Jetpack заблокировал форму входа вашего сайта.

Продолжаем знакомить Вас с наиболее яркими личностями и специалистами направления православной психологии.

Воробьёва Татьяна Владимировна – практикующий православный психолог и педагог с огромным стажем и опытом психологического консультирования, сотрудница Дома ребёнка, специалист в вопросах возрастной и педагогической психологии, постоянная участница популярной духовно-просветительской программы о детской и возрастной психологии с протоиереем Дмитрием Смирновым «Диалог под часами».

Как специалист в вопросах православной педагогики и возрастной психологии Т. В. Воробьёва стала широко известна именно благодаря своим публичным выступлениям и участию в дискуссионных проектах, где проявила себя не только профессионалом – практиком с самой большой буквы, сколько принципиальным и последовательным сторонником парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии, как единственно верной при работе с человеческой душой и душой ребёнка, прежде всего.

При всей скромности Татьяны Владимировны и ограниченности информации о ней в сети, многие её видео-лекции и беседы составляют в настоящее время т.н. Золотой фонд материалов по современной православной педагогике и возрастной психологии, а некоторые являются хрестоматией жанра и практически готовым учебным материалом.

Выступление Т.В. Воробьёвой на ХХIII Международных Рождественских чтениях (22 января 2015 г), Секция «Семейное душепопечение: работа с семьёй, воспитание детей». Тема доклада: «Воспитание детей как главное служение семьи».

Все видео-лекции Т.В. Воробьёвой >>>

Протоиерей Димитрий Смирнов часто встречается с молодежью, его кредо – прямо и откровенно отвечать на самые острые вопросы. Вспоминаем встречу известного богослова, автора телепрограмм, опытного священника, настоятеля многих храмов со студентами Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского (МГУТУ) в ноябре 2018 года.

О рождаемости

– Отец Димитрий, как можно обозначить самую важную русскую проблему?

– Самая большая национальная проблема – мы вымираем. Может быть, слышали про диплодоков, игуанодонов, мамонтов – они все вымерли, троглодиты вымерли, и вот мы сейчас, как эти троглодиты, вымираем с бешеной скоростью. Особенно русские.

Около двухсот народов живет в нашем Отечестве, но эти народы не создали этого государства. Это государство создал русский народ. И вот самая большая смертность и самая ничтожная рождаемость – это в русском народе.

Чтобы оценить, как мы далеко ушли, если отмотаем ленту истории на сто лет, то в среднем сто лет назад русская женщина рождала восемь детей. Ну, конечно, пятнадцать человек детей, двадцать – это было обычное явление, но в среднем, среднее арифметическое – восемь детей. Мы были самые плодовитые не только в Европе, но и среди народов Азии. Нигде в Азии не было такого прироста населения.

При нашем последнем императоре Россия увеличила свою численность на шестьдесят миллионов человек, только за время его правления. А сейчас у нас средний возраст россиянина стал сорок лет. Но вы посмотрите на кадры из Сирии, когда наши журналисты показывают сирийские картинки, полностью разрушенные города, а на фоне бегают дети, и среди них – один-двое взрослых.

Почему? Потому что сирийцы – народ молодой, там много детей, юношей и девушек, а людей пенсионного, предпенсионного возраста не так много.

Почему? Потому что у них большие семьи. Поэтому, если посмотреть на те тенденции, которые сейчас существуют в нашем народе, то окажется – прогнозы разные можно делать, но через двадцать или тридцать лет может оказаться, что никакой России, а тем более Федерации уже не будет. На территории европейской части будут жить мусульмане, а за Уралом будут жить китайцы.

А что будем делать мы? Они нам дадут какую-нибудь работу – примерно такую, которую делают сейчас наши братья-таджики. Потому что у них нет в обычае людям другой веры, другой культуры давать работу, которая имеет вес в обществе, а самим идти на какую попало.

Вот, посмотрим на наш Казахстан. Там русских нет на высоких должностях – только казахи. Вы люди молодые, это все ждет вас и ваши детей. Поэтому очень важно нам – один ученый, мой друг, уже ему за семьдесят, он трудится в МГУ, работает на кафедре демографии, социологии, – он подсчитал: чтобы сохранить хотя бы наши 146 миллионов до конца века, надо, чтобы каждая семья русская, которая сейчас существует, родила восьмого ребенка.

Ясно, что это утопия. Любой здесь присутствующей девушке скажи: хочешь родить восемь детей? Она придет в ужас. Потому что всё это очень необычно. А люди, особенно молодые, на них мода влияет, они очень склонны к подражанию, поэтому идти против всей среды, в которой живем, иметь восемь детей – это утопия. Поэтому мы без всяких войн – ну, кроме, может быть, торговых или всяких санкций, мы уничтожаем сами себя.

Абортивное сознание

Недавно мы отпраздновали мрачный юбилей. Это указ Ленина о разрешении абортов в нашей стране. Америка разрешила аборты только в 1972 году, у нас пятидесятилетняя фора, и за эти пятьдесят лет, что мы убиваем своих детей, мы уничтожили три населения страны.

Был такой человек, который родился в семье девятнадцатым. Звали его Дмитрий Иванович Менделеев. Он был по основной специальности химик. Я даже думаю, что вы в школе проходили периодическую систему, которая носит его славное имя. Сейчас хотят в честь него аэропорт назвать.

Я думаю, он действительно великий человек, бесспорно.

Он анализировал русскую перепись населения, которая была устроена на год 300-летия дома Романовых, вывел тенденцию и сообщил нам, что к концу двадцатого века в России будет жить шестьсот миллионов человек.

При той рождаемости, при той смертности, при той детской смертности, и так далее. То есть мы не досчитываемся, сами видите, какой цифры. Где эти миллионы? Где эти сотни миллионов, которых мы не можем досчитаться?

А они просто не родились. С «благословения» своих пап их убили собственные мамы, с помощью медиков, которых подготовили в вузах, которые бесплатно учили акушеров-гинекологов не помогать при родах, а убивать детей. То же продолжается до сих пор.

И, несмотря на все призывы Церкви, лично Патриарха – и Алексия, и Патриарха Кирилла, с места ничего не сдвигается. Почему? Потому что наш народ имеет абортивное сознание.

Убить человека, даже если он твой сын или дочь, не представляется ничем ужасным. Такая привычка. И вот такую особенность человеческой психологии знали фашисты. Чтобы воспитать мальчиков определенного душевного строя, готовя в «Гитлерюгенде» будущих эсесовцев, они давали им выращивать кроликов. А потом каждый должен был убить своего кролика, и убить довольно жестоко. Вот это главное, о чем я хотел сказать.

О разводах и безотцовщине

Вторая проблема. В прошлом году в Санкт-Петербурге, сто лет назад это была наша первая столица, а теперь вторая, – было 90% разводов. Как-то интересно: в стране, в которой сто лет назад разводов практически не было, только в высшем слое общества самом – рафинированном дворянстве, потому что, чтобы развод осуществить, нужно было благословение самого императора, то теперь 90% браков разводится.

Это о чем говорит? Что семья практически умерла. А дети рождаются только в семье, или их «нагуливают». Потому что инстинкт-то чадорождения есть, но тогда рождается только один ребеночек. При рождении только одного ребеночка, во-первых, он не получает воспитания, потому что мама должна работать, а ребенок растет неизвестно как.

И раньше в моем детстве было понятие «безотцовщина». То есть это ребенок, которому очень трудно вырасти. Во всяком случае, по статистике, в какой-то хороший вуз попасть довольно трудно. Не потому что ребенок тупой – нет, а просто вся энергия души уходит на преодоление вот этой травмы, потому что нет отца.

Вот эта вторая тема, которая должна вообще-то не давать спать каждому россиянину. Потому что если непрочная семья, то государство рыхлое, оно не жизнеспособно. Вот мы все: «Россия, вперед!», а она не способна уже идти ни в какой «вперед», она деградирует.

Дорогая аудитория, назовите, пожалуйста, хотя бы одного ныне живущего великого русского писателя. Назовите великого русского композитора. Поднимите руку и скажите, если вы знаете русского поэта. Увы, нет ярких имен гениев. Речь о том, что Россия оскудела. Понимаете?

Это следствие, что мы постоянно убиваем детей, как в Спарте. Помните, в школе проходили: если ребеночек рождался немножко с дефектами, его бросали со скалы, и вместе с этими дитёнками выбрасывали суворовых, кутузовых, барклай-де-толли, жуковых, черняховских, и так далее. Поэтому я очень рад, что удалось воспользоваться таким случаем и мне с вами поговорить.

Потому что страна через некоторое, очень небольшое время, вся будет в ваших руках. Кто-то из вас выберет себе какой-то скромный путь. А кто-то из вас займет какие-нибудь положения, где вы сможете влиять на всю ситуацию. И вот от того, как вы будете влиять и на что, зависит будущее целой страны. Вот это очень важно.

Я призываю – более того, я понимаю, что это как бы тщетно, но как ваш дедушка по возрасту я считаю это своим долгом. Тем более, я священник, из рода священников, и вся Москва усыпана храмами, где служили мои предки. Я вот начал служить в храме Крестовоздвиженском, в котором до меня служил мой прапрадед, а до него прапрапрадед, понимаете? А сейчас из всего нашего рода один я остался священник, а у нас их были десятки.

Так что вот, дорогие мои, мы с вами приехали в очень тяжелый период истории нашей страны и нашего народа. И конечно, один Владимир Владимирович Путин не сможет всего исправить, хотя он человек действительно замечательный настолько, что нам завидуют все остальные. Например, у одиннадцати руководителей государств Европы вообще нет детей. Понимаете?

Мы идем ноздря в ноздрю за Европой, которая катится в пропасть. Вот это очень трудная ситуация. Поэтому я хотел призвать вас хотя бы подумать, на эти темы что-то почитать, помимо эстрады поинтересоваться историей страны. Это очень пригодится вам в дальнейшем, чтобы оценивать то, что будет происходить рядом с вами и вокруг вас. Вот это главное.

Во что веруем?

Очень много в человеке зависит от того, во что или в кого он верует. Колоссально. Вот, например, я специально приведу в пример не Россию, а бывший ее огромный прекрасный кусок, который называется Украина. Что это значит – Украина? Украина – это значит окраина русской земли. Да, это самый ее цветущий юг.

И вот современная история предлагает каждому украинцу выбор. Вот тебе Мишка Денисенко, который объявил себя патриархом, который самозванец, клятвопреступник. И за то, что он поклялся на Кресте и Евангелии, а потом изменил своей клятве, его отлучили от священного сана, он перестал быть священником; который, будучи монахом, женился и родил двух детей. Который украл церковные деньги; который, еще, будучи архимандритом, занимался закрытием Киево-Печерской Лавры вместе с органами безопасности. И тогда, при Хрущёве, это ему удалось. И который претендует на то, чтобы основать новую церковь на Украине.

И другой. Воспитанник Троице-Сергиевой Лавры, митрополит, блаженнейший Онуфрий, человек без страха и упрека, скромнейший, благороднейший, молитвенный. Выбирай, человек. Вот тебе история предлагает: выберешь вот этого, или ты выберешь того. Преступника или святого.

Вот такая коллизия, такой же выбор стоял у нас и в 1917 году. У нас на престоле был император. Несмотря на всю клевету, которую на него возводили в течение семидесяти лет, Церковь его приобщила к лику святых. Святой человек.

И второй. Ленин. Атеист, больной хронически сифилисом человек, из-за которого не мог иметь детей, изменял постоянно своей супруге совершенно открыто. И абсолютный злодей. Его руки в крови не по локоть, а по плечи. Можете почитать его самого.

Я когда в восьмом классе начал читать Ленина, ужаснулся. У нас тогда были такие уроки, когда нужно было конспектировать. И вот, на выбор: вот тебе император святой; а вот тебе вот этот, из Швейцарии приехавший человек, который ненавидел всё русское. И выбрали его. И то, во что впала страна на десятки лет, отзывается нам до сих пор.

И по-прежнему огромная часть страны считает его великим гением. Отчего так происходит? Не хотят книги читать, не верят документам с печатью, не верят письмам Ильича, где он сам просит у мамы денег на то, чтобы лечиться от сифилиса, который он заработал в Швейцарии.

Человек, который вообще никогда в жизни не работал нигде, а жил только на деньги, которые собрала ему социал-демократия. И вроде бы история эта как бы нас не касается, нас тогда не было, и про это было страшно подумать сто лет назад. Но нет никакой гарантии, что к вам, каждому из вас история придвинется, и вы должны будете делать выбор, и выбирать между хорошим и плохим. И никак не удастся что-то в этом изменить.

Вот мы сейчас находимся в Казачьем Университете. А что происходило с казаками сто лет назад? Ведь были убиты миллионы казаков! Не тысячи, не сотни тысяч, а миллионы! Убиты и их дети, убиты и их жены. И то, что возрождается казачество – мучительно, больно – это чудо, которое говорит, что в народе есть еще остатки сил.

Родину защищать – святое дело

– Уважаемый отец Димитрий, Вы долгое время возглавляли Синодальный Комитет по взаимодействию с Вооруженными Силами. Как соотносится заповедь «не убий» и то, что священники благословляют солдат на войну?

– Война – это дело священное. Потому что на войну люди ходят для того, чтобы защищать Родину, свои церкви, свое накопленное в стране богатство, своих жен, детей, отцов, матерей.

Это не убийство, это вынужденная мера, когда приходят монголы, шведы, французы, англичане, поляки, и делают, что хотят. Из храмов делают конюшни, жгут города, кожи снимают с невинных людей, убивают, насилуют, грабят, вывозят всё вплоть до почвы – немцы вагонами вывозили чернозем.

Начиная с монголов, они брали в полон и продавали на невольничьем рынке (у нас в России это было в Крыму) русских людей, выручали за них большие деньги, потому что они были хороши собой, и очень были сильны.

Иван Васильевич Грозный, когда взял Казань, он в Казани освободил восемьдесят тысяч русских пленников. Потому что у татар это был главный бизнес: захватывать по окраинам Руси людей и ими торговать.

Поэтому война, мы так к ней и относимся – это самое большое, святое дело. Христос сказал, и в Писании это записано: нет больше той любви, когда человек душу свою положит за други своя.

А убийство – нет, убийство – это с целью завладеть имуществом другого. А война освободительная – это отдать самое дорогое, свою жизнь, причинить горе своей матери, а если она есть, то и жене, оставить детей без отца ради высших целей.

Поэтому Церковь благословляет, и я сам благословлял и космические корабли, и наши «Тополя». Даже я участвовал, когда Рогозин был представителем при НАТО от России, послом был. И он говорил на прощание, когда служба закончилась: «Я оставлю два подарка, два дерева, один зовут «Тополь», а другой «Тополь-М». Они до сих пор растут в его резиденции. Так что это совсем другое дело.

– Отец Димитрий, у меня такой вопрос. В Ветхом Завете было запрещено вкушать свинину, а в Новом Завете разрешено. Можете как-нибудь это объяснить?

– Конечно, могу. Во времена Ветхого Завета не было медицины, а свиное мясо провоцирует развитие таких паразитов, которые смертельны для человека. Чтобы сохранить в истории народ Израилев, Господь запретил есть свинину, чтобы этот народ жил бы в истории, иначе он умер бы от эпидемий.

Потому что они жили в жаркой стране, не было холодильников, не было даже, как у нас, у славян, ледяных ям, в которых можно было хранить сколько угодно мясо. И поэтому вот такой запрет, именно на религиозном уровне совершеннейшее табу, сохранил в истории эту норму. И в этом народе пришел Мессия, Который стал для всех образцом той религии и основателем той веры, которую мы все исповедуем.

–Тогда почему же мусульмане не придерживаются этого, хотя они считают, что Иисус Христос – это один из самых главных пророков?

– Мусульмане, которые Коран хотя бы читали разок, они свинины не едят. А остальные, ну как же, русские – вроде христиане, многие даже стали крест носить на себе, но они же не являются христианами по своей сути. Потому что они не знают ни одной заповеди.

Я сейчас начну вас спрашивать. Например, знаете, что сегодня начался пост Рождественский. А спрошу: из чего он состоит? Ну, три человека скажут. То есть вы русские, вы крещеные, ваши предки были на протяжении столетий крещеными верующими людьми, а вы не знаете ничего.

Также и современные мусульмане. Что современный православный, что современный мусульманин: «Откройте дверь, кто там?..» Почему? Потому что книг не читаем, а только в «танчики», вот и все. Наш учитель в институте (я окончил педагогический институт) говорил так: «густопсовое невежество». Питаемся только слухами, один что-то сказал, другой сказал, а вот мне одна сказала – за этим не стоит никакой информации.

Человек – это семья

– Может ли казак жениться на девушке другой религии?

– Другой религии – нет, не может, если он верующий православный христианин. Но и среди казаков были и католики, были и лютеране, были и мусульмане.

Мусульманам Коран разрешает жениться на христианках. Церковь не разрешает христианам жениться на мусульманках. Почему, сейчас объясню.

Очень мне нравится этот вопрос, потому что я этой темой занимаюсь тридцать лет. С точки зрения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа семья – это не есть человеческий институт, как у нас говорят, «институт семьи терпит крах».

Семья – это не институт, это установление Божие. Бог создал мужчину и женщину, и создал человека сразу, как семью. Поэтому человек – это семья.

Как же может быть жена и муж, которые делят общее ложе, общий дом, общее хозяйство, у них общие дети – а у них в голове и в сердце разное: одна мусульманка, а другой христианин? Никогда в этой семье не будет ладу. Либо они должны оба стать коммунистами и забыть свою веру, либо кому-то перейти в другую.

Так и девушки, которые уезжают в Турцию, они принимают ислам. А муж? А муж принимает другую женщину, или третью, сколько позволяет его доход. Нравится или не нравится, но ты ислам приняла – вот, довольствуйся. То есть он, муж, ни к какой любовнице не ходит, зачем? У него три-четыре жены дома. Будь, милая, довольна.

А у христиан не так. Семья подобна домашней Церкви, где муж – это священник, жена– это дьякон, во всем ему помощник, а дети – это народ Божий, который отец с помощью жены должен привести к Христу, их воцерковить.

Такую задачу можно решить только при духовном единстве мужа и жены. Потому что для семьи поставлена очень высокая задача. Мы рассматриваем семью как, во-первых, духовный союз, когда общее единство духовных целей и вершина этой цели есть любовь. Ну, а где любовь, там верность.

Если человек любит родину, он ей верен. Если человек любит свое служение, он верен присяге. Ему легче с жизнью расстаться, чем нарушить слово присяги. Вот такие высокие идеалы нам христианство диктует.

Поэтому тут никакого смешения нет, никакого нет уничижения для мусульман – да, принимай христианство, крестись, и давай будем учиться заповедям Божиим – и все, и пожалуйста, будешь мной владеть. А так – нет, извини.

Это делается ради детей, ради будущего, чтобы у детей не было шизофрении. Как я в одном журнале прочел: если папа говорит «да», а мама говорит «нет», от этого бывают нервные дети. Если хотите, чтобы дети были психопаты, тогда давайте. И так оно и бывает, когда родители ругаются при детях. А между родителями должна быть только любовь и верность.

Живём за счет труда

– Как создать условия для рождения ребенка в семье так, как в Европе? Там есть условия, в Швейцарии, Австрии, в ряде скандинавских стран платится около двух-трех тысяч евро на содержание ребенка. А как в наших современных условиях детей обеспечивать?

– Элементарно. Надо всем, кто при деньгах, перестать воровать.

– А что в наших силах?

– В наших силах – профессионально работать. Все страны европейские и американские жили ограблением других народов. Россия – нет, и это при тяжелейшем климате, в котором люди обычно не живут, вечная мерзлота – четыре пятых территории.

Если греку нужно строить дом в один пустотелый кирпич, и там будет тепло, там нет в домах даже отопления, то русскому нужно строить стены в шестьдесят сантиметров, чтобы не замерзнуть зимой и еще топить. У нас каждый домик – это очень дорогое сооружение. Поэтому нам приходится очень большие деньги тратить.

У нас народу перевалило за сто миллионов, а пахотных земель с черноземом не так уж много, очень тяжелое земледелие, и так далее. Все дается очень тяжелым трудом, и русские поднимали все окраинные земли.

И если кто-то хотел работать на империю, все могли, поэтому у нас всегда и англичане служили, и немцы, и таджики. Пожалуйста, если ты хочешь выбиться в люди, тебе была открыта дорога и при царской, и даже при советской власти. Не за счет ограбления, а только за счет труда. А сейчас наступает расплата для Европы.

Вот у меня есть прихожанка, она иностранка. Я при своих возможностях два года ей добивался паспорта. Она без паспорта жила. Она живет в России тридцать лет. Вы можете себе представить? Она бы одна никогда этого не получила, это невозможно, ее гоняли, как мячик от пинг-понга.

А если, например, сейчас взять, специально в каждом городе построить по два дома, и кинуть клич: дорогие русские немцы, возвращайтесь на свою историческую родину, если для вас Германия не стала матерью! Потому что сначала немцы-то зазывали, а сейчас такого нет. Даже туда, в западную часть не очень берут.

Некоторые хорошо устраиваются, но есть и очень трагические истории. И обязательно поднимутся и приедут. И так везде. Хотя Германия – самая богатая из европейских стран, и немцы умеют работать, они этим прославились.

И разум, и чувства

– Три года назад в школе я писал итоговое сочинение «Чувства и разум», но тогда мне было шестнадцать лет, я тогда не особо придавал этому значение, а сейчас, когда я полтора года нахожусь вдали от своего дома, понимаю, что с каждым годом эта тема становится все актуальнее. То есть, как относиться к миру, как найти себе девушку, основываясь на чем: на чувствах или на разуме?

–Дело в том, что человек неделим. Древняя медицина не выделяла одну болезнь, лечили сразу человека, потому что все органы связаны. Поэтому и здесь нельзя у человека забрать чувства и изучать только разум. Мы должны стремиться к тому, чтобы достичь гармонии. Что такое гармония? Когда все в балансе и в порядке. А это ситуация, когда чувства контролируются разумом.

Ну, например, ты встретил девушку, и она тебе приносит справочку, а там написано: «положительно ВИЧ-инфицированная». Чувства-то у тебя продолжают ею восхищаться, но семейной жизнью лучше не рисковать. Поэтому разуму ты говоришь: стой, разум, послушай мамочку – раз уж девочка в таком юном возрасте сумела где-то подхватить ВИЧ, то поищи другую.

Найди такую, которая будет тебя любить, и каждого ребенка, которого ты родишь от нее, чтобы она ждала и сказала: вот, сколько будет – столько и будет. Вот тебе желаю какую невесту. И главное: побольше рожайте деточек, и не бойтесь, потому что это – основа нашего бытия.

Соб. инф.

Фото из открытых источников

Как воспитывать мальчиков?

Каким должен быть настоящий мужчина? Как вырастить мальчика таким? Советами делится психолог и педагог Татьяна Владимировна Воробьева.

Сегодня у меня на консультации был восьмилетний ребенок. Очень стеснительный, робкий мальчик сел в кресло, буквально вжался в него, а мама села рядом на низенький стульчик. Маме было неудобно, некомфортно, но видел ли это восьмилетний ребенок? Нет. Он видел и слышал только свое состояние. Неудобство мамы для него было незначимо, оно мальчика не волновало.

Влюбляйте в себя детей!

Этот момент — восклицательный знак.

Так с чего же начинать воспитание?

Я всегда говорю одни и те же слова – тяните одеяло семейного воспитания на себя, влюбляйте в себя детей! Поставьте себе задачу быть незаменимыми ни при каких обстоятельствах, будь то дружба, познания, забота, еда, одежда. Станьте для ребенка всем ! Это не лживая, не гордынная, не лицемерная задача. При правильном воспитании ребенок видит, слышит, беспокоится, тревожится о родителях и не может, не хочет делать что-то, что причинит боль, страдания, переживания его маме и отцу.

Мы думаем: ведь мы же все даем, дети все видят, они ценят нашу заботу. Нет. Надо заявлять, проговаривать, чтобы душа ребенка услышала, и он научился хранить, беречь то, что у него есть. Вот тогда сформируется важнейший мотив в человеческой душе — волевая направленность на заботу, на переживание, на хранение, на оберегание, на благодарность .

Поговорим об этом.

Каким должен быть мальчишка?

Итак, каким должен быть мальчишка, какими качествами он должен обладать?

— Ответственностью

— Заботой

— Добротой

Совершенно верно – добротой. Доброта – это и есть: внимание, чуткость, жертвенность…

Доброта без этих качеств – это что-то совершенно непонятное, это лицемерие, угодничество, лицеприятие. Какие же еще качества?

-Мужественность

-Героизм

Да, именно! Дух героизма должен быть. Именно дух героизма позволяет нам иметь ближайшую зону развития, планочку — делать во имя отечества, во имя семьи. Это «во имя» — удивительное качество! Сделать то, что не могу и не хочу — «во имя». Не надо ждать поля боя – ты каждый день на поле боя. Каждый день – сесть за уроки или не сесть? Слукавить или нет? Каждый день мы стоим перед дилеммой, перед выбором, перед возможностью совершить подвиг-поступок.

Все качества, какими должен обладать мальчик, мы назвали правильно. Но ведущее качество – главенство. Чувство главенства с позиции ответственности.

И долг, и ответственность, и геройство, и доброта – все заложено в главенстве!

Мать отвечает за все?

Мальчики должны знать, что они пришли в эту жизнь главенствовать – отвечать за семью, за родителей, служить Отечеству.

Вот и встает задача – как же сформировать эти чувства?

Как же сделать так, чтобы в любой ситуации, в состоянии влюбленности, например, мальчик был ответственен? Первый постулат, первый закон, который мы должны дать нашим мальчикам: ты несешь самую большую ответственность за все, что будет в ваших отношениях с любимой девушкой, за все, что будет результатом ваших отношений.

Мы знаем, что в нашем обществе давно все перевернуто – мать отвечает за все: она вынашивает ребенка, кормит, волочит весь груз ответственности. И это значит, что кто-то не заложил в мужа то, что именно он отвечает за рожденного ребенка. Не заложил, не достучался, недодал. Результат – мать-одиночка.

Или вообще ребенка убивают. Я не говорю о нравственности или безнравственности, я говорю о поступке, который просто по сути своей недопустим. Удивительное качество ответственности, долга и подвига формирует не социальный статус, не уровень образования. Юноша должен не испугаться и сказать: «Это мой ребенок, я понесу за него ответ. Я никуда его не отдам. Я не умею ничего, я не знаю ничего, но я своего ребенка убивать не буду».

«Я услышал твои слова»

Мальчишки отличаются двумя удивительными особенностями – они все «ипохондрики», они боятся болезней и болячек, и вторая особенность – мальчикам свойственно чувство целомудрия. При всем том, что чувственность в них бушует гораздо раньше, гораздо больше их захлестывает, чем девочек, гораздо труднее им ее контролировать. Но, в то же время, каждый из мальчиков стремится иметь семью целомудренную, жену целомудренную. И это качество не эгоистическое, которое можно с мирской позиции объяснить, это качество духовное.

Зная эти особенности мальчиков, надо использовать это как метод и прием. Между прочим, «через плечо» скажите ребенку, что только у целомудренной пары рождаются удивительно талантливые и здоровые дети. Сказанное между прочим подчас ложится глубже в душе мальчишки, чем прямая сентенция о праведности. Пройдут годы, и дети вам скажут: «Я услышал твои слова».

Мальчишки готовы ждать сроки, установленные невестами, как бы ни хотелось им близости. Если родители в свое время сказали это им, то они готовы ждать, потому что страх переступить грань, за которой могут пойти страдания детей, — удивительная контрольно-сдерживающая рамка, которая позволяет перетерпеть, перенести всякое желание близости ради будущей семьи, ради будущих детей.

А несказанное, недоданное является причиной многих ошибок, поисков и, подчас, трагедий в жизни наших детей. Не в сентенции и нотации, а между прочим сказанное слово о чистоте и целомудрии ложится таким пластом, такой охранной грамотой, которая потом поможет создать семью один раз и навсегда.

Слушать, истинно слушать!

В поступках наших детей мы часто сталкиваемся с эгоизмом, эгоцентризмом, — это тоже результаты нашего перекоса в воспитании, когда нам то некогда, то незачем общаться с детьми. В результате и дети не видят, не слышат родителей.

Всякий раз, когда ребенок к вам обращается, отложите все дела, повернитесь к нему лицом, действительно постарайтесь услышать его вопрос. Не делайте это ни на ходу, ни на бегу. Ваша искренность, ваша готовность поговорить, ваша ответность — это та самая необходимая защищенность, когда есть знание, что родители ребенка слышат, видят и понимают!

Не торопитесь с ответом, подчас, самое важное для ребенка — быть услышанным. Задал он вопрос – отвечайте. Не задал – просто утешьте словом или вниманием, прижмите к себе, приласкайте или просто вместе помолчите.

Задача родителей – слушать, истинно слушать! Не между прочим, с телефонной трубкой в руке, на ходу отвечая, в суете. Результат небрежности — это отчужденность детей и их откровенность где-нибудь и с кем-нибудь другим. Многие семейные трагедии происходят от недоданности, неуслышанности, невнимательности родителей к детям.

Постарайтесь в момент, когда к вам обращается ваш ребенок, стать слепоглухонемой для всего мира. «Мои глаза и мое сердце открыты для тебя. Я слышу тебя, сын, я переживаю, я вместе с тобой каждой клеткой! У меня ком в груди, я готова заплакать!» Главное – сопереживание того, о чем дети говорят. Соучастие, сострадание. Да, возможно, мальчик сам виноват и неправ, но в ситуации острой – не лечите, не воспитывайте, вас не слышат. Тут нужно не это. Мальчику надо одно – мама его слышит, мама его видит, мама хочет понять, мама сострадает ему!

Великое чудо иметь родителей, сострадающих своему ребенку! Это великая защита детей, которая тысячу раз потом вернется: «Мои родители всегда умели меня выслушать».

Мы — единственный источник всех страданий

Мальчишки, к сожалению, отличаются эмоциональной закрытостью, им труднее выразить чувства и переживания. Они стараются вогнать проблему вовнутрь.

И еще очень важно — не возвращаемся к проблеме. Спрашиваем только о чувстве, о том, что испытывает ребенок. Держим руку на пульсе его чувства, его страданий. «Я с тобой сынок, я за тебя переживаю!»

Пока ребенок не может понять причину переживаний и оценить свое поведение, то наша помощь заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию, что во всех наших страданиях заложен только один фактор – мы сами. Мы сами! Мы — единственный источник всех страданий, которые с нами происходят! Но как мы можем сказать это страдающему человеку в острый момент, что он виноват сам? Ведь сейчас ребенок это не поймет и не услышит. Поэтому не торопитесь, дайте чуть-чуть зажить ране. А вот потом надо рассказывать и объяснять, как и почему происходят с нами неприятности. Надо учить детей быть внимательными, быть чуткими, быть осторожными и аккуратными в словах и поступках, следить за своими мыслями.

Когда нет сил

Хочу сказать еще об одном источнике, который оказывает огромное влияние на чувства наших сыновей, – наш внутренний родительский мир. Мы переживаем, негодуем, или, наоборот, радуемся. Наши эмоции не исчезают в никуда. Все возвращается к ребенку. Следите за вашим внутренним миром! «Я так устала, я так хочу спать, я так сердита…» Это сетование должно закрываться словами покаяния. Закрывайте его сразу, чтобы оно не повисло на душе ребенка!

Святые отцы часто в назидании о воспитании детей говорят: «Нельзя говорить – у меня нет сил, это плевок Творцу! Выше сил он ничего вам не дает. Все дает вам по силам»

И когда мы сетуем на милость Божию, на дарованного нам ребенка, мы сетуем на Того, Кто дал эту душу. Когда мы начинаем сетовать, мы отбираем силы у своего ребенка – запомните это!

У протоиерея Сергея Четверикова в беседе были такие слова: «Мы тяготимся мысленно, и пусть никогда ребенок не чувствует этого тяготения им, вроде мы заботимся и делаем все, но в последствии он будет тяготиться нами, нашим присутствием, нашим нахождением, мы будем его раздражать» .

Поэтому хочу сказать вот эти слова – будем аккуратны, будем осторожны и внимательны в наших сетованиях. Мы сами не знаем наших огромных духовных ресурсов. А дух женский огромен! Поэтому не надо сетовать на ребенка. Ни про себя, ни тем паче вслух. Я понимаю, как трудно сдержать себя. Но понимаю и знаю, как это отражается на детях.

Забудьте такие слова

Хочу сказать еще: пожалуйста, забудьте такие слова – «депрессия, комплексы»… Слово «гиперактивность» сейчас все используют, забывая, что это тяжелейшее психиатрическое состояние, которое в Америке, а теперь и в России стали лечить психотропными препаратами. А ведь с той же гиперактивновстью надо разбираться.

Может, это такой тип ребенка, который активно бодрствует, у которого высокая познавательная потребность. Он не может сидеть на месте, на вашем месте, на том месте, на которое вы хотите его определить. У этих детей более трудное подчинение, но это же не предмет для психотропных препаратов. Поэтому уберите неведомые вам диагнозы, не лепите их своим деткам. Этого делать нельзя.

Возвращаемся к сегодняшней консультации. Мама мальчика сказала, что у нее депрессия, потом уточнила — стресс. Т.е. от психиатрического диагноза спустилась к психопатии. Нет, у мамы состояние оставленности.

Я всегда говорю, что от детей идет очень мощная информация, всегда можно понять, что происходит в семье. Я понимаю, что причина состояния мамы в ее одиночестве. Некогда маме заняться сыном, она вся сосредоточена на себе. Плохо это или хорошо, я не берусь судить. Мама ушла в себя, в свои переживания, а ребенок ушел дважды в свои переживания. Проблемы рано или поздно кончатся, будет еще она женой, возраст молодой, все в ее жизни будет! Но будет только в том случае, если на сына она будет смотреть с радостью.

Нельзя смотреть с унынием, иначе отбивается любовь к себе, яркость вашего истинного проявления. Какая бы коллизия в жизни ни была, необходимо помнить – не должен страдать тот, кто с нами вместе находится. Это закон, закон духовный, и его еще никто отменить не смог. Выполняем мы его плохо, но вот изменить, отказаться от него никому из нас не удастся. Выполним плохо – плохой результат и получим. Выполним с терпением – и получим хороший результат, особенно на мальчишках.

Поговорить о девочке

Повторим, так какими же качествами должен обладать мальчик? Главенством! Это и есть: ответственность, доброта, мужественность. И эти чувства помогут ему во всех коллизиях, во всех ситуациях — оставаться сыном по отношению к родителям, отцом по отношению к детям, мужем по отношению к жене, гражданином по отношению к Отечеству.

А нам не думать, с хорошей девочкой он встречается или плохой, а надо думать о том, что сейчас я, как мать, сдаю экзамен. Захотел сын поговорить о девочке или о чувстве к ней, — хорошо, пошел звонить другу или к психологу побежал – двойка мне. Ко мне должен прийти, со мной должен говорить. Это не эгоизм материнский. Это значит, что я заняла то место доверия в его душе, которое только мне принадлежит как матери.

ВОПРОСЫ:

— Как воспитать в детях заботу о себе? Я чувствую, что старшие дети совсем сбросили меня с моего пьедестала, не ценят совсем.

— Время не уныния, а время понимания. У православных всегда есть и покаяние, и молитва о том, чтобы Господь спас моих детей. Время для уныния еще не пришло. Пока мы живы – будем стучаться: «Господи, вразуми и наставь, что сказать и когда сказать!» Нельзя бездуховно о духовном. Я призываю к ответственности за свои слова. Лучше промолчать, лучше оставить ситуацию нерешенной сейчас, лучше сказать себе – не время, но никогда не упрекать ребенка.

«Я есть у тебя!»

А малышу говорите, как бы между прочим: «Знаешь, сынулькин, если с тобой что-то произойдет, я все за тебя отдам!» Простыми материнскими, сердечными словами, без пафоса и назидания. Когда наши дети к нам прижимаются, глаза в глаза скажите тихонько: «Больше всех люблю тебя на свете». И сколько бы нашим мальчикам ни было лет, как для них важно знать, что они любимы! Как всем в любом возрасте важно знать из уст своих родителей, что они любимы!

Если родители не будут подтверждать словами свою любовь, дети почувствуем пустоту и оставленность. Поэтому сегодня и сейчас говорите слова – на ухо ли они будут сказаны, будут ли они сказаны спящему ребенку, будут ли они сказаны, когда он ревет… И только мать скажет: «Люблю тебя без меры и страдаю с тобой так же, как ты».

Если вы правильно задали в свое время тональность (хотя я не люблю такие мирские слова, они слишком плоские для понятий материнства и духовности), то вы увидите, как ребенок переживает, что вы страдаете за него. Он скажет: «Мама, ну что ты, не плачь, у меня все хорошо!» Значит, вы правильно воспитали, значит, вы сделали все правильно, теперь для него важнее, чтобы мама не страдала, чтобы мама не мучилась, чтобы мама не переживала.

И мама отвечает: «Все в порядке, сынулькин, мы рядом! Сейчас помолимся, сейчас тяжелую артиллерию выставим, свечу зажжем!» Как важно это и как нужно детям!

Говорите о своей любви, сострадайте, прижимайте к себе ребенка, говорите не о том, что вы для него сделали, а только одно – «я есть у тебя!» Подчас незаметно, привычно, но это то, что позволит человеку в самой трудной ситуации держаться.

На одну консультацию пришла мама, плачет: «Мои дети дерутся, бьются, меня не замечают». Когда вы разводите детей по разным углам, не начинайте с того, кто прав и виноват. Начтите с этого: «Кто из вас увидит, дети, что я переживаю, что я испытываю, тот, действительно, мой сын!» Нужно проговаривать все наши переживания за детей, но не с позиции сотрясения. Все, что сказано в злобе, гневе, отчаянии, раздражении, это все совершенно другим оттенком обрастает. Это обрастает оттенком бесконечных разборок. Научить видеть своих детей, как я страдаю от этого – должно и нужно. Это то, что мы подчас недоделываем.

Когда задаю вопрос – а для чего дети-то пришли? Все отвечают: для счастья, для радости, для продолжения рода… Ребенок пришел служить! Служить – это обязанность и долг, это и есть высшее предназначение человека, т.к. служить – это любить, т.к. любовь проявляется только в служении. Служить своим родителям в почитании и заботе о них, в упокоении их старости; служить своей будущей семье; воспитание в своих детях духовно-нравственных устоев, обеспечивая и направляя их образование для служения Отечеству; служить Отечеству по талантам, им данным от Бога и родителей.

Опыт чистоты и целомудрия

— У меня есть очень верующие подруги, которые для меня очень авторитетны, которые считают, что детям необходим сексуальный опыт до брака…

— Когда я слышу — очень верующие подруги и потом такое…

Для православного человека есть один авторитетный источник – это Евангелие. Откройте Послание Апостола Павла к Титу (гл.1 стих 6,7,8) и к Тимофею (гл.3, стих 2-4).

Иначе мы скатимся к сексологии. А почему бы не начать сексуальный опыт с детского сада? Да и в чем заключается сексуальный опыт? Надо знать одно – в Таинстве Венчания удивительным образом дается гармония. А если встает вопрос подбора партнера, то подбор под какие такие мерки, под какие антропометрические показания?

Опыт должен быть только один – опыт чистоты и целомудрия. Это единственный опыт, на котором зиждется благополучие семьи и здоровье детей.

— Надо это говорить сыновьям?

— Обязательно! Не бойтесь говорить о целомудрии! Неважно, кто скажет – отец или мать, тот, кто сможет сказать с правильным акцентом чистоты. Сохраняйте детскую чистоту и целомудрие. Умейте сказать о чистоте в двенадцать, в семь, умейте сказать в семнадцать.

В двенадцать – это когда у мальчишек, именно у мальчишек, идет становление личности. Двенадцать лет – удивительный возраст! Он и трудный, и колючий, но столь благодатно-фундаментальный, потому что именно в этом возрасте мальчишки делают выбор ценностной ориентации – чего я хочу, чего я не хочу и чего я не должен. Если мы заложим правильно полноту истинных ценностей, то от многой грязи мы детей своих спасем. Надо говорить! Ищите тон, ищите тональность, ищите слово – оно может быть большим и емким, а может быть маленьким и коротким.

Семья со всеми коллизиями, со всеми трудностями зиждется на чистоте! Чистота не дает уязвить нас, не дает разлететься, развалится, в самых трудных позициях переступить, т.к. всегда есть понятие только одно – такой чистоты уже больше не будет!

Дети взрослеют, любовь остается

— Как говорить ребенку, что я его люблю больше всех, если в семье много детей?

Каждому отдельно, прикровенно. А что он будет думать о моей любви к другим детям? Это великая тайна — чужие мысли. Любовь родительская принадлежит всем членам семьи. А помогать я буду тому, кому будет хуже всех, потому что я – мать.

— Сыну шестнадцать, и он очень закрыт…

— В любом возрасте надо стучаться и говорить: «Я так переживаю за тебя!»

Наша основная задача – дать детям знать, что они любимы, безмерно дороги, что они никогда ни на одну секунду не оставлены. «Я все вижу, сын, и я люблю тебя!» Конечно, часто к ним подойти невозможно, совсем не значит, что они будут задавать вопросы.

Дети взрослеют, воля наша уходит, но любовь остается. Что удивительно, чем взрослее наши дети, тем больше мы их любим. Пока мы живы, мы будем говорить: » Я люблю тебя, ты – мой мальчик!» И эти слова в трудную минуту будут держать наших детей. Что-то произойдет, но он будет думать: «Есть человек, который меня вот такого – удачливого, не удачливого, престижного, не престижного, счастливого, не счастливого, — любит всеми силами своей души!» Говорим о своей любви! Что исповедуем – то и получаем. Не исповедуем – не получаем.

Если отец не прав

— Можно ли корректировать поведение отца? А если он не прав?

— А кто сказал, что именно вы правы? С чего вы решили, что знаете – как правильно? Апостол Павел в послании к Тимофею (гл.3, стих 11-15) ясно и просто указывает на поведение и место жены. Мальчик, он — кто? Он вырастает в мужа, в главу семьи. Но мы считаем, что должны откорректировать поведение мужа, меру его воздействия, его словарь, стилистику и т.д.

Если муж не прав, дайте ему пострадать от неверности шага, воспитание – это интимный процесс, он принадлежит двоим родителям. Когда мама разбирается с воспитанием ребенка, отцу должно воздержаться, когда муж воспитывает – маме надо воздержаться. Каждый из нас решает самую главную задачу: воспитать детей в почитании родителей.

«Чти отца своего и матерь свою! Злословящий отца или матерь свою, того должно предать смерти!»(Исход 21-17) «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них (Сир.3,8) Запомните эти святые слова! Их никто еще в этом мире изменить и отменить не мог. Этот закон прописан однажды для всего человечества. Почитание родителей! И в этой иерархии кто впереди? Отец! Уважайте его и дайте ему стать отцом.

Отцовство прорастает по мере участия отца в воспитании ребенка. Когда мы его отодвинули – умные, добрые, настоящие, любящие — вот мы отца и потеряли. Отец – глава семьи. «Как отец скажет, так и делай!» Когда у тебя спрашивают разрешения, надо же сообразить, надо включиться, о чем тебе говорят, смотришь – папа от газеты оторвался, от телевизора отошел, глаза на ребенка поднял, услышал вопрос – и ответ пошел! Отец должен быть включен в процесс воспитания, иначе, когда он в параллели, он становится просто партнером, а не мужем, не отцом.

— А если папа вообще с утра до вечера на работе?

— Семья – это труд. У архимандрита Иоанна (Крестьянкина) есть такие слова: «И монастырь, и семья – крест, но крест спасительный». Крест, тяжелый крест.

Вечером подробно расскажите мужу все, что произошло с детьми за день. «А как ты думаешь? Давай решим, что делать?» Дайте мужу возможность включаться в процесс воспитания. «Без тебя не могла решить вот это…» Дайте ему услышать вопрос. И тогда он становится отцом.

— А если все же пришлось вмешаться, и ребенок говорит: «А папа сказал по-другому, папа что – не прав?»

— Очень хороший вопрос. Лучше оставить ситуацию неправильной, нежели осудить отца.

Надо ответить так: «Папа был прав». Отец никогда не подлежит осуждению в глазах ребенка. Это самое страшное разрушительное начало, которое мы часто несем в семье. Об отце – или достойно, или никак. То, что мы сейчас имеем в семьях, как правило, маму-одиночку при живом папе, — это результат того, что мы взяли на себя то, что не должны брать. Мудро и правильно – отец не осуждается. Как только мы развенчали авторитет отца, мы развенчали семью. Сколько бы лет ни прошло, всегда просматривается отсутствие мужского начала. Без отца сына воспитать нельзя, без отца воспитать дочь нельзя. Оставьте эту иллюзию. Это всегда однобокое, куцее воспитание.

Дети должны нас видеть

— Можно плакать при детях? Мою старшую дочь мои слезы раздражают.

— Реакция дочери – это защитная реакция. Она по-другому не может выразить свои переживания. Это позиция неумения помочь. Потом, отдельно дайте ей урок, как надо утешить, что мама ждет: «Я плачу от боли, погладь меня и мне сразу станет легче». Учите, говорите! Подчас, дети не умеют не потому, что они жестоки, они действительно не умеют в этой ситуации быть сострадающими.

— Можно после того, как отец отругал ребенка, пожалеть его?

— Почему нет? Мы всегда остаемся родителями – не лицемерами. Прижать, поцеловать… Но папа – прав! Мы не обсуждаем ситуацию, а демонстрируем жалость, любовь. Не слушаем, что он говорит. Пройдет время, надо обязательно разобрать эту ситуацию. И это главная задача – учить ребенка видеть свою неправоту в том, что папа накричал, шлепнул… Ты что-то не то сделал. Но это должно пройти время, немного отодвинуть разговор.

Во время конфликта никто этого не видит. Все обижены, рычат, ругаются. Мамина задача – прижать, утешить, успокоить. «Муж гневлив истины не соделывает!» В гневе нет правды. В состоянии гнева – не воспитывайте, просто утешьте! А потом уже будем разбираться, что нужно делать, чтобы папу до такого состояния не доводить. «Жизнь папы при этом сокращается». Видите – не про ребенка любимого, а надо говорить об отце. Отец понервничал, накричал. «Поверь, это не дало ему силы».

Сначала надо утешить, а потом разобрать неправость ребенка по отношению к отцу. Запомните, не мы просим прощения. Наше прощение – перед Богом и перед совестью. Ребенок должен понимать, что он сделал не то, что реакция родительская была такой. Запомните этот закон! Дети должны нас видеть! Не научим мы детей нас видеть, если не научим их этому правилу! Ребенок должен понять – почему я кричала, почему я негодовала, почему я шлепнула его, ведь при этом сократилась моя жизнь. Дети, которые очень любят нас, они этого очень боятся.

И никогда не укладывайтесь спать, не помирившись. Услышите – «мамочка, прости!», отвечайте — «Очень хорошо, на сто лет вперед!»

— Никогда не просить прощения у детей?

— Во всякой ситуации – научить ребенка видеть свою неправость. Научим этому великому делу, тогда весь мир будет хорошим, а ребенок научится все проживать правильно. Тогда не будет озлобленности, гордыни, зависти. Тогда не будет саможаления и обиженности. Тогда будет умение увидеть ситуацию разумным умом. Понять: а что я сделал не так, хотя вроде бы меня обидели? Тогда действительно получится сохранить у ребенка здоровую душу. Это очень трудно, но это бесконечно нужно. Так идет человеческое духовное развитие.

Надо научить ребенка видеть себя первопричиной нашего гнева, нашего негодования. А нашу собственную неправость мы проживаем как? Это вопрос духовный, вопрос совести. Я в простоте сердца скажу: «Господи, прости меня!» Положу поклоны.

Конечно, гораздо проще попросить у ребенка прощение, нежели страдать той внутренней любовью и тем внутренним раскаянием, которое происходит в наших сердцах.

— А взрослость наступает когда?

— Когда они покидают наш дом. Пока они живут под нашей крышей, они наши дети, и должны подчиняться устоям семьи.

И о мытье посуды

— Мой сын часто делает что-то, чтобы казаться хорошим.

— Это очень тонкий вопрос. Когда ребенок делает что-то в заботе о маме, это одно. Забота о маме – это служение маме. Или может быть просто демонстрация своей хорошести. Тогда закладывается оттенок будущего тщеславия. Поэтому когда вы хотите похвалить, вы обязательно говорите – за что. «Я увидела твою заботу, спасибо». Поворачивайте на истинное служение. Оно у него есть, надо, чтобы только это служение не ушло в другую крайность. Хвалите за служение вам, потому что служение вам – это служение Богу. Повторяйте – это и есть служение Богу – служить другому.

— Как решать бытовые вопросы?

— Постарайтесь понять: послушание – это самая большая воля. Когда ты делаешь как лучше или как хочешь, это не воля, это своеволие. Если мама сказала, что надо помыть посуду, это не обсуждается. Это служение. Это и есть та воля, которая потом распространится на все человеческие качества.

— А если он скажет: не хочу мыть посуду!

— Он действительно так скажет. Ничего не говорите, не вступайте в дебаты. Встаньте к раковине, начните мыть.

Я помню, как на меня этот урок подействовал так сильно! Я росла в детском доме и старалась быть очень исполнительным ребенком. Никогда не могла отказать в помощи в уборке. Как прогулка – зовут меня убирать огромную столовую. И я всегда себе говорила: ничего, руки не отвалятся. Я всегда старалась все сделать.

И один раз, в летнем лагере моя любимая воспитательница попросила меня помочь, а в это время дети играют в казаки-разбойники. И я говорю ей: я потом! И воспитательница молча берет таз с полотенцами и молча уходит. У меня настроение сразу испортилось, играть уже не хотелось. Запомнилось на всю жизнь!

Надо спокойно, без злости начать мыть посуду. Без слов. И ему станет совестно. Я не говорю, что он сразу побежит отталкивать вас от раковины, но что-то там у него «щелкнет». У вашего ребенка «щелкнет» обязательно.

— Спасибо за встречу!

— Храни Вас Бог!

Записала Тамара Амелина

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *