Посещая различные церкви, часто вижу безрадостные лица. Да конечно жизнь христианская наполнена не только радостями, но и скорбями, штормами, волнениями, да и ветры дуют все больше противные. Трудные обстоятельства, проблемы, немощи и болезни порой, жесткой хваткой пригибают нас к земле, и мы все чаще взываем Господи: «неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мрк. 4:38.)

Кого-то пригибают к земле: нищета, кого-то трудные семейные обстоятельства, проблемы с родными, близкими, детьми, у кого-то не ладится на работе, у кого-то в церкви, дьявол старается всех нас прижать к земле, положить на обе лопатки, чтобы мы опустили крылья и уже не стремились в небо. Чтобы перестали летать, петь и прославлять Господа, перестали светить, солить, свидетельствовать и ходили как тени, придавленные обстоятельствами.

Дорогие друзья, братья и сестры — поднимите крылья, расправьте плечи, сбросьте с себя все проблемы, осознайте, кто мы с вами во Христе Иисусе, какие чудесные обетования принадлежат нам — детям Его! Я хочу обратиться к вам словами Апостола Петра: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; непомилованные, а ныне помилованы». (1Пет.2:9-10)

Вы – род избранный – остановитесь и задумайтесь над этими словами! Я хочу, чтобы вы ощутили себя детьми Божьими, избранными Господом, Царями и Священниками, а это не просто! Очень даже не просто!
Мы долгие годы были рабами дьявола, и он унижал нас, осквернял, мордовал по полной программе. Ему не нужны личности, ему нужны шестерки, болтики, винтики, которые бы крутились и вертелись в созданной им системе угнетения — слепые, немые, покорные и послушные! А потому он топил нас в грязи, поражал, унижал, опускал на самое дно, тыкал носом в свиные рожки, чтобы мы не смели поднять глаза на небо!
Мы были идолослужители, блудники, прелюбодеи, пьяницы, воры, лихоимцы, хищники, злоречивые и прочее, и прочее… Он мочил нас, где только мог, кидал нас в волчьи ямы и топил в болотах греха. Его задача – украсть, убить и погубить! – и это он успешно делал. Павел пишет: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа». (1Кор.6:11)
Петр, разворачивая мысль, далее говорит: «Некогда не народ» – то есть вообще не люди! Никто! Просто животные, которые не знали ни цели, ни смысла своего земного существования, жившие только для удовлетворения своих греховных похотей и желаний.

Но у Бога все иначе! Ему не нужны шестерки! Ему не нужны безмозглые винтики и болтики! У Него нет системы! Системы создаем мы, люди!
Мы даже церковь, живое тело Христа, живой организм, который должен расти, цвести и развиваться, возрастая до полного возраста Христова превратили в религиозную систему поклонения, и оставив живое общение с нашим Чудным Спасителем Иисусом Христом, стали служить системе, уродуя и сгибая под нее все небесное, живое, Божие! Господь говорит: «Где Дух Господень, там свобода!», там инициатива, там творчество, там взаимопонимание, любовь, милосердие и благословение Божие! Там мир, радость и любовь!

Богу нужны личности, красивые, творческие и целеустремленные, нужны дети Божьи слышащие Его голос и с радостью исполняющие Его волю, нужны посвященные Ему Цари и Священники! Нужны те, кто приобретет этот мир для Христа! И потому, Он постоянно трудится в нас, поднимая нас до Своего Божественного уровня, говоря: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, «. (Лев.20:7).
Бог никого не унижает, не лишает достоинства, не связывает. Он отпускает измученных на свободу, представляет возможность подняться, укрепиться, начать жизнь с чистого листа! Самой последней блуднице Он говорит: «…Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши!» (Ин.8:11).
Человека бесноватого, закованного в цепи Он освобождает от власти сил тьмы, изгоняя из него целый легион бесов. Он возвращает слепым зрение и мертвым жизнь! Он и нас с вами омыл кровью Своей, очистил, освятил и приготовил «Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». (Тит. 2:14.)

Мало того Он называет нас Царями и Священниками! Заметьте, не ангелами – вестниками, не апостолами – посланниками, а много больше — Царями и Священниками. Мы полновластные владыки Его царства! Он возвращает нам те былые права, которые были нами утрачены в результате грехопадения! Более того, Он дает нам самое высокое положение, какое только может быть во Вселенной, чтобы нам называться и быть детьми Божьими (1Ин. 3:1), причастниками Божеского естества!.
Может ли быть что-либо выше! Мы дети Божьи и как дети Его возлюбленные, мы уже здесь на земле имеем все права сыновства.
Кровь Иисуса Христа открыла нам доступ к Богу как к Отцу! То есть к особым, доверительным семейным отношениям, а потому мы имеем право быть в Его присутствии, под Его покровительством и защитой, которую осуществляет Отец в отношении всех Своих детей. Теперь каждый из нас может сказать — это мой Бог! Мой Отец! Мой Спаситель!

Как дети мы имеем доступ ко всему состоянию Отца Нашего Небесного, к наследству нетленному, хранящемуся на Небесах и тем более мы можем рассчитывать на Его заботу и полное попечение о нас здесь, в нашей земной жизни. И это касается не только материальных благ, но и нашего здоровья, сил, даров и благословений!
Друзья, очень важно осознать наше новое положение во Христе Иисусе, наше полное освобождение от власти закона. Я понимаю, как тяжело жить серой, безрадостной жизнью изо всех сил пытаясь собственными силами победить грех!
Перестаньте это делать! «Конец закона — Христос, к праведности всякого верующего». (Рим.10:4). Иисус уже исполнил за нас закон, Он рассчитался за все наши грехи и преступления, и даже за те, которые вы еще не совершили. За все заплачено драгоценной кровью Иисуса Христа, а потому мы свободны! А потому: «…нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». (Рим.8:1)
Встаньте во весь рост Христиане! Посмотрите своим царским взором на этот мир. Это достояние Отца нашего Небесного!
Да, мы были рабами греха и дьявола, жили как рабы, как рабы мыслили, как рабы поступали, как рабы одевались, украшались, пели и танцевали «по князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2:2), но Господь освободил нас! В Нем мы свободны, чисты, сильны, святы и праведны! Каждый из нас может сказать: Иисус – мой Бог! Иисус — мой Царь! Мой Спаситель! Его Слава – это моя Слава! Его сила – моя сила! Я принят! Я любим! Я сын Его возлюбленный, я наследник всех Его обетований!

Иисус — это удивительное Сокровище Небесное, это Жемчужина, Которой мы можем реально обладать. Если Его Слово — стало моим Словом! Его заповеди – моими заповедями! Они хлеб души моей, я ими живу, дышу и существую! Они — песнь моя, жизнь моя, в них мой мир, мои источники живые! Мое утешение, моя радость и моя любовь!

Но проблема, когда не принял! Когда Его заповеди не стали нашими. Когда они чужие! Когда все наше греховное существо противится им. Когда мы выпрашиваем у Господа уступку за уступкой, пытаемся отвоевать для себя некое свободное пространство, послабления, торгуемся с Ним как «праведный» Лот, говоря: «Господи, если я обрел благоволение в очах Твоих, то позволь мне…».
Если Бог со Своими заповедями на одной стороне, а я на другой, тогда проблема! Огромная проблема! Тяжело стоять против Бога!

Помню одного брата, такой ревностный христианин, всегда подтянутый, застегнутый, со всеми свысока, из семьи потомственных, ну такой духовный! И вот однажды авария случилось. Человек выезжал со второстепенной улицы, не заметил его и повредил его автомашину – ущерб составил 800 долларов. В те времена перестройки — деньги конечно не малые!
Человек этот не из богатых, говорит ему: «вот у меня есть 600 долларов — возьми. Я бы рад больше дать, но нет больше! Дети у меня и с работой трудно — прости, если можешь?»
И вот у брата начались проблемы, что делать? Как поступить?
Простить или не простить? Трое деток их кормить надо!
Слышу, на суд подал, высудил все свои кровные 800 долларов. Но из них 200 пришлось отдать за проведение экспертизы и адвоката, так что богаче не стал!
А ведь вместе со всеми пел о том, что «Верой в Бога мы сильны», и как пел!

Друзья, а можно ли о такой вере петь?
Да о такой вере и говорить-то стыдно!
Представьте, на одну чашу весов было положено 200 долларов, а на другую чашу легла вся наша христианская вера и 200 долларов перетянули! Оказались тяжелее и весомее…
Можно ли о такой вере говорить! Можно ли петь? Можно ли вообще называться христианами?

Плохо, когда Христос с Его заповедями на одной стороне, а мы на другой! Но если мы с Ним заодно, тогда Божьи благословения бесконечным потоком истекают в нашу жизнь! А этот брат, так до сих пор и бедствует, и я думаю понятно, почему благословения Божьи обходят его стороной!
Трудно, жить по заповедям! Трудно идти против себя! Но когда с нами Бог, то душа поет в любую непогоду! Трудно, тяжело, больно, может быть и голодно, а душа поет! Господь рядом!
Если – Господь наш Отец, то Его заповеди – наши заповеди, Его наследство – наше наследство! И каждый из нас может сказать — Моя Земля! Мое Небо! Моя Вечность! Будут течь сотни и тысячи лет, из тысяч будут складываться миллионы и миллиарды и никогда не будет конца… Ради этой Вечности сегодня надо потрудиться идти, преодолевая себя.
Хадсон Тейлор, однажды сказал: «Маленькое дело — это маленькое дело, но верность в маленьком деле это уже большое дело!»

Павел Биллхаймер сказал такую мысль: Мир всего лишь побочный продукт Церкви, он только для того и существует, чтобы в борьбе и страданиях родилась Невеста Христа и когда Церковь, здесь на земле в горниле страданий достигнет своего совершенства и будет восхищена на облака в сретение Господу, этот мир будет просто уничтожен!

Царствуем ли мы в Господе? Стали ли мы Царями и Царицами, наследными Принцами и Принцессами, священниками Божьими? Родные, мы уже сидим на престолах и взираем на этот мир своими царскими очами?
Царствуем ли мы, так как царствовал Царь Царей, наш Дивный Спаситель Христос? Написано, что Он ходил, благотворя, исцеляя всех обладаемых дьяволом, воскрешая мертвых, заботясь о больных, немощных, голодных и раздетых – потому что Бог был с Ним! (Деян. Ап. 10:38.)
Царь царей и Господь господствующих Он мыл ноги своим ученикам, и все, потому что царствовал. Он созидал Свое Царство! «Царствие Божие, не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим.14:17). Это не холодильники, забитые снедью, не богатые дома, не крутые машины… Это праведность, мир и радость в Духе Святом!
Научились ли мы царствовать как наш Господь! Научились ли служить бескорыстно, жертвовать и время, и средства, и силы, и здоровье, и самого себя расточать для Господа.

Я помню, как-то поздней осенью мы совершали поездку по церквям Талды-Курганской области, все вымокли, замерзли и вот приехали в одну отдаленную церковь и после собрания остались там на ночлег. Постелили матрасы прямо в церкви, на полу, раздеваюсь, снимаю носки, а они мокрые — хоть выжми. Смотрю по сторонам, куда–бы повесить, чтобы подсохли, подходит брат, дежуривший в церкви, говорит: — давайте носки, я позабочусь.
Утром встали рано одеваемся, и смотрю брат, здоровенный детина, в прошлом не раз, побывавший в местах лишения свободы, на вытянутых вперед руках, как великую ценность несет мои носки. Они были выстираны, высушены и выглажены.
У меня на глазах от умиления слезы выступили! Господи, что ты делаешь с нами?
Как Ты можешь нас так менять? Еще несколько лет назад, этот брат – меня — бывшего судью, задавил бы где-нибудь в темном переулке, а теперь он носки мне стирает! И это все Ты Господи! Ты учишь нас царствовать, учишь любить и служить людям!

Многим не понятно, как можно царствовать в нищете?
Да, царствовать можно и без денег, если иметь сердце Царя! Никого не унижать, не топтать ногами, не вешать ярлыки, не сгибать, не опускать, а помогать подняться, встать на ноги – как это делал Господь!
Помогать людям расправить крылья, помогать подняться над суетою мира, оторваться от мелочных забот, проблем и царствовать – творить добро, служить людям, а не гоняться за зелеными бумажками, которые никого не могут сделать счастливыми. Павел пишет христианам Коринфа: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать». (1Кор. 4:8).
Сколько горечи: Вы стали царствовать без нас… Да, мы часто царствуем без Павла, без Христа, без Слова Божьего! Обогатились, не в чем не имеем нужды, но вот остались одинокими, больными, нищими и несчастными.
Нам всегда чего-то не хватает для полного счастья! Ну, вот кажется рукой подать, чуть, чуть дотянуться и… И мы тянемся из последнего, собираем, приобретаем и вдруг обнаруживаем, что счастливее от этого не стали!

Друзья, подумайте, как мы богаты во Христе?
Наша Земля и Небо наше, и вся Вселенная принадлежит нам!
И люди там, за стенами наших церквей – это наши люди: — больные, слепые, немощные, избитые жизнью, выброшенные на задворки общества – это достояние Господа нашего Иисуса Христа, потому что за каждого из них Господь пролил Свою кровь! Это дети Отца нашего Небесного! Это наши будущие братья и сестры, искалеченные жизнью и избитые грехом и дьяволом, но все еще живые. Это наши с вами нивы, побелевшие и готовые к жатве! И наша с вами задача пойти и приобрести их для Господа!

Дьявол своих не бьет! Если вы видите душу, больную, избитую грехами, страдающую, влачащую жалкое существование — не сомневайтесь, это дитя Божие, оно как нищий Лазарь, больной, голодный и всеми оставленный, через страдания обретает навык к послушанию.

Братья и сестры, мир – это то место, где мы должны проявить себя как цари, облеченный властью и священники, примиряющие души с Господом, ибо нам детям Своим Господь доверил служение примирения: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2Кор.5:19-21).

Служение примирения — это и есть наше священническое служение! Именно этим занимались священники в храме, принося бесконечные жертвы: «И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога». (Евр.10:11,12).
Ветхозаветные священники делали это пользуясь кровью тельцов и козлов, а мы имеем жертву несравненно лучшую! «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9:13,14)

Вот именно поэтому, Церковь должна жить на улице, среди тех кто нуждается в примирении, нуждается в свете, в соли и освящении, а не развлекаться в четырех стенах! И тогда получится возлюбить ближнего своего как самого себя и даже для врага найти место в своем сердце. Как наш Царь Царей, когда-то пошел на крест за нас грешных, так и нам нужно учиться делиться не только сокровищами небесными, но и тем немногим земным, что имеем в этом мире по благодати Божьей.
Если мы царствуем, тогда все сможем пережить, вынести и преодолеть! Тогда не имеет значения, какой перед нами Голиаф? Неважно, какие горы проблем возвышаются на нашем горизонте, как трудны обстоятельства, как тяжела болезнь и как сгустилась ночь? Важно одно, кто мы во Христе Иисусе?
Если мы настоящие ученики и последователи Иисуса Христа, если дети Божьи, то это наша Земля, наше Небо и наша Вселенная! И люди за заборами наших церквей – это наши люди, достояние Отца нашего Небесного, и наша задача привести их ко Христу!

Господь сказал народу Божьему: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам!» ( И. Нав 1:3.) И как только мы осознаем этот мир, как достояние Отца нашего Небесного, как наше наследство, то мы и проповедовать будем не как книжники и фарисеи — немного гомилетики, немного экзегетики, а как власть имущие, будем тверды, настойчивы и непоколебимы.

Родные, поднимите головы, расправьте плечи, встаньте во весь рост! Вы, Цари и Царицы, наследные Принцы и Принцессы научитесь царствовать, научитесь быть хозяевами на этой земле, ведь еще совсем немного и мы будем Царствовать со Христом в тысячелетнем царстве!
Родные, осознайте: «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его». (Еф.1:19).

И да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы царствовать так как царствовал наш Господь! Будем наступать на силы тьмы освобождая из рабства греха новые души, будем изгонять бесов, отвоевывая новые территории для царства Божьего, будем очищать прокаженных, исцелять больных, воскрешать мертвых, кормить голодных, ведь именно этим занимался Господь утверждая власть Неба на земле. Этим должны заниматься и мы, Его ученики и последователи, Цари и Священники!
Друзья, Тот Кто в нас больше того кто в мире, а потому нет силы, которая могла бы остановить нас. Мир держится на безумных ради Христа! Да благословит нас Господь на такое безумство! Аминь! Олег ЗАМУРУЕВ

МИРЯНЕ

МИРЯНЕ — в хри­сти­ан­ских церк­вах чле­ны Церк­ви, не вхо­дя­щие в со­став ду­хо­вен­ст­ва (кли­ра).

Миряне со­став­ля­ют цер­ков­ную па­ст­ву. Стро­гое раз­де­ле­ние на кли­ри­ков и мирян при­ня­то в тех церк­вах, в ко­то­рых, в со­от­вет­ст­вии с ис­по­ве­дуе­мым ими уче­ни­ем, кли­ри­ки по­став­ля­ют­ся на слу­же­ние че­рез ру­ко­по­ло­же­ние и име­ют пре­ем­ст­во ру­ко­по­ло­же­ний, иду­щее от апо­сто­лов (все по­ме­ст­ные пра­во­слав­ные церк­ви, Рим­ско-ка­то­лическая цер­ковь, ста­ро­ка­то­ли­ки, восточные не­хал­ки­дон­ские церк­ви, час­тич­но Анг­ли­кан­ская цер­ковь и др.). При этом док­три­ны раз­ных церк­вей в трак­тов­ке апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва рас­хо­дят­ся.

Миряне име­ют оди­на­ко­вое с кли­ром че­ло­ве­че­ское и хри­сти­ан­ское дос­то­ин­ст­во и оди­на­ко­вую на­де­ж­ду на спа­се­ние. Миряне уча­ст­ву­ют в бо­го­слу­же­нии мо­лит­ва­ми, а так­же в ка­че­ст­ве по­но­ма­рей, све­ще­нос­цев, пев­чих, в ис­клю­читеотных об­стоя­тель­ст­вах мо­гут со­вер­шать та­ин­ст­во кре­ще­ния. По­ми­мо ус­вое­ния ос­нов цер­ков­но­го уче­ния, миряне са­ми уча­ст­ву­ют в цер­ков­ном учи­тель­ст­ве по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­но­слу­жи­те­лей, как пра­ви­ло вне хра­ма, например в ка­че­ст­ве пре­по­да­ва­те­лей ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний, цер­ков­ных учё­ных, мис­сио­не­ров и т. д. Миряне уча­ст­ву­ют в дея­тель­но­сти ор­га­нов цер­ков­ной вла­сти; например, в Русской пра­во­слав­ной церк­ви они из­би­ра­ют­ся чле­на­ми По­ме­ст­ных со­бо­ров, епар­хи­аль­ных со­б­ра­ний, при­ход­ских со­ве­тов, со­став­ля­ют большую часть при­ход­ских со­б­ра­ний, на­зна­ча­ют­ся на от­вет­ст­вен­ные административные долж­но­сти, вклю­чая пред­се­да­те­лей си­но­даль­ных от­де­лов. Ши­ро­кое уча­стие мирян в раз­ных фор­мах цер­ков­ной жиз­ни име­ет сво­им дог­ма­тическим ос­но­ва­ни­ем уче­ние апостола Пет­ра о все­об­щем свя­щен­ст­ве (1 Пет. 2:9).

В ис­то­рии Рим­ско-ка­то­лической церк­ви про­ти­во­пос­тав­ля­лась «цер­ковь уча­щая», к ко­то­рой при­над­ле­жал клир, и «цер­ковь уча­щая­ся», вклю­чаю­щая мирян, од­на­ко ны­не это раз­де­ле­ние дей­ст­ви­тель­но толь­ко в цер­ков­ном управ­ле­нии. Пра­во­слав­ной экк­ле­зио­ло­гии та­кое про­ти­во­пос­тав­ле­ние все­гда бы­ло чу­ж­до.

По­ми­мо мирян и кли­ра — со­стоя­ний, воз­ник­ших од­но­вре­мен­но с на­ча­лом бы­тия са­мой Церк­ви, ис­то­ри­че­ски в ней сло­жи­лось ещё од­но — мо­на­ше­ст­во, ста­тус ко­то­ро­го в от­но­ше­нии мирян и кли­ра в раз­ных церк­вах трак­ту­ет­ся по-раз­но­му (осо­бен­но ста­тус мо­на­хов, не имею­щих свя­щен­но­го са­на).

В современном ре­ли­гио­ве­де­нии по­ня­тия «Миряне» и «клир» час­то при­ме­ня­ют­ся так­же по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым не­хри­сти­ан­ским ре­лиг.иознымоб­щи­нам (буд­ди­стов, джай­ни­стов и др.).

Миряне

Смотреть что такое «Миряне» в других словарях:

  • миряне — см. люди Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. миряне сущ., кол во синонимов: 2 • … Словарь синонимов

  • Миряне — в христианстве все лица, не принадлежащие к духовенству. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

  • Миряне — Мирянин (мн. Миряне; греч. λαϊκός) член Церкви Христовой, не состоящий в клире и не давший монашеские обеты. Греческий термин предполагает лиц, только не состоящих в клире. Содержание 1 В православии 2 В католицизме … Википедия

  • Миряне — верующие православной церкви, не облаченные духовным саном; это основная масса верующих, которые называются паствой, прихожанами. Миряне живут «в миру», т.е. светской жизнью, но будучи верующими людьми, живут и церковной жизнью, стремятся вести… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • миряне — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  светские люди, не духовные … Словарь церковнославянского языка

  • Миряне — рядовые верующие … Православный энциклопедический словарь

  • МИРЯНЕ — рядовые верующие (в отличие от клира) в христианстве. Все совр. христ. церкви считают необходимым повышать активность М. в упрочении религ. влияния на различные сферы обществ. жизни. II Ватикан, собор, напр., спец. декретом провозгласил всемерное … Атеистический словарь

  • Миряне — ♦ (ENG laity) (греч. laikos принадлежащий к народу) название лиц, не носящих духовный сан. В Библии оно относится ко всему народу Божьему (греч. laos народ) … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Миряне — рядовые верующие в противоположность к монахам и лицам, имеющим священный сан … Православие. Словарь-справочник

  • Миряне — основная часть верующих, принимающая участие в молитве при совершении богослужений. Они имеют право самостоятельно совершать богослужения, изложенные в часослове, и, страха смертного ради, таинство крещения … Православная энциклопедия

Мирянин и Евхаристия

Что церковные каноны говорят о том, каким образом мирянин должен участвовать в богослужениях, в том числе самом главном из них – литургии? Об этом рассказывает протоиерей Александр Задорнов, проректор Московской духовной академии по научно-богословской работе, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия.

Сейчас в практике Поместных Православных Церквей мы видим, что миряне, естественно, на различном уровне, могут принимать участие в богослужении и по благословению епископа имеют возможность участвовать даже в церковном учительстве, церковных Соборах, в избрании членов клира, церковно-административной хозяйственной деятельности.

В Уставе Русской Православной Церкви редакции 2013 года определению, кем является мирянин, посвящена 16-я глава, где в соответствующем разделе о приходе и о прихожанах сказано следующее: «Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом». И следующий пункт, собственно, объясняет, в чем состоит эта живая связь: «Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к духовно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода». То есть, хотя не указана регулярность причащения, не указана регулярность участия в других Таинствах, все-таки в Уставе упоминается, что эта живая связь предполагает: человек причащается регулярно и действительно является участником жизни прихода.

Поскольку каноническое право, как и любая другая юридическая наука, является наукой формальной, эти каноны носят двойной характер: с одной стороны, характер предписывающий, когда мирянам нечто повелевается, с другой стороны, имеются правила, ограничивающие или каким-то образом уточняющие их участие в богослужении.

Начну с этих правил. Как известно, в современной практике некоторых Поместных Церквей принято, что миряне участвуют в избрании клириков на всех уровнях, начиная с приходского священника; в некоторых Церквах, как например, в Русской Православной Церкви, они принимают участие в избрании Предстоятеля Церкви.

В 5-м правиле Лаодикийского Собора мы можем прочитать следующее: «Хиротонии не должны совершаться в присутствии слушающих». Согласно толкованию комментаторов XII столетия, под хиротонией в данном случае нужно понимать не собственно священнодействие, а избрание на ту или иную священную степень. Вот как пишет канонист XII века Зонара: «Поистине неполезно, чтобы при выборе епископа присутствовало много слушающих, если и до сегодняшнего дня между избирающими совершаются частые споры. Хотя и не по всем правилам совершается дело, однако избрание проходит тайно. Хиротония же совершается открыто, чтобы те, кто присутствуют и вместе поют «Аксиос», были приняты в качестве свидетелей и соучастников».

Далее мы можем рассмотреть такую область, вполне очевидную в пастырской практике, как участие в церковном пении. И здесь мы таже сталкиваемся с тем, что правила ограничивают участие мирян. Согласно 15-му правилу Лаодикийского Собора, который оставил наибольшее количество норм в отношении участия мирян в богослужении, «не должно петь в церкви кому-то другому, кроме клириков-певцов, которые восходят на амвон и поют по девтерию, то есть по певческим пергаментам». Та же норма сохраняется и в правилах Трулльского Собора. Правило 75 говорит: «Мы желаем, чтобы приходящие в церковь петь не испускали бесчинных воплей, не принуждали свое естество к крику и не добавляли ничего неприличного и несвойственного церкви, но с великим вниманием и умилением возносили псалмопения Богу, взирающему на сокровенное. Ибо Священное слово учило сынов Израилевых быть благоговейными». Далее законодатель говорит о том, что и церковное пение, и церковное чтение должно быть совершаемо только теми людьми, которые на это поставляются соответствующей церковной властью.

Кроме того, отдельные правила относятся к теме, которая непосредственно касается одобренного на Архиерейском Совещании документа «Об участии верных в Евхаристии». В них говорится о том, какие санкции со стороны церковной власти возможны в отношении тех мирян, которые пренебрегают той самой живой связью прихода, о которой я уже упоминал. Есть ли какая-то норма, которая наказывает за редкое причащение? Как мы знаем, канонический корпус несколько раз обращается к этой теме. В частности, в 19-м правиле Лаодикийского Собора сам порядок причащения определяется таким образом, что в алтаре могут причащаться только священнослужители, только клирики. Миряне причащаются вне алтаря. Несколько правил дополнительно говорит о том, что в алтарь не имеет права входить ни один мирянин, но, как писали комментаторы в XII веке, за исключением императора.

О частоте причащения правило Сардикийского Собора говорит следующее: «Вспомните, как в прошлом отцы наши определили, что если мирянин, находясь в городе (имеется в виду, что он пребывает в том месте, где у него есть возможность причаститься – прим.) в три воскресных дня в течение трех недель не придет в собрание, он должен быть отстранен от общения. Итак, если это поставлено относительно мирян, но недолжно, неприлично и неполезно епископу или клирику, не имея никакой настоятельной необходимости или затруднительного дела, надолго оставаться вне церковного общения». То есть эта норма, которая потом будет повторяться и в правилах Трулльского Собора, была общеизвестной: если человек не причащается три воскресных дня подряд, он тем самым сам отлучает себя от живого общения с Церковью.

Как мы видим, законодатель все-таки стремится определить не только меру и способы участия мирян в богослужении, но также и предписывает какие-то ограничения. Кроме того, также есть неоднократно повторяющиеся в нашем каноническом корпусе нормы о том, что мирянин даже не может читать божественные книги (имеется в виду, естественно, на богослужениях суточного круга или Апостол на литургии), если у него нет хиротесии во чтеца. Например, в 33-м правиле того же Трулльского Собора говорится: «Читать с амвона божественные словеса народу по чину причисленных к клиру не позволено вообще никому, кроме тех, кто получил священническое посвящение и благословение от своего пастыря, в соответствии с правилами. Если же кто-то будет уличен в том, что поступает вопреки предписанию, то будет отлучен». И эти примеры можно множить.

В любом случае мы видим, что церковный законодатель все-таки предполагает некую разницу между теми мирянами, которые участвуют в церковной службе, и теми, которые назначены церковной властью для специального участия в богослужении. Особенно это касается чтения и пения.

Более того, некоторые правила регламентируют и причащение. 58-е правило Трулльского Собора нам сейчас покажется не столь актуальным, тем не менее, оно гласит: «Никто из числа мирян да не преподает себе Божественные Таины, когда есть епископ или пресвитер, или диакон». По смыслу самого выражения можно предположить, что, если нет ни пресвитера, ни диакона, ни епископа, мирянин, получается, может себе преподавать Божественные Таины. Преподобный Никодим комментирует это следующим образом: «Тот мирянин, который сам себя причащает Божественных Таин без необходимости, имеется в виду, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон, поступает самонадеянно и присваивает себе вопреки законам достоинство священства. И по праву причащать дано иереям, а не мирянам, почему настоящее правило дерзающего делать так, несмотря на то, что есть иерей, отлучает от Церкви на одну неделю ради того, чтобы этот человек, по слову апостола, учился не думать о себе больше, чем должно думать». В общем-то прецедент такого мирянского причащения те же законодатели видят в свидетельстве Симеона Фессалоникийского, который в своих «Вопросах ответах» в 41-м вопросе говорит о монахах, которые, не имея священного сана в пустыни, тем не менее, имели позволение архиерея по практике Византийской Церкви, по практике Поместных Церквей приобщаться Преждеосвященными Дарами. То есть речь идет только об этом случае.

В рамках этой темы можно говорить также о тех канонах, которые запрещают прикасаться к священным сосудам, входить в святой алтарь и т.д. То есть мы видим, что есть целый комплекс канонов, которые напрямую ограничивают участие мирян в богослужении. Остается спросить: а есть ли какие-то каноны, которые, наоборот, предписывают мирянам нечто по отношению к богослужению?

Конечно, такие каноны тоже есть, причем как в отношении священников, клира по отношению к мирянам, так и наоборот – мирян по отношению к клиру. Самое известное, наверное, правило из истории Византии, которое касается богослужения (хотя источником является не собственно церковная власть, а власть императора) – это новелла Юстиниана «О чтении Евхаристических молитв». Правило было подтверждено уже в IX веке, тогда же, когда святителем Фотием Великим составлялся Номоканон. В формулировке сборника «Василики» это звучит следующим образом: «Мы повелеваем, чтобы все пресвитеры не тихо, а громогласно, во всеуслышание православного народа совершали Божественное приношение и молитвы при святом крещении, чтобы вследствие этого души верующих возвышались до большего сердечного сокрушения и прославления Господа Бога». Данное правило еще более усиливает формулировку новеллы императора Юстиниана, поскольку в той было сказано, чтобы слова Евхаристии (то есть молитвы во время Евхаристического канона) были слышны всем верным, находящимся в алтаре – речь не шла о всем пространстве храма.

Все предписывающие правила касаются только двух моментов. Прежде всего, говорится, что тот христианин, который молится во время богослужения и не имеет никаких прещений (собственно, если б он их имел, то не мог бы находиться на службе) в конце литургии так же, как и клирик, должен причаститься. Если мирянин не причащается, значит, должен представить какую-то благословную причину, почему этого не делает, раз никакое церковное отлучение ему в этом не препятствует.

Кроме того, ряд установлений, например, 9-е Апостольское правило, говорят о том, что всех верных, которые входят в церковь и слушают Писание, но не остаются на молитве во время Святого Причащения, должно отлучать как нарушающих порядок в церкви. Можно приводить и другие подобные правила. Например, Антиохийский Собор установил: «Всех входящих в церковь и слушающих Священное Писание, но в нарушении порядка не участвующих в молитве с народом или уклоняющихся от Причащения и Евхаристии должно отлучать от Церкви до тех пор, когда они будут в состоянии, исповедовавшись, принеся плоды покаяния и испросив прощения, получить его». Все комментаторы согласны с тем, что речь идет именно о предписании причащаться на той литургии, на которой мирянин присутствует.

Кроме того, есть еще одно предписание, которое напрямую связано с документом «Об участии верных в Евхаристии». Это правило Апостольское 69-е, которое говорит следующее: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Святую Четыредесятницу или среду, или пятницу, да будет извержен, если только ему не препятствует поститься немощь телесная. Если же мирянин, да будет отлучен». Вполне ясно, что здесь, как и в правиле 49-м Лаодикийского Собора и некоторых других, речь идет о соблюдении установленных Церковью постов как норме, необходимой для участия в Евхаристии.

В документе «Об участии верных в Евхаристии» мы читаем: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям». То есть здесь мы видим, что вроде бы законодатель вводит разделение мирян на две категории: те, которые причащаются несколько раз в году, и те, которые причащаются часто, как здесь сказано, «несколько раз в месяц», что, как вы видели, является канонической нормой. При этом, соблюдая все предписанные Церковью посты, они не держат какого-то специального приготовительного поста, отдельного от поста в среду и пятницу или в Великий пост. Может показаться, что действительно такое разделение проводится. На самом деле в документе ничего не говорится о том, что даже первая категория, то есть те, которые причащаются реже, несколько раз в год, свободны от правила, которое требует обязательного соблюдения поста. Соблюдение поста – это каноническая норма, которая должна соблюдаться независимо от того, насколько часто человек приступает к Святому Причащению.

Общеправославное законодательство, которое зафиксировано в Номоканоне святителя Фотия, и законодательство отдельных Поместных Церквей, естественно, могут различаться в том смысле, что частное законодательство приспособлено к жизни в конкретной ситуации и на конкретной территории.

При этом все правила, предписывающие или, наоборот, ограничивающие участие верных в Евхаристии, могут применяться только с одним условием: когда миряне, осознают живую связь со своим приходом, когда их членство в приходе будет не номинальным, когда действительно это будут люди, осознающие, что, причащаясь Святых Таин, они тем самым являются свидетелями своей веры в Церковь.

В основе публикации –
доклад протоиерея Александра Задорнова наконференции
с участием духовенства и мирян Сибирского федерального округа

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *