все знают эту фотографию.
Меня всё время занимала история её создания, но ничего путного не находилось, кроме имени погибшего — Federico Borrell García.
Недавно случайно накнулся на подробную статью биографа Капы, Ричарда Вэлана (Richard Whelan), пунктиром:
…5 Сентября 1936 года, находясь в зоне боевых действий,
Роберт Капа встретил группу ополченцев —
несколько мужчин и по крайней мере одну женщину:
На этой фотографии погибший позже Федерико крайний слева.
Так как выстрелов не было слышно и противник никак себя
не проявлял, было решено устроить фотосессию.
Участники, взяв винтовки наперевес, с криками и выстрелами
побежали по склону холма. Капа бежал вместе с ними, фотографируя.
Эта активность привлекла внимание противника и участники
попали под пулемётный огонь.
К счастью, на пути была неглубокая выемка.
Укрывшись в ложбине, Капа продолжал снимать.
Не все успели вовремя спрятаться.
Подстрелили несколько человек, не только Федерико.
Вот например снимок, на котором тоже запечатлён падающий ополченец:
несмотря на сходство, точно установлено что это не наш герой.
Этот товарищ на групповом снимке вверху — третий слева.
Этот снимок сделан уже из ложбины.
Стрелкой указано место гибели Федерико, а крестиком —
место нахождения Капы в момент фотографирования «Смерти республиканца».
Вот собственно и вся история.
Капа действительно снял эту фотографию под огнём, и это действительно смерть солдата.
Что произошло бы, если бы ополченцы не встретили тогда Капу на пути…но не мы выбираем свою судьбу, она выбирает нас.

Роберт Капа – легенда военной фотожурналистики

Роберт Капа (настоящее имя – Андре Фридман) появился на свет 22 ноября 1913 года в богатой семье из Будапешта. У его отца было собственное модное ателье. Младенец при рождении имел шестой палец на одной руке, что мать и отец приняли за знак неординарности. Позже, конечно, лишний палец ампутировали, но родители всю жизнь считали, что были правы в одаренности сына.

Этапы становления личности

В большой и богатой семье Фридман было трое сыновей. Но только средний, Андре, всегда привлекал к себе внимание живым характером. Он был импульсивен и подвижен, за что окружающие долгое время называли его Банди. Как-то раз подросток увидел в модном журнале снимки, сделанные фотографами-реформаторами. Эти работы произвели неизгладимое впечатление на мальчика.

Помимо фотографии молодой человек увлекался политикой, его живо интересовали идеи социализма. После окончания высшей школы Фридман хотел стать журналистом, но этому помешала, как ни печально, его национальность. В Венгрии процветал антисемитизм, и Банди арестовали за политические взгляды. Освобождению будущего фотографа помогло знакомство его родителей с женой начальника полиции. В семнадцать лет Фридману пришлось покинуть страну и переехать в Германию.

Период скитаний

В 1932 году, бросив учебу в университете по причине нехватки средств, будущий фотожурналист поступил на работу в фотоагентство «Дефот». Проработав там некоторое время, он получил возможность выезжать на различные мероприятия для съемок репортажей. Однажды, несмотря на запрет, фотографу удалось сделать снимок Троцкого на выступлении перед немецкими студентами. Эти кадры принесли Фридману известность.

Приход к власти Гитлера вынудил Андре Фридмана скитаться по Европе. Поселившись в Париже в 1934 году, фотожурналист нашел там своих единомышленников и верную подругу жизни. Это была Герда Таро.

Псевдоним

Продавать свои фотографии Андре Фридману было сложно, поскольку у него был конкурент-однофамилец. Из-за этого и произошло рождение великого Роберта Капы – фотографа-американца, «рожденного» с помощью Герды Таро.

Смена имени помогла мастеру в создании своего агентства, специализировавшегося на скандальных снимках. Через некоторое время влюбленные коллеги покинули Францию, отправившись покорять США. В этом они преуспели, благодаря таланту Роберта Капы.

Мировая известность

Во время войны в Испании Капа освещал и документировал боевые действия. Так 5.09.1936 года появился снимок, принесший автору мировую известность. Назывался он «Смерть солдата-лоялиста».

И хотя эта работа вызвала шквал критики, фотограф остался верен своему реноме. Проведя длительное время в Испании, Роберт Капа сделал большое число фотографий.

В этот период была трагически убита Герда Таро. Фотограф воспринял данное событие близко к сердцу. После работы в Испании Роберт Капа отправился в Китай, откуда вел репортажи, принимая участие в создании фильма о вторжении в страну войск Японии.

Во время Второй Мировой войны Капа был на фронте, а в 1944 году оказался единственным представителем прессы в момент высадки войск союзников. После окончания войны в 1947 году, Роберт Капа вместе с единомышленниками организовал агентство «Магнум». Фотодокументалисты того времени не были богатыми людьми, но это не мешало им плодотворно трудиться и делать репортажи из различных горячих точек.

25 мая 1954 года жизнь талантливого и отважного фотожурналиста трагически оборвалась при взрыве противопехотной мины в Индокитае.

Вклад этого человека в мировую документалистику неоценим. Его работы были выполнены без прикрас, а жизнь и смерть показаны такими, какими они есть на самом деле. Благодаря этому свойству фоторабот имя Роберта Капы навсегда внесено в списки великих фотографов мира.

Горячие точки Роберта Капы (ФОТО)

Роберт Капа (настоящее имя Эндре Эрнё Фридман) родился в еврейской семье в Будапеште в 1913 году. В 1931 году переехал в Берлин, где и начал заниматься фотожурналистикой. В 1932 сделал в Копенгагене серию портретов Л. Троцкого, имевшую большой успех в печати. После этого переехал в Париж, где познакомился Анри-Картье Брессоном.

Был на фронтах Испании, где сделал свой классический снимок смерти республиканского солдата в момент, когда того настигла пуля. В 1938 году работал фотокорреспондентом во время японско-китайской войны. С 1940 года жил в США. Работал в северной Африке и Италии. В 1944 снимал высадку союзнических войск в Нормандии. В 1947 вместе с Анри Картье-Брессоном, Джорджем Роджерсом и Дэвидом Сеймуром основал фотоагентство «Магнум», которое и возглавил в 1951 году.

В 1953 году был вынужден переехать в Европу, спасаясь от маккартизма. В 1947 году вместе с писателем Джоном Стейнбеком получил приглашение в Советский Союз, где в течение нескольких месяцев документировал повседневную жизнь. По результатам этой командировки была создана книга «Русский дневник» («Russian Journal») с фотографиями Капы.

В 1948 и в 1950 годах работал в Израиле. Погиб во Вьетнаме, подорвавшись на мине.

Представляем нашим читателям некоторые фотографии Роберта Капы, опубликованные агентством «Магнум».

Горячие точки Роберта Капы

Испания. Барселона. Январь 1939. Люди спешат в укрытия во время воздушной тревоги. Город сильно бомбили, в тот момент фашистские войска генерала Франко быстро подошли к городу.

Горячие точки Роберта Капы

Испания. Передовая Кордовы. Сентябрь 1936. Смерть республиканского солдата


Испания. Мадрид. Ноябрь-декабрь 1936. Члены интернациональных бригад в медицинской школе университета Мадрида, на западной окраине столицы. Фашистские мятежники предпринимают попытку захватить Мадрид.


Дания. Копенгаген. 27 ноября 1932. Лекция Льва Троцкого


Испания. Бильбао. Май 1937. Люди бегут в укрытие, услышав воздушную тревогу.


Испания. Недалеко от Барселоны. 25 октября 1938. Прощание с членами интернациональных бригад, которые были уволены республиканским правительством после заключения пакта о ненападении Германии и Советского Союза и дружбы Сталина с Германией.


Испания. 25 октября 1938. Церемония прощания интернациональных бригад.


Китай. Хубэй. Ханькоу. Март, 1938. Молодые женщины проходят военную подготовку. После сдачи Шанхая и Нанкина японским войскам, Чан Кай Ши отступил в Ханькоу, где сопротивлялся до конца 1938 года.

Испания. Барселона. Январь 1939. Маленькая девочка отдыхает во время эвакуации города.

США. Штат Айдахо. 1940. Американский писатель Эрнест Хемингуэй.

США, штат Айдахо. Октябрь 1941. Гарри Купер

Италия. Сицилия, недалеко от Никосии. Июль 1943. Немецкий солдат, взятый в плен американскими войсками.

Июль 1943. Солдат Американской медицинской службы осматривает немецкого военнопленного.

Италия. Неаполь. 2 октября 1943. Женщины плачут на похоронах двадцати подростков-партизан, сражавшихся с немцев перед тем, как союзники вошли в город.

Тунис. Апрель 1943. Американский летчик

Италия. 1944 год. Добровольцы корпуса французской скорой помощи рядом с передовой в ожидании вызова.

Франция. 28 июля 1944. Французский фермер предлагает сидр американским солдатам.

Франция. Шартр. 18 августа 1944. Французская женщина, которая родила ребенка от немецкого солдата, идет домой после того как ее в наказание обрили.

Париж. 25 августа 1944. После вступления 2-й французской танковой дивизии, многочисленные засады немецких снайперов были уничтожены в уличных боях. В этом солдатам помогали французские гражданские лица и члены Сопротивления. На этой фотографии изображен французский гражданский, который не в силах сдержать свой ​​гнев против взятого в плен немецкого солдата.

Париж. Толпы заполнили Елисейские поля 26 августа 1944 года, чтобы отпраздновать освобождение Парижа.

Франция. Париж. Празднование освобождения города на Елисейских полях. 26 августа 1944.

Франция. Париж. 26 августа 1944. Снайперы открыли огонь по людям, празднующим освобождение Парижа.

Когда снайперы в зданиях открыли огонь по триумфальному параду, толпа запаниковала и люди стали ложиться на тротуар.

Великобритания. Лондон. Май 1944. Эрнест Хемингуэй на больничной койке.

Франция. Нормандия. 6 июня 1944. Высадка американских войск.

Франция. Нормандия. 6 июня 1944. Высадка американских войск.

Нормандия. Июнь 1944 года. Французские рыбаки смотрят на трупы на пляже после высадки войск союзников

Франция. Нормандия. 6 июня 1944. Высадка американских войск.

Кальвадос. Сен-Лоран-сюр-Мер. Июнь 1944 года. Немецкие солдаты, захваченные в плен американскими войсками.

Бельгия. Битва при Арденнах. 23-26 декабря 1944 года. Американский солдат захватывает в плен немецкого солдата.

Германия. Окраины Везеля. 24 марта 1945 года. Бегство немецких фермеров.

Германия. Лейпциг. 18 апреля 1945 года. Американский солдат, убитый немецким снайпером.

Израиль. Хайфа. 1949-50 гг. Женщина несет багаж, рядом идет маленький мальчик.

Израиль. Возле Хайфы. 1950. Ребенок в транзитном лагере для новых иммигрантов.

СССР 1947 года. Фотографии из книги Дж. Стейнбека «Русский дневник»

Фотограф Роберт Капа во время путешествия с Дж. Стейнбеком в 1947 по СССР по маршруту Москва – Сталинград – Украина – Грузия сделал много интересных фотографий, которые были опубликованы в книге Джона Стейнбека «Русский дневник». Предлагаем эти фотографии вашему вниманию. Первоначально фотографии опубликованы ЖЖ-юзером kyegoshin в коммьюнити soviet_life.
Москва. Угол Неглинной и Пушечной
Москва. Вид с Ленинских гор
Москва
Москва. Магазин
Москва. Художественный совет в Доме мод на Кузнецком. Обсуждение моделей, которые пойдут в массовый пошив.
Москва. В ресторане
Москва. Памятник вождям
Украина. Днепр
Украина. Стейнбек отметил, что в Москве люди совсем не улыбаются, а в других городах, особенно на Украине и в Грузии — на каждом шагу
Киев. Регулировщица
Киев. Крещатик
Киев. Генплан реконструкции города
Киев. Успенский собор Киево-Печерской лавры
Киев. Клоуны в киевском цирке, изображающие американцев
Киев. Зрители в цирке
Киев. Танцы в шалмане на берегу Днепра
Украина. Крестьянский ребёнок
Украина. Деревня, практически полностью разрушенная немцами
Украина. Крестьянка и ее диалог с Капой:
Там была женщина, у которой было живое лицо и заливистый смех; Капа решил сделать ее портрет. Впрочем, язык у нее тоже был подвешен неплохо. Она сказала:
«Я не просто работящая, но еще и дважды вдова, и мужики сейчас меня боятся.» — и поднесла огурец к объективу фотоаппарата.
Капа подколол:
«А за меня пойдешь?»
Тетька откинула голову назад и похохатывая ответила: «Ну вот смотри: Кабы Бог хоть с огурцом посоветовался, прежде чем мужчину сотворить, было бы меньше несчастных женщин.» И все присутствующие на поле покатились со смеху.
Украина. Пасечник
«Старый пасечник открыл ульи и продемонстрировал мёд. Он работал на пасеке на протяжении тридцати лет, и очень, по собственным словам, этим гордился. Многие годы он держал пчел, не имея специальных знаний, но теперь он имел возможность читать и учиться. Еще у него была огромная ценность — шесть новых маток. Пасечник сказал что они прибыли из Калифорнии. По его описанию я предположил, что это была какая-то разновидность Итальянских черных пчел.»
«Оттуда, мы отправились на поле, где молотили пшеницу. Оборудование было жалким и устаревшим: одноцилиндровый мотор приводил в движение молотилку, а веялки были ручными.»
«В очередной раз в глаза нам бросилось малое количество мужчин. Женщин было намного больше, а из тех мужчин, что были, большое количество было инвалидами: у человека, управляющего молотилкой на одной руке совсем не было пальцев.»
Квартирная хозяйка Стейнбека
Деревенское убранство. «В одном углу общей комнаты висела икона Христа и Борогодицы, в окладе и накрытая самотканым рушником. Икона была очень старой, должно быть они закапывали ее при немцах. Еще была потемневшая фотография предков. Эта семья потеряла двух сыновей в армии и на другой стене висели их портреты в форме — молодые, мужественные деревенские парни.
Украина. Восстановление деревни
Украина. На пляже
Украина. Обмолот пшеницы в другом колхозе
Украина. Деревенский пруд
«Дома в деревне были расположены вокруг пруда, где люди купались, стирали белье и поили лошадей. Пацаны нагишом, верхом на лошадях заходили в воду и отмывали их. Все общественные здания также находились вокруг пруда: клуб, с небольшой сценой и танцполом, мельница, где перемалывалось зерно местного производства и контора, в которой вели учет и делопроизводство. В этой конторе был радиоприемник, громкоговоритель которого был выведен на крышу. Это была электрифицированная деревня, с освещением и электрооборудованием.
Украина. В деревенском клубе
«Их было так мало — мужчин, которые могли бы быть мужьями. Кругом крутились пацаны, а парни, которые должны были танцевать с девушками, были мертвы.
Энергии девушек можно было позавидовать — целый день они работали в поле, с самого рассвета, и после часового вечернего отдыха они были готовы танцевать до утра. Пожилые мужчины у шахматных столов продолжали играть, шум и кавардак вокруг их совсем не трогал.
Украина. Пьеса в деревенском клубе
Украина. Крестьянка в поле
Украина. Хлебозавод
«От рынка мы направились на завод, снабжающий ржаным хлебом весь город. Перед входом, сопровождающий надел на нас белые халаты. Часть завода лежит в руинах и восстанавливается. Сопровождающий сказал, что завод работал во время осады, и печи продолжали работать даже когда бомбы рвались вокруг.
Вокруг нас были горы хлеба. Производство полностью механизировано — миксеры, мешалки и печи. Реки ржаного хлеба выходят из печей, сортируются в лотках и отправляются в город.
Люди гордятся своим заводом. Сопровождающий спрашивал нас есть ли такие замечательные вещи у нас в Америке. Тут мы вновь столкнулись с тем, что русские искренне верят в то что они сами придумали все это.»
Украина.
«Время нашего пребывания в Киеве подошло к концу и мы готовились вернуться в Москву. Люди, с которыми мы столкнулись в этой поездке были очень гостеприимными, щедрыми и сердечными. Они были энергичными, умными, улыбающимися людьми с чувством юмора. Они упорно поднимали из руин свою страну: новые дома, новые заводы, оборудование — новую жизнь. Каждый раз нам говорили — Приезжайте к нам через несколько лет и посмотрите чего мы достигли! »
Москва. Выставка трофейной техники в ЦПКИО
Москва.
Стейнбек жалуется на то, что для того, чтобы попасть из Киева в Сталинград, нужно сначала попасть в Москву.
Сталинград
Сталинград. Фонтан «Бармалей» («Детский хоровод», «Крокодил», «Дети», «Дети и крокодил», «Танцующие дети») — фонтан, который находился в городе Сталинграде и был установлен перед музеем обороны Царицына. Памятник представлял собой круг из шести детей, танцующих хоровод вокруг крокодила. Это был типовой фонтан, аналогичные фонтаны были и в других городах. Фонтан стал знаменит благодаря нескольким фотографиям Э. Евзерихина, сделанным 23 августа 1942 года после налёта фашистской авиации на город. Фотография Евзерихина запечатлела контраст между беззаботно резвящимися детьми и ужасающей картиной разрушений города во время Сталинградской битвы.
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Сталинград
Москва. Салют
Грузия
Грузия. Церковная служба
Грузия
Грузия. В церкви
Грузия. Борцы
Грузия. Зрители, наблюдающие за поединком
Грузия. В поле
Грузия. Застолье
Москва. Креиль ночью
Москва. Танцы
Москва
Москва
Москва
Москва. Зрители на балете
Москва. Балет

Просмотров: 58786

Негативы, которых не было: Что Роберт Капа снял в Нормандии

Этот рассказ — один из самых устоявшихся мифов в истории фотографии: миф о бесстрашном герое-одиночке, рискующем жизнью ради того, чтобы рассказать человечеству правду, и бездушных корпорациях, халатность которых способна немедленно уничтожить единственные свидетельства решающих событий мировой истории. Этот миф появлялся не только в книгах по истории фотографии, не только в биографиях и других книгах о Капе, но и в романах, комиксах, автобиографиях знаменитостей вроде Ингрид Бергман, в фильмах, не говоря уже о бесконечных пересказах в СМИ. Стивен Спилберг утверждал, что именно эта история вдохновляла его на съемках картины «Спасти рядового Райана».

Стивен Спилберг утверждал, что именно эта история вдохновляла его на съемках картины «Спасти рядового Райана».

Первая версия этой истории начала распространяться сразу после «дня Д», впервые была опубликована осенью 1944 года и окончательно утвердилась после издания мемуаров Капы «Слегка не в фокусе» в 1947-м. С тех пор ее бесконечно повторяли, всегда основываясь на версиях Капы и Морриса. Эту версию заново публикуют к каждому юбилею «дня Д», и никто за семь десятилетий не удосужился ее проверить. Никто, несмотря на множество белых пятен в этой истории, ни разу не подверг ее сомнению (а уж меньше всего руководители Международного центра фотографии, в котором находятся архивы Капы).

Наше расследование спровоцировали две «юбилейные» публикации. Сначала вышел лестный очерк про Джона Морриса в журнале Vanity Fair, в очередной раз пересказывающий этот миф. Вскоре после этого TIME Inc. — корпорация, которая в 1944 году заказала и опубликовала снимки Капы с «дня Д», — разместила на своем сайте видео, посвященное этим снимкам, которые еще называют «великолепными 11».

Видео для TIME подготовило одно из подразделений Magnum Photos, агентства, которое Капа с коллегами основал в 1947-м. Закадровый текст читал сам Джон Моррис, на тот момент 97-летний. Одним словом, в записи видео участвовали люди и организации, заинтересованные в создании и распространении этого мифа, — все, кого я называю «синдикатом Капы».

Детали двух этих практически идентичных пересказов официальной истории вызвали подозрение Дж. Росса Бомана: они показались ему нелогичными и неправдоподобными. Самый молодой фотожурналист, когда-либо получивший Пулитцеровскую премию (в 1978 году в возрасте 24 лет), Боман и сам — опытный военный фотограф, работавший в зонах боевых действий на Ближнем Востоке, в Сальвадоре, Родезии и других местах. Как основатель фотоагентства Visions, специализирующегося на подобных репортажах, он к тому же очень опытный фоторедактор. Росс связался со мной, чтобы узнать, не мог бы я опубликовать его анализ в своем блоге, Photocritic International. Я согласился.

Пока я редактировал его скептический текст и проверял факты, уже мой собственный «детектор лжи» забил тревогу. Я понял, что критический анализ Бомана поднял больше вопросов, чем ответов, и эта история требует глубокого изучения. Я решил продолжить расследование сам.

Тогда я впервые погрузился в литературу о Капе. Прочитав множество свидетельств Морриса об этой истории в разных интервью, очерках и статьях, я пришел к выводу, что та ее часть, которой он сам был свидетелем (потеря негативов в проявочной лондонской редакции LIFE), попросту не могла происходить так, как он описывает.

Оглядываясь назад, я не могу понять, почему так много людей (в том числе профессиональные фотографы) безо всяких сомнений приняли на веру эту совершенно неправдоподобную версию, состряпанную Моррисом. Каждый, кто знаком с аналоговой фотографией и практикой проявки, должен был счесть ее невероятной. Нагреватели в деревянных шкафах для сушки пленки образца 1944 года были неспособны так уж сильно нагреть воздух, а эмульсии тех времен не плавились даже под воздействием довольно высоких температур. А двери шкафов для просушки обычно держали закрытыми, а не открытыми, поскольку основная функция таких шкафов — предотвращать прилипание пыли. Поверить во все это мог только человек, полностью невежественный в фотоматериалах и процессах. Но, к своему стыду, я и сам заметил нестыковки, только когда начал проверять факты из статьи Бомана — через полвека после того как впервые прочел эту басню в мемуарах Капы.

Конечно, сам Капа, публикуя эту историю в своих мемуарах, не мог не знать, что это неправда, — он ведь начинал свою карьеру в фотографии именно в качестве помощника по проявке. И у меня возник следующий вопрос: если этой истории с пленками Капы не происходило, что же произошло на самом деле? И если все люди, рассказывавшие ее, были готовы лгать, то что они скрывали? Наше расследование началось.

Капа, публикуя эту историю в своих мемуарах, не мог не знать, что это неправда.

…За эти годы я тщательно ознакомился с тем, что писали о фоторепортаже Капы с «дня Д». По моему мнению, все эти публикации о Капе больше похожи на жития святых, чем на научное исследование. Его собственные мемуары тоже производят впечатление неточного и ненадежного источника. Воспоминания Морриса безоговорочно повторяют истории Капы (плюс его собственную сагу об «испорченных» негативах).

Книги Ричарда Уилана, который считается основным исследователем творчества Капы, просто некритически цитируют или перефразируют Капу и Морриса — возможно, потому, что их спонсировали, субсидировали, публиковали и рекламировали напрямую заинтересованные лица. Остальная серьезная литература о Капе, созданная под бдительным надзором его младшего брата Корнелла или других членов «синдиката Капы», почти вся была одобрена Корнеллом и опирается на предоставленные им материалы. Следовательно, это исследования, дискредитированные своей непоколебимой лояльностью к наследникам Капы и уже поэтому подозрительные.

Еще один недостаток этих публикаций — зависимость от ненадежных и совсем не нейтральных источников: самого Роберта Капы с его явной склонностью к созданию мифа вокруг себя; его младшего брата Корнелла, у которого есть все основания укреплять репутацию брата; и их близкого друга Джона Морриса, который сам приложил руку к созданию этой легенды. Только неавторизованная биография Капы «Кровь и шампанское» (2002), написанная Алексом Кершоу, создавалась независимо от влияния Корнелла — но ценой потери доступа к ключевым материалам для исследования. Все остальное опубликованное о Капе (в том числе статьи в СМИ, регулярно появлявшиеся к юбилеям «дня Д»), слепо повторяют утвердившийся миф.

Наконец, литература о Капе страдает от еще одного фундаментального недостатка: те, кто ее создает (за исключением самого Капы и его брата), лишены и практических знаний о производстве фотографий, и военного опыта, и навыков анализа фотоматериалов. Поэтому исследование творчества Капы должно отбросить существующую литературу, обращаясь вместо нее к самим фотографиям и документам, которые не контролируются «синдикатом Капы» и к которым представители «синдиката» не могут запретить доступ. Такие материалы и лежат в основе нашего исследования.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *