Сериал Молодой Папа 1 сезон

Первый сезон итальянско-испанского драматического сериала созданного Паоло Соррентино.

Главный герой сериала «Молодой папа. 1 Сезон» – Ленни Белардо – сложный и эксцентричный человек, неожиданно для всех избранный на должность Папы Римского. С первой минуты своего правления он показывает всем, насколько он не предсказуем, эксцентричен и не зависим от мнения окружающих.

Сюжет сериала Молодой Папа 1 Сезон / The Young Pope 1 Season

Главный герой первого сезона сериала «Молодой папа» – американский кардинал Ленни Белардо (Джуд Лоу), который в свои 47 лет неожиданно занял пост Папы Римского. Получив столь высокое звание под именем Пий ХIII, он вскоре проявляет присущие ему находчивость и требовательность, склонность к интригам и умение заручиться поддержкой опытных кардиналов. Именно последние, рассчитывая в дальнейшем манипулировать неопытным понтификом, сыграли решающую роль в его становлении.

Режиссер Паоло Соррентино рассказал о том, как ему пришла в голову идея о создании сериала: «Проблемы Ватикана – это, в первую очередь, проблемы Ватикана. Да и не проблемы это, по большому счету. Если зрители запасутся терпением и досмотрят наш сериал до конца, то поймут, что мы всего лишь пытались исследовать все сложности и противоречия, существующие в католической церкви. Мы делали это без провокаций, поэтому, я думаю, проект должен быть адекватно воспринят. Герой нашего сериала отличается от действующего Папы, но ведь все описанное может произойти и в жизни. Вполне возможно, что после очень либерального Папы на эту должность придет человек с совершенно другими идеями».

Несмотря на неопытность, Ленни не проявляет растерянности и с первого дня своего правления показывает, на что он способен. С самого детства его готовила к карьере священника сестра – монахиня Мэри (Дайан Китон). Она воспитывала его после того как родители Ленни уехали в Венецию и пропали навсегда. Повзрослев, Белардо был передан в руки влиятельного кардинала и теолога Майкла Спенсера (Джеймс Кромуэлл), который изначально претендовал на пост Папы Римского.

Надежды на манипулирование новым Папой развеялись, когда Ленни показал себя своенравным, независимым и жестоким руководителем. Он ввел свои правила, не боясь при этом осуждения.

В одном из интервью Джуд Лоу рассказал о своих сходствах с его персонажем в сериале: «На мой взгляд, каждый публичный человек в определенный момент сталкивается с проблемой выбора: он должен определиться для себя, кто он в настоящей жизни, и как он должен вести себя на глазах у общественности. Конечно, это знакомо и мне. Самое сложное при этом – контролировать оппонентов. Мой персонаж всегда был человеком честным, но при этом ему приходится манипулировать людьми, маневрировать между мнениями и контролировать волнения верующих».

При этом Ленни не только правит, но и развлекается, как и положено бывшему бруклинскому хулигану: курит с видом на пьяцца Сан Пьетро, раздевает взглядом прихожанок, а заодно творит почти библейские чудеса. Сдержать его не могут ни интриги, ни законы – в своей абсолютной власти он считается лишь с сестрой Марией.

Критики отмечают, что у Соррентино все детали не случайны, а каждый кадр выверен, сбалансирован и совершенен (даже футбольная команда монахинь и кенгуру, прыгающий по запретным садам). По их словам, европейский мастер так изящно жонглирует смыслами, намёками и полутонами дозволенного, что получается «пьянящий коктейль из кинематографа, телевидения, сексуальности и чистого сияющего гения».

Съемочная группа сериала Молодой Папа 1 Сезон / The Young Pope Season 1

  • Режиссер: Паоло Соррентино
  • Сценаристы: Умберто Контарелло, Тони Гризони, Стефано Рулли, Паоло Соррентино
  • Продюсеры: Джуд Лоу, Лоренцо Гангаросса, Симон Арналь, Каролин Беньо, Дженнаро Формизано, Марио Джанани, Джон Лайонс, Лоренцо Мьели, Кароль Скотта
  • Композитор: Леле Маркителли
  • Художники: Людвика Феррарио, Евгения Ф. Ди Наполи, Массимо Паулетто, Карло Поджиоли, Лаура Казалини, Алессандро Сантуччи, Люка Санфора
  • В ролях: Джуд Лоу, Дайан Китон, Сесиль Де Франс, Хавьер Камара, Себастьян Роше, Людивин Санье, Тони Берторелли, Джеймс Кромуэлл, Игнацио Олива, Сильвио Орландо, Скотт Шеперд, Марселло Ромоло, Владимир Бибик, Тодд Гриннелл

Реальный папа (2007)

Лирическая комедия.
Быт Романа Шило можно назвать устоявшимся, или однообразным – как посмотреть. Ему под сорок, он холостяк, жизнь которого течёт по стандартному кругу – работа-дом, дом-работа. Свои одинокие вечера Роман посвящает единственной страсти – сборке управляемых авиамоделей, и, похоже, Романа вполне устраивает такое течение жизни.
Катастрофа происходит, когда на голову Романа, откуда ни возьмись, обрушивается привет из прошлого – четырнадцатилетняя дочь от неудавшегося брака Таня, и не одна, а с пятилетним братиком и двухлетней сестрёнкой, которых успела завести мать Тани от других мужей. Назвать этих детей трудными значило бы приукрасить правду. Они — ходячий букет проблем, который ломает налаженную жизнь Шило, его быт, и, главное, работу.
А работает Роман «разводящим» в районной криминальной группировке, и его рукам куда привычнее держать пистолет, чем детскую бутылочку. Но с этого момента Роману приходится «рулить» и детскими проблемами: устраивать разборки с учителями, тёрки с воспитателями детского сада, пытаться навести хоть какой-то порядок в сумасшедшем доме, в который превратилась его жизнь. В непривычной суматохе Роман не замечает происшедшей смены ролей – теперь дети, их нужды, и их проблемы «рулят» Романом.

Серия вторая, в которой молодой папа показывает себя во всей своей ужасающей красе и выступает с настоящим обращением к верующим, в то время как за его спиной начинает сжиматься пружина придворных интриг. Мы знакомимся с Питером и Эстер, с концепцией невидимости и с кенгуру.

Швейцарские гвардейцы охраняют пап вот уже 511 лет. Обязательные требования для кандидатов: мужской пол (хотя говорят, что в будущем в гвардии могут появиться и женщины), швейцарское гражданство, среднее образование, рост не менее 174 см, возраст от 18 до 30 лет, служба в армии и хорошие рекомендации. А еще нужно быть верующим католиком и холостяком. Из 110 гвардейцев жениться во время службы могут только 22 человека — те, кто дослужился до капрала и чина выше. Поэтому из первой же сцены с Питером и Эстер мы понимаем, что Питер как минимум капрал, а Эстер вышла за него замуж, когда он уже служил в гвардии.

Монашки на футбольном поле (на самом деле это переодетые футболистки) — преувеличение, но совсем небольшое. Невесты Христовы действительно , но гораздо реже, чем монахи и семинаристы, — у последних вообще есть собственный . Кстати, несколько дней назад начался первый чемпионат по футболу, в котором участвуют 18 команд. А гол, который в титрах пропускает монашка, забивает сам Соррентино.

Футбольное поле и внутренний двор здания из красного кирпича — это все церковь , выстроенная около 1900 года на земле, которую Мальтийский орден рыцарей-госпитальеров подарил бенедиктинцам. В подземельях видны остатки старого патрицианского дома и полихромной античной мозаики «Миф об Орфее» II—III вв.еков нашей эры, а в праздники здесь поет григорианский хор, один из лучших в Риме. В монастыре при церкви в 1996 году останавливался далай-лама, и, видимо, неспроста — это одна из самых умиротворяющих церквей на Авентинском холме. Попасть в церковь или во внутренний дворик можно практически каждый будний день, просто зайдя через ворота на углу площади Мальтийских Рыцарей (Piazza dei Cavalieri di Malta).

«Знаете ли вы, ваше высокопреосвященство, сколько казна Ватикана теряет каждый день без товаров с изображением нового папы?» — София, маркетолог Ватикана, сообщает цифру на ухо Войелло и получает в ответ удивленное кардинальское «Уау!».

Все данные о доходах Ватикана закрыты, но прикинуть приблизительную цифру все же можно. Директор «Ватиканских музеев» Антонио Паолуччи как-то раз в интервью в 2013 году назвал цифру 5 459 000 посетителей ежегодно. Добавим к этой цифре тех, кто не покупал билеты в музей, а заходил в собор Святого Петра и окрестные сувенирные магазины, — скажем, каждый пятый из 28 миллионов (в среднем) туристов, приезжающих в Рим. По самым скромным подсчетам, получается около 11 миллионов посетителей.

30,7% туристов тратят на сувениры примерно €8 (по статистике). Нехитрая арифметика выводит нас на цифру около €26,4 миллиона в год — и это только на территории крохотного Ватикана. С учетом всего мира к этой цифре можно смело добавить пару нулей. Следовательно, Ленни своим отказом от съемок наносит ущерб ватиканской казне минимум на сотню тысяч евро ежедневно.

Отказавшись от фотосъемок и запретив любые свои изображения, Ленни пытается объяснить Софии идею «невидимого» папы и в качестве примера называет нескольких значимых персонажей. Только Ленни ошибается в главном: чтобы привлечь внимание, недостаточно быть просто невидимым. Мина Маццини, Стэнли Кубрик и Джером Сэлинджер уходили в затворничество на пике своей славы, уже создав нечто стоящее. А невидимость у Бэнкси и Daft Punk напрямую связана с творчеством: Бэнкси — художник граффити, а с точки зрения законодательства — вандал, поэтому он вынужден скрываться, а у Daft Punk сценические костюмы тесно связаны с музыкальным стилем. Другими словами, они популярны не потому, что не показывают своего лица, а потому, что создают отличные песни, книги, инсталляции и музыку. Невидимость — ничто, если не подкреплена деянием.

Фото: Vostock-media

На самом деле Ленни мог бы объяснить концепцию невидимости гораздо проще, но тогда бы не получилось искрометного диалога, Соррентино пришлось бы влезать в историю и теологию, а зритель бы заснул с попкорном под мышкой.

Дело в том, что отличный пример невидимого находится каждый день перед глазами тысяч верующих. В соборе Святого Петра под пышным алтарем, изображающим четырех отцов церкви, под деревом, бронзой и позолоченной лепниной пустого трона спрятана деревянная кафедра апостола Петра.

Она была подарена папе Иоанну VIII королем Франции Карлом Лысым в 875 году и с 1666 года, когда Джан Лоренцо Бернини закончил алтарь, скрыта от глаз и выставлялась для обозрения верующих всего однажды в XIX веке. И тут совершенно не важно, действительно ли на этом деревянном троне сидел апостол Петр или это средневековая легенда. Важно то, что пустая кафедра символизирует преемственность папской власти напрямую от Иисуса — то есть от Бога. Другими словами, пустой трон чуть ли не единственный способ визуально изобразить эту власть и ее источник.

И хотя, в отличие от иудаизма или ислама, христианство методом проб и ошибок все же нашло приемлемый способ изображать божественное, Ленни жестко, по‑византийски трактует вторую заповедь Ветхого Завета про «не сотвори себе кумира».

Кардинал Ассенте (говорящая фамилия — «отсутствующий») признается папе в том, что он гомосексуалист — кажется, что в рядах католической церкви их очень много. Причина проста. Долгое время верующие мальчики из католических семей, осознав свою гомосексуальность, понимали, что это конец — церковь признает секс только как способ произвести потомство и не признает гей-браков. От них отрекутся родные и близкие, их осудят все знакомые и незнакомые (а в реалиях небольшого городка это даже в 2017 году выглядит как прижизненный ад), и им останется только бежать, не останавливаясь, туда, где их никто не знает. Хуже того, они никогда не смогут больше вернуться домой, увидеть друзей, родителей, братьев и сестер.

Один из способов сохранить себя и прежнюю жизнь — это отречься от всего мирского. Потому что нет разницы, отрекаешься ли ты от любви к женщине или к мужчине, если ты принес обет безбрачия. Увы, обеты, принятые в 16−18 лет под грузом страха и сомнений, иногда в 30−40 лет оказываются не так просты в исполнении. Возникает странный парадокс: церковь, клеймящая гомосексуалистов, создает такие обстоятельства, при которых часть гонимых пополняет именно ее ряды.

Дон Томмасо рассказывает Ленни о том, что сестра Мэри много на себя берет, употребляя местоимение «мы», когда говорит о папе. «Женщине никогда не стать папой римским», — отвечает Ленни своему исповеднику.

И ошибается лишь наполовину. В истории папства существует легенда о папессе Иоанне — дочери одного английского миссионера, влюбившейся в монаха и последовавшей за ним на Афон, переодевшись в мужское платье. Что потом стало с возлюбленным, неизвестно, но отчаянная девушка прижилась при монастыре и сделала карьеру, переехала в Рим, получила кардинальский сан и была избрана папой. Под именем Иоанна VIII она папстовала всего пару лет (предположительно между 855 и 858 годами) и закончила трагически: по легенде, папа начал рожать прямо посреди крестного хода и был убит на месте оскорбленными верующими.

Еще можно вспомнить Лукрецию Борджиа, родную дочь папы Александра VI, замещавшую отца на папском престоле в его отсутствие. Или донну Олимпию, невестку папы Иннокентия Х, которая в буквальном смысле отобрала у мягкотелого папы не только всю власть, но и всю казну: когда Иннокентий Х умер, его хоронили на пожертвования.

В ХХ веке на роль сопапы претендовала сестра Паскалина Ленерт, экономка Пия XII, прозванная в Ватикане «немецким капралом» и обладавшая огромным влиянием на папу. А в XXI — Ингрид Стампа, помощница Бенедикта XVI, которую потом связывали со скандалом Vatileaks (мажордом папы слил огромное количество внутренних документов журналистам).

Так что даже к папам иногда применима пословица: «За каждым известным мужчиной стоит женщина».

Ленни осматривает склад папских подарков и находит клетку с живым кенгуру, которого ему подарил посол Австралии. Вместо того чтобы передать животное римскому зоопарку, Ленни открывает клетку и выпускает его, словно птицу, на свободу, в Ватиканские сады — и кенгуру выходит на жест Ленни, словно подчиняясь ему. Все присутствующие немедленно восторгаются святостью папы.

Почему именно кенгуру? А почему бы и нет? Во‑первых, это красиво. «Если у вас бюджет €40 миллионов, вы можете позволить себе и кенгуру», — однажды заметил Соррентино, который до этого уже снимал жирафа в «Великой красоте». И, как и жираф, этот кенгуру, увы, ненастоящий. Во время съемок его роль исполнял муляж животного, выкрашенный в зеленый цвет, а все остальное было сделано при постобработке.

А если бы это был настоящий кенгуру, то его можно было бы выпустить в сад? Нет. На самом деле Ватикан — это очень людное место с интенсивным автомобильным движением, состоящее на треть из асфальтированных парковок перед офисами. Собственно, сами сады — это небольшая, ничем не огороженная часть на севере, которую можно обойти за 20 минут быстрым шагом. Тропинки Ватиканских садов в сезон загружены посильнее взлетных полос любого крупного аэропорта — не успеет завернуть за угол одна туристическая группа, как немедленно появляется следующая. И это не считая крестных ходов или рабочих встреч с папой на открытом воздухе. В общем, в настоящих Ватиканских садах может спрятаться только кошка, а бедный кенгуру не протянул бы и двух дней.

Один из всем запомнившихся моментов второго эпизода — это донельзя ироничная футболка сестры Мэри с надписью I’m a virgin, but this is an old shirt. Еще одна режиссерская находка, которая помогает собрать воедино непростой характер персонажа: сестра Мэри работала в приюте для сирот, сестра Мэри дымит как паровоз и проводит свободное время, бросая мяч в баскетбольное кольцо. Сестра Мэри иронизирует, что должна была взломать ящик для пожертвований и потратить украденное на пластического хирурга. Она говорит о папе «мы» и шпионит за недругами по темным переулкам. А теперь вот еще и эта футболка — прекрасная приманка для зрителя, который удивленно соображает, что же именно он смотрит — историческую драму, криминальный роман или комедию. И да, если верить архивам интернета, то первые футболки с такой надписью появились около 2008 года. Так что в каком-то смысле это и правда старая футболка.

Практически весь сериал Соррентино разбрасывает подсказки для зрителя, скрытые в деталях и полунамеках. Например, после разговора с Томмасо о том, что сестра Мэри опьянена внезапно свалившейся на нее властью, недоверие Ленни начинает расти, и во время ночного разговора с ней он вдруг слышит шорох за дверью. Он решает проверить, но за дверями нет никого, перед ним только картина «Тайная вечеря». Сестра Мэри говорит о том, что видит в Ленни отражение Христа, — и тут картина на заднем плане превращается в забавный режиссерский спойлер о том, что буквально через пару серий сестра Мэри решится на предательство.

В первой серии Ленни снилось, что он выступает перед верующими средь бела дня с необыкновенно реформаторской речью, способной довести кардиналов до обморока. Расступаются тучи, выглядывает солнце, и вся площадь взрывается аплодисментами. Реальность оказывается прямо противоположной — глухая ночь, Ленни прячется в тени и кричит оттуда: «Я не должен доказывать вам, что Бог есть. Это ваша задача — доказать мне, что Его нет», а верующие обескураженно молчат. И правильно молчат, потому что Ленни проделывает то, что называется «смещением бремени доказательств» или «чайником Рассела».

Английский философ Бертран Рассел в рассуждениях о существовании Бога привел такую аналогию: если бы он заявил, что вокруг Солнца на орбите между Землей и Марсом вращается маленький фарфоровый чайник, существование которого нельзя подтвердить ни расчетами, ни наблюдениями, то его бы приняли за сумасшедшего.

Но если бы о чайнике издавна рассуждали античные философы, его упоминания встречались во многих книгах в течение многих веков и об этом знал каждый школьник, то, посмей Рассел заявить, что никакого чайника не существует, итог был бы тем же самым: его все равно приняли бы за сумасшедшего.

Вкратце это означает, что атеисты не обязаны доказывать, что Бога нет. Доказывать можно только наличие, а не отсутствие. Поэтому логика в выступлении папы вывернута наизнанку: под балконом стоят верующие, а Ленни обращается к ним с позиции самого настоящего атеиста, словно он — это голос их сомнений.

Есть еще один хороший момент в проповеди Ленни — когда он говорит: «Идите сначала искать Бога, и когда вы найдете и увидите его, вы сможете увидеть меня». Несмотря на весь кажущийся подростковый нонконформизм высказывания, это серьезное заявление. Зачем тебе церковь, если ты не веришь в Бога. Зачем тебе глава этой церкви, если ты не видишь Бога. ≠

«Молодой папа»: Святость — не тупость

Закончился первый сезон сериала «Молодой папа» — нарядной драмы Паоло Соррентино, транслировавшейся на HBO, Canal+ и Sky Atlantic (в России — Амедиатека). История самого молодого Папы Римского, вдобавок первого американца во главе католической церкви, начиналась как претендующий на реализм анекдот, в котором молодой понтифик оказался настолько консервативным, что взвыли даже морщинистые кардиналы, годящиеся ему в отцы и деды. Впрочем, оружие Соррентино не столько ирония, сколько балансирование между сатирой и проповедью. По итогам десяти серий он высказался на множество злободневных тем, а шоу уже продлили на второй сезон.

Кардиналу Ленни Белардо (одна из лучших за последнее время роль Джуда Лоу) исполнилось 47, когда его избрали Папой Римским: он перебрался из Нью-Йорка в Ватикан, оставив в столе пачку любовных писем к единственной девушке, которая обожгла его сердце в далекой юности. Влиятельный кардинал Войелло посчитал, что «юношей» будет проще управлять, и сагитировал коллег голосовать за него в обход фаворита — кардинала Спенсера (Джеймс Кромвелл), наставника нового Папы. История Белардо — ныне Папы Пия XIII — полна пронзительных, мелодраматических нюансов: выросший в приюте сирота, которого бросили родители-хиппи; смертельно красивый итало-американец, так и не познавший радостей плоти; мужчина в самом расцвете сил, достигший такой власти, о которой не мог и мечтать, но так и оставшийся в глубине души ребенком, тоскующим по родителям; наконец, «Молодой папа» — это история святого, который ворвался в утрамбованный старыми и новыми традициями Ватикан, святого, который то ли в шутку, то ли взаправду периодически объявляет, что в Бога-то и не верит.

Итальянец Соррентино — едва ли не главный современный режиссер Апеннин — для такого материала постановщик, пожалуй, идеальный: амбициозный, эрудированный, умеющий снять пронзительно, глянцево, красиво, не боящийся свалиться в раздражающую нарочитость и регулярно туда соскальзывающий. Его стиль — на стыке пошлого и великого: классические симфонии плюс танцевальная музыка (I’m sexy and I know it), цветовая гамма и мизансцены полотен Ренессанса плюс глянцевая клиповая эстетика и выпендрежный монтаж, вечная насмешка плюс патетичные монологи о самом важном. Соррентино, который лишь на год младше собственного героя (и в этом тоже можно углядеть нескромное послание), кинематографический франт и пижон, чем многих раздражает до зубного скрежета, и «Молодой папа» в этом смысле затыкает за пояс все последние работы режиссера: сериал про Ватикан избыточен даже по меркам итальянца. Шоу попросту лопается от деталей: камерарий кардинал Войелло (Сильвио Орландо, похожий на любимца Соррентино Тони Сервилло) болеет за «Наполи» и носит в карманах три смартфона с изображениями футболистов любимого клуба, другой кардинал чередует сигаретные затяжки с «поцелуями» аппарата искусственной вентиляции легких. Сестра Мэри (Дайан Китон), воспитавшая нынешнего Папу, обожает играть в баскетбол. В каждом духовное сочетается с плотскими хобби. И это нагромождение так бесстыдно, что даже очаровательно.

Форма конгениальна содержанию: за десять серий Соррентино успел многое. Затронуть подковерные игры в Ватикане, аборты и протесты феминисток, педофильские скандалы вокруг священников, религиозные миссии в Африке. Наконец, изобразить религию как явление шоу-бизнеса: кардинал Войелло издает одну автобиографию за другой, портрет Папы наносят на тарелки (самый успешный в католическом мире мерчендайз). «Кто самый великий писатель, композитор и режиссер?» — спрашивает Пий XIII у пресс-секретаря (Сесиль де Франс), шокированной тем, что Папа не хочет показывать верующим свой лик. Правильные ответы — Сэлинджер, Daft punk и Кубрик. Затворники и мистификаторы. Такой же путь избирает и он — сирота, в поисках родительской любви обратившийся в богу, дошедший до высшего чина, но так и не нашедший того, что искал. Возможно потому, что оно всегда было с ним: и тут уже не разберешься, совпадение то или дар, обрел его упёртый мальчуган в стремлении заслужить божественную любовь или был изначально им награжден. Как бы политические схемы Ватикана ни пытались сбить его с дороги, действия Папы в итоге заставляют всех отступить и поверить (да и сам Пий XIII не стесняется пересматривать радикально-консервативные взгляды). «Счастливые мы или слепые?» — вопрошает он в финальной проводи. В сущности, какая разница.
Смотрите с 1 декабря в Амедиатеке и с января на канале AMEDIA Premium.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *