Священномученик Иларион Верейский: «Князь Православной Церкви»

Имя священномученика Илариона (Троицкого), Епископа Верейского, нераздельно связано с именем Патриарха Тихона. Он был одним из главных его помощников в деле управления Церковью в трудный период гонений на Православие и обновленческой смуты. Как и Священномученик Серафим (Чичагов), владыка Иларион сохранил верность Патриарху, и это обратило против него гнев властей. Его так же ожидали ссылки, лагерь, тюрьма и преждевременная смерть. Но все то, с чем трудно смириться, принять, послужило к его прославлению. В нечеловеческих условиях Соловецкого лагеря владыка Иларион для тысяч заключенных был примером мужества, честности и доброты. Внешние обстоятельства не имели над ним власти, но от его присутствия менялись многое: соузников он ободрял, окружавших его священников побуждал быть более требовательными к себе; лагерная шпана вдруг резко меняла тон, а конвойные и даже лагерное начальство, помимо воли, выказывали к нему уважение. В арестантской одежде, лишенный прав, он оставался Князем Православной Церкви…

Не преклонив главы

…Тяжелая тишина стояла в бараке. Нехотя, принужденно люди выстраивались один за другим в шеренгу от стены к стене. Были среди них и священники. По всему лагерю на пересыльном пункте в Кеми прозвучал приказ: в момент похорон Ленина почтить его память молчанием в течение пяти минут…В «строе» не было только Троицкого и еще одного заключенного. Оба продолжали лежать на нарах, несмотря на увещающие голоса: «Все-таки, великий человек… влетит вам, если узнают». Тому, второму, было бы страшно, но, глядя на владыку, спокойного, как обычно, не поднялся и он. Чудом миновали «расхода», а не встали. А потом негромко, но отчетливо прозвучало слово: «Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество».

На Соловках епископ Верейский был фигурой заметной. По свидетельству Б. Ширяева, к нему одинаково тянулись все. Не только духовенство, — профессора, актеры, военные, даже шпанята, — «отогревались» возле него, будто давно его знали. Никакого различия в обращении с людьми разных состояний у владыки не было. Он с каждым был приветливым, совершенно естественным, как с равным. В перерывах его можно было увидеть дружески прогуливающимся рука об руку с кем-нибудь из «профессионалов в законе», которого он с интересом расспрашивал об его обстоятельствах и о «специализации». Оказавшийся вместе с ним в заключении священник Павел Чехранов вспоминал, что «многие видели в нем духовного отца, а в отношении душ, уже отравленных неверием, он был миссионером».

Простая манера общения и сама внешность владыки Илариона, — высокий рост, широкие плечи, открытое ясное лицо, — на всех без исключения оказывали действие облагораживающее. Борис Ширяев так описал его исключительное положение среди заключенных:

«Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над „опиумом“. Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно — официальным термином „заключенный“. Кличкой „опиум“, попом или товарищем — никогда, никто».

«Подсудимый революции»

В числе ближайших помощников Патриарха Тихона владыка Иларион оказался неслучайно. Один из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви, уже через три года после окончания Духовной академии, в 1913-м, он принимает постриг в скиту Троице-Сергиевой Лавры, желая всю жизнь без остатка посвятить пастырскому служению. До революции его знали как автора фундаментального труда «Очерки из истории догмата о Церкви», он приобрел большой авторитет и как богослов, и как преподаватель Духовной школы. На его проповеди люди приходили специально. В те годы он по праву считался одним из лучших проповедников.

Обширные исторические и богословские познания сделали его убежденным сторонником восстановления Патриаршества. Его яркое выступление на Соборе 1917 г. сыграло заметную роль в избрании Предстоятеля Церкви:

«Хочется мне обратиться ко всем, кто почему-то считает еще нужным возражать против патриаршества. Отцы и братие! Не нарушайте радости нашего единомыслия! Зачем вы берете на себя неблагодарную задачу? Зачем говорите безнадежные речи? Ведь против церковного сознания боретесь вы. Бойтесь, как бы не оказаться вам богоборцами! Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршество два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было кому тогда больно до слез видеть пустое патриаршее место?…А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев Московских и первопрестольников Российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра?»

К тому времени у владыки Илариона был уже и опыт свидетельства. Первый раз его арестовали в марте 1919-го. Заключение продлилось три месяца. Прошло немного времени и последовала ссылка в Архангельск сроком на один год. Арестовали его менее чем через два года после епископской хиротонии * . По возвращении из ссылки он был возведен Патриархом в сан архиепископа, и уже навсегда попал в категорию «политически неблагонадежных».

Главной причиной для возбуждения обвинений против епископа Верейского было то, что он занимал твердую позицию в отношении незаконного обновленческого раскола. В течение года по поручению Патриарха он вел переговоры с уполномоченным ОГПУ по церковным делам, отстаивая право Церкви руководствоваться во внутренней жизни каноническими правилами; составляет и редактирует патриаршие послания, выступает с критикой обновленцев.

Борьба с обновленчеством достигла наивысшей точки в 1923 г, когда произошло «сражение» за Сретенский монастырь.

5 июля 1923 года под праздник Владимирской иконы Божией Матери владыка Иларион служил в монастыре, захваченном обновленцами, всенощное бдение. Изгнав обновленцев, он заново освятил собор великим чином, присоединив старинную обитель к Церкви. На следующий день в Сретенском служит Патриарх Тихон. Тогда же Патриарх назначил владыку Илариона настоятелем монастыря.

За июльскими событиями последовали заявления лидеров обновленческого раскола о «контрреволюционной деятельности» Предстоятеля церкви и его помощника. В сентябрьском номере «Известий» Антонин (Грановский) называл Патриарха Тихона и владыку Илариона «подсудимыми перед революцией». И вскоре «подсудимый» епископ был приговорен к трем годам лагерей.

Цена верности

При всех невзгодах заключения в Соловецком лагере, дышалось там, все-таки, легче, чем «на материке»: меньше было возможности встретить двурушничество. Соузниками владыки оказались многие православные священники, сохранившие верность Патриарху Тихону. И для них его опыт и личные качества оказались незаменимы.

Владыку неизменно выбирали «делегатом» для проведения переговоров с лагерным начальством по особым случаям. Обычно отказов не было. Ему удалось добиться перевода в 6-ую роту духовенства и перевести большую часть священников на хозяйственные работы, а когда начальство имело возможность убедиться в их высокой исполнительности и честности — выговорить некоторые послабления режима и отстоять волосы и бороды священнослужителей.

К «высоким должностям» в лагерной иерархии владыка не стремился. Предложения лагерной администрации отклонял, оставаясь, по-прежнему, «бригадиром рыболовецкой артели».

В «Неугасимой лампаде» Борис Ширяев рассказал о христианском подвиге владыки Илариона. Однажды, когда начальник лагеря, Сухов, по удали вышел в море и оказался отрезан от берега полосой шуги, – рыхлого и острого льда, способного расплющить небольшое судно, – епископ Верейский, несмотря на растерянные протестующие крики охраны, с командой добровольцев отправился следом, «на спасение душ человеческих». Два раза прошли они через шугу, и привезли в лагерь насмерть перепуганного дрожащего Сухова. — Редкий случай, когда охране донести о «неповиновении» не пришлось: «начальство» оказалось вне сообщения. Потрясенный случившимся Сухов чуть позже обнаружил перед невольным свидетелем пробившуюся веру в Промысел Божий — перекрестился в Пасху возле расстрелянного им самим распятия.

Лето 1925 г. определило дальнейшую судьбу владыки Илариона. Из лагеря его отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь сотрудники ГПУ пытались склонить его на сторону григорианского раскола. Обещали свободу, возможность вернуться в Москву. Предложение об измене владыка отверг. Агент ГПУ «участливо» осведомился тогда о сроке его приговора, и, услышав ответ, прибавил: «Три года? Для Илариона три года?! Так мало?» Ценой «несговорчивости» владыки стал добавленный ему срок,…равный предыдущему.

В лагере было проще: «по эту сторону» – свои, «по ту сторону» – начальство, охрана. И «та сторона» иногда на удивление обнаруживала черты человеческие. В 1926 г. владыка сумел добиться у начальника лагеря Эйхманса разрешения служить пасхальную службу. В ветхом кладбищенском храме, не вмещавшем даже духовенство, звучала соборная молитва. Крестный ход, объединивший всех, кто стоял вокруг на кладбище, вышел на улицу. Б. Ширяев написал и об этом: «…с победным, ликующим пением о попранной, побежденной смерти шли те, кому она грозила ежечасно, ежеминутно… Ликующий хор «сущих во гробех» славил и утверждал свое грядущее, неизбежное, непреодолимое силами зла воскресение». – Что владыке были Соловки? Для него и там была Пасха.

…В 1927-м его привезли в Москву, где архиепископ Григорий просил его возглавить созданный им «высший церковный совет», но и на этот раз он остался непоколебим: «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю».

Тогда же, в 1927 г., уже на Соловках владыка сумел собрать вокруг себя пятнадцать епископов, и все они единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой в то время уже митрополитом Сергием (Страгородским).

К свободе

В 1929-м удвоенный срок закончился. Но отпускать владыку не думали. Осенью он получил еще три года ссылки на поселение в Алма-Ате. На этапе – от одной тюрьмы до другой – его обокрали, в поезде он заразился сыпным тифом, и в ленинградскую тюремную больницу он прибыл уже обессиленным. Во время болезни владыка повторял в полусознании: «Теперь я свободен, никто меня не возьмет».

…Склонившийся над ним врач сказал, что кризис миновал, и он может поправиться, а через несколько минут архиепископ Иларион скончался.

Митрополит Серафим (Чичагов), занимавший тогда ленинградскую кафедру, добился разрешения предать его тело погребению. Во время отпевания в церкви Новодевичьего монастыря, в белом митрополичьем облачении, лежал совершенно изможденный седой старик. Одна из родственниц, взглянув ему в лицо, упала в обморок. Было ему перед смертью только 43.

В 1999 г. Священномученик Иларион прославлен в Церкви в сонме новомучеников и исповедников Российских. Мощи его были обретены нетленными (даже облачение сохранилось в сырой петербургской земле, не утратив чистоту мученических одежд). Теперь они почивают в Москве, в Сретенском монастыре – в одном из тех важных для нас мест, где особенно ясно чувствуется, что истина одна, и далеко не все равно, как и во что верить.

Верейское княжество

удельное княжество Великого княжества Московского

Верейское княжество

→ 1432 — 1485

Столица

Верея

Язык(и)

русский

Религия

Православие

Население

восточные славяне, балты, голядь

Форма правления

Монархия

Династия

Рюриковичи:
Можайские князья → Московские князья

Преемственность

← Можайское княжество

← Белозерское княжество

Великое княжество Московское →

Вере́йское кня́жество, также Верейско-Белозерское — русское княжество, располагавшееся к юго-западу от Москвы. Было самостоятельным в 1432—1486 годах; центр княжества — город Верея.

Княжество существовало с 1432 по 1485 год.

История

Впервые упоминается в летописи XIV века. С 1389 года территория княжества входила в состав земель, отданных Дмитрием Донским своему сыну Андрею. До смерти последнего (1432) — волость в Можайском уделе, а по смерти — второстепенное княжество в том же уделе, находившееся под властью Михаила Андреевича, внука Дмитрия Донского. К Верейскому княжеству отошло тогда и бывшее Белозерское княжество, отсюда и второе название Верейского княжества; в 1450 году к княжеству были присоединены также Вышгород и некоторые волости Звенигородского княжества (вскоре они, впрочем, были отданы московскому князю, будущему правителю объединённой северо-восточной Руси — Ивану III). Сын и наследник Михаила Андреевича, Василий, бежал в Литву (1484), и Верея после смерти Михаила (в 1486) досталась великому князю московскому.

В 1485 году Верейское княжество было присоединено к Москве. В 1519 верейские земли были переданы великим князем Василием III в Старицкий удел своего брата, Андрея. После его смерти Верею унаследовал Владимир Андреевич, внук Ивана III. В 1567 году Иван Грозный обменял у Владимира Старицу вместе с Алексином и Вереёй на Дмитров, Боровичи и Звенигород; Верея вновь отошла к Москве. С тех пор Верея всегда оставалась под властью Москвы.

Боярские роды на службе Верейско-Белозерских князей:

  • Монастырёвы;
  • Лихаревы;
  • Фёдоровы.

Примечания

  1. 1 2 3 Верейское княжество — статья из Большой советской энциклопедии.
  2. Монеты России — Удельное княжество Верейское // russian-money.ru.
  3. 1 2 Верейское княжество (1432 — 85) // hrono.ru.
  4. Родословия Европы | Московское княжество // rodoslovia.ru.
  5. Русская знать — Генеалогические таблицы — Монастырёвы // rusenealog.ru.

сколько было лет князю Верейскому

Задачи:кто ответит на это всё дам 15001. фенилкетонурия – аутосомный рецессивный признак. определите степень риска рождения больного ребенка у гетерозиготных по этому признаку родителей.2. одна из форм шизофрении наследуется как аутосомный рецессивный признак. определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.3. фенилкетонурия — аутосомный рецессивный признак. жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. какова вероятность рождения у них больного ребенка?4. миоплегия (периодически повторяющиеся параличи, связанные с потерей мышечными клетками калия) — аутосомный доминантный признак. мужчина гетерозиготен, а его жена не страдает миоплегией. какова вероятность рождения здорового ребенка?5. галактоземия – аутосомный рецессивный признак. какова вероятность рождения больных детей в семье, где отец гомозиготен по гену галактоземии, но развитие болезни у него было предотвращено диетой, а мать гетерозиготна по галактоземии?6. классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с х-хромосомой признак. мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией. определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.7. дальтонизм — рецессивный признак, сцепленный с х-хромосомой. девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой был дальтоником, выходит замуж за нормального мужчину. какое зрение ожидать у детей от этого брака?8. отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминантный аутосомный признак. какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготны по анализируемому признаку?9. у человека ген полидактилии доминирует над нормальным строением кисти. определите вероятность рождения шестипалых детей в семье, где оба родителя гетерозиготны.10. у человека ген полидактилии доминирует над нормальным строением кисти. какова вероятность рождения здорового ребенка в семье, где мать имеет нормальное строение кисти, а отец – шестипалый?11. ген преимущественного владения правой рукой доминирует над геном владения левой рукой. мужчина левша женился на женщине правше, мать которой была левша. какое потомство можно ожидать от этого брака?12. глухонемота — рецессивный признак. какие признаки будут у детей брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной.13. болезнь вильсона наследуется как рецессивный аутосомный признак. какова вероятность рождения больных детей в семье, где мать страдает данным заболеванием, а отец здоров, здоровы были также его родители?14. аниридия (отсутствие радужной оболочки глаза) наследуется как аутосомный доминантный признак. какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где отец страдает аниридией, а мать нормальна, если известно, что у больного родителя эту аномалию имел только отец?15. одна из форм гемералопии («куриная слепота») наследуется как аутосомный доминантный признак. какова вероятность рождения детей, страдающих гемералопией, от гетерозиготных больных родителей?16. у человека брахидактилия — доминантный признак. какова вероятность рождения больного ребенка при браке больного мужчины (мать мужчины была здорова) и здоровой жены?17. наследственная карликовость — доминантный признак. может ли у супругов карликов родиться нормальный ребенок, если они гетерозиготны?18. арахнодактилия («паучьи пальцы») — доминантный признак. жена здорова, у мужа арахнодактилия, но его мать была здорова. каков процент рождаемости больных детей этого брака?19. глухота — рецессивный признак. жена и все ее родственники здоровы, а муж глухой. могут ли в этой семье родиться глухие дети?20. синдактилия (сращение пальцев) — доминантный признак. у жены синдактилия, но ее отец был здоров. муж здоров. каков процент рождаемости больных детей от этого брака?21. у человека брахидактилия (короткопалость) — доминантный признак. какова вероятность рождения больного ребенка при браке здоровой женщины и мужчины с брахидактилией, если его отец был здоров?22. катаракта — доминантный признак. женщина здорова, а у мужа и всей его родни катаракта. с какими признаками родятся дети в этой семье?23. глухонемота — рецессивный признак. будут ли патологические признаки у детей, если оба родителя здоровы, но отец жены был глухонемой?24. болезнь вольмана — рецессивный признак. жена, и все в ее семье, здоровы. муж болен. будут ли больны дети?25. отсутствие потовых желез — рецессивный признак, сцепленный с х-хромосомой. женщина и все в ее семье здоровы, муж болен. какое потомство можно ожидать от этого брака?26. витамин-д-резистентный рахит — наследуется как x — сцепленный доминантный признак. рождение каких детей следует ожидать при браке здоровой женщины и мужчины с витаминно-устойчивым рахитом?27. дальтонизм — рецессивный признак, сцепленный с х-хромосомой. будут ли дальтониками дети в семье, где жена и все ее родные здоровы, а муж — дальтоник?28. аномалия волосяных фолликул — доминантный признак, сцепленный с х-хромосомой. какие признаки будут у детей, если жена здорова, а у мужа аномалия волосяных фолликул?29. почечный несахарный диабет — наследуется как x — сцепленный рецессивный признак. женщина здорова, гомозиготна. муж болен. потомство, с какими признаками можно ожидать от этого брака?30. мышечная дистрофия наследуется как рецессивный признак, сцепленный с x-хромосомой. здоровая женщина, отец которой страдал мышечной дистрофией, выходит замуж за здорового мужчину. какое потомство можно ожидать от этого брака?31. одна из форм пигментации кожи наследуется как рецессивный признак, сцепленный с x-хромосомой. женщина и все в ее семье здоровы. у мужа нарушенная пигментация кожи. потомство, с какими признаками можно ожидать от этого брака?32. одна из форм агаммоглобулинонемии наследуется как рецессивный признак, сцепленный с х-хромосомой. определите вероятность рождения больных детей в семье, где мать здорова, но гетерозиготна. отец здоров.33. отсутствие потовых желез — рецессивный признак, сцепленный с х-хромосомой. у женщины, страдающей отсутствием потовых желез, супруг здоров. какое потомство можно ожидать от этого брака?34. одна из форм пигментации кожи наследуется как рецессивный признак, сцепленный с x хромосомой. здоровая женщина, отец которой имел пигментированную кожу, выходит замуж за здорового мужчину. какое потомство можно ожидать от этого брака?35. коричневая эмаль зубов — доминантный признак, сцепленный с х-хромосомой. какая эмаль зубов будет у детей, если у жены зубы белые, а у мужа коричневые?

Архиепископ ИларионТроицкий Владимир Алексеевич

Епископ Русской Церкви. Архиепископ Верейский.
Богослов. Проповедник. Святой Русской православной церкви.
Прославлен в лике святых Русской православной церкви заграницей.

Владимир Троицкий родился 25 сентября 1886 года в селе Липицы, Московская область. Рос в семье священника. Рано изучил церковнославянский язык, в возрасте пяти лет уже читал в храме часы и шестопсалмие. Обучался в Тульском духовном училище и Тульской духовной семинарии. Затем поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия за сочинение «История догмата о Церкви». За время учебы удостоен премии Московского митрополита Макария за лучшее семестровое сочинение и премии митрополита Московского Иосифа за лучшую кандидатскую работу.

С августа 1911 года Троицкий преподавал в академии Священное Писание Нового Завета. В декабре 1912 года защитил диссертацию на степень магистра богословия по теме «Очерки из истории догмата о Церкви», которая удостоена Макарьевской премии. В январе 1913 года утвержден в должности доцента.

Владимир Троицкий 28 марта 1913 года пострижен в монашество с именем Иларион. С 11 апреля являлся иеродиаконом, а 2 июня стал иеромонахом. Получил монашеский чин архимандрита 5 июля. В декабре занял должность экстраординарного профессора Священного Писания Нового Завета Московской академии. С мая по сентябрь 1917 года исполнял обязанности ректора академии.

Основные богословские работы Илариона посвящены учению о Церкви. Концепция церкви, предложенная святителем, опирается на Священное Писание и учение святых отцов, причем святоотеческие представления пережиты им изнутри. Считал, что Запад отпал от Церкви, что на Западе с 1054 года нет Церкви, а отпадение от Церкви означало отпадение от Христа — главы Церкви — и от христианства вообще. Единственной святой, соборной и апостольской церковью является православная церковь, вне которой таинства недействительны. Являлся убежденным славянофилом и антизападником.

Иларион являлся активным сторонником возрождения Патриаршества. На Поместном соборе участвовал в качестве докладчика отдела о высшем церковном управлении. Принимал участие в прениях, делал пояснения как докладчик отдела о высшем церковном управлении и заслужил благодарность от имени Собора. Произнес яркую речь в защиту идеи о восстановлении патриаршества. В ее основу положил свое убеждение в том, что «патриаршество есть основной закон высшего управления каждой поместной церкви». Выступление архимандрита сыграло значительную роль в принятии Собором решения о восстановлении патриаршества.

После избрания патриарха Тихона архимандрит Иларион стал его секретарем и главным консультантом по богословским вопросам. Одновременно продолжил исполнять обязанности проректора академии.

Весной 1919 года в течение трех месяцев находился в заключении в Бутырской тюрьме. В 1920 году официально освобожден от должности проректора.

С апреля 1920 года Иларион назначен настоятелем Сретенского монастыря, а 25 мая хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил патриарх Тихон. Несмотря на многочисленные поручения, которые ему приходилось выполнять как помощнику патриарха, епископ часто служил в храмах Верейского уезда.

Епископ Иларион 22 марта 1922 года арестован, в июне выслан в Архангельск на год. В 1923 году, по возвращению из ссылки, возведен в сан архиепископа.

Иларион вел переговоры от имени церкви с представителями государства, добиваясь смягчения его политики в отношении религии. Когда началось массовое возвращение в церковь обновленцев, благодаря именно святителю церковная жизнь в Москве была налажена в кратчайший срок. Разработал чин покаяния и сам принял исповедь сотен обновленцев — священников и мирян. Участвовал в публичных диспутах с атеистами.

Активная деятельность владыки вызвала недовольство большевиков. Осенью 1923 года арестован, приговорен к трём годам лагерей. Привезен на пересыльный пункт на Поповом острове 1 января 1924 года, а в июне отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. На берегу залива Белого моря работал сетевязальщиком и рыбаком. Являлся лесником, живя в Варваринской часовне. Как сторож жил в Филипповской пустыни.

В лагере святителя не оставляли бодрость и духовная радость. Находясь на Соловках, Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Просто отдавал все, что имел, что у него просили.

В 1925 году Иларион временно переведен в ярославскую тюрьму, где власти убеждали его в обмен на свободу примкнуть к одному из лояльных большевикам церковных направлений — григорианству — но безрезультатно. Более того, владыка сообщил другим заключенным об этом предложении. За «разглашение» данной информации приговорен к новому трехгодичному сроку заключения и отправлен обратно на Соловки.

Архиепископ являлся одним из авторов так называемой «Памятной записки соловецких епископов», выразившей волю группы заключенных архиереев. «Записка» имела целью разработать основы для сосуществования Церкви и государственной власти в тех условиях, когда их духовные принципы противоположны, несовместимы, продолжала линию церковной политики, которую вел Патриарх Тихон.

Составители «Записки» заявили о систематических гонениях на Церковь в Советском Союзе и обличили неправду обновленчества. Призвали к последовательному проведению в жизнь закона об отделении Церкви от государства, речь шла, в сущности, о желании Церкви действовать без опеки государственных чиновников.

Иларион отрицательно отнесся к «Декларации» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, однако последовательного отстаивал необходимость сохранения молитвенно-канонического единства с ним.

Осенью 1929 года Илариона вновь осудили и приговорили к трем годам ссылки в Средней Азии. Отправлен по этапу — от одной пересыльной тюрьмы к другой. В дороге заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. Без вещей, в одном рубище, кишащем насекомыми, в горячке его привезли в Петербург и поместили в тюрьму. Через день тяжело больной владыка отправлен в больницу.

Архиепископ Иларион скончался 28 декабря 1929 года в возрасте сорока трех лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Священный синод Русской православной церкви 8 апреля 1998 года одобрил доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и постановил передать на решение очередного Архиерейского собора вопрос о канонизации архиепископа Илариона (Троицкого).

В Сретенском монастыре 10 мая 1999 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил прославление Илариона в лике местночтимых святых.

Владыка Иларион причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Прославление священномученика Илариона продолжалось и за пределами России. В Германии 14 января 2006 года собиралась группа верующих, которые служили литургию в честь священномученика Илариона. Из этой группы образовался настоящий приход, который решением Священного синода Русской православной церкви от 21 августа 2007 года включен в Берлинско-Германскую епархию.

Труды архиепископа Илариона

Труды архиепископа Илариона закрыть

Память об архиепископе Иларионе

Память об архиепископе Иларионе

Память в Русской Православной церкви совершается 28 декабря

закрыть 28.12.1929

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *