Подготовка к венчанию

Брак – одно из семи Таинств Православной Церкви. Чисто внешне это очень красивый, впечатляющий обряд. У подготовки к венчанию есть две стороны – внешние моменты (выбор платья, венчальных свечей, костюма для жениха и так далее) и внутренние, сугубо церковные. Мы поговорим о вторых.

Фото Юлии Маковейчук

О венчании в храме договариваются со священником заранее. Если предполагается, что будет хор, договариваются с певчими.

В современной практике Русской Православной Церкви перед венчанием жених и невеста приходят на беседы со священником. Иерей рассказывает о церковном понимании брака и чинопоследования церковного благословения брака, то есть о том, как будет проходить венчание. Делается это для того, чтобы, во-первых, выяснить, почему для жениха и невесты важно именно повенчаться (действительно ли они церковные люди или просто ищут красивого обряда), во-вторых, чтобы разъяснить им, что такое брак, семейный союз именно в понимании Церкви. Таким образом уже во время венчания будущие муж и жена будут лучше понимать смысл происходящего.

Священник может порекомендовать прочитать что-то из текстов Библии или святых отцов, может быть, даст какие-то советы.

День венчания выбирают вместе со священником. Следует учитывать, что венчания не совершаются в дни многодневных постов (Великого, Рождественского, Петровского и Успенского), а также в обычные периоды года во вторник, четверг и субботу (канун постных дней, так как уже в браке принять в это время не вступать в супружескую близость).

Несколько столетий назад само чинопоследование венчания включало в себя причащение будущих мужа и жены (то есть не венчание включалось в Божественную литургию, как стали делать в некоторых регионах позднее, а наоборот). Брак – Таинство, и муж и жена становятся едиными именно во Христе. Теперь причащение не входит в состав венчания, но, так как смысл единения во Христе никуда не ушел, часто перед венчанием молодожены идут на Божественную литургию, исповедуются и причащаются. В этом случае подготовка к венчанию включает в себя и приготовление к причастию тоже.

Кольца венчающиеся покупают заранее, сами, и перед венчанием отдают священнику. Их можно купить в храме (если продаются) или в ювелирном магазине. По поводу колец есть разные представления, исторически же мужу полагалось носить серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое. Смысл в том, что женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы. В современной практике эта традиция ушла в прошлое и каждая пара выбирает кольца на свой вкус.

Венцы приобретать не надо – они есть в храме. Зато можно заранее договориться с друзьями жениха и невесты о том, кто будет держать их над головами венчающихся. Поскольку венцы сделаны не по мерке конкретных людей, они могут оказаться малы или велики, надеть их на головы как следует не получится, поэтому кто-то должен их держать. Это момент чисто внешний, но все-таки немаловажный.

Венчальные иконы – едва ли не единственное (кроме колец), что остается молодоженам на память о венчании. Это могут быть венчальные иконы родителей или просто новые иконы Спасителя и Божией Матери. Их перед венчанием отдают священнику, и он благословит ими молодоженов.

Венчальные свечи можно купить в храме непосредственно перед венчанием. По желанию их можно приобрести заранее и украсить по своему усмотрению.

Белое полотенце (рушник), которое кладут под ноги венчающимся, также можно купить в храме, а можно, если есть желание, вышить самостоятельно, чтобы оно осталось на память.

Подготовка к венчанию — важное и волнительное дело. Мы перечислили основные моменты, на которые следует обратить внимание. Пусть этот период станет для вас радостным временем без лишней суеты.

Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только

Современные крещаемые, кто они? Как правило, в храм приносят крестить младенцев, но встречаются и пришедшие креститься взрослые. Их намного меньше, чем детей. И за каждым редким случаем стоит чья-то жизнь с таинственным переплетением ее обстоятельств, чья-то живая судьба и чья-то твердая решимость. Что заставляет сделать такой судьбоносный шаг?

– У меня есть лучший друг, – рассказывает Александр, который решил креститься в 26 лет, – мы одного возраста и родились почти в один день. Недавно он женился, и теперь они ждут ребенка. И мой друг попросил, чтобы я стал крестным. Поскольку я некрещеный и ничего об этом не знаю и не знаю, как быть крестным, решил сходить сюда.

– Я заболела. И осознала, что моя болезнь из-за того, что я отошла от Бога, – признается Наталья, 47 лет, которая была ребенком крещена в католичестве. – Я не носила крестик, не соблюдала постов, редко ходила в храм. Дочь призывала: «Давай вечером вместе помолимся». А у меня не хватало времени. Когда я заболела, они с моей мамой (обе православные) очень за меня молились. Дочь даже съездила в Переделкино к старцу Илию, и тот благословил на операцию. Я поняла, как за меня много молятся и насколько сильна православная вера, и поклялась, что, если все будет хорошо, я приму Православие. Операция прошла удачно, и вот я уже в Православии.

– К этой мысли я шел очень давно, – рассказывает Антон, 42 года. – А тут вдруг ребенок ни с того ни с сего говорит: «Хочу креститься». Поэтому, собственно говоря, пришлось. Мама-то у нас крещеная. Ребенок сильно сподвиг меня к этой мысли.

– Сам, без принуждений, никто меня не уговаривал, к этому я пришел сам, – спешит поделиться Денис, 33 года. – Наверное, поскольку нет какого-то защитника, нет человека или Существа, Которому можно было бы доверить все свои желания и беды. Даже супруга не поймет. Хотя мы вместе уже пятнадцать лет из моих тридцати трех. Но есть вопросы, которые я никому не доверю, которые должны остаться только со мной. Огромное количество вопросов, которые, к сожалению, не могу в себе решить. И не могу заставить себя кому-то об этом сказать. Это живет внутри, гложет меня, разрывает. Есть ряд противоречий во мне, которые я хотел бы примирить.

Нужны ли этим людям огласительные беседы, которые всегда традиционно проводились в храме перед таинством крещения? Но если раньше проходило одно 45-минутное занятие непосредственно перед крестинами, то с начала прошлого года была введена новая система. Теперь родители и крестные младенцев участвуют в цикле из двух бесед (вторник и четверг), а взрослые крещаемые – в цикле из пяти бесед (по субботам). Прослушивание огласительных бесед является обязательным для участия в таинстве, и, приходя в церковную лавку для записи на крестины, люди получают номер телефона, по которому надо вначале позвонить и договориться о посещении огласительного курса.

Конечно, кто-то сразу разворачивается и уходит. Никуда не звонит. И сколько таких – отследить невозможно. Однако поведение остальных может проанализировать руководитель службы катехизации храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково Ирина Русова. Именно ей звонят крещаемые, получив в лавке указанный телефон.

– Процентов семьдесят говорят: «Я с радостью приду», – рассказывает Ирина. – А процентов тридцать: «Да зачем?! Мы пойдем в другой храм! И вообще, нам неохота всё это слушать!», или «Нам некогда, мы много работаем и сильно заняты!» Я начинаю объяснять, зачем нужны эти беседы. До смешного доходило! – вспоминает она.

Крещение младенца. Фото: Г. Балаянц / Православие.Ru – Звонит человек: «Мы послезавтра улетаем за границу, хотим завтра крестить ребенка, а вы нам мешаете!! Что это за беседы?!!» Я начинаю объяснять, для чего нужны огласительные беседы: для понимания смысла таинства крещения, для того, чтобы люди немного «ориентировались» в Церкви, тем более мы рассказываем и о практических вещах… Всё это я произношу, и мужчина уже совершенно другим голосом говорит: «А, да? Мы придем тогда на беседы-то». Если с людьми немного поговорить, они осознают необходимость бесед и приходят, забывая о том, что заняты круглые сутки, – заключает Ирина.

Зачем креститься, если не готов потратить время на получение даже минимальных знаний о Церкви, членом которой собираешься стать? Мотивация может быть любой – от привычной, хотя и не осмысленной тяги к традиции до суеверного представления о том, что крещение защитит, например, младенца от болезни. Может быть, защитит. Но не менее защитит, если христианин хотя бы немного узнает о своей религии и станет чуть больше понимать, что именно собирается сделать. Случаи, когда человек не понимает, зачем нужно креститься, одновременно не понимает, что не понимает, и не хочет понимать, но хочет креститься, – достойны профессионального религиоведческого интереса.

Есть одно исключение – молодые люди 17–18 лет. Это возраст, когда, действительно, трудно заинтересовать какими-то знаниями. А вот чем руководствуются родители таких молодых людей, когда отказываются «водить» их на беседы (как будто те не в состоянии сами прийти)? Вот пример: мама 18-летнего юноши хотела его крестить. Но, узнав о необходимости прослушать несколько бесед, сказала: «Нет-нет! Мы найдем другой храм. Зачем это надо? Мы хотим креститься просто так». И разговор на этом закончился.

Другие девушки, Катя и Рая, 19 лет, посетив две беседы, каждый раз опаздывая на полчаса и поминутно спрашивая преподавателя, скоро ли он закончит, сорвались и ушли, хлопнув дверью. «У меня нет сил! Я загружена учебой! Что это за порядки?! – возмущалась Катя по телефону. – Эти беседы только отталкивают людей!»

– Мы решили, что больше ее не увидим, – вспоминает Ирина.

Однако весной, на каникулах, девушка вернулась. Она оказалась круглой сиротой.

– Надо было ее немного согреть, чего в начале мы, может быть, не сделали. Что-то упустили, недоглядели, – говорит Ирина.

Прослушав еще две беседы, Катя опять пропала. В итоге она пришла креститься через год после того, как появилась первый раз.

– Я рада, что ей хватило характера прийти к крещению, – вспоминает Ирина.

Для этого сложного возраста, вероятно, можно сделать исключение; например, иногда заменять им пятинедельный цикл двумя огласительными беседами, – считает Ирина.

– Кстати, мы всегда идем навстречу, если у человека особые обстоятельства, – говорит она. – Можем, например, провести курс из пяти бесед за один день. Бывает, что человеку трудно дойти до храма, например в силу возраста. Ведь креститься приходят и в 80 лет! В этом случае мы можем провести беседы на дому. В принципе для тех, кто явно не готов ходить и слушать регулярно и как-то общаться и взаимодействовать, мы можем сделать исключение.

А для остальных? Так ли нужны эти пять бесед, и стоит ли на них тратить время по субботам? Ведь с тех пор, как в храме введена новая система, количество крещаемых резко сократилось. «Более чем вполовину», – поражаются одни. «Раньше целая толпа во дворе стояла в субботу и воскресенье (дни общих крестин), а сейчас никого нет», – ужасаются другие. Однако слушатели курса из пяти огласительных бесед отзываются о них с одобрением.

Александр, 26 лет:

– От самих бесед я получаю вдохновение, это чувствуется. Каждый день размышляю об услышанном. Всю жизнь у меня были вопросы, на которые я наконец-то получаю ответы. Вот моя сестра крестилась в 16 лет и ничего такого не делала. Она ради забавы нашла крестного на несколько лет старше себя. И всё. Всё таинство.

– Как вы отнеслись к необходимости прослушать несколько бесед?

– Меня это не испугало, я даже, наоборот, хотел знать, что меня ждет. А то мне невеста купила одежды для крещения, а я приду и даже не пойму, что делать, что говорить, как себя чувствовать. Я хотя бы нервничать перестану после этих бесед! Конечно, беседы не всё охватили, но у меня жизнь впереди. Всё изучу. Главное – я получил вдохновение, с которым теперь буду этим заниматься. Теперь я смогу стать крестным. Правда, надо еще две беседы прослушать! Для крестных. Я считаю, это правильно. Надо же ребенку что-то объяснять!

Крещение князя Владимира. Художник Виктор Васнецов Антон, 42 года:

– С точки зрения ликбеза это программа совершенно потрясающая, потому что я понял в первый же день, что я вообще ничего не знаю. Все, что пришло с общим образованием, абсолютно ничего не стоит, потому что либо не соответствует действительности, либо просто этого мало. Здесь все очень четко рассчитано. Есть некая программа минимум, и, на мой взгляд, она очень полноценно реализована, просто если идти глубже, то это уже не пять занятий и не десять – нужно заниматься на регулярной основе гораздо дольше. Это уже школа либо вуз.

– Для некоторых это является препятствием к крещению.

– Ну и неразумно, по меньшей мере. Собственно говоря, почему это должно меня остановить? Чем такое серьезнейшее дело будет более осознанным, тем это правильнее. Правильнее для себя самого. Поэтому довольно глупо, наткнувшись на смешное препятствие, говорить: «Ой, нет-нет, это сложно. Я как-нибудь по-другому». Я был давным-давно на службе – всенощная, Пасха, и мне все понравилось, кроме прихожан, которые в третьем часу службы, воспользовавшись короткой паузой, спросили: «Когда уже грехи-то отпускать будут?!» Вот, оказывается, зачем люди пришли. Так и здесь. С одной стороны, можно воспринимать катехизацию как препятствие, а правильнее это воспринимать, наоборот, как благо.

– Можете сказать, что вы внутренне изменились?

– Безусловно. Я не имел ни малейшего представления о том, что мне стало понятным после первого-второго занятия. О том, что я вообще собираюсь сделать. Все встало на свои места. И о Православной Церкви я ничего не знал. Хотя, казалось бы, мне уже 40 лет, как же я не знаю? Все я знаю. А ничего я не знаю, как выяснилось.

Наталья, 47 лет (бывшая католичка):

– Конечно, вначале я подумала: вот, придется на это потратить время, но впоследствии не пожалела, потому что было очень интересно и поучительно. Мне кажется, надо увеличить количество бесед. Как я стала католичкой? Мы жили среди поляков и не имели православной церкви. Был только костел. Люди не вникали, поэтому крестили своих детей в католичестве – и моя мама крестила меня и моего брата… В советское время было воспитано не одно поколение, лишенное элементарных представлений о Церкви, а такие беседы (читает по бумажке) способствуют распространению духовной грамотности.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково Денис, 33 года:

– Я думаю, что это самая правильная система, потому что не понимаю, как, например, крестился мой брат. Он заплатил какие-то деньги, пришел, и его просто окрестили. Меня это не устраивает. Я хочу больше понимать, для чего всё это, чтобы это имело какую-то ценность в конце концов! Если это слишком просто, то, наверное, малоценно для человека. К тому же, слишком много неверной информации о Церкви вокруг нас. Все это развращает, отталкивает…

Вот так. Для тех, кто пришел всерьез, – беседы не помеха, а подспорье.

– Судьбы очень разные, – говорит Ирина Русова, которая горячо поддерживает новую систему огласительных бесед. – Устаю ли я от катехизации? Да я от нее летаю! – смеется она.

Мужчина лет 40 хотел креститься, чтобы повенчаться со своей женой. Она умирала. С ним пытались разговаривать. Было очень тяжело.

– Потому что этот человек оказался мало согласен принять какое-то школьное учение, – вспоминает Ирина. – Нужно было что-то такое, что бы его перевернуло. Не знаю, насколько мы смогли до него хоть что-то донести, потому что он все опровергал, во все тыкал нас носом. Но Символ веры на крестинах читал по-настоящему. Это был тот самый случай: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9: 24). Видимо, Господь вел его таким тяжелым и страшным путем, потому что другой путь не оказался бы спасительным. Это был очень сильный человек.

– Потом приходила женщина, больная раком, – продолжает Ирина. – Собиралась ложиться на операцию, далеко не первую, и очень хотела, даже если не останется в живых, умереть христианкой. Мы провели с ней пять бесед за неделю. Потом она крестилась и рассказывала о своей душевной борьбе, о том, как ей тяжело было прийти на крестины: сначала в двери замок заело, потом оторвался ремешок на обуви – всё какие-то неполадки. Она пришла в отчаяние и просто сказала (это ее слова!): «Отойди от меня, сатана, я на тебя плюю». И всё вдруг успокоилось, и она пошла.

– Можно вспомнить двух китаянок, которые слушали беседы очень внимательно. Они русскоговорящие, хотя родились в Китае. Живут в России, пришли к православной вере и хотят креститься. И они крестились. Потом была женщина, которая переходила к нам из мусульманства. О своей прежней религии она отзывалась отрицательно, и было видно, что ее шаг очень выжит жизнью. Такой продуманный, прожитый, очень сознательный. Позже я неоднократно видела ее на службах, – вспоминает Ирина. – Она стояла, как послы князя Владимира в Константинопольской Софии. На Пасху она даже немножко помогала.

– Когда крестятся дети лет 12–14, мы приглашаем их прийти на беседы вместе с крестными и родителями, они тоже могут посидеть послушать. И приходят! Была очень интересная семья из США: американская бабушка лет 60 с двумя американскими внучками лет по 12–14. И они очень хотели креститься именно в России, именно в Москве, именно в историческом храме. Для чего они приехали из Америки, привезли документ от родителей, которые разрешали бабушке крестить девочек в Православии, слушали беседы очень внимательно, бабушка что-то записывала, задавала вопросы. И потом крестились. Или молодая мама Наташа, лет 22, которую дома ждал младенец нескольких месяцев. Она еле-еле вырывалась на беседы! Но у нее горели глаза, ей было интересно и хотелось идти дальше. Это замечательные люди, – говорит Ирина.

Система огласительных бесед стала «лакмусовой бумажкой» для испытания серьезности намерений крещаемых.

– Конечно, отток есть, – заключает Ирина. – Это особенно видно на младенцах. Их количество сократилось вполовину, это точно! Но люди стали более сознательно подходить к таинству крещения.

Последний факт радует. Однако густая толпа на крестинах растаяла только из-за дополнительной катехизации. Разбежались катехумены. Увы! Зачем же они тогда стояли? Допускаю, что кому-то неинтересно слушать огласительные беседы, но потерпеть их ради таинства вступления в Церковь люди, выходит, тоже не готовы. А ведь это не самая большая жертва. Возникает вопрос: насколько мы вообще ценим таинство вступления в Церковь? А насколько мы вообще ценим Церковь? Ответ почему-то напрашивается малоутешительный.

Основные аспекты катехизической беседы

Ваше Высокопреосвященство!
Дорогие участники Рождественских Чтений!
Говоря о катехизических беседах, будем иметь в виду именно огласительные беседы перед таинством Крещения, которые ныне становятся повсеместным явлением многих приходов нашей Церкви.
Таинство Крещения стоит на пороге Церкви и для человека, желающего стать христианином — это важнейшее событие в его жизни, новое рождение и необходимое условие для спасения. И потому, как рождение нового человека в мир требует тщательной подготовки со стороны родителей, так и рождение нового христианина, искреннего члена Церкви, требует от пастырей тщательной подготовки желающих принять это таинство. Подготовка эта заключается не только в объяснении того, что такое христианство, чем оно отличается от остальных религиозных систем, не только в изложении догматов веры, но, самое главное, возбудить в сердце оглашаемого желание изменить свою жизнь, зажечь ревность и стремление следовать за Христом. Остается только понять, как это совершить, что именно нужно говорить и делать, какие условия для этого нужны?
Необходимо, прежде всего, представить то, как будет проходить сама беседа, сколько необходимо таких бесед, какой минимум информации должен быть донесен до слушателя для усвоения христианских истин. Так или иначе, говорить о едином стандарте катехизации на приходах на данный момент не приходится. Практика складывается различна: кто-то протаптывает новые дорожки, кто-то перенимает опыт других. Все зависит от кол-ва людей приходящих на беседы, от возраста и уровня подготовленности слушающих, от времени которым располагает катехизатор для таких бесед.
«Катехизация перед Крещением должна давать человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений» (2 Правило 1 Вселенского собора). Поэтому важно определить кол-во бесед необходимых для подготовки людей к Крещению, дни и время их проведения. Кол-во необходимых для оглашения бесед складывается постепенно из практики или же заранее подготовленной программы. Готовящийся ко Крещению человек должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и жизненно откликнуться на призывы Церкви. Частая и минимальная на сегодняшний день приходская практика — одна беседа за неделю до Крещения. Однако бывает и значительно больше. Например, в одном приходе существует практика проведения 6 тематических бесед перед Крещением. Желающий креститься должен посетить их все, однако не обязательно начинать с первой. Придя на третью, он пройдя постепенно все, закончит обучение на второй. Существуют практики и с 12-ю беседами. Конечно, при таком большом количестве занятий должна быть разработана четкая эффективная программа обучения, оправдывающая такой длительный срок подготовки оглашенных. Если человек, желающий принять Крещение, уже обладает достаточной подготовкой и знаниями, в индивидуальном порядке он может быть допущен к Купели намного раньше.
Необходимо выбрать удобное время и день для посещения занятий. Это может быть субботний или воскресный день в заранее оговоренное время. Не исключена возможность индивидуальных бесед для отдельных людей, которые не могут придти в определенный день и время. Оптимальная продолжительность одной беседы может составлять от 40 минут до полутора часов. Занятия не должны быть затянутыми, но должны проходить с максимально пользой для присутствующих.
В зависимости от кол-ва оглашаемых при приходе могут создаваться несколько групп для посещения занятий.
Катехизация должна быть в первую очередь встречей и диалогом, а не только монологом катехизатора. Одним из эффективных способов проведения занятий является живая беседа с постановкой вопросов и использованием примеров из повседневной жизни, поясняющих основные истины веры. Необходимо давать людям высказаться, самим задавать вопросы. Посредством такого общения удается узнать людей ближе и открывает возможность впоследствии индивидуальной работы с каждым. Желательно, конечно, в данном случае, чтобы катехизатором был именно священник. Это является определенной гарантией последующего всецелого вовлечения крещаемого в приходскую жизнь.
Очень важно еще в начале беседы узнать мотивы, с которыми люди пришли креститься. Часто они имеют далеко не христианский, а суеверный или оккультный характер. Люди во многом имеют искаженное представление о Церкви, священнослужителях, взятые, как правило, из СМИ. Необходимо в легкой и доступной форме эти мифы развеять и объяснить истинное значение таинства Крещения.
Существует различные мнения относительно знаний требуемых от оглашаемого для совершения над ним Крещения. Но определенным минимумом, должно быть знание, а главное понимание, православного Символа веры, исповедание которого является важным условием для принятия Таинства. Проводимые беседы должны раскрывать его содержание. Люди должны узнать, кто такой Бог, почему Его называют Святой Троицей, для чего Он сотворил этот мир, почему в нем существует зло и несправедливость, рассказать о грехопадении человека, о испорченности его природы и невозможности самостоятельного исцеления, о Богочеловеке Иисусе Христе и совершенном Им деле нашего спасения. Можно попросить готовящихся ко Крещению выучить Символ веры, а также прочитать дома минимум одно из синоптических Евангелий (например, «от Марка») и какую-либо полезную для получения начальных знаний литературу. Если в ком-то есть большее усердие, кол-во домашних заданий может быть большим.
Замечательно, если помимо теоретических знаний о вере оглашенные получат практические навыки христианской жизни, которые они во время подготовки к Крещению могут уже начать применять. Важнейшие из них — молитва и жизнь по заповедям. Необходимо объяснить, что сутью молитвы является, прежде всего, живой диалог с Богом, что это не какие-то заклинательные формулы. В качестве домашнего задания можно дать выучить минимум молитвословий, такие как: «Отче наш», «Богородице Дево…», Иисусову молитву. Для кого-то возможно дать минимальное молитвенное правило, которое человек может уже выполнять дома постоянно для приобретения навыка молитвы. В контексте разъяснения Божиих заповедей, необходимо объяснить, как они относятся к нам сегодня, раскрыть их содержание. Например, что значит почитание субботнего дня для христиан, или же кого или что сегодня можно назвать кумиром, которому вторая заповедь Моисея запрещает поклоняться и прочие. Все желательно сопровождать понятными примерами.
Существует практика объяснения на беседах значения богослужения в жизни христианина и Таинств, раскрытие их смысла. Важно рассказать о центре христианской жизни, о Таинстве Евхаристии, ее значении. Кто-то, следуя примеру «Огласительных и тайноводственных бесед» свт. Кирилла Иерусалимского делает это только для тех, кто уже принял святое Крещение. Также желательно заранее рассказать о чинопоследовании Крещения. Это позволит крещаемым осознано присутствовать, а главное активно участвовать в совершении Таинства. Так они будут сами произносить Символ веры, будут отвечать на прошения священника во время ектений. Обязательное посещение воскресных служб должно становиться навыком еще до Крещения.
Одной из важных практик на пути оглашения является так называемая огласительная исповедь, которая сама по себе не является таинством, но помогает священнику узнать о жизни человека, собирающегося стать христианином. Вполне возможно, что он совершает какие-то грехи, совершение которых он считает нормой, однако которые могут препятствовать совершению над ним Таинства. И это важно объяснить и указать путь к исправлению. Возможно даже отложить его крещение до тех пор, пока он не осознает необходимости в изменении своей жизни.
Во время огласительной беседы или после нее можно организовать чаепитие. Такая практика позволяет готовящимся ко Крещению познакомиться друг с другом поближе и, скорее всего, после Крещения, продолжить сохранять тесные дружеские связи и помогать друг другу с духовном возрастании. В такой более неформальной разряженной обстановке оглашенные могут задать какие-то свои личные вопросы священнику, что-то обсудить. На последующие беседы люди могут сами приносить что-нибудь к чаю из дома.
Если есть возможность, катехизатор должен иметь подборку необходимого раздаточного материала, в виде небольших брошюрок, аудио-видео лекций, фильмов, помогающих человеку самостоятельно получать необходимые знания. Дать доступ к библиотеке прихода. Также во время бесед можно просматривать фильмы и обсуждать их.
Существует множество различных практик проведения бесед перед Крещением эффективных и менее эффективных. Всегда есть возможность внести какие-то собственные оригинальные методики. Все зависит от предоставленного времени и желания как со стороны катехизатора, так и готовящихся ко Крещению. Очень важно, чтобы люди прошедшие огласительные беседы и принявшие Крещение, переступив порог храма не были отвергнуты или оставлены на попечении самим себе. Забота, обучение и духовное руководство о новокрещенных чадах должна начинаться уже с первой беседы перед Крещением и продолжаться всю их жизнь.
Здесь я хотел бы привести пример одной практики, которая, как мне кажется, имеет существенные недостатки. Это проведения огласительной беседы непосредственно перед крещением. Самый очевидный недостаток — это минимальное время общения оглашаемых и священника. За такой промежуток времени дать человеку знание о вере и жизни по вере, так, чтобы она была воспринята и усвоена не представляется возможным, скорее беседа будет нести формальный характер, а у людей может вызвать раздражение, как нечто ненужное и занимающее их время. В конце такой беседы все пришедшие допускаются к таинству. В итоге новокрещенные члены Церкви покидают храм, не имея даже малейшего желания как-то изменить свою жизнь.
В заключении своего доклада я хотел бы сказать, что если постоянно помнить основную задачу оглашения и катехизации —достучаться до сердца человека, чтобы он, услышав слово благовестия, обратился ко Христу, решился отложить ветхого человека и ступить на путь новой жизни, то достижение этой цели сильно зависит от личных и духовных качеств самого катехизатора, его ревности и искреннего желания привести людей ко Христу. Окружающие должны видеть живой пример исполнения Евангельских заповедей на нем, пример любви и заботы о ближнем, которому бы захотелось подражать. Покойный митрополит Антоний Сурожский говорил об этом такие слова: «Человек не может стать верующим, если не увидит в чужих глазах свет вечной жизни».
Спасибо за внимание!

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *