Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом

Елена Кленина
Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом

Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.

В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ней.

Наиболее типичные симптомы аутизма

• Недостаточное развитие языка, отсутствие речи.

• Ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг него.

• Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень кратковременно, ребенок смотрит как мимо людей, не замечая их и относится к ним как к неодушевленным предметам.

• Ребенок с аутизмом не переносит эмоционального контакта с родителями.

• Ребенок, страдающий аутизмом, никогда не играет с игрушками, и даже не проявляет к ним интереса.

• Ребенок не проявляет интерес к другим детям, не играет со сверстниками.

• Ребенок, страдающий аутизмом, не может научиться простейшим навыкам самообслуживания.

• Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, она не понимает и не может оценить опасности окружающего мира.

• Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии.

• У ребенка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений — она раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и крутит различные предметы, долгое время смотрит на мир, огонь, вентилятор.

Что можно посоветовать родителям и близким детей, страдающих аутизмом?

Если для родителей заметными становятся вышеперечисленные признаки аутичного типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы убедиться, насколько эти особенности развития ребенка имеют основание. Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом — детским психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для этого важно проконсультироваться у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а также определить формы и направления коррекционных занятий для ребенка.

Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять надежду. Сегодня во многих городах открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи дети страдают аутизмом.

Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации больного ребенка. Естественно, главная задача здесь ложится на плечи родителей. Поэтому первостепенной шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает аутизмом. Ведь она не психически больной человек, у него просто «другой способ видения мира», ей немного труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно ей помочь, поддержать, научить.

При правильном, упорном подходе к выполнению лечебной (реабилитационной) программы дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания.

Гиперчувствительность к звукам и прикосновениям, задержка речевого развития, неуравновешенность. Такие проблемы развития детей с аутизмом возникают перед родителями особых детей.

Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразен. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость.

Первый возрастной кризис приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда каждый ребенок дифференцирует себя из- людей и дифференцирует людей на своих и чужих. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в первом лице. Рост самосознания и стремление к самостоятельности обусловливают частоту эмоционально-поведенческих расстройств на этом этапе. Стремясь к независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и запреты взрослых.

Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.

Особенно важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения четкого распорядка дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.

Поскольку нарушения аутистического спектра являются сквозными, то положительное влияние на развитие ребенка должно происходить комплексно. Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать моторная, эмоциональная и познавательная сферы. По моторной сферы стоит получить консультацию специалистов (особенно важно — еще и отработать определенные навыки, как помогать ребенку в этом направлении.Уметь: активизировать проявления ребенка, выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения, владеть различными способами снятия напряжения, способствовать гармонизации тонической регуляции в целом, поскольку именно она является основой полноценного психического развития.

Советы родителям ребенка аутиста

Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должен быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком.

• Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру. Заинтересовано выполнения вами режимных моментов и не безразлично, ласковое отношение к ребенку, обозначения эмоциональных состояний различными звукосочетаниями способствовать эмоциональному «заражение» малыша. Это, в свою очередь, постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.

• Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т. д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте ее к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь то, что в общей форме он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет,причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на вещание, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком — спокойным (желательно даже тихим) голосом.

• Способствует более легкому прохождению ребенком момента физического отрыва от себя с тем, чтобы предотвратить проявления тяжелых форм «чувство края», когда ребенок становится абсолютно несдержанным, неуправляемой, непослушным. Постоянно формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.

• Учитывайте, что рядом с равнодушием, аффективной блокадой (изоляцией) по отношению к вам, возможно также симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается хотя бы на некоторое время оставаться без вас при том, что никогда не бывает с вами мягкой.

• На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.

• Во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление. При этом учитывайте, что аутичный ребенок может понимать ваши чувства и речи. Однако эмоциональные особенности малыша является препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно продолжать устранять детский сопротивление такими стимулами, которые для нее эмоционально сверхчувствительными, дискомфортными (длинный поцелуй, шепот в ухо и т. д.). Вместе с тем, применяйте определенную трансформацию отношений с ребенком, которого (ситуацию) условно называют «отпусти», когда ребенок старается избегать длительных эмоциональных контактов, объятий, поцелуев. Однако, учитывая естественную автономию ребенка с аутизмом, эту возможность надо использовать осторожно.

• используйте (Как возможный) метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.

• Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.

• Постоянно смягчает недостаточную или полное отсутствие потребности в контактах, а также активное, часто с агрессивным проявлением стремления одиночества и отгороженности от внешнего мира. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Однако присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с матрийкою, которую поочередно составляют, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.

• Научитесь Считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т. д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.

Распределение детей и подростков на группы в соответствии с критериями оценки здоровья

С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний (в качественном и количественном отношении) двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.

Деление на группы по состоянию здоровья обусловлен тем, что достижение оздоровительного эффекта во время занятий физическим воспитанием зависит от степени соответствия занятий, форм и методов занятий индивидуальным особенностям организма, но стоит учитывать, что организм детей (подростков, людей) у которых есть определенные отклонения в состоянии здоровья нуждается двигательной активности не менее, а зачастую и больше, чем организм здоровых школьников, но это должна быть качественно иная двигательная активность.

Факторы, которые влияют на уровень здоровья ребенка:

  • здоровье родителей;
  • особенности протекания беременности матери и родов;
  • особенности развития малыша;
  • домашний микроклимат в семье;
  • условия физического воспитания ребенка;
  • характер и условия отдыха;
  • санитарно – гигиенические условия быта и учебной деятельности.

Если генетические нарушения и повреждения при рождении ребенка отсутствовали, то именно особенности развития малыша влияют на уровень его здоровья.
Патологические отклонения и их степень зависят от возраста ребенка. Дети 2-4 лет проявляют преимущественно нарушение функционального характера, которые могут быть возвращены к норме. Хронические заболевания формируются позже (в основном в школьные годы), но довольно часто формируются к 4-7 годам.( желудочно-кишечного тракта, заболевания носоглотки, нарушение осанки, заболевания кожи и др.).

Учитывая индивидуальные особенности детей и подростков, во время занятий физическим воспитанием общепринятым является деление на группы здоровья по следующим критериям:

  1. степень функционирования основных систем организма;
  2. отсутствие или наличие хронических заболеваний;
  3. степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;
  4. степень гармоничности физического развития;
  5. уровень физического развития.

Всего в соответствии с критериями оценки здоровья различают 5 групп здоровья:

  1. здоровые, у которых нет хронических заболеваний, их физическое развитие соответствует возрасту;
  2. без отклонений или с определенными незначительными отклонениями в состоянии здоровья, и с недостаточным физическим развитием;
  3. больные с хроническими заболеваниями, которые хорошо себя чувствуют и имеют достаточную работоспособность, или дети, у которых есть временные отклонения в состоянии здоровья, что требует ограничить физические нагрузки;
  4. больные с хроническими заболеваниями, которые часто болеют и имеют пониженную работоспособность;
  5. больные с хроническими заболеваниями, которые наблюдаются в специальных лечебницах.

При приеме в школу предполагается, среди прочих документов, и предоставления медицинской справки будущего школьника о состоянии здоровья, в котором указывается медицинская группа, к которой он принадлежит. Обычно в общеобразовательных учебных заведениях обучаются дети, с соответствующим состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности разделяются на 3 медицинские группы здоровья: 1) основную, 2) подготовительную и 3) специальную.

Основная медицинская группа – это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).

Подготовительная медицинская группа – это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).

Специальная медицинская группа –это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).

Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.

Занятия с каждой группе имеют свои особенности, как организационные, так и методические (см. табл. 1.1). Соблюдение этих рекомендаций при воспитании детей, у которых отклонения, позволит повысить эффективность занятий и способствовать улучшению физического развития школьников.

Таблица 1.1. Организационные и методические рекомендации по двигательной активности учащихся, принадлежащих к разным группам здоровья

№ группы Организационные рекомендации Методические рекомендации
1-я
основная
Учебная, спортивная и трудовая деятельность организуется без каких-либо ограничений по общей программе физического воспитания и с выполнением контрольных нормативов.
Рекомендуемые дополнительные занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях.
2-я
подготовительная
Относятся к группе риска и требуют повышенного внимания врачей. Необходимо обеспечение систематического обследования. Проведение закалки, диетотерапии, соблюдение рационального режима дня и двигательного режима. Занятия по общей программе физического воспитания, но с возможной задержкой сдачи соответствующих нормативов. Рекомендуемые занятия в физкультурно-оздоровительных группах общей физической подготовки, прогулки, игры и спортивные развлечения. Участие в соревнованиях – за дополнительным разрешением врача.
3-я
специальная
Систематический врачебный контроль, дополнительные специально организованные занятия физическими упражнениями. Двигательный режим обеспечивается с соблюдением показаний к занятиям. Особое внимание обратить на восстановление после выполнения упражнений, обеспечение оздоровительного воздействия на нарушенные функции. Рекомендовано увеличение объема упражнений на восстановление дыхания, медленный темп выполнения, систематический контроль пульса и состояния. Занятия проходят по отдельной программе для специальных медицинских групп. Участие в спортивных мероприятиях ограничено.
4-я Постоянный врачебный контроль. Обычно обучение в специализированных школах соответствующей нозологии или санаторного типа. Двигательный режим имеет ограничения; специально организованный режим дня с удлиненным отдыхом и занятиями лечебной физической культурой. Занятия по отдельной программе для специальных учебных заведений соответствующего типа.
5-я Постоянный врачебный контроль. Пребывание в лечебных учреждениях. Двигательный режим имеет существенные ограничения; специально организованный режим дня с удлиненным отдыхом и лечебными процедурами. Занятия лечебной физической культурой индивидуализированы.

Ассоциация «Аутизм-Регионы»: новые клинические рекомендации по РАС устаревшие и антинаучные

Фото: facebook.com/autismregions

Ассоциация «Аутизм-Регионы» потребовала провести тщательную экспертизу новых клинических рекомендаций по расстройствам аутистического спектра, разработанную специалистами Минздрава, сообщается на странице ассоциации в Facebook. Эти требования изложены в обращении к председателю правительства РФ Татьяне Голиковой, которое подписали 46 родительских некоммерческих организаций, членов ассоциации.

Клинические рекомендации необходимы для информационной поддержки врачей, чтобы помочь им в принятии решений и повысить качество лечения с учетом новейших клинических данных и принципов доказательной медицины. По существующим правилам, все новые клинические рекомендации должны пройти этап общественного обсуждения с участием профессионалов и лишь потом направляются в Минздрав РФ на утверждение. Однако новые клинические рекомендации по РАС ни с кем не обсуждались.

Сотрудники департамента «Наука» ассоциации «Аутизм-Регионы» изучили второй проект клинических рекомендаций по РАС и сделали вывод: эти рекомендации антинаучны и состоят из устаревших знаний об аутизме, подходах к его лечению и реабилитации людей с РАС. Более того, авторы обращения обвинили их разработчиков в том, что они используют клинические рекомендации для рекламы собственного продукта.

– Авторы полностью пренебрегают принципами доказательной медицины, а именно игнорируют подавляющую часть современных научных данных, не упоминают научно обоснованные эффективные вмешательства, рекомендуют вмешательства, не имеющие эмпирического обоснования (в том числе свои авторские разработки), некорректно представляя результаты опубликованных исследований, завышают уровни доказательности вмешательствам собственной разработки, в том числе доступным только на коммерческой основе, что можно трактовать как использование клинических рекомендаций для рекламы собственного продукта, – говорится в обращении.

Авторы обращения обращают внимание на то, что авторы новых рекомендаций безосновательно предложили массово использовать антипсихотические препараты, которые никак не влияют на симптомы РАС, но могут привести к неблагоприятным последствиям для организма. В обращении также указывается на то, что в этих рекомендациях нарушены требования приказа Минздрава к научной обоснованности информации для клинических рекомендаций.

– Если будет принят этот проект клинических рекомендаций по РАС, это станет катастрофой для детей с аутизмом и их семей, – отмечают авторы обращения.

Аутизм наизнанку, или регрес­сивная синтонность

Следующим вариантом нажитой дисгармонии личности, в рамках негатив­ных расстройств при шизофрении, мы рассмотрим аутизм наизнанку, или регрес­сивную синтонность. Первое название удивительно точное, ибо регрессивная син- тонность — это вывернутый наизнанку аутизм, противоположный ему антипод, парадоксальное отсутствие дистанции при общении между больным и остальны­ми людьми. Внешне он выглядит как некая разухабисто-свободная раскован­ность, общительность и открытость сверх всякой меры. В основе ее — отсутствие эмоциональных тормозов, тонких эмоциональных сдержек и противодействий. Если при аутизме больной посадил себя в «ракушку», «заковал» в непроницаемый для посторонних замок, то при регрессивной синтонности, говоря образно слова­ми одного аллегорически мыслящего психиатра, он показывает всему человечес­тву свою голую задницу. Дело заключается не только в сверхоткровенности, раск­рытии своих интимных внутренних переживаний. Аутизм наизнанку может расп­ространяться на мысли, суждения, общение, поступки человека. Вот, пожалуй, с поступков и начнем.

Девушка 20лет, студентка элитарного вуза. Изменения личности у нее произошли не­заметно и не сразу. Во время прогулки на природе с малознакомым молодым человеком, преодолевая препятствие, взбирается на 2-метровый забор, опережает парня и, задрав подол платья, дабы не мешал, демонстрирует ему черные плавки. Она вовсе не отличает­ся легким поведением, наоборот, довольно сурово относится к выбору друзей. Она просто не считает показ нижнего белья чем-то нескромным.

За кулисами сцены Дворца культуры студенты, готовясь к выступлению на конкурсе современного танца, переодеваются в танцевальные костюмы. Группки девушек и юно­шей обособились в кучки и повесили между собой простыню. Один студент того же воз­раста, того же курса, что и остальные, не желая находиться в тесноте, вышел из-за им­провизированной ширмочки и со словами, что ничто человеческое ему не чуждо, сначала снял с себя брюки, семейные трусы, а затем натянул на голое тело припасенные заранее плавки и танцевальное трико. О беспардонности этого студента ходили и раньше разговоры, но после этого случая большая часть группы стала сторониться юноши, чем сильно удивила его самого.

Одиннадцатый класс городской школы перед выпускным вечером решил совершить турпоход. Перейдя на противоположный берег большой реки, ребята расположились лаге­рем в лесочке, невдалеке от берега. Купались, загорали. Утром, когда все проснулись и по­тянулись к речке, Гоша П., 17лет, раздевается до плавок, берет кусок мыла и, дойдя до пояса, начинает мыться. Сначала тщательно натирает мылом подмышки и споласкива­ет их, затем спускает плавки и стоя к берегу голым залом, намыливает мылом интимные места, в отношении которых обычные люди осуществляют туалет наедине с собой. Че­рез полгода после данных событий юноша был госпитализирован с экзацербацией эн­догенного процесса.

Конечно, необходимо отличать аутизм наизнанку от обычной распущеннос­ти или «свободы нравов». На наш взгляд, отличие заключается в том, что распу­щенный человек осознает и понимает отличие своих поступков от общепринятых норм, сознательно совершает их, а больной с регрессивной синтонностью иск­ренне полагает, что ведет себя в пределах нормы и недоумевает над реакцией ок­ружающих.

В опубликованной только что книге Б. Соколова «Тайны Мастера и Марга­риты» приводятся показания одного из подручных Г.И. Бокия, близкого соратни­ка Ф. Дзержинского и Г. Ягоды, тех самых, у которых, согласно общепринятой морали и требований общества к чекистам, должны были бы быть «чистые руки, горячее сердце и холодный ум». Понимая всю безнравственность создаваемой им, Бокием, «Дачной коммуны», он тем не менее завел следующие порядки: «Правила эти сводились к следующему: участники, прибыв под выходной день на дачу, пьянствовали весь выходной день и ночь под следующий рабочий день. На даче все время топилась баня. По указанию Бокия, после изрядной выпивки партиями нап­равлялись в баню, где открыто занимались групповым половым развратом…, пьяным намазывали половые органы краской и горчицей. Спящих же в пьяном виде хоронили живыми». Другой член коммуны сообщает на допросе: «Каждый член коммуны обязан был «за трапезой» обязательно выпить первые пять стопок водки. Обяза­тельным было также посещение общей бани мужчинами и женщинами. В этом при­нимали участие все члены коммуны, в том числе и две дочери Бокия. Это называлось в уставе коммуны — культом приближения к природе. Участники занимались и обра­боткой огорода с обязательным пребыванием мужчин и женщин на территории дачи в голом и полуголом виде…».

Чем же отличается описанный разврат от аутизма наизнанку? Во-первых, это — несомненно, явление социальное, а не биологическое, не болезненное. Во-вторых, все участники этой «Дачной коммуны» прекрасно осознают, т.е. кри­тически относятся к своему поведению и держат сведения о своей коммуне в тай­не, и только в ходе великой чистки дают показания об истинном лице руководи­телей ЧК. В отличие от них, наши пациенты с регрессивной синтонностью иск­ренне полагают, что не совершают ничего противоправного, безнравственного, неправильного и очень удивляются реакции окружающих людей на их действия. Так, маленький ребенок, лет 3—4, спокойно снимает штанишки на автобусной остановке и оправляется на глазах у людей, не подозревая, что совершает нечто не принятое в цивилизованном обществе. У Э. Крепелина есть замечательный при­мер, когда он описывает водителя автобуса, который в середине рейса остановил машину, разулся, повесил носки на радиатор, сел на тротуар, закурил и заявил пассажирам, что он имеет право на отдых. В одном маленьком примере опытный взгляд гениального психиатра фиксиру­ет сразу и аутизм наизнанку, и эмоциональное снижение, и начинающийся РЭП.

В купе поезда следуют до станции назначения две девушки, молодой парень и бабушка. Парень весь день и вечер развлекал своих соседей по купе рискованными анекдотами, ко­торые девушки и бабуля слушали, опустив головы в пол. Сам парень при этом отнюдь не смеялся и не выглядел радостным. К вечеру он начал долгий рассказ о своих «победах над женским полом», приводя во множестве подробности своей интимной жизни. Его рассказ чем-то напоминал путеводитель по иллюстрированному изданию «Камасутры». Собесед­ники время от времени выскакивали из купе с покрасневшими лицами. К концу дня он по­вествовал только бабушке, которая мирно посапывала, повернувшись лицом к стенке купе. Ближе к ночи парень, расположившись на верхней полке, почитывал какую-то книжку и довольно регулярно громко портил воздух. На замечание бабушки: «Кончай газо­вую атаку, ишь, мотоцикл — распукался», — наш пациент спокойным ровным голосом от­ветил: «Врачи советуют не удерживать кишечные газы, это вредит здоровью».

Поделитесь ссылкой:

Похожие:

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *