Биография Валентины Толкуновой

Толкунова Валентина Васильевна (1946-2010) – советская и российская певица эстрады, с 1979 года Заслуженная артистка РСФСР, с 1987 года Народная артистка РСФСР.

Детство

Валя появилась на свет в Краснодарском крае, это произошло в небольшом городке Армавир 12 июля 1946 года.

Её папа, Толкунов Василий Андреевич, родился в Саратовской области в городе Ртищево, он – кадровый военный. Служил в Забайкальском округе, где и познакомился со своей будущей женой. Потом его направили на восстановление станицы Белореченской в Краснодарском крае.

Мама, Евгения Николаевна Толкунова (девичья фамилия Смирнова), работница железнодорожной станции, родом была из Бурято-Монгольской АССР, её родина – Прибайкальский район, село Танхой. Мамин отец, Николай Васильевич Смирнов, был осуждён во времена сталинских репрессий и около 18 лет жизни находился в лагерях.

В 1949 году у Валентины родился младший братик Серёжа, в будущем он тоже стал певцом, вместе со своей сестрой работал на концертах, имеет звание «Заслуженный артист России». Сейчас Сергей много занимается благотворительностью, он Президент Фонда имени Валентины Толкуновой, который оказывает поддержку современному искусству.

В 1950 году Толкуновы уехали в Москву, поселились в железнодорожном районе Ховрино, где и прошли детские годы будущей звезды эстрады.

В семье очень любили музыку, особенно народные русские песни и романсы под гитару. Отсюда у маленькой девочки с ранних лет и зародились интерес и любовь к музыке. Особенно Вале нравилось слушать пластинки с записями Леонида Утёсова, Лидии Руслановой, Петра Лещенко, Клавдии Шульженко, девочка знала наизусть все музыкальные композиции из их альбомов.

Учёба

Среднюю школу Валентина окончила в Ховрино. Будучи ещё ребёнком, она приняла участие в конкурсном отборе в коллектив Центрального дома детей железнодорожников. Так девочка попала в ансамбль, которым управлял Семён Дунаевский. А в десять лет Валя уже пела в хоре под руководством Овчинниковой Т. Н., эта талантливая женщина и прекрасный музыкант стала для Валентины Толкуновой первым педагогом по вокалу.

По окончании школы Валя стала студенткой Московского государственного института культуры, выбрав дирижёрско-хоровое отделение.

В 1966 году музыкант и певец Вячеслав Толмачёв рекомендовал Валентине принять участие в конкурсном отборе на место солистки в ВИО под руководством Юрия Саульского. Валя этот конкурс прошла и стала участницей коллектива, она солировала, исполняя композиции джаза.

В 1971 году Валентина окончила музыкальное училище имени Гнесиных, а в 1975 году получила диплом МГИК.

Творческий путь

Сольная карьера Толкуновой началась в 1972 году. У Владимира Шаинского на тот момент была написана песня, которая никому не подходила для исполнения и долгое время лежала в столе. Когда к нему обратились с просьбой помочь молодой певице, которая раньше пела в оркестре Саульского, он, не раздумывая, дал ей песню «Ах, Наташа!» Валентина спела её во время творческого вечера поэта-песенника Льва Ошанина. Какого же было удивление Шаинского, когда зал в буквальном смысле взорвался после исполнения его песни, а ведь он всегда считал её не слишком удачной. Вот как смогла спеть Толкунова.

Вскоре Валентину пригласили исполнить музыкальные композиции для телевизионного спектакля «День за днём», который снимал Шиловский. Композитор Катаев Илья написал песни «Стою на полустаночке» и «Я ночью шла по улице». Толкунова спела их, и это было началом её успеха, популярности, всенародной любви.

Отныне ни один концерт не обходился без участия Толкуновой. В 1973 году Иосиф Кобзон рекомендовал Валентину Москонцерту, и она сразу же стала солисткой. Ежегодно Толкунова становилась участницей финального выпуска «Песни года», да и разве можно было в то время представить себе эту передачу без её таких задушевных, щемящих сердце композиций:

  • «Вечер школьных друзей»;
  • «Если б не было войны…»;
  • «Жалейка»;
  • «Носики-курносики»;
  • «Кабы не было зимы»;
  • «Не зря мне люди говорили»;
  • «Я не могу иначе»;
  • «Не говорите мне о нём»;
  • «Спи, моя радость, усни»;
  • «Поговори со мною, мама»;
  • «Серебряные свадьбы».

И, конечно же, самая знаменитая песня, без которой не засыпали дети Советского Союза «Спят усталые игрушки» в передаче «Спокойной ночи, малыши».

В 1986 году Валентина Васильевна организовала песенный театр, который выступал с концертными постановками:

Год выхода концертной постановки

Название концертной постановки

«Русские женщины»

«Ожидание»

«Я не могу иначе»

«Брызги шампанского»

«Не оставляй меня, любовь»

«Я росинка твоя, россиянка»

«Новая весна Валентины Толкуновой»

«Как быть счастливой»

«Я сегодня обеты молчанья нарушу»

Личная жизнь

Первым Валиным мужем был руководитель вокально-инструментального оркестра, где она солировала, Юрий Саульский. Брак продлился около шести лет. Возможно, сказалась 18-летняя разница в возрасте. Валя любила мужа безумно, когда они расстались, ей было всего 25 лет, и для неё это стало трагедией. Выходя замуж, она думала, что это раз и на всю жизнь. Но так не случилось, распался оркестр, потом Саульский увлёкся другой женщиной. После расставания у певицы была депрессия. Она так и не смогла забыть свою первую любовь. Когда Саульский умер в 2003 году, Валентина пришла на похороны одной из первых.

В 1974 году Валентина второй раз вышла замуж. Её супругом стал писатель, журналист-международник Юрий Папоров. В браке родился единственный ребёнок певицы – сын Николай.

Нельзя сказать, что этот брак был идеальным и очень счастливым. В силу своей профессии Юрий очень много и часто ездил в командировки заграницу, бывало, что отсутствовал в родной стране 10 лет. Тем не менее Толкунова прожила с ним до конца своих дней, а Юрий пережил супругу на 1,5 месяца.

Необыкновенная душа

Мало на эстраде можно было найти певцов, которые бы настолько глубоко и искренне любили свою Россию, как Валентина Васильевна. Она всегда считала, что родную землю надо любить особенной любовью, надо спасать и поднимать её с колен, не давать разрывать на кусочки. Каждый человек на своём месте, кем бы он ни работал (певцом или дворником), должен делать страну лучше, только тогда она сможет стать счастливой, духовной и самой сильной в мире.

Валентина Толкунова отличалась обострённым чувством справедливости, она была очень принципиальной и не любила неправду, если что-то не нравилось, не молчала, чем вызывала недовольство многих окружающих.

К слову «любовь» у Толкуновой было особенное отношение. Она считала, что в современном мире это понятие затаскали, как уличную девку, поставили знак равенства между любовью и сексом. Женщина не должна быть такой доступной, мужчинам нравится кротость, змеиная мудрость и глубинная нежность. Всеми этими качествами обладала певица, которую по праву можно назвать эталоном женской красоты.

Пока человек живёт на земле, он должен многое сделать, ни минуты терять нельзя. Это был принцип Валентины Толкуновой, она работала по максимуму, ездила с концертами в самые далёкие точки СССР, чтобы дарить людям свои песни и отдать своё сердце. Она никогда не отказывалась выступать перед детьми, молодёжью, больными людьми и инвалидами, ветеранами войны. Если у организаторов этих концертов не находилось денег, певица выступала бесплатно.

Она не любила копить деньги, если они появлялись, то запросто могла отнести их в церковь или накупить для кого-нибудь целые охапки цветов. Копить можно лишь хорошие воспоминания и чувства – вкус первого поцелуя, чувство радости по поводу рождения малыша, первое признание в любви, первые ссоры и примирения. Вот, что должен собирать человек, но никак ни сто шуб и машин.

Косметикой в жизни она пользовалась только лишь потому, что приходилось выходить на сцену. Если бы Валентина Толкунова не была певицей, то скорее всего у неё не было бы даже губной помады. Её основное убеждение состояло в том, что человек должен быть натуральным во всём – и во внешнем виде, и в своих чувствах. Она никогда не могла понять артисток, которые делают омолаживающие операции и подтяжки, пытаясь обмануть природу. Через свою необыкновенную душу Валентина Толкунова смогла оставаться красивой и в начале творческого пути, и в конце жизни.

Болезнь и смерть

В 1990 году у Валентины обнаружили рак молочной железы. Певицу прооперировали, она прошла курсы химиотерапии, болезнь отступила, но спустя 16 лет вернулась вновь. Во время нового обследования обнаружилась ещё одна опухоль, на этот раз мозга. От операции Валентина Васильевна отказалась и продолжила ездить по стране с концертами, чтобы успеть отдать себя зрителю максимально.

16 феврали 2010 года состоялся её последний концерт в городе Могилёве. Там певице стало плохо, её госпитализировали. До самой смерти она находилась под наблюдением врачей в клинике, но медики на этот раз оказались бессильными перед страшной болезнью.

22 марта 2010 года певица впала в кому, через несколько часов сердце Толкуновой остановилось. Её похоронили в Москве на Троекуровском кладбище.

Певица, ставшая символом целой эпохи, никогда не считала себя звездой. Даже внешний образ Валентины Толкуновой был преисполнен какой-то заповедной, почти магической чистоты и нежности. А хрустальный голос, будто звон волшебного колокольчика, только усиливал это впечатление прикосновения к чему-то нереальному и, вместе с тем, невыразимо родному. Сама же Толкунова неизменно чуралась всяческих возвышенных сравнений и старалась петь о людях и для людей. Возможно, в этом и кроется секрет популярности певицы среди слушателей в те времена, когда славу надо было заслужить – без помощи Инстаграма, провокаций и беготни по ток-шоу.

Песни Валентины Толкуновой были о простых человеческих радостях и печалях, а вот обязательной политической патетики, призывов и лозунгов – не было. Зрители каждый раз видели перед собой тонко чувствующую, душевную женщину, излучающую любовь и тепло, и не могли не полюбить артистку в ответ.

Биография

Валентина родилась в семье военного железнодорожника Василия Андреевича и работницы железной дороги Евгении Николаевны. Сначала семья жила в Забайкалье, но после очередного перевода оказалась в городе Армавире Краснодарского края, точнее – в неприметной станице Белореченской. Именно там и родилась маленькая Валя. Через три года на свет появился младший братик будущей артистки – Сергей. Впоследствии, по примеру старшей сестры, он также свяжет свою жизнь со сценой и станет Заслуженным артистом РФ.

Несмотря на то, что семья Толкуновых была очень сплоченной и дружной, детские годы певицы трудно назвать безоблачными. Виной всему – скромное материальное положение. В своих поздних интервью Валентина Васильевна, говоря о раннем детстве, произносила конкретное слово: «нищета». Несмотря на такой печальный старт, Толкунова сделала правильные выводы. Впоследствии артистка делала все, чтобы ее родители и брат ни в чем не нуждались – Валентина Васильевна обеспечила близких жильем и всем необходимым, постоянно отправляла их в путешествия.

Но в те далекие сороковые о будущем достатке можно было только мечтать, поэтому семья по своему боролась с унынием – с помощью музыки. У Толкуновых было много пластинок, которые играли не смолкая. Записи Петра Лещенко, Клавдии Шульженко и Леонида Утесова стали той базой, на которой впоследствии сформировался удивительный и цельный индивидуальный стиль самой Толкуновой. Все песни мэтров маленькая Валя знала наизусть и с удовольствием пела для родителей, друзей и соседей. Выдающихся вокальных данных девочки было сложно не заметить, поэтому уже тогда Василий Андреевич и Евгения Николаевна знали, куда направить одаренную дочь.

Подходящий случай представился в 1948 году – именно тогда Толкуновы покинули станицу и переехали в Москву. Через 8 лет старшеклассницу Толкунову приняли в хор Центрального хора детей железнодорожников. Дирижером хора был Семен Дунаевский, а педагогом-наставником – Татьяна Овчинникова. Именно Татьяна Николаевна стала тем проводником Валентины Толкуновой в мир музыки и профессионального вокала. Сама артистка не раз говорила о том, что без этих двух людей – ее первых наставников – не было бы и ее самой.

Такая мощная подготовка позволила Толкуновой сразу же после окончания школы стать студенткой Московского государственного института культуры. Девушка с отличием окончила дирижерско-хоровое отделение МГИКа, что, в свою очередь, открыло перед ней двери Российской академии музыки имени Гнесиных. Неудивительно, что молодую красивую Валентину ждали многие вокально-инструментальные коллективы. Но Толкунова выбрала оркестр «ВИО-66», и не прогадала. Помимо того, что именно там будущая звезда получила опыт джазовой исполнительницы, Валентина встретила там свою судьбу. Руководитель оркестра Юрий Саульский не мог не оценить не только профессиональных качеств вокалистки, но и ее личного обаяния.

Будущий муж Валентины Толкуновой был значительно старше. На момент возникновения романа девушке было 18 лет, а Юрию – 37. Но разница в возрасте никого не смутила. Пара поженилась. Впоследствии Толкунова не раз говорила о том, что именно Юрию она обязана принятием судьбоносных решений в своей жизни. Так, именно Саульский убедил консервативную послушную студентку Гнесинки стать заочницей. Расчет Юрия был прост – постигая тонкости мастерства в аудиториях, Толкунова еще долго будет известна только лишь в рамках этих аудиторий, а заочная форма учебы позволит девушке гастролировать по стране и стать узнаваемой. Время показало, что Саульский был прав.

Тем не менее, через несколько лет Толкунова, уже имея за плечами опыт, зрительскую аудиторию и определенную долю известности, покинула «ВИА-66» и отправилась в сольное плавание. В дальнейшем она стала исполнять песни, которые тут же становились популярными, что обеспечило артистки новый, более мощный виток славы. С 1973 года Валентину Толкунову стали регулярно приглашать в одну из самых популярных телепередач страны – «Песню года». Это окончательно закрепило за ней славу одной из самых душевных исполнительниц СССР и дало дополнительную почву для народной любви.

Через два года Толкунова познакомилась с композитором-инструменталистом Давидом Ашкенази, с которым впоследствии сотрудничала на протяжении 18 лет. Этот тандем поднял звезду Толкуновой на новую, почти недосягаемую высоту и утвердил Валентину Васильевну в статусе «хрустального голоса эпохи».

В 1987 году певица создала Московский театр музыкальной драмы и песни, на сцене которого и появилась в последний раз перед зрителями в 2010 году. Всенародная любимица Валентина Толкунова до последнего продолжала гастролировать. Но продолжительная борьба с онкологией все же обернулась однозначным концом. 22 марта 2010 года Валентины Толкуновой не стало.

Первым мужем Валентины Васильевны стал дирижер «ВИА-66» Юрий Саульский. Несмотря на существенную разницу в возрасте, девушка и опытный руководитель поженились. Толкунова просто не смогла не очароваться умным, талантливым мужчиной, который всегда знал, что делать и как поступать правильно. Саульский же капитулировал перед истинно-женственным обаянием Валентины. Она была не просто юной вокалисткой, но еще и доброй, нежной, искренней и красивой девушкой. Возможно, этот брак мог продлиться бы до конца жизни обоих и стать примером для всех остальных. Но не стал.

Валентина не просто любила Юрия. Она его боготворила. Но даже такая любовь не смогла покрыть той боли, которую Саульский причинил супруге. Юрий изменил жене, и она об этом узнала. Как не мучилась Валентина, как не слушала мудрые советы а-ля «не рубить с плеча», простить самого близкого человека не смогла. Юрий и Валентина развелись. Впоследствии Толкунова говорила о том, что почти жалела об этом шаге, но пересилить себя просто не смогла. Саульский также очень болезненно воспринял развод, но чувствовал себя виноватым и не смел настаивать. Несмотря на драматический разрыв, бывшие муж и жена все-таки смогли остаться друзьями. Толкунова и Саульский часто созванивались и даже работали вместе – выступали на концертах друг у друга.

Тем временем жизнь постепенно начала брать свое. Через три года после развода, Валентину пригласили выступить на светском рауте в мексиканском посольстве. Там она встретила эффектного, элегантно одетого и обходительного мужчину. Им оказался известный франт и интеллектуал журналист-международник Юрий Папоров. Валентина очаровала видавшего виды журналиста своим сказочным обаянием, а сама певица пришла в восторг от той ауры некой элитарности, окружавшей Юрия. Как первый муж Толкуновой, Папоров был значительно старше – на целых 23 года! Но именно этот фактор и стал дополнительным плюсом в образе журналиста для артистки.

Они поженились буквально через несколько месяцев после знакомства – в 1977 году. Тогда же на свет появился единственный сын Валентины Толкуновой и Юрия Папорова – Николай.

Толкунова в этот период буквально светилась от счастья – это замечали все. Она и сама признавалась, что никогда до этого не была настолько счастливой. Возможно, именно поэтому песня «Носики-курносики» получилась у Валентины Васильевны такой трогательной и нежной – певица исполняла ее в тот момент, когда маленькому Коле было всего лишь пять месяцев. Толкунову переполняла радость материнства, а песня стала удачным поводом поделиться этим светлым всеобъемлющим чувством с аудиторией.

Но, как известно, все, что имеет начало, имеет и свой конец. Семейную идиллию нарушили рабочие планы Юрия. Через некоторое время после рождения Коли, супруг сообщил Валентине, что отправляется в Мексику — собирать материал для будущей книги о Льве Троцком. Папоров все же сделал Толкуновой предложение – ехать с ним. Однако, необходимость заботы о престарелой маме и маленьком ребенке никто не учел. Оказавшись перед непростым выбором, Валентина, по сути, выбора-то и не имела. Толкунова приняла решение. И отпустила Юрия в Мексику. Позднее, Толкунова признается, что повлияли на ее решение не только объективные факторы, но и угроза распрощаться, пусть даже на некоторое время, со сценой и зрителями. Слишком многое было на чаше весов, и это многое не шло ни в какое сравнение ни с какой Мексикой.

Поначалу Юрий держался и старательно исполнял роль примерного «супруга на вахте» — постоянно звонил, слал телеграммы и посылки, требовал того же от Валентины. И она тоже очень старалась – звонила, писала длинные письма-отчеты и всячески поддерживала мужа. Но, постепенно, все это напряжение первых месяцев разлуки сошло на «нет». И эти отношения стали тем, чем и должны были стать на таком расстоянии – отношениями двух друзей. В общей сложности Юрий Папоров отсутствовал на Родине в течение 10 лет. Неудивительно, что за это время Толкунова стала считать Юрия больше братом, чем мужем. Как и он ее – больше сестрой, чем женой.

Казалось бы, на этом можно поставить точку. Но слишком велика была сила мягкого обаяния народной артистки. Мужчины обращали внимание на Валентину Толкунову. И одному из них она, все же, ответила взаимностью. Об этом не принято открыто говорить, но и бывший концертный директор певицы, и члены вокально-хореографического коллектива Толкуновой изредка подливали масла в журналистский огонь, благодаря чему стало известно о последнем – самом душевном и самом неоднозначном романе звезды. Да и сама Толкунова часто упоминала в интервью некоего «мужа от Бога», которого ей послала судьба.

Под таким красивым эпитетом скрывался академик, физик-ядерщик Института им. Курчатова Владимир Баранов. Казалось бы, вот оно – выстраданное счастье! Но и тут не обошлось без весьма внушительных ложек дегтя. Несмотря на формальный статус замужней женщины, сама Валентина считала, что не вправе рушить семью и предавать мужа, который находиться в Мексике. Да и у Владимира Баранова тоже была семья, и разводиться с женой он не собирался. Несмотря на всю двусмысленность ситуации, ни Валентина, ни Владимир не могли поставить точку в затянувшемся адьюльтере. Даже редкие встречи были для них источником счастья, маленьким глотком воздуха, отдыхом в бурном враждебном потоке жизни. Коллеги Толкуновой отзывались о Баранове неизменно положительно – и добрый был человек, и благородный, и умный, и смелый, и интеллигентный, и очень талантливый! Ну как в такого не влюбиться?! Вот и не устояла Валентина Васильевна…

— Встретит ее Володя после гастролей, поедут они в санаторий в Жаворонки (там у Толкуновой был личный номер-люкс), побудут два дня и все… — вспоминала о последнем романе артистки член ее коллектива Любовь Майорова.

Но даже эти редкие короткие встречи не могли продлиться долго. В 2007 году Владимира Баранова не стало. Причина – онкология.

На похороны Толкунова не пришла. Не себя пожалела артистка. А законную жену и дочь возлюбленного. Не хотела в такой трагический день причинять близким людям любимого человека дополнительную боль.

Песни

Впервые страна заговорила о Валентине Толкуновой в 1972 году – после юбилейного концерта Льва Ошанина. Концерт транслировали по телевидению, да и как не транслировать, если поздравить мэтра пришли такие исполнители как Майя Кристалинская, Георг Отс, Муслим Магомаев и Людмила Зыкина? И вот, после таких «мастодонтов» на сцену вышла трогательная брюнетка с длинной толстой косой… Валентина Толкунова исполнила песню Владимира Шаинского «Ах, Наташа», и всем стало ясно – юная певица вполне достойна того, чтобы стоять на одной сцене с легендами советской эстрады. Именно на этом концерте Толкуновой удалось лично познакомиться со своим кумиром – Клавдией Шульженко, пластинки которой она так часто слушала в детстве.

После такого мощного дебюта для Толкуновой стали писать песни Марк Минаков, Микаэл Таривердиев, Оскар Фельцман, Эдуард Колмановский… Неудивительно, что певицу с таким репертуаром тут же позвали на «Песню года», что стало свидетельством окончательного и однозначного успеха. Редакторы передачи до сих пор вспоминают гигантские мешки с письмами зрителей, которые просили только одного, чтобы в очередном выпуске для них спела «любимая Валя Толкунова».

После регулярного участия в «Песне года» Толкунову стали приглашать на всевозможные творческие вечера самых именитых композиторов Колонного зала Дома Союзов. В дальнейшем Толкунова стала частой гостьей в эфирах передач «Голубой огонек» и «Утренняя почта». Примерно в этот период произошел любопытный случай. Выдающийся композитор Владимир Мигуля славился тем, что предсказуемо писал музыкальные шедевры только для таких же выдающихся исполнителей. Один из них он создал специально для Людмилы Зыкиной. Песня «Поговори со мною, мама» должна была стать трогательным признанием в любви уже зрелой опытной женщины своему самому дорогому человеку, который видел героиню еще совсем неопытной и не зрелой. По стечению обстоятельств, песня попала к Толкуновой. Когда Мигуля услышал исполнение Валентины, то сразу же изменил свои планы.

— Композицию должна исполнять ТОЛЬКО Толкунова! – отрезал он.

А ведь отказать живой легенде Людмиле Зыкиной по тем временам было очень смелым шагом, даже для Мигули. Но именно у Толкуновой получилось передать те чувства, которые вкладывал в песню сам автор и наполнить еще и своей – очень личной и неповторимой энергетикой.

В 1975 году Толкунова познакомилась с Давидом Ашкенази, что стало началом блестящего сотрудничества двух профессионалов. Именно с ним она исполнила полный лиризма и символизма романс на музыку Вертинского и стихи Ахматовой «Сероглазый король». После этого на свет появились композиции, ставшие визитной карточкой народной артистки «Я не могу иначе», «Вечер школьных друзей» и «Серебряные свадьбы».

Также на этот период пришлось сотрудничество Толкуновой с еще одним «мэтром» — кинематографом. Для фильма «Романс о влюбленных» она записала «Колыбельную», а для комедии «Невеста с севера» — песню «Пушинка белая». Звучит голос Толкуновой и в советских мультиках. Помните очень новогоднюю, очень уютную и какую-то по-тихому радостную песенку мамы Дяди Федора из Простоквашино? «Кабы не было зимы, в городах и селах…» — да, это именно Валентине Толкуновой мы обязаны тем чувством радости и покоя, которыми нас наполняют звуки этой нехитрой мелодичной песенки. Но она – далеко не единственный вклад Валентины Васильевны в дело воспитания детей. Есть еще более символичная композиция, слова которой знают несколько поколений детей.

Кстати! Знаменитую песню для телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» — «Спят усталые игрушки» спела Валентина Толкунова.

Не осталась равнодушной Толкунова и к военной теме. В течение 10 лет она подбирала придирчиво подбирала патриотический репертуар, в центре которого оказалась композиция «Если бы не было войны».

В 1986 году Валентина Толкунова исполнила главные партии в опере «Русские женщины». Материал был написан Ильей Катаевым специально «под Толкунову». Публика благосклонно восприняла новый опыт любимой артистки, поэтому Толкунова впоследствии стала более охотно принимать нестандартные предложения. Так, в этом же году она снова открылась зрителям с новой стороны – в музыкальном кино Виталия Фетисова «Верю в радугу».

Накопив такой солидный опыт Валентина Толкунова стала сознавать – для его полноценного выражения нужны принципиально новые формы. Так она стала основательницей Московского театра музыкальной драмы и песни, постановки которого всегда вызвали интерес зрителей. Самыми успешным стали музыкальные спектакли «Как быть счастливой», «Ожидание», «Брызги шампанского».

Несмотря на всеобщую любовь, славу и признание, Толкунова чувствовала, что годы берут свое. Сказывалось разрушительное влияние многолетней болезни, то затихающей, то возвращавшейся с новой силой. Толкунова, будто чувствуя скорый конец, решила проститься со своими любимыми зрителями в своеобразной форме. В 2010 году народная артистка выступила на сцене театра с сольной программой «Я сегодня обеты молчанья нарушу». После этого Толкунова отправилась на гастроли в Могилев. Они стали последними в ее жизни.

Причины смерти

Смерть Валентины Толкуновой некоторые досужие сплетники связывают с теми нагрузками, которые приходилось переносить хрупкой женщине во имя блага собственной семьи. Да, Валентина Васильевна всю свою жизнь положила на то, чтобы у ее родителей, брата и сына было все необходимое. Она действительно очень много работала и теряла здоровье в постоянных гастролях для того, чтобы все ее близкие могли не только безбедно жить, но и путешествовать по миру. Но винить во всем близких народной артистки все равно неправильно.

Семья Валентины Толкуновой всегда была для нее самой тылом и смыслом жизни. Но такая глубокая любовь к родным не спасла ее от коварного недуга.

В 1992 году актриса почувствовала себя плохо. Недомогание стало постоянным, с каждым днем Толкуновой становилось все хуже. Валентина Васильевна начала тревожиться и обратилась к медикам. Врачи поставили жуткий диагноз – рак молочной железы. Валентина Васильевна понимала, какая на ней лежит ответственность за близких и … согласилась на операцию. После нее она прошла курс химиотерапии. Эти меры помогли – болезнь отступила. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно, но через 16 лет опухоль появилась вновь.

В 2006 году Валентина Толкунова снова принимает волевое решение и ложиться под нож, чтобы удалить метастазы. Сначала и артистка, и врачи были настроены оптимистично. Они были уверены, что подобная мера поможет купировать очаг. Все выяснилось во время планового послеоперационного обследования. На сей раз медики констатировали… рак головного мозга. Доктора умоляли Толкунову не медлить и отправляться на лечение в Америку. Толкунова, вроде бы, даже проявила заинтересованность и спросила о стоимости заокеанского лечения. Когда Валентина Васильевна услышала сумму, то просто промолчала и … отправилась со своими домашними в очередное путешествие.

После возвращения домой, Толкунова, как ни в чем не бывало, заявила, что ей нужно срочно ехать на гастроли. И поехала. В начале 2010 года она дала свое согласие на масштабный тур по Беларуссии. Первый концерт должен был состояться в Могилеве. Валентина Толкунова отработала всю программу от начала и до конца, но как только зашла за кулисы – сразу же потеряла сознание. Ее незамедлительно доставили в больницу. 22 марта народная артистка впала в кому, а через несколько часов скончалась.

Валентина Толкунова похоронена на Троекуровском кладбище. Могила артистки с хрустальным голосом-колокольчиком и неизменной длинной косой постоянно утопает в свежих цветах.

Я не богата, но могу позволить все

«МЕНЯ ВОСПИТЫВАЛИ В СТРОГОСТИ»

— Валентина Васильевна, вы всегда поёте такие проникновенные песни о любви. А сами вы влюбчивы?

Реклама:

— Я была достаточно влюбчивым человеком с юных лет, но влюблялась всегда тайно. Образ мальчишки, который мне нравился, я возводила в какую-то невероятную степень — божества или превосходства, недосягаемости. Открою секрет: мне всегда нравились очень красивые мальчики. Я никогда не открывала им своих чувств, но впоследствии так получалось, что они сами ко мне подходили. К тому моменту, когда они обращали на меня внимание, уже притуплялось то первичное, острое чувство, уже не было с моей стороны восторженности, вознесения на пьедестал предмета своего обожания. Обидно, но именно в этот момент мальчишки сами предлагали дружбу, прогуляться, назначали свидания. А меня это уже не интересовало.

Валентина Толкунова фотография

— И так всегда?

— Мне очень нравился один мальчик в десятом классе. Но, к сожалению, взаимность наступила тогда, когда у меня уже прошёл этот пик восторженности. Я не помню точно, но, кажется, этого мальчика звали Володей, чудесный он был. А в 16 лет влюбилась в студента. Я тогда ещё училась в школе, а он — в Тимирязевской академии. Это был такой залихватский парень, который, как потом оказалось, дружил со всеми девчонками. Эдакий ловелас. Но ко мне относился со святой симпатией и любовью. Он всегда говорил: «Валя, я ничего не понимаю. Что со мной происходит? Я не могу тебя коснуться, даже просто дотронуться. Настолько ты искренняя и естественная, что мне становится страшно к тебе прикасаться. Я тобой могу лишь любоваться». Дальше поцелуев у нас так и не дошло.

Валентина Толкунова фотография

Это сейчас немодно, но я вообще-то пуританка. Я всегда очень долгое время настраивала себя на интимный лад. Видимо, это оттого, что воспитывалась я в очень большой строгости. Родители уделяли много внимания моей нравственности. Если я приходила домой позже одиннадцати, то неизбежно в мой адрес была укоризна и отец выговаривал мне. Много поколений моих предков росли в строжайшем воспитании, и меня родители так воспитали. И я им за это очень благодарна.

— А замуж когда вышли?

Валентина Толкунова фотография

— Первым, кто завладел моими чувствами, сердцем и мною в целом, был Юрий Сергеевич Саульский. Вот к нему у меня уже было нечто сродни неконтролируемой страсти и любви. Мы познакомились, когда мне было девятнадцать лет, а в двадцать я стала его женой. У нас была большая любовь, мы прожили пять чудесных лет. Он умел любить! Юра был на восемнадцать лет старше меня. Он руководил оркестром «ВИА-66».

Я пришла туда летом на прослушивание, и меня взяли в качестве первого сопрано. Меня вытащили с института, в котором я тогда училась на третьем курсе дирижёрско-хорового отделения. Помню, пришла в институт и говорю: «Я теперь артистка и не могу учиться на дневном», а мне отвечают: «А на заочное мы тебя переводить не станем, ты слишком хорошая студентка». И правда, я всегда отлично училась. Так я и покинула МГИК и ушла в «ВИА-66», где пять лет пела партии первого сопрано, а также джазовую музыку.

Валентина Толкунова фотография

— Через пять лет вы расстались не только с «ВИА-66″…

— Расставание с Юрой я восприняла философски, можно сказать, стоически. Я даже была очень благодарна Юрию за то, что он всегда жил правдиво. Любя женщину, он никогда не обманывал. Многие, имея жену, заводят себе любовниц на стороне, но для Юры это было просто немыслимо. Если любовь ушла, то он прямо об этом и заявлял не виляя. Но если он любил женщину, то она всегда была для него единственной и неповторимой. У него было несколько жён, я даже не знаю точно, какой по счёту женой я ему приходилась, но каждую свою жену он очень любил. Я благодарна Богу за то, что у меня были пять чудесных лет с таким великолепным, умным, талантливым человеком, каким, безусловно, являлся мой первый муж Юрий Саульский.

«ГЛАВНОЕ — ЭТО ТЕРПЕНИЕ»

— Сейчас вы во втором браке?

Валентина Толкунова фотография

— Да. Моим вторым мужем стал Юрий Папоров. Юра — писатель, журналист-международник, много лет проработал в странах Латинской Америки. В своё время он был дипломатом, но потом ушёл с дипломатической работы и стал писать книги, особенно после поездки на Кубу, где прожил пять лет. Именно на Кубе он собрал замечательный материал о Хемингуэе и написал книгу «Хемингуэй на Кубе» о последнем двадцатилетии жизни этого прославленного писателя, о его отношениях с женой, о внутренних разногласиях с самим собой, о последних днях писателя, о его трагической гибели. Муж виделся с людьми, которые знали Хемингуэя, и поэтому написал правдивую, прекрасную, с моей точки зрения, книгу. Юра недавно вернулся из Мексики, где писал книги о последних днях Троцкого — это очень интересная работа. Мы с Юрой вместе уже двадцать семь лет. У нас есть замечательный взрослый сын Коля, которому двадцать пять лет. А вот внуков пока нет.

Валентина Толкунова фотография

— Двадцать семь лет для семейной жизни срок немалый…

Валентина Толкунова фотография

— За двадцать семь лет, что мы вместе с Юрой, не устали друг от друга. Даже мыслей об изменах не было. Я, наоборот, всегда думаю, как бы справиться с тем, что дано. Дело в том, что чаще всего, живя долгое время с человеком, мы думаем, что давным-давно всё про него знаем, но в этом-то и заключается ошибка. Я бесконечно открываю в Юре новые качества и грани, ведь с годами он меняется, совершенствуется, а не стоит на месте. Я всё время нахожусь в состоянии поиска и понимания характера мужа, как же при таком положении вещей он может стать мне неинтересным?

Знаете, моя бабушка всегда говорила: «Самое главное — это терпение». А ещё к человеку, с которым ты живёшь, должна быть жалость. Да-да, именно жалость. Я уверена, что такие понятия, как любовь и жалость, совместимы. Несмотря на то что это диаметрально противоположные вещи, они тем не менее составляют единое целое. Если ты человека не жалеешь, то не можешь его понять, сострадать ему, а это очень важно в семейной жизни.

Вообще совместная жизнь с мужчиной — это отказ от эгоизма. Ну что такое, в сущности, любовь? Любовь — это не когда тебя любят, а когда ты любишь. Ты должна любить мужа больше самой себя. Муж — это человек, с которым ты должна соединиться и жить его проблемами и его жизнью. Но при этом, конечно, не терять своей сущности.

«НИСКОЛЬКО Я НЕ СТОЮ!»

— Уж коль скоро мы заговорили о таких философских вещах, может быть, вы ответите на вечный вопрос: для чего мы живём?

— Я пришла к выводу, что, пока мы живём на этой земле, нам нужно очень многое успеть. Нельзя терять ни одной минуты. Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. У меня сейчас наступил какой-то период полноты жизни, общения с природой и людьми. Я остро чувствую, что должна очень многое отдать. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи. Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения. Есть такая пословица: «Где тебя любят, бывай редко. Где не любят, не бывай совсем». Так вот, живя по такому принципу, я бываю там, где нужна.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Деньги — это такое создание, которое приходит и уходит. Это не постоянная величина, к которой можно относиться серьёзно. Я не люблю копить деньги, при этом не могу сказать, что я человек необеспеченный. Я не богата, но могу себе всё позволить. При этом важно не отказывать себе в главном — в самой жизни. Ведь совсем необязательно иметь сто шуб или сто машин, достаточно иметь одну приличную вещь и уметь ею довольствоваться.

Я очень спокойно отношусь к украшениям и прочим материям. Меня даже можно назвать аскетом. Все мои близкие — и мама, и муж, и сын — так же относятся к этому вопросу и никогда не позволяют себе ничего лишнего. Моя мама очень экономно ведёт наше хозяйство, она живёт вместе с нами. Если у меня появляются деньги, то я могу их потратить, отдать церкви, купить охапку цветов и подарить её без повода. Мне хочется дарить и щедро относиться к тому, что даёт судьба. Нельзя гневить судьбу, которая даёт тебе возможность жить хорошо. Надо обязательно отдавать, и ты получишь ещё больше.

У меня очень отрицательное отношение к косметике. Если бы не сцена, то никогда не красила бы даже губы. Человек должен быть натуральным. Никак не могу понять, зачем люди делают омолаживающие операции. Ведь после них ты становишься куклой Барби. Страшно, когда люди полагают, что всеми этими подтяжками они обманут природу. Её ещё никто не обманывал. А стареть, я считаю, приятно.

— Складывается впечатление, что в нынешнем времени вам не очень-то комфортно.

— Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Если бы меня спросили: «В какое время ты хотела бы родиться?», я выбрала бы девятнадцатый век. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой. При этом есть вещи, которые мне нравятся и в современном мире. Я люблю спортивную одежду, лихачу на машине, у меня, конечно, есть мобильный телефон. Но, вместо того чтобы сидеть, уткнувшись в монитор, я предпочитаю посмотреть на небо, потрогать кленовой листок…

ГОЛОС!!!!!
Shaden 02.12.2008 07:47:19 Послушайте как она поёт. Просто непередать.
Валентина Васильевна здоровья Вам и вашим любимым!
Александр
для В.В. Толкуновой
Ирина 30.10.2009 12:44:12 Слушаешь Вас и сердце просто отдыхает от реальной действительности. Ваши песни,лично меня,переносят в юность, где не было столько политики,а просто жизнь, теплая, добрая с Вашими песнями.Мои дети засыпали, слушая Ваш голос в передачи «Спокойной ночи, малыши».Спасибо огромное Вам за то, что Вы даже не «коснулись» сегодняшней популярности, остались чистой,прерасной,обаятельной, с Вашим теплым,душевным голосом.Ваши песни можно слушать и слушать!!!
Они настолько проникновенны, женственны как Вы сама.
Спасибо огромное за доставленное удовольствие услышать Вас снова,(29.10.2009г.)в концерте,какие то минуты слушала Вас,а получила невероятное блаженство на много лет!Дай Бог Вам здоровья,спокойствияи и благополучия.Спасибо за Ваш изумительно красивый голос в песнях!
С уважением, Ирина, 50 лет,Москва
Дружба
smelkov-djon 08.03.2010 09:39:22 Поздравляем с 8 МАРТА и желаем выздоровления.
Смелковы.

Лучшие недели

Богат и знаменит
Посетило:996
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Маргарита Дуглас
Посетило:1005

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *