О нас


Люди, приезжающие на Валаам, редко задумываются над тем, каким образом осуществляется их путешествие. И, в конечном счете, качество работы паломнической службы тем выше, чем менее она заметна.

В дороге паломники (или «туристы» — разница зачастую условна) любуются открывающимися пейзажами, размышляют, молятся. На Валааме происходит их встреча со святыней – всегда таинственная, от внешних обстоятельств зависящая лишь косвенно, и потому мало подвластная логическому анализу.

Но за всем этим стоит ежедневный напряженный труд десятков людей – братии, и тех, кого привычно объединяют под одним названием – «Паломническая служба Валаамского монастыря», «Валаамский Паломник».

На момент создания в 1991 г Паломническая служба имела постоянный штат сотрудников, который состоял всего лишь из трех человек, и существовала параллельно с Валаамским музеем-заповедником. Сейчас в ней трудятся более 20 штатных сотрудников. С 1996 г. функции приема паломников и туристов полностью перешли к Паломнической службе. В 1999 году, оставаясь структурным подразделением монастыря, Паломническая служба была реорганизована в отдельное юридическое лицо в форме Общества с ограниченной ответственностью, учредителем и единственным участником которого стал Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Таким образом, все средства, получаемые от работы Паломнической службы, перечисляются на счет обители.

Главной задачей в деятельности службы является организация и обеспечение приема на о. Валаам паломников и туристов — как из России, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Суть этой деятельности, безусловно, состоит в продолжении и развитии миссионерской традиции Старого Валаама.

Достижение столь высокой цели в наши дни возможно лишь при соответствии уровня работы Паломнической службы высоким профессиональным требованиям, принятым в современном обществе. С момента создания службы, фундаментальным направлением ее деятельности стало формирование штата сотрудников, являющихся одновременно и профессионалами своего дела, и активными в исповедании веры христианами, для которых Валаам и его обитель — не только уникальный культурно-исторический и природный объект, но, в первую очередь, место личного служения Господу.

В период навигации (а она традиционно длится с начала мая до конца октября), когда Валаам широко «открывается миру», штат Паломнической службы возрастает до 250 человек. Это сотрудники офиса (менеджеры, бухгалтеры, секретари, директор и его заместители), экскурсоводы, работники 2-х паломнических трапезных и кафе, технический и обслуживающий персонал.

Головной офис Паломнической службы находится в С.-Петербурге, на Синопской наб, д. 34/36, в здании исторического подворья Валаамского монастыря, рядом с которым, кстати, расположен и бывший причал, откуда в XIХ — нач. ХХ в. уходили пароходы на Валаам.

Второй офис расположен на подворье Валаамского монастыря в самом центре Москвы, по адресу: ул. 2-ая Тверская-Ямская, д.52.

Непосредственно на острове также существуют 2 офиса – в Центральной Усадьбе обители и на Воскресенском скиту. Офис Центральной Усадьбы занимается организацией приема паломников и туристов, доставляемых на Валаам судами «малого флота» с побережья Ладоги, из Сортавалы и Приозерска. Офис Воскресенского скита, который вполне можно назвать «резиденцией Паломнической службы», обеспечивает обслуживание гостей, прибывающих на круизных теплоходах.

В зданиях Воскресенского скита расположено общежитие Паломнической службы, в его храме еженедельно служится Божественная Литургия и проводится таинство исповеди. Духовное окормление сотрудников, проживающих на Воскресенском скиту, с 2007 г. возложено на иеромонаха Наума (Петковски).

Отдельно следует сказать о валаамских экскурсоводах. К ним предъявляются совершенно особые требования. Служение словом подразумевает большую внутреннюю ответственность. При приеме на работу учитываются стандарты, официально приняты в туризме: наличие высшего или н/в образования, владение иностранным языком, навыками групповой психологии. Однако главным условием при отборе кадров является живое, активное исповедование православной веры.

Набор кандидатов в экскурсоводы проводится ежегодно с декабря по февраль. Весь Великий Пост они занимаются на подготовительных курсах, сдают выпускной экзамен, и только после этого следует приглашение на работу.

Говоря о специфике паломничества на Валаам, нельзя не сказать о совершенно особом подразделении Паломнической службы Валаамского монастыря – о флоте. Абсолютно все воспоминания о путешествиях на Валаам XIX, XX, да и XXI веков начинаются с описания монастырских судов и плавания по Неве и Ладожскому озеру.

В наши дни доставка паломников и туристов производится шестью теплоходами Валаамского монастыря, которые на период летней навигации передаются Паломнической службе в оперативное управление. Это два теплохода типа «ОМ» — «Валаам» и «Северный Афон» (вместимостью 122 чел. каждый) и четыре скоростные судна на подводных крыльях типа «Метеор» — «Патриарх Алексий II», «Преподобный Серафим», «Андрей Первозванный», «Игумен Назарий» (вместимостью 116 чел. каждый). Дружные, прекрасно подготовленные команды монастырских теплоходов позволяют обеспечивать перевозки пассажиров в сложных навигационных условиях Ладожского озера и вызывают неизменную благодарность со стороны гостей обители.

Партнерами Паломнической службы Валаамского монастыря являются более 30 паломнических служб различных епархий, около 80 туристических фирм, 26 круизных компаний. Благодаря их помощи и сотрудничеству Паломнической службе Валаамского монастыря удается не только организовывать прием и обслуживание гостей на острове, но и значительно расширять диапазон своей деятельности, предлагая разнообразные паломнические поездки по России и всему миру.

Отзывы наших гостей дают надежду, что деятельность Паломнической службы Валаамского монастыря помогает им приостановиться в скоростном потоке современной жизни, вглядеться вглубь своей души, прикоснуться к благодатной святыне северной русской земли, получить, по словам Святейшего Патриарха Алексия, «духовные силы нести свой Крест и возрастать в добродетели».

Трудники Святого Валаама

Так получилось, что я снова оказался на Валаамской земле, но уже в качестве трудника. Я слышал об этих людях, добровольных помощниках братии, но это, пожалуй, и все что я мог бы рассказать о них еще месяц назад. Что же это за люди? Как они живут на острове? Чем занимаются? Чем отличаются от волонтеров?
Каждый из нас приходит разными путями к Богу, но конечный результат у нас всех один. И этот результат будет зависеть от многих вещей: как ты относился к ближнему, своим детям, чисты ли были твои помыслы и дела, откровенен ли был на исповедях, вкушал ли кровь и тело Христовы. Именно таких людей я встретил на теплоходе «Святитель Николай» вместе с которыми я отправился трудничать на остров. Истории, которые я услышал за время своего прибывания на острове настолько разнятся друг от друга, что иногда это просто в голове не укладывалось. Общаясь с такими же трудниками как и я, мне стало понятно что к Богу мы приходим через наши скорби. Скорби которые мы несем через нашу жизнь, это и есть наш крест. Брат Михаил остался без жилья, и не потому что его не было, а потому что он оставил его своей жене при разводе. Он до сих пор общается с ней, в августе она приезжает на Валаам, брат Михаил подробно узнал все для нее: как доехать, где остановиться. Разве это не любовь, к ближнему? Именно она, в самом своем ярком проявлении. Еще один брат спасается на острове от алкогольной зависимости, в нашем разговоре он мне сказал «я не могу жить в городе, там постоянная суета, друзья постоянно зовут выпить». Есть, люди, которые остались без работы и решили, что не стоит тратить время своей жизни впустую, а посвятить его труду во Славу Божию. Есть братья, которые ездят по обителям России, благодаря им я узнал о Дивеево, Соловках. Много ли нас таких в России? Я бы ответил так: все мы. Многие из нас в своих скорбях ожесточаются, закрываются. Но еще больше людей находят свой путь, открывают свои таланты, становятся добрее и чище.
Тяжело ли быть трудником? Может быть для некоторых тяжело, но я ни одного такого человека не встретил. Все, кто приезжает трудиться во славу Божию прекрасно понимают для чего они сюда приехали.
Сейчас трудников расселяют в детском саду, так как в светлый праздник Пасхи случился пожар в зимней гостинице, где до этого размешали трудников, никто не пострадал. Но не смотря, на это братия монастыря не отказывает мирянам в их желании потрудиться во славу Божию.
Мы просыпались в половину пятого и начинали готовиться к полунощнице-одна из служб суточного богослужения, которая начиналась в пять часов. Во время службы нам раздавали тетради и записки с именами, мы читали сорокоуст о здравии-ежедневное молитвенное поминание. Число сорок очень значимое, оно часто встречается в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провёл в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего. Русская Православная Церковь установила правило совершать поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день. В течение сорока дней душа усопшего проходит испытания на мытарствах, а на сороковой день совершается частный суд. Предполагается, что как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и безкровные жертвы по усопшим, помогает им силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное. Так же есть сорокоуст «о здравии». Сорокоуст можно заказывать и на более продолжительное время. Когда я читал незнакомые мне имена, где то, в глубине души я радовался, наконец то я начал молиться не только за своих близких и знакомых, но и за совершенно чужих людей. Список с именами довольно таки большой, особенно мне запомнилось что люди пишут имена заключенных, а это значит, что за них молятся, о них помнят.
В девять часов у многих начиналось послушание. У некоторых послушания были в другое время, кто то, работал в котельной, ночью, готовил в трапезной. Мое же послушание было в Верхнем саду. Сколько раз я не был на Валааме, но в сады я никогда не заходил. Надо отметить что на острове есть много мест куда «вход не благословляется», это означает что туда ходить нельзя. На усадьбе есть три сада: нижний, средний и верхний. Как я уже написал выше, послушался я верхнем саду, за которым смотрит матушка Фотиния. В понедельник был дождь, я забыл взять с собой дождевик и резиновые сапоги. Матушка сразу же это поняла и без всякой укоризны выдала мне эти вещи, что бы я не заболел. Так произошло мое знакомство с этим замечательным человеком. Я никогда в своей жизни не общался с матушками, особенно для меня было непонятно как женщина может давать послушание в мужском монастыре. Но потом я понял, что это совершенно не те вопросы, которые человек должен задавать сам себе находясь в монастыре. Основной смысл послушания состоит в том, что ты исполняешь его, не задавая каких либо, вопросов, нравится тебе или нет, в послушании ты приобретаешь смирение, это очень важная составляющая часть в человеке. Все мы так или иначе в нашей жизни сталкиваемся с такой чертой характера как гордость или гордыня, очень многих эта черта приводит к нехорошим последствиям: ссоры, разводы, раздел имущества, обиды, которые у многих затягиваются на года, некоторые начинают пить. Смирение, которому я научился на Валааме очень помогает мне в жизни: я стал более спокоен, не раздражаюсь, перестал осуждать. Конечно это тяжело, когда кто то, делает тебе нехорошие и неприятные вещи, а ты в ответ не отвечаешь злом, но к этому можно прийти, главное желание. В нашей келье жило двенадцать человек, некоторые храпели, когда спали, но никто из остальных не сделал им замечание или укор, что, бы человека не поставить в неловкое положение и не дать ему почувствовать себя виноватым что, он не дает брату спать в тишине, это тоже часть смирения.
Перед началом послушания Матушка Фотиния читала молитву: молитва перед началом всякого дела. Сначала я собирал «паденки» — яблоки которые осыпались с яблонь, затем я варил варенье на печи, которая стоит у пруда в саду. На печь ставится большая кастрюля и твоя основная задача, подкидывать дрова в печь и перемешивать варенье. А еще было послушание делать яблочный сок, мне приносили яблоки, и я выдавливал в соковыжималке из них сок в банки. Еще очень важно отметить то что время послушания связанного с приготовлением пищи надо читать молитву: так делают на ферме, в трапезной, в садах. Так проходило мое послушание.
Заканчивали мы в двенадцать часов заходили в нижний храм: прикладывались к иконам и мощам.
В час дня, начиналась, обеденная трапеза, трудники питаются в братской трапезной, я не буду ее описывать так как она похожа на трапезу в Никольском скиту (которая была описана в предыдущем рассказе).
С двух часов до пяти послушание продолжается. Затем мы уходили в наши кельи. Трудники-это люди, которые помогают братии обеспечивать жизнедеятельность монастыря и в связи с этим могут быть дополнительные послушания – общие послушания, такие как: разгрузка корабля или разгрузить питание из прицепа трактора на склад. В шесть часов вечера вечерняя трапеза, а затем до девяти часов свободное время.
Существуют определенные келейные правила или уставы, причем в разных монастырях они могут быть различны. Обычно они включают в себя «Утренние и вечерние молитвы», чтение Евангелия, апостольских посланий, Псалтири, акафистов, канонов, выполнение определенного количества поклонов.
Утренние молитвы мы читали в келье, после того как просыпались. А вот вечернее правило у нас начиналось в девять часов вечера. Все трудники становились в коридоре в два ряда, друг напротив друга, а в самом начале стоял комендат, и читал Евангелие или апостольские послания. Затем мы по очереди читали «молитвы на сон грядущим», каждый из нас всегда берет с собой молитвослов. В прошлую мою поездку, один из волонтеров — Мария Шаповалова подарила мне свой молитвослов, теперь он со мной в любой поездке. Спасибо сестра Мария. Очень важная составляющая в вечернем правиле – чин прощения. Мы обнимаем друг друга по кругу и просим друг у друга прощение. Образовывается своего рода замкнутая цепочка обнимающихся братьев. Скорее всего со стороны это не понятно, но когда ты принимаешь участие то, чувствуешь прилив радости, что то, светлое и чистое, ложишься спать со спокойной совестью и чистыми помыслами.
Моя поездка совпала с православным праздником, который был 19 августа Преображение Господне — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Для верующих происходит послабление в употреблении постных продуктов. Славяне верили, что до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Также в этот праздник, девушки гадали на суженого, а хозяйки пекли пироги, варили яблочное варенье.
Полным, но приятным для меня совпадением стал еще один праздник в эту поездку – День всех Святых на Валааме просиявших. Поскольку Валаам, это место для меня особенное, близкое и целебное для моей души, этот день для меня тоже стал особенным. Раньше я всегда удивлялся жизни Святых, но в течении определенного времени пришло понимание, что это такие же люди как мы, только образ жизни сделал их святыми: непрерывный молитвенный подвиг и труд во славу Божию, полное отречение от своей воли, мирских страстей. Когда то, описание жизни святого Николая Чудотворца я читал как художественную литературу. Но затем я понял, что это не рассказ о жизни человека ставшего святым, а руководство и к моей тоже жизни, так же, как и описания жизни других Святых. И уже в дальнейшем такие труды я стал читать по – другому: смотрел могу ли я что то, применить относительно себя, задумываться о том, что я делаю хорошего, какую пользу приношу ближнему, всегда ли я благодарю в конце дня Господа нашего Иисуса Христа, за то, что имею, за прожитый день, за то, что мои близкие живы и здоровы, часто ли исповедуюсь и принимаю кровь и тело Христовы. Именно для этого пишутся эти книги, и именно поэтому мы должны их читать, что бы, всей своей сущностью, душой стремиться именно к такому образу жизни.
Не только в молитве и послушании проходят дни у трудников Валаамского монастыря. Братия также заботится и о культурном просвещении, организовывая экскурсии на скиты монастыря, а также по самой усадьбе и на колокольню.
И в заключении своего рассказа мне хотелось бы поблагодарить за теплый и радушный прием братию монастыря, особую благодарность хочется выразить послушникам гостиничной службы и коменданту, который несет послушание и отвечает за трудников. Ваши имена я не называю, так как знаю, что не всем это нравится, но когда я печатаю эти строки, я вспоминаю вас только хорошими словами. Каждый из вас лицо и будущее Валаамской Обители.
Николай Белавинский
Остров Валаам, август 2016

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *