Как научиться смирению?

Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби — не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала «Православие и мир» — беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.

— Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

Ведь мы в молитве Ефрема Сирина каждый день именно об этом просим Великим постом, а потом удивляемся, почему с нами Великим постом случаются искушения.

– О смирении мы слышим тогда, когда получаем совет: «А ты смирись!»

— Так и хорошо бы смириться, так и надо. Правильно.

– Смирение – принятие воли Божией?

— Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

– Так кто ж себя считает дураком?

— Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

– Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

— Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

– А если тебе это говорит тоже дурак?

— Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему Заповеди блаженства начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

– Еще смирение часто путают с равнодушием.

— Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

— Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние уныния, с этим жить тяжело.

– Критерий – мир, радость?

– Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

— Если Вы христианка, то не можете

– Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

— Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

Как сказал архиепископ Иоанн Шаховской: «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны простить, преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

— Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

— Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

Священник Георгий Чистяков пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

Беседовала Тамара Амелина

Прими как должное, как есть…

Прими как должное,как есть,
Что Бог отмерил тебе в жизни.
А факт рождения за честь,
Живи,твори,без глупых мыслей.
Ведь ты лишь гость-что в мир пришел,
И путь твой в общем-то короткий.
Бог при рождении снизошёл,
Пророча путь,по жизни кроткий.
Но ты шел в жизни напролом,
Ты человек,и смысл в этом.
Ты не хотел быть под крылом,
И быть чужим,в миру сюжетом.
Ты строил что-то созидал,
Ты жить хотел,без опозданий.
Ты жизнь эту,познавал,
Ты не хотел,пустых свиданий.
Но время шло,ломая судьбы,
Взрывая,руша,города.
Боялся ты,чтоб не уснуть бы,
Не прозевать свои врата.
Что Бог давно,открыл для входа,
А ты все медлил в них войти.
Ты шел вперед,не зная брода,
Ты,был на правильном пути.
Не нужно глупых оправданий,
Бог понимает все без слов.
Жизнь невозможна без страданий,
Будь просто к лучшему готов.
Бог дал!Бог взял!Без вариантов,
Прими как должное,как есть.
И здесь не нужно бриллиантов,
Пред Богом есть,лишь только честь.
Все остальное звук не боле,
Все тленно в мире бытия.
Мы в этом мире поневоле,
Нас терпит матушка земля.
Нас не спросили в жизнь впуская,
Пред фактом вдруг,поставив нас.
Мы шли по жизни,дни сжигая,
И помня Матери,наказ.

Как смириться с судьбой и достойно дожить жизнь?

Долго читал ресурс. Не совсем понимаю, зачем я сюда пишу — вряд ли я услышу от участников обсуждения что-то такое, что поможет мне… но все-же попытаюсь, ибо посоветоваться «в реале» — не с кем. Те, кто меня знает — имеют обо мне какое-то , сформированное уже давно представление и ломать его — бесполезно…
Итак
мужчина, 48 лет. Несколько лет назад — сошел с ума, развелся с первой женой ( с корой прожил более 20 лет) и вернулся в Россию из дальнего зарубежья ( где прожил почти 13 лет) За рубежом был — откровенно несчастлив, никак себя не нашел и не реализовал, толком не смог выучить язык — словом — потерпел почти полное фиаско. Вернулся в Россию почти без гроша ( ну — тысяч 20 долларов максимум) , без жилья и без машины даже. В возрасте «хорошо за 40». Однако — вернулся на хорошую позицию в Москву ( более 100 тыс зарплаты) — благодаря хоть какому-то, но зарубежному опыту работу, хоть какому-то, но английскому языку. То-есть, если за бугром я «не тянул «- то в Москве я нашел-таки позицию, даже немного «руководящую» — чего мне в принципе не «светило» за рубежом. Но — в возрасте хорошо за 40 я оказался в Москве, в съемном жилье и без малейших перспектив тут что-то купить…. Словом — с материальным положением всем думаю понятно..
Семейные дела. Семейная жизнь с первой женой меня не сложилась. Несмотря на то, что оба вроде были неплохими людьми — любви ( страсти) между нами не было с самого начала. ( такой штрих — я «ухаживал» за женой 2 с лишним года, прежде, чем она отважилась на секс со мной. Она тоже была у меня первой, но как-то я тоже не очень сильно ее хотел — то-есть наш брак был скорей.. ну не по расчету — оба были бедными, как церковные крысы — а по «договоренности» что-ли, ну даже не знаю, почему мы сошлись. Жена при этом была красивой и имела множество поклонников, но всех отклоняла). Но таки я развелся с женой и вернулся один и без гроша в кармане в РОссию
Оказавшись без друзей и знакомых, в возрасте «далеко за 40» в Москве, после многих лет за рубежом ( отвыкнув от России и местных «особенностей») я оказался в вакууме, едва ли не большем, чем окружал меня за рубежом — как словно — еще одна иммиграция… С удивлением обнаружил, что оказывается женщин я — не интересую в принципе, особенно красивых — все в РОссии «коммерциализировалось «и немолодой мужчина оценивается исключительно по его материальному положению, а в Москве — почти на 100% все зависит — есть ли у тебя свое жилье. С человеком «хорошо за 40», но арендующим жилье и не имеющим перспектив его купить — никто даже знакомиться не хочет…. В конце концов, я прибег к помощи Интернета и нашел женщину «далеко В Сибири» — в умирающем городке, откуда она любой ценой хотела выбраться и вывезти свою дочь… Ну то-есть я конечно осознавал, что не я ее интересую, а просто -я являюсь каким-то шансом для нее вырваться оттуда. Да и сама она меня не очень так уж сильно привлекала ( хотя она стройная, довольно симпатичная и на 11 лет моложе меня) Словом — мы с ней сошлись от безысходности наших положений… Она с дочерью закрыла на ключ свою квартиру в совем умирающем гродке и они предрались ко мне в москву, на мою съемную хату..
И тут у меня начались проблемы совсем другого толка. которых у меня никогда не было ранее. Видимо, от всех перенесенных стрессов и волнений , моя половая система вдруг резко стала давать сбои. Расстроились буквально все компоненты «мужского сексуального здоровья» — исчезло половое влечение, стали часто появляться проблемы с эрекцией, стал совсем коротким половой акт… И эти проблемы мне никак не смогли решить несколько докторов, к которым я обращался — все советовали «расслабиться, отдохнуть» — но это не советы для для человека. снимающего жилье и не имеющего права лишиться работы… мое материальное положение не дает мне вообще возможности отдыхать и расслабляться, надо — пахать и пахать, чтобы просто не оказаться на улице.. а вот сил-то уже немного..
Словом — я в тупике. Живу с женщиной, с которой нет нормальной страсти, близости ( она хочет секса. а я — нет, не могу, у меня — проблемы сексом!). Нет своего жилья. Вечно — в подвешенном состоянии. Скоро — 50 лет. Материальной «подушки» — на полгода, ну на год при самой жуткой экономии. Проблемы с сексуальным здоровьем. Стресс не отпускает. Все — подвешено, нет никаких вариантов «расслабится» и отдохнуть. тупик какой-то. Начал ловить себя на мысли, что хорошо бы… умереть, как мой отец — молодым, просто ел и выпивал за столом. внезапно остановилось сердце и умер без мук… вот и мне бы так хорошо…. Понимаю, что это — слабость, но ничего не могу придумать — мне просто неохота жить, пропал весь вкус и интерес, так как мои проблемы выглядят — неразрешимыми….

Глава 2. УЧЕНИЕ О СМИРЕНИИ

Упорядоченность достигается за счет установления приоритетов и умеренности. Для верующего мирянина приоритетной всегда остается духовная область, а потому вере и церковной жизни отводится главенствующее место. Затем идут базовые формы земного бытия – семья и работа, затем и другие. Умеренность нужна для того, чтобы какие-то аспекты не получили гипертрофированного развития (например, увлечения не сказались негативно на семейной жизни) или не нарушили приоритетности задач личности (театр не заменил бы храм).

С точки зрения соотношения между духовным и материальным мирской путь есть срединный путь, с точки зрения духовной иерархии он есть малый путь. Привлекательность срединного пути для обычного человека заключается в том, что он исключает крайние, экстремальные условия жизни, является общедоступным и даже комфортным. Но и малость пути имеет существенные плюсы и привлекательность. И вот почему.

Малый (в духовном смысле) путь человека заключается в том, что человек преимущественно предоставлен самому себе, несет ответственность, прежде всего, за себя и свои действия, и имеет возможность выбирать образ жизни в соответствии с задачами развития своей личности. Духовная ответственность за других тоже есть, но она актуализируется лишь в той степени, в какой человек научился быть ответственным за себя. Поэтому человек на малом пути сосредоточен на своих духовных и материальных нуждах, а его духовные руководители – земные и небесные – обеспечивают ему возможность удовлетворить эти нужды и решить задачи развития конкретно его личности.

Практически это означает, что мирской человек выбирает интересующие его сферы жизни и осуществляет свободный синтез этих сфер, определяя место каждой из них и характер их сочетания на своем жизненном пути. Т.е. человек свободно решает, сколько ему молиться, сколько проповедовать, сколько совершать паломнических поездок, сколько читать духовных книг, сколько благотворить и т.д. Это относится к его духовной жизни.

Но и в социальной жизни и материальных вопросах действует тот же самый принцип. Человек столь же свободно должен определить, где и как ему работать, сколько денег зарабатывать и какой достаток иметь, сколько детей родить в браке, какой досуг избирать и какими вопросами интересоваться (политикой, искусством, спортом или чем-нибудь другим).

Осуществляя выбор своих духовных и материальных интересов, сочетая их сообразно особенностям своей личности, мирской человек приходит к определенному образу или стилю жизни, который в наибольшей степени соответствует его представлениям о том, что конкретно ему или ей нужно в этой земной жизни. Но верующий мирянин (мирянка) при этом обеспечивает главенство духовной стороны жизни, и это означает, что он или она осуществляют синтез различных сторон своей жизни на основе веры и духовного мировоззрения, в данном случае, на основе православной веры и православного мировоззрения.

В свою очередь, это предопределяет понимание того, что есть этот самый свободный синтез различных сторон жизни в его внутреннем смысле. Данный опыт многообразной и нелишенной приятных черт жизни нужен мирским людям для того, чтобы опытно пережить и осознать, что жизнь есть бесценный дар Божий, и утвердиться в своей вере в Творца их жизни и их самих.

Сама по себе мирская жизни непредосудительна, даже в том случае, когда ее духовные аспекты занимают сравнительно скромное место, а социальные и материальные – достаточно большое. Но нужно помнить, что мирская жизнь должна быть не просто непредосудительной, а еще и богоугодной. И богоугодной она становится через смирение, которое, как не раз подчеркивали Оптинские старцы, освящает нашу жизнь.

Нужно смиренно принять нашу неспособность (немощь) молиться до плача за всех, нести слово Божие всем, кого мы встретим на своем пути, помогать людям всегда и творить заповеди Божии во всем, забывать о себе ради всего только что перечисленного. И нужно смиренно принять нашу нужду в материальном достатке и наше стремление получить обычные радости жизни, нашу склонность желать спокойствия и избегать слишком трудных испытаний.

«Смирение есть без труда спасение” – так говорили святые Отцы и их слова хорошо подходят для обстоятельств мирской жизни. Впрочем, эти слова не следует понимать в том смысле, что мирской путь состоит в минимизации трудностей и упрощении жизненных задач. Своеобразие жизни мирянина в том и заключается, что его занятия довольно многообразны и пересекаются с деятельностью подчас большого количества людей. Это объективно требует хорошей организованности, целеустремленности и обязательности.

Организованность и целеустремленность являются мирскими эквивалентами монашеской аскезы и монашеского подвига. В миру нужно уметь ставить перед собой позитивные цели и достигать их на основе хорошей организации своей жизни. Под хорошей организацией жизни здесь понимается не только наличие в ней некоего плана, распорядка и контроля. В большой степени речь идет и об относительно беспрепятственной и своевременной реализации значимых черт личности: интуиции, инновационности, системности, широты подхода, мобилизованности, гармоничности, трудолюбия, творческой яркости, традиционности, информированности, продуктивности, энергичности и т.д.

Организованность личности также достигается на основе смирения. Прежде всего, смиренный человек избегает ставить перед собой амбициозные и невыполнимые задачи, и не рассматривает такие вещи как славу, деньги, влиятельность в качестве самостоятельных и самодостаточных ценностей. Смиренный человек стремится к нравственности и реализации базовых ценностей – получить образование, найти занятие по душе, образовать семью и т.д.

Т.е. смирение в данном случае заключается в том, чтобы не приносить естественный и оптимальный порядок жизни человека в жертву страстным вожделениям роскоши, известности или непрерывных удовольствий. Вместо этого избирается серьезный подход и большое внимание к созданию семьи, получению необходимых знаний, поиску сферы проявления творческого потенциала.

Смиренный мирянин стремится делать в жизни все необходимое, но не стремится предопределить окончательный результат своих действий, отдавая его воле Божией. Поэтому, например, прежде чем вступить в брак, верующие мирские люди проведут внутреннюю нравственную работу, чтобы выработать в себе устойчивую ориентацию на супружескую верность и любовь, а встретив соответствующего кандидата, обстоятельно поговорят о семейной жизни и не забудут обсудить интимные детали таковой. Но при этом все-таки будут молиться о даровании мужа или жены, и сердцем искать в потенциальном избраннике или избраннице знак благословения свыше.

В данном разделении сферы своих усилий и личной ответственности, и сферы действия воли Божией заключается сильная сторона смирения, которая и делает его эффективнее стимулов, построенных на личных амбициях. Смиренный человек вверяет себя воле Божией, и верует, что основные события его жизни, как и общий ход ее, определяется Господом. А потому как бы ни была скромна и неприметна его жизнь, все же ее значимые результаты будут всегда больше тех, которые могли бы быть достигнуты за счет всех более или менее эгоистических мотиваций.

Эту мысль можно выразить немного иначе. Смирение является оптимальным режимом развития личности, в котором она не втягивается тщеславием или жаждой чего-то вроде больших денег в неосуществимые проекты с одной стороны, а с другой – не ленится использовать свои ресурсы (знания, склонности и т.д.) для реализации посильных задач. Сутью смиренного подхода является ожидание, что Бог даст человеку все, что ему нужно, и в той мере, в какой нужно.

Возвращаясь к данному выше определению мирского пути как полноты земного бытия, нужно заметить следующее. Человек должен пройти через простые формы жизни и познать радость их. Он должен убедиться в том, что жизнь есть бесценный дар Божий, который остается таковым лишь при условии, что сама жизнь организуется на основе заповедей Божиих. Там, где мы грешим, и особенно тяжко грешим, там жизнь превращается в наказание.

В идеале мирской путь состоит в последовательном прохождении объективно необходимых человеку стадий: сначала эти стадии связаны преимущественно с решением его личных задач, устроением его личной жизни и познанием радости ее, от чего происходит духовное возмужание человека; затем, по мере духовного роста, приходит и осознание необходимости служения Богу и людям во всем. Как отражение постепенного перехода человека к более духовным задачам, в его личном синтезе многообразных сторон жизни начнет наблюдаться усиление духовных элементов (молитвы, проповеди, помощи и т.д.) и ослабление гедонистических (веселых застолий, увлечений и прочего).

Такое понимание мирской жизни подводит к выводу, который в православной традиции глубоко не изучался. А именно: мирская жизни может быть дорогой к святости, реализацией того высокого духовного идеала, которым столь славно монашество. Со временем задачу достижения святости через смирение Церковь перед мирянами неизбежно поставит.

Реальное поведение православных христиан в обществе далеко не всегда можно рассматривать как смиренное. От этого и возникают многочисленные проблемы и недоразумения. Еще раз: смирение освящает нашу жизнь и дает благодать многоценного мира. Оно же есть и путь к Богу. Поэтому нужно смиряться везде и всегда: в общественной деятельности, браке, церковной жизни и т.д.

Смирение является золотым правилом, которое не позволяет нам стать препятствием в осуществлении законных прав людей иного, чем мы, мировоззрения, в ситуациях, которые мы не до конца понимаем в силу естественных ограничений, которые имеем: по знаниям, по уму, по доброжелательности, наконец.

С другой стороны, смирение ориентирует на действительные задачи подавляющего большинства из нас: хорошо работать в миру, терпеливо доносить Евангелие и святоотеческое Предание хотя бы до нескольких друзей или родственников, молиться о них и помогать им по мере наших возможностей.

Очень важно принять людей такими, какие они есть, и выстраивать с ними нормальные человеческие отношения. И помнить о том, что люди имеют Богоданную свободу, которую нужно уметь уважать. Проявляется же такое уважение в отказе от навязывания другим своего образа мыслей и своего образа жизни, в умении быть внимательным и доброжелательным ко всем людям без исключения. Это означает, что нужно не отмахиваться от религиозного, политического и культурного плюрализма современного общества, и не воспринимать его как совокупность различных заблуждений, а относиться к нему как естественному и неизбежному пути общественного развития, в котором каждый решает сам, и имеет право решать сам, какую ему или ей веру исповедовать, каких политических идеалов придерживаться, с какой культурой себя идентифицировать.

Смирение не дается легко, но существует своего рода «технология” смирения. Как раскрыл преп. Амвросий , к смирению можно продвигаться по степеням смирения.

В отношениях с людьми необходимо поставлять себя на место худшего, и тем самым избежать соблазна гордости. Именно через гордость к нам приходит обольщение, что мы все понимаем правильно и лучше других, что наша роль – быть руководителями других людей, а роль других – соглашаться с нами. Когда же жизнь не подтверждает эти иллюзии, а смирения нет, наступает черед движения по степеням гордости, которая, увы, всегда предваряет падение.

В отношении событий нашей жизни нужно памятовать о нашей немощи и греховности, и потому отдавать течение жизни воле Божией. Смирение не есть пассивность – оно есть способ надлежаще выполнить задачи, поставленные перед нами Богом. Несмирение окрашивает простую жизнь в скучные, серые тона, из нее несмиренному человеку хочется убежать туда, где его будут хвалить, где он будет пользоваться влиянием и ощущать себя центром внимания. И жизнь превращается в бег на месте, когда, сколько ни беги, этой цели не достигнуть.

А ведь она, эта цель, рядом. Нетленная красота кроткого и смиренного духа, это ли не обитель нашей подлинной жизни?

В этой теме я написал:

Смирение… Не путать с ленью, апатией, вялостью, равнодушием, инертностью! Можно быть боевитой, активной, шустрой, но… смиренной! Можно быть резвой, быстрой, эмоциональной, но… смиренной! По-моему, у входящей к тиграм в клетку укротительницы (смелой, сильной, волевой) смирения в сотни тысяч раз больше, чем у любого сидящего в цирке зрителя. А без личного смирения разве ей удастся укротить хотя бы одну кошку?

Вот как характеризует это понятие один из словарей:

Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

С тем, что гордость должна отсутствовать — согласен, а вот про готовность подчиняться чужой воле — не согласен. Только воле Господа! Но… не человека! Отсюда делаю простой вывод: подчиняться воле Бога, вовсе не означает подчиняться воле любого человека. Впрочем, и это подлежит исследованию. Жду комментариев.
А вот как пишет о смирении Википедия:

Смирение — моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Это — «скромность духа; отсутствие гордыни; кротость». Смиренный человек «скромный в душе; не гордый». Он «вежливый и почтительный».
Смирение — добродетель, покорность, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.
Смирение — подчинение человека чьей либо воле. Смиренный человек как качество самого человека — это добровольное подчинение, смирение самого себя чьей то воле » но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Фил.2:7,8)». Смиренный (усмиренный) кем-то — это насильственный акт над волей человека или даже животного,»Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила.(1Цар.7:13)». У Геродота перс Артабан говорит Ксерксу: «Ты видишь, что Бог поражает молнией выдающиеся величиной и силой живые существа, стараясь их уничтожить, малых же Он не замечает. Ты видишь, как Он поражает своими молниями всегда самые высокие сооружения и деревья: любит ведь Бог все выдающееся смирять».
Усмиренный человек смиряется из-за страха животного, смиренный из-за страха Божьего — из любви к Нему.
Ещё одна польза смирения состоит в том, что она удерживает нас от хвастовства. Благодаря этому мы не раздражаем других и избегаем ставить себя в неловкое положение, если они не в восторге от наших достижений. Смиренный человек слушается совета и принимает наставление. «Наставительные поучения — путь к жизни». (Пр. 6:23) Гордые люди не принимают наставления; они думают, что они никогда не делают ничего неправильного. Смиренные люди, напротив, знают, что они делают ошибки, и благодарны за наставление. Если мы облеклись смирением, мы будем уважать других.

По-моему, тут идёт путаница понятий: смирный, усмирённый и смиренный.
Но Википедия так же даёт определение понятию «христианское смирение»:

Смире́ние — добродетель, противоположная гордыне, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. В духовной жизни христианина проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним.
Синонимичными значениями слова «смирение» являются вкупе: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.
Библия содержит обетования благодати и милости Божьей смиренным людям. В частности, апостол Пётр пишет:
» …облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время.(1Пет. 5:5—6)»
С точки зрения христианства, наличие в сердце смирения у человека ведет к глубокому и прочному душевному миру, любви к Богу и людям, состраданию ко всем.

А вот что я думаю о смирении:
Прежде всего, это умение посмотреть на себя со стороны, представить, как ты выглядишь в глазах окружающих, и при этом, конечно же, важно, чтобы совесть и стыдливость не спали, а управляли тобой.
Умение видеть свои грехи и осознавать, что сам в одиночку с ними не справишься. Ты — ребенок, который своим криком возвещает: «Мама, помоги!», но поможет тебе не мама, а Божие милосердие. Ты осознаёшь это, и потому смиренен.
Настоящее смирение там, где ты готов протянуть Богу руку: «Помоги, Господи, ведь я в самом деле очень-очень слаб!»
Смирение — это когда ты на любой негатив жизни реагируеь со словами: «Боже, да будет воля Твоя на всё».
Смирение — это не бездействие, не печаль и не уныние. Смиренный человек не сдаётся, он борется! Но борется рука об руку с Богом, не в одиночку, не с друзьями-сотоварищами!
Смирение — это не покорность, не послушность, тем более, если кому-то земному. Смиряется человек не перед миром, а перед Богом! В том и разница. В том и называется это по-разному. Услышьте, задумайтесь, почему вовсе не одно и то же человек «смирный» и человек «смиренный».
Смиренный несёт крест, а смирный — всего лишь небуйный.
Смиренный не гневится, не раздражается даже на тех, кто этого заслуживает. Смиренный видит в каждом человеке создание Бога, и поэтому уважает то, что создал Господь. Смирный человек может быть тихим, и при этом ненавидеть окружающих. Чувствуете разницу?
Смирение не означает согласие со всем, особенно со злом. Смиренный не будет сидеть сложа руки, когда кому-то рядом плохо. Это смирный может не шевелиться.
Апостол Павел сказал: «Побеждайте зло добром». Побеждайте! Это значит, что война со злом должна быть. Это значит, что смиренный — вовсе не смирный,вовсенепокорный и податливый. Смирным может быть бык,которого ведут на бойню. Смирным — не буйным, то есть спокойным. А смиренным может быть пёс, который за хозяина свою жизнь не пожалеет.
Смиренный смотрит за собой, а не за другими. Он видит свои недостатки, а не чужие. Если виноват, то винит себя, а не ищет виноватых. Даже если будет прав, то в ответ на обвинения или упрёки смиренный скажет: «Прости!», Хотя будет иметь в виду не свою вину, а то, что допустил создание такой ситуации, не удержал контроль, позволил (спровоцировал) обидчику проявить желание обидеть, тем самым чем-то его искусил.
Отцы церкви говорят, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.
Если ты близок к смирению, то внутри тебя глубокий и прочныйдушевный мир… с самим собой, с людьми, с Богом! Это значит, что жизнь твоя наполнена духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, слышать различные точки зрения и позицию других людей, при этом без желания поспорить или поконфликтовать.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *