Почему Церковь против суррогатного материнства?

Бесплодный брак и бездетность — беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Почему Церковь против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

Почему Церковь против суррогатного материнства?

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
  3. Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  4. Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина — так называемая «суррогатная мать». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».

Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.

К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон ранее комментировал законодательное регулирование вопроса о суррогатном материнстве.

Почему Церковь против суррогатного материнства?

«Суррогатное материнство приведет к дальнейшему разрушению семьи, которая как никогда нуждается сейчас в поддержке и заботе. Законодательные нормы о суррогатном материнстве сделают более циничным отношение к рождению детей. Будут разрушаться естественные чувства у матери, которая вынашивает детей на продажу.

Понятно, что нужда иногда заставляет людей совершать безнравственные поступки, но законодательно закреплять их право на это неверно. Вот почему законодательные нормы о суррогатном материнстве негативно повлияют на институт семьи в нашем обществе. К несчастью, создание подобных законов не чья-то злая воля, а продукт дезориентированного сознания нашего общества».

Может ли суррогатная мать оставить себе своего ребенка?

Доктор философских наук, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Ирина Васильевна Силуянова рассказывает, что

«В настоящее время мы находимся в состоянии противоречия между двумя действующими законами – Семейным кодексом Российской Федерации, где за суррогатной матерью сохраняется право оставить себе ребенка, и нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», по которому у матери нет такого права. Деторождение явно выталкивается в пространство товарно-рыночных отношений: заключен договор, соблюдается финансовая сторона, но исключается из поля зрения эмоциональное состояние суррогатной матери».

Почему суррогатное материнство безнравственно?

Почему Церковь против суррогатного материнства?

Как считает протоиерей Димитрий Смирнов,

«Суррогатное материнство сродни проституции. Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.

Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».

Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,

«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного. Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.

Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».

Почему ЭКО — бесчеловечная технология?

Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.

«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», — отмечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.

«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».

Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?

Протодиакон Андрей Кураев комментировал ситуацию относительно известных людей, которые завели ребенка от суррогатной матери:

«Главный догмат их секты: «Если мне что-то удалось, значит, Бог именно этого и хотел, а я исполнил просто свою, но и Его волю!». Ну да, Берии и Геббельсу удалось обустроить концлагеря – это что, тоже Божья воля? Чикатило удалось осуществить не один десяток своих мерзких планов. Тоже исполняя Божью волю?

Богословие различает понятия «Божья воля» и «Божье попущение». Есть то, что Господь желает, а есть то, что Он терпит, становясь «бессильным» перед нашей тупой и эгоистической волей: «Сколько раз хотел Я,.. и вы не захотели!» (Мф. 23,27). Но это слишком сложная концепция для их ухоженных головок.

Когда им удобно – они вспоминают про Библию. Когда им удобно – дают совершенно идиотские толкования библейских текстов (Лолита заявила, что Дева Мария зачала Христа от голубя; мало того, что это зоофилический бред, так и по сути: разве Мария поступила как суррогатная мать – продала своего Сына Ироду?)».

Правильно ли крестить младенца, который родился от суррогатной матери?

Мнения священников по этому поводу различны, однако большинство склоняется к тому, что крестить ребенка людей, сознательно совершающих грех, не желающих исправляться и не собирающихся воспитывать дитя христианином — нельзя.

Почему Церковь против суррогатного материнства?

«Ни в одном из этих случаев — если родители получили ребенка с помощью суррогатной матери, если один родитель получил ребенка с помощью суррогатной матери, если ребенок принадлежит гомосексуальной паре — ребенка крестить нельзя, пока родители не раскаются, потому что крещение возможно только в том случае, если родители ребенка сами являются членами Церкви, исповедуют православную веру и следуют заповедям», — считает иеромонах Димитрий Першин.

«Если ребенок вырастет и сам, будучи уже сознательным, обратится к Богу, то никто не может воспрепятствовать этому его свободному решению. Если же родители не собираются вести непорочную жизнь и следовательно не могут воспитывать своего ребенка в православной вере, то крещение нужно отложить до благоприятных обстоятельств: либо родители покаются, либо сам ребенок вырос и пожелал креститься», — отмечает протоиерей Александр Ильяшенко.

Суррогатное материнство и православие

Благодаря развитию современных технологий в области медицины, разработке множества методик по борьбе с бесплодием среди наших и заграничных специалистов, все больше людей в нашем мире сталкиваются с таким процессом как суррогатное материнство. И сталкиваются непосредственно не только в битве информационной или политической, но и сами иногда оказываются в центре событий, став непосредственным участником одной из сторон данной репродуктивной программы.

Отношение православной церкви к суррогатному материнству

Исходя из этого, можно сказать, что тема суррогатного материнства и православие – одна из нашумевших тем среди нашего общества. Испокон веков православными церквями были установлены определенные границы норм и морали, которые одобряются или же наоборот жестко критикуются и не приветствуются в социуме. Далее мы рассмотрим одни из наиболее ярких примеров и нюансов суррогатного материнства, а именно позиция православной церкви по отношению к данному методу по борьбе с бесплодием.

Первым, и наиболее явным доводом представителей православия в нашей стране, касательно суррогатного материнства является факт использования женщин в качестве добровольцев, которые выносят и родят чужого ребенка для супружеской пары. Дело в том, что детальнее изучив статистику «потребителей» данной программы, становится понятно, что позволить себе такие услуги в состоянии не каждая семья. Оплата услуг суррогатной матери, плюс полный пакет медицинских и юридических услуг обходиться супругам не так уж и мало. То есть к такому методу оплодотворения обращаются в основном состоятельные семьи. В свою очередь, процент женщин, которые просто добровольно когда либо помогали супружеским парам с бесплодием, либо становились донорами яйцеклеток, с учетом высокого показателя репродуктивного здоровья – невысок. Зачастую, женщины были вынуждены обратиться в «этот бизнес» для улучшения своего материального и благосостояния.

Отсюда можно сделать вывод, что служители церкви не зря уделяют свое внимание, программе суррогатного материнства, указывая об «использовании в мире богатыми – бедных». И сурматеринство яркий тому пример.

Суррогатное материнство с точки зрения православия

Второй ключевой момент, касательно коммерческой стороны суррогатного материнства можно отнести к факту, так называемой «покупки ребенка» опять же, состоятельными или просто влиятельными людьми. Дело в том, что иногда для бурного осуждения или обсуждения обществом, благодаря тайным источникам на поверхность всплывают некоторые ситуации, связанные с суррогатным материнством, которые выставляют, казалось бы, безобидную, выручающую многих семей процедуру – в не лучшем свете. Определенный процент людей, состоящих в высших кругах общества, не имея четких медицинских показаний к использованию вспомогательных репродуктивных технологий, просто в целях «сохранения молодости и красоты» прибегают к услугам суррогатных матерей. Молодые девушки и женщины, с нормально функционирующей репродуктивной системой, переживают за некоторые последствия после беременности – испорченная талия, нервная система и т.д. В мире деловых женщин вопрос может стоять несколько иначе – такие представительницы прекрасного пола просто не хотят «выбиваться из графика» и терять ценной время на беременность, а в силу обстоятельств необходимость завести ребенка с каждым годом только возрастает.

Именно эта «темная сторона» суррогатного материнства и оскверняет основную задачу данной программы. Представители православной церкви категорически не приемлют подобного рода манипуляции с людьми, якобы во благо себя, но в действительности – просто покупая ни в чем не виновного, и заранее обреченного новорожденного ребенка. В дальнейшем к таким детям будет относиться множество церковных и духовных запретов, что однозначно помешает расти ему полноценно. Особенно в случае, когда ребенок, находясь в сознательном возрасте, захочет обратиться в православие, и вынужден будет столкнуться с массами запретов.

Суррогатное материнство отношение православной церкви

Давайте взглянем на сложившуюся ситуацию на сегодня – глазами многих православных деятелей и настоятелей. Ведь если в нашем мире такой процент успешных, состоятельных семей, которые могут позволять себе различные блага, почему бы не использовать эти ресурсы для достижения идентичной цели, однако в несколько другом направлении? Существует масса вариантов и предписаний в православных церквях, и благодаря их помощи любая супружеская пара может обрести желанного ребенка, но тем самым не подвергая его такому значительному риску как при суррогатном материнстве.

Если супругам был выставлен диагноз – бесплодие, батюшки рекомендуют обратиться к Богу, и на протяжении длительного времени посещать церковь и службы, соблюдать определенные правила, каяться в своих греховных свершениях и т.д. На все воля Божья, и если будет тому решение, а молитвы услышаны, то в скором времени супругам удастся благополучно зачать малыша. Если же все-таки попытки забеременеть остаются безрезультатными , не стоит отчаиваться. Необходимо продолжать верить в лучшее и молиться, и тогда Бог пошлет семье в любом случае благодатную весть или поворотный момент в их судьбе.

Не стоит забывать так же, о том, какое огромное количество детей в нашем мире живут без родителей, в прямом смысле слова – воспитанники детских домов и интернатов. Прежде чем, прибегнуть такому способу получить ребеночка, как суррогатное материнство, стоит попытаться обратить свою любовь и ласку, уже живому и возможно ожидающему Вас ребенку.

Православной церковью только приветствуется данного рода поступки, но и благословляются, поскольку вся процедура усыновления ребенка тоже занимает достаточно времени и средств, и иногда даже не всегда с удовлетворительным исходом. Получить бесплатную консультацию врача

Одобряет ли церковь суррогатное материнство

Возвращаясь к теме суррогатного материнства, есть еще один не маловажный момент, можно сказать основная причина, противоречащая всем законам природы – процесс экстракорпорального оплодотворения и вспомогательные процедуры, такие как криозаморозка. Для некоторых эти слова впервые услышаны, и на первый взгляд обозначающие сложные, не всем понятные манипуляции. Однако суть экстракорпорального (ЭКО) оплодотворения заключается в самом оплодотворении яйцеклетки матери, сперматозоидами отца – то есть генетическими родителями, однако не естественным путем, а в условиях клинических лабораторий или специализированных центров, предоставляющих подобного рода услуги.

В дальнейшем, если оплодотворение прошло благополучно, за развивающимся эмбрионом наблюдают специалисты, приблизительно на протяжении нескольких недель, дабы удостоверится в отсутствии каких-либо патологий со стороны развития эмбриона и т.д.

Если супружеская пара, которая столкнулась с проблемным зачатием, и обратилась за помощью к специалистам в области экстракорпорального оплодотворения, то зачастую, при благополучном оплодотворении яйцеклеток, представители таких учреждений предлагают супругам сохранить готовые эмбрионы для дальнейшего использования через несколько лет. Такая процедура называется – криозамораживание, и широко используется во многих странах нашего мира. Процедура конечно платная, и помимо однократной выплаты, супругам приходиться выплачивать некоторый процент от суммы, для сохранения генетического материала в клинике, столько времени, сколько им необходимо.

Отдельная тема, касательно суррогатных матерей или добровольных женщин, которые делятся своими яйцеклетками и называются – донорами. Безусловно, если бы не эти люди, то проблема бесплодия значительно меньше была бы решена, чем на сегодняшний день. Однако, как считает православная церковь, эти женщины, исполняя чужую волю, вмешивая в законы Божьи, обрекают себя тем самым на грех, а не на доброе деяние. Даже в случае доноров яйцеклеток, казалось бы, женщина напрямую не контактирует и не взаимодействует с супружеской парой. Но православная церковь даже не рассматривает, какие либо исключения из правил.

Если учесть во внимание мнение православных настоятелей, можно сделать вывод, что на их счет криозамораживание готовых эмбрионов – это замораживание живых душ, что зародив новое существо нельзя поступать, таким образом, не говоря об использовании вспомогательных методов репродуктивных технологий.

Как церковь относится к суррогатному материнству

Таинство крещения в православии ценится с давних времен. И почти все население нашей страны преданно этому обряду. Однако что же связывает крещение новорожденных и суррогатное материнство? На сегодняшний день очень много суждений и споров существует у православных служителей на этот счет.

Многие православные церкви помимо того что не приветствуют само явление суррогатного материнства, но и выдвигают массу ограничений и запретов для самого ребенка рожденного в таком затруднительном положении. Начиная с крещения, ребенок оказывается не допустим, к таинству этой процессии, так как служителями церкви отрицается факт его естественного, обдуманного, запланированного появления на этот свет. Греховное деяние не только переносится на родителей такого ребенка, но и на выбранных крестных отца и матери рожденного от суррогатной матери ребенка. Такие люди больше не будут приветствоваться в церкви, или будут ограждены от возможности исповедаться в дальнейшем.

Только спустя долгие годы, когда ребенок вырастет и станет сознательным человеком, путем долгих молитв и покаяний в православной церкви может все-таки самостоятельно пройти обряд крещения и после этого обратиться в веру Богу. В таких ситуациях воля ребенка будет только приветствоваться служителями церкви.

Тема православия и суррогатного материнства очень запутана и не проста. Однако каждый человек делает для себя необходимые выводы после изучения некоторых нюансов этого нелегко дела. Люди отчаянные, не способные иметь собственных детей будут прибегать к различным вариантам осуществить свою заветную мечту, однако будет ли это суррогатное материнство или усыновление – выбор каждого.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *