ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЯ

Когда я сажусь за уроки, просто делаю вид, что учу.

М.

Здравствуйте,

Я учусь в 11-ом классе, совсем скоро экзамены, выпуск, нужно думать об экзаменах и аттестате… А я совсем не могу учиться… Распорядок дня у меня довольно забитый, ни на что кроме учебы времени нет. Домой я обычно прихожу не раньше, чем в 7:30 вечера. Когда прихожу, опять перекус, уроки. Это в идеале. Но в последнее время я не могу делать уроки, исключение составляет только математика, которую я делаю на переменах в тот же день, когда задали, она требует не так много сил. А вот немецкий, английский, литература, история, биология и весь остальной список, в котором всего 20 предметов, мне больше не подвластны. Особенно задания, где нужно составить конспект или написать сочинение. Если нужно рассказать текст на любую тему устно, скажем, на английском или немецком (мои профильные предметы), то я запросто импровизирую, даже упражнения по грамматике в тетрадь пишу быстро, но сочинения в письменном виде меня убивают. Когда я сажусь за уроки, я просто делаю вид, что учу, не знаю зачем. Через некоторое время я просто на все забиваю и ложусь спать. На следующий день, когда нужно опять что-то делать, я вспоминаю о том, что нужно сделать еще и предыдущее задание, от этого просто не хочется жить, это как снежный ком, который увеличивается и вот-вот тебя раздавит… Я так больше не могу. Помогите, пожалуйста!

Р.М.

Куда поступаешь и на кого собираешься учиться?

М.

Поступать хочу в универ, на факультет китайской филологии. После университета хочу работать переводчиком, можно литературный перевод, а вообще есть мечта, но не знаю, сбудется ли она, поехать в Китай, или же по работе, или же работать или учиться там.

Р.М.

По каким предметам труднее всего?

М.

Труднее всего мне приходится с историей… Я никак не могу запоминать даты и события. Вернее, приблизительно, что происходило я могу запомнить, но не конкретно… Вообще, все могло бы быть просто чудно, если бы не учеба в школе, из-за которой и возникают почти все мои проблемы… Это монстр, пожирающий мое время без какого-либо чувства меры… Я никак не могу выучивать все полностью, а списывать я просто не умею. Больше всего времени уходит на выполнение всяких конспектов, на их изучение, а в итоге знаний так и не прибавляется! Просто каша какая-то в голове получается и все. Это же пустая трата времени, себе в ущерб, а не учеба! Я постепенно истощаюсь, не только морально, но и физически. Когда я пытаюсь отдохнуть, это только отбирает время и не дает результатов.

Р.М.

Опиши свой стандартный будний день?

М.

Просыпаюсь я обычно около 6:30, собираю сумку (если вечером не успела), кушаю и т.д. (как показывает опыт, это не лишняя трата времени), я не крашусь, что значительно уменьшает время на сборы, выхожу из дома в 7:30, в школе нужно быть в 7:45 — это предел. Домой я прихожу около 4:00. Дома я кушаю, переодеваюсь. Потом еду на автобусе на курсы. Снова домой я возвращаюсь только в 8 вечера. Теперь нужно учить все остальное — читать литературу, писать конспекты, тексты. Это съедает около четырех часов моего времени. Спать я ложусь в 12 ночи и позже. Потом все повторяется. Обычно, я чувствую себя, как выжатый лимон.

Р.М.

В лени тебя упрекнуть точно нельзя, ты вкалываешь как лошадь. Не я придумал эту потогонную систему подготовки к экзаменам, так что изменить эту систему тоже ни в моих, ни в твоих силах. Ты писала, что ты не умеешь списывать. Что это значит? Расскажи подробнее?

М.

Большинство моих одноклассников никогда не парятся насчет самостоятельных или контрольных, никогда ничего не учат, так как на уроке просто списывают, либо со шпаргалки, либо с чужой тетради, либо с учебника и т.п.. Я же за все время, проведенное в школе, так и не научилась списывать. Я не могу, это как-то неправильно, недостойно… Даже когда я уже хочу попытаться, мне кажется, что учитель просто не может этого не заметить, ничего не выходит. А самое обидное, что у тех, кто нагло катал и я это знаю, и знаю, что они знают предмет намного хуже, чем я, оценки почти всегда лучше.

Р.М.

Теперь понятно в чем твоя проблема. Ты одинаково добросовестно пытаешься учить и то, что тебе нужно и то, что тебе не нужно. (Ты так привыкла). И когда ты списываешь, ты испытываешь сильное чувство стыда. Но при сегодняшних нагрузках для школьников невозможно все учить одинаково добросовестно. А значит тебе нужно (как бы это кощунственно не звучало) научиться списывать те предметы, по которым ты не будешь сдавать ЕГЭ, и которые нужны только для среднего балла в аттестате. Другого выхода я не вижу. И еще почитай если не читала онлайн консультацию — «МНЕ СТЫДНО, ЧТО Я НЕ МОГУ УЧИТЬСЯ» — чем-то похоже на твою ситуацию.

М.

Большое спасибо за ссылку (этот случай действительно похож на мой) и за совет. Наверное, это далеко не наихудший вариант, если хочу дожить до поступления благополучно. Так будет намного проще, ведь нужно будет распылять внимание уже не на 20, а максимум на 7 предметов! А это же значит больше времени на то, что необходимо и меньше каши в голове! Конечно, это не очень хорошо с точки зрения учителя, но в данной ситуации уже не до того. Тем более после того, как мой организм стал отчаянно сигналить о своих неполадках обмороками. Большое спасибо еще раз за ценный и практичный совет!

Р.М.

Удачи

Все он-лайн консультации публикуются только с согласия консультируемого.

Читать все статьи на тему

Как заставить себя учиться

Почему мы делаем только то, что надо, а не то, что хочется?

Я студентка второго курса. Специальность дизайн. Обращаюсь, наверное, с совершенно обычной для многих студентов проблемой: не могу заставить себя учиться. Времени до сессии остается все меньше и меньше, а долгов все больше и больше. Не могу сказать, что на меня «напала» лень, но какая-то апатия. Совершенно ничего не желаю делать. Не потому что мне стыдно прийти неподготовленной, или ничего не понимаю на лекциях, а просто совершенное нежелание к чему-либо. Не получается разобраться «почему?». Надеюсь на вашу помощь.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ САЙТА

КАК ВЫБРАТЬ МЕЖДУ ДВУМЯ МУЖЧИНАМИ КАК БОРОТЬСЯ С ЛЕНЬЮ ЧУВСТВО ВИНЫ

Я РАССТАЛСЯ С ДЕВУШКОЙ ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ПРОКРАСТИНАЦИЯ КАК ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ УЧИТЬСЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

КАК ПОБОРОТЬ ЛЕНЬ СУБЛИЧНОСТИ КАК ПРОСТИТЬ ИЗМЕНУ

ЛЮБОВЬ К ДРУГУ КАК ПОМИРИТЬСЯ С ДЕВУШКОЙ КАК ВЫБРАТЬ ПСИХОЛОГА

СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ АРХЕТИПЫ УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

Задания на время карантина

График консультаций учителей-предметников на время карантина

Задания для учащихся с 12 по 15 мая

Задания для учащихся 2 класса

Задания для учащихся 3 класса

Задания для учащихся 4 класса

Задания для учащихся с ОВЗ

Задания для учащихся по биологи, географии Зацепина Г.В.

Задания для учащихся по химии, биологии, географии Наумова Т.М.

Задания для учащихся по английскому языку

Задания для учащихся по немецкому языку

Задания для учащихся по русскому языку и литературе Дергунова З.А.

Задания для учащихся по русскому языку и литературе Малыхина Т.И.

Задания для учащихся по русскому языку и литературе Наумова Е,В.

Задания для учащихся по физике

Задания для учащихся по математике Чернышова Л.А., Скоморохова В.И.

Задания для учащихся по истории и обществознанию Панина Л.А.

Тестовое задание для учащихся 6 класса Панина Л.А.

Задание для учащихся по истории Наумова Н.И.

Задания для учащихся с 5 по 8 мая

Задания для учащихся 1 класса

Задания для учащихся 2 класса

Задания для учащихся с ОВЗ

Задания для учащихся по истории, обществознанию Панина Л.А.

Задания для учащихся по истории, обществознанию Наумова Н.И.

Задания для учащихся по биологии, географии Зацепина Г. В.

Задания для учащихся по химии, биологии, географии Наумова Т.М.

Задания для учащихся по русскому языку Малыхина Т.И.

Задания для учащихся по русскому языку и литературе Наумова Е.В.

Задания для учащихся по немецкому языку

Задания для учащихся по английскому языку

Задания для учащихся по математике

Задания для учащихся по физике

Задания для учащихся с 27 по 30 апреля

Задания для учащихся 1 класса

Задания для учащихся 2 класса

Задания для учащихся 3 класса

Задания для учащихся 4 класса

Задания для учащихся с ОВЗ

Задания для учащихся по английскому языку

Задания для учащихся по немецкому языку

Задания для учащихся по физике

Задания для учащихся по математике Афанасьева С.А.

Задания для учащихся по математике

Задания для учащихся по русскому языку и литературе Наумова Е.В.

Задания для учащихся по русскому языку и литературе Малыхина Т.И.

Задания для учащихся по химии, биологии, географии Наумова Т.М.

Задания для учащихся по биологии, географии Зацепина Г.В.

Задания для учащихся по истории Наумова Н.И.

Задания для учащихся по обществознанию Наумова Н.И.

Задания для учащихся по ОБЖ

Задания для учащихся по физической культуре

Задания для учащихся с 20 по 24 апреля

Задания для учащихся 1 класса

Задания для учащихся 2 класса

Задания для учащихся 3 класса

Задания для учащихся 4 класса

Задания для учащихся с ОВЗ

Задания для учащихся по немецкому языку

Задания для учащихся по английскому языку

Задания для учащихся по математике

Задания для учащихся по физике

Задания для учащихся по русскому языку Малыхина Т.И.

Задания для учащихся по русскому языку Дергунова З.А.

Задания для учащихся по русскому языку и литературе Наумова Е.В

Задания для учащихся по химии, биологии, географии Наумова Т.М.

Задания для учащихся по биологии, географии Зацепина Г.В.

Задания для учащихся по истории Наумова Н.И.

Задания для учащихся по обществознанию Наумова Н.И.

Задания для учащихся по технологии, физ.культуре Бочарников А.В.

Задания для учащихся с 13 по 17 апреля

Задания для учащихся 2 класса

Задания для учащихся 3 класса

Задания для учащихся с ОВЗ

Задания для учащихся по географии, биологии Зацепина Г.В.

Задания для учащихся по немецкому языку

Задания для учащихся по русскому языку Дергунова З.А.

Задания для учащихся по русскому языку Малыхина Т.И.

Задания для учащихся по физике

Задания для учащихся по физ-ре, обж

Задания для учащихся по математике

Задания для учащихся по английскому языку

Задания для учащихся по истории Наумова Н.И

Задания для учащихся по обществознанию Наумова Н.И.

Задания для учащихся по русскому языку, литературе Наумова Е.В.

Задания для учащихся по биологии, географии, химии Наумова Т.М.

Задания для учащихся с 6 по 10 апреля

Задания для учащихся 1 класса

Задания для учащихся 2 класса

Задания для учащихся 3 класса

Задания для учащихся 4 класса

Задания для учащихся с ОВЗ

Задания для учащихся по географии, биологи, химии

Задания для учащихся по математике

Задания для учащихся по немецкому языку

Задания для учащихся по русскому языку

Задания для учащихся по истории, обществознанию

Задания для учащихся по физике

Задания для учащихся по английскому языку

Задания для учащихся по физкультуре, обж

Задания для учащихся с 23 по 24 марта

Задания для учащихся 1 класса

Задания для учащихся 2 класса

Задания для учащихся 3 класса

Задания для учащихся 4 класса

Задания для учащихся с ОВЗ

Задания для учащихся по русскому языку и литературе

Задания для учащихся по истории, обществознанию

Задания для учащихся по химии, биологии, географии

Задания для учащихся по немецкому языку

/адания для учащихся по английскому языку

Задания для учащихся по физике

Задания для учащихся по математике 7,8,8б,10,11 классов

Задания для учащихся с 16 по 20 марта

Задания для учащихся 1-4 классов

Задания для учащихся о ОВЗ

Задания для учащихся по истории и обществознанию

Задания для учащихся 7,8,8б,10,11 классов по математике

Задания для учащихся 5-9 классов по математике

Задания для учащихся 5-11 классов по русскому языку

Задания для учащихся по биологии, химии, географии

Задания для учащихся по немецкому языку

Задания для учащихся по английскому языку

Задания для учащихся по физике

Задания для учащихся по технологии

Задания для учащихся с 11 по 13 марта

Задания для учащихся 1 класса

Задания для учащихся 2 класса

Задания для учащихся 3 класса

Задания для учащихся 4 класса

Задания для обучающегося с ОВЗ

Задания для учащихся по математике для 5, 6, 6 б классы

Задания для учащихся по математике 7, 8, 8б, 10, 11 классы

Задания для учащихся по физике

Задания для учащихся по русскому языку

Задания для учащихся по химии, биологии, географии

Задания для учащихся по немецкому языку

Задания для учащихся по истории и обществознанию

– Наташа, основной предмет конфликта между родителями и детьми – это домашка. С одной стороны, вроде бы понятно, что не надо делать домашку за детей, но в школе нам говорят постоянно, что мы должны помогать детям. Что скажешь: надо делать домашку вместе с детьми или нет? Это правильно или неправильно?

– Делать домашку за детей не нужно совершенно точно, потому что тогда мама научится писать, читать и считать, а ребёнок не научится. Делать ли домашнее задание вместе с детьми и контролировать ли – это уже второй вопрос. Как получается чаще всего сейчас, когда родители берут вопрос контроля на себя? Ребёнок идёт в начальную школу, с ним рядом садится мама, достаёт такую виртуальную скалку и сидит рядом с ним, пока он не сделает домашнее задание. Потом, спустя какое-то время, родителям начинает казаться, что ребёнок делает домашку сам. Но это иллюзия. Чаще всего работает скалка второго уровня, потому что ребёнок знает, что он получит «двойку», учительница эту «двойку» поставит, он придёт домой, и мама опять достанет скалку, которая вроде бы не существует, но на самом деле никуда не делась. Потом ребёнок поступает в институт. И что происходит? От сессии до сессии живут студенты весело, а в последнюю ночь всё учат. В данном случае скалкой выступает экзамен, или дедлайн, человек не привык работать от внутренней мотивации, он привык работать только от внешней мотивации, а эта мотивация появляется только во время сессии. Дальше уже деканат достает скалку, демонстрирует ее всем студентам, и они сессию сдают. Казалось бы, страшного ничего, всё это романтизировано, мы так выучились и получили свои, иногда даже красные, дипломы, и наши дети тоже выучатся. Потом выпускник приходит на работу, и там тоже самое: пока есть начальник, контроль, скалка, что тебя либо уволят, либо зарплату не выплатят, он может работать. Плохо то, что кто-то другой, а не он сам, организует его во временных рамках. И если вдруг взрослому человеку самому чего-то хочется (выучить второй иностранный язык, научиться танцевать, похудеть (я слышала, что такие желания тоже бывают)), он не может себя заставить, у него нет никакого дедлайна, нет внешней мотивации, нет никого, кто накажет, если чего-то не сделать. И он этого не делает.

– Я так понимаю, что этот залог дальнейшей успешной жизни человека – в самомотивации, в самоконтроле. И это в том числе начинается с домашнего задания. Как научить ребёнка его делать самостоятельно?

– Я считаю, что навык самоорганизации, самомотивации и целеполагания – штука полезная в любом случае, и в жизни обязательно поможет, и вполне можно начинать тренировку этого навыка именно с домашнего задания. Просто у нас чаще всего как? Ребёнок приходит, и мама говорит: «Иди делай домашку». Ребёнок, по мнению мамы, должен пойти и сделать, потому что маме кажется, что всё очень просто. При этом никому не придёт в голову первый раз сказать ребёнку: «Всё, иди приготовь ужин». Он же тысячу раз видел, как мы готовим ужин, или даже вместе мы с ним готовили. Но тем не менее мы для него разделим процесс на этапы, что нужно сделать, в каком порядке, где взять ингредиенты, какие понадобятся приспособления, и мы всё равно ребёнка будем этому учить. Выполнять домашнее задание – на самом деле достаточно сложно организованный процесс, которому ребёнка нужно в первую очередь научить.

– Как научить ребёнка этому процессу – делать домашнюю работу?

– Прежде всего мы раскладываем этот процесс для ребёнка на простые составляющие. Начинаем с «выбери время, когда ты будешь это делать». Нам часто кажется, что детям очевидно то, что очевидно нам, а это совсем не так. Иногда родительская задача – обратить внимание ребёнка на что-то, чтобы оно стало для него очевидным. Мы можем ребёнку показать: «Смотри, когда ты делаешь уроки в 11 часов вечера, тебе трудно. Ты не успел сделать уроки, тебе пришлось вставать в шесть часов утра, и ты сейчас недовольный, тебе тяжело». Не в плане порицания, не в плане того что «я же тебе говорила!». Ни в коем случае. А именно на уровне взрослого, который подсказывает ребёнку: «Обрати, пожалуйста, внимание, что тебе самому было бы легче, если бы…».

Первое. Мы можем помочь ребёнку понять, жаворонок он или сова. Есть дети, которым проще сразу после школы сделать, а родители начинают: «Нет, ты разденься, поешь, отдохни, потом будешь делать». А ему второй раз не собраться.

Есть дети, которым проще делать домашнее задание «до тренировки» или «после тренировки». Мы можем ребёнку помочь это время выбрать.

Второе. Мы можем помочь ребёнку определить, сколько у него есть этого самого времени. Я предлагаю очень простой способ. Дать ребёнку один пример и засечь время на секундомере, чтобы понимать, сколько времени занимает решение этого примера. Потом говорим: «Отлично, ты решил этот пример за тридцать секунд. Это значит, что десять примеров ты можешь решить за 300 секунд. Это очень мало. Всего пять минут, и ты будешь свободен. Давай попробуем». Дальше ребёнок садится решать десять примеров, но чаще всего 300 секунд не получается. Мы можем даже на видео снять и ребёнку показать: «Смотри, после второго примера ты отвлёкся и посмотрел в окно, вот здесь ты играл с ручкой, здесь кошку гладил. В итоге ты мог потратить на 10 примеров всего 300 секунд, а потратил в несколько раз больше». Надо показать ему это, потому что для ребёнка совершенно не очевидно, куда девается время, когда он делает эти уроки. Дальше мы, например, можем сделать ему расписание, в котором он сможет физически увидеть, сколько уроки могут занимать времени и когда у него освобождается время на что-то, чем бы он еще хотел заняться,

Главная задача – выбрать время и определить, сколько займет выполнение домашних заданий. Еще одна – как ни странно, начать. На самом деле есть два типа по отношению к «начать». Одним очень легко начать, им нравится сам процесс, они садятся, открывают тетрадку, красиво пишут «Домашняя работа», что-нибудь подчёркивают – и всё, и начинают смотреть в окно, гладить кошку и всё прочее. А вторым сложно заставить себя включиться. Но если начал, то сделает домашнее задание и на сегодня, и на завтра, и за брата, и за соседку по квартире, потому что он уже включился, ему комфортно, он будет продолжать работать и работать. И это опять же момент, который мы можем ребёнку помочь определить. Очень часто детям второго типа не хватает волевого усилия, и всё, что от нас нужно, это сказать: «Мой хороший, я знаю, как тебе не хочется, я знаю, как тебе сложно». Довести его до стола, посадить и сказать: «Мой хороший, я в тебя верю, у тебя всё получится, давай. Через 40 минут начинается интересный фильм». Или, соответственно, первому типу опять показать, что он уже начал, время уже идёт, столько-то времени прошло, что если ему важно отключаться и переключаться, он может включать себе таймер. Десять минут он делает уроки, три минуты отдыхает. Это учит ребёнка хотя бы десять минут работать и сосредотачиваться.

Дальше мы говорим с ребёнком о том, что ему нужно собрать, приготовить, определить, в каком порядке уроки делать и т.д. Мы можем поговорить о том, какие уроки проще делать в тот день, когда их задали, потому что «ты помнишь, как ты забыл вообще, что нужно было делать в упражнении». Или, если нужно учить какие-то устные слова, мы предлагаем ребенку способ, как их запомнить – написать их и развесить везде: в ванной, на кухне, в коридоре. Это не потому что мы так решили, а мы в обсуждении с ребёнком предложили ему, вместе с ним сделали, научили распечатать на принтере или написать эти слова четыре раза, или через кальку.

Дети, кстати, в диком восторге от кальки, попробуйте, они готовы проверять, сколько они могут прописать листов кальки и развешивать везде и всюду.

Потом, соответственно, мы должны поговорить вот о чем: как ребенок сделал домашнее задание, проверил ли. И на каждом из этих этапов, если у ребёнка что-то не получается, мы должны помочь ему найти причину и решить проблему. Это не из разряда «мы первого сентября научили его делать домашнюю работу, а второго сентября сказали делать ее». Нет. Какое-то время нам придётся все эти этапы пройти с ним вместе.

– Но всё это требует присутствия взрослого. Я рабочая мать, у меня просто нет времени. Я прихожу вечером поздно после работы, и максимум, на что есть время – это поужинать и о чём-то поговорить с детьми, почитать книжку. А эта методика, которую ты даёшь, требует большого вовлечения взрослого человека.

– В любом случае на первоначальном этапе кто-то должен научить ребёнка это делать. Это может быть папа, мама, можно бабушку привлечь в первом классе на какое-то время, взять няню или гувернёра, но обсудить с ним, что его задача в том числе показать и научить ребенка не русскому и математике, а самостоятельно делать домашнее задание. Потому что никакого другого пути, кроме как научить ребёнка этой деятельности, нет. Конечно, очень хорошо, когда частично этим занимается учитель, и он объясняет, как лучше делать уроки.

– Не связано ли в целом научение ребёнка самостоятельности с учебным процессом?

– Самостоятельность может быть из области самостоятельного принятия решения – «я решаю, ходить на этот кружок или не ходить на этот кружок», а может быть из серии «я сам хожу в этот кружок, который выбрала мама, с ключом на шее, готовлю обед и всё прочее, или не сам это делаю». И в этом случае снова включается та самая мотивация внешняя, которая может быть какой угодно. Ребёнок с ключом на шее знает, что он получит головомойку, если к приходу мамы всё не будет сделано. Самостоятельность ли это в плане самостоятельного принятия решения? Нет. Самостоятельность ли это в плане самостоятельного выполнения? Да. То же самое с домашней работой. Ребёнок может делать её сам, потому что он понимает, почему ему это надо и почему он её делает. Он может делать домашку с мамой, не понимая, почему он должен делать её сам, а может делать её сам без мамы, но не понимая, а только потому, что если он не будет делать, мама придёт и принесёт скалку. И это всё разные варианты и разные этапы в зависимости от того, какая у нас цель, какой мы добиваемся самостоятельности, мы можем выстраивать её…

– Мне кажется, что если мы, например, окружаем ребёнка гиперопекой (шапку надень, ты поел, туда пойди, это сделай), а при этом забываем про домашнюю работу, которую он должен делать сам, а всё остальное не сам, то это не работает.

– Опять же, что значит сам? Если мама очень доминантная и давит на ребёнка (ты хочешь кушать, тебе холодно, ты надеваешь шапку, ты сейчас сам делаешь уроки, а иначе а-та-та), то там, где мама сказала самостоятельно делать уроки, он будет самостоятельно делать уроки. Но это не та самостоятельность, которой ты хочешь для своих детей.

– Я правильно понимаю, что если в какой-то момент ребёнок научается делать самостоятельно домашнюю работу, мы снимаем контроль? Скалку в тумбочку?

– Я считаю, что скалку можно было не покупать, и ребёнка «контролировать» тоже. Но есть смысл разделять с ребёнком то, чем он живёт, и, например, спрашивать, как у него дела в школе не из разряда «что ты получил?». Я всегда говорю, что, когда вы встречаете ребёнка из школы, очень важно спросить, какое у него настроение, а не что он получил, потому что если мы сразу перейдём к оценкам, ребёнок может не рассказать что-нибудь очень важное, что повлияло на его настроение гораздо сильнее, чем даже самая хорошая и самая плохая оценка. Но в общем и целом, как правило, от разговора к настроению мы переходим к оценкам. Не «Что значит получил “три”? Почему “три?”», а спрашиваем: «Ты расстроился?» или «Ты обрадовался? А что ты хотел получить?». И мы становимся в позицию «я рада, что ты рад», «я расстроена, если ты расстроен, но я готова тебя поддержать и помочь тебе определить причины, цели, задачи для того, чтобы ситуацию исправить, если тебя ситуация беспокоит. Не я хочу, чтобы ты был отличником».

На самом деле начальная школа – то благодатное время, когда дети отличниками или хотя бы хорошистами быть хотят.

И мы в это время вместо того, чтобы помочь ребёнку закрепить эту рефлексию (какую я хочу оценку, почему я получил другую, что нужно сделать, чтобы её получить, достаточно ли я постарался), включаем внешнюю цель – «мама сказала получать одни “пятёрки”» (и не только мама, начиная с подготовки к выпускному в детском саду начинается «все должны получить “пятёрки”», папа поругает, если будет “двойка” или “тройка”, бабушка поругает, все-все поругают), и ребёнок к концу первого или второго класса не понимает, чего он вообще хочет. Он работает на то, что от него хотят другие внешние взрослые. Наша позиция должна быть не позиция «мне нужны оценки, и я контролирую, чтобы ты их получил», а «я разделяю с тобой твои желания, твои цели, помогаю тебе их достичь».

Нужно ли заставлять ребенка хорошо учиться?

Когда ребенок учится в школе, многие родители считают, что он выкладывается не в полную силу и не хочет хорошо учиться. Низкие оценки расстраивают родителей часто гораздо больше, чем детей. И постепенно прививают ребенку зависимость успеха от оценок. Устанавливается четкая взаимосвязь – хочешь добиться успеха в жизни, нужно хорошо учиться и получать положительные оценки. И такая установка идет из поколения в поколение. Но имеет ли успешность в учебе такое большое значение на самом деле?

Ребенок, начиная учится, никогда сам не придает значение оценкам – эту взаимосвязь ему навязывают учителя и родители. А ведь школа не для получения оценок, а для получения знаний. Цель школы – максимально обучить ребенка всему, что может пригодиться во взрослой жизни и это обучение должно быть без оценочным.

Иначе у ребенка останется несколько вариантов развития событий. Если ребенок спокойного темперамента и покладистого характера, он приучит себя выполнять требования учителей и родителей. Будет зубрить уроки даже тогда, когда предмет ему абсолютно не интересен и целью будет не получение знаний, а зарабатывание оценок, высоких баллов, которые позволяют заслужить одобрение и похвалу от родителей и педагогов. Если темперамент и характер ребенка более активный и есть склонность к самостоятельности, тогда может возникнуть протест и, чем больше родители будут давить на него, заставляя хорошо учиться, тем хуже он будет это делать.

Прежде чем давить на ребенка за плохую успеваемость, нужно попробовать понять, почему ребенок так учится. Само собой, каждый родитель считает собственного ребенка самым умным, красивым и талантливым. Редко кто из родителей способен на критику в отношении родного чада. А тем не менее, нужно здраво оценивать способности собственного ребенка. Не каждому дано быть вундеркиндом и добиваться успешных результатов по всем без исключения школьным предметам. У одного способность к математике и отсутствие интереса к русскому и литературе, у другого огромные достижения в спорте и ему не интересны какие-либо предметы в школе.

Плохая успеваемость у ребенка часто связана со стрессом и усталостью от самого процесса обучения. Сейчас многие родители начинают обучающий процесс задолго до начала школьного возраста, чуть ли не с колыбели. Ребенка с самого детства загружают разными обучающими и развивающими играми, начинают водить во всевозможные кружки по подготовке к школе и по развитию обучающих навыков. Родители искренне считают, что делают для своего ребенка хорошо, гордятся его успехами. А на самом деле результат получается обратный – к началу обучения в школе ребенку настолько надоедает учиться, что школа для него превращается в неприятную обязанность.

Стресс у ребенка может сформироваться из-за не сложившихся отношений с учителями или одноклассниками. Решать коммуникативные проблемы малыш еще не умеет, такие трудности для него становятся непреодолимыми. А если еще родители не придают этому должного внимания, тогда вообще ребенок остается один на один с проблемой и видит только один выход – избегать проблемной ситуации, а значит перестать ходить в школу или быть как можно менее заметным в коллективе. Становится замкнутым и потерянным.

Любому родителю нужно понять несколько важных вещей:
1. Успешность в учебе совсем не гарантирует успешность в карьере, жизни, любви.

2. Из-за того что ребенок не соответствует ожиданиям и амбициям родителей, он не стал плохим и ни в коем случае нельзя, чтобы он начал думать, что родители его меньше любят из-за его неудач.

3. У каждого ребенка есть право на уникальность, на талант и на способности. Главное – принять это право и поддержать ребенка в его начинаниях. Помочь развить талант и не давить за отсутствие достаточных успехов в иных сферах.

4. Не стоит учиться с ребенком и за ребенка. Нужно дать ему возможность самому проявить себя и справится с трудностями. Практически любая современная школьная программа позволяет ребенку справляться с ней самостоятельно. Родители должны лишь вовремя подсказать и направить ребенка в верном направлении и проверить правильность решений.

5. Не нужно увлекаться репетиторством, дополнительными обучающими программами и погружать ребенка в процесс получения знаний с головой. Вундеркинда насильно из малыша слепить все-равно не получится, а вот получить неуверенного в себе и нервозного ребенка вполне.

6. Важно понимать, что ребенок тоже может уставать и порог наступления утомления у него гораздо выше, чем у взрослого. То, что для взрослого является обычным и привычным, для ребенка – целый трудоемкий и энергозатратный процесс. Нужно дать ребенку в течение дня время, когда он может ничем не заниматься, просто валяться, слушать любимую музыку или смотреть легкие мультики.

7. И самое главное – принимать и любить своего ребенка именно таким, какой он есть. Не критиковать за неудачи и плохие оценки, не наказывать за отрицательные учебные результаты. Чаще общаться с ребенком, и не отделываться банальными фразами о делах в школе. А именно наладить коммуникативный канал, чтобы ребенок мог поделиться с родителями переживаниями и проблемами.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *