В наступающем 2015 году Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь празднует 700-летие. Монастырь был основан святителем Петром митрополитом Киевским и всея Руси в 1315 году. Предваряя празднование юбилея монастыря, а также празднование памяти святителя Петра – 3 января, наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) прочитал в «Молодежном клубе Донской» лекцию – «Значение переезда в Москву митрополита Киевского и всея Руси Петра». Встреча прошла в Московской финансово-юридической академии (МФЮА).

Значение для истории Москвы и России личности митрополита Киевского и всея Руси Петра невозможно переоценить. Именно митрополит Петр перенес престол митрополита всея Руси из Киева и Владимира в неприметную тогда Москву. Святитель Петр не просто явил удивительный образец святости и чистоты жизни, но своим служением сделал возможным возвышение новой столицы – Москвы.
«Кто знает, когда и кем был святитель Петр?» – именно с такого вопроса к аудитории начал лекцию игумен Петр.
Несколько человек неуверенно подняли руку.
«К сожалению, – посетовал игумен Петр, – в большинстве случаев, мои собеседники не знают, где в Москве находится Высоко-Петровский монастырь и почти ничего не знают о жизни удивительного святого – святителя Петра».
Святитель Петр – монашеское служение и избрание митрополитом Киевским и всея Руси
Святитель Петр уроженец современной Западной Украины. Он родился на Волыни в семье благочестивых родителей, которые сделали все возможное, чтобы привить юноше благочестие.
Он воспитывался в вере, научался наукам и уже к 12 годам избрал для себя путь монашеского жития. Вскоре за добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. Затем, так как потребность Петра в подвиге и аскезе превосходила способности и возможности братии той обители, он испрашивает благословение у игумена монастыря и основывает небольшой монастырь на берегу реки Рати.
Очень скоро о добродетельном подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приезжал Галицкий князь Юрий, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
Когда скончался митрополит Киевский Максим, князь Юрий предпринимает усилия, чтобы именно благочестивый игумен Петр стал Киевским митрополитом и посылает его в Константинополь.
Важно отметить, что митрополит Максим посещал в свое время монастырь, в котором подвизался игумен Петр, и принял от него подарок – икону Успения Пресвятой Богородицы или Петровскую икону Божией Матери, написанную рукой будущего митрополита Петра. Эта икона стала личной святыней митрополита Максима.
Великий князь Михаил Тверской также направил к Патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия, передав ему именно эту Петровскую икону Богоматери.
Ночью плывшему Черным морем Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились. Святитель Афанасий Константинопольский возвел на Русскую митрополию Петра и передал ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Начало объединения Русских земель
Митрополит Петр возвращается в Киевские пределы. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания.
Первоначально митрополит Петр избирает местом своего постоянного пребывания город Владимир. Не сразу князья приняли митрополита Петра, но его кротость, монашеский уклад жизни и всепоглощающая любовь к своей пастве в итоге переменили их отношение.
Русь в то время была терзаема не только набегами захватчиков, но и междоусобными распрями князей. Наиболее властным и сильным был князь Михаил Тверской, ставший наследником великокняжеского престола.
Московское же княжество было слабым и неприглядным. Однако митрополит Петр, впервые посетив Москву в 1315 году, проникся любовью к москвичам и князю Ивану Калите. Эта первая встреча предопределила на будущее, какой город изберёт митрополит Петр.
Когда после смерти Михаила Тверского Александр Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Калитой Московским, святитель Петр примиряя противников принял сторону последнего.
В 1325 году святитель Петр перенес Русскую митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Москва становится местом, откуда духовная власть Русского митрополита простирается во все пределы единой Русской земли. На тот момент именно митрополит всея Руси является символом зримого единства разделенного русского народа. Теперь этот объединительный потенциал Русской Церкви во всей полноте раскроется в Москве.
Современники митрополита Петра не могли представить себе, как далеко взирал святитель духовными очами. Митрополит Петр понимал, что однажды, когда Русь объединится, начнется её возрождение, а начало этому – единство во Христе. Без единой Церкви ни одному из князей невозможно было объединить Русскую землю.
По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Калита заложил в 1326 году в Москве на площади первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда святитель Петр умирает, его тело было погребено в Успенском соборе в каменном гробу. Рака с мощами Первосвятителя становится центральным местом всей Руси: у гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому.
Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители, здесь же, вплоть до революции, коронуются русские монархи.
Без митрополита Петра не было бы возвышения Москвы, так как без его чистоты и святости решение митрополита жить в Москве не имело бы такого значения для потомков. Святитель Петр был не просто администратором и правителем Церкви, он был святым человеком. Именно поэтому все последующие митрополиты считали великим благом наследовать ему Московскую кафедру как кафедру митрополита Киевского и всея Руси.
Посеянное семя единства русских земель, благодаря молитвам святителя Петра, очень скоро дало всходы. Последующие за ним митрополиты отличались личной святостью. Митрополит Феогност, митрополит Алексий – люди удивительной чистоты, привлекающие своим служением окрестных князей и простых людей. Очень скоро вокруг Москвы стали собираться княжества, объединяясь ради единой цели – единства русского народа.
Высоко-Петровский монастырь – жемчужина Москвы
Наступающий 2015 год – юбилейный. Мы празднуем 700-летие прибытия в Москву митрополита Петра и 700-летие основания Высоко-Петровского монастыря. В 1315 году митрополит Петр основал подле Кремля на возвышении у Неглинки небольшой скит во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Князь Иван Калита, вскоре после кончины и канонизации митрополита Петра, переименовал храм Петра и Павла в честь самого митрополита Петра — московского первосвятителя.
К сожалению, в виду потрясений 20 века, в Москве не сохранена традиция почитания митрополита Петра, и это трагично для Москвы. Каждый день мы поем кондак митрополиту Петру, которой завершается строкой: «Радуйся града нашего утверждение».
Митрополит Петр – это краеугольный камень величия и благополучия Москвы. Благодаря ему из совершенно скромного городка Москва превратилась в тот прекрасный город, который мы видим сегодня.
Возрождение памяти митрополита Петра тесно связано с возрождением церковной жизни в Москве. Без почитания первого московского святого, первого иерарха Московского это возрождение невозможно. Одним из мест сугубого почитания святителя Петра является наш Высоко-Петровский монастырь.
Решением Священного Синода возрождение монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре началось в 2009 году. Сегодня мы, монахи Высоко-Петровской обители, не отделяем монашескую жизнь от внешнего служения монастыря, в том числе возрождения его архитектурного комплекса. Сам монастырь своей историей подсказывает нам, каким он должен быть сегодня.
Последние века с монастырем было связано московское образование и просвещение. В 19 веке наместниками обители часто назначались ректоры духовных академий — Московской и Петербургской.
После революции именно при Высоко-Петровском монастыре развивала подпольную работу закрытая большевиками Московская духовная академия. В 90-е годы в монастыре разместился Отдел религиозного образования, здесь же был создан и Российский православный университет.
Монастырь был формально закрыт в 1918 году, но храмы продолжали действовать. Осенью 1923 году здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни.
Это было настолько сильное духовное явление, что последний открытый храм монастыря – Боголюбский – не вмещал всех молящихся. Вскоре монастырь закрывают окончательно, часть насельников расстреливают, но при обители формируется тайное монашество.
Возрождение начинается в 1992 году, и одним из удивительных знаков преемства от тайной Петровской общины к новой жизни монастыря, становится служение в монастыре протоиерея Глеба Каледы, который сам долгое время нес свое священническое служение в Советском Союзе в тайне, подпольно.
Сегодня насельники монастыря – люди, имеющие непосредственное отношение к просвещению и образованию. В монастыре уже год действует Петровская богословская школа, насельники обители преподают в этой школе, а также в Российском православном университете и других вузах.
Монастырь возрождается. Я надеюсь, что однажды, когда вы придете в монастырь, вы сможете увидеть отлаженную монашескую жизнь и возрожденный комплекс монастыря – жемчужину города Москвы.


Подготовила Мария Строганова
Фото: Ефим Эрихман

6 сентября (24 августа ст. ст.) Церковь празднует перенесение честных мощей иже во святых отца нашего Петра, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца. Святитель Петр — первый из митрополитов Киевских и всея Руси, который имел в качестве постоянного местопребывания Москву; именно его авторству принадлежит первая Московская чудотворная икона Богородицы, именуемая Петровская. Святителю Петру, митрополиту Московскому, молятся о даровании здравия и мира.

Житие святителя Петра, митрополита Московского

Будущий митрополит Киевский и всея Руси Петр родился на Волыни во второй половине XIII века. Родители его, Феодор и Евпраксия, имели благочестивое житие. «Ещё до рождения Петра в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына». Житие повествует, что Петр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, ему сложно было общаться со сверстниками, но благодаря чудесному явлению некоего святого мужа «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом». Будучи совсем юным, в 12 лет Петр отправился в монастырь. К этому времени он успешно изучил книжные науки и мог с легкостью и с особой ревностью исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий митрополит изучению Священного Писания. Еще не достигнув совершеннолетия, он обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь паломникам. За добродетельную, аскетическую, подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан священноинока. После многолетних подвигов в обители священноинок Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, получивший название Новодворский. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Петр был избран игуменом, он кротко наставлял духовных чад, «никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию». О добродетельном подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Часто в обитель приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления игумена-подвижника. Известно, что в Спасо-Преображенской обители он написал первую московскую чудотворную икону Богородицы.

Как-то раз обитель посетил митрополит Максим, «обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания». Принимая благословение владыки, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым митрополит Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом земли Русской. В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился в городе Владимире на Клязьме. Таким поворотом событий был недоволен князь Галицкий, Юрий Львович. Он захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра. В 1305 году преставился митрополит Максим, и поэтому Петр становится митрополитом не Галицким, а всея Руси. В то же время тверской князь Михаил Ярославич направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника, игумена Геронтия, с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. «Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Богородица и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые игуменом Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, митрополита Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и перебрался в 1309 году. «В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на него обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над митрополитом Петром был созван в 1311 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой». Много трудностей испытал митрополит Петр в первые годы управления Русской митрополией. Поскольку Русь была под татаро-монгольским игом, не было твердого порядка, и митрополиту Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно сильны были труды и заботы владыки Петра об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. «Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к примирению и единству».

В 1313 году ханом стал Узбек, первый из ханов, принявший ислам. Митрополит Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. «Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита». В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328–1340 гг.) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело наиважнейшее значение для всей Русской земли. По благословению митрополита Петра великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 году в Москве на площади заложил первую каменную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. «Если ты, — сказал митрополит Петр великому князю, — успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном и руки его взыдут на плещи врагов наших». Митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после его кончины, 4 августа в 1327 году. 21 декабря (ст. ст.) 1326 года святитель Петр отошёл ко Господу. Тело его было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, изготовленном им самим. Память святителю Петру совершается 6 сентября (перенесение его честных мощей), 3 января (день преставления) и 2 июня (собор Московских святителей Петра, Алексия и Ионы).

Библиотека Русской веры
Житие святителя Петра, митрополита Московского. Великие Минеи Четьи

Читать онлайн в оригинале

Почитание святителя Петра, митрополита Московского

Почитание Петра, митрополита Киевского и всея Руси, со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при митрополите Киевском и всея Руси Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя Петра князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимого покровителя Москвы, святителя Петра призывали во свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иване III обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра. Известно, что при гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители. 17 августа (н. ст.) 1472 года произошло проявление мощей святителя Петра. Перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 6 сентября (н. ст.) 1479 года. Честные мощи московского святителя были торжественно перенесены в собор митрополитом Московским и всея Руси Геронтием (1473–1489 г. г.) с епископами, великим князем Иоанном Васильевичем (1440–1505 гг.) и его сыном Иоанном (1458–1490 гг.). Предположительно, автором первого жития святителя Петра, написанного сразу же после его смерти, был ростовский епископ Прохор. В 1381 году новую редакцию жития создал митрополит Киприан, а Пахомием Сербом в конце XV века было составлено Похвальное слово на обретение мощей.

В г. Ржеве, в старообрядческом храме Покрова Пресвятой Богородицы, хранится частица мощей святителя Петра.

Чудеса святителя Петра, митрополита Московского

В 1351 году в Москве в церкви Пречистой Богородицы Божией милостью и молитвами чудотворца Петра исцелилась некая жена, в болезни бывшая великой и без ног и без рук лежавшая два года. Когда принесли ее ко гробу митрополита Петра, она исцелилась. В 1372 году исцелился отрок, который не мог двигать руками и был немым. В 1395 году молитвами святителя Петра получила исцеление некая женщина. Врачи не понимали, что это за болезнь ее мучает. И после того, как она помолилась у раки митрополита Петра, она тотчас исцелилась. В 1408 году получил исцеление некий человек, сокрушенный великой болезнью. В 1470 году у гроба святителя Петра получила исцеление слепая отроковица. По молитвам святителя она прозрела. Впоследствии при раке с мощами продолжали совершаться чудеса. По сообщениям летописцев, велась запись сведений о чудесных событиях, совершаемых по молитвам, обращенным к святителю Петру.

Наследие святителя Петра, митрополита Московского

Сохранились три послания святителя Петра, московского чудотворца. Первое к священникам, которое есть наставление пастырям Церкви Христовой, дабы они достойно проходили служение и усердно заботились о своих духовных чадах. Что интересно, это послание заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: во избежание соблазнов, осуждений им предлагалось поселяться в монастырях, а дети их должны были поступать на воспитание и обучение в монастырские школы.

Во втором послании святитель Петр призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками. Прежде всего заботиться об украшении себя христианскими добродетелями, чтобы служить благим примером для своих духовных чад. В третьем послании московский святитель опять же наставляет священников, чтобы помнили они о своих пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять Христовы заповеди. Сохранилось шесть посланий, приписываемых святителю Петру.

Тропарь, кондак и канон святителю Петру, митрополиту Московскому

Тропарь, глас 4

Наста днесь всечестный праздник, пренесения честных мощей твоих святителю Петре, веселя изрядно твое стадо, и верную страну Российскую и люди. О них же не оскудевай моляся Христу Богу, иже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг не наветованным, и спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Яко врача преизрядна, и источника чудесем обильна, днесь сошедшеся любовию духовная ти чада, в пренесение честных мощей твоих, архиерею Петре молим тя. Моли Христа Бога даровати честным ти пренесением, верной стране нашей на враги победительная, да твоими к Богу молитвами, находящих зол избавльшеся, радостною душею, и веселием сердца, благодарная ти воспоем глаголющее, радуйся Отче Петре, архиереом, и всея Русския Земли удобрение.

Библиотека Русской веры
Канон святителю Петру, киевскому и всея Руси чудотворцу →

Читать онлайн

Святитель Петр, митрополит Московский. Иконы

Святитель Петр, митрополит Московский на иконах изображается как в пояс, так и во весь рост. Наиболее известная икона святителя датируется XV веком. Фигура святителя Петра поясная, крупная, обращена вправо. В руках закрытая книга. Лицо с окладистой бородой и длинным с горбинкой носом написано светлой прозрачной охрой с мягким высветлением по оливковому санкирю. Вохрение рук плохо сохранилось. На голове белый куколь с изображенными золотом серафимами и орнаментом в виде пересекающихся клетками линий. Фелонь зеленая с золотыми крестами в розовых в два тона кругах. Фон и поля золотые.

Святитель Петр, митрополит Московский. Икона из деисусного чина. Первая половина XV в. Москва, ГТГ

Другая икона происходит из старообрядческого Черемшанского монастыря близ Хвалынска. Первоначально она была ростовой и входила в состав деисусного ряда иконостаса неизвестного, очевидно, псковского храма. В позднее время образ оказался у старообрядцев и принял свой нынешний облик. Нижняя часть иконы, которая к тому времени, по-видимому, сильно пострадала, была опилена, так что изображение стало поясным, а доска немного надставлена сверху и снизу.

Святитель Петр, митрополит Московский. Псков (?). Вторая половина XVI в. Икона происходит из Успенского собора Черемшанского монастыря. Москва, музей им. Андрея РублеваСвятитель Петр, митрополит Московский. Икона происходит из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кириллов, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедникСвятитель Петр, митрополит Московский. Минея Декабрь (фрагмент). Икона, начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной АкадемииСвятитель Петр, митрополит Московский. Деталь Малого саккоса митрополита Фотия. Оружейная палата, XIV–XV вв.Святитель Петр, митрополит Московский. Мастерские Новодевичего монастыря. Шитый покров. Москва, 1574 год. Из Успенского собора Московского Кремля

Самая ранняя из известных нам житийных икон святителя Петра датируется XV веком. Время поступления иконы в Успенский собор Московского Кремля остается неизвестным. Сохранность иконы хорошая. Имеются незначительные смытости верхнего красочного слоя. Все надписи поновлены. Фоны клейм и поля золотые.

Святитель Петр, митрополит Московский с житием. Москва, Иконы Успенского собора, Дионисий и его мастерская. 1480-е годыСвятитель Петр, митрополит Московский с житием. Вологда. 3-я четверть XVI в. Происходит из церкви архангела Гавриила в Вологде. Вологодский областной краеведческий музейСвятитель Петр, митрополит Московский с житием. Происходит из усыпальницы Великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре. Савин Истома. Начало XVII в. Москва, ГТГБоголюбская икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми (в том числе святитель Петр, митрополит Московский). Истома Савин. Икона — Складень трехстворчатый. Москва, конец XVI — начало XVII в. Москва, ГТГ

В русской иконописи большое распространение получили как единоличные изображения святителя, так и в составе Собора московских митрополитов.

Святители Леонтий Ростовский, Петр и Алексий, митрополиты. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедникСвятители Петр, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — Вход Господень в Иерусалим. Новгород, конец XV — начало XVI вв. Москва, ГТГСвятители Петр, митрополит Московский и Леонтий, епископ Ростовский и преподобный Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — Вход Господень в Иерусалим. Вторая половина XVI в. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Монастыри и храмы во имя святителя Петра, митрополита Московского

В Москве на углу улицы Петровки и Петровского бульвара расположен Высоко-Петровский монастырь. Первые упоминания об обители встречаются в Рогожском летописце XV века, в котором указано, что в 1379 году архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн сопровождал архимандрита Митяя в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. Существует две основных версии основания монастыря. Согласно первой, монастырь основал Петр, митрополит Московский, построивший на высоком лесистом берегу реки Неглинной у Кремля деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла. Это произошло либо в 1315-1317 годах. И только в начале XVI века храм был переосвящен в честь святителя Петра, митрополита Московского. От изначального же древнего посвящения монастыря святым апостолам Петру и Павлу, возможно, осталось лишь имя его надвратной Петропавловской церкви, устроенной в XVIII веке. Другая, более известная, версия гласит, что Петровский монастырь основал Иван Калита и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя святых апостолов Петра и Павла. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Ивану Калите в 1326 году, незадолго до кончины святителя Петра, было видение. Охотясь около того места, где находится сейчас Высоко-Петровский монастырь, князь увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая — это ты, князь, а снег — я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, как считают сторонники этой версии, Иван Калита и построил на его месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь.

Высоко-Петровский монастырь. Москва

Первоначально монастырь был деревянным, а в 1514 году итальянским архитектором Алевизом Новым был построен первый каменный храм во имя святителя Петра, митрополита Московского, и деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, разобранный позже. В начале XVII века территорию монастыря обнесли каменной стеной. В 1671 году площадь монастыря была увеличена вдвое за счет усадьбы Нарышкиных, а с 1690 по 1694 годы были построены Боголюбский храм, на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы; Сергиевская церковь с трапезной и соединенные с ней галереей-папертью Братский корпус с Нарышкинскими палатами; надвратная Покровская церковь с двухъярусной колокольней и настоятельские палаты, соединенные с ней переходом; а также служебный корпус. Территория храма включала также две деревянные богадельни, расположенные на углу Петровки и Петровского бульвара. Планировка монастыря в 80-90-х годах XVII века включала северный (парадный) двор и южный (хозяйственный) двор. В центре северного двора располагался собор святителя Петра, на северной стороне от него симметрично расположен Боголюбский храм, а с юга — Сергиевская церковь. В 1744-1750 годах между колокольней и Братским корпусом была выстроена церковь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. В 1753-1755 годах в юго-западном углу южного двора построили церковь во имя преподобного Пахомия Великого, позже переосвященную в церковь Петра и Павла. В 1808 году была разобрана галерея-паперть и надарочный переход, соединявший паперть Сергиевской церкви с галерей Братского корпуса. В 1890 году к Братскому корпусу пристроен Келейный корпус. В 1952 году начата реставрация ансамбля монастыря. Сейчас монастырь является действующим.

Собор Петра митрополита

Во имя святителя Петра, митрополита Московского, освящен храм в г. Переславль-Залесский Ярославской области. В патриарших окладных книгах Петромитрополитская церковь упомянута в первый раз под 1654 годом. Церковь реставрировалась в 1880-х годах под руководством В. В. Суслова. Наружные стены к 1885 году были заштукатурены вгладь и окрашены в мрачный густо-лиловый цвет.

Храм во имя святителя Петра, митрополита Московского, в Переславле-Залесском

В 1988 году церковь находилась в аварийном состоянии. В 1991 году церковь возвращена Русской православной церкви. В настоящее время реставрация церкви остановлена. Иногда в церкви проходят богослужения.

Как Москва стала церковной столицей России

Olga Maria 1 год назадОтветить

А Церковь никогда не перемещалась из Киева в Москву. Епархия (приход) это частичная Церковь, то есть частичка от всеобщей Церкви. В Киеве своя частичная Церковь, в Москве своя. Обе являются частью целого, то есть частью Церкви Христа, даже при том, что они сами этого не хотят в силу православных догматов.
В православии термин частичная Церковь подменили на поместная Церковь, из-за этой фальсификации христиансской доктрины у восточных славян абсолютно нет понимания сути христианства и христианского учения. Переводы католических догматов на русский тоже заведомо ложные и фальшивые, поэтому на данный момент у русоязычных нет абсолютно никакого доступа к христианской информации.

Московская Церковь в один прекрасный день стала нелегально называть себя патриархатом и стала считать себя выше киевской. Сам термин патриархат политический, а не христианский, его ввели в оборот императоры в 4-ом веке, то есть политическая власть. В Библии этого слова нет. Сейчас Церковь ведёт работу по удалению из христианства понятия патриархата и всего с этим связанного.
В христианстве все частичные Церкви равны, только в православии-царепапизме ввели неравенство в политических целях, сделав из христианства царское орудие манипуляции и насилия.

На моём блоге (Roselline per il rosario на Блогспоте) есть ссылки на некоторые исторические, научные, документальные источники на языке оригинала, которые освещают историю славян по ключевым моментам на основе международных контактов тех лет, политики и приобщения славян к христианству. Их переводы на русский отсаботированы. Например, nazione slava — славянская нация переведено как племена славян, королевство как царство и т.д.. Поэтому читать их следует на языке оригинала.
Я собираюсь сделать перевод части текстов, не знаю когда руки дойдут. Сегодня обнаружила, что с интернета словарь Даля пропал, а в процессе перевода старинных текстов необходимо работать именно с ним, чтобы отслеживать, как преображалось значение слов в русском со времён Даля. Значение многих слов тех очень тяжело передать правильно.

ПРЕВРАЩЕНИЕ МОСКВЫ В ЦЕНТР РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Nbsp; (6) Москва во главе объединения русских земель

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII В

После монголо-татарского нашествия центр экономической и политической жизни окончательно переместился на северо-восток бывшей Киевской державы. К концу XIII в. здесь существовало 13 удельных княжеств.

Формальным правителем региона был великий князь Владимирский — титул, даруемый ордынскими ханами наиболее верным сторонникам из числа потомков Всеволода Большое Гнездо. Ярлык на великое княжение являлся не только свидетельством номинального первенства, обладание им давало и существенные социально-экономические бенефиции под контролем великого князя находились богатые земли Владимирского ополья с развитым феодальным землевладением. По этой причине после смерти Александра Невского между княжениями Северо-Восточной Руси развернулась борьба за обладание ярлыком.

В конце XIII в. безусловным фаворитом в этой борьбе являлось Тверское княжество. Княжество было хорошо защищено от татарских набегов густыми лесами. Во второй половине XIII в. его территории активно заселялись бежавшими от татар крестьянами. Кроме того, по его территории проходил важный торговый путь, связывающей Каспий с Балтикой, что способствовало быстрому росту торговли и ремесла, появлению крупных городских центров. Из последних наиболее значительные — Кашин, Микулин, Холм, Дорогобуж, Белый Городок и Клин. Тверское княжество обособилось от великого княжения в 1247 г. Во главе его встал Ярослав Ярославич младший брат Александра Невского. При нем и его ближайших наследниках княжество быстро развивалось и расширяло свои границы. Благодаря гибкой политике тверских князей им удавалось уберечь свои владения от татарских набегов.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА

Основным конкурентом Твери с начала XIV в. было Московское княжество, выделенное в 1263 г. в удел младшему сыну Александра Невского — Даниилу (1263–1303 гг.), за потомками которого оно и закрепилось. Поначалу княжество занимало очень маленькую, но стратегически выгодную территорию, находясь на пересечении речных и сухопутных путей на западе Северо-Восточной Руси, в относительном удалении от Золотой Орды. Это привело к быстрому возвышению Москвы. Уже при Данииле начинается территориальный рост. В 1301 г. он отобрал у рязанского князя Коломну. В 1302 г. Даниилу по завещанию своего бездетного племянника Ивана Дмитриевича удалось получить Переславль-Залесский (в дальнейшем от него пришлось отказаться).

Политику Даниила продолжил его старший сын Юрий (1303–1325 гг.). В 1303 г. он отбил у Смоленского княжения Можайск и тем самым объединил под своей властью весь бассейн Москвы-реки. Усиление Москвы позволило Юрию вступить в борьбу за великое княжение. Его главным конкурентом был тверской князь Михаил, получивший в 1304 г. ярлык на великое княжение. Используя напряженные отношения тверского князя с Новгородом и митрополитом Петром, а позднее и свою женитьбу на Кончаке, сестре золотоордынского хана, в 1318 г. Юрий Данилович интригами сумел добиться убиения Михаила Тверского и получил ярлык на великое княжение, который был вскоре у него отобран и передан новому тверскому князю — Дмитрию Михайловичу Грозные Очи.

В. П. Верещагин. Михаил Ярославич Тверской у хана Узбека

Подобная политика передачи ярлыка князьям из соперничающих родов позволяла Орде не допустить усиления отдельных княжеств и тем самым поддерживать свою власть над русскими землями. В 1325 г. Юрий Данилович был убит в Орде Дмитрием Тверским, справедливо винившим московского князя в смерти своего отца.

ИВАН I КАЛИТА (1325–1340 гг.)

Новым московским князем стал брат Юрия — Иван I Даниилович Калита (1325–1340 гг.). В 1327 г. в Твери вспыхнуло поддержанное князем Александром Михайловичем народное восстание, вызванное бесчинствами, которыми сопровождался сбор дани отрядом Чолхана (Шелхана), двоюродного брата ордынского хана Узбека. Татары были перебиты. Этим воспользовался московский князь. Он возглавил ордынскую карательную экспедицию. Тверская земля была разорена, Тверь надолго вышла из политической борьбы. В награду за подавление восстания Иван Калита получил в 1328 г. ярлык на великое княжение, а также право сбора ордынского «выхода» со всех русских земель. Таким образом, все княжества Северо-Восточной Руси подпали в зависимость от московского правителя. В Москву потекли богатства со всех русских земель, причем часть «выхода» утаивалась князем и пополняла его казну. Своей рабской покорностью ордынским ханам Иван Калита обеспечил длительную передышку от новых вторжений. Московское княжение и прочие русские земли восстанавливали силы. Летописец XIV в. следующим образом оценивал итоги политики Ивана I: «Перестали поганые воевать русскую землю, — перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Иван I Калита. Рисунок XIX в.

При Иване Калите продолжалось укрупнение территории Московского княжества. Он смог расширить границы своих владений, не прибегая к оружию, получая у хана за богатые дары ярлыки на отдельные земли (Углич, Галич, Белоозеро). При Иване I Москва окончательно стала политическим центром русских земель, чему весьма способствовал прочный союз князя с церковью. Еще в 1299 г. митрополичья кафедра была перенесена из разоренного Киева во Владимир, а оттуда в 1325 г. митрополит Петр перенес ее в Москву. Таким образом, Московское княжество стало религиозным центром русских земель.

А. М. Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите

Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Симеон Гордый (1340–1355 гг.) и Иван II Красный (1355–1359 гг.). Титул великого князя сохранялся за ними вплоть до 1359 г., когда Иван II умер во время разразившейся на территории Северо-Восточной Руси эпидемии чумы.

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ

В начале XIII ст. государственность появилась у летто-литовских племен, населявших южное побережье Балтийского моря. Разложению родоплеменного строя способствовало как внутреннее развитие данных народов, так и усилившаяся внешняя опасность, исходившая от Тевтонского и Ливонского орденов. В 30-е гг. XIII в. ведущую роль среди литовских князей занял Миндовг. Путем искусной дипломатической игры и временного принятия католичества ему удалось остановить натиск крестоносцев и укрепить свою власть среди местной родоплеменной знати. Усиление Миндовга было замечено жителями так называемой Черной Руси (западные территории бывшего Полоцкого княжества), страдавшей от набегов ордена. Уже в 40 гг. XIII в. местные княжения признали власть могущественного литовского князя. Данный союз был взаимовыгоден. Миндовг получал контроль над богатыми и развитыми в социально-экономическом отношении территориями, местные жители — защиту от внешних врагов. Для жителей Западной и Южной Руси Литва стала естественным центром сопротивления Золотой Орде и Тевтонскому ордену.

Резкий рост военно-политического значения Великого княжества Литовского приходится на первую половину — середину XIV ст. При князьях Гедимине (1318–1340 гг.) и Ольгерде (1345–1377 гг.) в состав княжения вошли волынские, витебские, турово-пинские земли. Позиции государства особенно усилились после того, как в 1362 г. литовско-русские войска разбили ордынскую рать в битве на Синих водах. Фактически южнорусские земли (киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские) были избавлены от ига и вошли в состав Литвы. Таким образом, в состав Великого княжества Литовского вошла большая часть владений Киевской Руси.

Подати, платимые в казну великого князя, были несравненно легче, чем ордынский выход. Местные жители не подвергались религиозному или этническому угнетению. Напротив, литовцы, находившееся на более низком уровне общественного развития, активно воспринимали русскую культуру. В XIV в. древнерусский язык являлся официальным языком Великого княжества, основой местного законодательства были статьи «Русской Правды». Началась и активная христианизация литовской знати. Несмотря на то что язычество продолжало быть официальной религией государства, большая часть литовской знати и значительная часть представителей низших слоев общества приняли православие. Литовские князья, воспринимавшие себя единственными наследниками древнерусской государственности, с опасениями следили за ростом политического влияния Москвы.

ПРЕВРАЩЕНИЕ МОСКВЫ В ЦЕНТР РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

После смерти Ивана II Красного ярлык на великое княжение был передан не его девятилетнему сыну Дмитрию, а суздальскому князю Дмитрию Константиновичу (1359-1363). Но московские бояре и митрополит Алексий путем дипломатических переговоров в Орде и военного нажима на суздальского князя добились от него отказа от великого княжение в пользу князя Дмитрия Ивановича (1363–1389 гг.). Окончательное утверждение первенства Москвы на территории Северо-Востока Руси отразилось и на внешнем виде города. В 1367 г. было завершено строительство белокаменного Московского Кремля.

А. М. Васнецов. Белокаменный Кремль Москвы при Дмитрии Донском

В конце 60-х гг. XIV в. начинается новый этап московско-тверского соперничества. Союзником Твери, восстановившим свои силы, выступило Великое княжество Литовское, стремившееся ослабить Москву. Великий князь Литовский Ольгерд трижды совершал неудачные походы на Москву. Союз с Литвой привел к потере авторитета тверского князя. В первой половине 70-х гг. тверской князь Михаил трижды получал ярлык на великое княжение, который не признавали ни в Москве, ни в прочих русских княжествах. В 1375 г. Дмитрий Иванович организовал поход на Тверь, в котором участвовало множество других русских князей. Михаил Тверской был вынужден признать великокняжеский владимирский стол наследственным владением (вотчиной) московских князей. Соперничество Москвы и Твери окончилось поражением последней.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *