Наш святой Патрик

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно в православных кругах. Попробуем разобраться, действительно ли речь идет о почитании «католического святого».

На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви – до разделения на православных и католиков. Среди этого списка числится имя великого апостола Ирландии святителя Патрика (Патрикия) († после 460 г.). О его жизни нам достоверно известно немногое. Источниками описания его жизни и подвигов служат его собственные сочинения («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Святого Патрика» и некоторые другие) и стихотворные гимны, написанные вскоре после его смерти.

Святой Патрик родился в Британии около 383 года в семье диакона Кальпурния. В возрасте 16 лет он был вместе со многими другими жителями похищен пиратами, которые увезли его в Ирландию, где и продали одному землевладельцу, который поручил Патрику охранять в горах свои стада.

Суровая жизнь и тесное соприкосновение с природой обратили его сердце к Богу. Дни и ночи он проводил в молитве, укрепляемый Святым Духом. Через шесть лет плена по Божественному повелению он совершил побег и, пройдя наугад больше 320 километров, сел на языческий корабль. После многочисленных злоключений ему удалось наконец вернуться на родину.

Вскоре по возвращении Бог вновь призвал будущего просветителя к апостольскому служению в тех землях, где он находился некоторое время в рабстве. Патрик откликнулся на этот призыв и решил подготовить себя к просвещению ирландских варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет он провел в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона. Через некоторое время святой принял посвящение в епископа из рук святого Германа, после чего и началась его апостольская миссия на ирландском острове.

Благодаря ревностному и самоотверженному служению делу евангельского благовестия ему удалось обратить ко Христу тысячи ирландцев, включая правителей и языческих жрецов-друидов. Последние пытались противодействовать ему при помощи колдовства, но сила Божия, действующая через святого Патрика, обратила их козни в ничто. Некоторые из них обратились ко Христу и даже сделались благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Посвятив свою жизнь миссионерству в Ирландии, святой Патрик рукополагал новых клириков, основывал монастыри, неустанно проповедовал и защищал простой народ от притеснений. Сам он проводил строгую жизнь, постоянно упражняясь в молитвословии и чтении Священного Писания.

Об особой любви к Слову Божию свидетельствует его «Исповедь», написанная на исходе жизни. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Свою самоотверженность и любовь ко Христу он выражает в таких словах: «Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины. И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными, ведь я твердо верю, что если так случится, я сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот мы снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем».

Святой Патрик мирно почил о Господе около 460 года в местечке Саул после многолетнего апостольского служения ирландскому народу. Благодаря трудам святого Патрика Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться «Островом святых». Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрику посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

***

Внесение 15 имен святых в русский месяцеслов было воспринято неоднозначно в православных кругах. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных, с восторгом или, напротив, возмущением сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых. Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому, которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки. В качестве главного аргумента заявляют о том, что якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ своим решением просто признала католическую канонизацию.

«Тенденция к противлению всему западному не нова и по-своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы»

По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости. В частности, пишут, что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Это откровенно ошибочное заявление. В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. Поэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил святителя Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение. Хотя в Западной Церкви почитание святых было более формализованным, чем на Востоке, тем не менее, почитание отдельных подвижников начиналось без жесткого контроля церковной властью. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация святого Ульриха Аугсбургского в 993 году. Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

Так когда же в таком случае Православная Церковь начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

Почитание Патрика возникло в VI веке. Дата его смерти впервые упомянута в Житии святой Гертруды (VII век), а сведения о праздновании дня памяти святого относятся к IX веку. Мощи Патрика были обретены в Перонне (Пикардия) в середине VII века. Почитание вскоре распространилось во Франции, Италии и Германии.

Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых — собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Следовательно, включение святителя Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью.

Свт. Иоанн Шанхайский († 1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых, говорил о том, что многие из них, к сожалению, совсем неизвестны русскому человеку. По его словам, «постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада, и он является святым, почитаемым Православною Церковью. Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путями… Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости».

Как вы уже поняли, для святителя Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа. Собор епископов РПЦЗ под председательством святителя Иоанна постановил почитать древних святых православного Запада (в том числе св. Патрика) чтобы эти праведники почитались всей Православной Церковью, а ее верные члены обращались бы к ним в своих молитвах.

Кстати, древнейшее житие святого Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех, кто до сих пор сильно сомневается, что его почитали в древности.

Кроме того, многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак не умаляет их святости. Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по-видимому, только в XIX в.). Его памяти даже нет в Типиконе, что не мешает нам почитать его как православного святого.

Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том, что святой Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св. Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви. В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви. Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые и не перечислены здесь поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны.

Кто-то стал писать, что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По-моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки, он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять. Церковь отмечает память святых традиционно – богослужением, не думаю, что в данном случае будет по-другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем. Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы: память преподобного Алексия, человека Божия, которая тоже празднуется 30 марта, более привычна русскому православному человеку.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей – объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней. Лично я вижу в этом, вместе со святителем Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом. Искание во всем негатива мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого мы сегодня вспоминаем.

С праздником святителя Патрикия, братья и сестры!

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)7

Строительство собора

Первые упоминания о соборе Святого Патрика датируются 1192 годом, когда относительно небольшая церковь, стоящая у реки Поддл, получила статус соборной. Постепенно она расширялась, достраивалась и к 1212 году выросла в целый храмовый комплекс. Во время правления Генриха III в первой половине 11-го века произошла первая масштабная реконструкция храма, после чего все его строения приобрели единый готический вид.

За свою многовековую историю этот собор еще не раз будет перестраиваться, проходить через периоды расцвета и упадка. Так, с приходом в Ирландию солдат Кромвеля сильно пострадал интерьер главного здания, многие ценности были вывезены, а уникальная роспись — уничтожена. После этого храмовый комплекс несколько десятилетий простоял в запустении, часть его отдали под школу, в другой же части базировался суд.

Восстановление храма Святого Патрика началось лишь в 1555 году, когда он, уже скатившийся до звания приходской церкви, вернул себе статус собора. По велению королевы Марии I Тюдор здание было отреставрировано, а также возвращены некоторые церковные религии. Примерно в то же время, в 1560 году, здесь появились первые в Дублине башенные часы.

Следующая масштабная реставрация датируется уже 19-м веком. При финансировании ирландским меценатом Бенджамином Ли Гиннессом были восстановлены или заменены многие средневековые постройки. В память об этом неподалеку от храма установлена статуя филантропа.

Историческая справка

Со времени своего основания и до наших дней этот средневековый храм играл важную роль в ирландской культуре. Долгое время он соперничал с собором Крайст-чёрч за статус кафедрального, и лишь в 19-м веке этому спору был положен конец. В 1871 году епископская кафедра осталась за Крайст-чёрч (Церковью Христа), а собору Святого Патрика присвоили звание национального.

С 1713 по 1745 года его деканом (настоятелем) был известнейший ирландский писатель Джонатан Свифт — тот самый, который подарил миру «Приключения Гулливера». До наших дней сохранилось несколько его проповедей. В период своего деканства Свифт привел в порядок церковное кладбище, организовал приют и больницу. В знак благодарности дублинцы установили здесь его бюст и организовали небольшой музей.

Еще одним интересным историческим периодом стали 1783-1871 года, когда собор Святого Патрика был неразрывно связан с одноименным рыцарским орденом. В это время здесь проводились посвящения в рыцари. С тех времен на территории храмового комплекса осталось несколько изображений рыцарских гербов.

Как добраться

Храм Святого Патрика находится на пересечении Patrick Street (улицы Патрика) и Kevin Street Upper (Верхней улицы Кевина). Это центральная часть города, поэтому многие туристы отправляются сюда пешком, по пути осматривая другие достопримечательности.

На общественном транспорте можно доехать автобусами № 27, 49, 54а, 56а, 77а, 77ч, 150 и 151. Остановка находится непосредственно рядом с комплексом.

Адрес: St Patrick’s Close, Wood Quay, Dublin 8, DZ08 H6X3.

Собор Святого Патрика на карте

Экскурсии

Посетители могут заказать групповую экскурсию или прогуляться по собору Святого Патрика самостоятельно.

Часы работы с марта по октябрь:

В зимнее время по субботам график работы сокращен на час, а по воскресеньям для туристов собор закрыт.

Стоимость билета:

  • Взрослый — 7 € (490 рублей);
  • Льготный — 6 € (420 рублей);
  • Семейный — 17 € (1 200 рублей).

Для групп от 10 человек есть скидки, в этом случае экскурсия будет стоить 5,5 € (385 рублей) с человека. Льготный билет — 5 € (350 рублей).

Также есть бесплатные экскурсии — они проводятся по понедельникам и субботам в 10:30 и в 14:30.

Актуальную информацию смотрите на сайте.

Рекомендации путешественникам

Внутри собора разрешено делать фото, и этим обязательно стоит воспользоваться — берите с собой фотокамеру. Но имейте в виду, что внутри здесь царит полумрак.

В ходе самостоятельной экскурсии вы можете выйти в церковный двор (там тоже немало интересного), а после вернуться обратно. Главное — сохраняйте входной билет до конца посещения.

День Святого Патрика — самое интересное время для визита, в Ирландии он отмечается 17 марта. Однако в это время найти свободный номер в отеле по приемлемой цене почти невозможно, так что позаботьтесь о жилье заранее.

На сегодняшний день собор Святого Патрика служит большей частью музеем, хотя в определенные дни здесь все еще проводятся мессы. Изначально построенный как католический храм, в 1537 году он перешел к англиканской церкви, поэтому прихожан у него не так уж много. Однако здесь часто проходят национальные праздники и церемонии. Также он отлично вписывается в большинство экскурсионных маршрутов, поскольку находится вблизи таких достопримечательностей, как Дублинский замок, театр Тиволи, галерея стрит-арта, парк Сант-Стивенс-Грин и другие.

Визитная карточка

Святитель Патри́кий, епископ Ирландский

Апо­стол Край­не­го За­па­да свя­той Пат­ри­кий (Пат­рик) ро­дил­ся в Бри­та­нии око­ло 383 го­да в гал­ло-рим­ской се­мье, ко­то­рая уже дав­но при­ня­ла хри­сти­ан­ство. Его отец Каль­пур­ний был диа­ко­ном и в то же вре­мя ис­пол­нял обя­зан­но­сти де­ку­ри­о­на. У него бы­ло про­цве­та­ю­щее по­ме­стье, и он поз­во­лил сы­ну про­ве­сти пер­вые го­ды жиз­ни лег­ко­мыс­лен­но, ни­сколь­ко не за­бо­тясь о бо­же­ствен­ных пред­ме­тах.

Ко­гда Пат­ри­кию бы­ло 16 лет, его вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми жи­те­ля­ми окру­ги взя­ли в плен пи­ра­ты. Они про­да­ли его в Ир­лан­дию од­но­му земле­вла­дель­цу, ко­то­рый по­ру­чил Пат­ри­кию охра­нять в го­рах свои ста­да. Су­ро­вые усло­вия из­гна­ния в этих чу­жих кра­ях, быв­ших по­чти пол­но­стью во вла­сти язы­че­ства, а так­же об­ще­ние с при­ро­дой об­ра­ти­ли его серд­це к Бо­гу. Он на­чал ве­сти жизнь, пол­ную по­ка­я­ния, пре­бы­вая дни и но­чи в мо­лит­ве на ко­ле­нях на за­мерз­шей или раз­мок­шей от до­ждей зем­ле, и не ис­пы­ты­вал при этом ни­ка­ких стра­да­ний, на­столь­ко его ду­ша бы­ла пол­на бо­же­ствен­ным уте­ше­ни­ем.

Через шесть лет пле­на, пре­вра­тив­ше­го­ся в рай­ское бла­жен­ство, он од­на­жды но­чью услы­шал го­лос, ко­то­рый ска­зал ему: «Ты хо­ро­шо по­сту­пил, что по­стил­ся и мо­лил­ся. Бог услы­шал твою мо­лит­ву. Те­перь сту­пай, вер­нись в свою от­чиз­ну: для те­бя при­го­тов­лен ко­рабль!» Пол­но­стью до­ве­рив­шись, он со­вер­шил то­гда по­бег и, прой­дя на­угад боль­ше 320 ки­ло­мет­ров, до­стиг пор­та и сел на ко­рабль язы­че­ских тор­гов­цев.

Через три дня они вы­са­ди­лись в пу­стын­ном и неиз­вест­ном краю и от­пра­ви­лись на по­ис­ки ка­ко­го-ни­будь по­се­ле­ния. Они стран­ство­ва­ли по­чти ме­сяц, тер­за­е­мые го­ло­дом, и на­ко­нец по­про­си­ли Пат­ри­кия об­ра­тить­ся к его Бо­гу, чтобы Он спас их. Как толь­ко юный хри­сти­а­нин воз­дел ру­ки, сра­зу по­яви­лось ста­до сви­ней – лю­ди смог­ли убить несколь­ких жи­вот­ных и на­сы­тить­ся. По­сле раз­лич­ных бед­ствий Пат­ри­кию уда­лось до­стичь ро­ди­ны, где он сно­ва был за­хва­чен пи­ра­та­ми, но два ме­ся­ца спу­стя вновь об­рел сво­бо­ду, как ему бы­ло пред­ска­за­но рань­ше.

Ко­гда он воз­вра­тил­ся в от­чий дом, ему бы­ло ви­де­ние: пе­ред ним пред­стал некий небес­ный муж по име­ни Вик­то­рий и по­ка­зал пач­ку пи­сем. Он от­крыл пер­вое и про­чи­тал: «Глас Ир­лан­дии! Свя­той от­рок, мы мо­лим те­бя вновь прий­ти и хо­дить сре­ди нас». Пат­ри­кию по­слы­ша­лись то­гда го­ло­са лю­дей из Фо­клут­ско­го ле­са, где он про­вел го­ды сво­е­го пле­на. По­чув­ство­вав в этом при­зыв Бо­жий, он ре­шил под­го­то­вить се­бя к про­све­ще­нию этих вар­ва­ров. Для это­го он дол­жен был за­вер­шить цер­ков­ное об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое не смог по­лу­чить в ран­ней юно­сти. Он от­пра­вил­ся в Гал­лию, жил в раз­лич­ных мо­на­ше­ских цен­трах, в том чис­ле в Ле­рине. Око­ло 15 лет про­вел свя­той Пат­ри­кий в Осе­ре под ду­хов­ным во­ди­тель­ством свя­то­го Гер­ма­на (па­мять 31 июля), ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­на.

Ко­гда свя­той Гер­ман вер­нул­ся из по­езд­ки в Бри­та­нию, где бо­рол­ся с ере­ти­ка­ми-пе­ла­ги­а­на­ми (429), пе­ред ним вновь вста­ла неот­лож­ная за­да­ча: най­ти мис­си­о­не­ров для Ир­лан­дии. Чуть ра­нее па­па Ке­ле­стин I (431) ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Рим­ской Церк­ви Пал­ла­дия в епи­ско­па, дабы он ор­га­ни­зо­вы­вал рас­се­ян­ных по Ир­лан­дии хри­сти­ан и управ­лял ими. Пал­ла­дий немед­лен­но столк­нул­ся с боль­ши­ми труд­но­стя­ми, ос­но­вал все­го лишь три церк­ви, а через несколь­ко ме­ся­цев был на­стиг­нут смер­тью. По­это­му свя­той Пат­ри­кий при­нял по­свя­ще­ние в епи­ско­па из рук свя­то­го Гер­ма­на, дабы нести свет ис­ти­ны вар­ва­рам Ир­лан­дии. Дей­стви­тель­но, он был хо­ро­шо под­го­тов­лен к вы­пол­не­нию этой за­да­чи не толь­ко по­то­му, что его при­звал Бог, но и по­то­му, что он знал язык и нра­вы этих пле­мен. Пом­ня о гре­хах юно­сти, он не ре­шал­ся при­ни­мать ру­ко­по­ло­же­ние, но но­вое ви­де­ние утвер­ди­ло его в том, что та­ко­ва во­ля Бо­жия.

Во гла­ве неболь­шо­го чис­ла кли­ри­ков он вы­са­дил­ся на ост­ро­ве в том са­мом ме­сте, ку­да при­плыл и свя­той Пал­ла­дий. Свя­той Пат­ри­кий не меш­кая от­пра­вил­ся на боль­шое со­бра­ние, ко­то­рое ре­гу­ляр­но устра­и­ва­ли пред­во­ди­те­ли ро­дов. Пе­ред сви­ре­пы­ми во­и­на­ми он про­из­нес сме­лую про­по­ведь о Хри­сте. Ему уда­лось об­ра­тить неко­то­рых ста­рей­шин, а вслед за ни­ми и лю­дей из их пле­мен. Мис­си­о­не­ры по­лу­чи­ли зе­мель­ные участ­ки, чтобы ос­но­вать там церк­ви и мо­на­сты­ри. Свя­той Пат­ри­кий обо­шел всю Ир­лан­дию, преж­де все­го ее се­вер­ные об­ла­сти, без уста­ли воз­ве­щая сло­во Бо­жие. Как пра­ви­ло, он об­ра­щал­ся вна­ча­ле к гла­вам ро­дов и ко­ро­лям. Имен­но так он смог об­ра­тить ко­ро­лей Дуб­ли­на, Мун­сте­ра и се­ме­рых сы­но­вей ко­ро­ля Кон­нахта.

Про­по­вед­ник столк­нул­ся, од­на­ко, с про­ти­во­дей­стви­ем жре­цов-дру­и­дов, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли про­тив апо­сто­ла кол­дов­ство. Но Пат­ри­кий, при­звав на по­мощь мо­гу­ще­ство Бо­жие, сде­лал их бес­силь­ны­ми и да­же об­ра­тил неко­то­рых ко Хри­сту. Но­во­об­ра­щен­ные ста­ли за­тем бла­го­че­сти­вы­ми пре­сви­те­ра­ми, рев­ност­ны­ми в про­све­ще­нии сво­их бра­тьев.

По­сле про­по­ве­ди в ко­ролев­стве Ори­эл он ос­но­вал мо­на­стырь в Ар­ма­ге, ко­то­рый впо­след­ствии стал ар­хи­епи­скоп­ской ка­фед­рой Ир­лан­дии. Имен­но из этой оби­те­ли на­чи­на­лись его дли­тель­ные мис­си­о­нер­ские по­езд­ки. Пат­ри­кий про­ти­во­сто­ял на­си­лию, угро­зам и ка­ким бы то ни бы­ло опас­но­стям с пол­ным пре­не­бре­же­ни­ем к сво­ей жиз­ни и пе­ре­се­кал эти него­сте­при­им­ные зем­ли, поз­во­ляя Бо­гу го­во­рить через него с людь­ми. Про­по­вед­ник не при­да­вал ни­ка­ко­го зна­че­ния соб­ствен­ным спо­соб­но­стям, и, несмот­ря на то, что он пре­не­бре­гал за­ко­на­ми ри­то­ри­ки, его речь, на­сы­щен­ная ци­та­та­ми и от­сыл­ка­ми к Свя­щен­но­му Пи­са­нию, об­ла­да­ла бо­же­ствен­ной си­лой при­во­дить лю­дей ко Хри­сту. Сре­ди по­ко­рен­ных про­по­ве­дью свя­то­го Пат­ри­кия бы­ли, по­ми­мо про­стых лю­дей, так­же бар­ды-фили­ды. Бар­ды бы­ли од­ной из выс­ших каст кельт­ско­го об­ще­ства в Ир­лан­дии, хра­ни­те­ля­ми и ин­тер­пре­та­то­ра­ми свя­щен­ных уст­ных пре­да­ний на­ро­да и по сво­е­му по­ло­же­нию бы­ли близ­ки язы­че­ским жре­цам. Они, став мо­на­ха­ми, от­да­ва­ли слу­же­нию Бла­гой Ве­сти свои по­э­ти­че­ские та­лан­ты. Их пес­но­пе­ния бы­ли столь пре­крас­ны, что, как го­во­ри­ли, ан­ге­лы пре­кло­ня­лись с небес­ной вы­со­ты, чтобы их по­слу­шать.

Для устро­е­ния но­вой Церк­ви свя­той Пат­ри­кий ру­ко­по­ла­гал свя­щен­ни­ков и епи­ско­пов, от­но­сясь с ува­же­ни­ем и муд­ро­стью к са­мо­быт­но­му ха­рак­те­ру ир­ланд­ско­го на­ро­да. Ка­фед­ры его епи­ско­пов рас­по­ла­га­лись, как пра­ви­ло, не в го­ро­дах, а в мо­на­сты­рях, ко­то­рые при сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ни­ях до­стиг­ли рас­цве­та и пре­вра­ти­ли Ир­лан­дию в но­вую Фива­и­ду. Из них вы­шло мно­же­ство мо­на­хов, сме­лых мис­си­о­не­ров и неуто­ми­мых пу­те­ше­ствен­ни­ков, внес­ших зна­чи­тель­ный вклад в де­ло но­во­го про­све­ще­ния Ев­ро­пы Бла­гой Ве­стью по­сле вар­вар­ских на­ше­ствий.

Свя­той Пат­ри­кий ни­ко­гда не пре­не­бре­гал вы­пол­не­ни­ем еже­днев­но­го мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла, был ли он в од­ном из этих мо­на­сты­рей-епи­ско­пий или в пу­те­ше­ствии. Пра­ви­ло со­сто­я­ло в про­чи­ты­ва­нии вслух всей Псал­ти­ри, вме­сте со все­ми биб­лей­ски­ми пес­ня­ми, а так­же дру­гих бо­го­дух­но­вен­ных тек­стов, та­ких как От­кро­ве­ние свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва. Каж­дый час дня он сто раз осе­нял се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, а ко­гда встре­чал по до­ро­ге знак кре­ста, то схо­дил с по­воз­ки и про­сти­рал­ся пе­ред ним. В мис­си­о­нер­ских по­езд­ках он не раз мог быть убит сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми, но ан­гел Ир­ланд­ской Церк­ви из­бав­лял его от опас­но­сти ра­ди поль­зы ве­ру­ю­щих.

По­знав лич­но стра­да­ния, при­чи­ня­е­мые раб­ством, Пат­ри­кий стал за­щит­ни­ком на­се­ле­ния, под­вер­гав­ше­го­ся на­па­де­ни­ям пи­ра­тов. Он от­лу­чил Ко­ро­ти­ка, пред­во­ди­те­ля от­ря­да брит­тов, ко­то­рый, вы­са­див­шись на зем­лях пле­ме­ни, кре­щен­но­го на­ка­нуне, убил неко­то­рых из но­во­об­ра­щен­ных, а дру­гих за­хва­тил для про­да­жи в раб­ство. Несколь­ко ме­ся­цев спу­стя Ко­ро­тик, от­ка­зав­ший­ся рас­ка­ять­ся, был по­ра­жен умо­по­ме­ша­тель­ством и умер в от­ча­я­нии.

По про­ше­ствии по­чти 30 лет епи­скоп­ско­го слу­же­ния свя­той Пат­ри­кий, ко­то­ро­му бы­ло уже 80 лет, на­пи­сал в сво­ей «Ис­по­ве­ди»: «Я ис­по­ве­дую это пред мо­им Гос­по­дом и не ис­пы­ты­ваю чув­ства сты­да в Его при­сут­ствии: с то­го вре­ме­ни, как я узнал Его в юно­сти, лю­бовь Бо­жия рос­ла во мне, и вплоть до се­го дня, по бла­го­да­ти Гос­под­ней, я со­хра­нял ве­ру… Он, Ко­то­рый так ча­сто про­щал мне мою глу­пость и небреж­ность в от­вет на то, что Свя­той Дух мне вну­шал, по­ми­лу­ет ме­ня бла­го­да­ря ты­ся­чам и ты­ся­чам лю­дей, по­то­му что Он ви­дел, что я на­хо­жусь в Его вла­сти. Пусть на то бу­дет во­ля Бо­жия, чтобы мои ча­да пре­взо­шли ме­ня в де­лах воз­вы­шен­ных и в пло­дах спа­се­ния! В этом бу­дет для ме­ня сла­ва, по­сколь­ку сын муд­рый ра­ду­ет от­ца (Притч.10:1). Мои воз­люб­лен­ные, я ис­кал вас, а не ва­ши бо­гат­ства. То, что мне да­ва­ли да­ром, я так же и раз­да­вал: вам – ва­ши бла­га, а се­бе – утом­ле­ние и опас­но­сти, и я шел к вам и по­всю­ду ра­ди вас, и да­же в те края, ку­да ни­кто ни­ко­гда не при­хо­дил кре­стить. По бла­го­да­ти Бо­жи­ей ра­ди ва­ше­го спа­се­ния я все пе­ре­нес в трез­ве­нии и ве­ли­ко­ду­шии… Хри­стос Спа­си­тель стал бед­ня­ком ра­ди нас, и я, бед­ный и несчаст­ный, каж­дый день ожи­дал, что ме­ня убьют, что я по­па­ду в ло­вуш­ку или бу­ду об­ра­щен в раб­ство, но бла­го­да­ря небес­ным обе­ща­ни­ям я не бо­ял­ся ни­че­го из все­го это­го, пре­дав се­бя в ру­ки Все­мо­гу­ще­го Бо­га, Ко­то­рый вы­брал ме­ня для вы­пол­не­ния этой за­да­чи… Как я воз­дам Ему за все Его бла­го­де­я­ния по от­но­ше­нию ко мне? И ес­ли мне уда­лось со­вер­шить ка­кое-ни­будь доб­рое де­ло для мо­е­го Бо­га, Ко­то­ро­го я люб­лю, пусть ни­кто не го­во­рит, что это сде­лал та­кой невеж­да, ка­ким я яв­ля­юсь, но это был дар Бо­жий. Я про­сил Его раз­ре­шить мне про­лить свою кровь за Его имя: пусть да­же я был бы ли­шен мо­ги­лы, и мой труп, разо­дран­ный в кло­чья, был бы остав­лен на корм пти­цам и в до­бы­чу хищ­ным зве­рям».

Преж­де сво­е­го упо­ко­е­ния, о ко­то­ром ему воз­ве­стил Бог, Пат­ри­кий пред­при­нял по­след­нюю по­езд­ку, дабы про­ве­рить цер­ков­ные де­ла. Уви­дев на краю до­ро­ги куст, ко­то­рый го­рел, не сго­рая, он при­бли­зил­ся и услы­шал сло­ва ан­ге­ла, воз­ве­стив­ше­го ему, сре­ди про­чих обе­ща­ний, что он бу­дет су­дить ир­ланд­ский на­род в по­след­ние дни.

17 мар­та 461 го­да свя­той при­был в ме­стеч­ко Са­ул, в об­ла­сти Улад (Оль­стер). Там он по­чил в ми­ре, со­про­вож­да­е­мый гим­на­ми небес­ных во­инств. Те­ло Пат­ри­кия по­ло­жи­ли на по­воз­ку, ко­то­рую влек­ли два ди­ких бы­ка. Они оста­но­ви­лись в неко­ем ме­сте, ко­то­рое бы­ло на­зва­но впо­след­ствии Да­ун-Пат­рик. Там ему вы­ры­ли мо­ги­лу.

Бла­го­да­ря тру­дам свя­то­го Пат­ри­кия Ир­лан­дия про­цве­ла как хри­сти­ан­ский край и вполне за­слу­жен­но ста­ла име­но­вать­ся Ост­ро­вом свя­тых. Здесь его го­ря­чо по­чи­та­ют как сво­е­го глав­но­го за­щит­ни­ка. Свя­то­му Пат­ри­кию по­свя­ще­но бо­лее 200 церк­вей. Его по­чи­та­ние ши­ро­ко рас­про­стра­не­но по все­му За­па­ду.

Иеро­мо­нах Ма­ка­рий Си­мо­но­петр­ский. Си­нак­сарь: Жи­тия свя­тых Пра­во­слав­ной Церк­ви: В 6 т. /
Адап­тир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря, 2011

При­ме­ча­ния

Включен в месяцеслов Русской Православной Церкви Священным Синодом 9 марта 2017 г., журнал № 14.

За­пад­ная Цер­ковь от­ме­ча­ет его па­мять 6 июля.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *