Свято Пафнутьев Боровский монастырь

Свято Пафнутьев Боровский монастырь принадлежит Калужской епархии, находится в городе Боровск.

Как и другие многовековые намоленные места, Свято Пафнутьев Боровский монастырь расположен на территории, наполненной тишиной и спокойствием.

Каждый посетивший обитель получит духовную поддержку, сможет отпустить мирские заботы, прислушаться к самому себе и очиститься.

Оглавление:

  • Где находится, адрес и как добраться из Москвы
  • Отец Власий
  • Адрес и маршрут из г. Москва
  • Время посещения и график богослужений

Где находится, адрес и как добраться из Москвы

Неудивительно, что такое место притягивает к себе большое количество верующих. Однако монастырь – не только религиозное место, старинный архитектурный ансамбль, дошедшие до нашего времени исторические строения и роспись привлекают множество туристов, а близкое расположение к Москве (всего около 100 км) делает его доступным для посещения и паломниками, и просто ценителями старины.

Основателем обители является преподобный Пафнутий, ученик Никиты Серпуховского, чьим учителем был святой Сергий Радонежский. Вырос прп. Пафнутий в богобоязненной семье, был воспитан в любви и уважении к христианским ценностям и в юношестве поступил в храм Покрова Божией матери, где провел свыше 20 лет и превратился из послушника в опытного наставника, принял сан игумена и занялся управлением обители.

Здесь же он принял Великую схиму, предполагая свой отход в мир иной, но чудесным образом исцелился. В 1440 г. покинул монастырь со своим учеником, много молился о нахождении нового места для служения, посещал другие святые обители, пока не нашел территорию недалеко от своего прежнего дома.

Активное присоединение братьев поспособствовало началу строительства храма, и уже в 1444 г. там был основан монастырь, где преподобный провел следующие 30 лет своей жизни в молитвах и наставлении учеников, умер и был похоронен здесь же. В 1547 г. его причислили к лику Святых.

Благодаря личности преподобного, монастырь часто навещали и люди высокого сословия, например, цари Иван IV и Михаил Романов, князья Волконские, оказывавшие почет и уважение и храму, и самому игумену, что способствовало росту авторитета обители, ее дальнейшему развитию и процветанию.

Известные личности не всегда попадали в обитель по своей воле, так, здесь дважды держали под арестом церковного раскольника протопопа Аввакума, в монастырской тюрьме находилась и боярыня Морозова.

Повидал монастырь и сражения, в Смутное время приказом Лжедмитрия II и силами Яна Сапеги обитель подверглась осаде и дальнейшему разграблению, погибли тысячи жителей, укрывшиеся за святыми стенами, а нашествие Наполеона в 1812 году не только привело к разорению, но и к частичному разрушению.

Однако одной из самых губительных для монастыря оказалась советская эпоха, за время которой монахов успели изгнать из святого места (1919 г.), объявить его памятником, используя его не по назначению, и, наконец, в 1991 г. повторно освятить и вернуть его Православной церкви. Нецелевое использование довело архитектурный комплекс практически до состояния руин, потребовались значительные реставрационные работы.

На данный момент Боровский монастырь может похвастать древними сооружениями 16-18 веков, замечательными фресками и фрагментами росписи 15 века.

Среди архитектурных объектов наиболее привлекательны Собор Рождества Богородицы, Трапезная, Храм Илии Пророка, Погребной корпус, Западные братские кельи.

Верующий человек захочет ознакомиться с хранящимися здесь святынями – частицей мощей прп. Пафнутия, Иконой Божией Матери Иверской, а также мощами святых (князя Владимира и блаженной матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, Старцев Оптинских и других).

Независимо от цели путешествия, религиозной или туристической, посетителю наверняка будет интересен Музей русской иконы, представляющий историю самой обители и иконописных традиций в целом.

Отец Власий

Множество людей приезжает в Свято Пафнутьев монастырь, чтобы встретиться с его духовным наставником. Отец Власий родился в 34 г. XX века в религиозной семье и получил православное воспитание во многом благодаря своей бабушке.

После поступления в медицинский институт, несмотря на возможные трудности, которые могли последовать в годы советской власти, он посещал богослужения и прислуживал в Успенском соборе. Раскрытие этой информации и последовавшая травля вынудили его оставить учебу и поехать в закарпатский монастырь Флора и Лавра по предложению отца Илариона (Рыбаря), который стал его духовным наставником.

Закрытие монастыря в эпоху религиозных гонений заставило отца Власия вернуться в Смоленск. Отклонив предложение восстановиться в институте на условии отказа от духовных взглядов и жизни, святой отец обратился к епископу Гедеону, который принял его в собор. До 1972 года он оставался в родном городе, пройдя путь от уборщика алтаря до келейника владыки, далее был переведен в Новосибирскую епархию, позже в Тобольск, а в 1980 г. получил назначение в Калужскую область. Здесь, несмотря на тяжелое заболевание, он принял Великую схиму.

Духовным наставником Боровского монастыря является с 1991 г., за исключением времени пятилетнего пребывания на Афоне, в монастыре св. Пантелеймона (1998-2002 гг.), где он хотел найти покой, провести время в покаянии и молитвах, в связи с серьезным заболеванием, но болезнь счастливо отступила.

За время его наставничества тысячи людей, местных прихожан, жителей других городов РФ и даже паломников из-за границы, посетило обитель, обратившись за духовной поддержкой. Люди приходят к отцу Власию в разных случаях: кому-то нужна помощь в сложных жизненных ситуациях, проблемах в семье, кому-то требуется освобождение от тяжелых недугов, иным – духовное участие, житейский совет или утешение.

Как говорят посетившие схиархимандрита, к каждому он находит подход, видит «насквозь», всех выслушивает и обязательно дает понятный и действенный совет.

Отец Власий принимает участие в службах, однако даты и время личного приема нельзя установить точно. Запись не ведется, все основано на самочувствии схиархимандрита, прием по «живой очереди», желательно иметь возможность остаться не на один день, остановиться можно в монастырской гостинице, чтобы точно иметь возможность встретиться со святым отцом.

В дни, когда прием проводится, он обычно происходит с пяти утра до девяти вечера (перед церковными празднованиями до пяти), воскресенье – только исповедь, ориентировочно с 7 до 9.30.

Адрес и маршрут из г. Москва

Свято Пафнутьев монастырь располагается по адресу: Калужская область, город Боровск, улица Дмитрова, дом 1.

Если принято решение добираться самостоятельно, то следует придерживаться следующей схемы:

  1. Электропоездом с Киевского вокзала до ст. Балобаново.
  2. Автобусом № 101 или 101т, следующим в г. Боровск, добраться до ост. «Роща» или «Рябушки».
  3. Дальше своим ходом. От остановки «Рябушки» ведет пологий, однако более длинный, путь. Следует перейти шоссе, пройдя по незаасфальтированной дороге, повернуть направо и двигаться вдоль автотрассы. Путь короче, но более крутой – на остановке «Роща» перейти трассу, по тропке между деревьев идти прямо, направо, налево и вниз, перейти мосток, обойти пруд и налево, к центральному входу.

Если предстоит дорога на машине:

  • двигаться в направлении г. Калуга по Киевской трассе, повернуть по указателю «Балабаново»;
  • проехать примерно километр, на перекрестке с А-108 повернуть на Боровск;
  • продолжить движение на Боровск через д. Ермолино;
  • преодолев еще километр, повернуть по знаку «Свято Пафнутьев монастырь». Асфальтовая дорога ведет непосредственно к обители.

Время посещения и график богослужений

Посетить обитель можно с 5 утра и до 10 вечера. В это время паломники и туристы могут побывать на службе, пройти с экскурсией по святому месту или самостоятельно осмотреть территорию.

Службы проходят ежедневно, по следующему расписанию:

Комментарии 7

Жена спросила: — Что бы ты без меня делал?

Муж подумал:

— Любил бы без разбору, пил, курил, где хотел, зависал в гаражах, покупал бы себе всё, что душе угодно, да мало ли что!

Но ответил:

— Да дорогая, наверное, умер бы от тоски.

Курс рубля преодолел психологически важную отметку — «всем уже наплевать».

Шел мимо крутой усадьбы бродяга, и потянуло его на халяву.

— А я так просто не подаю, мужик! — заявил хозяин, лениво развалившись в шезлонге с журналом. — Хочешь деньжат — заработай! Вон, пойди на задний двор, там найдешь краску и покрасишь мне забор…

Бомж поплелся за особняк. А хозяин продолжил листать «Плейбой», да так увлекся, что совсем забыл о «маляре». Опомнился он только тогда, когда тот постучал его по плечу.

— Закончил я! — бодренько сообщил бродяга, потирая руки. — Только вы мне неправильно сказали: у вас там не “Запор”, а BMW.

— Мама, ну почему ты боишься оставлять меня одну дома на ночь? Я же уже не маленькая!

— Вот потому, доченька, и боюсь…

Серьёзные отношения — это когда молодой человек выходит из квартиры девушки с мусорным ведром.

Женской измены не существует. Существует либо месть за мужское предательство, либо новая любовь.

Приехала как-то женщина из командировки. Села в такси, назвала адрес, поехали. А денег у нее нету! Доехали.

Она и говорит таксисту:

— Денег у меня нет. Давай ты меня в подъезде трахнешь, и мы в расчете.

Таксист затылок почесал — не уезжать же просто так. Говорит:

— Ладно. Иди в подъезд, раздевайся и вставай в позу. Сейчас машину закрою и приду.

Только она ушла, к дому Москвич подъезжает. Из него мужик выходит.

Таксист ему и говорит:

— Мужик, потрахаться хочешь?

Мужик:

— Хочу!

Таксист:

— Давай тыщу. Там в подъезде баба стоит и ждет.

Мужик дает тыщу и бежит в подъезд. Видит, действительно баба стоит.

Ну, он и начал… Таксист уехал.

В это время дружинники обход делали по подъездам. Заходят в этот подъезд, посветили фонариком.

— Мужик, — говорят, — ты чего здесь делаешь?

Мужик:

— Да вот, жену трахаю.

Дружинники:

— А мы думали – бл…ь!

Мужик:

— Я тоже думал, что бл… ь, пока вы фонариком не посветили…

Рыбалка, значит. Клевая такая рыбалка, мужики только успевают рыбу в лодки втаскивать. Тут один мужик леску зубами затягивает, а его челюсть вставная вывалилась и в воду — плюх. И с концами.

Мужик:

— Вот б…я… сс…а… нах…! Ну фто делать! Она фе, шука, дорогая, фелюсть-то.

Тут на соседней лодке здоровенного сома парень вытаскивает. И сразу же к другим лодкам подплывает и спрашивает:

— Мужики, у кого-нить есть вставная челюсть? Одолжите на пять минут для приколу.

Короче, взял у одного челюсть, вставил сому в рот. Подгребает к мужику, что челюсть уронил, и говорит:

— Глянь, сом уже твою челюсть себе вставил.

— Не пифди.

— Да точно. Сам погляди.

Мужик:

— Фистый пифдеш (берет сома), мать шестная! (вынимает челюсть, рассматривает), да это не моя (выкидывает за борт).

Пессимист видит только бесконечный туннель Оптимист видит свет в конце туннеля Реалист видит туннель, свет, и поезд, идущий навстречу…

— Почему на новой полицейской форме на рукавах металлические пуговицы?

— Чтобы рукавом нос не вытирали!

— А почему они блестят?

— Так все равно вытирают.

Чистя на кухне уже двадцатую рыбу, жена раздраженно говорит своему мужу-рыбаку:

— По-человечески тебя прошу! На рыбалке ПЕЙ ВОДКУ!

Две женщины одеваются в раздевалке.

Одна из них надевает семейные трусы.

Вторая спрашивает:

— С каких пор ты носишь мужские трусы?

Первая:

— С тех пор, как мой муж нашел их под кроватью.

Дмитрий Киселёв в прямом эфире:

— Цена доллара постоянно меняется. Доллар — самая нестабильная валюта мира.

— А чегой-то рубль так колбасит?

— Слезает с нефтяной иглы!

Россия – это такая страна, где вся внешняя политика ориентирована на развитие внутреннего туризма.

— Вася, что ты такой несчастный, замученный?

— Да, понимаешь, вчера с подругой гуляли в парке, а там — маньяк.

— Сексуальный?

— Бисескуальный.

— Здравствуйте!

— Здравствуйте, доктор!

— Ну что же, приступим. Курите?

— Не совсем…

— Не совсем? Как это?

— Ну я пассивный курильщик… Другие курят, а я дышу…

— А, понимаю. Так, дальше… Сексом занимаетесь?

— Не совсем…

С тех пор как Люся сказала, что у нее было 22 мужика, я не могу смотреть футбол.

— Скажите, святой отец, а почему в католической церкви хор поет под клавесин, орган или фисгармонию, а у нас, православных — без аккомпанемента?

— Дело в том, матушка, что настоящий талант не пропьешь. А вот клавесин — как нех…й делать.

Американский оператор приехал на Мосфильм и ему показали потрясающе снятую сцену морского шторма. Узнав, что шторм снимали самый настоящий, американец сказал:

— У себя в Штатах я эту сцену спокойно снял бы в стакане воды.

На что русский оператор ответил:

— Я тоже ее элементарно снял бы в стакане воды, но у нас на студии все время куда-то пропадает стакан.

1972 год. Малый театр. Накануне премьеры спектакля «Собор Парижской Богоматери». Роль горбуна Квазимодо досталась старожилу театра актеру Степану Петровичу (имя изменено).

Спектакль, по идее режиссера, начинался с того, что Квазимодо (Степан Петрович) в полумраке должен был под звук колоколов пролететь, держась за канат через всю сцену.

Но был у него один маленький недостаток — очень уж он любил водочкой побаловаться.

И вот настал день премьеры.

Перед премьерой Степан Петрович пришел на спектакль вусмерть пьяным.

Шатаясь из стороны в сторону, он добрел до гримерки, нацепил горб и лохмотья Квазимодо.

Зал полон. До начала спектакля остались считанные минуты.

Режиссер, повстречав Степан Петровича, опешивши сказал:

— Степан Петрович, да вы же по сцене пройти прямо не сможете, не то, что на канате летать.

— Да я 20 лет на сцене и прошу за этот счет не волноваться, — пробурчал Степан Петрович и направился к сцене.

На сцене полумрак, зазвонили колокола, вдруг, через всю сцену, слева направо пролетел Квазимодо, затем справа налево пролетел Квазимодо, затем еще раз и еще раз…

Раз эдак на шестой, Квазимодо остановился посреди сцены и повернувшись к переполненному залу спиной, держа канат в руке и смотря на кулисы, в полной тишине произнес:

— Итить твою бога мать! Я тут как последняя сука карячусь, а эти козлы еще занавес не подняли!

Несколько дней не попьёшь — и сразу здоровье не беспокоит, утро доброе, настроение хорошее, энергии — хоть отбавляй! И жизнь так прекрасна, что думаешь — может, по пивку?..

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Основанный в XV веке Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь находится в ста километрах от Москвы, на краю тихого провинциального города Боровска (Калужская область). Обитель носит имя своего создателя — преподобного Пафнутия Боровского.

Архитектурный облик пу́стыни формировался преимущественно в XVI — XVII веках. В этот период возведены храмы, колокольня, трапезная, каменные стены и башни. Одновременно с этим монастырь превращался в хорошо защищенное оборонительное сооружение.

Сегодня Боровский монастырь — это не только монашеская обитель, но и архитектурный музей, регулярно привлекающий многочисленные группы туристов, паломников и прихожан. Здесь проводятся экскурсии, организуются лагеря для детей, также есть вечерняя школа, библиотека, книжная лавка, музей «Русской Иконы».

Святые врата, Поваренная башня и часть стен монастыря, © Сергей Кузнецов

История

Годом основания монашеской обители принято считать 1444 год. Именно в этом году преподобный Пафнутий с группой последователей обосновались на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. Со временем молва о монастыре ширилась, люди из ближайших поселений стали приходить сюда на службы и молитвы.

Через некоторое время отшельническая пустынь стала полноценным монастырем. В 1467 году на месте старой деревянной церкви возведено первое каменное строение — Рождественский собор. Спустя более чем сто лет (в 1586 году) храм снесли, а на его месте построили новый, пятиглавый. При строительстве использовали расписные элементы от прежней постройки. С XVI века монастырь обрастал стенами и укреплениями, что не всегда спасало от разорения и сожжения во время набегов иноземцев. По окончанию смутного времени территорию стали восстанавливать, в том числе башни и прясла стен.

С приходом большевиков все имущество было передано Главмузею. На территории разместилась исправительная колония, а позднее сельхозтехникум. В течение долгого времени монастырь принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Возрождение монастыря и передача его русской православной церкви состоялось только 1991 году. С тех пор монастырский комплекс полностью возобновил свою привычную жизнь — его двери открылись для прихожан, в храмах начали проводиться службы. В 1990-е произошло немало других положительных событий — возрождена церковь пророка Илии, открыт храм святой великомученицы Ирины, на колокольню вновь подняты колокола.

Купола Рождественского собора и колокольня, © Маргарита Кушниренко

Архитектура монастыря

В настоящее время архитектурный ансамбль Пафнутьев-Боровского монастыря восстановлен. Реставрация началась еще в советские годы, благодаря чему удалось сохранить ряд строений XVI века постройки и уникальные фрески XVI–XVII веков.

Любительская панорама внутреннего двора Свято-Пафнутьевского монастыря

Рождественский собор

На просторной площадке в центре монастыря, не скрывая своего великолепия, стоит одно из самых старых строений — освященный в 1589 году пятикупольный Собор Рождества Пресвятой Богородицы. К южной и северной стороне храма примыкают два придела — в честь покровителей Федора Стратилата и Великомученицы Ирины. Купола собора увенчаны крестами с царскими коронами.

За 400 лет к собору неоднократно пристраивали новые помещения, так например в 1837 году была пристроена трапезная, в которой сегодня устроен придел в честь преподобного Пафнутия.

В ходе реставрации проводимой в 1960-е были найдены блоки самого первого каменного собора, построенного еще при Пафнутии. Ценность находки заключается в частично сохранившейся уникальной росписи XV века, за авторством иконописцев Дионисия и Митрофана. Некоторые рукописные фрагменты были переданы в музей Андрея Рублева.

Стараниями реставраторов восстановлены фрески, изразцы и богатая иконная роспись на стенах храма, выполненная в византийском стиле.

Внутри храма хранятся мощи православных святых, чудотворные иконы Божьей Матери, драгоценности и конечно же главная святыня — мощи Святого Пафнутия Боровского.

Рождественский собор, © Сергей Василец

Ильинская церковь

Храм Пророка Илии построен из кирпича в XVI веке и внешне скромен — один этаж, один купол, простые очертания и небольшие размеры. Храм имеет две пристройки, использовавшиеся в качестве трапезной и для размещения больных. Каждое из строений строилось в разные промежутки времени, о чем можно понять по стыкам на стенах. Рядом с церковью находится старинное кладбище, где по преданию захоронены погибшие в 1610 году защитник крепости.

Храм пророка Илии, © Сергей Кузнецов

Митрофановский храм

Одно из самых молодых сооружений Свято-Пафнутьевского монастыря считается Митрофановский храм, 1760 года постройки. Храм однокупольный и одноэтажный, его высота достигает 30,5 метров, преимущественно за счет высокого цоколя (подклети). Вплотную к церкви прилегает настоятельский корпус, через который можно попасть в храм не выходя на улицу.

В одной из палат подклети покоятся останки прежних настоятелей обители. С 1992 года в престоле лежат мощи мучеников Хозевитских.

Здание дважды сильно пострадало: во время войны 1812 года и Второй мировой войны. В 1972 году под кровлей нашли неразорвавшийся снаряд, который, как оказалось, пролежал здесь со времен ВОВ, чтобы продолжить ремонт пришлось вызывать саперов.

Митрофановский храм, © Nikolay Tuzhilin

Крепостная стена

Изначально Свято-Пафнутьев Боровский монастырь окружал деревянный забор, который в XVI–XVII веках заменили более серьезным защитным сооружением — кирпичной стеной с башнями и бойницами. Протяженность стен 673 метра, охватываемая площадь 1,62 гектара. Башни имеют собственные имена, назначение и историю. Всего их шесть:

  • Поваренная — стоит на западе крепости, высота 26 метров, толщина стен у основания — более трех метров. По своей форме башня схожа с Георгиевской. Один из углов опирается на огромный валун.
  • Оружейная — расположена с юго-восточной стороны, высота порядка 26 метров. По конструкции трёхъярусная. На каждый из ярусов можно попасть через отдельный вход: со двора, с крепостной стены либо по внутренней лестнице.
  • Георгиевская — она же Знаменская, расположена с юго-восточной стороны. Общая высота 33 метра. В стародавние времена в ней стояли ворота для въезда в монастырь. По форме башня почти квадратная, с шатрообразной крышей увенчанной крестом.
  • Тайницкая — еще одна прямоугольная башня, но уже на северо-западной стороне, у большого оврага. Высота 29 метров. Считается, что именно здесь в 1610 году вражеские войска вошли в крепость. В народе ей дали еще одно название — башня Измены.
  • Круглая — одна из самых старых (1523 год) и низких башен, высота всего 8,5 метров, а толщина стен 85 сантиметров. Название исходит из формы башни.
  • Сторожевая — огромная и внушительная башня в восточной части крепости. Большая часть основания выходит за пределы монастыря, лишь одним углом упираясь в стену. В древности с её вершины открывался вид на всю территорию крепости.

Монастырские стены, © Маргарита Кушниренко

Колокольня

Одним из выдающихся примеров русского зодчества с уверенностью можно назвать колокольню XVII века. Постройка высотой 55 метров примыкает к одной из стен трапезной. Белокаменные стены декорированы живописными барельефами, полуколоннами на углах, высокими закругленными окнами. В звоннице пять ярусов, на одном из которых установлены действующие башенные часы, правда, уже с современным механизмом.

В 1859 году в башне было девять колоколов. Из старых колоколов остался только один, ныне он находится в музее Коломны. В 1992 году на звонницу Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря подвесили 16 новых колоколов, полученных в дар и отлитых в Москве.

Внутри колокольни можно увидеть средневековые фрески, включая работы руки Спаса Нерукотворного. Здесь также расположился музей русской иконы и иконно-книжная лавка.

Монастырская звонница, © Маргарита Кушниренко

Как попасть в Боровский монастырь в Калужской области

В настоящее время главным духовником Свято-Пафнутьевского монастыря является схиархимандрит отец Власий, именно к нему стремятся большинство паломников с разных уголков России, специально для духовного окормления. О том, как и когда можно попасть на прием к батюшке уточняйте по телефону монастырской привратной: +7 48438 4-37-39.

Из Москвы можно доехать на поезде, до станции Балабаново (Калужская область). Состав в сторону Калуги, Малоярославца отправляется с Киевского ж/д вокзала (см. Яндекс. Расписания).

Добравшись до города можно сесть на автобус/маршрутку № 101, 101т до Боровска. Прямые автобусные рейсы в Боровск также есть из Обнинска, Абрамовского, Ворсино, Ермолино, Семичево. Ближайшие к монастырю остановки рейсовых автобусов и маршруток — «Роща», «Рябушки» — находятся в пешей доступности (расстояние — около километра). Детальный маршрут представлен на сайте Пафнутьев-Боровского монастыря.

Самым удобным вариантом будет поездка на машине. От Москвы и Калуги до монастыря приблизительно одинаковое расстояние — около 100 километров. Если своей машины нет, то можно воспользоваться услугами такси, при помощи одного из приложений: Яндекс.Такси, Gett, taximaxim, Uber и прочих.

Паломники и просто желающие лучше ознакомиться с этим уникальным историческим местом могут остановиться в гостинице при монастыре.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *