Это событие, произошло несколько лет назад, но и сегодня не проходит и дня, чтобы я не вспомнил о нем, о пророческих словах всеми любимого, недавно почившем о Бозе старца о. Николая Гурьянова о следующем после Б.Ельцина правителе России. А было это так.

В сентябре 1997 года с небольшой группой паломников после завершения престольного праздника в Псковском Снетогорском женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы я отправился на о.Талабск (Залита) к известному всему Православному миру старцу протоиерею Николаю за духовной помощью и советом. В то время я ожидал переезда из Магадана в Санкт-Петербург всей своей семьи, долго писал и не мог закончить книгу, а потому, по совету людей, направился к батюшке, чтобы узнать, когда мне ждать своих родных. Каждый из нас паломников надеялся от батюшки узнать о наболевшем, а потому группа собралась быстро, и мы, не теряя времени, отправились в путь.

Быстро темнело, погода портилась, подул пронизывающий ветер с дождем, и на озере поднялись волны. Лодку, в которой мы плыли буквально подбрасывало на волнах. Мы усердно молились, прося у Бога прощения за прегрешения, считая такую погоду укором нам и испытанием. Но вот лодка причалила к берегу, мы вступили на остров и начали поиск ночлега. К батюшке идти было конечно поздно, да и погода не вселяла надежд, на встречу с ним. Многие из нас за эту ночь осмыслили свои вопросы, от некоторых суетных и нелепых отказались, но другие стали более лаконичными и сердечными.

Ранним утром 23 или 24 сентября 1997 года, точно уже не помню, нас встречала совсем другая погода – ясное, удивительно чистое небо, полное безветрие и прекрасный восход солнца. Мы, помолясь и поблагодарив Бога за все, отправились к батюшке к его домику. Там уже стояли паломники, некоторые только подходили к заветной калитке. Как нам сказали опытные паломники, батюшка уже встал и молится перед выходом к вновь прибывшим. Мы вошли во дворик, и стали ждать, наблюдая за всем происходящим вокруг. Вдруг, все как бы ожило: на крышу дома слетелись голуби, а через несколько минут к воротам калитки подошла …белая лошадь, остановилась, высунув голову за ограду и как бы ожидая батюшку для приветствия…

Нас было человек десять, многие были у старца впервые, и, конечно, мы познакомились друг с другом, запомнив все происходящее вокруг нас до мелочей.

И вот дверь в домик открылась, и батюшка вышел к нам для благословения и помазывания маслом. Поочередно мы с волнением и трепетом подходили к нему, кратко рассказывали о себе: кто и откуда, и спрашивали о своем.

Я тоже спросил, когда мне ждать своих с Севера, на что батюшка ответил: «Скоро. Скоро приедут». Получив благословение для написания книги и совет «поспешая, не спеши», я отошел в сторону. И только одна женщина спросила батюшку не о своем, личном, а о всех нас. Ответы батюшки я не забуду никогда.

— Батюшка Николай, кто будет после Ельцина? Чего нам ждать?

— После будет военный.

— Скоро ли?

— …Власть его будет погонная. Но век его мал, да и он сам. Будут гонения, на черноризцев и церковь. Власть будет как при коммунистах и Политбюро.

— А что дальше-то будет?

— А после будет Царь Православный.

— А мы доживем, батюшка?

— Вы–то- да.

После этих слов отец Николай благословил женщину. Вслед за ней каждый из нас, стоящих с замиранием сердца в стороне и слышавших слова старца, еще раз подошли к нему и благословились на обратную дорогу.

Признаюсь Вам, что главное, что я запомнил из слов старца – новый президент будет военным. На кого мы в то время только не думали. Руцкой, Лебедь, кто-то другой? Но проходил год-другой, а все они оставались не удел. Со временем слова отца Николая стали забываться, но 31 декабря 1999 года в 15 часов дня, наблюдая по ТВ «отречение» Ельцина, я как будто очнулся от сна. Удивительно то, что в этот день я был в гостях у еще одного паломника, моего давнего друга, который также был свидетелем слов батюшки. Вместе мы и припомнили в деталях эти пророческие, исполнившиеся в точности слова отца Николая. Даже слово «пого(а)нная», как бы образное и двусмысленное, тотчас стало понятным, а теперь и вовсе открылось.

Родные мои с севера действительно, как и сказал о. Николай, приехали скоро, через 2 месяца после паломничества к дорогому батюшке. Да и книгу я до сих пор не закончил. А в скором времени ограничился и приезд паломников к батюшке. А ранее ведь к нему во множестве и депутаты из Москвы, и военные, и чиновники за советом и благословением прибывали.

О «погонном» правителе я стал расспрашивать дальше. В то время, когда он уже стал исполняющим обязанности президента, я отправился к одному очень известному и прозорливому игумену, и теперь живущему на покое в древнейшем на Руси монастыре. Сказанное игуменом потрясло меня еще больше потому, что в точности соответствовало характеристике нового правителя, данной ему почившим старцем Николаем. Я услышал много нового, о чем мне было сказано один на один в келии монастыря с большими и не понятными мне тогда предосторожностями. Теперь мне ясно, почему игумен был так осторожен и просил не называть его имени где бы то ни было. Об этом я расскажу в другой раз.

Александр Рожинцев,
Член редакционного совета альманаха «Православная Рать»
специально для сайта www.blagoslovenie.ru,
г.Москва, 31.12.02 г

От Редакции: в ответ на один из скептических комментариев к этому пророчеству Александр Рожинцев, записавший его, ответил дополнительно:

«Пишет Вам автор этой статьи, Александр Рожинцев, который все сказанное от отца Николая и слышал. 1. Статья была написана в начале января 2000 года, размещена была в инете позднее по техническим, а не по каким-то другим причинам. 2. Военный — это полковник КГБ, к тому же воинственный по духу, о чем мы все уже знаем по Чечне и проч. 3. Власть ПОГОННАЯ, а не поганная, означает, что Путин только военным и людям в погонах будет доверять и ставить их во власть на все ключевые посты в государстве. Что и происходит до сих пор. 4. Но век его мал, да и он сам. Хочу уточнить, батюшка сказал не «да и он сам», а «как и он сам», это я потом вспомнил более дословно и точно, не стал поправлять в этом тексте. Это древнее пророческое сравнение — сравнивать видимое с тайным — невидимым, очевидное, с сокровенным. Рост человека — очевиден, «век его мал, как и он сам» означает не срок пребывания у власти, а деяния человека, а они малы будут в глазах Божиих, т. е. все его потуги будут малы (ничтожны), а значит будут или разрушены или изменены решительно после него. 5. «Будут гонения, на черноризцев и церковь». Гонения при Путине — это насаждение ИНН, это перепись населения, присвоение храмам и монастырям номеров, волнения из-за этого и возмущения, а также изгнание из таких монастырей противников ИНН и проч. а также налогавая кабалла для Церкви. Словом, все то, что мы пережили и переживаем до сих пор. Особенно досталось монашествующим, т. е. черноризцам… 6. «Власть будет как при коммунистах и Политбюро». Здесь и вовсе все просто — командные методы, узкий круг принимающих решение (Политбюро), партия и съезды «Единое России» и, наконец, Путин стал председателем партии «Единая Россия», кстати, совсем недавно. Он также расставляет своих партийцев на все места в губерниях и проч. Так что сбылось все, кроме последней фразы: — А после будет Царь Православный. Осталось только дожить до этого. С уважением, А. Р.»

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

ОТЕЦ НИКОЛАЙ С ОСТРОВА ЗАЛИТ,
СТАРЕЦ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

«Я мальчишкой совсем еще был. Владыка Вениамин служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: «Какой ты счастливый, что с Господом…»
(Из воспоминаний протоиерея
о.Николая Гурьянова о своем детстве)

24 августа 2002 года после чтения в храме Евангелия на острове Залит отошел ко Господу старец земли русской протоиерей Николай Гурьянов. Эта весть в считанные часы разнеслась по всей России. 93 года земной жизни дано было свыше прожить батюшке. Эта великая утрата заставила вздрогнуть многие сердца, и многие поспешили отдать последнее целование батюшке Николаю. Необычайно тихими в эти дни были воды Чудского озера. С раннего утра в воскресенье густой туман опустился на гладь озера, и все замерло. Лишь шум подъезжающих моторных лодок и небольших суденышек нарушал скорбную тишину острова.

А народ все прибывал и прибывал. Гроб с телом батюшки стоял в любимом им храме святителя Николая. Многое из того, что произошло с каждым из тех, кто в эти дни ступил на этот остров, нам еще предстоит понять и осознать. «Батюшка собрал всех, кого нужно», – эти чьи-то слова по-особенному запали мне в душу, когда я посетовал, что многие не успели добраться из-за дальности расстояния. О том, что я смог увидеть и пережить в эти скорбные часы, подробно будет рассказано позже. Сейчас же, сразу по возвращении из поездки, – лишь малая толика этого. Понедельник, 26 августа. Заканчивается литургия. Гроб с телом батюшки стоит посередине церкви. Причастники проходят мимо почившего старца. Панихиду будут служить на ступенях храма. Владыка Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский, обращается к народу. «Мы пришли сюда, чтобы поклониться нашему любимому и дорогому батюшке Николаю. Наше сердце отозвалось на его любовь, которой он любил свою паству и весь русский народ, которому он отдал всю свою жизнь… Закатилась яркая звезда на русском небосводе. Угас наш яркий светильник, молитвенник и добрый пастырь, который сочетал в себе любовь и молитву. В лютую годину безбожной власти о.Николай был тихим молитвенником в этом святом месте. Многие из нас имели возможность быть под духовным руководством о.Николая. Видели силу его молитвы, присутствовали на службе, слушали его назидания.

Одна из паломниц вспоминает, как однажды часть пути к старцу ей пришлось проделать в электричке. Денег не было, добиралась без билета, и вдруг – проверка.

– Люди добрые, дайте немножко денег на билет, я к батюшке отцу Николаю еду! – воскликнула женщина, обращаясь к попутчикам.

Но никто не подал, а самые «совестливые» отвернулись. А ведь среди них были те, кто тоже ехал к старцу. Когда он увидел их у себя, сказал горестно:

– Что же вы Богородице не подали?

Были и другого рода вразумления. Как-то приходит к батюшке «чудотворец», объясняет важно: «Батюшка, я тут чудеса могу творить от Господа. Глядите». И прикладывает ложку к груди. Ложка не падает. Отец Николай глядит удивленно, потом отвечает: «А я – тоже чудотворец». Берет утюг и прикладывает его к голове. Утюг висит не хуже ложки…

Находясь в его малой келье, паломники слушали слова утешения, бодрости и надежды. Готовясь к сегодняшней службе, я взял личное дело о.Николая. Я ничего там не нашел, кроме благодатной основы… Никаких обид, никаких распрей. До самой кончины он сохранил Божию любовь ко всем людям. И тот, кто приходил к нему, тот знает, что он, как преп.Серафим Саровский, никого не обижал и всех утешал. Батюшка Николай всем говорил то ласковое слово, которое особенное нужно было именно в ту минуту, и именно тому человеку. И слово это говорилось с теплотою сердца. Некоторые люди, когда приходили к нему, считая себя великими грешниками, потом удивлялись, как это о.Николай так принимал их!? Он, как ласковый отец, мог постучать их пальцем по голове или по плечу и уделить этому человеку больше всего внимания. И проявлял столько любви и заботы, вникая в его проблему, горе, нужду. Он видел состояние каждой души и поэтому оказывал такую любовь в первую очередь именно тем, кто был больше всего грешен, – они более всего нуждались во спасении. И батюшка знал это.

Сегодня мы прощаемся в этой земной жизни с батюшкой Николаем. Но мы не верим, что батюшка бездыханен и покинул нас. Мы чувствуем здесь его присутствие. Да, наше сердце переполнено скорбью, но мы знаем, что у Престола Господа Бога появился еще один молитвенник за наши души. Свои соболезнования, узнав о кончине о.Николая, прислал Патриарх Алексий. «Ваше Высокопреосвященство! Выражаю вам, священнослужителям и духовным чадам покойного батюшки о.Николая, наше соучастие в постигшей всех нас утрате: кончине старца, молитвенника, пастыря о.Николая Гурьянова. Его кончина – это огромная утрата для тех, кто духовно окормлялся у покойного батюшки и укреплялся его святыми молитвами. Да упокоит Господь душу почившего протоиерея Николая в обителях Небесных! И в этой молитве все духовные чада старца да найдут утешение и силу перенести невыносимую, невосполнимую утрату дорогого батюшки, памятуя слова апостола Павла: «Не скорбите, как неимущие надежды. Наше упование, наша надежда в Боге, вере и молитве, которая объединяет и соединяет нас с теми, которых Господь призвал к себе». Мысленно даю покойному старцу и молитвеннику последнее целование».

…Владыка подал первый возглас. Началась панихида. Ввиду множества прибывших на остров людей владыка Евсевий благословил прикладываться к почившему батюшке во время панихиды. «Во блаженном успении вечный покой…»

Наш соб. корр. И.ВЯЗОВСКИЙ
Фото автора.

Земной путь о.Николая

Протоиерей Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда С.-Петербургской епархии, в старой купеческой благочестивой семье. Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам семьи. Отец, Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора; старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов – профессором, преподавателем С.-Петербургской консерватории; младшие братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями, но о них осталось мало известий. Все три брата погибли на войне.

Николай принял святое крещение в Михаило-Архангельском храме с. Кобылье Городище. С детства прислуживал в алтаре. В 20-е годы приход посетил Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (ныне прославлен как священномученик). В 1926 г. Николай Гурьянов закончил Гатчинский педтехникум, в 1929-м – Ленинградский пединститут. В 1929-31 гг. преподавал математику, физику и биологию в школе и служил псаломщиком в Тосно. Затем до 1934 г. служил в должности псаломщика Свято-Никольского храма с.Ремда Середкинского района Ленинградской (теперь Псковской) области.

В 30-х гг. Николай Гурьянов прошел тернистым путем исповедников и новомучеников Российских: он был арестован и претерпел этапы, лагеря, ссылки. В 1931 году, когда начались гонения на Церковь, его арестовали. Сидел в тюрьме «Кресты» (Санкт-Петербург), в лагере под Киевом и был в ссылке в Сыктывкаре. Освобожден в 1942 году, затем начал служить в приходах Латвии, Литвы, Эстонии. Во время тяжких испытаний встретил многих подвижников, светильников веры Православной, пример которых во многом определил путь его дальнейшего служения Богу и Церкви. Начало пастырского служения о.Николая Гурьянова совпало с Великой Отечественной войной.

8 февраля 1942 г. он был рукоположен в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), а 15 февраля 1942 года получил благодать священства. В этом же году отец Николай окончил богословские курсы и был направлен в Ригу, где служил священником в Свято-Троицком женском монастыре. Затем был переведен в г.Вильнюс, нес послушание уставщика в Свято-Духовом монастыре до 16 мая 1943 г. С 1943 по 1954 гг. о.Николай Гурьянов был настоятелем храма св.Николая в с.Гегобросты Паневежского благочиния Виленско-Литовской епархии. О тех годах служения отца Николая известий сохранилось немного, но, судя по характеристике, данной ему правящим архиереем, это был высокодуховный пастырь, ответственно и благоговейно относившийся к своим священническим обязанностям, пользовавшийся доверием и любовью паствы.

В 1958 г. отец Николай был переведен в Псковскую епархию. Указом владыки Иоанна (Разумова) по личной просьбе он был назначен настоятелем храма св. Николая на острове Залит на Чудском озере. В день Покрова Пресвятой Богородицы 1958 г. о.Николай совершил здесь первую литургию. Здесь прошли следующие 44 года его пастырского служения. Здесь он стал тем, кем знают его православные верующие России и зарубежья – батюшкой Николаем, старцем с о.Залит. Долгие годы верным спутником и помощником в пастырских трудах и повседневных заботах была для отца Николая его мать – Екатерина Стефановна Гурьянова. Почила она 23 мая 1969 г. и похоронена на кладбище о.Залит, напротив дома отца Николая.

О выдающемся пастырском подвиге, который в течение всей своей жизни совершал отец Николай, свидетельствуют полученные им церковные награды: в 1952 г. он был удостоен права ношения золотого наперсного креста, в 1956 г. – сана протоиерея, в 1988 г. – награжден митрой и правом служения с открытыми Царскими Вратами до «Херувимской». В 1992 г. Святейший Патриарх Алексий II удостоил отца Николая права служения литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Отче наш».

26 августа состоялись похороны старца Николая
(Информация агентства Regions.ru с комментариями нашего корреспондента)

«Похороны старца Николая Гурьянова состоялись на острове Талабск (Залита) в Псковской области. На церемонии отпевания и захоронения присутствовали архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, (с ним еще был заштатный епископ Никон, бывший Екатеринбургский и Верхотурский — И.В.), губернатор Псковской области Евгений Михайлов, член Совета Федерации Сергей Пугачев, наместник Сретенского монастыря Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов), а также около 3 тысяч паломников (паломников было с самой большой натяжкой две тысячи).

Как сообщила пресс-служба областной администрации, губернатор выразил соболезнования в связи с кончиной одного из самых известных православных старцев современности. «Сегодня мы провожаем в последний путь всеми почитаемого и любимого старца Николая, к которому за добрым словом, за мудрым советом, за благословением ежедневно приезжали десятки людей», – сказал в ходе похоронной церемонии псковский губернатор. Он отметил, что «для многих псковичей было радостно и утешительно знать, что здесь, рядом, на Псковской земле, проживают святые люди, которых можно навестить, спросить совета, утвердиться глубже в православной вере». (Этих слов губернатора я не слышал, хотя и находился рядом, – во время похорон он стоял молча. Когда он подошел ко гробу, ему единственному открыли лицо о.Николая, он посмотрел на него и отошел…)»

Подробнее об этом скорбном событии и о самом старце Николае – в ближайшем номере газеты.

Игорь Вязовский

Воспоминания

Так совпало, что в день похорон старца Николая Гурьянова в редакцию пришло письмо нашей читательницы Людмилы Мулярчик из г.Сланцы Ленинградской области. В нем – несколько историй о батюшке.

У одной верующей запил муж. Поехала она к о.Николаю за помощью: «Батюшка, у меня муж запил!» Старец отвернулся от нее и занялся своими делами. «Батюшка, муж пьет, помогите!» В ответ – молчание. Не отстает и женщина: «Батюшка, как мне с мужем-то быть? Уж скажите мне что-нибудь!»

Тут о.Николай повернулся и стукнул ее по лбу. » А вот этим местом кто лечить будет?!»

* * *

У молодой женщины не заладилась семейная жизнь. Поехала она к о.Николаю узнать, ждать ли ей впереди добра? На голову она надела не платок, а шапку.

Старец в ответ на ее вопрос ничего не ответил, только трижды снял и надел ей на голову ее головной убор.

Прошли годы. У женщины этой теперь уже третий муж, с которым, наконец, она живет, что называется, по-человечески.

* * *

У пожилой женщины заболели ноги. Она часто ездила к старцу и очень надеялась на его помощь. Однако в ответ на ее настойчивые напоминания о больных ногах как-то раз батюшка только и сказал:

– Матушка, у меня они тоже болят!

назад

вперед

Сайт прихода во имя свв. Косьмы и Дамиана при ОКБ 1

О МУЖСКОМ БЛУДЕ
Почему-то принято считать, что тема целомудрия и девства касается только женщин. И часто именно их винят во всех грехах и последствиях блуда. Но надо признать, что мужчина в этом вопросе несёт ОГРОМНУЮ ответственность, потому что сам Господь наградил его особым статусом: быть главным — значит ЗА ВСЕ держать ответ.
И что же получается? Тот, кто должен подавать пример благочестивой доброй жизни, охранять женщину от зла — соблазняет, оскверняет её, врет и предаёт?
«Это нужно для здоровья, воздержание вредно, девушки сами лезут и стали очень доступными, и в конце концов грех на женщине, а мужчина тут не при чем. Да и все друзья засмеют, если я буду не как все» — как только мужчины не оправдывают грех блуда.
Грош цена таким друзьям.
И вообще, ни с кем и никогда не обсуждайте свою личную жизнь (кроме покаяния на Исповеди у батюшки).
А что касается здоровья, …
… то его нам даёт ТОЛЬКО Бог! Кто и когда от греха и грязи стал здоровее и счастливее? Горе тем врачам, выдумавшим эти лживые теории, толкая мужчин к смертному греху. Оправдание, что «блуд для здоровья» — это так же безумно, если сказать, что мол пойду изобью до смерти с десяток-другой человек, зато мышцы подкачаю, зарядку сделаю. Блуд — это такой же страшный грех, как и убийство!!!
Во все века на Руси мужчины славились своими высочайшими духовными качествами и христианскими добродетелями — силой духа, благородством, смирением, достоинством, великодушием… Александр Невский, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Николай II и сонм святых, среди которых великие полководцы, воины, князья — все они были верующими православными людьми — это гордость страны, ведь они спасали свои семьи и Родину, умирали за Христа, не жалея жизни и проявляя высшую степень любви и благородства.
А что сейчас? Чем сейчас кичатся современные мужчины в большинстве своём: карьерой, деньгами, машинами и что самое страшное — количеством соблазнённых женщины? Разве грязь и материальные блага, добытые неправедным путём — это показатель успеха? Заметим также, что никогда ранее мужчины не были так озабочены своим внешним видом (обычно это удел женщин). Для чего?
Особенно остро тема блуда касается тех мужчин, кто чего-то в этой жизни добился — какого-то статуса, положения, финансовых успехов. Женщины для них становятся вещами и чем больше их, тем лучше — и это уже маниакальная страсть. На женщин спорят, их коллекционируют, ненужных выкидывают. Многие из таких мужчин начинают верить в себя до такой степени, что по своему безумству идут против САМОГО БОГА и Его Святых Заповедей! Смешно и страшно. Один ангел тоже когда-то возгордился так, что навсегда стал бесом.
Многие мужчины сетуют на то, что сейчас мало порядочных женщин — почти все легкодоступные. Сложно оспорить. Но, положа руку на сердце, достойны ли гулящие мужчины чистых порядочных девушек? Поэтому блудники выбирают блудниц. Обычно у гулящих мужчин девиз один: «Наше дело не рожать — насладился и бежать». А страшные последствия блуда, в частности АБОРТ — это мужской грех! Мужчина прямой соучастник детоубийства.
Что получается? Мужчина, который призван быть настоящим духовным воином, становится просто марионеткой в руках дьявола? А женщины, также во тьме ходящие, легко попадают в эти смертельные сети лжи, порока и извращений. Что самое жуткое — сами искушают сильный пол. И что получают? Слезы и страдания, унижение, предательство и бесконечные измены. Если мужчина блудит до брака и не раскаивается в этом, став мужем, он не остановится и возможно будет блудить ещё больше. Бежать надо от таких «мужчин»! Они сами тонут в греховном болоте и женщин тянут в эту пропасть.
Не надо подстраиваться под беснующийся мир, который уже давно сошёл с ума. Надо слушать только свою совесть и БОГА! Есть выражение: «Умер в 30, погребён в 60». Блуд страшен тем, что делает из нас духовных мертвецов, когда сердце каменеет, а грех становится нормой. Это начало конца… А если не дай Бог война??? Смогут ли защитить Родину те, кто привык предавать, кто погряз в блуде и чьи мысли только об «этом»? Законченные блудники обычно жалкие трусы. Храбрый и сильный мужчина никогда не скатится до блуда и предательства. А что делают с предателями на войне?
Безответственность, инфантильность и страшная безумная ГОРДЫНЯ прячется за мужским блудом. Это гнусное воровство, уподобление животным. Стремление за блудными наслаждениями можно сравнить с наркоманской зависимостью, причём уже смертельной стадии. Это словно собака, которая лижет языком железную пилу и, уже истекая кровью, не может остановиться. Это ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ ИГРА! Рушатся семьи, отцы уходят из семьи, бросают родных детей, устраивают бойни и скандалы, предают, меняют женщин в несметном количестве и на что надеются? Если мужчина глава семьи, то ЭТО ОН ВИНОВАТ, потому что главный.
Ни один грех, особенно такой тяжкий как блуд, не останется без наказания и воздаяние будет очень страшным. Духовные законы работают, даже если человек не верит в них. Как священник, исповедуя сотни мужчин разного возраста и статуса свидетельствую: неминуемое горе, беды и болезни приходят в жизнь блудников. И часто мужчина сам понимает, что ему очень плохо, больно и одиноко, даже когда внешне все кажется хорошо. Он не догадывается почему так сильно мается душа… Но дай Бог, если человек все-таки успевает покаяться, решительно бросает грех блуда и встаёт на путь исправления. Ведь после смерти покаяния уже не будет. А смерть может прийти в любой момент.
Целомудрие, молитва, жизнь с Богом, участие в Таинствах Исповеди и Причастия — это колоссальная и единственно-спасительная сила. Недаром на веру и Церковь так нападают, потому что только Бог может нас спасти. Дьявол же сделает все возможное, чтобы нас погубить! А через блуд — самый действенный и простой способ уничтожить человека и довести его до полного отчаяния. И здесь нет никакого среднего состояния. Или ты вор или не вор. Или ты убийца или не убийца. Или ты с Богом или ты с дьяволом. Выбор за нами…
прот. Петр Гурьянов

На острове, где долгие годы подвизался знаменитый Старец Николай Гурьянов, по благословению псковского владыки Евсевия коммерсанты установили… фальшивое надгробье, расположение которого не имеет ничего общего с реальным местом захоронения святого подвижника.

В Православной традиции чтить волю усопшего. Каждая благочестивая душа, стремясь к своему Творцу, заблаговременно благоустраивает все для достойного перехода в Вечность, для тихой памяти о себе. Вот и праведный Старец Николай Псковоезерский еще при жизни позаботился о том, где следует ему быть погребенным, и как нужно украсить место сего погребения.
Об этом, в частности, свидетельствует справка за № 24, выданная администрацией Залитского сельсовета 24.08.2002 года. В ней говорится: «Дана настоящая справка в том, что администрация Залитской волости выделила земельный участок на гражданском кладбище о. Залита для похорон Гурьянова Николая Алексеевича. Примечание: участок выделен по просьбе отца Николая при жизни. Справка дана для предъявления по месту требования. Глава администрации А.Г. Полетаев”
Всем чадам отца Николая известно также его желание, чтобы могилка его была простой, с деревянным крестиком. Каково же было наше всеобщее удивление, когда мы приехали на остров отметить годовщину блаженной кончины Батюшки, и обнаружили там, неподалеку от кладбища, нагромождение больших плит из черного мрамора. Из них, как стало известным, предполагалось, вопреки завещания самого усопшего, соорудить ему помпезное надгробие. Да такое тяжелое, монументальное, что его вес мог просто разрушить могилу Батюшки.
Тогда почитатели светлой памяти отца Николая выразили свое несогласие с этой авантюрой. Ими был составлен специальный документ, который, с приложением огромного числа подписей, бы направлен в соответствующие церковные и гражданские инстанции. И стройку «заморозили”.
Долгое время мы даже не знали, кто был инициатором этого опасного проекта. Но вот достоянием гласности стали документы, которые говорят о том, что проект утверждал лично Владыка Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин). На документах, изображающих эскизы помпезного надгробия, рукой владыки начертана резолюция от 28 мая 2003 года. Она гласит:
«Крест из белого мрамора. Взять за образец памятник над могилой митр. Никодима и по цвету и по материалу”
На других листах находятся такие резолюции:
«Свят. Николая икона… черный мрамор… гранит”.
«На тыльной стороне белого мраморного креста – слова Христос Воскресе. На тыльной стороне под крестом на граните: «Блаженни кротции, яко тии наследят землю». Спереди: Старец Протоиерей Николай Гурьянов (год рожд. год кончины)”.
Весной 2004 года, накануне дня рождения Батюшки, на остров прибыли представители фирмы ООО «Торговый Дом Возрождение” с целью частичного монтажа надгробия у ворот кладбища. С тем, чтобы впоследствии установить-таки это сооружение на могиле Старца.
Примечательно, что место упокоения отца Николая к тому времени уже было полностью оформлено и украшено в соответствии с его последней волей трудами Батюшкиных духовных чад. И те из них, кто стал свидетелем попытки ООО «Возрождение” возобновить работы, решили воспротивиться этому кощунству. Тогда – после непродолжительного разговора с нами и нескольких звонков своему начальству – рабочие покинули Остров, так и не приступив к задуманному.
Вскоре настоятель храма Святителя Николая, который находится на острове, о. Паисий (Гидраш) попытался убедить нас в том, что строить фальшивое надгробие все-таки надо, ибо на него затрачено слишком много средств (действительно, много: итоговая стоимость – 30 тысяч долларов!). И тут глава Администрации острова предложил установить это сооружение рядом с храмом. Но не как могильное надгробие, а как простой поклонный крест, без всяких табличек и указаний на Старца Николая.
Такой вариант в сложившейся ситуации, может, и в самом деле являлся единственно приемлемым. И мы согласились на него. Затем на Остров приезжал Владыка Евсевий, беседовал с послушником, оберегающим порядок на Святом месте и горько сетовал по поводу того, что на него кто-то «давит” (так и сказал: «на меня давят!..”), торопит с установлением креста. Однако все же согласился установить эту конструкцию у храма Божия без таблички. Обещал…
Но когда стройка закончилась, мы с удивлением обнаружили, что табличку оставили! Теперь на Острове две могилы: одна, настоящая – на кладбище, где покоятся мощи праведника. Такая, как он завещал. И вторая –у храма. Фальшивая, но монументальная и дорогая. Тридцать тысяч долларов сделали свое дело…
Милостью Божией, мне посчастливилось посетить Остров 1 декабря 2004 года. Первое, что мне бросилось в глаза – одинокий цветок, лежащий на надгробии фальшивой «могилы” у храма Святителя Николая. Это вызвало у меня невольное внутреннее содрогание: я воочию убедился, какой великий соблазн среди верующих может посеять эта фальшивка. Ведь кто-то положил этот цветок в полной уверенности, что именно здесь покоятся мощи праведника! Действительность вскоре подтвердила худшие опасения: по свидетельствам очевидцев некоторые группы паломников – во главе со священниками – не имея представления о том, где действительно покоится Старец – служили панихиды у этой лжемогилы… Панихиды у камней !
Теперь я точно знаю – проект этой фальшивой могилы является всецелым детищем владыки Евсевия. Что он лично отклонил три альтернативных варианта. А на этом –каждая буква была высечена на камне по его благословению. Не могу взять в тол только одного: зачем псковскому архиерею понадобилось строить на Острове фальшивую «могилу” ценой в тридцать тысяч долларов?..
Мы подходили к настоятелю храма отцу Паисию с просьбой хотя бы поставить указатель в сторону, где действительно покоится Старец Николай. Но даже такой малости он сделать не пожелал, сославшись на волю правящего архиерея…
Встретиться с архиепископом Евсевием, чтобы попросить его исполнить свое обещание и убрать табличку с фальшивой «могилы”, никому из нас, духовных чад Старца, более не удалось. Удалось лишь пообщаться с одной из его помощниц, непосредственно организовавшей строительство. Помню, больше всего меня поразил тот факт, что она с видимым удовольствием представилась мне как «практикующий экстрасенс”…
Тогда, в конце прошлого года, ей удалось убедить меня в том, что временно все необходимо оставить как есть. До того момента, когда по льду будет можно попасть на Остров, чтобы начать работы по устранению неуместной надписи на фальшивой «могиле”, стоящей у храма. Но когда лед стал и я вновь поднял вопрос об удалении злополучной таблички, со мной заговорили по иному. Сообщили, что в разговоре с владыкой охарактеризовали меня как «человека безбожного”, который «будет терзать доброе имя архиерея”.
Теперь на просьбу убрать табличку с псевдомогилы последовал отказ. «Пишите, – сказали мне, – официальное прошение архиепископу. И если он сочтет необходимым убрать или изменить надпись на памятнике, мы готовы это сделать. Это его проект, он Владыка, и нам надлежит слушать старших… Как скажет, так и будет…”.
Увы! Пустые обещания мы слышали уже не раз. И долгое время «слушали старших”, верили им. А они, когда приезжали на Остров, обещали нам поступить благочестиво по отношению к памяти Старца и бережно по отношению к нашим чувствам благоговения и любви перед светлым образом отца Николая. Но – обманули!
Впрочем, если владыка Евсевий действительно хочет прекратить кощунство с фальшивой «могилой”, то я прошу считать эту мою статью в «Руси Православной” нашим официальным обращением к нему.
Ваше Высокопреосвященство! Мы, духовные чада и почитатели светлой памяти святого Старца Николая, просим Вас: дайте распоряжение устранить с псевдомогилы лукавую надпись, смущающую душу и вызывающую праведное возмущение в сердце каждого, кто небезразличен к памяти Батюшки.
Имитация могилы недопустима, ибо у этого муляжа теперь уже служат заупокойные литии. Такое посмертное «приношение” Старцу просто кощунственно! Мы знаем, что для создания этого сооружения были затрачены значительные средства. Но отец Николай выразил свою волю относительно собственной могилы ясно и недвусмысленно. И эта воля его уже благоговейно исполнена его почитателями. Кроме того, ничего общего у святого Старца с митрополитом-ересиархом Никодимом Ротовым быть не может, и нам кажется весьма странным Ваше желание соорудить надгробие отцу Николаю по образу и подобию никодимовской могилы в Петербурге.
Мы надеемся на то, что Вы на деле проявите свою любовь к Старцу и в самые ближайшие сроки исправите кощунственную ошибку, убрав с фальшивого «надгробия” даты рождения и кончины отца Николая. А крест, возведенный у храма уместно было бы, на наш взгляд, посвятить памяти православных священников, которые были зверски убиты в годину русского лихолетья по приказу палача Залита, чьим именем впоследствии большевики назвали остров Талабск. На надгробье, в этом случае, может быть нанесена иная, специальная надпись в честь этих мучеников, пострадавших за Христа от рук богоборцев.
Просим Вас о скорейшем удовлетворении нашего прошения.
По поручению духовных чад и почитателей святого Старца Николая
Имеется в виду тяжелое мраморное надгробие над могилой известного ересиарха-филокатолика митрополита Никодима (Ротова), находящееся на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

протоиерей Николай Гурьянов

Детские и юношеские годы. Первые шаги в самостоятельной жизни

Гурьянов Николай Алексеевич родился в селе Чудские Заходцы Санкт-Петербургской губернии, 24мая 1909 года. Его отец, Алексей Иванович, служил регентом церковного хора. Мать, Екатерина Стефановна, благочестивая женщина, исполняла обязанности по дому, помогала мужу в воспитании детей. После его смерти в 1914 году вся тяжесть ответственности за семью легла на её плечи.

Николай с детства воспитывался в рамках христианских традиций. Он с радостью прислуживал в церкви села Кобылье Городище, приучался к молитве, любил слушать церковное пение. Время от времени, когда местные богомольцы собирались в паломничество по святым местам, Николая брали с собой.

Будучи отроком, он сподобился побывать на острове Талабск (годы спустя это место стало для него местом подвижничества). Около 1920 года настоятель церкви, в которой прислуживал Николай, взял его в город Псков. Их путь лежал по глади озера. На острове Талабск сделали остановку и посетили тамошнего прозорливца Михаила. Прозорливец, встретив гостей, подал пастырю маленькую, а Николаю большую просфору.

По достижении более зрелого возраста Николай поступил в педагогический техникум в Гатчине. По выпуске из техникума продолжил образование в Ленинградском педагогическом институте.

Николай отличался волевым характером. В 1929 году, движимый ревностью о Господе и душевным порывом, он публично и резко высказал негодование против закрытия одного из городских храмов. Это мужественное выступление, противоречащее идеологии и политике партии, продвигавшейся в направлении коммунизма, вызвало недовольство, и институтское руководство исключило Н. Гурьянова из числа студентов.

Какое-то время Николай преподавал физику, математику, биологию в школе города Тосно, служил псаломщиком в церкви села Ремда.

Узник правды и совести

Развёрнутые безбожной властью гонения на христиан не прошли его стороной. В мае 1930 года он попал под жернова государственной репрессивной машины: Николая обвинили в контрреволюционной деятельности и выслали на два года с территории РСФСР. Прибыв в УССР, в село Сидоровичи, он вновь проявил свою религиозную активность — устроился псаломщиком.

Вскоре нашлись «неравнодушные» люди, которые сообщили «куда следует», что Николай Алексеевич ведёт нездоровую агитационную деятельность, развращает людей россказнями о Боге, вербует молодежь в церковный хор. Эти сигналы не остались без внимания. В марте 1931 года Н. Гурьянова взяли под стражу по «делу кулаков».

В ходе разбирательства выяснилось, что обвиняемый Гурьянов никакого имущества не имеет, а имеет лишь ревматизм. Да и сам обвиняемый своей вины не признал. Между тем имущественный вопрос и не был приоритетным, ведь дело касалось антисоветской пропаганды.

В августе 1931 года Николая приговорили к ссылке на три года в Северный край. Так он попал в Сыктывкар, участвовал там в строительстве железнодорожного пути. Иногда приходилось работать в ледяной воде, отчего заключенные гибли. Работая в этих нечеловеческих условиях, Николай подорвал своё здоровье. Кроме того, он получил повреждение ног при работе со шпалами.

По одним сведениям он был освобожден в 1937 году, а по другим — в 1942-м. После освобождения Николай Алексеевич, как не имеющий права жить в Ленинграде, был выслан за пределы города. Какой-то период он работал школьным учителем в Тосненском районе.

Священнический путь

Во время Великой Отечественной войны Н. Гурьянов, ввиду болезни ног, не был мобилизован в армию. В период фашистской оккупации его принудительно отправили в Прибалтику.

В феврале 1942 года митрополит Виленский Сергий посвятил его в сан диакона, а несколькими днями позже — в сан священника.

В 1942 году он прошёл обучение на богословских курсах в городе Вильнюсе. Затем какое-то время служил в Рижской женской Троице-Сергиевой обители, после чего — в Виленском Свято-Духовом монастыре.

С июля 1943 года отец Николай исполнял обязанности настоятеля храма святителя Николая, располагавшегося в селе Гегобросты. По воспоминаниям современников, прихожане относились к нему с большим уважением; сам же пастырь относился к ним с большой добротой, приветливостью и отзывчивостью. Отмечают, что несмотря на бедность прихода, он отличался благоустроенностью. Как ни трудно было найти средства, необходимые для ремонта и содержания храма, помощью Божьей храм был благолепным.

В период с 1949 по 1951 год отец Николай обучался заочно в Ленинградской духовной семинарии. Окончив её, он продолжил образование в Ленинградской духовной академии, но проучился только один год.

В 1956 году отец. Н. Гурьянов удостоился сана протоиерея.

В 1958 году, по распоряжению церковного начальства, он был переведён на служение в Псковскую епархию. Из соображений церковной икономии и учитывая собственное желание отца Николая, его определили настоятелем в храм святителя Николая, располагавшийся на территории рыбацкого острова Талабск в Псковском озере, том самом, где когда-то прозорливец вручил ему большую просфору. На этом острове батюшка провёл несколько десятилетий своей жизни.

Отец Николай поселился на окраине острова в крохотном домике, вместе с матерью, Екатериной Стефановной. Братья подвижника погибли на фронте и он, как мог, сглаживал материнское горе, а она, чем могла, помогала любимому сыну.

Поначалу отец Николай вызывал подозрения у неверующей части островитян, но со временем люди увидели в нём ревностного и смиренного Божьего угодника. Служил он один, сам пёк просфоры, сам ремонтировал церковь. Случалось, что он священнодействовал в пустом храме. Было трудно, а однажды, когда его мучили сильные переживания, маленький ребёнок, словно бы вникнув в сознание умудрённого мужа, попросил его не уезжать. Отец Николай воспринял эти слова как глас Божий и ободрился.

Наряду с исполнением пастырских обязанностей батюшка старался облагораживать остров, сажал саженцы, заботливо их поливал, таская из озера десятки ведер воды.

Нередко, даже и без приглашения, он посещал дома тех, кто нуждался в его пастырском утешении, слове и благословении. Бывало, что отец Николай присматривал за стариками, нянчился с детьми прихожан.

Всё это не могло не отразиться на людях. Когда одна из жительниц написала на батюшку клеветнический донос, местные рыбаки, вернувшись с лова, вопреки обычаю не положили ей рыбы. Так они выразили и своё отношение к пастырю, и свое отношение к ошарашенной их поведением доносчице.

Образец православного старчества

Со временем едва различимый на географической карте остров Талабск стали негласно именовать островом Православия. Слава об отце Николае и его деятельности распространилась далеко за окрестности Псковской земли.

Помимо ревности и усердия Бог наградил батюшку даром прозорливости. Рассказывают, что иногда старец сообщал даже и о судьбе пропавших без вести людей.

В семидесятые годы к батюшке стали стекаться десятки верующих из разных уголков необъятной страны. Бывало, что из-за большого наплыва посетителей он не мог найти себе и минутки на отдых. Правда, принимал он не всех. Иногда он мог позволить себе строгий вопрос: зачем ты приехал (приехала)?

В числе духовных чад отца Николая были миряне, монахи, священники. Он по праву считается одним из наиболее почитаемых старцев XX-XXI века.

24 августа 2002 года отец Николай Гурьянов почил о Господе. Смерть застала его на месте его подвигов, острове Талабск.

СТАРЦЫ / Отец НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *