Монастырь, монашество

Что такое монастырь

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

  • Монастырь без секретов
  • Монастыри и монашество. Традиции и современность
  • Монастырская жизнь
  • Путь в монастырь
  • Монашество — легкий ли это путь?
  • Монастырь live (Фото)
  • Ставропигиальные монастыри России
  • Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
  • Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре
  • Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
  • Самый труднодоступный монастырь России
  • Монастырь. О Богоявленском Аланском монастыре в Осетии
  • Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)
  • Что мешает уйти в монастырь?
  • Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)
  • Чудов монастырь
  • Монашество. Ответы священников
  • Иные люди
  • Последний лаврский монах
  • Записка о монастырях и монашестве
  • Истинная монашеская община — это прежде всего семья
  • Монах в миру?
  • Может ли монах вернуться в мир?
  • Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
  • Старец Илий о монашестве
  • Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
  • Чем питаются монахи? Полное меню
  • Архимандрит Елисей: монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Монашество

См. раздел МОНАШЕСТВО

  • Девушке, выбирающей между браком и монашеством свт. Николай Сербский
  • Напоминание всечестным инокиням… свт. Феофан Затворник
  • О трех обетах монашества архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев)
  • Три монашеских обета игумен Дионисий (Шленов)
  • Изложение монашеского опыта прп. Иосиф Исихаст
  • Чем должно украшаться монаху свт. Василий Великий
  • О том, как монаху быть совершенным прп. Ефрем Сирин
  • Отречение oт мира мон. Варвара (Пыльнева)
  • Евангельское монашество архим. Георгий (Капсанис)
  • О том, что и монашеский образ объемлется тайной покаяния свт. Симеон Солунский
  • Монашество и монастыри в России XI-XX века
  • Положение о монастырях и монашествующих (2017 год)
  • Видео о монашестве
  • Тест: Монашество

Мона́шество (монах от греч. μοναχός — одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к μόνος – один, одинокий) – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам.
Монахов в России часто называют иноками, а монашество – иночеством (от «иной»).

Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цветущую и радостную страну духа. Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

Монашескому постригу предшествует трудничество и послушничество. В традициях Русской Православной Церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами: рясофор, иночество (в женских монастырях), малая и великая схима.

«Монахи сути те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою, – добродетелью, высшею всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться во едино с Богом, как сказал Апостол: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17). А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова: то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии. Монахи жительством своим стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека: по этой причине святые иноки именуются – преподобными».
святитель Игнатий Брянчанинов «О монашестве»

«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог».
епископ Иларион (Алфеев)

«Человек вступает в брак сразу, одним движением. Никакой «пробный брак» по существу не допустим и не возможен. Брак требует большой отваги, решимости – и готовности ко взаимной жертве. Путь к монашеству, в отличие от брака, состоит из ряда последовательных шагов, которые длятся иной раз по многу лет: за это время человек вполне успевает узнать и почувствовать монашескую жизнь».
иеромонах Макарий (Маркиш)

«Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества».
преподобный Иоанн Лествичник

Из Устава Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря:

ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА

1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.

2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.

3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, целомудрие и послушание.

4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «…аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене…» (Мф. 19:21).

5. Целомудрие состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, постоянном xранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет целомудрия утверждается на следующих словах Священного Писания: «Могий вместить, да вместит» (Мф. 19:12). «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» (1Кор. 7:32).

6. Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: «…аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24); «…аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Мф. 20:26); «Им же несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч. 11:14).

***

Что значит “призвание к монашеству”?
– Это, прежде всего, призвание к одиночеству, любовь к богослужению, к молитве. Если человек принимает иночество из-за чего-то другого, то он не выдержит бремени одиночества. Нельзя становиться монахом только потому, что не нашлось подходящей невесты. Нельзя принимать монашество исключительно потому, что на это благословил старец или духовник, без сердечного стремления к внутренней молитвенной жизни.
епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев)

Степени православного монашества — этапы, которые проходят православные монахи или монахини в течение своей жизни в монастыре. В православной церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному. В традициях Русской православной церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются три степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:537 45 999 9 125 1 142 3 562
  • ✪ Степени православного монашества
  • ✪ Титулы и должности в православной церкви. Белое и черное духовенства
  • ✪ Иноческий постриг — начало пути монаха
  • ✪ Ранние чины монашеского пострига
  • ✪ Преподобные иноки

Субтитры

  • 1 Степени подготовки к монашеству
    • 1.1 Послушник (послушница)
    • 1.2 Рясофор
  • 2 Степени монашества
    • 2.1 Малая схима (мантийное монашество)
    • 2.2 Великая схима (схимничество)
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

Монахиня

В первый раз я встретила матушку Надежду в середине 90-х. С первого взгляда стало понятно – монахиня. Невысокая, сухонькая, в темном пальто и платке, она устало шла по улице с тяжелой сумкой в руке. «Можно Вам помочь?» – спросила. «Помоги, деточка…» – просто сказала она. Так мы познакомились.

Она каждый день ходила к Литургии, а в праздники обязательно к вечерне. Прошло уже больше двадцати лет, но до сих пор, кажется, вижу ее у иконы «Троеручица», что в кафедральном Андреевском соборе Ставрополя, где она неизменно каждый день молилась за многих, перелистывая бесконечные соборные синодики…

Вряд ли в этой согбенной старушке ее старые знакомые могли узнать счастливую, благополучную, красивую женщину, каковой она была когда-то. Кто бы заподозрил тогда, что ее путь вместит события, которых хватило бы на несколько жизней, хотя она никогда не ждала и не желала для себя чего-то сверхъестественного.

Матушка Надежда (в миру – Вера Петровна Бородинова) родилась в селе Михайловском Ставропольского края. В детстве ее звали «монашкой». Она, бывало, еще пяти лет, соберет малышей и скажет: «Давайте молиться». Взрослые недоумевают: почему так тихо в комнате? Приоткрыли дверь – дети стоят все на коленях перед божницей, а впереди всех – Верочка.

– В школе, – рассказывает она, – я училась отлично, была старостой класса, но в церковь тоже всегда ходила. И когда учительница меня упрекнула, я ей ответила: «Это учебе не мешает. Ходила и буду ходить».

В 19 лет Вера вышла замуж. Соседи посмеивались: «Ну, монашка, вымолила себе жениха». А она и не думала. Все решилось само собой. Молодой красивый летчик сделал предложение. Родители были приятно удивлены и обрадованы. Она о замужестве не думала, но родителей послушала…

Неожиданно для себя из бедной скромной девочки, носившей штопаные платьица, она превратилась в даму. Матушка вспоминает, как в большом городе муж повел ее в магазин и сразу купил ей весь гардероб, одел, что называется, «с головы до ног».

Их недолгая семейная жизнь была мирной и счастливой. Антоний, муж Веры Петровны, был добрым, отзывчивым, и за все время их совместной жизни они ни разу не поссорились. Сыновей, Анатолия и Владимира, он учил уважению к матери и ответственности перед людьми. Вера Петровна принимала живое участие в жизни солдат. Вместе с другими женами офицеров стирала, шила, как могла, украшала солдатские казармы. После войны супруга направили в Японию, и семья некоторое время жила в этой далекой стране. Однажды Вера Петровна предложила переехать на более удобную квартиру, где они могли бы пользоваться имуществом живших там ранее хозяев. «Что ты, Вера, – ответил муж, – это чужие слезы».

О глубокой вере своей жены он, конечно, знал, в доме старались соблюдать посты, Вера Петровна всегда ходила молиться в храм, не было случая, чтобы супруг словом осуждения или запрета остановил ее – наоборот, относился с глубоким пониманием.

Он погиб, когда ей было 34 года. Вся дивизия плакала о своем командире, его все очень любили. А ей казалось, что жизнь окончена и впереди ничего уже не будет. И не может быть. «Я плакала по мужу и день и ночь», – рассказывает матушка. Но вышло по-иному.

– После похорон, – продолжает она, – вместе с моей мамой и сестрой мы поехали по монастырям, чтобы заказать заупокойные службы. Помню, были в Киеве, в Лавре, у отца Кукши (Величко), которого теперь канонизировали, позже я приезжала к нему в Одессу несколько раз, и он благословил меня на монашество, подарил свои четки.

В то время в Киево-Печерской лавре подвизался великий молчальник и затворник отец Дамиан (Корнейчук). Он никого не исповедовал, но иногда разрешал паломникам заходить за благословением. Встреча с ним стала в жизни Веры Петровны вехой, разделившей всю ее жизнь на «до» и «после». Она часто вспоминала отца Дамиана и всегда с радостью рассказывала о том, что произошло тогда.

– Помню, вошли к нему в келью, он благословил всех, потом угостил вкусным монастырским квасом. А я только и думала, как мне дальше жить и как спросить у него. Потом все стали выходить. Вышла и я. Вдруг спохватилась, увидела, что забыла в келье у старца свою сумочку. Неожиданно открылась дверь, и келейник сказал: «Чья сумка, зайдите». Я зашла. Батюшка стоял перед иконами, молился. Я упала на колени, плакала, все время повторяла: «Батюшка, я великая грешница!». Слезы лились ручьями. Не знаю, сколько я была там, но когда вышла, мир в моих глазах перевернулся, и было такое чувство очищения, словно я девочка-подросток. Своим близким я сказала: «Если бы случилось чудо, и муж мой вернулся, то жила бы с ним, как с братом».

Действительно, жизнь матушки с того времени стала совсем иной. Она переменилась даже внешне: волосы убрала, вместо дорогих нарядов надела темное ситцевое платье в горошек. Соседи, знакомые, родственники твердили в один голос: «Полковничиха помешалась».

Вера Петровна жила неподалеку от Крестовоздвиженского храма, где служил в то время митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский). Они были знакомы, и матушка часто выполняла поручения владыки. После службы она и несколько ее подруг шли помогать больным, немощным, ухаживали за стариками. Таков был духовный завет архипастыря: «Не говори, сколько молитв прочитала, а – сколько больных посетила». Однажды прямо на улице к матушке подошла незнакомая женщина и крепко ее обняла: «Спасибо, что ухаживали за моей мамой до самой ее смерти!» Сам митрополит Антоний служил примером милосердного отношения к людям. По воспоминаниям матушки, он не только помогал малоимущим, но и постоянно отправлял посылки в монастыри, которые в те годы особенно бедствовали.

Оба сына Веры Петровны стали врачами. Старший – известный хирург, младший, Владимир, рано умер. У него была наследственная болезнь – астма, от которой, кстати, долгое время страдала и матушка, но в день прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского в 1988 году в Петербурге, куда ее привезли едва живую, во время торжественного богослужения произошло полное исцеление от этого недуга.

Матушка была знакома со многими подвижниками ХХ века: архимандритом Серафимом (Тяпочкиным), иеросхимонахом Сампсоном (Сиверсом), иеросхимонахом Стефаном (Игнатенко)… Много лет помогала отцу Петру Сухоносову, замученному в 1999 году боевиками, которого знала еще семинаристом, их связывали крепкие духовные узы.

Жила матушка Надежда «во дворах». «Дворы» – особенность наших южных городов. В одном доме подчас живет до десяти семей, к нему прилеплен еще один домик, тут же сарайчики, еще какие–то строения. Крохотные клумбы и огородики. Раскрытые двери, окна, откуда доносятся крики, музыка, ароматы кавказской и казачьей кухни и многое другое, о чем имеют представление только те, кто не просто бывал, но жил в таких дворах. В таком дворе, в маленьком, вросшем в землю домике жила наша матушка. Крохотную кухню-переднюю и две небольшие с низкими потолками комнаты занимала она. Все стены были увешаны иконами и картинами на евангельские и библейские сюжеты.

Мы соседствовали, и я часто навещала ее. Как бы ни было тяжело на душе, после беседы с матушкой всегда приходил душевный покой. Маленькая, быстрая, она все успевала, а когда ее хвалили, отвечала: «Какой я монах! Монах тот, у кого в сердце – Господь!» – и на глаза ее набегали слезы…

Каждый ее день начинался с Литургии, даже если болела, или на улице шел снег, дождь. Сколько раз падала в гололедицу, разбивалась в кровь, но вставала и опять шла… Однажды очень сильно ударилась головой, но все же пошла на службу, потом выяснилось, что у нее сотрясение мозга, но после этого она ни дня не лежала. Отстояв длинную архиерейскую службу, она оставалась в храме, дожидаясь вечерни, и только после нее возвращалась домой. «Что вы сегодня ели, матушка?» – спрашиваю. «Ела, ела», – отмахивается она. «Что?» – настаиваю. «Чай пила после вечерни». А еще она ездила хлопотать в Москву об открытии храма в селе Рагули, ходила к председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. И таки добилась. Храм открыли.

К ней часто прямо в церкви за советом обращались незнакомые люди: куда поставить свечу, как причаститься, исповедоваться, и она всегда с любовью подробно отвечала, а если ее смущал вид или поведение кого-либо, она обязательно ласково говорила: «Деточка, так не нужно…» Невозможно было не ответить на ее по-детски открытую улыбку, теплый взгляд.

Один из самых замечательных эпизодов ее жизни – это история пострига. О монашестве ей говорили неоднократно. Но Вера Петровна и слышать не хотела, считая себя недостойной. В 72 года заболела так, что вызвали старшего сына. Увидев, в каком состоянии мать, тихо спросил у знакомой, находившейся тут же: «Как будем маму хоронить?» Навестить Веру Петровну пришла и ее близкая подруга, которая неожиданно предложила: «Вера, тебе нужно принять ангельский чин, а то умрешь, а благословение старцев не выполнено, да и грехи все простятся». Она сначала снова отказывалась, но потом смирилась, сказав: «Господи, управи, на все воля Твоя». В тот же день было получено благословение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, найдено облачение, и вечером состоялся постриг, в котором ей нарекли имя Надежда. Когда постригали, она лежала едва дыша. Но не умерла… Неожиданно для всех матушка Надежда начала выздоравливать, вставать с постели, а потом и в храм пришла. Каково было удивление тех, кто ее навещал! И снова, как прежде, молилась, посещала больных, утешала, ездила по монастырям. «Вот ведь как бывает – говорил близкий ей протоиерей Петр Савенко, – она ведь так болела! Но все те, кто ухаживал за ней во время болезни, давно умерли, а она, слава Богу, жива!»

В 82 года впервые в жизни побывала на Святой Земле. Матушка сама, без посторонней помощи, поднималась на гору Синай, и те, кто перед подъемом посмеивался над немощной на вид старушкой, поднялись на вершину позже нее, – рассказывала после она сама. Она и не думала, что спустя несколько лет вновь поедет в Иерусалим и после этого попадет в больницу, а затем будет лишена возможности передвигаться самостоятельно. «Я рада, что мне довелось пострадать там, где страдал наш Господь», – говорила тем, кто сочувствовал ей. Последние годы жила в Благовещенском Киржачском женском монастыре. Там же и почила 22 октября 2006 года в возрасте 89 лет.

Клятва монаха — слово из 5 букв

Определения из сканвордов слова СХИМА

  • Мантийское монашество
  • строгий обет инока
  • (от древнегреческого «монашеское облачение» — буквально — «наружный вид, форма») торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения
  • Каноэ из Африки
  • Обет
  • Обет монаха
  • аскетичная клятва монаха
  • в православии: монашеский обет вести особо суровый, аскетический образ жизни
  • все обеты монаха
  • вступление в монашье братство
  • высшая монашеская степень
  • и схима ж. великий ангельский образ, монашеский чин, налагающий самые строгие правила. Схимный, ко схиме относящ. Схимить кого, облекать в схиму; -ся, принять схиму. Прошла схимить, а святой и черное платье хочет скинуть! Схименье ср. посхименье, постриженье в схиму. Схимник м. -ница ж. схимонах, -хиня, монах, монахиня, принявшие схиму, посхимившиеся. Схимнаков, -ницин, все, что лично их; -ничий, -нический, схимонашеский, к ним относящийся. -ничество и схимонашество, состоянье это
  • клятва аскета
  • клятва будущего аскета
  • клятва монаха
  • клятва монахов
  • монашеская клятва
  • монашеская одежда
  • монашеская присяга
  • монашеский обет
  • монашеский обет лишить себя последних радостей жизни
  • обет будущего монаха
  • обет в лавре
  • обет воздержания
  • обет инока
  • обет монаха быть аскетом
  • обет принятый аскетом
  • посвящение в монахи на Руси
  • пострижение

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *