Святки — комплекс двенадцати зимних праздничных дней, которые посвящаются рождению и крещению Иисуса Христа. Наши предки называли его праздником “от Звезды до воды” — от появления первой звездочки в Сочельник, до Крещения

Святки на Руси — когда начинались

Церковный календарь отводит эти дни празднованию рождения и крещения Иисуса Христа. Наши предки называли эти праздничные дни святыми вечерами, колядками, святками.

Святки начинаются с ночи Сочельника 6 января, когда на небе зажигается Первая звезда. С этого момента заканчивается рождественский пост. Праздники длятся 12 дней и заканчиваются Крещением. В некоторых местностях к этим датам добавляются день “Зимнего свадебника” (20 января) и половину дня 21 января, называемая “Розданный” день.

Христианская церковь отмечает Святки с незапамятных времен. Документально подтверждено упоминание святочных праздников уже в церковных книгах пятого века.С крещением Руси церковные праздники стали частью жизни славян. Чаще всего происходило “сращивание” языческих обрядов с церковными каноническими торжествами. Так и с этим праздником — произошло объединение празднование рождения Спасителя с языческими торжествами, посвященным зимнему солнцестоянию.

Что нельзя делать в святки

Святки — праздничные недели, которые необходимо было проводить весело. Это время посвящали отдыху, а каждому верующему необходимо было хотя бы один раз посетить богослужение. Ведь этот праздник был посвящен самому главному событию каждого христианина — Рождению Иисуса Христа.

В святочные дни нельзя было:

  • Осуществлять земные поклоны и в церкви, и дома.
  • Венчаться.
  • Работать.Тяжелый труд был под запретом. Разумеется, бывают ситуации, когда не работать нельзя. Тогда следовало трудиться только до полудня, а потом обязательно исповедаться в этом неявном грехе священнику, и искупаться в крещенской проруби, которая смывает все грехи.
  • Отказывать в помощи или просьбе тому, кто об этом попросит. Нужно постараться помочь тем, что в ваших силах.
  • Ругаться с окружающими. Злые чувства и мысли оскверняют жизнь в любое время. Негатив в такой большой праздник может плохо отразиться на здоровье
  • Гадать или играть в азартные игры. Этот запрет особенно касался девушек.
  • Пересчитывать наличные монеты. Действием можно привлечь в свою жизнь слезы.
  • Подметать и убирать в доме. Есть риск вымести счастье из своего дома.
  • Шить. Кто-то в семье может окриветь или ослепнуть на один глаз.
  • Вязать и вышивать — возникнуть долгие пустые хлопоты.
  • Начинать новые дела и делать крупные покупки. Они могут привести к финансовым потерям.
  • Охотиться. С нарушившим запрет может произойти несчастный случай.

Празднование православных святок

Христианам в период святок церковь рекомендовала прославлять Рождество Иисуса Христа и Господа Бога, который пославшего своего сына. Необходимо было обязательно посещать праздничные богослужения. Было принято помогать малоимущим, посещать приюты и тюрьмы, раздавать одежду и еду.

6 января. Вечером Сочельника, с появлением на небе первой звезды, заканчивался Рождественский пост. Потому вечером проводили праздничное застолье. На стол непременно подавалось двенадцать постных блюд, олицетворяющих двенадцать апостолов.

Главным блюдом считали сочиво — рассыпчатую сладкую кашу с изюмом. Она являлась символом жизни и смерти Спасителя. Основным напитком за праздничным столом был взвар. Этот компот готовился из ягод шиповника, сухофруктов и меда.

Если в прошедшем году умер родственник, ему тоже ставили тарелки и приборы на праздничном столе. Считалось что в этот период его душа незримо присутствует среди живых.

По завершении трапезы было принято отправляться на церковную службу на всенощное бдение. Там проводят освящение блюд на рождественского застолья. В конце происходит помазание прихожан.В этот же вечер начинаются колядования и гадания.

7 января. На следующий день, на Рождество, на стол уже можно было ставить и мясо, и птицу. Этот день принято было проводить в узком семейном кругу и навещать родственников.

13 января. В Васильев вечер верующие читали молитвы. Домохозяйки выставляли для праздничной трапезы блюда из мяса и рыбы, готовили вареники и блины, пекли сладкую сдобу. В углу ставили специальный сноп сжатой соломы, который сжигался после святочных праздников.

Молодежь в этот вечер ходила колядовать — петь обрядовые песни и получать от хозяев сладкое угощение и мелкие монеты. Девушки объединялись для святочных гаданий. В ночь с 13 на 14 января традиционно следовало загадывать желания.

14 января. Старый Новый год. В этот день парни и ребятишки ходили по домам и проводили посевальный обряд: сеяли зерно из рукавов и пели специальные песни. Эти действия были направлены на привлечение прибыли в дом, потому хозяева часто одаривали мелкими монетами.В этот день начинали убирать праздничные украшения из дома.

18 января. Крещение Господне. В этот день необходимо присутствовать на божественной литургии. На ней проводилось освящение воды, которую затем хранили весь последующий год и использовали для окропления жилья. На Крещение необходимо соблюдать строгий пост. За стол садились только после первой звезды.

Для защиты от разгула нечистой силы на всех дверях домов, сараев, амбаров и ворот мелом необходимо было нарисовать крест.

После процедуры освящения крещенской воды в церквях святочные празднества завершались.

Святочные обряды

Святки было принято встречать радостно и с хорошим настроением. Потому в эти дни проводили несколько веселых задорных обрядов, направленных на последующее благосостояние и исполнение желаний

Колядование. Начинали колядовать с вечера Сочельника продолжали в последующие трое суток. А затем продолжали в ночь с 13 на 14 января и в канун Крещения. Обряд колядования заключался в исполнении песен-колядок, которые славят Рождество Христово. Колядующие ходили со двора во двор, наряженные в костюмы бесов, зайцев, медведей, кикимор и других существ. Ряженые исполняли колядные песни за угощения или мелкие монеты

Христославление. Символизирует приход волхвов с вестью о рождении Иисуса Христа. Проводилось чаще всего на Рождество. Славящие Спасителя пели песни и дарили хозяевам самодельную звезду, которая символизировала Звезду Вифлеема. Хозяева, в свою очередь, подносили славящим сладкое угощение: пряники, баранки, конфеты.

Магическое значение святок

Значение святочных праздников определяется периодом их проведения — в это время происходят проводы старого и встреча нового года. Световой день становиться больше. В это же время активизируется нечистая сила и могут происходить различные магические события.

Поэтому со Святыми вечерами связано огромное количество обрядов, ритуалов и гаданий — ведь можно не только привлечь на свою сторону удачу благополучие, но и узнать о своем будущем. Святки — наиболее благоприятное время для проведения гаданий.

Святочные гадания

Церковь запрещает ворожбу. Считает, что попытка узнать будущее греховна. Однако, девушки во все времена, не страшась осуждения священнослужителей, пытались узнать свое будущее. Святочные гадания о грядущем считались особенно правдивыми.

Для проведения гаданий девушки шли в “нечистое место”, например, в баню. Распускали косы, снимали крестики и обереги, рисовали защитный магический круг, и начинали гадать:

  • Гадание с обувью. Необходимо бросить через крышу дома свою обувь. Кто первый из девушек перебросит— та первой и замуж выйдет. А направление носка обуви указывало сторону, в которую замуж идти.
  • Гадание с зеркалами. Нужно поставить зеркала друг напротив друга и всматриваться в открывшуюся зеркальную галерею. Тот, чей облик увидит в зазеркалье, и будет ее будущим мужем.
  • Гадание на перекрестке. Необходимо выйти в полночь на перекресток и слушать, откуда и какие звуки доносятся. Звуки веселья означают счастливый год. Лай собак — муж будет злой. Услышать плач — к тяжелому году.
  • Гадание на спичках. Вставить две спички в спичечный коробок, поджечь и наблюдать, куда склоняются сгоревшие головки спичек. Сближаются — те, на кого гадают, будут вместе.
  • Гадание на богатство. Быстро опустить горящую щепку в воду. Если она сразу погаснет — следующий год будет тяжелым в финансовом отношении. Если огонь поднимется вверх — следует ждать денег.

Гадание с котом. Загадать желание и позвать из соседней комнаты кота. Если он переступит порог правой лапкой — желание не исполниться.

Гадание с петухом. Кладется зеркало, горсть монет и тарелка с водой. Если петух подошел к монетам — жених богатый. Если к зеркалу — жених будет любящий и заботливый. К воде — жених будет пьяницей.

Когда заканчиваются святки

Окончание святочных церковных торжеств приходится на 17 января. В Крещенский Сочельник начинается пост. Этим постом верующие подготавливаются к празднованию последнего святочного праздника — Крещения Господнего.

18 января следовало окунуться в крещенскую прорубь, так называемую “иордань”, символизирующую обряд крещение Христа. Для этого прорубали полынью в форме креста. Все вокруг украшали разноцветными ленточками. Ныряние в эту прорубь смывало все вольные или невольные грехи.

Обряды и ритуалы зимних святок перенесены нашими предками через тысячелетия и запреты. Их стоит сохранить если не как практическое руководство, то хотя бы, как культурное и историческое наследие.

Задайте ваш вопрос внучке Анне здесь

Как правильно провести Святки?

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество. В детстве таким явилось — и осталось.

Иван Шмелев. «Лето Господне»

Святки – с 7 по 17 января

Протоиерей Александр Ильяшенко

– Отец Александр, расскажите, как правильно проводить святки? Часто получается, что это время становится временем духовного расслабления за телевизором и невнимательной духовной жизни…

– Святки – это время от Рождества Христова до праздника Крещения Господне. Эти два праздника соединены чередой праздничных дней. Церковь по любви к людям дает праздник развернутый во времени. В эти дни можно причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью. Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова.

Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» – говорит пророк Давид. И Господь это приветствует.

А вот проводить Святки – святые дни – за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь.

– Как святки проводят в вашей семье?

– Нам сейчас уже вместе собраться непросто (в семье протоиерея Александра и матушки Марии 12 детей и уже 34 внука — прим. ред.), но мы стараемся собираться на святках чаще.

Рождество – это детский праздник, и радость этих дней обязательно нужно передать детям. Как тонко заметил Достоевский, даже если жизнь развернет человека в другую сторону, то в минуту трудную может, как озарение, всколыхнуться детское впечатление и оказаться спасительным и поможет принять правильное решение.

«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»).

Поэтому яркие детские впечатления должны быть соединены с праздниками, несущими духовную нагрузку.

Святочные гуляния

– А как вы относитесь к возрождениям традиций народных гуляний, святочного веселья, представлений?

– Сходить в театр на хороший спектакль — вполне уместно. А народные гуляния в наши дни, скорее, псевдонародные. Народные традиции давно умерли. Чтобы их возродить, несомненно, нужно очень тонкое чувство исторической реальности, эпохи, что из опыта предков нужно воспринять, а что – нет. Например, кулачные бои – всегда ли они будут безобидными играми, не станут ли они чрезмерно жестокими, не превратится ли праздник в трагедию?

– Святки – это еще и время дел милосердия?

– Да, православные на святках всегда старались уделять время делам милосердия. В эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова Рождества с людьми, сделав им что–то доброе. Многие посещают в эти дни больницы, детские дома, устраивают Рождественские концерты, поздравляют. Конечно, нужно заранее определить, куда пойти, в какой детский дом, может быть, подготовить подарки детям. Или если не было такой подготовки, то можно присоединиться к какой–то группе, которая уже собирается посетить детский дом.

– Пост на святках отменяется вплоть до Крещенского сочельника. Но продолжается супружеский пост, венчания совершают уже после Крещения… Почему так?

– Святки — это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки – это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и причащаться чаще на святках.

Речь идет о тех людях, кто живет полноценной церковной жизнью. Это правило не распространяется на всех. Важно понимать, что Церковь ничего не навязывает. Церковь, Господь говорит «Если хочешь быть совершенным». С другой стороны апостол Павел говорит, что муж и жена должны воздерживаться до времени: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7).

Это очень реально, это учитывает человеческие возможности и не загоняет человека в угол. Значит, если ты можешь это понести, то хорошо. Не можешь – это не значит, что ты неполноценный человек, у каждого своя мера. Одно дело, если ты весишь 150 килограммов, то можешь понести груз в 50 кг , а если ты весишь 45 кг? Заставлять ли такого человека нести 50–килограммовый груз?

«Cвяточные гадания, — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» — диакон Андрей Кураев.

Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие:

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают» (61 правило VI Вселенского собора).

Святки: инструкция по проведению

Святки – это период от Рождества Христова до Крещения Господня. Это период радости и веселья, массовых гуляний и народных традиций. Как правильно, «по-православному», провести святки? Какие святочные традиции соблюдать нужно, а какие нет? Какие из них соответствуют церковному Преданию, а какие имеют откровенно языческое происхождение? Давайте разбираться.

Достойно встретить Рождество

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, цель которого – подготовить верующих к достойной встрече родившегося в мир Спасителя. Ушедший XX век усугубил этот пост тем, что теперь он стал включать в себя и столь любимый многими Новый год. Но вот и это искушение пройдено. Как встречать Рождество?

Самое важное в праздновании дат церковного календаря – это участие в богослужении. Нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в таинстве Евхаристии. Приходите на Рождество в храм, исповедуйтесь, причаститесь – вот главное, что необходимо сделать в этот праздник.

Нести свет Рождества

Господь говорил в Евангелии о милосердии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Православные христиане, «свет миру», призваны помогать ближнему. К сожалению, в нашем мире есть люди, лишенные крова, больные и обездоленные. Постарайтесь в эти дни навестить не только родственников и друзей, но и тех, кому очень важно внимание и забота. Ведь свет Христова Рождества должен сиять в этом мире для всех!

Не впадайте в крайности

Апостол Павел пишет, что «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Радоваться и веселиться – хорошо и полезно каждому человеку, в том числе и православному. Но надо знать во всём меру. Объестся мясом после поста – это уже не радость, а крайность. Равно как недопустимой для православного христианина крайностью является злоупотребление алкоголем.

Сейчас во многих городах проходят «народные гулянья». И тут надо быть бдительным: насколько эти мероприятия вообще допустимы для православного человека?

Не гадайте

Святки – это особое время борьбы добра и зла. Лукавые силы, постоянно искушающие человека, не дремлют и особенно активно «работают» в это время. Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Гадание – это не народная «забава», гадание – это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам.

Всем, кто хочет погадать на святках (да и вообще в любое время), напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов».

Такие вот последствия у «безобидной народной забавы».

Колядовать или нет?

Еще одной народной традицией является колядование, то есть хождение по домам со славлением родившегося Христа и, само собой, получением подарков. С одной стороны, прекрасная традиция. Люди ходят по домам, поздравляют друг друга, поют и веселятся.

Но колядка колядке рознь. Есть очень хорошие и абсолютно христианские тексты. Как правило, это или сами церковные песнопения, или же тексты, написанные по их мотивам. Но есть колядки с явно нехристианским содержанием. Например:

Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Гроб да лопата,
Корова горбата!

Согласитесь, в высшей степени странный текст, особенно в день Рождества Христова! Просто какие-то проклятия, как бы сказали сейчас, «наведение порчи».

Еще одна вещь, которая смущает православного христианина в колядках. Все-таки славление Христа по домам – это шествие христиан. Есть странная традиция надевать самые странные и страшные наряды: вывернутые шубы, козлиные головы и рога и многие другие атрибуты, прямо ассоциирующиеся с лукавыми силами. Такое «колядование» – это уже не прославление Христа, а настоящий парад нечисти!

Всегда радуйтесь

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18) – говорит нам Священное Писание. Всех ещё и ещё раз с великой радостью Рождества Христова! Главное только, в любой радости быть внимательным. Иначе можно «по случайности» предать родившегося в мир Спасителя.

Святки: история и христианские традиции

Праздники » Рождество

Прошел праздник Рождества Христова, и наступили святочные дни. Святки – это праздничный период с 8 по 17 января, от Рождества до Крещенского сочельника, или, как говорилось в народе, «от звезды до воды». Это особое время в году, время добра и радости, время славить родившегося Христа и делиться праздником с другими. По существу, Святки – это единый праздник, протянувшийся на целых 10 дней.

Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. Возможно, отсюда и пошло название Святок – все эти дни христиане «святят», то есть прославляют Христа и его Рождество. А с 567 года дни от Рождества Христова до Богоявления (Крещения) церковь официально причислила к праздничным.

В католической церкви период Святок тоже почитается и называется Рождественским временем. Основу его составляет «октава Рождества»: она длится 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы. Весь этот период службы проходят особенно торжественно, духовенство облачается в белые одежды. В последний день Святок, 6 января, часто устраивается карнавал.

На Руси Святки всегда были общенародным праздником, объединяющим и знать, и простой народ.

» В сам день Рождества каждый считал своим долгом побывать на богослужении. Многие храмы бывали настолько переполнены, что даже раздавались билеты на праздничную службу!

В Святки Церковь призывает всех как можно чаще посещать храм, чтобы прославлять Рождество Христово.

Чтобы праздник был у всех, в дни Святок издавна принято посещать тех, кому особенно трудно. Еще в Византии сложился обычай в эти дни посещать больных, узников, нищих, дарить им подарки, поздравлять с Рождеством и помогать, чем можно. Этот обычай сохранился и в наши дни: во многих приходах принято поздравлять с Рождеством тех, кто оказался в эти дни в больнице, тех, кто по немощи сам не может прийти в храм, детей из домов ребенка и детских домов, заключенных… Скромные подарки, угощение, тропарь Рождества и праздничные колядки – всё это помогает разделить радость праздника со многими. Очень хорошо в эти дни навестить своих родителей, пожилых родных.

От языческих времен надолго, особенно в селах, осталась традиция наряжаться – в медведя, шута и т. д., а затем ходить из дома в дом «колядовать». Ряженые (дети и молодежь) заходили поочередно в каждую избу с пением колядок – песен, славящих Рождество Христово. За песни было принято одаривать колядующих сладостями. Известно, что колядовать любил Петр I.

Однако после его смерти официальной императорской грамотой было запрещено колядование и ряжение. Этот обычай превратился в истинно христианский: визит в каждый дом христославов — группки детей и молодежи — символизировал приход пастухов, волхвов, возвещающих всему миру весть о Рождестве Спасителя. Они ходили из дома в дом, неся впереди Вифлеемскую звезду, а часто и икону Рождества. И везде пели хозяевам рождественский тропарь, кондак, колядки, духовные песни.

Популярны были и кукольные представления – «вертепы»Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали картонные, глиняные или деревянные куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода.

Высший свет развлекался немного иначе. Одним из ярких событий празднования Рождества традиционно был Святочный бал. На этих балах часто впервые «выходили в свет» юные красавицы. Танцевали мазурку, вальс, польку, полонез; играли в настольные игры, шарады; смотрели представления кукольного театра. Если в период новогодних празднеств император находился в Москве, то главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце.

И среди знати, и среди простого народа, как в деревнях, так и в городах, было принято в период Святок собираться вечерами всей семьей, звать родных и друзей на так называемые «святые вечера». Император Александр III заложил традицию посещения рождественских «елок» для офицеров и солдат членами императорской семьи. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался на второй день Рождества в Арсенальном зале Гатчинского дворца, где ставили елку и стол с подарками, а после их раздачи было чаепитие.

Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах. В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк.

В наши дни многие из этих традиций возрождаются. Рождественские балы проходят во многих городах России и пользуются большой популярностью. Многие музыкальные коллективы и просто группы энтузиастов уже много лет устраивают праздничные колядования, славления Христа и в парках, и на улицах, и в больницах, и в торговых центрах…

К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр – святочный, или рождественский, рассказ. В нем непременно есть место чуду – сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Герой такого рассказа, в начале находясь в трудной ситуации либо в духовном кризисе, непременно преображается в финале рассказа, обычно счастливом. Основателем жанра святочного рассказа считается Ч. Диккенс с его знаменитой «Рождественской песней в прозе».
В русской традиции святочных рассказов большое место занимает социальная тематика, например, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, святочные рассказы Лескова. Сейчас этот жанр не забыт – современные писатели не только пишут рождественские рассказы, но и проводят конкурсы на лучший из них.

Ну, а как же гадания? А вот их Церковь категорически запрещает — как на Святках, так и когда-либо. «Cвяточные гадания, — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» — пишет диакон Андрей Кураев.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к празднику Богоявления, или Крещения Господня. Во льду рек и озер прорубали крестообразную купель и празднично ее украшали.

Любовь, мир и милосердие должны быть неразлучно с нами в эти святые дни!

Юлия Воронцова,
12.01.20

Использованные материалы:

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *