скорбь

Значения в других словарях

  1. скорбь — См. скорбе́ть. Этимологический словарь Макса Фасмера
  2. скорбь — • Безнадежная (Городецкий). • Беспросветная (Короленко). • Горькая (Каренин). • Жгучая (П. Я.). • Лютая (Садовников, П. Я.). • Неутоленная (Пожарова). • Неутешная (Некрасов). • Нежная (К. Р.). • Немая (Ратгауз). • Смертная (Ольнем). • Тихая (Ратгауз). Словарь литературных эпитетов
  3. скорбь — см. >> горе, неприятность, печаль, сожаление Словарь синонимов Абрамова
  4. скорбь — орф. скорбь, -и, мн. -и, -ей Орфографический словарь Лопатина
  5. скорбь — скорбь ж. 1. Глубокая печаль; горесть. 2. устар. Горе, несчастье. || перен. Болезнь. Толковый словарь Ефремовой
  6. скорбь — Общеславянское слово, имеющее родственные в балтийских языках, например, в латышском – skurbstu – «падаю в обморок». Этимологический словарь Крылова
  7. скорбь — Скорбь/. Морфемно-орфографический словарь
  8. скорбь — • безутешная ~ • безысходная ~ • беспредельная ~ • беспросветная ~ • великая ~ • глубокая ~ • горькая ~ • жгучая ~ • лютая ~ • неутешная ~ • острая ~ Словарь русской идиоматики
  9. скорбь — Скорбь, скорби, скорби, скорбей, скорби, скорбям, скорбь, скорби, скорбью, скорбями, скорби, скорбях Грамматический словарь Зализняка
  10. скорбь — Общеслав. Родственно жемайтск. skurbė «скорбь, грусть», латышск. skurbstu «падать в обморок, лишаться сознания». Корень тот же (с перегласовкой о/е), что и в ущерб. Этимологический словарь Шанского
  11. скорбь — СКОРБЬ -и; мн. -ей; ж. Глубокая печаль, горесть (обычно в связи с чьей-л. смертью). Пребывать в скорби. Говорить со скорбью в голосе. Излить кому-л. свою с. Расстанусь с ним без всякой скорби. Испытывать с. в связи с кончиной выдающегося деятеля науки. Толковый словарь Кузнецова
  12. скорбь — СКОРБЬ, скорби, мн., скорби, скорбей, ·жен. 1. Крайняя печаль, горесть (·книж. ). «Трудящиеся всего мира с глубочайшей скорбью провожали в могилу своего отца и учителя, лучшего друга и защитника — Ленина.» История ·ВКП(б). Толковый словарь Ушакова
  13. скорбь — сущ., кол-во синонимов: 20 горе 43 горевание 4 горесть 15 горечь 9 горюшко 4 грусть 27 жалобность 16 кручина 16 мировая скорбь 8 печаль 54 прискорбие 4 скорбное чувство 2 скорбность 13 сожаление 16 сокрушение 19 страдание 22 траур 2 туга 4 угрызения совести 8 юдоль 9 Словарь синонимов русского языка
  14. скорбь — -и, род. мн. -ей, ж. 1. Глубокая печаль, горесть. Все страдания, вся скорбь души человеческой слышались в них . И. Гончаров, Обыкновенная история. Тяжелая, острая скорбь внезапно охватила его, точно кто-то сжал грубой рукой его сердце. Малый академический словарь
  15. скорбь — РАДОСТЬ — ГОРЕ Радость — горесть (см.) радостный — горестный (см.) радостно — горестно (см.) радоваться — горевать (см.) Доставить радость — причинить горе. ○ Девица краса, Ты не слези свои сокольи очи, Ты не труди свою лебяжью грудь!… Словарь антонимов русского языка
  16. скорбь — СКОРБЬ, скорбеть, см. скорбить. Также см. скорбить Толковый словарь Даля
  17. Скорбь — I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ Изначальное значение греч. слова тлипсис — «теснота», «притеснение». С. связана с бедствиями и притеснениями, в частн. с гонениями (1Фес 1:6; 2:14 и след. Библейская энциклопедия Брокгауза

Душа скорбит, душа болеет мыслью

Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Модальности эмоций. Скорбь. Печаль. Ностальгия. Тревога

При очевидном, казалось бы, несходстве многих эмоций весьма нередко они определяются и различаются немалым числом и здоровых индивидов. Значительные разногласия существуют по этому поводу в специальной литературе. Это не следует рассматривать как алекситимию — нарушение, при котором наблюдается неспособность или теряется способность дифференцировать и описывать собственные эмоции, а также эмоции других людей. Структура эмоций сложна, а самих эмоций достаточно много. Вундт, например, считал, что число разных эмоций значительно больше, чем 50 000. Далее опишем наиболее употребительные трактовки эмоций и чувств. Полагаем, что это немаловажно в плане более адекватной оценки эмоций, особенно в тех нередких случаях, когда одновременно наблюдается не какая-то одна, а сразу несколько эмоций. Считаем, что это может иметь значение для анализа и отграничения нормальных эмоций от измененных каким-то психическим расстройством. Внешние проявления эмоций здесь подробно не описаны. Об этом см. «Психопатологию» (2002). Итак, модальности эмоций, представляющие интерес и для психопатолога.

Горе или скорбь. Связаны с утратой важнейших ценностей (потеря близких, разлука ребенка с родителями, вообще огромное несчастье, разрывающее связь индивида с людьми, обществом). Переживается по-разному, это зависит от возраста, пола, личностных качеств, принадлежности к какой-то культуре, социальной группе. Тем не менее картина горя у разных людей имеет много общего. В горе представлены глубокая подавленность, тревога, чувство вины, чувство благодарности, сохраняется способность откликаться на страдания других, она может даже обостряться, могут быть отчаяние и чувство безнадежности. Собственное горе при виде страдания других всегда оставляет место сочувствию с желанием помочь, поддержать.

Горе заразительно: каждый вдруг ясно начинает понимать, что и с ним в любой момент может случиться что-то подобное, чувствует, что его покидают зависть, злорадство, озлобление и многое другое, кажущееся теперь чем-то мелким и недостойным. Вид скорби облагораживает и самые черствые души. Тем самым укрепляется связь между людьми, разрушенная гордыней, тщеславием, алчностью. Только эмоционально тупой человек или не вполне благополучный в духовном плане не знает ни истинного горя, ни того, что при этом испытывает человек в бездне несчастья. Переживание горя сильно зависит от усвоенных культурных традиций. В коллективистских культурах, где сильна поддержка одних людей другими, горе переживается более стоически. В американской культуре горе и чувство вины тесно связаны, в этом есть нечто болезненное.

В норвежской культуре, напротив, горе и чувство вины ортогональны; они далеки друг от друга, может быть, потому, что у норвежцев принято поддерживать друг друга не только в беде. Боулби (1960) отмечает приспособительное значение горя: оно помогает человеку «превозмочь себя», как бы подняться над собой и показать себя людям с лучшей стороны. Примерно о том же писал Р.Тагор: «Большое горе в себе самом изживает боль. А мелких бед, потерь, обид так груз тяжел, что надрывается душа от этих зол». Особенно тяжело в горе одиноким, в Библии так и сказано: «Горе одинокому!» Одинокого человека горе может сломить так, что более он никогда не поднимется. В таких не столь уж редких случаях горе делается болезнью. Вероятно, это имел в виду В.Даль, написав, что скорбь есть не только тяжелое душевное состояние, она может стать причиной расстройства, хвори. В России поэтому истории болезни назывались скорбными листами, а психиатрические больницы — скорбными домами, что как бы указывало на общее мнение о том, что именно скорбь особенно часто приводит несчастного человека туда. К узникам больниц, равно как и к глубоко обездоленным обитателям тюрем простой народ России, свидетельствует Ф.М.Достоевский, всегда относился с трогательной заботой даже в период зарождения капитализма. Внешние проявления скорби разнообразны: траурные одежды, опечаленные лица, плач, рыдания, слова любви и благодарности к ушедшему и в то же время теплое отношение к другим, деловитость и желание исполнить свой последний долг с честью и чувством достоинства.

Печаль или тоска (грусть, мучительная грусть, уныние, хандра). Это комплекс эмоций, включающий, по К.Изарду, по убывающей напряжение, импульсивность, самоуверенность, удовольствие. Сложно переводить с русского на русский же язык, но, видимо, речь идет о том, что в тоске представлены душевное стеснение, неуверенность в себе, заторможенность в мыслях, действиях и, наконец, потеря способности испытывать удовольствие. Тоска — это траур по утраченному когда-то счастью, дарованному судьбой по каким-то высшим законам справедливости, но не обязанного людям и своим каким-то усилиям или достоинствам. Тоска — это удел нарцисса. Тоска как бы грызет человека изнутри и подрывает его душевное благополучие, духовную сущность и физическое здоровье. Человек в тоске на все происходящее смотрит безучастно, его снедает еще и скука.

Он самоустраняется от людей, мучается одиночеством и таит обиду к тем, кто лишил его прежнего рая. Тоска порой превращается в озлобленность или даже ненависть, а это, в свою очередь, влечет чувство вины, недовольство собой, если человек еще не до конца растерял себя. Тоска не порождает такого ответного сострадания, как горе, и человек может ожесточиться к людям. Теперешняя жизнь в тоске кажется не имеющей смысла, будущее лишено перспективы и мрачно. Чувство смыслоутраты толкает на самоубийство. Такие самоубийцы не оставляют после себя прощальных записок с просьбами не винить никого. Мотивация самоубийства может быть и как бы местью, выражением желания кого-то наказать.

Тоска блокирует продуктивную активность, оставляя человеку мало шансов на то, чтобы преодолеть хандру. В глубине тоски угадываются неуверенность и чувство неполноценности, которые не дают покоя и доставляют невыносимые порой мучения. При неглубокой тоске люди стараются развеяться, чтобы «мир забыть и несчастную долю свою». Некоторые пускаются во все тяжкие, стремятся попасть в рискованные и опасные ситуации, другие завязывают и меняют интимные отношения, кто-то «заедает тоску», иные могут пристраститься к азартным играм, алкоголю, в поисках острых ощущений стараются разными, обычно неразумными способами разнообразить жизнь, делаются экстремистами, террористами и т. п. Разумеется, существуют и другие виды тоски, тут очень многое зависит от личности человека. Бывает «светлая печаль», не омрачающая жизнь ни себе, ни другим. Пишут о «высокой печали» — тоске по чему-то возвышенному, справедливому, человечному. Но всякая печаль тормозит активность и делает человека более созерцательным, нежели созидательным существом.

Ностальгия — тоска по Родине, местам, где прошло детство и потерялись привязанности, детские дружба и радости. Особенно подвержены ностальгии рефлексивные интеллигенты и творческие натуры, которые не нашли на чужбине духовного приюта. Ностальгии не подвержены люди, у которых снижена способность формировать устойчивые и глубокие привязанности, люди, для которых Родина там, где им сегодня живется вполне комфортно. Особенно тоскуют изгнанники Родины, жестоко страдают от этого художественные натуры. На чужбине они чахнут и переживают тяжелый творческий кризис, отчего их мучения удваиваются. Такая тоска «по Родине превращается иногда в тяжелую болезнь», пишет В.Даль. В мифологии ностальгия представляется тоской по прародине, утраченному раю и девственной, безгрешной жизни человека.

Тревога (треволнение) — сильное волнение, беспокойство, душевная буря, смятение (В.Даль). Часто определяется как беспредметный страх, свободноплавающий страх, страх чего-то неизвестного. Тревога мечтательных и мнительных людей — это страх чего-то воображаемого, связанного с фантазией, преувеличенным ожиданием несчастья. Тревоге подвержены не уверенные в себе люди, опасающиеся потерять контроль над ситуацией. Тревога свойственна, наконец, людям, в прошлом переживших много несчастий или одну неудачу за другой. При этом как бы формируется установка ожидать прежде всего каких-то угроз и в будущем. Тревогу характеризуют тягостные предчувствия, преувеличение возможных несчастий или вероятности их наступления, чувство внутреннего напряжения (необязательно, чтобы напряжение указывало непременно на тревогу), торопливость, суетливость, чувство, будто все время куда-то опаздываешь.

Патологическая тревожность является психическим заболеванием, называющимся тревожное расстройство. При патологической тревожности советуем обратиться к психиатру

У пациентов с тревогой упомянутые переживания возрастают многократно: «Все время тороплюсь, кажется, никуда не успеваю вовремя, чуть что, сразу срываюсь с места… Постоянно куда-то тороплюсь, куда-то спешу, все время в напряжении, и кажется, будто что-то важное я не успею сделать… Чувствую себя как человек, который знает, что скоро умрет, и боится, что не поспеет сделать что-то очень важное». В тревоге экспрессивные действия явно преобладают над инструментальными. По К.Изарду, тревога есть сложный эмоциональный паттерн, включающий по мере убывания страх, интерес, чувство вины, отвращение, смущение, гнев, удивление и радость. Автор считает, что тревогу нельзя рассматривать как отдельный, самостоятельный феномен. В каждом конкретном случае, полагает К.Изард, необходимо понимать, какие конкретные эмоции образуют тревогу. Это может означать, что существует множество вариантов тревоги. На самом деле тревога бывает неодинаковой, но в основном связана с личностными качествами человека и, как упоминалось, с его характером.

По Э.Шострому (1994), в тревоге человек сильно и неотвязно хочет что-то делать, но не может. Он подавляет при этом растущую в нем агрессию, в результате чего впадает в апатию. Массерман (1955) рассматривает тревогу как результат столкновения двух противоположных тенденций, например к нападению и бегству. В экзистенциальной теории тревога есть эмоциональное состояние, сопровождающее осознание бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором мы живем. Позиция экзистенциалистов в данном случае выражает состояние растерянного человека, в глазах которого мир превратился в остатки прежнего в нем порядка и предсказуемости. З.Фрейд различает «сигнальную тревогу», предупреждающую Эго о надвигающейся угрозе его целостности (и тут он как бы смыкается с экзистенциалистами), и «первичную тревогу» — эмоцию, сопровождающую распад Эго и проявляющуюся в кошмарах.

Добавим, что тревога может быть у человека и в отношении себя, правда, это уже явно болезненная тревога. Пациенты, испытывающие неприемлемые, «ненормальные» побуждения, нередко пребывают в тревоге длительное время, с напряжением и страхом ожидая от себя каких-нибудь опасных, безумных действий, что кажется идентичным «сигнальной тревоге».

Совместить определения тревоги разных психологов достаточно сложно, настолько это понятие многогранно. В тревоге, однако, почти всегда присутствует один весьма существенный элемент — это страх воображаемой, надуманной опасности, которая порой представляется вполне возможной, почти реальной или даже неизбежной. Это может означать, что тревога связана каким-то образом с нарушениями самовосприятия, а именно с апперсонализацией. Высшая степень тревоги — полное смятение, растерянность.

траур

состояние скорби

Альтернативные описания

• время, когда китайцам и японцам предписано носить белые одежды

• выражение скорби по умершему, жертвам бедствия и т. п.

• нечто, одевающее всех в черное

• одежда, носимая в знак скорби

• подобающая такому случаю одежда, черная повязка

• синоним скорбь

• скорбное времяпрепровождение

• состояние вдовы, одевшей черное

• состояние скорби по умершему, а также особое платье, надевавшееся на определенный срок родственниками умершего

• что носят по покойнику

• что символизирует желтый цвет в Мексике

• отличие настоящей вдовы от соломенной

• время скорбных одеяний

• повод приспустить флаги

• у греков прямые незавитые волосы были знаком именно этого

• пьеса американского драматурга Юджина О`Нила «… участи Электры»

• в Мексике его цвет — желтый, в Бразилии — пурпурный, в Восточной Азии — белый, в Европе — черный

• в Азии он белый, Бразилии — пурпурный, Мексике — желтый, Европе — черный

• ритуальное оформление скорби

• что символизирует черный цвет в России?

• одежда, оповещающая всех о вашем горе

• что символизирует белый цвет в Индии?

• скорбь

• белый цвет в Индии

• скорбь по умершему

• одежда, носимая в знак печали

• состояние вдовы

• черная одежда после похорон

• скорбь вдовы

• скорбная одежда

• черная одежда вдовы

• тоска по умершему

• символ черного цвета

• скорбь вдовца

• Скорбная одежда

• Скорбь по умершему

• Состояние скорби по умершему

• Одежда (обычно чёрная), повязка, носимая в знак скорби

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *