Христа благодатные дары: те священные духовные пакеты, которые Христос нам подарил Своим Преславным Воскресением; кто с помощью молитвы и поста держит открытыми эти священные духовные пакеты и черпает из них благодатные силы, которые необходимы нам для достойной жизни на земле и для спасения на Небе.

Еще раз сердечно поздравляю всех Вас, дорогие братья и сестры, с Великим Днем Светлого Христового Воскресения. Желаю всем: здоровья, спасения и пасхальной радости, которую переживают те, кто любит Христа и живет со Христом. Пусть Божественная благодать, которую подарил нам Воскресший Христос, наполняет наши сердца и дает нам силу жить на земле так, чтобы мы были добрыми свидетелями великой Тайны Светлого Христового Воскресения. Такая жизнь есть великое счастье для человека.

Во имя Святого Воскресения возлюбим и простим друг друга, как и Воскресший Христос возлюбил и простил нас. Аминь.

Воистину Христос Воскресе!

Смиренный ОНУФРИЙ,
Митрополит Киевский и всея Украины
Пасха Христова 2020 г., г. Киев

Пасхальные послания архиереев Украинской Православной Церкви

Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского

Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского

Марка, митрополита Хустского и Виноградовского

Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского

Митрофана, митрополита Луганского и Алчевского

Антония, митрополита Бориспольского и Броварского

Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского

Амвросия, митрополита Черниговского и Новгород-Северского

Софрония, митрополита Черкасского и Каневского

Виссариона, митрополита Овручского и Коростенского

Варфоломея, митрополита Ровенского и Острожского

Владимира, митрополита Владимир-Волынского и Ковельского

Никодима, митрополита Житомирского и Новоград-Волынского

Никодима, митрополита Северодонецкого и Старобельского

Пантелеимона, митрополита Ровеньковского и Свердловского

Феодора, митрополита Мукачевского и Ужгородского

Филиппа, митрополита Полтавского и Миргородского

Евлогия, митрополита Сумского и Ахтырского

Пантелеимона, митрополита Уманского и Звенигородского

Онуфрия, митрополита Харьковского и Богодуховского

Иоанна, митрополита Херсонского и Таврийского

Иоасафа, митрополита Кировоградского и Новомиргородского

Августина, митрополита Белоцерковского и Богуславского

Климента, митрополита Нежинского и Прилукского

Ефрема, митрополита Криворожского и Никопольского

Митрофана, митрополита Горловского и Славянского

Питирима, митрополита Николаевского и Очаковского

Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского

Елисея, митрополита Изюмского и Купянского

Платона, митрополита Феодосийского и Керченского

Ионафана, митрополита Тульчинского и Брацлавского

Варсонофия, митрополита Винницкого и Барского

Боголепа, архиепископа Александрийского и Светловодского

Владимира, архиепископа Каменского и Царичанского

Ефрема, архиепископа Бердянского и Приморского

Николая, архиепископа Кременчугского и Лубенского

Филарета, архиепископа Львовского и Галицкого

Нафанаила, архиепископа Волынского и Луцкого

Серафима, архиепископа Ивано-Франковского и Коломыйского

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *