Постоянное чувство вины

Постоянное чувство вины и неудовлетворенность собой – это искусственно вызванные социально-сформированные эмоции. Такие внутренние переживания доставляют психологическое давление и являются одними из базовых разрушительных чувств человека. Наверное, хоть раз в жизни каждый задавался вопросом, как избавиться от постоянного чувства вины.
И раз Вы читаете данную статью, значит ответа на этот вопрос у Вас еще нет. А возможно, Вы не сумели распознать это чувство и погрязли в эмоциональной пропасти, в голове смешалась обида, угрызения совести и вина, Вы запутались, не понимая до конца какие эмоции Вами владеют. Это и не удивительно, шокирующие исследования представили американцы, утверждая, что 96% женщин хотя бы один раз в день переживают чувство вины, причём это, происходит неосознанно.


Прежде чем Вы узнаете о том, как избавиться от постоянного чувства вины и тревоги, попытайтесь нарисовать границу между понятиями «чувствовать свою вину» и «быть виноватым». Ведь если последнее является реальным моментом в Вашей жизни, то первое понятие скорее имеет место лишь в Вашей голове. Для понимания приведем пример. Вы обидели кого-то, сказав какую-то колкость, а после пожалели об этом, поняли, что сделали нехорошо и чувствуете себя виноватым. Эта эмоция уйдёт, стоит лишь Вам осознать и исправить свою ошибку, извинившись перед человеком.
Другое дело, когда близкие Вам люди акцентируют внимание на том, что Вы, к примеру, плохая хозяйка или невнимательный отец, манипулируя и навязывая Вам туманные упреки или обвиняя Вас в том, чего Вы не совершали. Такие негативные эмоции могут глубоко ранить, засесть надолго в Ваших мыслях, отравляя Вам жизнь и съедая Вас изнутри. Комплекс вины будет развиваться на подсознательном уровне и не избавившись от него вовремя, Вы потеряете себя, этот негатив впитается в Вас, формируя комплексы. Итак, чтобы научиться владеть своими эмоциями, стоит понять где находятся истоки чувства вины, какова их природа.

Откуда берётся чувство вины

Откуда берется чувство вины и почему Вы чувствуете угрызение совести в ситуациях, где Вы по определению не можете быть виноватыми? Ответ конечно даёт отклик из нашего подсознания, зачастую корни его уходят еще в детство. Когда будучи ребенком, за наши оплошности родители ругают нас: «Как тебе не стыдно? Как так можно? Ты плохой/плохая мальчик/девочка!». В школе нам также прививаются основы нравственности и морали, которые преследуют нас всю жизнь. Безусловно, эти качества нужны для общественных интересов, возможно и общества без них то и не было.
Но не задумывались ли Вы о том, что именно эти моральные установки позволяют одним эксплуатировать других? Люди, лишённые морали, равнодушные к ближнему своему и вершат власть, управляя обществом. Кто-то небольшими кучками людей, к примеру, в офисах, а кто-то миллионами и миллиардами, верша судьбу стран. Да, безнравственность выгодна, но если каждый человек наплюёт на моральные принципы, сможем ли мы называться людьми и что станет с этим миром?


Поэтому важно держать равновесие, научиться сохранить в себе совесть и духовную чистоту, но при этом сохранить чувство собственного достоинства. Вы уже взрослый человек, у Вас уже сформирован моральный устрой, и далее мы обсудим, что Вам делать с уже присутствующими у Вас комплексами и неудовлетворенностью, научимся подавлять чувство вины. Но чтобы наши дети не повторяли наш опыт, важно с маленького формировать в них чувство собственного достоинства и уверенности в себе, тогда они вырастут здоровыми и счастливыми.
Когда они будут ошибаться, никогда не переходите на личности. Вместо фраз «ты плохой(ая), непослушный(ая), неблагодарный(ая)» осуждайте их конкретные поступки, — «Я люблю тебя, но ты меня очень огорчил(а) своим поступком». Тогда они научатся разделять постоянное чувство вины перед всеми и ситуации, где они и вправду виноваты перед кем-то.

Симптомы комплекса вины

Если Вы не уверены в Вашем эмоциональном состоянии, давайте ответим на несколько пунктов, чтобы определить сидит ли в Вас чувство вины:
• Вы постоянно прокручиваете в голове разговоры и события, пережитые за день, анализируя где Вы были прав, а где ошибались;
• Вы стараетесь соответствовать всем ожиданиям руководства, семьи, пытаясь быть «хорошим в глазах окружающих»;
• Вы предпочитаете не спорить ни с кем, так как боитесь за реакцию окружающих или затрудняетесь отстоять своё мнение;
• Вами манипулируют в корыстных целях, но Вы не прекращаете общаться с этими людьми;
• Вам знакомо чувство депрессии;
• Вы скрываете свои чувства и мысли от людей, боясь быть отвергнутым или опасаясь недопонимания;
• Вы не можете бросить мужа алкоголика или гулящую жену
Если Вы ответили утвердительно хотя бы на два вышеперечисленных пункта, тогда Вам пора избавиться от чувства вины, иначе «кольцо вины» будет ссужаться и разъедать Вас изнутри.

Избавляемся от угрызения совести

• Прежде всего, попытайтесь вспомнить, при каких обстоятельствах появилось чувство вины. Проанализируйте ситуацию, есть ли здесь Ваша реальная вина или это лишь надуманный или навязанный плод Вашего воображения. Попытайтесь отстраниться и посмотреть на это независимо, как бы со стороны. Когда Вы трезво взглянете на происходящее, то сможете вздохнуть с облегчением. В случае если Вы осознаёте, что действительно виноваты, признайте это и попросите прощения у человека, которому причинили боль. Будучи прощенным, огромный груз спадет с Ваших плеч.
• Проанализируйте «рычаги», которые вызывают у Вас чувство вины и постарайтесь перестать реагировать на них. На эмоционально зрелого человека манипуляции не действуют, он готов принимать ответственность за поступки и принятые решения и не побоится отказаться от своего выбора, признав его ошибочным в случае чего. Признайте за собой право на ошибку. Идеальным для всех всё равно не стать, не стоит пытаться соответствовать чужим ожиданиям. Поймите в первую очередь для себя, какой Вы человек, чего хотите от жизни, людей и конкретной ситуации.
• Научитесь любить и уважать себя. Сядьте перед зеркалом и проговорите всё что Вас беспокоит. Признайте свои ошибки и простите за все вымышленные и реальные провинности. Проговорите вслух, глядя на своё отражение: «Я прощаю тебя за все совершенные ошибки! Я люблю тебя! Всё будет хорошо! Я во всём тебя одобряю и во всём буду тебя поддерживать!» После напишите на бумаге всё, за что Вы ощущаете вину перед собой или окружающими. Вслух проговорите эмоции, попросив прощения, у людей, которые далеко и с которыми нет возможности поговорить. Сожгите лист бумаги, мысленно распрощавшись с негативом, провожая прошлое, и это поможет Вам избавиться от чувства вины.

• Научитесь открыто выражать свои эмоции, как отрицательные, так и положительные. Ведь что такое вина? Вина является агрессией, которая направлена на самого себя. Стоит Вам перестать прятать «голову в песок» и начать объясняться с окружающими в приемлемой открытой форме, как отношения с людьми наладится, а чувство вины исчезнет. Ведите диалог честно, не пытаясь загладить вину или оправдаться, честность – это лучший фундамент для отношений.
• Перестаньте быть «спасательным кругом» для людей, которые не пытаются самостоятельно бороться со своими проблемами. Признайте за окружающими право выбора, благодаря которому они попадают в ту или иную ситуацию.
В завершение остается добавить, не нужно оправдываться перед собой и окружающими за любой проступок. Каждый раз, ловя себя на подобных мыслях и самобичеваниях, подумайте, почему Вы поступили именно так, а не иначе. И если есть хоть один аргумент на Вашу пользу, примите это без угрызения совести.

Ложное чувство вины

Здоровое чувство вины исчезает. Все больше людей чувствуют себя все менее виноватыми. Раньше очень многие исповедовались, но немногие причащались, сегодня же многие христиане приходят причащаться, но мало кто исповедуется. Заявления вроде: «Зачем мне исповедоваться? Я же не убивал, не крал, я даже не изменял» – обнажает пугающее обнищание чувств. Ведь недаром святые всегда чувствовали себя великими грешниками. Сегодня же полугрешники чувствуют себя полусвятыми. Кто живет Духом Господним, у того всегда будет достаточно причин искать примирения и признаваться перед Богом в отсутствии любви, в своей невоздержанности или жадности.

Конечно, я радуюсь, когда мне удается пресечь ложное чувство вины, патологические жизнеотрицающие настроения. Когда это удается – происходит подлинное освобождение.

Передо мной лежит письмо одной пожилой дамы, которая страдает психическим заболеванием, вызванным чувством вины. «Я прямо с вожделением окунаюсь в самоотрицание и самоуничижение». Я чувствую глубокую виновность в самом факте своего существования, потому что в 20 лет ушла из дома и самовольно вышла замуж. И все это – против желания моих родителей. После этого мой отец умер от рака, а один из братьев погиб в аварии. Это была кара Господня за мое непослушание. Простит ли Он когда-нибудь мою вину?» Женщина помоложе жалуется: «Я испытываю чувство страха и вины по от ношению к своей покойной матери. Она так любила меня – а я иногда бросала ее, несмотря на се мольбу не делать этого; но мне это было невмоготу. Моя жизнь зачахла; я не вышла замуж, и теперь страдаю постоянными депрессиями и искривлением позвоночника». Обе женщины ощущают себя виновными и ищут подсознательно самонаказания, так как считают, что они поступили не по-христиански. В то же время, они обе чувствовали, что им предназначено что-то другое. Одна воспротивилась и убежала, другая осталась. И обе, несомненно, были без вины виноваты, то есть их внутренний голос был заглушен – в одном случае, четвертой заповедью, в другом – связью с матерью. Интуитивное ощущение: «я чувствую, что должна, обязана это сделать» – подчинилось внушению: «Тебе этого нельзя. Не причиняй мне этого, что скажут люди?»

Почти всегда депрессивные состояния и страдания, причиненные таким функциональным, привитым чувством вины, не проходят даже после десятков исповедей. Ибо одно признание своей ложной вины, без самопрощения, не может привести к освобождению.

Настоящая вина – в измене любви, а не обязательно в нарушении какой-либо заповеди. Человек, сбитый с толку в своем самосознании и в поисках самого себя, теряет способность различать. Он делается все более покорным и старается быть совершенным, чтобы тем самым добиться признания. Он не способен больше сказать «нет», не желает причинить кому-либо боль, разве что самому себе – своего рода библейское «самоуничижение паче гордости». Такие расстройства сознания возникают в силу годами повторяемых угроз и требований подчинения: «Ты сведешь меня в могилу», – «Ты ничего не умеешь», – «Ох, как болит голова! Ты один в этом виноват», – «Не уходи, ты мне нужен», – «Вот погоди, все расскажу отцу» и т. п.

22-летний мужчина, единственный сын нестарой вдовы, в один прекрасный день выразил желание уехать на три года в какую-нибудь слаборазвитую страну, чтобы помогать там людям. Мать умоляла его этого не делать. А если с ней вдруг что-нибудь случится, и никого не будет рядом?! Молодой человек, сбитый с толку, спрашивает у меня совета. Ниже я привожу отрывок нашего разговора:

Пациент: Я хотел бы поехать в Африку, чтобы помогать там людям.

Терапевт: И этому что-то препятствует?

Пациент: Да, моя мать. Она этого не хочет. Она боится одиночества.

Терапевт: Она больна или беспомощна?

Пациент: Напротив, она в полном здравии. Но если я уеду, мне не избавиться от чувства вины. Ведь она-то всегда была со мной рядом.

Терапевт: Так значит, вы не сможете никуда поехать до самой смерти вашей матушки?

Пациент: (после продолжительной паузы): Я вдруг вспомнил о человеке, который обещал пойти за Иисусом, но только после того, как похоронит своего отца. Иисус потребовал от него радикального разрыва.

Терапевт: Вы ощущаете в себе этого человека?

Пациент: Я не знаю. Может быть. Я знаю только одно, что этот зов – ехать в Африку – живет во мне уже давно.

Терапевт: Вы помните историю исчезновения маленького Иисуса? Родители отыскали его после трех тревожных дней, и стали упрекать. На что Он ответил: «Разве вы не знали, что я должен следовать своему внутреннему голосу – голосу Моего Отца – больше, чем вам? И что вы обязаны отпустить меня?

Пациент: Но что будет, если с моей матерью что-нибудь случится?

Терапевт: Вероятно, вы будете чувствовать себя виновным, но виновны не будете.

Пациент: Так что же мне делать?

Терапевт: То, что вам подсказывает ваш внутренний голос.

Пациент: Если бы это было так просто!

Терапевт: Вы согласитесь, чтобы я сейчас помолился за вас?

Пациент: Конечно, с радостью.

Терапевт: Иисусе, благодарю Тебя за то, что Ты здесь. Тебе известна проблема Твоего брата, известна его дилемма, ведомы его пути. Я молю: научи его мужеству принять правильное решение и уверовать в Твою поддержку. Прими его под кров Свой и убереги его мать. Да сбудется все во славу Твою. Через некоторое время молодой человек позвонил и сообщил мне, что он едет в Африку. Его мать в душе уже свыклась с этой мыслью. Она почувствовала, что не сможет его удержать. Какое счастье для сына, что неверным шагом он не вверг себя в серьезное функциональное заболевание, порожденное ложным чувством вины.

Сильная привязанность родителей к детям, преувеличенное желание гармонии и упреки в неблагодарности порождают, как правило, ложное чувство вины. А потом детям становится трудно отказывать другим в исполнении их желаний, они не могут свободно идти своим собственным путем и самостоятельно познать жизнь со всеми ее опасностями. Такие люди живут экономно и узко, очень приспособление и осторожно. Постоянными услугами Богу и людям, они стараются оправдать свое право на жизнь. Каждая ошибка ощущается ими, как вина, и чтобы загладить ее, они идут на постоянные уступки. Подобные люди должны научиться каждодневно являть Богу свои мнимые и реальные грехи и уметь прощать себе, как они прощают и грехи другим, чтобы из-за постоянных оглядок, как когда-то жена Лота, не превратиться в соляные столбы, то есть не заработать себе повреждение позвоночника, сужение вен, ревматическую неподвижность суставов и прочее: ведь человеческий организм энергично протестует против психического насилия и неповиновения внутреннему голосу.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Покаяние и чувство вины: в чем разница?

«С точки зрения психологии христианство деструктивно. Оно культивирует чувство вины – токсичную основу всех неврозов и деформаций личности. Задача нормального человека – избавиться от чувства вины, а не “расковыривать” его с помощью христианских духовных практик…»

Подобного рода комментарии разной степени «экспертности» все чаще можно увидеть в сети. И, я думаю, от них нельзя просто отмахиваться, высокомерно похмыкивая. Я бы даже предположила, что современная психологическая теория в некотором роде сродни дарвинизму. Если использовать ее вульгарные, «журнальные» изложения, то она кажется эдакой новой мощной бомбой под фундаментом христианства – такой же, какой когда-то казалась теория эволюции.

На самом деле претензии психологии к христианству кажутся обоснованными лишь тогда, когда кто-то пробует сравнивать свое приблизительное представление о «чувстве вины» с еще более приблизительным представлением о христианском учении.

Все, кто сталкивался с психологическими теориями в основном на страницах женского «глянца», склонны путать болезненное чувство вины со вполне полезной и, вообще говоря, необходимой объективностью. То есть человеку начинает казаться, что всякое признание вины есть уже психологическое отклонение, дурной навык, от которого следует поскорее избавиться. Если подобрать абсурдную, зато до предела понятную иллюстрацию, то это выглядит так. Жена, изменившая мужу, не должна «изводить себя чувством вины», ее задача – «понять», что виновата не она, а только муж, не проявлявший должного внимания, и обстоятельства, сложившиеся определенным образом: «так вышло».

«Вы не виноваты» – это уже довольно распространенный лозунг многих коммерческих псевдопсихологических тренингов. Вы не виноваты, что не вернули долг, – на дворе кризис, а кредитор, в конце концов, должен бы был и своей головой подумать, прежде чем раздавать деньги направо и налево. Вы не виноваты в аборте – это все «молодой человек» и сложная жизненная ситуация. (Что? Нет-нет, конечно же, это не вы принимали решение вступить именно в такую неофициальную связь именно с этим молодым человеком.)

Можно сказать, перефразируя поэта: «Ах, оправдать меня нетрудно, я сам оправдываться рад». Но если еще лет двадцать назад даже в светской культуре такое самооправдание не считалось общественной нормой, то сегодня под лозунг «А это не я!» подведено полунаучное объяснение: он-де помогает избежать самоедства и неврозов.

Увы, серьезных психологов при этом мало кто спрашивал о том, действительно ли всякое признание своей объективной ответственности за неблаговидный поступок ведет к «неврозам».

А ведь на самом деле «чувство вины» – то, о «токсичности» которого говорит психология, – относится совсем к другим ситуациям. Такое чувство вины как раз не имеет под собой реальных оснований. То есть когда человек совершил нечто неблаговидное и признает это – он не «страдает чувством вины», а признает свою реально существующую вину, после чего получает возможность увидеть, что же ему делать с этим дальше, как исправлять.

А «чувство вины» – это, например, уверенность подрастающего ребенка в том, что именно из-за него развелись его родители или из-за него десять лет назад умерла бабушка. Под таким чувством нет объективного основания, а значит, нет и инструментов для исправления ситуации, для избавления от гнетущего самоедства, которое в этом случае действительно деструктивно для психики и зачастую требует работы с грамотным психологом.

Вредоносно ли истинное чувство вины – безосновательное, невротическое? Безусловно. «Проповедует» ли его христианство? Безусловно, нет.

Христианское покаяние, которое часто выражается в Таинстве исповеди, касается именно сознательных, реальных, совершенных человеком дурных поступков. И даже когда мы говорим о грехе «помышлением», то есть мыслью, то имеется в виду не всякий ветер, забредший в голову, а дурные мысли, сознательно человеком принимаемые, те, что его долго «тешили» и им смаковались.

В отличие от безвольного и бесконечного подтачивающего «чувства вины» христианское покаяние – это как раз начало активное, преображающее, меняющее человека и его психологическую «температуру». Можно бесконечно мысленно ковыряться в собственных «пунктиках» на тему «ах, какое же я ничтожество»… А можно сказать: «Господи, я действительно ничтожно поступил тогда-то и тогда-то! Но я не хочу так больше – помоги исправиться!» – и это уже позиция действия, изменения жизни, а не безвольная статика невроза.

«Ты виноват» – это звучит оптимистично. Потому что теперь ты знаешь, за что браться и что исправлять

«Ты виноват»: с точки зрения христианина это звучит оптимистично. Потому что теперь ты знаешь, за что браться и что исправлять. Ведь если в собственной жизни ты совершенно ни в чем не виноват, а это все они, коварные обстоятельства – то у тебя и перспектив никаких! Ведь можно ли исправить «обстоятельства», не исправляя себя?..

– Постойте, – можно мне возразить, – но разве церковное учение о грехопадении не говорит еще и о той самой «безосновательной» вине, в которой нет ответственности конкретного современного человека? Разве учение о первородном грехе не приводит как раз к такому чувству вины, которое не следует за определенными проступками человека, а лишь довлеет над ним в виде прародительского наследства?

Но ведь и это – слишком упрощенное представление о христианстве. Библейская история сообщает не только о том, как через Адама и Еву грех вошел в мир. Сначала она повествует, сколь прекрасен человек с точки зрения Божественного замысла о нем – ведь он создан по Образу Бога. И после – рассказывает о великой цене спасения человечества через крестную смерть Христа. Все это – повод не для гордости, конечно, но для того умонастроения, которое философ Иван Ильин называл чувством духовного ранга, то есть здоровым чувством достоинства человека и ценности его жизни.

С точки зрения христианства человек одновременно и прекрасен, и «удобопреклонен» ко греху. Но эта склонность ко греху, которая является «отголоском» грехопадения, не довлеет над ним как рок. Напротив: человек снабжен средствами борьбы, активного преодоления греховности – молитвой, церковными таинствами, постом как средством духовной «муштры».

И покаянием как возможностью не «застревать» в ситуации собственной вины и греховности, не самоедствовать, а просить помощи у Того, Кто силен вывести из любой духовной ямы. Вина реальная, осознанная, названная – может быть исправлена или исцелена. Это лучше, чем, сидя в яме, безвольно и с извращенным наслаждением упиваться абстрактным и не названным «чувством вины».

Постоянное чувство вины

Чувство вины, согласно эволюционной психологии, было способом мозга убедиться, что мы не свернем в сторону поведения, которое оставило бы нас изгнанными из племени.

И даже в наши дни немного чувства вины – это хорошо: отсутствие чувства вины-признак социопатии или нарциссического расстройства личности.

Но что, если вы все время чувствуете вину? Такого рода «комплекс вины» (более правильно называемый «ложной виной») возникает, когда мы чувствуем себя виноватыми, даже если не уверены, что сделали что-то не так.

Это выглядит так:

-постоянное беспокойство за то, что вы расстроили других

-постоянный анализ, могли бы вы сделать что-то лучше

-чувство вины за то, чего вы даже не делали на самом деле, или за то, что у вас просто были плохие мысли

-чувство вины за плохое настроение кого-то из окружающих

-использование терминов «должен был» и «мог бы» часто

-вы позволяете одной маленькой вещи, которая пошла не так, превратить всё в день интенсивной самокритики

-постоянная вера в то, что если дела идут не очень хорошо, то каким-то образом все сводится к тому, что вы должны были сказать или сделать.

Чувство вины может быть поведением, которым вы учитесь подражать — вы видели пример, установленный взрослыми вокруг вас, и следовали ему. Например, если вы выросли в религиозной среде, чувство вины, возможно, действительно было чем-то, что сделало вас социально приемлемым. Или, если бы у вас был родитель, который всегда причитал, что все происходит по его вине, вы могли бы быть запрограммированы с идеей, что быть виновным-это то, как вы получаете внимание от других, и что это показывает, что вы «заботитесь» о других.

Но комплекс вины также возникает как реакция на поведение родителей и опекунов или как реакция на травматическое событие, когда единственный способ, которым сознание вашего ребенка может обработать это событие, — решить, что вы каким-то образом его вызвали.

Чувство вины как реакция

В детстве наш ум не может видеть общую картину, которую мы приобретаем в зрелом возрасте. Поэтому, если родитель нездоров – психически неуравновешен, подавлен, зависим, склонен к насилию, – ребенок часто может решить, что каким-то образом именно они являются причиной проблемы.

Этот тип мышления может быть подкреплен случайными комментариями родителей, такими как «почему ты должен сводить меня с ума», «Почему ты не можешь быть похож на своего брата/сестру», «Почему я вообще решил быть родителем».

Родители могут манипулировать ребенком, заставляя его чувствовать себя виноватым, даже если они хотят быть «хорошими родителями». Это происходит из-за того, что родитель или опекун не может полностью принять ребенка таким, какой он есть (часто у них самих слишком много нерешенных проблем, чтобы любить безоговорочно). Они будут поощрять ребенка быть «хорошо воспитанным», чтобы «заслужить» привязанность или внимание. Или же они будут ожидать, что ребенок в любой момент будет созвучен их капризам. Ребенок становится созависимым, основывая свою личность и действия на потребностях родителя.

Любая травма может привести к тому, что ребенок вырастет и станет взрослым, постоянно испытывающим чувство вины.

Это может включать в себя:

-физическое, словесное или сексуальное насилие

-потеря родителя или любимого человека

-банкротство или потеря вашего дома

-разбитая семья / развод.

Опять же, ребенок часто может понять то, что происходит вокруг, только думая, что это каким-то образом их рук дело. Так, например, ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, вырастает измученным стыдом, думая, что каким-то образом это была ее вина, пока она не узнает через терапию или Самопомощь, что это не так.

Неужели моя вина действительно так велика?

Исследования связывают чувство вины с клинической депрессией. В некоторых отношениях это не нуждается в объяснении – трудно чувствовать себя хорошо, если вы постоянно беспокоитесь, что вы «неправы» или «плохи».

Чувство вины также является одним из факторов, способствующих:

-обсессивно-компульсивное расстройство

-тревога и тревожные расстройства

-членовредительство

-тревога и тревожные расстройства

-бессонница

-страх близости и проблемных отношений.

А чувство вины часто идет рука об руку со скрытыми слоями стыда-эмоцией, которая может управлять нашими днями.

Что я могу сделать, если постоянно страдаю от чувства вины?

Чувство вины может быть настолько глубоко укоренено в том, как вы видите себя и других, что вам чрезвычайно трудно распутать все в одиночку.

Рекомендуется работать с консультантом или психотерапевтом. Они могут помочь вам определить, как именно ваша вина управляет вашей жизнью, каковы ее корни и как вы можете начать действовать с более ясной перспективы.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *