Обедня – что это такое, для чего и когда ее заказывают? Как проходит литургия, чем отличается от проскомидии?

Олег Мальцев

Иногда можно услышать о том, что нужно в церкви заказать обедню, что это помогает болеющему или нуждающемуся в помощи человеку. Еще говорится об обедне за упокой души умершего. Действительно, в храме существует такая возможность. Но для чего нужно данное служение?

Что такое обедня и когда ее заказывают?

Обедня —это проводимое в храме богослужение, которое официально называется литургией.

Слово «литургия» имеет греческое происхождение и означает «общее дело», а слово «обедня» появилось в народе из-за того, что проводилась до обеда. Она считается наиболее важным служением суточного церковного круга, в течение обедни осуществляется Евхаристия, то есть Святое Причастие.

Литургия проводится не по заказу, а по расписанию.

Обедней еще в разговоре могут называть записки с именами, которые составляют прихожане, желая заказать помин души усопшего или упоминание ближнего в молитве за здравие. Это не значит, что по заказу будет проведено отдельное служение, посвященное только людям, указанным на листке, ведь таких прошений довольно много. Подразумевается, что записанные христиане во время обедни будут упомянуты в молитве.

Что такое суточный богослужебный круг?

Церковный день происходит по определенному графику, в который входят три важных богослужения:

  1. Вечерня;
  2. Утреня;
  3. Обедня.

Так звучат разговорные названия служений, отражая собой время исполнения каждого из них. С точки зрения не знающего некоторых традиций человека этот цикл начинается с утра, то есть с утрени. Но для священников и других работающих в церкви людей отсчет круга начинается с вечера. В качестве аргумента к такому порядку событий ссылаются на то, что сотворение мира начиналось с вечера.

Поэтому в начале круга стоит вечерня, потом идет утреня, после которой следует обедня. Каждое из служений, в свою очередь, подразделяется на три части, в результате чего получается девять служб.

В этом видео отец Афанасий рассказывает, как проводится суточный круг богослужений в православной церкви:

Какая разница между вечерней, утреней и обедней?

Служение в вечернее время посвящается вознесению Богу благодарственных молитв за прожитый день. В течение вечерни прихожане благодарят Господа за прошедший отрезок времени, а также просят помощи и благословения на грядущую ночь.

В течение вечерни проводятся:

  1. Девятый час;
  2. Вечерня;
  3. Повечерие.

Утром христиане в церкви в своих молитвах выражают признательность за ниспосланный им сон для отдыха или за прошедший ночной период, просят о помощи в наступающем дне.

Утреня состоит из:

  1. Полунощницы;
  2. Утрени;
  3. Первого часа.

Во время обедни возносятся мольбы Всевышнему за живых и усопших, то есть умерших людей. В процессе дневного богослужения совершается Таинство Причащения.

Обедня включает в себя:

  1. Третий час;
  2. Шестой час;
  3. Литургию.

По актуальному во времена Евангельских событий временному исчислению в третий час дня Иисуса вели на суд к Понтию Пилату. А в шестом часу дня произошло распятие Христа, о чем и напоминает следующая служба.

И только после этого начинается литургия, в которой три «акта»:

  • Проскомидия;
  • Литургия оглашенных;
  • Литургия верных.

Чем отличается проскомидия от обедни?

Проскомидия не является обедней, она представляет собой только часть подготовительных действий, производимых в процессе литургии.

Само Таинство Причастия имеет греческое название «Евхаристия», означающее «благодарение», является напоминанием о Тайной Вечере, когда Христос собрал Своих учеников на пасхальную трапезу и, в определенной степени, ее воспроизведением.

На том торжественном совместном приеме пищи Иисус подал апостолам хлеб и вино, сказав о том, что в них Его Тело и Кровь, и что вкушающий Их имеет жизнь вечную.

Для приготовления к Причастию священнослужитель берет пять просфор. Из первой он вырезает и достает часть в виде куба, символизирующую образ страдающего за нас Христа. Ей присваивается название Агнец. Из других просфор вынимаются доли в честь Пресвятой Богородицы и святых.

Из последних двух вырезаются частицы за людей, как за тех, кто еще обретается в мире живущих на земле, так и за тех, кто покинул его. Такие хлеб и вино называются Святыми Дарами.

В эти минуты приготовления и укладывания кусочков просфор читаются молитвы и упоминаются имена христиан, указанных в поданных прихожанами записках.

Обедня по усопшим: что это такое?

Обедня по усопшим не является каким-то отдельным служением, отличным от основного. В процессе проведения Литургии есть минуты, когда произносятся молитвенные слова за умерших крещеных людей.

Поминовение усопших происходит в следующие моменты:

  • Во время проскомидии, при извлечении хлебных частиц. Это и есть обычное поминовение по простой записке об упокоении;
  • После преложения Святых Даров. Это не прочтение конкретных имен, а общее поминовение всех;
  • Во время заупокойной ектеньи. В Литургии оглашенных есть часть, посвященная чтению отрывка из Евангелия, потом начинается ектения, во время которой произносятся имена. Для этого надо заказать обедню с молебном;
  • После богослужения, во время панихиды за упокой. Для такого дополнительного упоминания требуется также подать соответствующую записку на панихиду.

Считается, что не нужно писать имя некрещеного в списке на прочтение священнослужителем, но можно зажигать свечу и молиться за этого человека самостоятельно.

Обедня о здравии: что это такое?

Обедню о здравии можно охарактеризовать словами, похожими на те, что были сказаны выше насчет обедни об усопших. В ходе совершения Литургии выделяется некоторое время на прочтение молитвенной просьбы за здравие живых крещеных людей.

Молитвенные слова за здравие живых имеют место в следующие моменты:

  • Во время проскомидии, при извлечении хлебных частиц. Происходит поминовение по обычной записке о здравии;
  • После преложения Святых Даров. Без зачитывания списка, поминовение общими словами;
  • Во время заздравной ектеньи. После чтения отрывка из Евангелия начинается ектения, когда могут прочитать гласно конкретные имена. Чтобы имя ближнего попало в этот помин, следует заказать обедню с молебном;
  • После богослужения, во время молебна за здравие. Для этого понадобится подать соответствующую записку.

В заздравные списки также не следует вносить некрещеных людей, за них лучше жечь свечи и молиться самому. Некрещеным нужна просьба христиан за них перед Богом, поэтому стоит уделить молитве за них особое время.

Считается, что для живых и усопших нужна обедня, что это имеет важное значение. Умершие особенно нуждаются в молитве, соединенной с принесением Бескровной Жертвы, ведь сами они уже не могут совершить подобных действий. Лучше все заказать до начала богослужения, чтобы потом, не отвлекаясь, помолиться за своих ближних во время службы.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА?

До революции для поминовения в церкви священнику обычно давали специальные маленькие книжечки с именами живых и отошедших в иной мир православных христиан — помянники. Современная церковная записка представляет собой разовый помянник «О здравии» или «О упокоении». Т.е. это список имен тех, о ком вы просите помолиться во время богослужения.

ЕСЛИ Я ЛИЧНО ПРИДУ В ЦЕРКОВНУЮ ЛАВКУ И ПОДАМ ЗАПИСКИ «О ЗДРАВИИ» И «О УПОКОЕНИИ», ТО ЭТО БУДЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНАЯ МОЛИТВА, ЧЕМ ЗАКАЗ ПОМИНОВЕНИЙ НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ?

Сильная молитва — молитва со вниманием, благоговением и покаянием. Вы можете, не покидая рабочего места или оставаясь дома, подать записки на проскомидию сроком на 40 дней (сорокоуст) или год на официальном сайте Свято-Никольского мужского монастыря http://bolshekulachie.ru/zakaz/ Поминовение, которое будет совершаться на Божественной литургии после заказа в интернете, точно такое же, как если бы вы лично передали список имен в иконную лавку. Важно не то, на сайте или в самом храме вы попросили совершить церковную молитву о здравии и упокоении ваших близких, важно, обращаетесь ли вы сами к Господу со словами благодарности, просьбы и прославления. Неслучайно святитель Феофан Затворник говорил: «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; какова молитва, таково и отношение наше к Богу».

КОГДА НАЧНУТ ПОМИНАТЬ ИМЕНА, КОТОРЫЕ Я НАПИСАЛ(А) В ПОДАННЫХ ЧЕРЕЗ САЙТ ЗАПИСКАХ?

Все имена, которые вы указали в специальной форме на сайте Свято-Никольского мужского монастыря http://bolshekulachie.ru/zakaz/ , записывают в синодики и начинают поминать, начиная со следующего дня в течение сорока дней (сорокоуст) или года.

В некоторые дни Великого поста и другие даты, когда по уставу не совершается проскомидия с выниманием частиц, записки, поданные на длительные сроки, просто прочитываются во время богослужения.

ХОЧУ, ЧТОБЫ О МОИХ БЛИЗКИХ ПОМОЛИЛИСЬ НА ТОЙ СЛУЖБЕ, ГДЕ МОЖНО ПРИЧАСТИТЬСЯ. КАКУЮ ЗАПИСКУ МНЕ ПОДАТЬ — НА ЛИТУРГИЮ, НА ЕВХАРИСТИЮ, НА ПРОСКОМИДИЮ ИЛИ НА ОБЕДНЮ?

Давайте сперва разберемся, что означают слова «Божественная литургия», «Евхаристия», «проскомидия» и «обедня».

Литургия (с греческого «общее дело») — самое важное церковное богослужение, совершаемое ради таинства Причащения, иначе называемого Евхаристией.

Евхаристия (с греческого «благодарение») — главное таинство Церкви, установленное Самим Спасителем накануне крестных страданий, смерти и воскресения. В этом таинстве после предварительной подготовки, а в особых случаях и без нее, может участвовать каждый православный христианин, причащаясь (вкушая) под видом хлеба и вина Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

Проскомидия (с греческого «принесение») — первая часть Божественной литургии, когда священник приготовляет хлеб и вино для совершения таинства Евхаристии. Хлеб — это просфоры, т.е. круглые хлебцы из дрожжевого пшеничного теста, а вино — кагор, красное крепкое сладкое натуральное вино, не теряющее вкусовых качеств при разбавлении водой.

Именно во время поминовения на проскомидии священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех христиан, чьи имена перечислены в записках, поданных с помощью работника иконной лавки или в интернете. В Свято-Никольском мужском монастыре вы можете заказать поминовение на проскомидии в течение сорока дней (сорокоуст) или года. Сделать это можно на сайте обители http://bolshekulachie.ru/zakaz/

Также имена тех, о ком просили помолиться, могут поминаться священнослужителями на ектении (гласно, т.е. вслух, или тайно, т.е. про себя, в зависимости от традиции прихода и количества записок) и во время пения «Достойно есть».

В конце Божественной литургии после причащения мирян частицы, извлеченные из просфоры за наших ближних, погружаются в Святую Чашу с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. При этом священник произносит молитвословие: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Просфорные частицы, напитываясь Животворящей Кровью Христовой, освящаются, и это освящение передается душам живых и преставльшихся людей, за которых они принесены. Когда в алтаре совершается потребление Святых Даров, священником или диаконом потребляются и эти частицы.

Именование первой части Литургии связано с обычаем ранних христианских общин приносить с собой хлеб, вино, вообще всё нужное для совершения Таинства (и масло для лампад, и ладан и прочее). Поэтому хлеб, употребляемый на проскомидии, получил на-звание просфора, что означает «приношение».

До сих пор в некоторых Православных Церквях (например, в Греции или Сербии) можно найти маленькие приходы, где верующие сами пекут простые просфоры и передают их в алтарь вместе со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время Литургии.

Обедня (от всем понятного слова «обед») — простонародное название Божественной литургии, возникшее оттого, что эта служба обычно совершается в первой половине дня, до обеда.

Таким образом, записки на литургию, на евхаристию, на проскомидию или на обедню — это записки на одно и то же богослужение. Обычно в церковных лавках они называются записками на проскомидию.

МОЖНО ПОПРОСИТЬ СВЯЩЕННИКА, ЧТОБЫ ОН ВЫНИМАЛ ЧАСТИЦЫ НА ПРОСКОМИДИИ ИЗ МОЕГО ДОМАШНЕГО ХЛЕБА?

В наши дни это не принято. Теперь мы просто жертвуем деньги, а храмовые сотрудники сами приобретают муку, дрожжи, кагор и прочее, необходимое для совершения службы, сами пекут просфоры.

При проскомидии используются пять особых больших просфор и неограниченное число обычных маленьких. Не вдаваясь в подробный рассказ о первых трех больших просфорах, остановимся на четвертой и пятой. Именно ради четвертой просфоры мы подаем перед Божественной литургией записки «О здравии». Из этой просфоры священник вынимает частицы за ныне живущих членов Церкви Христовой, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епархиального архиерея. Как правило, записок с именами много, поэтому частицы за поминаемых живых вынимаются и из дополнительных просфор. Пятая просфора приготовлена ради нашей молитвы о усопших. Когда все записки «О упокоении» прочитаны, священник опять берет четвертую просфору и вынимает частицу за себя самого со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение вольное же и невольное».

Частицы, вынутые по нашим запискам, помещаются на особом богослужебном блюде — дискосе, где уже лежат Агнец и другие частицы, символизируя всю Церковь. Агнец — центральная часть первой просфоры, вырезанная в форме куба. Именно Агнец во время совершения Евхаристического канона становится истинным Телом Христовым. Прочие частицы имеют треугольную форму, они посвящены Богородице и святым.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех воз-люби, как членов Господа и своих членов, — увещевает святой праведный Иоанн Кронштадтский. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Что затем происходит с этими частицами, вы уже знаете из ответа на первый вопрос.

Я МОГУ ВО ВРЕМЯ ПРИЧАЩЕНИЯ ПРИНЯТЬ ТЕЛО ХРИСТОВО ПОД ВИДОМ ЧАСТИЦ ТЕХ ПРОСФОР, ИЗ КОТОРЫХ ВЫНИМАЛИСЬ ЧАСТИЦЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ МОИХ БЛИЗКИХ?

Нет. Для причащения употребляется только одна просфора, называемая агничной.

ДОСТАТОЧНО ЛИ ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ИЛИ НЕОБХОДИМО ЗАЙТИ В ХРАМ, ПОСТАВИТЬ СВЕЧКУ?

Подавая записки на проскомидию, старайтесь как можно чаще молиться за Божественной литургией, принимать участие в Евхаристии. Помните, что причащение Телу и Крови Христовым — заповедь Господа, повелевшего всем нам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26:26-28).

Как сказано в документе «О участии верных в Евхаристии», «сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину. Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово».

Документ «О участии верных в Евхаристии» одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. С его полным текстом вы можете ознакомиться на странице http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html Из этого документа вы узнаете, как подготовиться самим и подготовить детей ко святому причащению.

ЗАЧЕМ МНЕ ПИСАТЬ ЧЬИ-ТО ИМЕНА В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ? Я И ТАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОМОЛЮСЬ О СВОИХ ЛЮБИМЫХ.

Через упоминание человека на Литургии мы испрашиваем у Господа помощи и благословения. Многовековой опыт Церкви свидетельствует о том, что поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир со Святыми Дарами является самой действенной молитвой. Бескровная жертва совершается за всех поминавшихся на проскомидии, они тоже участвуют в Божественной литургии.

Старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры Алексий, прославленный ныне как местночтимый святой, будучи иеромонахом, нес послушание у мощей святителя Феодосия Черниговского. Однажды он в изнеможении заснул рядом с ракой и увидел святителя Феодосия, который благодарил его за труды и просил помянуть на Литургии своих родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий изумился, неужели святой муж нуждается в молитве священника на земле, если сам стоит пред престолом Божиим на небесах. Святитель Феодосий кратко вразумил собрата: «Приношение на Литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов вспоминал о загробной участи одного нерадивого монаха, грешившего сребролюбием. Согласно повелению святителя, помимо общей молитвы братии, по усопшему отслужили тридцать заупокойных литургий. Когда совершилась тридцатая Божественная литургия, душа монаха явилась, чтобы ободрить и утешить своего родного брата. «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете», — сказал монах.

Поминовение на Божественной литургии — наивысшее благо для тех, кто нам дорог.

ЧТО, КРОМЕ ИМЕНИ КРЕЩЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА, НУЖНО ПИСАТЬ В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ?

Помимо имени, данного при крещении или (для монахов) при постриге, следует указать священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства не нужны, как и определения, вроде «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего» и т.п. Исключение — слова «новопреставленного» или «приснопоминаемого», если вы подаете записку «О упокоении». «Новопреставленным» усопший именуется в течение сорока дней по кончине, а «приснопоминаемым» — ежегодно в день рождения, день именин, день смерти.

ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» ПИШЕТСЯ РАДИ ТЕХ, КТО ЗА-БОЛЕЛ?

Не обязательно. Под «здравием» мы понимаем не только хорошую физическую форму, бодрость, высокий тонус, но и духовное состояние человека, гармонию с Богом, с Церковью, с окружающими. В записке на проскомидию «О здравии» пишите имена всех, кому вы желаете спасения и благоденствия.

НЕ ЗНАЮ, СТОИТ ЛИ ВПИСЫВАТЬ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» ИМЯ ДУХОВНИКА И ТЕМ БОЛЕЕ ИМЕНА НАШЕГО ПРАВЯЩЕГО АРХИЕРЕЯ И СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА — О НИХ И ТАК МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ МОЛИТСЯ…

В духовном мире сильна не арифметика, а любовь. Конечно, за Патриарха вся Церковь молится, и если мы, по любви, тоже хотим за него помолиться, то напишем его имя в сво-ей записке. А уж о духовнике всегда молиться — наш долг, равно как о родителях.

По традиции первым пишется имя Патриарха, следом — архипастыря, духовника и других священнослужителей, которые вас наставляют и заботятся о спасении вашей души, после имена родителей, членов семьи, близких и родных.

ЕСЛИ У МЕНЯ ЕСТЬ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ ИЛИ ЗАВИСТНИК, ПИСАТЬ ЛИ ЕГО ИМЯ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ»?

Непременно. Так вы исполните повеление Христово: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Молитва за Божественной литургией о примирении враждующих — великая сила для водворения мира.

ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ «О УПОКОЕНИИ» ПОДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЗА КРОВНЫХ РОДСТВЕННИКОВ?

Нет. На проскомидии вынимаются частицы не только за наших ближайших сродников, но и за весь род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, наставил, поддержал. Или наоборот — за тех, с кем мы не успели примириться в земной жизни, за обидчиков, за тех, кто враждовал с нами или нашими близкими.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших.
СОРОКОУСТ — ЭТО МОЛИТВА О УПОКОЕНИИ?

Вовсе не обязательно. Сорокоуст — это сорокадневное поминание усопшего или здравствующего христианина за Божественной литургией.

СОРОКОУСТ СЛЕДУЕТ ЗАКАЗЫВАТЬ ТОЛЬКО В ДЕНЬ СМЕРТИ ТОГО ЧЕЛОВЕКА, О ЧЬЕЙ ДУШЕ Я ПРОШУ МОЛИТЬСЯ?

Прекрасно, если у вас получится подать записку «О упокоении» в день кончины (имя в этом случае пишется с прибавлением «новопреставленный»), но и в других случаях не отказывайтесь от сорокоуста или годового поминовения души преставльшегося православного христианина.

Мы понимаем, сколько сложностей связано с похоронами и другими заботами в этот трудный период. Чтобы сберечь время и силы, вы можете написать записку «О упокоении» на сайте Свято-Никольского мужского монастыря http://bolshekulachie.ru/zakaz/

СОРОКОУСТ — ЭТО СОВРЕМЕННАЯ ВЫДУМКА ИЛИ «ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»?

В Новозаветной Церкви существует древний обычай, пришедший еще из практики Ветхозаветных иудеев, оплакивать умерших сорок дней. Христиане усиленно молятся о душе усопшего в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Святитель Симеон Солунский писал: «Сорокоусты совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с тою целью, чтобы и умерший, восстав из гроба, вознесся в сретение Господу, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом».

Заздравный сорокоуст вошел в церковную традицию позже, чем молитва о новопреставленном. Мы молимся о здравии сорок Литургий, вспоминая, как Христос победил дьявола, пробыв сорок дней в посте и молитве. Принося бескровную жертву, мы просим у Гос-пода благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное.

ВО МНОГИХ ХРАМАХ ПОМИМО ОБЫЧНЫХ ЗАПИСОК НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» И «О УПОКОЕНИИ» ПРИНИМАЮТ ЗАКАЗНЫЕ ЗАПИСКИ. ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ, КРОМЕ РАЗМЕРА ПОЖЕРТВОВАНИЯ?

Заказную записку прочитывают на проскомидии (и вынимают частицы за тех, кто там записан), а затем эту же записку поминает диакон вслух (а если записок много — и священники в алтаре) на Литургии, во время великой или заупокойной ектении.

Что касается пожертвований за поминовение на проскомидии и за возгласное поминовение на Литургии, то последнее обычно больше хотя бы для того, чтобы количество возглашаемых вслух имен не превращало Божественную литургию в многочасовое чтение записок.

ЕСЛИ Я ПОДАМ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ В ИНТЕРНЕТЕ, ТО НЕ УВИЖУ, КАК ИХ ЧИТАЛИ, ВЫНИМАЯ ЧАСТИЦЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ. А ВОТ, ЗАЙДЯ В ЦЕРКОВЬ, СМОГУ УБЕДИТЬСЯ, ЧТО МОИХ БЛИЗКИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОМЯНУЛИ…

Каждая поданная на проскомидию записка обязательно прочитывается, вне зависимости от того, где вы ее подали — на странице сайта http://bolshekulachie.ru/zakaz/
или в иконной лавке. А вот своими глазами увидеть проскомидию вам вряд ли удастся в любом случае, поскольку без благословения на вход в алтарь это невозможно.

Проскомидия совершается священником на алтарном жертвеннике (четырехугольном столе, который стоит слева от престола) при закрытых Царских вратах. Даже услышать в этот момент имена дорогих вам людей вы не сможете, т.к. они читаются вполголоса, а в центральной части храма громко разносятся молитвы, произносимые чтецом. Какие именно молитвы — о здравии и упокоении? Нет, обычно это Третий и Шестой час. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение Третьего часа, является также началом проскомидии.

Внимательно вслушивайтесь в слова Божественной литургии, и вы не пропустите те мо-менты, когда вся церковь будет молиться о здравии или упокоении своих братьев и сестер во Христе.

Я САМОСТОЯТЕЛЬНО ХОЧУ ПРОЧИТАТЬ СВОИ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИИ, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

На проскомидии все записки читаются в алтарной части храма, куда мирянин не может войти без благословения настоятеля (женщины в алтарь не входят). Делают это священнослужители или церковнослужители.

Подав записки на проскомидию, не оставляйте «самостоятельную» молитву. Преподоб-ный Паисий Святогорец учит: «Когда вы про себя поминаете имена, то ваше сердце должно соучаствовать в боли каждой поминаемой вами души, будь это живой или усопший человек. Приводите себе на ум все человеческие нужды вообще и конкретно того, о ком вы молитесь, и просите: «Помяни, Господи… Марию, Николая… Ты, Боже мой, знаешь, какие у них трудности. Помоги им». Имена, которые вам дают для поминовения, поминайте на нескольких Божественных литургиях — какие-то на трех, какие-то на пяти. Остальные имена поминайте во вторую очередь. А то что же — одних ты поминаешь постоянно, а других, которые нуждаются в молитвенной помощи, не поминаешь совсем? Я такого не понимаю. Имена католиков, иеговистов и прочих еретиков поминать на проскомидии нельзя. Нельзя ни вынимать за них частичку, ни служить панихиду. А об их здравии и просвещении мы молиться можем, и даже петь молебный канон».

СКОЛЬКО ИМЕН МОЖНО НАПИСАТЬ В ОДНОЙ ЗАПИСКЕ НА СОРОКОУСТ ИЛИ НА ПРОСКОМИДИЮ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА?

Число имен неограниченно. При составлении списка стоит учесть, что от количества имен зависит размер предлагаемого пожертвования за сорокадневное (сорокоуст) или годовое поминовение.

Вы можете подать записки на проскомидию «О здравии» и «О упокоении» с именами всех православных христиан, которых вы желаете помянуть за главным богослужением Православной Церкви, на сайте Свято-Никольского мужского монастыря http://bolshekulachie.ru/zakaz/

Скромное пожертвование на монастырские нужды вам будет предложено внести за каждое имя, которое будет поминаться на Божественной литургии ежедневно в течение сорока дней (сорокоуст) или года.

НЕ ВЕРЮ, ЧТО СВЯЩЕННИК СПОСОБЕН ПРОЧИТАТЬ НА ПРОСКОМИДИИ ТЫСЯЧИ ИМЕН…

Если записок немного (например, день будний и приход маленький), то священник читает их сам. Если речь, скажем, о кафедральном соборе в двунадесятый праздник или Родительскую субботу, то, разумеется, священнику помогают чтецы и пономари. Они стоят рядом с жертвенником и негромко читают имена, а священник вынимает из просфор частицы со словами: «Помяни, Господи».

Конечно, бывают исключения, но они очень редки. К примеру, уже упоминавшийся святой праведный Иоанн Кронштадтский молился на проскомидии особым образом. «На проскомидии, совершаемой отцом Иоанном, просфор было так много, что их приносили большими корзинами. Многие лично подходили к батюшке с просьбой помянуть своих родственников, вынуть частичку хотя бы из одной просфоры. Кроме того, отец Иоанн получал ежедневно свыше тысячи писем и телеграмм с просьбами помолиться об исцелении больных, признанных врачами безнадежными. Писали не только со всех концов России, но и из других стран, из Азии и из Америки. У батюшки были секретари для прочтения этих писем и телеграмм и для ответов на них. Возникает вопрос: как получали исцеление по молитвам отца Иоанна те больные, о которых просили родные в этих письмах и телеграммах, ведь батюшка физически не успевал их прочитать? А вот как… Перед отцом Иоанном лежали горы корреспонденции, и он, вынимая частицы из просфор, дерзновенно, с упованием на милость Божию, взывал: «Помяни, Господи, всех заповедавших мне молиться о них». Этой краткой молитвы великого угодника Божия было достаточно, чтобы Божественной благодатию, пребывавшей в батюшке, совершались чудеса во всех концах вселенной» (Виктория Корхова «Дивный батюшка»).

В ЦЕРКОВНОЙ ЛАВКЕ МНЕ ДАЛИ ПРОСФОРУ, ИЗ КОТОРОЙ КТО-ТО ВЫКОВЫРЯЛ КУСОЧЕК, ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ, ИЛИ МНЕ ДОСТАЛАСЬ «БРАКОВАННАЯ» ПРОСВИРКА?

Всё в порядке. Священник вынимает частицу из просфоры за каждое имя, написанное в записке на проскомидию. Если записок сотни, то одна частица вынимается за несколько имен. Освящаются не только вынутые частички, но и все просфоры. После проскомидии просфоры передаются в свечной ящик (иконную лавку).

КУДА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ ПОПАДУТ ЗАПИСКИ С ИМЕНАМИ ДОРОГИХ МНЕ ЛЮДЕЙ? Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ОНИ ВАЛЯЛИСЬ В КУЧЕ МУСОРА.

После поминовения все записки сжигаются.

ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ Я МОГУ ПОДАТЬ В ЛЮБОЙ ДЕНЬ ГОДА?

Да, вы можете подавать записки на проскомидию накануне богослужения или за несколько дней до желаемой даты поминовения. Однако стоит уточнить, будет ли служиться Божественная литургия именно в тот день. Ежедневно Божественная литургия совершается только в крупных храмах, а в небольших приходах — лишь по воскресеньям и в церковные праздники.

Есть дни, когда Литургия вообще не служится, это:
1. Перед Великим постом в заключительную неделю (Сырную, или в простонародье Масленицу) в среду и пятницу.
2. В Великий пост по понедельникам, вторникам и четвергам, а также в Великую Пятницу.
3. В пятницу перед праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня, когда они выпадают на воскресенье или понедельник.

Если в нужный вам день (именины, день рождения, годовщина смерти и т.д.) Божественная литургия не служится, вы можете подать записку на проскомидию на ближайшую дату (уже без указания «приснопоминаемый» и т.п.).

КАК ЧАСТО РАЗРЕШАЕТСЯ ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ ДЛЯ ПОМИНАНИЯ НА ПРОСКОМИДИИ?

Никаких ограничений не существует, ведь мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией, очищающей и спасающей нас. Просите молитв Церкви и принесения о нас и о наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров как можно чаще. Если у вас нет возможности ежедневно присутствовать в храме, подайте записки сразу на сорок дней или на год. Сделать это можно на сайте Свято-Никольского мужского монастыря http://bolshekulachie.ru/zakaz/

ЗНАЮ, ЧТО БЫВАЮТ РАЗНЫЕ ЛИТУРГИИ, А ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ТОЖЕ ЧЕМ-ТО ОТЛИЧАЮТСЯ?

В современной приходской практике Русской Православной Церкви распространены три вида Божественной литургии:
1. Литургия святителя Иоанна Златоуста,
2. Литургия святителя Василия Великого и
3. Литургия преждеосвященных Даров (она же Литургия святителя Григория Великого, Двоеслова, папы Римского).

Записки на проскомидию бывают «О здравии» и «О упокоении». Души живых и усопших христиан, за которые священник вынимает частицы из просфоры, одинаково поминаются на Литургии по любому чину. При этом формально проскомидия не входит в состав Литургии Преждеосвященных Даров, поскольку Святые Дары для этой Литургии приготавливаются заранее.

ЕСЛИ Я ЗАКАЖУ СОРОКОУСТ В СОРОКА ХРАМАХ, ТО ЭТА МОЛИТВА БУДЕТ ОСОБО СИЛЬНОЙ?

Вы можете подавать записки на проскомидию о здравии и упокоении в любое число православных церквей, в зависимости от вашего благочестивого усердия и материальных возможностей, но мнение о подобном механическом «усилении» молитвы глубоко ошибочно, оно из области предрассудков и магизма.

МОЖНО ЛИ В ЗАПИСКЕ «О ЗДРАВИИ» НА ПРОСКОМИДИЮ ПИСАТЬ СВОЕ ИМЯ, ИЛИ ЭТО ГРЕХ ГОРДЫНИ?

Конечно можно. Во многих церковных молитвах есть прошения о самих себе. Например, в завершении ектеньи в чине Великого повечерия мы «рцем и о себе самех». Если вы опасаетесь впасть в грех гордыни, можете, в знак смирения перед Господом, писать свое имя в записке «О здравии» последним.

У МЕНЯ МНОГО НЕКРЕЩЕНЫХ РОДСТВЕННИКОВ, КАК ЖИВЫХ, ТАК И УМЕРШИХ, КАК МНЕ ПОМЯНУТЬ ИХ НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ?

Человек, который не желает соединить себя с Церковью Христовой, не может поминаться за Божественной литургией. В записках на проскомидию мы пишем имена лишь тех, кто принял Святое крещение. Ваша духовная обязанность — молиться о некрещеных родственниках дома, стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верным Христу.

Поминая усопших некрещеных родственников, вы можете делать добрые дела в их честь и память.

БЛИЗКИЙ МНЕ ЧЕЛОВЕК ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ, БУДУЧИ В СОСТОЯНИИ ТЯЖЕЛОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА. ОН БЫЛ КРЕЩЕНЫМ, ПОЭТОМУ Я ХОЧУ ВПИСАТЬ ЕГО ИМЯ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ. ЭТО ВОЗМОЖНО?

Вопрос об отпевании и церковном поминовении самоубийцы может решить только правящий архиерей той области, где жил почивший. Вы имеете право обратиться к нему с просьбой признать самоубийство неосознанным. Только после положительно решения этого вопроса архиереем, вы сможете подать записку на проскомидию. Пока же поминай-те усопшего в домашней молитве, творите в его память дела милосердия.

Если крещеный человек покончил с собой осознанно, то лучше приступать даже к домашней молитве о его душе только после благословения священника.

СРЕДИ МОИХ РОДНЫХ И ДРУЗЕЙ ЕСТЬ БАПТИСТЫ, КАТОЛИКИ, ИУДЕИ И МУСУЛЬМАНЕ. ИМЕНА ПОСЛЕДНИХ Я В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ НЕ ПЕРЕЧИСЛЯЮ, А ВОТ ИМЕНА ХРИСТИАН, ПУСТЬ И НЕМНОГО ДРУГОЙ ВЕРЫ, А ТАКЖЕ НЕКРЕЩЕНЫХ ЕВРЕЕВ ХОЧУ НАПИСАТЬ, ВЕДЬ ГОСПОДЬ У НАС ОДИН. ЭТО ПРАВИЛЬНО?

Что касается поминовения на проскомидии, то нет разницы, к какой религиозной традиции принадлежит человек, если он не находится в лоне Православной Церкви. Люди любой иной веры поминаются как некрещеные. Их имена не следует писать в записках на Божественную литургию. Молитесь о них дома и, если кто-то из них уже ушел из жизни, совершайте в их память добрые дела.

ХОЧУ НАПИСАТЬ В ЗАПИСКЕ НА ПРОСКОМИДИЮ ИМЕНА «СУПРУГОВ», КОТОРЫЕ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ЖИВУТ В БЛУДЕ (Т.Е. БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ В ЗАГСЕ), НО НЕТ УВЕРЕННОСТИ, ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО…

Разумеется, церковное поминовение на проскомидии людей, сознательно совершающих смертный грех, недопустимо. Но здесь главное — именно мера сознательности. Одно дело, если пара грешит целенаправленно. Другое, если один человек стремится к браку, а второй против. Третье, если оба далеки от воцерковленности. Лучше попросить совета священника, знакомого с этой конкретной семейной ситуацией.

Я ЛЮБЛЮ СВОИХ ДОМАШНИХ ПИТОМЦЕВ, ОНИ ЧЛЕНЫ МОЕЙ СЕМЬИ, МОГУ Я НАПИСАТЬ ИХ КЛИЧКИ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ?

Мы призваны заботиться о домашних животных, но поминать их за Божественной литур-гией или за любой другой церковной службой не принято. В таинствах Церкви мы молимся о бессмертной человеческой душе, а с молитвой о здоровье питомца вы можете обраться к Господу дома, при этом не стоит помазывать больное животное освященным маслом или кропить святой водой.

ЕСЛИ Я ПОДАМ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-САЙТ, ТО ГДЕ Я ПОЛУЧУ ПРОСФОРУ?

Практика выдавать просфоры тем, кто подает записки на проскомидию, — не более чем местный обычай. Он никак не связан с церковной молитвой о здравии и упокоении христиан, чьи имена вы написали в записках на проскомидию.

ЧТО ТАКОЕ АРХИЕРЕЙСКАЯ ПРОСКОМИДИЯ? МОЖНО ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ЭТУ ПРОСКОМИДИЮ?

При служении Божественной литургии архиерейским чином владыка входит в алтарь, когда священником уже совершена первая проскомидия, на которую мы подали записки «О здравии» и «О упокоении». При этом предложение Честных Даров находится на жертвеннике, и в начале Великого входа происходит вторая проскомидия, когда архиерей поминает живых и усопших чад Православной Церкви. Для этого он так же, как и прежде священник, вынимает частицы из просфор. Все наши записки к этому времени уже прочитаны.

Степан ПИСАХОВ. Проповедь попа Сиволдая.

Поп Сиволдай вздохнул сокрушенно. Народ думал, о грехах кручинится, а поп с утра объелся и вздохнул для облегчения, руки на животе сложил и начал голосом умильным, протяжным, которым за душу тянут.

— Людие! Много есть неведомого. Есть тако, что ведомо только мне, вам же неведомо. Есть таково, что ведомо только вам, мне же неведомо.

Сиволдай снова вздохнул сокрушенно.

— Есть и тако, что ни вам, ни мне неведомо!

Поп погладил живот и зажурчал словами:

— О, людие дороги мои! У меня старой подрясник. Сие ведомом только мне, вам же неведомо.

— О, любезны мои други! Купите ли вы мне материи на новой подрясник шерстяной коричневого цвету и шелковой материи такового же цвету на подкладку к подряснику, — сие ведомо только вам. Мне же сие неведомо.

— О, возлюбленные мои братия! А материя, котору вы купите мне на подрясник, и подкладка к оному подряснику и с присовокупленною к ней материей тоже шерстяной цвета семужьего, с бархатом для отделки подобаюшшей, — понравится ли все сие моей попадье Сиволдаихе — ни вам, ни мне неведомо!

Божественная литургия: видео с пояснением

В этой статье Вы узнаете происхождение литургии, из каких частей состоит эта служба, для чего нужна литургия. Ведь очень многие люди не знают, что такое Божественная литургия, таинство Причастия, Евхаристия. И вот по этому мы написали статью очень доступным, простым языком, чтобы каждый мог понять смысл таинства Причастия. А многим будет доступнее посмотреть литургия видео. Вы увидите как совершается проскомидия в Алтаре, узнаете самые интересные моменты службы, что они символизируют. Вы увидите самое точное описание хода службы, будет разъясняться каждое действие священнослужителей. Вы посмотри как устроен Алтарь, что в нем находится. Литургия с пояснениями видео будет очень интересным Вашему вниманию, оно откроет завесу, которую Вы не видите, когда находитесь в храме!

Что такое литургия

Основным служением, которое проходит в храме, является литургия, что обозначает, в переводе с языка греков, “общим делом” или “общим служением”. По – иному рассуждая, литургию посещают, чтобы всем одновременно, соборно, молиться Богу за всех, живущих в мире, за все, что твориться, за страну, за близких, одновременно и за себя, чтобы просить сил для служения Господу и людям.

Литургией называется выражение благодарности Богу за жизнь в любом её проявлении, за благие действия, которые им оказываются с помощью остальных, или обстоятельства, за страдания во имя спасения и крестную смерть Сына Бога, Иисуса Христа, за возможность его воскрешения и вознесения, за милосердие и предоставление возможности обратиться к Создателю.

Причащение мирян

Таинство Благодарения на греческом языке называется Евхаристией. Литургия это самая великая служба в Церкви. Потому что во время ее совершения приносят в жертву Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина. Во время литургии происходит пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы!

Божественная Литургия включает три части, которые проходят друг за другом, как ступеньки духовной лестницы:

  • Первая часть называется проскомидия – она является подготовлением к литургии.
  • Далее идет литургия Оглашенных
  • и литургия Верных.

Мы представляем Вашему вниманию просмотр литургия с пояснениями видео!

Божественная литургия, видео

Проскомидия

Литургическую часть, в которой готовят вещество, чтобы совершить Таинство – проскомидия, которая обозначает “принесение”. Первую литургическую часть так назвали, соответственно обычаю людей христианской веры древнего времени нести в церковь хлеб с вином для того, чтобы совершить Таинство.

Поэтому хлеб назвали просфорой, что обозначает приношение. В проскомидию, являющуюся частью, литургии входит в воспоминание пророчества и прообразования, в некоторой части и самих событий, принадлежащих к Рождеству и страданию Иисуса Христа, из просфоры вынимают часть, требуемую для того, чтобы совершить Таинство; также и берут вино, соединенное с водой, вливают внутрь священного сосуда.

При этом священник вспоминает всю Церковь: святых прославленных, которые канонизированы, читают молитву о тех, кто живет и умер, о власти и о тех, кто, по принадлежащего к вере и с усердием, смог принести просфору, или приношение.

Хлеб, испеченный для того, чтобы совершить причащение, называют агнцем, ибо он представляет образ страждущего Господа, аналогично тому, как в содержании Ветхого Завета он был изображен агнецом Пасхальным, которого жители Израиля, по желанию Бога, закалывали и ели в честь памяти избавления от мук в Египте.

Вино для того, чтобы совершить Таинство, соединяют с водой потому, что это священное действие будет свершаться по образу мучений Господа, а во время мучений из раны, которая нанесена ребру его, вытекала кровь с водой.

Литургия оглашенных

На этой части литургии присутствуют все миряне, даже не крещенные. В древние времена она имела более глубокий смысл. Миряне, которые еще не приняли таинство крещения назывались оглашенными (которые только собирались принять веру, готовились к принятию крещения), она находились на этой части литургии, но на литургию верных они не имели права оставаться. Сейчас этот устав не имеет силы. Литургия оглашенных начинается с благословения, или прославления Царства Пресвятой Троицы и включает молитвы, песнопения, чтение книг Апостола и Евангелия. Ее завершает просьба покинуть церковь.

Литургия верных

Следующая часть литургии – “литургия верных”, на которой совершают таинство причащения. Называется литургией верных, потому что те, кто на ней присутствуют, являются крещенными, обладают правом находиться до окончания литургии.

Таинство святого причащения было установлено Господом, когда проходила последняя Тайная Вечеря, перед Своими муками и смертью. Самым важным действием этой литургической части является произношение слов, которые говорил Господь, когда совершал таинство:

“Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов”.

Слово после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя

Божественная литургия видео

Чем проскомидия отличается от обедни?

Объясните, пожалуйста, чем проскомидия отличается от обедни? Я молюсь за своих близких на литургии и на панихиде. Чем поминовение на проскомидии отличается от молитвы за близких на литургии, молебне или панихиде?

Проскомидия отличается от литургии (обедни) тем, что это подготовительная часть литургии, совершаемая в алтаре во время чтения богослужения часов. Но Вас, как я понимаю, интересует другое, чем отличается поминовение на проскомидии от поминовения на самой Божественной литургии.

Во время поминовения на проскомидии священник вынимает частицу из просфоры, поминая имена тех, о ком попросили помолиться. На самой же литургии священнослужители поминают по запискам на ектении (гласно, вслух, или же тайно, все зависит от традиции прихода и количества записок) и во время пения «Достойно есть». Я бы не стал выделять то или иное поминовение как «особо сильное», это из области предрассудков и магизма. Просто, в идеале, записки должны быть помянуты во всех моментах богослужения, когда это положено.

Если в Вашем храме после литургии совершается панихида, вполне логично подать заупокойную записку и на панихиду.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *