Саша
Стихотворение Николая Некрасова

1 Словно как мать над сыновней могилой, Стонет кулик над равниной унылой, Пахарь ли песню вдали запоет — Долгая песня за сердце берет; Лес ли начнется — сосна да осина… Не весела ты, родная картина! Что же молчит мой озлобленный ум?.. Сладок мне леса знакомого шум, Любо мне видеть знакомую ниву — Дам же я волю благому порыву И на родимую землю мою Все накипевшие слезы пролью! Злобою сердце питаться устало — Много в ней правды, да радости мало; Спящих в могилах виновных теней Не разбужу я враждою моей. Родина-мать! я душою смирился, Любящим сыном к тебе воротился. Сколько б на нивах бесплодных твоих Даром не сгинуло сил молодых, Сколько бы ранней тоски и печали Вечные бури твои ни нагнали На боязливую душу мою — Я побежден пред тобою стою! Силу сломили могучие страсти, Гордую волю погнули напасти, И про убитою музу мою Я похоронные песни пою. Перед тобою мне плакать не стыдно, Ласку твою мне принять не обидно — Дай мне отраду объятий родных, Дай мне забвенье страданий моих! Жизнью измят я… и скоро я сгину… Мать не враждебна и к блудному сыну: Только что я ей объятья раскрыл — Хлынули слезы, прибавилось сил. Чудо свершилось: убогая нива Вдруг просветлела, пышна и красива, Ласковей машет вершинами лес, Солнце приветливей смотрит с небес. Весело въехал я в дом тот угрюмый, Что, осенив сокрушительной думой, Некогда стих мне суровый внушил… Как он печален, запущен и хил! Скучно в нем будет. Нет, лучше поеду, Благо не поздно, теперь же к соседу И поселюсь среди мирной семьи. Славные люди — соседи мои, Славные люди! Радушье их честно, Лесть им противна, а спесь неизвестна. Как-то они доживают свой век? Он уже дряхлый, седой человек, Да и старушка немногим моложе. Весело будет увидеть мне тоже Сашу, их дочь… Недалеко их дом. Всё ли застану по-прежнему в нем? 2 Добрые люди, спокойно вы жили, Милую дочь свою нежно любили. Дико росла, как цветок полевой, Смуглая Саша в деревне степной. Всем окружив ее тихое детство, Что позволяли убогие средства, Только развить воспитаньем, увы! Эту головку не думали вы. Книги ребенку — напрасная мука, Ум деревенский пугает наука; Но сохраняется дольше в глуши Первоначальная ясность души, Рдеет румянец и ярче и краше… Мило и молодо дитятко ваше,- Бегает живо, горит, как алмаз, Черный и влажный смеющийся глаз, Щеки румяны, и полны, и смуглы, Брови так тонки, а плечи так круглы! Саша не знает забот и страстей, А уж шестнадцать исполнилось ей… Выспится Саша, поднимется рано, Черные косы завяжет у стана И убежит, и в просторе полей Сладко и вольно так дышится ей. Та ли, другая пред нею дорожка — Смело ей вверится бойкая ножка; Да и чего побоится она?.. Всё так спокойно; кругом тишина, Сосны вершинами машут приветно,- Кажется, шепчут, струясь незаметно, Волны над сводом зеленых ветвей: «Путник усталый! бросайся скорей В наши объятья: мы добры и рады Дать тебе, сколько ты хочешь, прохлады». Полем идешь — всё цветы да цветы, В небо глядишь — с голубой высоты Солнце смеется… Ликует природа! Всюду приволье, покой и свобода; Только у мельницы злится река: Нет ей простора… неволя горька! Бедная! как она вырваться хочет! Брызжется пеной, бурлит и клокочет, Но не прорвать ей плотины своей. «Не суждена, видно, волюшка ей,- Думает Саша,- безумно роптанье…» Жизни кругом разлитой ликованье Саше порукой, что милостив бог… Саша не знает сомненья тревог. Вот по распаханной, черной поляне, Землю взрывая, бредут поселяне — Саша в них видит довольных судьбой Мирных хранителей жизни простой: Знает она, что недаром с любовью Землю польют они потом и кровью… Весело видеть семью поселян, В землю бросающих горсти семян; Дорого-любо, кормилица-нива Видеть, как ты колосишься красиво, Как ты, янтарным зерном налита Гордо стоишь высока и густа! Но веселей нет поры обмолота: Легкая дружно спорится работа; Вторит ей эхо лесов и полей, Словно кричит: «поскорей! поскорей!» Звук благодатный! Кого он разбудит, Верно весь день тому весело будет! Саша проснется — бежит на гумно. Солнышка нет — ни светло, ни темно, Только что шумное стадо прогнали. Как на подмерзлой грязи натоптали Лошади, овцы!.. Парным молоком В воздухе пахнет. Мотая хвостом, За нагруженной снопами телегой Чинно идет жеребеночек пегий, Пар из отворенной риги валит, Кто-то в огне там у печки сидит. А на гумне только руки мелькают Да высоко молотила взлетают, Не успевает улечься их тень. Солнце взошло — начинается день… Саша сбирала цветы полевые, С детства любимые, сердцу родные, Каждую травку соседних полей Знала по имени. Нравилось ей В пестром смешении звуков знакомых Птиц различать, узнавать насекомых. Время к полудню, а Саши всё нет. «Где же ты, Саша? простынет обед, Сашенька! Саша!..» С желтеющей нивы Слышатся песни простой переливы; Вот раздалося «ау» вдалеке; Вот над колосьями в синем венке Черная быстро мелькнула головка… «Вишь ты, куда забежала, плутовка! Э!… да никак колосистую рожь Переросла наша дочка!» — Так что ж? «Что? ничего! понимай как умеешь! Что теперь надо, сама разумеешь: Спелому колосу — серп удалой Девице взрослой — жених молодой!» — Вот еще выдумал, старый проказник! «Думай не думай, а будет нам праздник!» Так рассуждая, идут старики Саше навстречу; в кустах у реки Смирно присядут, подкрадутся ловко, С криком внезапным: «Попалась, плутовка!»… Сашу поймают и весело им Свидеться с дитятком бойким своим… В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. Няня кричит: «Не убейся, родная!» Саша, салазки свои погоняя, Весело мчится. На полном бегу На бок салазки — и Саша в снегу! Выбьются косы, растреплется шубка — Снег отряхает, смеется, голубка! Не до ворчанья и няне седой: Любит она ее смех молодой… Саше случалось знавать и печали: Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из-за старой, нахмуренной ели Красные грозды калины глядели, Там поднимался дубок молодой. Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились — Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал — и вон побежал, В темную нору забилась лисица, Машет крылом осторожнее птица, В недоуменье тащат муравьи Что ни попало в жилища свои. С песнями труд человека спорился: Словно подкошен, осинник валился, С треском ломали сухой березняк, Корчили с корнем упорный дубняк, Старую сосну сперва подрубали, После арканом ее нагибали И, поваливши, плясали на ней, Чтобы к земле прилегла поплотней. Так, победив после долгого боя, Враг уже мертвого топчет героя. Много тут было печальных картин: Стоном стонали верхушки осин, Из перерубленной старой березы Градом лилися прощальные слезы И пропадали одна за другой Данью последней на почве родной. Кончились поздно труды роковые. Вышли на небо светила ночные, И над поверженным лесом луна Остановилась, кругла и ясна,- Трупы деревьев недвижно лежали; Сучья ломались, скрипели, трещали, Жалобно листья шумели кругом. Так, после битвы, во мраке ночном Раненый стонет, зовет, проклинает. Ветер над полем кровавым летает — Праздно лежащим оружьем звенит, Волосы мертвых бойцов шевелит! Тени ходили по пням беловатым, Жидким осинам, березам косматым; Низко летали, вились колесом Совы, шарахаясь оземь крылом; Звонко кукушка вдали куковала, Да, как безумная, галка кричала, Шумно летая над лесом… но ей Не отыскать неразумных детей! С дерева комом галчата упали, Желтые рты широко разевали, Прыгали, злились. Наскучил их крик — И придавил их ногою мужик. Утром работа опять закипела. Саша туда и ходить не хотела, Да через месяц — пришла. Перед ней Взрытые глыбы и тысячи пней; Только, уныло повиснув ветвями, Старые сосны стояли местами, Так на селе остаются одни Старые люди в рабочие дни. Верхние ветви так плотно сплелися, Словно там гнезда жар-птиц завелися, Что, по словам долговечных людей, Дважды в полвека выводят детей. Саше казалось, пришло уже время: Вылетит скоро волшебное племя, Чудные птицы посядут на пни, Чудные песни споют ей они! Саша стояла и чутко внимала, В красках вечерних заря догорала — Через соседний несрубленный лес, С пышно-румяного края небес Солнце пронзалось стрелой лучезарной, Шло через пни полосою янтарной И наводило на дальний бугор Света и теней недвижный узор. Долго в ту ночь, не смыкая ресницы, Думает Саша: что петь будут птицы? В комнате словно тесней и душней. Саше не спится,- но весело ей. Пестрые грезы сменяются живо, Щеки румянцем горят нестыдливо, Утренний сон ее крепок и тих… Первые зорьки страстей молодых, Полны вы чары и неги беспечной! Нет еще муки в тревоге сердечной; Туча близка, но угрюмая тень Медлит испортить смеющийся день, Будто жалея… И день еще ясен… Он и в грозе будет чудно прекрасен, Но безотчетно пугает гроза… Эти ли детски живые глаза, Эти ли полные жизни ланиты Грустно поблекнут, слезами покрыты? Эту ли резвую волю во власть Гордо возьмет всегубящая страсть?… Мимо идите, угрюмые тучи! Горды вы силой, свободой могучи: С вами ли, грозные, вынести бой Слабой и робкой былинке степной?… 3 Третьего года, наш край покидая, Старых соседей моих обнимая, Помню, пророчил я Саше моей Доброго мужа, румяных детей, Долгую жизнь без тоски и страданья… Да не сбылися мои предсказанья! В страшной беде стариков я застал. Вот что про Сашу отец рассказал: «В нашем соседстве усадьба большая Лет уже сорок стояла пустая; В третьем году наконец прикатил Барин в усадьбу и нас посетил, Именем: Лев Алексеич Агарин, Ласков с прислугой, как будто не барин, Тонок и бледен. В лорнетку глядел, Мало волос на макушке имел. Звал он себя перелетною птицей: — Был,- говорит,- я теперь за границей, Много видал я больших городов, Синих морей и подводных мостов,- Всё там приволье, и роскошь, и чудо, Да высылали доходы мне худо. На пароходе в Кронштадт я пришел, И надо мной всё кружился орел, Словно прочил великую долю.- Мы со старухой дивилися вволю, Саша смеялась, смеялся он сам… Начал он часто похаживать к нам, Начал гулять, разговаривать с Сашей Да над природой подтрунивать нашей: Есть-де на свете такая страна, Где никогда не проходит весна, Там и зимою открыты балконы, Там поспевают на солнце лимоны, И начинал, в потолок посмотрев, Грустное что-то читать нараспев. Право, как песня слова выходили. Господи! сколько они говорили! Мало того: он ей книжки читал И по-французски ее обучал. Словно брала их чужая кручина, Всё рассуждали: какая причина, Вот уж который теперича век Беден, несчастлив и зол человек? -Но,- говорит,- не слабейте душою: Солнышко правды взойдет над землею! И в подтвержденье надежды своей Старой рябиновкой чокался с ней. Саша туда же — отстать-то не хочет — Выпить не выпьет, а губы обмочит; Грешные люди — пивали и мы. Стал он прощаться в начале зимы: — Бил,- говорит,- я довольно баклуши, Будьте вы счастливы, добрые души, Благословите на дело… пора!- Перекрестился — и съехал с двора… В первое время печалилась Саша, Видим: скучна ей компания наша. Годы ей, что ли, такие пришли? Только узнать мы ее не могли, Скучны ей песни, гаданья и сказки. Вот и зима!- да не тешат салазки. Думает думу, как будто у ней Больше забот, чем у старых людей. Книжки читает, украдкою плачет. Видели: письма всё пишет и прячет. Книжки выписывать стала сама — И наконец набралась же ума! Что ни спроси, растолкует, научит, С ней говорить никогда не наскучит; А доброта… Я такой доброты Век не видал, не увидишь и ты! Бедные — все ей приятели-други: Кормит, ласкает и лечит недуги. Так девятнадцать ей минуло лет. Мы поживаем — и горюшка нет. Надо же было вернуться соседу! Слышим: приехал и будет к обеду. Как его весело Саша ждала! В комнату свежих цветов принесла; Книги свои уложила исправно, Просто оделась, да так-то ли славно; Вышла навстречу — и ахнул сосед! Словно оробел. Мудреного нет: В два-то последние года на диво Сашенька стала пышна и красива, Прежний румянец в лице заиграл. Он же бледней и плешивее стал… Всё, что ни делала, что ни читала, Саша тотчас же ему рассказала; Только не впрок угожденье пошло! Он ей перечил, как будто назло: — Оба тогда мы болтали пустое! Умные люди решили другое, Род человеческий низок и зол.- Да и пошел! и пошел! и пошел!.. Что говорил — мы понять не умеем, Только покоя с тех пор не имеем: Вот уж сегодня семнадцатый день Саша тоскует и бродит, как тень. Книжки свои то читает, то бросит, Гость навестит, так молчать его просит. Был он три раза; однажды застал Сашу за делом: мужик диктовал Ей письмецо, да какая-то баба Травки просила — была у ней жаба. Он поглядел и сказал нам шутя: — Тешится новой игрушкой дитя! Саша ушла — не ответила слова… Он было к ней; говорит: «Нездорова». Книжек прислал — не хотела читать И приказала назад отослать. Плачет, печалится, молится богу… Он говорит: «Я собрался в дорогу». Сашенька вышла, простилась при нас, Да и опять наверху заперлась. Что ж?.. он письмо ей прислал. Между нами: Грешные люди, с испугу мы сами Прежде его прочитали тайком: Руку свою предлагает он в нем. Саша сначала отказ отослала, Да уж потом нам письмо показала. Мы уговаривать: чем не жених? Молод, богат, да и нравом-то тих. «Нет, не пойду». А сама не спокойна; То говорит: «Я его недостойна», То: «Он меня недостоин: он стал Зол и печален и духом упал!» А как уехал, так пуще тоскует, Письма его потихоньку целует!.. Что тут такое? родной, объясни! Хочешь, на бедную Сашу взгляни. Долго ли будет она убиваться? Или уже ей не певать, не смеяться, И погубил он бедняжку навек? Ты нам скажи: он простой человек Или какой чернокнижник-губитель? Или не сам ли он бес-искуситель?..» 4 — Полноте, добрые люди, тужить! Будете скоро по-прежнему жить: Саша поправится — бог ей поможет. Околдовать никого он не может: Он… не могу приложить головы, Как объяснить, чтобы поняли вы… Странное племя, мудреное племя В нашем отечестве создало время! Это не бес, искуситель людской, Это, увы!- современный герой! Книги читает да по свету рыщет — Дела себе исполинское ищет, Благо, наследье богатых отцов Освободило от малых трудов, Благо, идти по дороге избитой Лень помешала да разум развитый. «Нет, я души не растрачу моей На муравьиной работе людей: Или под бременем собственной силы Сделаюсь жертвой ранней могилы, Или по свету звездой пролечу! Мир,- говорит,- осчастливить хочу!» Что ж под руками, того он не любит, То мимоходом без умыслу губит. В наши великие, трудные дни Книги не шутка: укажут они Всё недостойное, дикое, злое, Но не дадут они сил на благое, Но не научат любить глубоко… Дело веков поправлять не легко! В ком не воспитано чувство свободы, Тот не займет его; нужны не годы — Нужны столетия, и кровь, и борьба, Чтоб человека создать из раба. Всё, что высоко, разумно, свободно, Сердцу его и доступно, и сродно, Только дающая силу и власть, В слове и деле чужда ему страсть! Любит он сильно, сильней ненавидит, А доведись — комара не обидит! Да говорят, что ему и любовь Голову больше волнует — не кровь! Что ему книга последняя скажет, То на душе его сверху и ляжет: Верить, не верить — ему всё равно, Лишь бы доказано было умно! Сам на душе ничего не имеет, Что вчера сжал, то сегодня и сеет; Нынче не знает, что завтра сожнет, Только, наверное, сеять пойдет. Это в простом переводе выходит, Что в разговорах он время проводит; Если ж за дело возьмется — беда! Мир виноват в неудаче тогда; Чуть поослабнут нетвердые крылья, Бедный кричит: «Бесполезны усилья!» И уж куда как становится зол Крылья свои опаливший орел… Поняли?.. нет!.. Ну, беда небольшая! Лишь поняла бы бедняжка больная. Благо теперь догадалась она, Что отдаваться ему не должна, А остальное всё сделает время. Сеет он все-таки доброе семя! В нашей степной полосе, что ни шаг, Знаете вы,- то бугор, то овраг: В летнюю пору безводны овраги, Выжжены солнцем, песчаны и наги, Осенью грязны, не видны зимой, Но погодите: повеет весной С теплого края, оттуда, где люди Дышат вольнее — в три четверти груди,- Красное солнце растопит снега, Реки покинут свои берега,- Чуждые волны кругом разливая, Будет и дерзок, и полон до края Жалкий овраг… Пролетела весна — Выжжет опять его солнце до дна, Но уже зреет на ниве поемной, Что оросил он волною заемной, Пышная жатва. Нетронутых сил В Саше так много сосед пробудил… Эх! говорю я хитро, непонятно! Знайте и верьте, друзья: благодатна Всякая буря душе молодой — Зреет и крепнет душа под грозой. Чем неутешнее дитятко ваше, Тем встрепенется светлее и краше: В добрую почву упало зерно — Пышным плодом отродится оно!

Николай Алексеевич Некрасов

Повседневный быт городских низов, крестьянские будни, женская доля, несправедливость мироустройства и боль «маленького человека». Автор знаменитых поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины» Николай Алексеевич Некрасов в большинстве своих поэтических произведений размышлял и рассказывал не о тех, «кому на Руси жить хорошо».

Таким мы его представляем, знаем, помним, но часто, еще со школьных лет, не любим и не понимаем, за что его ценить.

Отказ от военной карьеры вопреки воле отца, нищенская, а затем богемная жизнь в Петербурге, многолетняя связь с женой известного литератора и венчание с женщиной «из народа», бесконечные победы за карточным столом, репутация жесткого предпринимателя, «литературного кулака», любовь к охоте и женщинам. Об этом мы не знаем ничего или почти ничего.

Да, Некрасов писал о народных горестях, причем так, что никто не сомневался в его искренности и достоверности. Но при этом любил роскошь, покупал недвижимость и ездил за границу, лечился у лучших врачей и обыгрывал в карты друзей-поэтов и писателей, приговаривая: «У картишек нет братишек».

gallery

Известный литературовед Михаил Макеев написал о знаменитом поэте, публицисте, издателе и редакторе журналов «Современник» и «Отечественные записки» книгу, которая разрушает дореволюционные и советские каноны жизнеописания Некрасова.

«Некрасов предстает в книге Макеева не как расколотый надвое поэт народного горя и предприниматель-«капиталист», но как цельная личность, в восприятии которой не существовало конфликта между законным зарабатыванием денег и воспеванием тягот простонародья…Читатель постепенно понимает, что Некрасов, бросивший гимназию и не получивший никакого серьезного образования, с юношества был удивительно предприимчивым человеком, способным быстро принимать оптимальные решения, впитывать прогрессивные идеи, моделировать поведение, развиваться и преодолевать трудности», — пишет историк литературы Алексей Вдовин о новой книге, которую он называет «биографией предпринимателя и поэта в одном лице».

Видео: YouTube / Библиотека им. Н.А.Некрасова

В 1920-е годы Корней Чуковский, изучавший творчество Некрасова, составил и распространил среди писателей «анкету о Некрасове».

Известные поэты и писатели — Александр Блок, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Евгений Замятин, Владимир Маковский и другие — ответили на 10 вопросов: какие стихи Некрасова они считают лучшими, повлиял ли Некрасов на их собственное творчество, считают ли они его безнравственным человеком и т. д.

В 20-е годы Корней Чуковский составил и распространил среди писателей новую «анкету о Некрасове».

Следуя традиции, заведенной Корнеем Чуковским в 1920-е годы, вместе с поэтом Сергеем Нещеретовым и журналистом Константином Воровичем в Некрасове собрали ответы 28 современных поэтов, писателей и филологов, от Владимира Аристова до Мариэтты Чудаковой, на 10 вопросов о Некрасове.

Мы сделали свою анкету, в которой не будет вопросов, но которая (надеемся) поможет вам самим разобраться в том, каким человеком он был, вспомнить некоторые его произведения, а какие-то, возможно, открыть для себя заново.

Найти книги Н.А. Некрасова или проверить их наличие можно в электронном каталоге библиотеки, почитать его произведения — в Библиотеке имени Н.А. Некрасова.

Анкета

Имя: Некрасов Николай Алексеевич.

Родился: 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821, г. Немиров (Украина).

Умер: 8 января 1878 (27 декабря 1877 по старому стилю), г. Санкт-Петербург.

Знак зодиака: Стрелец.

Отец — Алексей Сергеевич Некрасов (1788–1862) был из обедневшего дворянского рода, малограмотный армейский офицер, картежник, заядлый охотник. Учил сына стрелять глухарей, вальдшнепов и травить волков. Отец хотел сделать его физически выносливым человеком, поэтому заставлял по 10 часов находиться под дождем или снегом.

Мать — Елена Андреевна Закревская (1803–1841) была известна своим прекрасным образованием, добродетельным характером, хорошими вокальными данными и знанием иностранных языков. Елена Андреевна приучила сына к чтению, старалась сделать его интеллектуальным человеком. В доме была большая библиотека, чтение вслух было хорошей традицией в семье. Некрасов посвятил матери много стихотворений, поэмы («Мать»,»Рыцарь на час»), во многих женских персонажах его произведений можно заметить элементы образа его матери и ее непростой судьбы.

Образование: Закончил 4 класса Ярославской гимназии. Учился плохо, часто сбегал с уроков, писал сатирические стихи о наставниках. Отец мечтал о военной карьере сына, но тот вместо поступления в кадетский корпус стал вольнослушателем философского факультета в Петербургском университете. Отец лишил его финансовой поддержки, Некрасов практически ночевал на улицах и голодал.

Как зарабатывал Некрасов в трудные времена: Составлял письма и прошения для крестьян. Затем для разных заказчиков стал писать заметки, рекламные объявления, стихотворные сказки, азбуки, фельетоны, водевили, театральные обозрения. Параллельно работал над стихами, прозой, критикой и публицистикой.

Первое печатное произведение: Стихотворение «Мысль» в журнале «Сын Отечества» № 5 за 1838 г.

Первая критика: Сборник юношеских стихов «Мечты и звуки» Некрасов напечатал в 19 лет, спустя два года после публикации «Мысли». Показал его В.А. Жуковскому, тот сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишете лучше». Некоторое время он подписывался «Н.Н.».

Белинский сборник разгромил, читатели тоже были не в восторге от книги и не покупали ее. Спустя несколько лет Некрасов выкупил оставшийся тираж и уничтожил его.
Белинский vs Некрасов: После знакомства с редактором «Отечественных записок» и самым влиятельным критиком своего века Н.А. Некрасову пришла идея бесплатно собирать у известных литераторов по одному произведению, а затем издавать литературные альманахи. Корифеи того времени неохотно шли на контакт или отделывались не самыми лучшими произведениями. Но, к примеру, в одном из таких сборников начинающий писатель Достоевский опубликовал свою повесть «Бедные люди».

Дальше все развивалось стремительно: Белинский захотел поправить дела и стал собирать произведения для своего альманаха «Левиафан»; Некрасов пообещал помочь ему, а сам стал перекупать за его спиной авторские права у присылавших материалы; предложил Белинскому учредить собственный новый журнал; нашел спонсора и взял в долю писателя Панаева; Николай I не разрешил открыть журнал (мотивируя это тем, что и «без того в России много пишут»); Некрасов арендовал пушкинский «Современник» и решил его возродить. «Случается писать без отдыха более суток, и как только паралич не хватил правую руку», — жаловался Некрасов.

Очень скоро «Современник» стал необыкновенно популярен из-за невысокой суммы подписки и бесплатных бонусов для читателей в каждом журнале. Например, к одному из номеров прилагалась книжечка «Кто виноват?» А.И. Герцена. Но главное, в «Современнике» начинает печататься сам Белинский, а вслед за ним и все известные литераторы.

«О, у этого человека непременно будет капитал — теперь-то я знаю, как это делается. Он начал с меня, но то ли еще будет!» — негодовал вначале Белинский. А затем признал, что Некрасов создал лучший отечественный журнал, спас его от провального «Левиафана» и, вообще, — победителей не судят.

Видео: YouTube /Библиотека им. Н.А.Некрасова
Самые известные произведения: Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины».

Главные герои произведений Некрасова: Бурлаки, путники, безлошадные крестьяне, овдовевшие крестьянки, ямщики, коробейники, сироты, рекруты.

Что писал Некрасов: Поэмы, романы, сказки, стихи, элегии и думы.
Хвалебная ода генералу: В 1866 году, пытаясь спасти «Современник» от закрытия, Некрасов пишет и затем читает на обеде в Английском клубе хвалебную оду «Муравьеву-вешателю» — так называли генерала М.Н. Муравьева-Виленского, который подавил польское восстание в 1863 году, а в 1866-м был назначен председатель комиссии по делу о покушении Дмитрия Каракозова на жизнь императора Александра II.

А.И. Герцен назвал появление подобных хвалебных стихов и высказываний «патриотическим сифилисом», репутация Некрасова в глазах либеральной общественности была испорчена.

Как читал Некрасов: «…Голос у него был всегда слабый, и он читал очень тихо, но потом разошелся. Некрасов имел вид болезненный и казался на вид гораздо старее своих лет; манеры у него были оригинальные: он сильно прижимал локти к бокам, горбился, а когда читал, то часто машинально приподнимал руку к едва пробивавшимся усам и, не дотрагиваясь до них, опять опускал. Этот машинальный жест так и остался у него, когда он читал свои стихи» (из воспоминаний Авдотьи Панаевой).

Поэтический стиль: Правда, простота, конкретность, лирическая взволнованность, искренность, душевное напряжение. Особая музыкальность, образность, напевность, народно-поэтическое начало, публицистическая заостренность, глубокая эмоциональность.

Простая лексика, просторечия. Любимые стихотворные размеры дактиль, амфибрахий и анапест.

Как критиковали творчество Некрасова: Белинский высказывался в адрес его гражданской поэзии так: «Что за талант у этого человека! И что за топор его талант!» И посоветовал Некрасову не писать прозу, практически запретил.

Тургенев говорил, что в его стихах «поэзия и не ночевала», а его Муза — вечно несчастная крестьянка, скорбная и нелепая. Читатели же любили произведения Некрасова и считали его «выше Пушкина».

Видео: YouTube/»Открытый урок» с Дмитрием Быковым // RTVi

Карточные игры:

Некрасов любил играть в карты с самого детства, причем ему всегда везло. Как-то раз после очередной победы Некрасова в доме у Панаевых Белинский очень разозлился и сказал: «С вами, батенька, играть опасно, без сапог нас оставите!»

Проигрывать Некрасов тоже умел, но чаще всего делал это специально. Например, однажды он «проиграл» министру двора графу Адлербергу.

Кодекс игры Николая Некрасова:

— никогда не испытывать судьбу,

— если в одной игре не везет, нужно переходить на другую,

— расчетливого, умного игрока надо брать измором,

— перед игрой надо посмотреть партнеру в глаза: если он взгляда не выдержит, игра ваша, но если выдержит, то больше тысячи не ставить,

— играть только на деньги, которые отложены заранее, именно для игры.

Женщины Некрасова: Еще до отъезда в Петербург молодой Некрасов крутил романы с горничными в доме отца, затем пользовался услугами недорогих проституток. В 22 года он познакомился с женой писателя и критика Ивана Панаева — Авдотьей. Она была красивой девушкой, писательницей и мемуаристкой, и за ее внимание боролись многие знаменитые и не очень литераторы XIX века. Например, Герцен, Гончаров, молодой Достоевский. Авдотья всех отвергала, но в итоге выбрала Некрасова. Это был один из громких романов в среде русских литераторов того времени, который длился 20 лет. Они жили в гражданском браке, часто ссорились (Некрасов был очень ревнивым), скандалили и быстро мирились. Иван Панаев, которому жена давно была неинтересна, не мешал их союзу. Авдотья стала Музой поэта, а 12 строчек стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» вполне могут считаться кратким гидом по их отношениям.

Вместе они написали романы «Мертвое озеро» и «Три страны света».
Н.Г.Сверчков. Амазонка (А.Я.Панаева) на лошади орлово-ростопчинской породы

После разрыва с Авдотьей Панаевой (скандалы, измены, смерть общего ребенка), Некрасов некоторые время встречался с французской актрисой Селиной Лефрен. Она плохо говорила по-русски и была не очень красивой, зато умела играть на рояле, пела и остроумно шутила. Некрасов ее содержал, а всем его знакомым она очень нравилась. В 1867 году они поехали вместе в Париж, но Некрасов вернулся оттуда один — Лефрен бросила его.

Единственной законной женой Некрасова была простолюдинка Фекла Викторова. Они встретились, когда поэту было 48, а ей — 23. Он называл ее Зинаидой Николаевной, потому что ему не нравилось имя Фекла. Последние годы Некрасов тяжело болел, и Зинаида самоотверженно ухаживала за ним. Незадолго до смерти поэта они обвенчались. После смерти мужа Зинаида Николаевна отдала свою долю наследства родственникам Некрасова и остаток жизни провела в одиночестве в родном Саратове.

Как умер Некрасов: В 1875 году ему поставили диагноз рак кишечника, после чего он прожил всего три года. На похороны Некрасова пришло много знаменитых людей и простых читателей, которые его очень любили. Федор Достоевский сказал речь, в которой поставил Некрасова на третье место среди поэтов после Пушкина и Лермонтова. Но читатели не согласились с этим заявлением и кричали, что Некрасов — номер один.
Н. А. Некрасов в период «Последних песен» — картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1877–1878 гг.

Именем Некрасова в нашей стране названы многие библиотеки и другие культурные и образовательные учреждения, улицы во многих городах России и других стран. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге, в городе Чудово Новгородской области и в усадьбе Карабиха.

Произведения Некрасова, а также библиографический указатель литературы о нем можно найти несколькими способами: в электронном каталоге или библиотеке. Познакомиться с нужными вам материалами можно в читальном зале Библиотеки имени Н.А. Некрасова или взять их на дом.

Некрасов: биография, интересные факты

Некрасов, биография которого полна интересных и неожиданных поворотов, прославился как русский поэт-демократ, певец нелегкой женской судьбы. Изучите страницы жизнеописания лирика и узнайте, почему женщина стала центром его поэтического мира, какую роль представительницы прекрасного пола сыграли в его судьбе.

Фото: ruspekh.ru

Николай Алексеевич Некрасов: биография

«Русские женщины», «Дед Мазай и зайцы», «Мороз Красный нос» — эти стихи Некрасова знает каждый школьник. Лирик, певец народного горя, поэт, поклонявшийся женщине — матери, труженице и защитнице, — таким был Николай Алексеевич Некрасов.

Он оставил заметный след в развитии русской литературы XIX века — прославился как лирик, драматург и публицист. Под его руководством приобрел весомое общественное и литературное значение журнал «Современник» (Некрасов был владельцем издания), вошли в период расцвета «Отечественные записки».

Однако путь к известности и славе был непростым. О сложных житейских перипетиях судьбы поэта поведает биография Некрасова.

Фото: onlylviv.com

В 1817 году блистательная красавица, наследница древнего литовско-польского рода Закревских Елена Андреевна без разрешения именитых родителей вышла замуж за поручика Алексея Некрасова. Этот брак был явным мезальянсом, поскольку ни знатностью, ни богатством ярославский помещик не мог сравниться с именитыми Закревскими.

Несмотря на это, Елена Андреевна выходит замуж и поселяется в Немирове (Винницкая область, Украина), где в это время стоял полк мужа. Здесь через четыре года после венчания Закревской с Некрасовым (в 1821 году) на свет появился сын Николай. Вскоре молодая семья перебирается в Ярославскую губернию, в поместье Грешнево, где и проходят детские годы будущей звезды.

Отец Некрасова унаследовал не лучшие черты характера от своих предков. Игрок и мот, любитель женщин, он очень быстро спустил все деньги, проиграл имение в Ярославской губернии и служил исправником. Часто, уезжая по делам службы, брал с собой Николая. Тот был поражен бедностью крестьян, их бесправностью, высокой смертностью. Это и сформировало впоследствии особое отношение Некрасова-поэта к судьбе народа, что отразилось на тематике его произведений.

Второе впечатление детства Николая — издевательства отца над матерью, кротость, с которой она терпела его деспотический нрав и несдержанный характер. Мать стала символом страдания, благородства и великодушия. В будущем лирик возвысил женщину, сделав ее воплощением любви и духовной силы, страдалицей и жертвой беззакония и бесчинства.

Системное образование Николай Алексеевич получил в гимназии. Правда, проучился не обязательные восемь, а всего лишь пять лет. Тяга к знаниям у мальчика отсутствовала напрочь, более всего его привлекало творчество. На гимназической лаве рождаются первые стихотворные произведения Некрасова.

Отец, видевший в сыне бравого офицера, после гимназии отправил юношу в Петербург в дворянский полк. Однако Николай ослушался Алексея Сергеевича и сделал попытку покорить приемную комиссию Петербургского университета. Она была неудачной: Некрасов стал вольным слушателем отделения филологии. Лишенный материальной поддержки отца, он искал подработки, прозябал в бедности.

Фото: 24smi.org

Тяжелые времена отступили, когда в 1840 году Некрасов начал сотрудничать с Александринским театром, занялся журналистикой, стал писать рецензии и критические статьи в «Литературную газету». Благодаря небольшим заработкам Николаю Алексеевичу удалось опубликовать первый сборник стихов.

«Мечты и звуки» — так называлось первое издание, куда включил Некрасов стихи, написанные в студенческие годы. Сборник не произвел впечатления на критиков. Поэт был разочарован и подавлен. Подобно Гоголю, он практически полностью уничтожил первое издание своих стихов.

В дальнейшем Некрасов решает заняться прозой. На ту пору в моде были рассказы о разночинцах, о девушках, обманутых дворянами-богачами, о падении нравов среди молодых дворян. «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» — одно из таких успешных произведений автора. Его отметил в выступлении именитый и влиятельный критик Белинский. Он позитивно отозвался о реалистических поисках литературного неофита, что вселило уверенность в молодое дарование.

Вскоре писатель переключается на издательскую деятельность. Он выкупает детище Пушкина — «Современник» — и прикладывает титанические усилия, чтобы сделать его успешным. Журнал переживает второй расцвет: на его страницах появляются произведения Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Тургенева, Огарева, Герцена, Белинского, Толстого.

Некрасову удалось защитить журнал от натиска цензуры, пережить драматический раскол в середине авторского коллектива. В период перед реформой в государстве максимально обострилось социальное противостояние. Крестьянские бунты, растущее среди масс недовольство подтолкнули Некрасова к написанию «Железной дороги», поэмы «Поэт и гражданин». Так он выразил свою приверженность грядущим социальным переменам. Это стало причиной репрессивных мер, принятых в адрес его журнала и его самого: за Некрасовым устанавливают жандармский надзор, а издание закрывают.

Поэт не сдается: в его руках оказываются «Отечественные записки» (Краевский отдает ему в аренду журнал). В 1870-х гг. происходит поворот Некрасова к сатире. Он пишет памфлеты, острые сатирические статьи. Чтобы не навлечь беды на действующее издание, по инициативе поэта учреждается дополнение к журналу. «Свисток» стал платформой для сатирических выступлений прогрессивных писателей.

Фото: 24smi.org

Кардинальные изменения в жизни Некрасова произошли по его собственной вине. Боясь того, что издания, которыми он руководил, закроют, на заседании Английского клуба поэт зачитывает хвалебную оду, посвященную душителю революционного движения генералу Муравьеву. Этот поступок кардинально изменил отношение общества к писателю. Его презирали, с ним отказывались сотрудничать, общаться. В таком положении Некрасов пребывал до конца своих дней.

Несмотря на это, поэт не прекращал активной социальной деятельности. В 1861 году он откликается на отмену крепостничества поэмой «Кому на Руси жить хорошо», в которой поставил вопрос о том, стали ли крестьяне счастливее.

Два года перед кончиной в 1877 году были для Николая Алексеевича мучительными. Онкологическое заболевание приковало его к постели. Однако поэт не прекращал писать: он создает социально острые стихотворения, пишет фольклорные стилизации.

Уход поэта из жизни стал тяжелой утратой для революционно настроенной интеллигенции. Однако он оставил произведения, которые вдохновляли на борьбу.

Тютчев: биография, творческий путь

Некрасов: интересные факты

В официальных биографиях писателей редко упоминаются самые интересные факты их жизни. А именно они могут многое рассказать о характере писателя, о его вкусах, интересах. Благодаря такой информации биографические портреты знаменитостей оживают, становятся ближе и реалистичнее.

Фото: bg.trendexmexico.com

Так и в случае с певцом непростой народной судьбы Николаем Некрасовым, жизненный путь которого полон интересных моментов:

  • Большая семья и развратный отец.

Семья Некрасовых была огромной — четырнадцать детей, рожденных в браке с Еленой Андреевной, и бесчисленное количество незаконнорожденных. Отец Николая был развратником и бабником. Как и большинство дворян, он соблазнял и совращал крепостных девушек, а затем держал перед крестом (как крестный отец) своих же детей.

Елена Андреевна, мать поэта, вынуждена была терпеть бесчинство мужа. Он унижал и третировал ее, однако женщина с христианским смирением принимала свою судьбу. Этот духовный стоицизм и целомудрие матери восхищали Николая.

  • Бедность.

Из-за страстей отца Некрасовы были бедными. Алексей Сергеевич, проиграв поместье, вынужден был идти на службу, чтобы прокормить огромную семью.

Что такое нищенское существование, Николай знал не понаслышке. В студенческие годы ему пришлось зарабатывать частными уроками, составлением прошений. Однако не всегда денег хватало, чтобы купить обед и оплатить жилье.

Однажды из-за недоедания Некрасов тяжело заболел. Солдат, у которого он квартировал, из-за неуплаты выставил его на улицу. Помог поэту нищий, который привел его в приют, поделился едой. Эта ситуация отразилась на отношении Некрасова к бедным людям.

  • Любовный треугольник.

Двадцатишестилетний Николай Некрасов был приглашен в литературный салон жены знаменитого русского писателя Ивана Панаева Авдотьи. Молодой поэт был сражен красотой, образованностью, тонким вкусом и нежностью хозяйки собрания.

Фото: culture.ru

Однако он был не единственным литератором, которого покорила Авдотья. У ее ног был Достоевский и Тургенев. Страсть к женщине настолько захватила Некрасова, что он, получив отказ Авдотьи, решил покончить с собой. Дама не могла остаться равнодушной к такой пылкости, поэтому уступила молодому дарованию.

И с этого момента начинается интрига, всколыхнувшая петербургское общество 1850-х гг. Некрасов перебирается на квартиру к Панаевым и открыто живет в гражданском браке с Авдотьей под одной крышей с ее мужем Иваном. Более того, он закатывает последнему сцены ревности.

Вместе с Авдотьей он пишет несколько романов, которые высоко оценили критики, издает «панаевский» цикл лирики. Этот период самый счастливый и самый несчастный в жизни Некрасова.

В 1849 году умирает их с Авдотьей новорожденный сын, заболевает сам Некрасов. Это приводит к ссорам и недоразумениям между супругами. Но, как ни удивительно, причиной их разрыва стала смерть Панаева в 1862 году. Авдотья бросила поэта, а он до конца жизни так и не смог ее разлюбить.

  • Актриса-француженка и деревенская девушка.

После расставания с Авдотьей Панаевой Николай Алексеевич завязал отношения с Селиной Лефрен — актрисой труппы Михайловского театра. Он отправился с ней в заграничное турне, однако в Северную Пальмиру вернулся один. Еще некоторое время они поддерживали отношения, но брак так и не заключили.

Фото: 7days.ru

Законной супругой Некрасова стала деревенская девушка Фекла. Она была малообразованной, недалекой, но искренне восхищалась творчеством своего избранника. Возрастная разница между поэтом и его пассией была огромной — 24 года.

Фото: novgorodmuseum.ru

Некрасов занимался образованием девушки: давал читать литературу, посещал с ней театральные премьеры, художественные выставки. Чтобы завуалировать ее простое происхождение, поэт придумал ей другое имя — Зинаида Николаевна.

Брак с Феклой-Зиной Николай Алексеевич заключил, уже пребывая на смертном одре.

  • Карточная игра — путь к финансовому успеху Некрасова.

Карты — страсть, погубившая отца Некрасова, сделала поэта весьма состоятельным человеком. Благодаря чете Панаевых, успеху журнала «Современник» Николай Алексеевич стал членом Английского клуба. Здесь собирались самые знаменитые и самые богатые люди Петербурга — чиновники, государственные деятели, состоятельные помещики.

От скуки они расписывали пульку. Николай Некрасов, прекрасно разбирающийся в картах (благодаря наследственности), с легкостью выигрывал у невнимательных огромные суммы. Так, главный финансист Российской империи проиграл ему более миллиона франков, проигрыши остальных исчислялись тысячами рублей.

Богачи играли невнимательно и расслабленно. Этим и пользовался умный и проницательный Некрасов. Игру он использовал как один из видов заработка. Деньги пошли на выкуп родового поместья и на издание детища — «Современника».

  • Некрасов — страстный охотник.

Страсть к охоте на лесного зверя и дичь — признак благородства. Некрасов был азартным охотником. У него был прекрасный выезд и отличные охотничьи собаки. В общей сложности поэт посвятил этому занятию 43 года из прожитых им 56 лет.

Фото: 24smi.org

С особым увлечением он ходил на медведя, любил пострелять птиц. Компанию чаще всего ему составлял другой знаменитый писатель и страстный охотник — Иван Тургенев. Однако из-за недоразумений личного характера друзья расстались, и напарницей Некрасова стала Зинаида Николаевна.

Эта страсть нашла отображение в лирике поэта: у него есть стихи, посвященные медвежьей охоте, охоте на болотных птиц.

Николай Некрасов прожил не очень длинную жизнь, но оставил заметный след в истории русской литературы. Будучи барином, он близко воспринимал трагедию крестьян, живших в извечной бедности и борьбе за выживание. Его восхищало духовное целомудрие и трудолюбие русской женщины, которая стала воплощением измученной, но сильной России.

Какие факты биографии Некрасова стали для вас открытием?

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *