Пантеизм

  • Пантеизм, деизм, теизм Конспект лекций по основному богословию для 1-го класса семинарии
  • Пантеизм С.В. Булгаков
  • Пантеизм прот. Олег Давыденков
  • Пантеизм А.И. Осипов
  • Теизм и пантеизм прот. Николай Боголюбов

Пантеи́зм (от греч. πᾶν (пан) – всё, и θεός (теос) – бог, божество) – философское учение, основанное на идеях:
1) о Боге как безличном начале;
2) о причастности всех существующих вещей Божественной субстанции (сущности).

Пантеизм имеет 4 основные формы:

  1. теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия;
  2. физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования;
  3. трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм;
  4. имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах.

«Пантеизм — это прежде всего форма атеизма» (Шопенгауэр).

1) Пантеизм не является стройной системой мировоззрения. В принципе, это название объединяет множество самостоятельных направлений. Общим связующим стержнем классических пантеистических концепций служит убеждённость в том, что основу всего мироздания составляет единая Божественная субстанция. В строгом смысле существует только одна эта субстанция. Она является причиной самой себя, вечна, не подвержена делению, всецело заключена вся во всём. Многочисленные вещи обнаруживают лишь её всевозможные проявления. Все эти вещи индивидуально изменчивы и все вовлечены во всеобщее мировое движение.

«Природа… — отмечал Джордано Бруно, — есть не что иное, как Бог в вещах». «Порожденное и порождающее… и то, из чего происходит порождение, всегда принадлежат к одной и той же субстанции» (Изгнание торжествующего зверя; О причине, начале и едином).

Согласно утверждению Бенедикта Спинозы, предметы умопостигаемого и чувственного мира являются лишь аспектами или модусами единого Божественного Существа. Даже протяженность — атрибут бесконечного Бога.

2) Несмотря на то, что пантеистическое учение строится на уверенности в существовании Бога, многие идеологи сближают его с атеизмом. И это не удивительно. Ведь роль Единого Бога, декларируемая этим учением, фактически сводится к роли первоосновы вселенной. Материалисты же видят первооснову в вечно существующей, вечно движущейся материи (по сути, наделяя её сверхъестественными Божественными свойствами). Отсюда и возможность сопоставления пантеизма с «научным» материализмом.

Кроме того, пантеистической проповедью о том, что Бог не творил мир из ничего и вообще не является Личностным Духом, обессмысливается церковная жизнь, обессмысливается и личная молитва как средство общения с Мировладыкой. Через это пантеисты сближаются с атеистами по духу мятежности и богоборчества.

3) В действительности же пантеизм представляет собой форму самого изощрённого идолопоклонства. Ибо пропагандируя, что всё существующее причастно субстанции Бога, пантеисты, по сути, обожествляют вселенную, как в целокупности, так и каждую её малую часть: звезды, животных, камни, деревья, пищевые отходы и даже нечистоты (ср.: Бенедикт Спиноза: «Кроме Бога нет и не может быть представлена никакая субстанция» (Этика, положение XIV)).

Чем движимы представители этого учения в первую очередь — желанием унизить Создателя или стремлением возвеличить себя? — сказать трудно. Но вот один пример. Если Адам, захотев стать как Бог, разумел под этим греховным желанием уподобление Ему в мудрости, пантеисты не просто «уподобляют» себя Богу, но и силятся доказать, что они уже — боги по естеству.

См. также: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»

См. БОГ, АБСОЛЮТ, МОНОТЕИЗМ

Мистический пантеизм.

  • •Античная философия
  • •Милетская школа.
  • •Фалес (ок. 625-547 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
  • •О начале
  • •Теология
  • •Космология
  • •Геометрия
  • •Фалесу приписывают следующие изречения:
  • •Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении.
  • •О начале
  • •Космогония
  • •О происхождении людей
  • •О человеке и душе
  • •Элейская школа
  • •Ксенофан (ок. 570 – после 478 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
  • •О познании
  • •Фрагменты о природе
  • •Парменид (540-470 до н.Э.) «о природе»
  • •Зенон (ок. 490 – ок. 430 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении Жизнь
  • •Аргументы против возможности движения дихотомия
  • •Ахиллес
  • •Гераклит (VI – V вв. До н. Э.) Учение о природе. Стихийная диалектика
  • •Учение о познании.
  • •Учение о человеке, государстве. Этика Гераклита.
  • •Пифагор (ок. 580 – 500 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
  • •Начало – пол-целого дела
  • •Числу все вещи подобны,
  • •Анаксагор (ок. 500 – 428 до н.Э.) Свидетельства о жизни и учении
  • •Учение о началах
  • •О причинах явлений
  • •О познании
  • •Космогония
  • •Фрагменты о природе
  • •Демокрит (род. Ок. 470 или 460 до н. Э. – ум. В глубокой старости.) Учение о бытии
  • •Учение о познании.
  • •Философия классической эпохи
  • •Софисты
  • •Протагор
  • •Фразимах
  • •Сократ (469-399 до н.Э.)
  • •Речь сократа на суде
  • •Платон (427 – 347 до н.Э.)
  • •Предназначение и смысл философии
  • •Учение об идеях
  • •Материя, идеи, чувственные вещи
  • •Космология
  • •Теория познания
  • •Великие мифы и эмблематические образы, выражающие основные понятия философии Платона
  • •Гиперурания, или о том, что над небесами
  • •Эсхатологические судьбы душ и метемпсихоз
  • •Учение о государстве
  • •Аристотель (384-322 до н.Э.)
  • •О философии
  • •Учение о бытии Критика теории эйдосов Платона
  • •Понятие сущего и сущности
  • •Понятие природы и материи
  • •Понятия движения, энергии, энтелехии
  • •Понятие причины
  • •Понятия души и мышления
  • •Картина мира как целого
  • •Гносеология. Тождество бытия и мышления. Категории
  • •Разум и чувства в познании
  • •Роль опыта в познании
  • •Доказательное знание и интуиция
  • •Учение о человеке Понятие человека. Природа человека
  • •Добродетель
  • •Проблема собственности
  • •Учение о государстве
  • •Философия эллинизма
  • •Эпикуреизм
  • •Эпикур (341-270 до н.Э.) Учение о бытии
  • •Тит лукреций кар (ок. 99-55 до н.Э.)
  • •Стоицизм
  • •Сенека (ок. 4–65 н.Э.) о блаженной жизни
  • •Глава I
  • •Глава II
  • •Глава III
  • •Глава IV
  • •Глава V
  • •Глава VI
  • •Глава VII
  • •Глава VIII
  • •Глава IX
  • •Марк аврелий (121 – 180) Жизнь
  • •Учение о мире
  • •Учение о человеке и счастливой жизни
  • •Скептицизм
  • •Секст-эмпирик (2-я пол. II в. – нач. III в.) о наиболее общем различии между философами
  • •Что такое скепсис?
  • •О началах скепсиса
  • •Выставляет ли скептик догмы?
  • •Имеют ли скептики мировоззрение?
  • •Занимается ли скептик изучением природы?
  • •Отрицает ли скептик явление?
  • •О критерии скепсиса
  • •В чем состоит цель скепсиса?
  • •Неоплатонизм
  • •Плотин (ок. 203–269 н.Э.)
  • •Библейское послание Нагорная проповедь
  • •Патристика Квинт Септимий Флорент Тертуллиан ( 155 (65?) – 220 (40?) гг. Н.Э.)
  • •Cочинения о противоречии веры и разума и о вреде философии.
  • •О душе.
  • •Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354 – 430 гг.)
  • •О Боге и творении.
  • •О самопознании.
  • •Вера и разум.
  • •Время и вечность.
  • •Общество и история: учение о двух градах.
  • •Схоластика ансельм кентерберийский (1034 – 1109)
  • •О Божественной сущности
  • •О Божественной Троице
  • •Доказательство бытия Бога.
  • •Учение об истине.
  • •О свободе выбора.
  • •Фома Аквинский (1225-1274)
  • •Теология и философия.
  • •О двоякой природе наук и о теологии.
  • •Проблема истины.
  • •О доказательствах бытия Божия.
  • •О природе души.
  • •Почему в мире существует зло?
  • •Уильям Оккам (1280 – 1349)
  • •Об универсалиях.
  • •Философия эпохи Возрождения
  • •Николай Кузанский (1401-1464)
  • •Об «ученом незнании».
  • •Диалектика «максимума» и «минимума»: принцип совпадения противоположностей.
  • •Христианский неоплатонизм.
  • •Мистический пантеизм.
  • •Человек как малый мир («микрокосм»).
  • •Об уме и истине
  • •Эразм Роттердамский (1467-1536)
  • •Похвала глупости. Глупость – источник всякой жизни и наслаждений.
  • •Глупость – связующее начало всякого человеческого общества.
  • •Глупость говорит о философии и философах.
  • •Науками и искусствами люди обязаны жажде суетной славы.
  • •О счастьи.
  • •Никколо Макиавелли (1469 – 1527)
  • •… Князь. О качествах, которыми должен обладать князь.
  • •Как должен вести себя князь, чтобы приобрести громкое имя.
  • •Мишель Эйкем де Монтень (1533 – 1592)
  • •Опыты. О человеческой гордыне и безрассудстве.
  • •О человеческом знании.
  • •Джордано Бруно (1548 – 1600)
  • •О бесконечности, вселенной и мирах. О видах познания.
  • •О бесконечности.
  • •Об источниках движения.
  • •О строении и составе тел.
  • •О множественности миров.
  • •О свободе воли.
  • •Френсис Бэкон (1561–1626)
  • •Учение о методе
  • •Учение об идолах
  • •Учение об опыте
  • •Политика
  • •Рационализм XVII-XVIII в.
  • •Рене декарт (1596 – 1650)
  • •Предмет философии и ее назначение
  • •Философское понимание природы, Бога, субстанции.
  • •Метод познания
  • •Мышление. Дуализм.
  • •Бенедикт спиноза (1632–1677)
  • •Основные философские положения
  • •О государстве
  • •Готфрид лейбниц (1646 – 1716)
  • •Материя и движение. Пространство и время.
  • •Учение о монадах. Субстанция. Душа.
  • •Учение о познании
  • •Психофизическая проблема
  • •Теодицея
  • •Идея всеобщей науки. Универсальная характеристика
  • •Британский эмпиризм XVII-XVIII в.
  • •Томас Гоббс (1588 – 1679)
  • •Назначение и смысл философии
  • •Теория познания
  • •Социальные взгляды
  • •Джон локк (1632 – 1704)
  • •Cочинения Опыт о человеческом разуме
  • •Социально-философские взгляды
  • •Джордж беркли (1665 – 1753)
  • •Учение о мире и познании
  • •Давид юм (1711 – 1776)
  • •Проблема причинности
  • •Скептицизм
  • •Шарль Монтескье (1689-1755)
  • •О духе законов о предрассудках и просвещении
  • •О Боге, творении и духе законов
  • •О войнах и видах законов
  • •О трех образах правления
  • •О политической свободе
  • •Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1695-1778)
  • •О Боге, атеизме и фанатизме
  • •О природе и движении
  • •Социально-политические взгляды
  • •О всеобщей морали
  • •О человеке
  • •Жюльен офре ламетри (1709 – 1751)
  • •Учение о материи
  • •Учение о человеке
  • •Жан Жак Руссо (1712-1778)
  • •Рассуждение о науках и искусствах
  • •О происхождении и основаниях неравенства между людьми
  • •О человеческой свободе и об общественном договоре
  • •О правительстве
  • •О гражданской религии
  • •Дени дидро (1713 – 1784)
  • •Учение о природе
  • •Учение о познании
  • •Учение о человеке
  • •Атеистическое учение
  • •Клод–адриан гельвеций (1715 – 1771)
  • •О воспитании
  • •Учение об обществе
  • •Поль-анри гольбах (1723 – 1789)
  • •Учение и природе. Материя и движение
  • •Учение о человеке
  • •Учение об обществе, политике и государстве
  • •Критика религии
  • •И. Кант о познании
  • •I. О различии между чистым и эмпирическим познанием
  • •II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них
  • •О различии между аналитическими и синтетическими суждениями
  • •Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы
  • •Общая задача чистого разума
  • •Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума
  • •О человеке и обществе
  • •Автономия воли как высший принцип нравственности
  • •Гетерономия воли как источник всех ненастоящих принципов нравственности
  • •Все императивы выражены через долженствование…
  • •Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
  • •Философия как наукоучение
  • •Человек. История. Общество.
  • •Изложение сущности философской системы
  • •Философия искусства
  • •Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
  • •Философия, ее сущность и специфика
  • •Бытие. Дух. Природа.
  • •Теория познания
  • •Диалектика
  • •Общество. История. Человек.
  • •Людвиг Фейербах (1804-1872)
  • •Сущность философского знания. Антропологический принцип в философии
  • •Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии
  • •Философия познания
  • •Философия религии
  • •Эстетические и этические воззрения
  • •Артур шопенгауэр (1788 – 1860)
  • •О философии
  • •О Канте, Гегеле, Фихте и Шеллинге
  • •Пессимизм
  • •О человеческой жизни
  • •Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855)
  • •О философии
  • •Человек как предмет философии
  • •Способы человеческого существования
  • •Фридрих ницше (1844 – 1900)
  • •О философии и философах
  • •Моя первая человеческая мудрость в том, что я позволяю себя обманывать, чтобы не быть настороже от обманщиков. (Там же. С. 103.) Воля к власти
  • •Учение о Сверхчеловеке
  • •О морали и религии
  • •О государстве
  • •О положительном знании и философии
  • •Закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий
  • •Социальная физика
  • •О пользе положительной философии и ее значении для морали
  • •Герберт спенсер (1820 – 1903)
  • •О философии
  • •Об эволюции
  • •§ 98. Эволюция может быть двух родов: простая, когда она состоит только в интеграции, и сложная, когда сверх того происходят дополнительные изменения.
  • •Марксизм к. Маркс (1818-1883)
  • •Материалистическое понимание истории
  • •Отчужденный труд
  • •Тезисы о Фейербахе
  • •Материализм и эмпириокритицизм
  • •Материя и движение
  • •Русская философия п.Я. Чаадаев (1794-1856)
  • •Россия и Запад
  • •Мысли о русской истории
  • •Письмо а.С. Пушкина (1799-1837) к п.Я. Чаадаеву.
  • •19 Окт. 1836г.
  • •А.И. Герцен (1812-1870)
  • •О философии
  • •Философия и наука
  • •О народе и России
  • •Ф.М. Достоевский (1821-1881)
  • •Россия и Запад
  • •О русском народе
  • •О родном языке и русской литературе
  • •О Русской идее
  • •В.С. Соловьёв (1856-1900)
  • •Личность и общество
  • •О патриотизме
  • •О нравственном прогрессе
  • •В.В. Розанов (1856-1919)
  • •О человеке и жизненных ценностях
  • •О революции и отечестве
  • •Н.А. Бердяев (1874-1948)
  • •О философии
  • •О человеке и мире
  • •О свободе
  • •О творчестве
  • •Об особенностях русской души
  • •О русской идее
  • •О предназначении России
  • •С.Л. Франк (1877-1950)
  • •О философии
  • •О культуре
  • •О духовности человека
  • •О патриотизме
  • •О революции
  • •Личность и общество
  • •И.А. Ильин (1883-1954)
  • •О духовном мире человека
  • •О Достоевском
  • •Философия XX века неопозитивизм и постпозитивизм
  • •Людвиг Витгенштейн (1889-1951) Критика традиционной философии. Формулировка философского метода
  • •Рудольф Карнап (1891-1970) Критика «метафизики»
  • •О роли логического анализа языка науки
  • •Карл Поппер (1902-1994). Отношение к «метафизике»
  • •Фальсифицируемость как критерий разграничения науки и метафизики
  • •Концепция «трех миров»
  • •Томас Кун (1922 -1996) «Нормальная» и «революционная» наука
  • •Имре Лакатос (1922 -1974) Методология научно-исследовательских программ
  • •Пауль Фейерабенд (1922 -1994). «Методологический анархизм»
  • •Принцип «контриндукции»
  • •Принцип пролиферации
  • •Неотомизм
  • •Этьен Жильсон (1884-197о) Вера и философия.
  • •Религия, философия и наука
  • •Жак Маритен (1882—1973)
  • •О моральном благе
  • •Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
  • •О роли и месте философии
  • •Феноменологический метод э. Гуссерля
  • •Психоанализ
  • •Зигмунд Фрейд (1856-1939) Учение о бессознательном.
  • •Коллективное бессознательное.
  • •Я. Оно. Сверх-я.
  • •Психоанализ и культура
  • •Альфред Адлер (1870-1937)
  • •Карл-Густав Юнг (1875-1961) Коллективное бессознательное. Архетипы
  • •Психологические типы
  • •Об источниках неврозов
  • •Эрих Фромм (1900-1980)
  • •Философия экзистенциализма
  • •Карл Ясперс (1883-1969) о философской вере
  • •Мартин Хайдеггер (1889-1976) Основные понятия метафизики
  • •Жан-Поль Сартр (1905-1980) Человек и его бытие
  • •Свобода человека…
  • •Об истине
  • •Альбер Камю (1913-1960) Абсурд и самоубийство
  • •Миф о Сизифе

Пантеизм – что это такое, история возникновения, основные направления и идеи

Многие слышали это слово, но плохо представляют себе, что скрывается за ним, хотя само понятие пантеизм знакомо почти каждому. Термин введен в оборот сравнительно недавно – в конце XV начале XVI века. Отдельные идеи в разнообразных религиозных и философских течениях появились еще в глубокой древности, во времена язычества.

Что такое пантеизм?

Под этим термином понимают религиозно-философское учение, в основе которого лежит представление о Боге, как о безличном начале, а все остальное, что находится на свете, имеет отношение к Божественной субстанции. Термин был придуман англичанином, математиком и философом Джозефом Рафсоном в 1697 году. Первый раз термин был использован в рукописи было в 1709 году, его применил нидерландский теолог И.Фай. Производное от пантеизма – слово пантеист применил на 4 года раньше, английский философ Дж. Толанд.

История пантеизма

Такое религиозно-философское учение, как пантеизм имеет очень богатую историю. Проследив ее, можно лучше понять сущность и принципы этих воззрений. История пантеизма включает в себя следующие этапы:

  1. Первобытные, языческие времена, когда идеи пантеизма находился в зачаточном состоянии.
  2. Формирование древнеиндийских учений – это второй шаг к развитию.
  3. Пантеизм в древнем Китае и Японии имел очень большое значение. Многие историки сходятся во мнении, что в своем основном виде он и зародился там.
  4. Пантеистические воззрения древней Греции и ближнего Востока имели не меньшее значение.
  5. В Европе в средние века течение было преимущественно религиозным.
  6. В эпоху Возрождения, пантеизм являлся одним из основных учений.
  7. Современность – интерес к этому течению увеличивается.

Основные направления пантеизма

Учение пантеизм – это в философии одно из основополагающих, поскольку оно выражает почтение к Вселенной и акцентирует внимание на природе или Боге, как центре этичности и духовности. Многие философские течения обращаются к тем же идеям. Можно выделить три основных направления пантеизма в зависимости от отношения к идеальному и материальному:

  1. Материалистический монистический пантеизм. Он признает за материей первичное начало, а Бог идентичен природе. Сейчас эта точка зрения тоже находит своих последователей – создана целая организация – «Мировое пантеистическое движение».
  2. Идеалистический монистический пантеизм признает идеальное первичным началом мира. Эту концепцию разделяют в индуизме и буддизме.
  3. Дуалистический пантеизм признает право на существование и идеального и материального начал. Это самое обширное направление пантеизма, может включать в себя даже веру в реинкарнацию.

Идеи пантеизма

Идеи пантеизма находят выражения в его основных направлениях. Можно выделить четыре формы такого учения, как пантеизм в философии:

  1. Теомонистический – предполагает, что существует только Бог, мир без него не существует.
  2. Физиомонистический – напротив, существует только мир, природа равно Бог.
  3. Трансцендентный мистический – пантеизм, то есть согласно этому учению, мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире.
  4. Имманентно-трансцендентный – Бог находится в вещах.

Пантеизм — представители

После того, как стало понятно, пантеизм что это за философская доктрина, можно рассмотреть его представителей. Для удобства они помещены в рамки тех направлений, которые они представляют.

В чем опасность пантеизма?

Церковь всегда относилась к идеям пантеизма отрицательно. Пусть современные пантеисты стараются как можно реже употреблять слово «Бог», заменяя его на «природу», «Вселенную», «реальность». Некоторые продолжают употреблять это слово исключительно для выражения сильных чувств, но это порицается церковью. По ее мнению, существует вполне определенный вред пантеизма, который проявляется в следующем:

  1. Религиозные термины в пантеизме используются в философском значении. Прежде всего это касается самого слова Бог, ведь пантеисты не верят в него в том традиционном понимании, которое диктуется церковными канонами: как личности и творца.
  2. Пантеизм отрицает положения теизма и рассматривается в основном как его альтернатива. В теизме Бог рассматривается, как трансцендентная личность по отношению к миру. Пантеисты отрицают способность Бога принимать обоснованные решения.
  3. Взаимоотношения пантеизма и атеизма вызывает много споров. Атеисты считают, что Бог пантеистов не является Богом в общепринятом смысле, и не является трансцендентным.

Современный пантеизм

Сегодня пантеизм – это учение, которое широко востребовано. Уже отмечалось, что существует организация под названием «мировое пантеистическое движение». Как же получилось, что интерес к пантеизму снова появился? Есть основания полагать, что опасность мирового экологического кризиса подогрела интерес к этому учению. Вот несколько фактов.

  1. Возрождение пантеизма началось в конце XX века. Это связано с увлечением здоровым образом жизни, натуральными продуктами, то есть возрождением экологического сознания. С этим и связывается появление интереса к пантеизму.
  2. В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество», но оно было немногочисленным.
  3. В 1999 году создается «Мировое пантеистическое движение», оно имеет больше последователей, и их количество постоянно увеличивается.
  4. Пример пантеистического взгляда на мир и природу – это нашумевший фильм Джеймса Кэмерона «Аватар».

Это учение, которое отождествляет Бога с природой (макро- и микрокосмосом) и рассматривает саму материальность как воплощение Абсолюта. Для пантеизма Всевышний Единый Творец находится не за границами вселенной, но Сам есть, растворен в ней.

Суть и идеи пантеизма

В этом религиозно-философском учении абсолютный Господь не рассматривается как Личность, которая существует вне мира. Бог здесь вечно присущ природе, а человек рассматривается как часть Единого Творца. Живые существа, по пантеистическому учению, лишь на одно мгновения осознают себя в какой-либо определенной форме жизни, а после вновь растворяются в бесконечной и необъяснимой чистоте.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и Вселенную

Идея пантеизм чрезвычайно древняя, она имеет большое количество видов. Сложно подвести все его разновидности под одну определенную категорию. Однако основа всех пантеистических учений — отрицание конкретного различия между Абсолютным Богом и вселенной, утверждение полного их единства, которое находится в основании всего материального, мыслимого и интуитивного. Из этого предположения выделяют два главных направления:

  • первое — пантеизм тяготеет к материализму, когда говорится, что Творец растворяется в природе;
  • второе — мир есть только способ, которым Абсолют проявляется вовне, уже материя исчезает в Едином Творце.

Читайте о других вероисповеданиях:

  • Православие и буддизм
  • Православие и ислам
  • О язычестве

Течения и представители пантеизма

Первым придумал термин «пантеизм» ученый английского происхождения Джозеф Рафсон в конце XVII века. Затем его употребил в своем труде философ Джон Толанд.

Но похожие идеи выражали задолго до этого, еще в дохристианские времена.

  • Истинной родиной учения является Индия; две важнейшие формы индуистской религии, Веданта и Санкхья, равнозначно проникнуты пантеистической философией.
  • Нашли отклик идеи безличного начала и в религиозных течениях востока. Китайские мыслители Лао-Цзы и Чжуан-цзы строили на этом свои учения.
  • В Древней Греции приверженцами пантеистического мировоззрения были Гераклит и Ксенофан. При этом к самой последовательной теории пантеистического монизма относится стоицизм, который развивался при жизни Зенона Китийского и в последующие годы, вплоть до времен правления императора Марка Аврелия.
  • Одна из первых крупномасштабных систем пантеизма на христианской основе была разработана Иоанном Эригене. Сочинение этого автора под названием «Divisione naturae» появилось в середине IX столетия и послужило авторитетным источником, которым вдохновлялись многие философы.
  • В эпоху Возрождения пантеистическое учение сильно распространилось в Европе, главными представителем являлся Д. Бруно, а в XVII в. — Б. Спиноза. Немецкую философию после И. Канта можно полноценно назвать пантеистической (Гегель и Шеллинг).

В России развивал пантеистические взгляды писатель Лев Толстой.

Религиозно-философские течения, признающие пантеизм

На сегодняшний день известен довольно обширный перечень религиозно-философских течений, в основе которых лежат идеи пантеизма. Они возникали в разные эпохи и поддерживались, в первую очередь, представителями научных и литературных кругов. Среди них:

  • толстовство;
  • суфизм;
  • язычество;
  • нью-эйдж;
  • масонство;
  • хлысты;
  • эпикуреизм;
  • натурфилософия;
  • немецкая классическая философия;
  • стоицизм;
  • агностицизм.

Мыслители, близкие к философии пантеизма

Пантеистических взглядов придерживались многие философы, за что некоторые были даже казнены, поскольку рассматривались церковниками, как распространители ереси.

Первое выражение пантеистического мировоззрения встречается у Джордано Бруно

К апологетам пантеизма относились:

  • Джордано Бруно;
  • Давид Динанский;
  • Кампанелла Томмазо;
  • Николай Кузанский;
  • Парменид;
  • Иоанн Скот Эриугена;
  • Сковорода Григорий Саввич;
  • Спиноза, Бенедикт;
  • Джон Толанд;
  • Толстой Лев Николаевич;
  • Фихте Иммануил Герман;
  • Филон Александрийский;
  • Фейербах Людвиг Андреас;
  • Фалес.

Критика и отрицание пантеизма

Учение с многовековой историей — пантеизм, продолжает тревожить умы людей поныне. Однако, последовательность этой идеологии имеет немало противоречий и противников.

Пантеизм говорит, что человек — часть божественного, только на мгновение осознающая себя, а затем растворяющаяся в океане бесконечности. Так, учение отрицает существование свободной воли, нравственных ценностей, различение добра и зла. Эта точка зрения подвергается сильной критике со стороны теистических религий.

Пантеизм способен уравнять права и божеств, и человека, и самого маленького насекомого, но христианство настаивает на том, что люди созданы по образу Господа и обладают некой уникальностью, неповторимостью. В первом случае невозможно совершенствование, так как вся воля определена Богом-Вселенной, но во втором уничтожается диктат материи.

В христианской традиции Господь и человек различны, людское естество подвластно чему-то высшему, что способно привести к преображению. Но для пантеиста существует только одно действие, согласованное с уже определенной раз и навсегда мотивацией (судьбой).

Главной идеей пантеизма является то, что Бог — это безличное начало, к которому причастна любая вещь земного материального мира.

Православная церковь отрицает теорию пантеизма

Классическая концепция такой философии состоит в следующем — все мироздание основано на Божественной субстанции. Она вечна, самопричинна, неделима и заключена во всем. И, хотя, идеология пантеизма утверждает существование Бога, многие мыслители приравнивают это направление к атеизму и научному материализму. Ведь, по сути, пантеисты называют Бога первоосновой всего зримого мира и отрицают его личностную природу.

Это обессмысливает церковные традиции и молитву — ее некому возносить.

Христианство о пантеизме

Если говорить о христианстве, то церковь полностью отрицает такую теорию и называет пантеизм не чем иным, как ересью.

  • Из-за отрицания Абсолютной Личности, в пантеистическом учении невозможно непосредственное общение человека с Господом.
  • Христианство же утверждает, что деятельность Господа нисходит к живым существам, его творениям, но сама истинная сущность Его остается немыслимой для нас. Естество Всевышнего Творца выше всякого разумного понимания, оно никогда не станет доступным для мыслительного процесса. Однако Бог всегда есть (имманентен) во всех вещах и объектах материального мира. Истинная сущность Его нам не видна, но Он познается в действиях. Христианские святые утверждают, что есть возможность прикоснуться к энергии Господа, но не к Нему Самому.
  • Апостол Павел предостерегал верующих сторониться всевозможных философских трактатов, утверждающих, что видимая реальность не создавалась Личностью Бога, а вечна изначально и безгранична. Христианство со своей позиции критикует учение пантеизма, говоря, что Господь доказал свою личностную природу Своим совершенством, святой Троицей.

На заметку! Народы мира с большим скептицизмом относились к идее о безличном Боге, пронизывающем природу и растворенном в ней. Поэтому Он явился в образе Своего Сына, сумевшего наполнить сердца верующих неописуемой благодатью. Ведь тогда с их душ упало великое бремя, и открылось для них Царствие Божие.

Мнение православия

Православная религия также критично относится к подобным взглядам. Священнослужители говорят, что своими заявлениями о божественности природы пантеисты обожествляют тем самым стихии, животных, растительность, камни и прочее. А это уже подталкивание к обыкновенному идолопоклонству, язычеству. Складывается впечатление, что представители этого течения пытаются не просто уподобиться Богу, но заявить, что они уже боги.

Важно! Догматика православия кардинально отличается от пантеистических идей и, прежде всего, основана на существовании и единстве личностного Бога в трех ипостасях, который сотворил весь видимый и невидимый мир.

Сегодня пантеизм возрождается, на фоне ухудшения состояния окружающей людей природы. Таким образом, хотят обратить внимание на необходимость развития экологического сознания в обществе. Но за ширмой заботы о природе скрывается опять же приукрашенный атеизм.

Что такое пантеизм?Протодиакон Андрей Кураев

Пантеизм -это одно из религиозоно-философских течений, возникшее в 1697 году. Его придумал английский математик и философ Джозеф Рафсон. У истоков течения также стоял еврейский философ Спиноза, который говорил: «Бог есть природа» (Deus sive natura). Главный недостаток философии течения, подвергающийся критике — это полное отсутствие личности Бога. Обезличенность Бога не позволяет считать это движение религией, оно остается некой философской доктриной.

Суть учения состоит в том, что:

  1. Бог — это безличная сущность, начало всего;
  2. Всё существующее в мире причастно к божественной сущности.

Пантеизм противоречит христианству, как минимум, в том, что Господь не обезличен. Мы не называет Богом некое мифическое создание. Наш Господь — Иисус Христос, Сошедший во ад и Воскресший.

Формы пантеизма

Существует четыре формы пантеизма:

  1. теомонистический наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия;
  2. физиомонистический согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования;
  3. трансцендентный (мистический) который обычно обозначают как панентеизм;
  4. имманентно-трансцендентный согласно которому Бог осуществляется в вещах.

Критика течения

  • Пантеизм не раз подвергался резкой критике, потому что это философское течение не оставляет возможности для живого диалога и личных отношений с Богом. Невозможно вести диалог с пустотой. Кроме того, пантеизм так и не стал стройной системой взглядов, дав почву для разных сомнений, разночтений.
  • По-своему трактовал течение и Лев Толстой. Однако известно, что он был очарован модной философией. Пантеизм при этом, скорее, близок к атеизму, чем к одной из мировых религий.
  • Данное течение предполагает некую форму идолопоклонства, ведь, если все живое — часть божественной субстанции, поклоняться можно любым вещам. Многие отмечают, что пантеизм — Ветхозаветное желание человека уподобить себя Богу и доказать, что по естеству человек — это и есть Бог, что противоречит христианскому вероучению.
  • Это религиозоно-философское течение отрицает, что Бог сотворил мир из ничего. Многие считают, что пантеизм также лежит в основе язычества.
  • Пантеизм отождествляет Бога и Вселенную и не может считаться религией, оставаясь лишь философским течением, популярным в прошлом. Религия предполагает общение Бога и человека.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *