Одной из «семи Ноевых заповедей» – заповедей, данных Создателем всему человечеству еще до дарования Торы Сынам Израилевым, – является запрещение прелюбодеяния, разврата. Талмуд, который занимается выведением и точным формулированием законов Торы, выводит эту заповедь из библейского рассказа о сотворении человека, сотворении мужчины и женщины.

Вот сокращенный текст этого рассказа.

«И сказал Б-г Всемогущий: “Нехорошо человеку быть одному. Сотворю ему подмогу под стать ему…” И навел Б-г Всесильный глубокий сон на человека и, когда тот уснул, взял Он одну из его сторон… И перестроил Б-г Всемогущий сторону, которую отнял от человека, в женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: “…Кость из костей моих, и плоть от плоти моей; эта пусть называется ИША (жена), ибо от мужа (ИШ) взята она”».

«Посему, – добавляет дальше Писание, – пусть оставит мужчина отца своего и мать свою, и соединится с женою своей, и да будут они единою плотью».

В Талмуде, в трактате Сангедрин, этот последний стих истолковывается как источник целой системы запрещений, налагаемых Торой на человека. «Посему пусть оставит мужчина отца своего и мать свою, и соединится с женою своей…» «Оставить отца и мать» подразумевает запрет кровосмешения, запрет вступать в брак или в половую связь с близкими родственниками. «Оставить отца» – это запрещение браков с ближайшими родственниками отца, а «оставить мать» – это запрещение вступать в интимную близость с матерью и ее ближайшими родственницами. Человек должен «оставить» близость его родных, и соединиться с женой своей. «С женой… – говорят законоучители Талмуда, – а не с мужчиной». Отсюда следует запрещение гомосексуализма. «С женою своею», – а не с чужой женой. Отсюда запрещение адюльтера, супружеской измены. «…И да будут они единой плотью» – отсюда некоторые законоучители извлекают запрещение скотоложства, запрещение человеку вступать в половую связь с животными. «Единая плоть» – это организм ребенка, который образуется из семени отца и семени матери и является чудесным соединением плоти их обоих, их брачных уз. Однако с животными человек не образует единой плоти, и поэтому под «единой плотью» здесь подразумевается запрещение таких крайних половых извращений, как содомия, скотоложство и гомосексуализм.

Следует отметить, что запрещение блуда, прелюбодеяния представляет собой одну заповедь в системе «Семи Ноевых заповедей». Однако в 18-й главе книги Левит, где изложены законы о прелюбодеянии для евреев, перечислен целый ряд отдельных заповедей, запрещающих различные противоестественные и ненормальные – с точки зрения Торы – половые сношения. Так, например, Маймонид насчитывает десять заповедей из общего числа 613 предписаний для евреев, которые могут вытекать непосредственно из одной заповеди сынов Ноевых. На евреев Тора также налагает гораздо больше запретов, чем на неевреев, и соблюдение их гораздо строже для евреев.

Подводя итог дискуссии законоучителей Талмуда о запрещениях, касающихся прелюбодеяния у сынов Ноевых, Маймонид пишет: «Шесть разновидностей запретных половых связей предписываются сынам Ноевым: запрещение сожительства со своей матерью, с женой отца, с сестрой… с чужой женой, с мужчиной, с животными…»

Можно спросить: Почему в Торе запрещение прелюбодеяния и запретных половых связей для неевреев излагается в такой «неконкретной» форме, что каждое запрещение приходится выводить из положительного предписания? Например, из того, что сказано: «…и соединяется с женою своей», следует запрещение супружеской измены. Не проще ли было в Торе при изложении этого закона написать конкретно: «Не должно делать того-то, а за такое-то преступление положена такая-то кара», как это имеет место в запрещениях убийства в главе 9-й книги Бытия?

Ответ на этот вопрос станет очевидным, если мы обратим внимание на то, что эта заповедь была дана человеку в самом начале его сотворения, еще до грехопадения. Человек был создан духовно и психически совершенно чистым. Все его желания и были направлены только на высокое, духовное. Физические влечения тела полностью гармонировали с душой и с ее устремлениями настолько, что голое тело не было предметом стыда: «… и были они оба наги, человек и жена его, и не стыдились». Человеку достаточно было лишь абстрактное знание того, как он должен поступать: что – правильно, а что – не хорошо.

«Нехорошо человеку быть одному», – говорит Создатель. С первого взгляда может показаться, что Всевышний просто констатирует факт: человеку нехорошо быть одному. Это не так, ибо факты, порядок вещей установлен Создателем. После каждого акта творения говорится: «И узрел Всесильный, что это благо» (в православном переводе Библии: «И увидел Б-г, что это хорошо»). Смысл этого заключения, как отмечают комментаторы, в том, что Создатель, сотворив в природе определенный порядок, как бы утверждает его в качестве нерушимого закона природы. Человек, в отличие от остального животного мира, был создан один. Смысл такого сотворения, как указывает Мишна, в том, чтобы каждый человек в отдельности мог сказать себе: «Ради меня одного была создана Вселенная». Это осознание личной ответственности, которую каждый человек обязан нести перед своим Творцом.

Однако в план Творения не входило, чтобы человек оставался обособленным созданием. «Нехорошо человеку быть одному» – это еще один акт Творения. Человек – в отличие от животного – создан как существо общественное, цивилизованное. А раз так, то на него распространяются законы, которые не предписаны для животного мира. Для животного семья не обязательна. Для человека семья является основой общественной организации. Родители несут ответственность за материальное обеспечение и нравственное воспитание своих потомков. Это воспитание должно быть сосредоточено на вере в Б-га, на том, что достойно человека, созданного в Образе Б-жественном, а что – недостойно. Родители должны служить живым примером благородного поведения для своих детей, а дети должны уважать родителей. Отсюда также скромное, благородное поведение в семье и запрещение разврата и половых извращений.

Мы переживаем трудный исторический период так называемой «сексуальной революции» и разрушения брачных уз. Общество несет на себе бремя взращения тысяч, а то и миллионов детей, не знающих своих отцов. Мы являемся свидетелями постоянного роста преступности среди несовершеннолетних. Распад семьи ведет к неизбежной гибели общества, на каких бы основах оно ни строилось. Здоровая семья – это «молекула» здорового общества. Здоровое общество строят не те, кто сражается на баррикадах – эти скорее пытаются что-то разрушить, прежде чем строить, – а те, кто строит здоровую семью.

Одинокий путь иеромонаха Романа

«Одинокий путь» иеромонаха Романа (Матюшина)

Иеромонах Роман (Матюшин)Иеромонах Роман (Матюшин)
На книжных полках многих приходских библиотек по соседству с нетронутым глянцем легко найти потрепанные поэтические сборники с надписью на корешке: «Иеромонах Роман (Матюшин)». С его песнями-молитвами, негромко, «не публично» звучащими с кассет, сроднились многие из тех, кто в трудные 90-е искал свой путь к Богу. На вопрос, чем вам дороги эти стихи, его почитатели нередко пожимают плечами: сложно сказать. Но едва ли не каждый второй при этом задумчиво произносит: «Я бы очень хотел с ним встретиться…».
В его скиту Ветрово живет огромный пушистый кот Барсик, на полках по периметру стен ; библиотека из сотен книг. Недалеко от кельи ; деревянная церковь в русском стиле. И ни единой души на несколько километров вокруг. Без лодки, без местного проводника сюда не добраться.
В мирском пространстве об отце Романе говорят и пишут разное ; от героических легенд до пошлых небылиц. Возможно, это неизбежное следствие того, что о его сегодняшнем дне практически ничего не известно. Впрочем, ничего особенного и не происходит, священник-поэт по-прежнему служит, трудится, пишет новые стихи и продолжает свой монашеский подвиг. Восемь лет он молчал — потерял голос, был «нем», но не глух ни к общественным событиям, ни к человеческому горю. Его сегодняшнее творчество — стихотворная публицистика, наполненная болью о мире, все больше погружающемся в «одноклеточное» существование. Однако и в этих стихах виден «лирический герой» — монах и философ, о котором мы пока так мало знаем.
Скит ВетровоСкит Ветрово
; На Ваше мировоззрение, творчество повлияли какие-то сильные впечатления детства и юности? Хотелось бы узнать немного о том времени, когда Вы еще не были ни монахом, ни поэтом.
; Вера была во мне с ранних лет, но укреплялась в молодости. Мать преподавала в школе, а, приходя домой, доставала потайной чемодан, вынимала оттуда иконы и молилась. Когда я заболел, она стала читать мне Евангелие. Оно было на русском языке, с прекрасными иллюстрациями. Из всего Евангелия я запомнил Христа и Иуду. И душа приняла Христа ; сразу, поскольку еще не знала грехов.
Но что такое вера без Церкви… Жизнь без исповеди, умножение страстей, когда ты без покаяния, без благодати варишься в собственном соку. В студенческом возрасте я стал искать смысл жизни вне церковных стен. К кому бы ни обращался тогда, первый вопрос задавал такой: для чего вы живете? В поисках ответа хотелось прочесть Библию. Но священник, к которому я пришел с этим, дал мне только «Журнал Московской Патриархии»…
Самый трагикомичный момент ; я подошел к преподавателю философии и спросил: «В чем смысл человеческого бытия?». А он ответил: «Да брось ты об этом думать. Живи, как растение». Это меня убило. Ведь так сказал тот, кто, кажется, уж точно должен был ответить студенту, для чего нужно жить. Человек — не растение. Даже кошка выше растения. Получается, что он мне и собачьей жизни не предложил.
Я подумал: ладно, пусть так. И занялся арифметикой: представил себе весы. На одну чашу я кладу свою временную жизнь, на другую — вечную. Допустим, я проживу здесь восемьдесят лет. Хотя, для ровного счета, возьмем шестьдесят. Треть жизни мы спим ; вычтем ее. Ближе к старости начинаются костыли, аптеки, больницы… Остается всего два десятка продуктивных лет, из которых, может быть, наберется один счастливый год. Неужели этот год, да пусть даже десять лет, может заменить вечность? Даже если бы в ней ничего не было, если бы… И вообще, почему ты должен радоваться одному счастливому мигу, а потом ты умрешь и станешь удобрением. Был ли ты хорошим или плохим, нет разницы — ведь ты же удобрение. Меня поразил этот вывод, и следующая мысль была: «Господи, помоги! Сохрани от такого жуткого самоуничтожения, от пути в никуда». Я понял, что невозможно, проводя жизнь без Бога, стать человеком.
; Тогда к Вам и пришло решение оставить мир и связать свою жизнь с Церковью?
; Еще будучи школьником, я полюбил Божию красоту природы. Мог часами смотреть на холмы, на разлив Десны, на звезды. Хотелось жить так, чтобы никогда с этой красотой не расставаться. И в предпоследнем классе школы я сказал, что поеду поступать в семинарию. Но мать попросила: сынок, дай мне хотя бы до пенсии доработать. Ведь в случае поступления ее бы просто выгнали, лишили учительского места. Пришлось поступать в университет, на филфак.
Но «искра» ; осталась, никуда не исчезла. Однажды, уже студентом, как-то попал на сакман. Это такая «точка» в степи: домик чабана, вокруг на десять-пятнадцать километров никого нет, только стада овец. И вот, в уединении, среди полыни вдруг родились такие строки:
Я хочу стать схимником, высохшим скелетом,
Быть длинноволосым, типа чернеца,
И в озерной глади видеть не поэта,
А лицо бродяги-мудреца.
Мне было восемнадцать или девятнадцать лет. Я ничего не знал ни о жизни в монастырях, ни того, где они находятся. Тогда никто ничего не говорил, не объяснял ; и вдруг мысли о монашестве. Это был призыв, Господь стучал в сердце. И вот этот звук ; глас Божий ; стал слышен среди тишины и коснулся души.
Монашество я принял позже. Не мог оставить мать, сестра работала на Севере. После университета трудился в разных местах, пел в доме культуры. Было такое состояние, когда тобой довольны все, и ты всем доволен, но отдаешь себя и ничего не приобретаешь. Люди расходятся, остаешься один на один с аппаратурой, и начинается встреча с собой. Вдруг понимаешь, насколько ты нищ. Страшный момент… Почувствовал, что задыхаюсь, хотя меня никто не считал ни унылым, ни грустным. А в какой-то момент понял: дальше так жить не могу. Мать была к тому времени устроена (впоследствии приняла монашеский постриг), и я ушел в монастырь.
; Как поэт, как человек творческий Вы сформировались, уже будучи иеромонахом?
; У меня были мирские стихи и песни. Первые тетрадочки ; самое детство, потом в десятом классе очень много писал. Были рассказы, несколько повестей, одна сатира… Все это уничтожил. И слава Богу. Ведь это было творчество нецерковного человека ; что оно могло дать?..
Еще до перестройки, в восьмидесятые годы, принес свои сборники, прозу и поэзию, в Брянское издательство. Решил прийти в литературу «огородами» ; не через газеты и журналы, а как автор книг. Мне пообещали: посмотрим, приезжайте через месяц. И в следующую встречу, с уважением таким, говорят: издадим, только нужен «паровоз» ; стихотворение о Ленине и партии. Очень хотелось иметь свой сборник, но на сделку с совестью пойти… Если бы я исполнил тогда их просьбу, то был бы не знаю кем. И носился бы потом с этим сборничком: смотрите, какой я великий! Потом был бы второй сборник, третий ; а понятий-то духовных нет. Только бы тщеславие росло. Милость Божия, что я боялся сфальшивить — и Господь сохранил от этого пути.
Помню, как уже в монастыре открыл одну из духовных книг — это была «Невидимая брань» Никодима Святогорца. И был так потрясен, что чуть не заплакал. Читал и думал: вот что мне надо было в юности! А нас в университете кормили Боккаччо и ему подобными «шедеврами». Не хочу оценивать свою поэзию. Но если поэтическое слово коснулось сердец слушающих или читающих и привело в храм Божий, то это и есть высшее предназначение поэзии. Тот, кто ходит перед людьми, а не перед Богом, еще не состоялся как личность: он не имеет опоры, ведь опора ; один Господь.
; Более десяти лет Вы пребываете совершенно один, в настоящей глуши, в скиту. Там легче пишется?
; По состоянию здоровья я ушел за штат, по благословению архиерея и старца ; в скит Ветрово. Сначала по болезни, а потом так и остался. Работаю там, пишу иконы, хотя не считаюсь иконописцем, только учусь. Меня всегда влекло уединение, в котором по-другому воспринимаешь красоту. Слышишь пение соловьев, разбойничий свист скворцов, крики журавлей. Не можешь надышаться ароматом цветущих лип. Не устаешь удивляться красоте белых лилий. А как прекрасен заснеженный лес! В любое время природа славит Бога.
Процесс творчества необъясним. Читаешь Псалтирь и вдруг видишь поэтическую строку «темна вода во облацех воздушных» ; это же такой образ! И я его, конечно, включил в одно из своих стихотворений.
Темна вода во облацех воздушных,
Черна вода моих прошедших дней.
Разные бывают состояния. Не пишу, когда не пишется. Быть ремесленником ; зачем? Если во мне что-то начинает звучать, стараюсь эту тему раскрыть, оформить в стихи. Если ничего не звучит, лучше пойду почитаю, потружусь.
Работая над стихами, держу под рукой старославянскую Библию и словарь Даля. Это такая гармония… Откройте словарь, почитайте хотя бы о масти лошадей: вороной, пегий, саврасый… Сколько забытых слов! Учим детей чирикать по-иностранному и забываем наш величайший язык.
Стихов у меня сейчас, изданных ; более тысячи. Но большинство из них не могу прочесть наизусть. Просто не запоминаю — зачем?.. Дай Бог нам, монахам, не забыть имя Божие — это самое главное. А стихи — это только путь к Церкви. Понимаете — путь, а не самоцель. Цель — Христос.
; Ваш последний на данный момент сборник, вышедший небольшим тиражом в прошлом году, включает много гражданских, злободневных стихов. И называется «Одинокий путь». Кажется, Вы действительно во многом одиноки. Почему так? Это доля «пророка в своем отечестве»?
; Пророк ; это тот, кто говорит по воле Божией, и именно то, что Господь хочет сказать людям. А есть просто трезвый взгляд на происходящее. Если вижу, что ребенок ползет к горячему утюгу, не нужно быть пророком, чтобы сказать, что он обожжется. Если мы видим, куда все устремились, да еще с нарастающей скоростью — необязательно быть пророком, чтобы понять, куда придем.
Иногда стихи приходят после молитвы. Это как передышка для души, перед тем как нырнуть в окружающий мир. Иные пишутся на злобу дня. Возможно, их и не стоит называть поэзией в полном смысле слова — трудно на поэтическом языке говорить о нашей современности. Но как патриот не могу молчать. Хотя и «получаю» порой за это ; и слева, и справа. Стихотворения, выражающие гражданскую позицию, не всех устраивают. У меня есть неизданная книга, называется «Ратные стихи». И пока нет издательства, которое согласилось бы их напечатать. Слишком ратные, говорят. Но монах, христианин — это воин Христов. Мне больно за свое Отечество, за свой народ ; не кривлю душой, потому и касаюсь этих тем.
Невозможно угодить всем. У Достоевского есть такие слова: «Мое направление, за которое не дают чинов». Кому-то нужно говорить, невзирая на лица, чины, не идя на компромиссы с совестью.
Беседовали Дмитрий Андреев, Елена Сапаева
* * *
Не разрывайте Истину на мнения.
Вы скажете: отчасти правы все?
Но это полнолуние осеннее
Не отразить мерцающей росе.
Ах, это отражение отчасти,
Мерцанье, не колеблющее тьму.
Отчасти кем-то познанное счастье
Не даст Блаженства в Вечности ему.
Святая Вечность – Богооткровенье…
Безвременность, Бескрайность, Полнота.
Мы и тебя меняем на мгновенье,
На жизнь, на миг летящего листа.
Как жаждет изнывающий от солнца
Водою освежиться за труды!
Но брызгам долгожданного колодца
Не заменить колодезной воды.
Нет ничего на свете окаянней
Неполной правды – в ней всегда обман,
А капля оживает в океане
И гибнет, оставляя океан.
О, неделимость Истины Превечной,
Премудрость и Препростость бытия,
Почто дробит тебя дух человечий
Безумством человеческого «я»?
Любое отраженье – искажение,
Любое осуждение – не суд…
Не разрывайте Истину на мнения,
Взгляните на дрожащую росу.
15 марта 1991. Санкт-Петербург
* * *
Блажен, кто Истину не продал,
Блажен, кто в Правде устоял.
Речь не о вас, певцы свободы,
(И не о нас, душе моя).
Увы, увы! Хвалиться нечем
И тем, и этим, и другим.
Одни и те же лица, речи,
Один и тот же праздный гимн.
А ты, поэт? О чём вещаешь,
Держа плакатный матерьял?
К какой свободе призываешь,
Свою свободу потеряв?
Кому витийствуешь в угоду?
Иль одолел тщеславья червь?
Что за глаголы шлёшь народу,
Народом величая чернь?
Почто во всём великолепье
Десницу к небесам воздел?
И я, понятно, не за цепи,
Но за свободу от страстей.
Бесстрастие – удел немногих,
Познай, зовущий в никуда:
Свобода истинная в Боге,
Она – Христом и для Христа!
Поэт – кто, суету отбросив,
Перечеркнёт плотское «Я».
Поэт – всегда хоругвеносец
На крестном ходе бытия.
С тех пор, как Бога позабыли,
Народы шествуют во лжи.
И люди Истину разбили
На много правд – своих, чужих.
И мыслят страстные поэты,
Хотят друг друга побороть.
Но Истина не будет чьей-то:
Она для всех, Она – Господь.
И если Бог святую лиру
В перста избранные вложил,
Не оскверни служеньем миру,
Ему, Единому, служи.
27 марта 1991. Печоры
* * *
Страх Господень – авва воздержания,
Воздержанье дарит исцеление.
Лучшая поэзия – молчание,
Лучшее молчание – моление.
Лучшая молитва – покаяние,
Покаянье тщетно без прощения.
Лучшее пред Богом предстояние –
В глубине высокого смирения,
Я забудусь в таинстве молчания
Пред иконой чудной «УМИЛЕНИЕ».
Да очистят слёзы покаяния
Высшую поэзию – моление.
28 марта 1991. Печоры
* * *
Прелесть – уклонение от Правды
В помышленьях и делах – во всём,
Прелесть в этой жизни ходит рядом
С фарисеем, но не с мытарём.
Прелесть по наружности святая,
Но смиренья ей не понести.
Из одной в другую попадаем,
Чтобы третью встретить на пути.
Если ты уже в её тенетах,
В прелести себя не сознаешь.
Прелесть – как земля у горизонта,
И рукой коснёшься – не дойдешь.
Прелесть не скупится на причуды,
Всё в чужом обличье предстаёт.
Если ж кто признал себя прельщённым,
Тот обрёл свободу от неё.
30 марта 1991. Лисьё
* * *
Сомненье – чадо маловерья.
Оно искусно в словопренье,
Оно внушает велегласно,
Что все старания напрасны…
Зачем стучать? Никто не примет.
Зачем искать, терпя лишенья?
Идущему грозит паденье.
Куда идти и кто подымет?
Совсем не падает лежащий,
И вообще, безгрешен спящий.
Остановись, пророче лгущий!
Одна есть Правда – Правда свыше…
И отверзается толкущим,
И обретает тот, кто ищет.
Почто злорадствует лежащий,
Он – постоянное паденье.
И где проснётся ныне спящий,
Уж не во сне ль его спасенье?
Страданья, скорби – каждый знает:
Терпеньем душу очищают…
И я шепчу, теряя силы,
Кровавя скользкую дорогу:
Вода стоячая – трясина.
Благословен идущий к Богу.
4-5 апреля 1991. Лисьё
* * *
Не судите о древе по листьям, отпадшим от древа.
Знать, не вовремя вам захотелось отведать плодов.
Если б каждый садовник зимой, руководствуясь гневом,
Порубил дерева – мы б остались тогда без садов,
1991
* * *
Когда вода самозамкнётся,
Прервав с источником общенье,
То вырождается в болотце,
Не замечая вырожденья.
Когда листва с дерев спадает
(Сия пора воспета музой),
Её метёлкою сметают
И величают словом «мусор».
Когда пророк захочет сбиться
С пути, указанного свыше, –
Пророка обличит ослица
За то, что Бога не услышал.
О, Древо Вечное, Живое!
Источник мой, дышу мольбой,
Чтоб отпадающей листвою
Не оказаться пред Тобой.
6 апреля 1991. Лисьё
* * *
Как я стремился к иноческой доле!
Увы, увы! Подъять ея не смог.
Попрал обеты вольно иль неволей.
Да судит Бог.
Меня всегда влекло уединенье,
Но жил в миру, который не отверг.
И это раздиранье-раздвоенье
Вещало мне: «Ты ветхий человек».
Я и не тёк в заоблачные выси.
(И на земле не всякий устоит),
Шёл напрямик, а ежели разбился,
Надеюсь, что Господь меня простит.
И верится, что по молитвам Старца
Изгладит не одну мою вину.
И слышится: «Реки, чтоб оправдаться,
И Я грехов твоих не помяну».
6 апреля 1991. Лисьё
МОЛЕНИЕ
Возжадала душа приобщиться из Чаши моления,
Затворилась от всех, от непрошеных помыслов, чувств.
Затаилась во тьме, испросила слезами прощения
И, смирясь до зела, приступила к Искусству искусств.
И в священном безмолвье, узнав приближенье Желанного,
Позабыла мольбы, чем готовилась Гостя принять.
Воспарила душа, ощущая в себе несказанное,
И истаяла в Нём, не успев даже слова сказать.
7 апреля 1991. Лисьё
* * *
День скорби моея! День очищенья!
Ты поразил собой иные дни,
Оставив мне взывать в уединенье:
«Или, или, лима савахфани!»*
Ты обнажил, наставниче суровый,
Ложь человечу, бренность бытия.
И на суде молчание Христово
Явил душе, день Скорби моея!
26 апреля 1991
* Боже мой, Боже мой! Для чего Ты
меня оставил? (Матфея 27, 46)
КАПЛЯ ПРАВДЫ ПЕРЕВЕСИТ МИР…
Хотя и рядом, да не вместе
И грех, и святость столько лет.
Но капля Правды перевесит
Греховный мир – прельщенный свет.
А ложь над новым поколеньем
Восходит Истиной, как встарь.
И хулит Бога в ослепленье
Из праха созданная тварь.
Увы, неправда не престанет
Собой вселенную питать…
И всё же капля перетянет –
Пречудной силою Креста.
11 мая 1991. Корецкий монастырь.
* * *
Тридцать семь – хорошее число.
До него не дотяну немного.
Впрочем, и за это Слава Богу,
Что грустить – хорошее число.
Изрекли светила приговор
(Медицина всё на свете знает),
Но живу, однако, до сих пор, –
Может быть, земля не принимает?
Пожил я. Чего греха таить,
И такую истину взлелеял:
Умирать не в радость, да и жить
Тоже не намного веселее.
Слишком рано выстрадал ответ,
Не изгнав мучительную жажду,
И кромешный мрак, и Чистый Свет
Довелось увидеть не однажды.
И лукавых старцев лицезреть
Во святых обителях случалось.
(Где была тогда подруга-смерть,
Что ж тогда некстати затерялась?)
Утешенье! На кругу земном
Сквозь мои просачивалось пальцы.
Дом печали, мой желанный дом,
Принимал меня как постояльца.
Жизнь моя! И грех и благодать!
Жизнь моя! Паденья и восстанья!
Слава Богу, я пришёл страдать,
Находя отраду в покаянье.
Тридцать семь – хорошее число.
До него не дотяну немного.
Впрочем, и за это Слава Богу,
Чту грустить – хорошее число.
1997, Санкт-Петербург
* * *
Прослыву на миру нелюдимым, угрюмым и гордым,
Схоронясь ото всех в заповедных, пустынных местах.
Коль нельзя без молвы, именуйте меня кем угодно,
Оправданья излишни, зачем, все понятно и так.
Вы, конечно же, правы (вы были такими и прежде).
Постоянство сие похвалю, но не в данный момент…
За окном листопад пред зимой расстилает одежды.
Я один… И темна под дождём облетелая ветвь.
19 апреля 1991. Печоры

Фильм Путь к одиночеству 2013 года, смотреть онлайн!

Главный герой в молодости был отвязный музыкант. Он играл в студенческой группе, исполняющей современный рок, а после построил карьеру известного гитариста. Он самостоятельно сочинял тексты и был автором многих известных песен, Но к тридцати годам у него случилось прозрение. Он вырос, стал мудрее. Картера на музыкальном поприще показалась ему глупой затеей. Он перестал петь и писать. В это время на его голову свалился уход жены. Развод был последним катализатором на пути к депрессивному состоянию. Материальное положение оставляло желать лучшего.

Единственным ключом к жизни была его маленькая дочка. Благодаря ей, ему приходилось часто видеть жену и выслушивать скандалы. Вскоре взяв себя в руки, он устроился преподавателем музыки и принялся обустраивать мастерскую по починке инструментов. У лучшего друга в семье также произошел разрыв. Он поссорился с женой – давней подругой главного героя, и они разбежались в разные стороны. Чтобы утешить старую приятельницу, он начинает проводить с ней время, в надежде облегчить страдания и попытаться поддержать в нелегкий момент. Но постепенно они не только находят эликсир, отвлекающий от насущных проблем, но и начинают испытывать страстные чувства.

Библия об одиночестве

На наш взгляд, одиночество – это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений, общения, взаимопонимания, любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная).

2. ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОДИНОЧЕСТВО:
Одиночество не возникает за один день. Оно может быть результатом всей жизни или характера человека. Оно может быть последствием какого-либо события или травмы, пережитой человеком. Иногда мы даже не подозреваем о том, что теми или иными поступками или действиями сами себя загоняем в тупик одиночества.

А. Воспитание.
Некоторые люди имеют тенденцию к одиночеству из-за определённых событий и обстоятельств, произошедших в их раннем детстве. Например, у ребёнка, чьи родители сдерживали свои чувства или, наоборот, были излишне критичны в своих высказываниях, могут сформироваться комплексы, которые в будущем негативно отразятся на его умении взаимодействовать с окружающими. Одни из них так и не научатся нормальному общению и дружбе со сверстниками. У других может сформироваться резкий и агрессивный характер, который будет отпугивать и отталкивать окружающих. Третьи будут обречены на одиночество из-за чересчур заниженной самооценки и боязни быть отвергнутыми обществом. Одиночество может стать стилем жизни у тех, кто так и не сумел развить в себе межличностных навыков и способностей, таких как коммуникабельность и т.п.
Библейский пример человека с неразвитыми межличностными навыками – это сварливая жена, о которой в книге Притчей Соломона сказано следующее: Притч.21:9 «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме». Притч.21:19 «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою».

Б. Социальные факторы.
Существует ряд социальных факторов, играющих на руку одиночеству. Мы живём в век научно-технического прогресса, когда человек легко может обойтись без помощи другого человека. Сегодня мы можем делать многое, не выходя из дома. Телевидение и интернет заменили нам родственников и друзей. Многие пожилые люди страдают от одиночества из-за боязни выйти из дома в связи с возросшим ростом бандитизма. Постоянная занятость на работе или частые переезды мешают развитию тесных дружеских взаимоотношений между людьми.

В. Обстоятельства.
Одиночество также может быть результатом жизненных обстоятельств. Несемейные, разведённые или овдовевшие люди более склонны к одиночеству в силу своих обстоятельств. Однако от одиночества может страдать даже семьянин, взаимоотношения в семье которого лишены взаимопонимания, любви и близости. Также жертвами одиночества по обстоятельствам могут стать студенты, находящиеся на учёбе вдали от дома; специалисты, вынужденные проводить время в частых командировках; пожилые люди, чьи дети и внуки переехали в другой город или страну, а также больные и инвалиды. Кроме того, так называемые «трудоголики» и представители отдельных профессий (например, компьютерщики) также могут стать жертвами одиночества. Все эти люди принадлежат к группе риска стать одинокими людьми по обстоятельствам.

Г. Привычки и пороки.
В некоторых случаях люди становятся одинокими благодаря своим нехорошим привычкам, или порокам. Так алкоголизм, наркомания, алчность или расточительность (азартные игры) способствуют тому, что человек лишается и семьи и друзей.
Кроме того, зачастую одинокие люди усугубляют своё одиночество такими пороками, как алкоголизм, наркомания и пр. Сегодня количественный рост банд, сект и культов во многом объясняется увеличением количества людей, которые не в состоянии избежать одиночества иным способом.
Оной из самых распространённых причин одиночества является эгоизм. Эгоисты любят использовать окружающих. Они начинают с родных и близких, но скоро остаются без друзей. Тогда они начинают использовать знакомых и соседей. Но вскоре и те отворачиваются от них. Часто эгоисты остаются одними потому, что не любят никого ни о чём просить и, как следствие, не любят никого благодарить.

Д. Экономические причины.
Иллюстрацией к этому пункту может быть поговорка: «Сытый голодного не разумеет». Не секрет, что когда человек беднеет (или теряет своё состояние) от него многие отказываются и отворачиваются, тем самым, обрекая его на одиночество. В то же самое время известно множество случаев, когда богатые люди в силу своего положения в обществе и по причине своего огромного состояния кончали жизнь самоубийством по причине одиночества.

3. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОДИНОЧЕСТВА
А. Одиночество может подтолкнуть к греховным взаимоотношениям.
Взаимоотношения с людьми является противоположностью одиночеству. Именно поэтому для большинства людей интимные взаимоотношения с представителями противоположного пола являются попыткой избавится от одиночества. Иными словами, стараясь избежать одиночества, люди вступают в греховные взаимоотношения. Однако эти люди не понимают, что физическая близость не может полностью удовлетворить и насытить опустошённое одинокое сердце. Половая близость может лишь отвлечь на время, но не в состоянии устранить проблему одиночества.

Б. Одиночество может негативно отразиться на наших финансах.
Некоторых людей приступы одиночества побуждают идти в магазин и делать ненужные покупки, чтобы хоть на время забыться и пережить эмоциональный подъём. Однако этот подъём длится недолго и, как правило, больно бьёт по кошельку.

В. Одиночество может деформировать нашу самооценку.
Одно из самых опасных последствий одиночества – это заниженная самооценка. Человек с низкой самооценкой верит в свою бесполезность и никчёмность. Он считает себя ненужным ни Богу, ни людям, и даже может поставить под сомнение необходимость своего существования.

Г. Одиночество может привести к развитию болезней и к самоубийству.
Наше тело и эмоции взаимосвязаны. Приступ одиночества может привести к озлобленности, депрессии, которая позже может вылиться в физическое недомогание и, в некоторых случаях, к сумасшествию.
Кроме того, многие люди, впадающие в депрессию имеют тенденцию к чревоугодию: они начинают есть для того, чтобы на время забыть о своей проблеме и пережить хотя бы временный эмоциональный подъём. Этот подъём длиться недолго, и, как правило, негативно сказывается на здоровье переедающего человека.
В некоторых случаях одиночество может даже привести и к самоубийству. Это происходит тогда, когда человеку кажется, что смерть его тела не усугубит одиночество, а полностью прекратит жизнь не только тела, но и души.

II. БОРЬБА С ОДИНОЧЕСТВОМ

Некоторые советуют одиноким людям вступить в какой-нибудь клуб или побольше времени проводить в путешествиях. Это неплохие идеи, но необходимо помнить, что они не являются решением проблемы одиночества. Приведённые ниже советы помогут вам вырваться из порочного круга мыслей, эмоций и поведения, ведущих к одиночеству.

Не хорошо быть человеку одному (Бытие 2:18)

Категория: Цитаты из Евангелия Создано 20.11.2013 20:42

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:18-24)

Протоиерей Владимир Воробьев, из статьи «Православное учение о браке»:

…Создание мужского и женского пола описывается в книге Бытия как дело особенного Промысла Божия. Каждый день творения заканчивается словами о том, что Господь посмотрел и увидел, что все сотворенное «добро зело». Когда же Господь сотворил первого человека Адама, то через некоторое время сказал: «Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2: 18). Удивительный контраст: до сих пор все было хорошо, а вот Адам не нашел полноты жизни один. И Господь, увидев это, сотворил ему в помощника жену. Это было необходимостью, без жены бытие человека не было полным, оно не было «добро зело». Таким образом, замысел Божий не осуществился, пока не была сотворена жена. И только вместе мужской пол и женский достигают той гармонии и полноты, которые достойны замысла Божия о человеке.

В Новом Завете апостол Павел свидетельствует: «все вы — сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26-28). По-славянски «Всибо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: Елицыбо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть иудей, ни еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: всибо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3: 26-28). Мужской и женский пол имеют одну природу, то есть онтологически нет существенной разницы между мужчиной и женщиной. Достоинство мужчины и женщины пред Богом одинаково, но они отличаются между собой как две части одного целого. Ни одна из этих частей не может быть полной без другой, пока не достигнуто единство, или без какого-то особенного действия благодати Божией.

Учение о сущности отношений между мужчиной и женщиной только в христианстве достигает той полноты, красоты и совершенства, которых нет больше ни в каком ином учении, ни в какой другой философии. Это учение совершенно естественно выражается в учении о браке.

Брак понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, которое совершается Самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни, существенно нужным для совершенствования, для осуществления своего предназначения, для преображения и вселения в Царствие Божие.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *