В. Никифоров-Волгин и Православие

В.А.Никифоров-Волгин – православный писатель из Нарвы.
«Православная жизнь» — май 2016 года
Многие писатели создавали художественные произведения о Пасхе, но в памяти всегда остаются наиболее яркие и волнующие тексты. Среди них – рассказы В.А.Никифорова-Волгина «Канун Пасхи», «Светлая Заутреня», «Отдание Пасхи»… Процитирую фрагмент из рассказа «Светлая Заутреня»: «А радость пасхальная все ширилась, как Волга в половодье, про которое не раз отец рассказывал. Весенними деревьями на солнечном поветрии заколыхались высокие хоругви. Стали готовиться к крестному ходу вокруг церкви. Из алтаря вынесли серебряный запрестольный крест, золотое Евангелие, огромный круглый хлеб-артос, заулыбались поднятые иконы, и у всех зажглись красные пасхальные свечи. Наступила тишина. Она была прозрачной и такой легкой, если дунуть на нее, то заколеблется паутинкой». Давайте же вспомним в эти пасхальные дни о В.А.Никифорове-Волгине – талантливом писателе с трагической судьбой.
Василий Акимович Никифоров-Волгин (24.12./06.01.1900/1901 – 14.12.1941) – прозаик, журналист, драматург, представитель культуры русского Зарубежья. В свое время – один из самых читаемых русскоязычных писателей Прибалтики. Православие было основой художественного творчества В.А.Никифорова-Волгина.
В.А.Никифоров родился в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии. Исследователь творчества писателя А.Стрижев пишет: «Родился он (…), «когда Россия еще жила старым укладом, а по селам и деревням и вовсе держались Православия (…). Благоухающие травы, таинственные леса и блескучие воды Волги заронили в чуткую душу будущего слагателя полнозвучных строк неотразимые впечатления; колокольные звоны, благоговейная тишина молящихся в храме, радость и ликование праздничных дней — решительно все это припомнит впоследствии литератор, усаживаясь за письменный стол». Мать будущего писателя была очень религиозной и передала веру в Бога детям. Когда Василий был еще ребенком, семья Никифоровых с четырьмя детьми приехала в Нарву. Мать была единственной кормилицей в семье, зарабатывала стиркой чужого белья. Василий окончил церковно-приходскую школу при Свято-Владимирском братстве. Денег на гимназию в семье не было, и Василию Никифорову приходилось заниматься самостоятельно, сдавая экзамены экстерном. И работать приходилось много: батрачить, заниматься крестьянскими трудами и сапожным ремеслом.
В 1920 году В.Никифоров стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве. В 1926-1927 гг. он вместе с С.Рацевичем редактировал «Новый нарвский листок». С этого времени В.А.Никифоров стал пользоваться псевдонимом «Волгин». Этот псевдоним был взят в честь великой русской реки, на берегах которой прошло раннее детство Василия Никифорова. С 1927 года Никифоров-Волгин начал активную деятельность в составе нарвского спортивно-просветительского общества «Святогор». При этом обществе будет создан религиозно-философский кружок, положивший начало местной организации Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). Никифоров-Волгин участвовал в съездах этого движения, проходивших в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях.
Никифоров-Волгин опубликовал заметки о нарвском Спасо-Преображенском соборе, где он служил псаломщиком (до 1932 года), в газете «Старый Нарвский листок» за 11 мая 1929 года. Статья Никифорова-Волгина называлась «Тайны Нарвского Преображенского собора». При написании статьи автор щедро использовал местные нарвские легенды. Приведу один пример. В.А.Никифоров-Волгин пишет: «Если вы войдете в собор, то по левую сторону от главного входа увидите старинную картину «Тайная вечеря». На этой картине изображен ученик Христа Иуда Искариот. Что поражает нас в этой картине, так это то, что Иуда изображён не уродом, не чудовищем, а человеком с необыкновенно одухотворенным лицом, очень похожим на лицо Христа». А затем автор повествует о том, что в Нарве жила религиозная семья, глава которой под влиянием ужасов инквизиции и бесчеловечных мер, к которым прибегала католическая церковь, усомнился в последней. За это по доносу родного сына он был схвачен и сожжен на костре, а жена этого несчастного человека, чтобы за¬клеймить навеки позором сына-предателя, заказала одному художнику картину «Тайная вечеря», на которой просила нарисовать сына Иудой. В.Никифоров-Волгин чрезвычайно любил Нарву, писал книгу «Древний город», которая так и не была издана.
Писатель нередко жил в нужде, ютился в трущобах, хотя в это время его уже публиковали в парижских изданиях русской эмиграции. С середины 1930 гг. В.А.Никифоров-Волгин в Таллинне становится домашним учителем и воспитателем внука генерала Ю.Штуббендорфа. Он преуспевает в педагогической деятельности, и одним из его учеников становится Алеша Ридигер – впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основные книги Никифорова-Волгина – сборники рассказов «Земля-именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938). Это книги, которыми зачитывались русские читатели-эмигранты, оторванные от своей родины. В книгах В.А.Никифорова-Волгина чувствовался духовный «аромат» православных праздников. Читателей поражала глубина религиозных переживаний автора. В своих книгах писатель признавался в любви «лапотной, странной, богомольной» Руси, немыслимой без Православной Церкви и монархии, без национальных традиций и обычаев. Никифоров-Волгин оказался способным передать неповторимую красоту православного богослужения. Герои рассказов Никифорова-Волгина часто достигают умиротворения, просветления души. Среди его персонажей – странники и богомольцы, священнослужители и юродивые, утешающие страдающий народ, очищающие сердца. Это герои, способные отдать жизнь ради веры и претерпеть, казалось бы, невыносимые страдания. Никифорова-Волгина часто сравнивали с православным писателем Иваном Шмелевым, называли современным Лесковым.
В мае 1941 года писатель был арестован органами НКВД, а в августе в Кирове был приговорен к расстрелу. В.А.Никифорова-Волгина расстреляли 14 декабря 1941 года. Формулировка «грехов» была такой: «За издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Писателя лишили жизни за его светлые книги, наполненные духом Православия. Его вместе с другими жертвами тайно похоронили на Петелинском кладбище. Реабилитировали В.А.Никифорова-Волгина лишь в 1991 году. С этого времени началось писательское возвращение: книги Никифорова-Волгина начали новый путь к читательским сердцам.

Е. Никифоров-Волгин

Воспоминания детства

© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2006

В нем морского — Мороза хруст, что хрупок, как миндаль В весенний сад, что от дождя заплакан, Выходит прогуляться старый диакон И вместе с ним о горестном всплакнуть; Такой понятный автору и близкий… И. Северянин. 1936 г.

Забытый писатель

В. А. Никифоров-Волгин

Одним из незаслуженно забытых у нас русских литераторов был В. Никифоров-Волгин, писатель со своим лицом, со своим стилем, со своими темами. Он успел выпустить при жизни только два сборника рассказов и миниатюр: «Земля-именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938). В 1960 и 1971 годах в США обе эти книги были переизданы, в последние годы в России вышло несколько сборников рассказов и повестей В. Никифорова-Волгина.

Василий Акимович (Иоакимович) Никифоров родился 24 декабря 1900 г. (6 января 1901 г. по новому стилю) в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии на Волге в семье сапожника из крестьян. Вскоре после рождения Васи семья Никифоровых переехала в Нарву, в город, где около половины населения составляли русские. Семья была большой – у Васи было четыре сестры и два брата – и жилось ей трудно. Прокормить семью помогала мать-прачка. Жили в одной комнатке, в холодном и сыром мансардном помещении, часто голодали. Как вспоминал друг В. Никифорова, автор неопубликованных воспоминаний «Глазами журналиста и актера», С. Рацевич, Васю с детства отличала неуемная страсть к знаниям, ненасытная любовь к книгам. Будущий писатель смог закончить только церковно-приходскую школу при Свято-Владимирском братстве (правда, это была хорошая школа), выдержал экстерном экзамен в седьмой класс Нарвской русской эмигрантской гимназии, но продолжить образование в гимназии не смог – не было средств. Оставался один путь – работать и учиться самостоятельно, и юноша серьезно занялся самообразованием. «Не раз пьяный отец шпандырем избивал сына, когда заставал его по ночам сидящим за книгою. Вася увлекался логикой, философией, историей, но превыше всего любил русскую литературу. Его любимыми писателями были Лесков, Достоевский, Чехов. Знал он их отлично, на память цитировал отрывки произведений», – вспоминал С. Рацевич. Из поэтов же его любимцем был Есенин. Юноша рано начал писать, хотя и не любил рассказывать об этом окружающим.

Для интеллектуального развития юноши тогдашняя Нарва все же предоставляла неплохие возможности. Старинная Нарва с изумительными и доныне сохранившимися древними крепостями, с уникальным архитектурным ансамблем в стиле барокко XVII века, уничтоженным последней войной, была немаловажным культурным центром Эстонии, причем не только центром эстонской, но и русской культуры. Здесь было два театра – русский и эстонский, несколько гимназий, музыкальное и художественное училища, балетная студия, русский народный университет, много обществ – русских, эстонских, немецких, два великолепных музея, которые сделали бы честь и городу, несравнимо большему, чем Нарва, – Лаврецовский и Дом Петра I; здесь издавались книги, газеты и даже журналы. После революции в

Нарве оказалось много эмигрантов из числа интеллигенции, живших тоже очень бедно, но все же не дававших Нарве опуститься до уровня провинциального захолустья, хотя требовательный В. Никифоров-Волгин позже и жаловался на это. Среди них были актеры, композиторы, музыканты, художники, литераторы.

В 1920 г. американец Райт создал в Нарве отделение Христианского Союза молодых людей, при котором возник литературный кружок. После отъезда Райта группа нарвской молодежи, в которую входил и В. Никифоров, организует Союз русской молодежи, устраивавший литературно-музыкальные вечера, концерты, дававший спектакли. Он просуществовал, правда, недолго, но был первой самостоятельной попыткой нарвской русской молодежи объединиться.

В. Никифоров, с детства хорошо знавший православное богослужение (его семья была очень религиозной) и обладавший высоким голосом с отчетливой выразительной дикцией, устроился псаломщиком в нарвский Спасо-Преображенский собор. Псаломщиком он оставался до весны 1932 г. Отсюда и идет то прекрасное знание церковной жизни, быта духовенства, которое мы видим в его произведениях. По воспоминаниям С. Рацевича, В. Никифоров любил еще до начала богослужения забираться с блокнотом и карандашом в укромный уголок церковной сторожки, слушать и записывать, о чем говорили между собой богомолки и случайно заходившие сюда погреться и заодно посплетничать люди. Острые словечки, чисто народные обороты речи позже оказывались в его рассказах и фельетонах.

Свои публикации он, как правило, подписывает псевдонимом Василий Волгин – в память о великой русской реке, на которой прошли первые годы его жизни. Этим псевдонимом он как бы подчеркивал свою глубинную связь с оставленной родиной. Со временем он стал чаще подписываться В. Никифоров-Волгин, объединив свою фамилию с псевдонимом.

В 1927 г. приходит и первое признание: на конкурсе молодых авторов, проведенном старейшим русским литературным объединением в Эстонии – Литературным кружком в Таллинне, первая премия была присуждена рассказу В. Никифорова-Волгина «Земной поклон».

В октябре того же 1927 года, при непосредственном участии В. Никифорова-Волгина, в Нарве возникает русское спортивно-просветительное общество «Святогор», которое вскоре стало центром всей культурной работы русских в городе. При «Святогоре» создаются спортивный, драматический, литературный и шахматный кружки. В. Никифоров-Волгин активно участвует в работе литературного кружка, а в 1930–1932 гг. и возглавляет его. Кружок объединил почти всех русских литераторов и любителей словесности Нарвы. На заседаниях кружка читались и обсуждались литературные произведения, заслушивались доклады на литературные темы, устраивались «вечера личного творчества», на которых выступали с чтением своих произведений местные авторы, время от времени выпускалась так называемая «живая газета». Кружок регулярно устраивал «четверги» с разнообразной программой, рассчитанной на более широкую публику. В. Никифоров-Волгин был душой всех этих мероприятий. Под редакцией В. Никифорова-Волгина, Ф. Лебедева и С. Рацевича в декабре 1928 г. выходит «литературно-общественная газета» общества «Святогор» «Всходы». Для детских представлений «Святогора» В. Никифоров-Волгин пишет инсценировку русской народной сказки «Ваня и Маша», а для драматического кружка – пьесу «Безумие Измайлова». В пьесе рассказывалось о трагической судьбе русского офицера, оказавшегося в эмиграции без семьи, без средств к существованию и кончающего жизнь в сумасшедшем доме. Пьеса, к сожалению, осталась неопубликованной.

В январе 1929 г. при обществе «Святогор» создается религиозно-философский кружок, несколько позже положивший начало местной организации Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). В. Никифоров-Волгин, живо интересовавшийся новейшими течениями в русской зарубежной философской мысли и увлекавшийся трудами Н. Бердяева, С. Франка, И. Ильина, принимал участие в деятельности РСХД. Он участвовал в 1929–1930 гг. в съездах РСХД Прибалтики, проходивших в Печерском и Пюхтицком монастырях.

В 1930 г. под редакцией В. Никифорова-Волгина и другого местного литератора Л. Акса в Нарве выходил журнал «Полевые цветы». Он был органом русской литературной молодежи в Эстонии в конце 1920-х – первой половине 1930 гг. В. Никифоров-Волгин принимает участие почти во всех русских журналах и сборниках, выходящих в свет в Эстонии («Новь», «Панорама», «Старое и новое»), а также эпизодически в ряде зарубежных изданий.

Никифоров–Волгин Василий А.

Василий Акимович Никифоров-Волгин (1901–1941) родился в д. Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии в семье мастерового. Вскоре после рождения Василия семья переехала в Нарву. Не имея средств для окончания гимназии, Никифоров-Волгин в детстве и юности много занимался самообразованием, хорошо узнал русскую литературу. Его любимыми писателями были Ф. Достоевский, Н. Лесков, А. Чехов, С. Есенин.
В 1920 году Никифоров-Волгин стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве, устраивающим литературные вечера и концерты. С 1923 года начинается регулярная литературная и журналистская деятельность Никифорова-Волгина. В русских периодических изданиях, выходивших в Эстонии, он публикует рассказы, статьи, очерки, этюды, лирические миниатюры, которые подписывает псевдонимом Василий Волгин. Одновременно Никифоров-Волгин, хорошо знавший и любивший православное богослужение, служит псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе (до весны 1932-го). В 1927 году становится одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества «Святогор», при котором в 1929 году создаётся религиозно-философский кружок, положивший начало местной организации Русского студенческого христианского движения.
В 30-х годах вместе с Л. Аксом редактирует журнал «Полевые цветы» – орган русской литературной молодежи в Эстонии. К середине 30-х Никифоров-Волгин становится известным писателем русского Зарубежья. В 1935 году он переезжает в Таллин; печатается в крупном органе российской эмиграции – рижской газете «Сегодня». В таллинском издательстве «Русская книга» вышли 2 сборника Никифорова-Волгина – «Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938). Летом 1940 года в Эстонии была установлена советская власть, положившая конец культурной и литературной жизни русской эмиграции.
В мае 1941 года Никифоров-Волгин был арестован органами НКВД, а с началом войны отправлен по этапу в Киров (Вятка), где расстрелян 14 декабря 1941 года «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Реабилитирован в 1991 году.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *