Первый русский Патриарх Иов и первый русский томос. Прошлое и современность

Каждое событие имеет несколько сторон. Украинская вакханалия с переходом под власть Стамбула под видом автокефалии вызвала всплеск интереса к изучению русского православия и вопроса взаимоотношений с Константинополем. История ещё даст ответы на вопросы, почему нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пошёл на такое вопиющее церковное беззаконие, самолично предоставив неканоническим украинским раскольничьим церквям томос.

Но вся эта грязная история, которая непременно завершится каноническим провалом виновников раскола, имеет и оборотную сторону медали.

Недавно обозреватель Царьграда Михаил Тюренков написал подробный текст об истории автокефалии и Патриархии Русской Православной Церкви в ответ на выпад главы Украины Петра Порошенко, требовавшего в угаре своего «томос-тура» показать документ о независимости Русской Церкви. А в этой статье мы остановимся на фигуре первого Патриарха Русской Церкви русского, а не греческого происхождения — Иова. И расскажем о памятных местах, связанных с ним.

Старица, родина первого Патриарха

Будущий Патриарх родился в 1525 года в Старице в простой семье. Обучался мальчик Иван в школе при Старицком Успенском монастыре, где и принял монашеский постриг в 1556 году под именем Иов. Спустя 10 лет стал он игуменом, а позднее и настоятелем монастыря в чине архимандрита.

Своей образованностью и праведностью Иов привлёк внимание царя Ивана Грозного, который не только часто бывал в Старице, но и в какой-то момент желал перенести туда столицу Русского государства. Старицу Грозный обустроил и укрепил, а в монастыре распорядился установить храм. Сам монастырь вёл историю ещё с XI века, когда сюда добрались монахи из Киево-Печерской лавры.

Ещё один пример неразрывной взаимосвязи единой Церкви древней Руси!

Успенский монастырь в Старице. Фото: www.globallookpress.com

Современные исследователи православной культуры или же просто любители внутреннего туризма и сейчас могут посмотреть места, где прошли начальные этапы будущего главы Русской церкви.

Историческая справка:

Город Старица Тверской области. Маленький и уютный городок в 70 км от Твери находится не в самом лучшем состоянии в сравнении с такими историческим городами, как Суздаль или Торжок. Однако Успенский монастырь в Старице после долгих лет разрухи отреставрирован полностью. Сейчас это самое современное сооружение города. Впечатляющий комплекс на берегу Волги в окружении красивых холмов, старинных храмов XVII-XIX вв. и высоких крепостных валов.

В действующем монастыре находится придел Иова, часовня. Здесь же установлен памятник первому Патриарху работы скульптора Юрия Хмелевского. Благообразный старец со строгим взглядом восседает на постаменте в центре монастыря. Вокруг него соборы, построенные в XV-XVI вв. Андреем и Владимиром Старицкими по приказу Ивана Грозного. В Старице святитель Иов родился и здесь же скончался. Вся история Успенской обители неразрывно связана с Патриаршеством в России.

Туристическая справка:

До Старицы ехать из Москвы около 3-3,5 часов либо по трассе Новая Рига, либо по федеральной дороге на Санкт-Петербург через Тверь. В городе есть хорошего уровня отель «Особняк на Карла Маркса» (номер стоит 2000-4000 рублей в сутки) в купеческом доме XVIII века. В нём есть хороший ресторан, рядом пиццерия. В монастыре можно пообедать в трапезной вкусными постными блюдами или перекусить пирожками с чаем.

Старицкий этап в жизни Иова на некоторое время прекратился из-за перевода священника в Москву, где он стал настоятелем сначала Симонова монастыря, затем Новоспасского, а потом стал епископом Коломенским и архиепископом Ростовским.

Симонов монастырь. Фото: www.globallookpress.com

Историческая и туристическая справка:

Симонов монастырь в Москве. Здесь будущий Патриарх Иов был настоятелем с 1571 года после переезда из Старицы.

Этот монастырь был одним из самых крупных и богатых в столице. В XIII веке стены его построек расписывали Андрей Рублёв и Феофан Грек.

В XVI-XVII веках Симонов монастырь входил в пояс укреплений, защищавших подступы к Москве с юга, во времена Годунова отбил натиск крымской орды. В 30-е годы XX века был практически разрушен, сейчас с трудом, лишившись практически всего, включая захоронения знатных родов, восстанавливается.

Находится монастырь между станцией метро «Автозаводская» и стадионом имени Эдуарда Стрельцова в Восточном округе Москвы. Здесь ежедневно проводятся службы. Доступ свободный.

Историческая и туристическая справка:

Новоспасский монастырь. Здесь Иов был архимандритом в 1575 году.

Новоспасский монастырь основан в 1490 году Иваном Третьим и по сию пору является одним из самых грандиозных и красивых в Москве. Обитель пользовалась царской благосклонностью и приобрела узнаваемый облик после прихода к власти династии Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646-1649 годах архимандритом этого монастыря был ещё один будущий патриарх — Никон.

Новоспасский монастырь. Фото: www.globallookpress.com

Находится на Крестьянской площади в Москве в пешей доступности от станции метро «Таганская».

Основание Московского Патриархата

В 1589 году, при царе Борисе Годунове, Иов становится Святейшим Патриархом царствующего града Москвы и великого Российского царства.

До этого момента правящие на землях Руси Патриархи назначались из Константинополя и были, как правило, греками по национальности. Русская Церковь на протяжении многих веков, с момента Крещения Руси великим князем Владимиром, полагала себя неотъемлемой частью Константинопольской Матери Церкви. Однако заключение Флорентийской унии Константинополя с католиками (1438-1445 гг.) и попытка Папы Римского подчинить своей власти православие были расценены на Руси (да и в самой Византии) как каноническая измена. Представлявший на соборе русские земли Патриарх, грек Исидор, по возвращении с этого собора был арестован в Москве. Патриарх Константинопольский Иосиф Второй умер спустя восемь дней после подписания предварительных документов об унии. Константинополь спустя несколько лет пал под натиском османов, помощи от католиков, на которую рассчитывали, подписывая унию, так и не дождались.

Знаки свыше давались не зря…

В момент, когда Иов стал Патриархом, Византия была завоёвана мусульманами. Юго-Западная Русь, нынешняя Украина, находилась под властью Речи Посполитой, и со временем институт православия здесь насильственно вытеснялся. Русская земля оставалась главным местом независимого православия. Несмотря на то, что утверждение Вселенским Патриархатом патриаршества Иова было непростым, в 1590 году Москва получила грамоту на создание независимого Московского Патриархата, а тремя годами позднее Великий Константинопольский собор утвердил это решение окончательно.

Иов, борец против Лжедмитрия

Во время своего служения Патриарх Иов отличился канонизацией Василия Блаженного и борца с «ересью жидовствующей» Иосифа Волоцкого. Распространил христианство в Поволжье и Сибири, печатал книги. После смерти Годунова и с пришествием Лжедмитрия, якобы выжившего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе, начались тяжёлые времена на русской земле — Смута.

Иов отказался признать самозванца сыном царя и предал анафеме тех, кто склонился к власти «вора и богоотступника». За это он был смещён с кафедры и заточён в Успенский монастырь Старицы верными Лжедмитрию боярами.

Успенский собор московского Кремля. Фото: www.globallookpress.com

Символично, что после изгнания Иова его предшественником назначили грека Игнатия, представителя Константинополя, и тот поддержал мошенника. Сколько ещё раз Константинополь поддерживал деструктивные силы в России!

Иов был изгнан за веру и патриотизм, но не низложен из Патриархов. Поскольку в изгнании он ослеп и тяжело болел, сам отказался возвратиться на престол после того, как из Москвы бежал Игнатий, а Лжедмитрий был казнён. В 1607 году святитель скончался в родной Старице, где и был похоронен.

Сейчас его мощи хранятся в Успенском соборе московского Кремля.

Историческая справка:

Успенский собор московского Кремля. Здесь хранятся мощи великих людей, внёсших вклад в развитие Отчизны, и среди них покоится Иов. Собор является старейшим полностью сохранившимся зданием Москвы. В нынешнем виде возведён в 1479 году под руководством Аристотеля Фиорованти. Был главным кафедральным собором страны вплоть до октябрьского переворота. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона. Узнать историю Патриаршества в нашей стране можно, заказав экскурсию.

Находится на территории столичного Кремля (входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»). Открыт для посещения ежедневно, кроме четверга.

К сожалению, не совсем радостный повод заставил нас вспомнить путь первого русского Патриарха. Но, как говорилось в начале статьи, у истории всегда есть несколько оборотных сторон. Свою же историю надо помнить и знать, чтобы не повторять ошибочные пути. А в данном случае к истории русского Патриаршества можно ещё и прикоснуться, узнать, как жил великий святитель Земли Русской Иов, где прошли его годы служения Церкви, нашему государству и нашим людям. Благо сквозь века сохранилась не только память о Патриархе Иове, но и монастыри, храмы, исторические места, связанные с ним. Будем очень рады, если благодаря этой статье и вы проникнитесь духом той непростой, но великой русской эпохи.

Иов

Патриарх Иов (мирское имя – Иван) родился около 1525 года в семье посадских людей города Старицы. Получил образование в Старицком Успенском монастыре, где впоследствии принял монашеский постриг с именем Иова.
В 1566-1571 годах Иов был игуменом Старицкого Успенского монастыря. Привлек внимание Ивана IV Грозного и в 1571 году был переведен в Симонов монастырь в Москве. В 1575 году Иов стал архимандритом царского Новоспасского монастыря.
В 1581-1586 годах Иов был епископом Коломенским, в 1586 году стал архиепископом Ростовским.
С середины 1580-х годов Иов являлся близким сподвижником Бориса Годунова, в 1587 году при его содействии был возведен в митрополиты Московские.
В 1588 году Борису Годунову удалось добиться согласия Константинопольского патриарха Иеремии II на установление патриаршества в России, что укрепило положение русской церкви.
23 января (2 февраля) 1589 года при участии патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января (5 февраля) — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.
Из важных церковных событий его патриаршества следует отметить канонизацию Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, распространение православия в Поволжье и Сибири.
После смерти Бориса Годунова в 1605 году отказался признавать Лжедмитрия I сыном Ивана IV Грозного, требовал от москвичей верности царю Федору II Борисовичу. После убийства Федора Годунова патриарх Иов был арестован за богослужением в Успенском соборе Московского Кремля. С него сорвали патриаршье облачение и отправили в изгнание как простого монаха.
После изгнания Иова церковный собор избрал новым московским патриархом грека Игнатия, примкнувшего к сторонникам Лжедмитрия I. Однако смена патриархов не была законной: Иов не был ни низложен, ни тем более лишен сана.
В 1605-1607 годах патриарх Иов жил в Старицком Успенском монастыре. При Василии IV Шуйском он был реабилитирован и в 1607 году посетил Москву, но по состоянию здоровья (к этому времени Иов совершенно ослеп) отказался от возвращения на патриарший престол и вернулся в Старицу. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.
Патриарх Иов скончался 19 (29) июня 1607 года и был похоронен в Старицком Успенском монастыре. В 1652 году его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
В 1989 году патриарх Иов был канонизирован Русской православной церковью в лике святителей.

Иов (в миру Иван) был первым московским патриархом. Он происходил из посадской семьи города Старицы. С ранних лет испытывал интерес к чтению, поэтому был отдан на обучение в местный Успенский монастырь. Под влиянием архимандрита Германа в 1556 году принял постриг. В 1569 году после посещения монастыря Иваном Грозным был назначен его архимандритом.

В 1571 году по приказу Ивана Грозного Иов был переведен в Москву и сначала стал архимандритом Симонова монастыря, потом – Новоспасского. В 1581 году он стал епископом Коломенским, в 1586 году – архиепископом Ростовским. После опалы, наложенной на митрополита Дионисия, в конце 1586 года Иов был возведен в сан митрополита Московского.

В январе 1589 года, когда был решен вопрос об учреждении московской патриархии, Иов был провозглашен первым Патриархом Московским. Современники объясняли особую любовь царей к Иову тем, что он был высокообразованным, обладал хорошей памятью и красивым голосом. Во время проводимой им службы присутствующие не могли удержаться от слез, так проникновенно он говорил и пел.

Иов во всем поддерживал царя Федора и его супругу. Поэтому он оказал большую помощь их ставленнику Б. Ф. Годунову в избрании на престол. После смерти царя Федора и ухода царицы Ирины в монастырь именно Иов возглавил временное правительство. Затем организовал созыв Земского собора для царского избрания и на его заседании зачитал свое сочинение «Повесть о честном житии царя Федора Ивановича». В нем не столько прославлялся умерший государь, сколько доказывалось, что главным участником всех царских дел и начинаний был Б. Ф. Годунов. По утверждению патриарха, только он был достоин царского престола.

Поскольку иных кандидатов на престол не было, то 17 февраля 1598 г. участники собора избрали новым царем Бориса Годунова. Затем Иов организовал народные шествия в Новодевичий монастырь, где находились Борис с сестрой, для умоления всенародного избранника принять царский титул. Поскольку Годунов постоянно отвечал отказом, Иов объявил 21 февраля новым праздником в честь Богоматери Одигитрии и во главе бояр, служителей двора и большой толпы народа сам отправился в монастырь. Там в ходе обряда «умоления иконой» Б. Ф. Годунов согласился стать царем.

После восшествия царя Бориса на престол патриарх Иов стал его надежной опорой. Он не осудил решение царя выдать свою дочь за одного из иностранных принцев – шведского Густава или датского Иоганна, хотя те были иной веры. Он выступил с разоблачением самозваного царевича Дмитрия. По его указанию представители духовенства выяснили настоящее имя авантюриста, им оказался беглый монах Гришка Отрепьев, живший в кремлевском Чудове монастыре и служивший у Иова келейником.

После смерти царя Бориса в апреле 1605 г. Иов поддержал его сына царевича Федора как нареченного царя и начал подготовку к его венчанию на царство. Но из-за измены царского войска под Кромами в мае того же года не успел осуществить эту церемонию. В июне Годуновы были свергнуты, а Иов по приказу Лжедмитрия был отправлен в Старицкий Успенский монастырь. Там он через некоторое время ослеп.

В 1607 году по просьбе нового царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена Иов приехал в Москву и принял участие в церемонии покаяния москвичей. Со слезами на глазах они просили прощения у бывшего пастыря за изгнание. Он всех прощал. После возвращения в Старицу Иов вскоре умер. Сохранилось около 20-ти его посланий разным лицам, а также ряд других сочинений.

Л.Е. Морозова, доктор исторических наук

«…Еретики, перетолковывая Писания на свою голову и изыскивая всегда доводы против своего спасения, не чувствуют, как они толкают сами себя в пропасть погибели…»
Святитель Иоанн Златоуст

Противостояние Церкви и еретиков было всегда, и каждому христианину необходимо быть искушенным в учениях, а всё несогласное с Христовым учением отметать, ибо не всякие рассуждения или учения о Боге являются истиной.

Одно из таких еретических учений, появившееся совсем недавно, можно сформулировать так: «Русская Церковь впала в ересь в 1589 году, когда вступила в евхаристическое общение с Греческой Церковью, приняв от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова, тогда как греки так и не отвергли Ферраро-Флорентийскую унию и, по сути, оставались в единстве с латинами».

Исторические же факты свидетельствуют о том, что никаких оснований считать в то время греческую церковь униатской не было.

Необходимо отметить, что и до публикации этой статьи Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПсЦ) и её священнослужители неоднократно выступали с печатными и видео-обращениями в отношении недавно возникшего ложного, еретического учения о «впадении Русской Церкви в ересь в 1589 г.». Однако на адрес редакции сайта «Русская вера» продолжают поступать недоуменные письма и вопросы о событиях ХV века. Ответом на них и служит данная статья.

Со времен принятия Русью христианства Русская Церковь подчинялась греческому патриарху, жившему в Царьграде, который назначал митрополита — главу Русской Церкви. Часто это были греки по происхождению, утверждённые на служение в Константинополе. Однако всего за несколько веков своего существования Русская митрополия окрепла и приобрела самостоятельность.

6 апреля 1443 г., сразу после подписания Ферраро-Флорентийской унии, состоялся Иерусалимский собор, в котором участвовали вселенские патриархи, кроме Константинопольского: Александрийский Филофей, Антиохийский Дорофей, Иерусалимский Иоаким, а также представитель Византии — митрополит Кесарии Каппадокийской Арсений, который в документах Собора назван «экзархом всего Востока»:

«Поскольку пришел сюда священнейший митрополит святейшей митрополии Кесарии Каппадокийской, первопрестольный и экзарх всего Востока, чтобы поклониться всечестному и божественному Гробу Господа нашего Исуса Христа и исследовать священные места, на которых совершились необычайные таинства Христова домостроительства, а вместе с тем, чтобы разделить с нами и великую тайну православия и христианского благочестия, а также объявить обо всех соблазнах в Константинополе, из-за собравшегося в Италии, во Флоренции, мерзостного собора, прославившего мнения латинян вместе с папой Евгением, чего делать не подобает. Они приписали к нашему святому и непорочному символу веры прибавление, утверждающее, что и от Сына исходит Божественный Дух. Они предложили нам совершать жертву на опресноках и поминать по ходу этого папу. Еще и другое из запрещенного канонами они постановили и предписали. , как матереубийца Кизический разбойничьим способом захватил константинопольский престол, соглашаясь с еретиками, упомянутым папой и императором Иоанном Палеологом латинофроном. Верных и православных он изгонял, преследовал, тиранизировал, наказывал. А неверных и злославных он приближал и чтил, как сообщников его ереси, больше всего побуждая их к вражде против православия и благочестия…» (из документов Собора).

На этом Соборе отвергли Ферраро-Флорентийскую унию и отлучили всех ее приверженцев от Православной Церкви, а сам епископат и прочих священнослужителей, получивших рукоположение от новоявленных униатов, объявили «праздными и несвященными… покуда не будет общим и вселенским образом изследовано их благочестие».

С 1451 г. в Константинополе вообще не было патриарха, так как патриарх-униат Григорий II Мамма бежал на Запад, в Рим, от гнева православных.

Необходимо отметить, что через 15 лет после заключения унии Константинополь будет уничтожен сарацинами — и в том народное сознание усмотрит прямое наказание Божие за отступление от Православия, что еще более подвигнет народ Руси стоять за веру насмерть.

Вселенские патриархи подписали соборное послание к императору, в котором назвали Флорентийский собор мерзким и разбойничьим, а подписавшего унию Константинопольского патриарха Митрофана II — «матереубийцей и еретиком».

Иными словами, ни о каком «вселенском впадении в ересь», как мы видим, речи идти не может. Тем более, что к тому времени под властью императора находился только Царьград, а в Малой Азии лишь небольшая часть с Халкидоном — вся остальная часть Империи уже была захвачена агарянами, и фактически уже и церковная власть патриархов-еретиков, за эти считанные годы пребывания Константинопольского престола в унии, на эти области не распространилась.

В 1454 г. патриархом в уже занятом турками Царьграде становится всем известный противник унии, бывший государственный судья и член Верховного Совета Империи, Геннадий Схоларий, который на протяжении десятилетия вместе со святителем Марком Эфесским был лидером антилатинской партии.

Марк Эфесский

Геннадий Схоларий был избран народом и поставлен на патриаршую кафедру Константинополя, согласие на его избрание дал и сам захватчик султан Махмет II, объявивший себя «покровителем православных» и давший новому патриарху Геннадию большие судебные и административные функции. При этом магометанское право на православных подданных Оттоманской Порты не распространялось. Махмет II считал себя не только повелителем мусульманского государства, но и преемником Византийского императора. Султан Махмет II хорошо знал о тех трудностях, которые возникли в Греческой церкви при попытке навязать ей унию с Римом. Нужно было найти нового патриарха, и вскоре, после поисков, Махмет II решил, что им должен стать Георгий Схоларий, известный теперь как монах Геннадий. Он был не только самым выдающимся ученым в Константинополе, жившим там в момент захвата города, но и ревностным христианином. Он пользовался всеобщим уважением за безукоризненную честность и был вождем партии противников унии и Запада в Церкви.

Святитель Геннадий Схоларий, патриарх

Султан разрешил возродить в Константинополе церковь, которую в 1454 году по решению выживших иерархов возглавил патриарх Геннадий Схоларий. Таким образом, в Константинополе после пленения появилась уже не униатская церковь, а православная. Махмет II мог ожидать, что падение Константинополя не остановит в Западной Европе движение против турок, что пропаганда о крестовом походе не затихнет, напротив, получит новый толчок и силу. Поэтому Махмету II выгодно было иметь в среде восточно-христианского населения партию, неприязненно настроенную против католицизма. Именно поэтому султан являлся покровителем православных — тех из них, которые не терпели папастического Запада. Поэтому только православие, а не латинство продолжало существовать в странах, порабощенных магометанами. В то время вселенские патриархи (Иерусалима, Антиохии, Александрии) были под их властью.

В этот период последствия унии ещё раз дали о себе знать, на этот раз в отношениях Константинопольской кафедры с Русью. В посланиях митрополита Киевского и всея Руси святителя Ионы во второй половине 50-х гг. XV в. упоминается протодиакон Григорий Болгарин — ученик предателя и униата Киевского митрополита Исидора. Григорий Болгарин сопровождал Исидора в поездке на Ферраро-Флорентийский собор и затем вернулся вместе с ним в Москву.

Через 30 лет после падения Византии, в 1484 году, патриарх Симеон в свое третье и наиболее стабильное патриаршество созвал «Большой поместный собор Православной церкви» с участием представителей патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского для решения вопроса о чине принятия в Православие тех униатов-флорентийцев, которые на тот момент ещё оставались. Этот собор проходил под статусом Вселенского и провозгласил, что Флорентийский собор не был канонически правильно созван и проведен, и, следовательно, заключенная на нём уния — недействительна.

Таким образом, не могло быть и речи о том, что к тому моменту Константинопольская кафедра находилась в латинской ереси. Согласно творениям святителя Марка Эфесского против Флорентийской унии, на вопрос: «Каким чином принимать бывших греков-католиков в Православие — через крещение или через миропомазание?» — было решено, что во всех случаях достаточно миропомазания и отречения от «латинской ереси», то есть принимать их нужно вторым чином. Всех униатов приняли через чин отречения от ереси и миропомазание.

В Константинополе в 1583 г. патриарх Иеремия II собрал так называемый «Большой собор», в котором участвовали также Иерусалимский и Александрийский патриархи. Большой Собор анафематствовал все нововведения латинян, включая только что введённый в Риме тогда «григорианский календарь», а также «филиокве» — учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

26 января (5 февраля) 1589 года в Москве патриархом Иеремией II и русскими епископами был поставлен первый русский патриарх Иов. Его поставление утвердили в 1593 году восточные православные вселенские патриархи, о чем письменно оповестили русского царя.

Патриарх Иов родился около 1525 года в Старице, в семье посадских людей. Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1556 году принял монашеский постриг с именем Иов, в честь Иова Многострадального. В обители Иов был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен». Впоследствии стал игуменом (1566—1571 гг.) Старицкого Успенского монастыря, а в 1571 году его перевели в Москву на ту же должность в Симонов монастырь. В 1575 году он стал архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве, а с 1581 года — епископом Коломенским. В Коломне владыка Иов пробыл до 1586 года, когда был назначен архиепископом Ростовским. В 1589 году в Москве он был поставлен первым патриархом Московским.

Патриарх Иов Московский

По отзывам современников, он был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая», наизусть читал Псалтырь, Апостол, Евангелие. Был традиционалистом и консерватором. После него остались написанные им «Завещание» и «Повесть о царе Фёдоре Иоанновиче». Патриарх Иов умер в 1607 году, над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642—1652 гг.) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Успенский собор Московского Кремля и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634—1640 гг.). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Греческие патриархи и впоследствии неоднократно выступали против унии и формулировали неприятие к римско-католической церкви, как, например, в документе от 1662 года «Православное исповедание Кафолический и Апостольской Церкви Восточной», подписанное всеми восточными патриархами и прочими восточными епископами. Таким образом, от времен равноапостольнаго князя Владимира до патриарха Никона в России была одна вера, одна Церковь, спаянная одним народным православным сознанием. Была Церковь, воспитавшая и давшая бесчисленный сонм великих святителей, славных подвижников, мужей святых и чудотворцев. Она преизобиловала благодатию Божию и проявлением чудес. А сколько в XV веке было в Русской Церкви святых, сколько было святых архиереев на кафедрах, сколько святых угодников создавали, окормляли и возглавляли монастыри! XV век — время необыкновенного расцвета русской святости. Вопросы устроения церковной жизни, её канонического преемства, её законности и вероисповедной чистоты были первостепенны для христиан того времени и были более значимы, чем политические и военные вопросы. И если военный плен можно было потерпеть «за грехи наши», то отношение к чужеземному игу — духовному порабощению, — терпеть было нельзя. Поэтому весь сонм церковнослужителей того времени внимательно следил за чистотой веры, за ее непорочной сохранностью от апостольских времен и не смог бы допустить поставления первого Московского патриарха Иова от еретика-униата. Этому свидетельствуют неоспоримые исторические факты.

Колокольня с часовней Патриарха Иова в нижнем ярусе. Старицкий Успенский монастырь (РПЦ)

Старообрядцы обоих течений, как поповцы, так и безпоповцы, однозначно признают законным и каноничным факт поставления патриарха Иова, не находя нарушения апостольских, канонических, догматических Правил, что подтверждают бесчисленные исторические свидетельства.

Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПсЦ) в Постановлениях Освященного Собора 16-18 октября 2012 г., состоявшегося в Москве, установила общецерковное почитание святителя Иова патриарха Московскаго и всея Руси. Память патриарху Иову совершается в день его преставления 2 июля (19 июня ст. ст.), как четверичному святому. «Возвещать повсюду благочестие, не смущаясь ради истины лица императора или патриарха, неправильно мыслящего и действующего, ни богатого и знатного или имеющего власть человека, но с дерзновением бесстрашно и безупречно держаться веры и православия по заповеди, иметь дерзновение ради благочестия укорять, наказывать и исправлять превратно мыслящих во всяком месте, неподкупно и правильно сохранять благочестие…», — именно так написано в постановлениях Иерусалимского Собора 1443 года, отвергнувшего Ферраро-Флорентийскую унию с латинскими еретиками. И пусть эти слова- наставления в то время были обращены к «экзарху всего Востока», они актуальны всегда. Еретические учения возникали во все времена существования Церкви, а наш христианский долг — защищать чистоту и непоколебимость своей веры, обличая ереси и утверждая истинную христианскую веру.

Нина Лукьянова

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *