Илзе Лиепа — биография, информация, личная жизнь

Илзе Лиепа

Илзе Марисовна Лиепа. Родилась 22 ноября 1963 года в Москве. Российская балерина, актриса театра и кино. Народная артистка России (2002).

Илзе Лиепа родилась 22 ноября 1963 года в Москве.

Отец — Марис Лиепа, советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, киноактёр. Народный артист СССР (1976).

Мать — Маргарита Жигунова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина.

Старший брат — Андрис Лиепа (1962 г.р.), советский и российский солист балета, театральный режиссёр и продюсер. Народный артист России (2009).

С детства вместе с братом постоянно находилась за кулисами театра. Посещала балетную школу.

В 1981 году окончила Московское академическое хореографическое училище, класс Н. В. Золотовой. Позже, в 1991 году, окончила педагогическое отделение ГИТИСа.

Илзе Лиепа в детстве с отцом и братом

С начала 1980-х — в труппе Большого театра. Исполняла хара́ктерные танцы в операх «Кармен», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», «Травиата».

В 1983 году исполнила партию Геры в танцевальной сцене в опере «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка в постановке А. Петрова (первая исполнительница).

В 1984 году — станцевала мазурку и краковяк («Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р. Захарова) и болеро («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского).

1986 год — цыганский танец («Дон Кихот») Батильда («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), три цыганки («Анюта» на музыку В. Гаврилина в постановке В. Васильева) — в числе первых исполнительниц в Большом театре Королева («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Жена Штальбаума («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича).

Илзе Лиепа в молодости

1987 год — придворные танцовщицы («Легенде о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича), Владетельная принцесса («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича), Синьора Капулетти («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича).

1988 год — Персидка («Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского), Персидка (опера «Хованщина» М. Мусоргского, хореография С. Кореня).

1992 год — Зюльма («Корсар» А. Адана, хореография К. Сергеева по М. Петипа).

В 1993 году впервые в России исполнила партию Зобеиды в восстановленном её братом Андрисом Лиепой и внучкой М. Фокина Изабель Фокиной балете М. Фокина «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова. В репертуаре балерины как широко известные миниатюры — «Умирающий лебедь» (К. Сен-Санс — М. Фокин), «Гибель розы» (Г. Малер — Р. Пети), так и специально для неё поставленные номера и балеты (с Илзе сотрудничали хореографы Д. Брянцев, Г. Алексидзе, В. Смирнова, Т. Сердюкова, М. Шеннон и другие).

1994 год — Царица бала («Фантазии на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта в постановке М. Лавровского).

1995 год — Королева-мачеха («Белоснежка» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова) — первая исполнительница в Большом театре Капулетти-мать («Ромео и Джульетта», хореография Л. Лавровского).

2001 год — Графиня («Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети) — первая исполнительница (мировая премьера).

2003 год — Леди Капулетти («Ромео и Джульетта» в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) — первая исполнительница.

2007 год — Пианистка («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта).

Ведёт активную концертную и гастрольную деятельность. В 2003 году творческие вечера Илзе Лиепа прошли на Новой сцене Большого театра, и в них были заняты артисты балетной труппы театра. Илзе Лиепа стала первой российской балериной, исполнившей после Майи Плисецкой партию Кармен в балете «Кармен-сюита» Ж. Бизе на музыку Р. Щедрина (хореография А. Алонсо).

Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе — Пиковая дама

С 1984 года снимается в кино, дебютировав с главной роли в мелодраматическом фэнтэзи «Блистающий мир» (Руна). В том же году на экраны вышел исторический фильм «Михайло Ломоносов», в котором она сыграла роль Элизабет (Елизаветы Андреевны), жены великого русского ученого.

В середине 1980-х сыграла удачные роли в картинах «Детство Бемби» и «Юность Бемби» (Лебедь-дочь), «Лермонтов» (Соломирская), «Странник» (Катя).

Илзе Лиепа в фильме «Блистающий мир»

Илзе Лиепа в фильме «Михайло Ломоносов»

Несколько актерских работ в активе Илзе в 1990-е, наиболее известная — роль Зобеиды в картине Андриса Лиепы «Возвращение Жар-птицы».

Илзе Лиепа в фильме «Возвращение Жар-птицы»

В 2000 году сыграла балерину Тамару Карсавину в популярном сериале «Империя под ударом».

В 2007 году исполнила главную роль в историческом сериале Натальи Бондарчук «Одна любовь души моей» (Елизавета Алексеевна).

Илзе Лиепа в сериале «Одна любовь души моей»

В конце 1990-х дебютировала как драматическая актриса в Санкт-Петербургской антрепризе, затем в апреле 2000 в театре «Модернъ» п/р Светланы Враговой состоялась премьера спектакля «Сон императрицы», где Илзе исполнила роль императрицы Екатерины.

Среди театральных работ Илзе Лиепа: «Ваша сестра и пленница…» Людмилы Разумовской — Мария Стюарт (антреприза); «Сон императрицы», пьеса и постановка Андрея Максимова — Екатерина (Московский драматический театр «Модернъ» п/р Светланы Враговой); «Чайная церемония» А. Строганова (режиссёр Карен Нерсисян) — Женщина (Театральное товарищество «Старый театр»).

В 2011 году была в составе жюри на конкурсе «Евровидение для молодых танцоров 2011».

С 2011 года стала ведущей авторской программы «Балет FM» на радио «Орфей».

Имеет собственную студию пилатеса, где лично проводит занятия. Систематические занятия пилатесом в сочетании с балетными методиками стали основой для написания книги «Метод Лиепа», описывающей комплекс упражнений, разработанный балериной для поддержания себя в форме (издано «Альпина нон-фикшн»).

В январе 2014 года вышла книга её сказок для детей «Театральные сказки», которые Илзе Лиепа сочиняла, будучи беременной.

Илзе Лиепа в программе «Наедине со всеми»

Рост Илзе Лиепы: 173 сантиметра.

Личная жизнь Илзе Лиепы:

Первый муж — Сергей Стадлер, скрипач. Брак быстро распался. По словам Илзе, они расстались из-за постоянного столкновения двух творческих взглядов и потенциалов. Пара стремилась к самореализации отдельно друг от друга. Тем не менее, Илзе и Сергей сохранили нормальные отношения.

Сергей Стадлер — первый муж Илзе Лиепа

Второй муж — Владислав Паулюс, бизнесмен. На момент знакомства он был топ-менеджером международной компании Coca-Cola. Балерина познакомилась с ним на съемках рекламного клипа для знаменитого бренда Bon Aqua. Когда в качестве героини ролика понадобилась балерина, выбор пал именно на Илзе Лиепу.

Пара обвенчалась в апреле 1999 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Санкт-Петебурга. 15 марта 2010 года у Илзе Лиепы и Владислава Паулюса родилась дочь Надежда. Для балерины, которой на тот момент было 46 лет, этот ребенок стал первым и очень долгожданным.

Илзе Лиепа и Владислав Паулюс

После 14 лет, прожитых в браке, Илзе Лиепа в 2013 году подала на развод, заявив, что больше не видит возможности продолжать отношения. Семейная пара до последнего не выносила сор из избы, чтобы не превращать развод в повод для всевозможных сплетен и слухов.

Илзе Лиепа в программе «Жена. История любви»

Фильмография Илзе Лиепы:

1984 — Блистающий мир — Руна, дочь Садди Дауговета
1984 — Михайло Ломоносов — Элизабет (Елизавета Андреевна), жена Ломоносова
1984 — Герой её романа — эпизод
1985 — Детство Бемби — Лебедь-мать
1986 — Юность Бемби — Лебедь-дочь
1986 — Лермонтов — Соломирская
1987 — Странник — Катя
1988 — Эти… три верные карты… — графиня в молодости
1990 — Али-Баба и сорок разбойников (фильм-балет)
1997 — Фантазия на тему Казановы
1997 — Возвращение Жар-птицы — Зобеида
1998 — Старые песни о главном — 3
2000 — Империя под ударом — Тамара Карсавина, балерина
2002 — Самозванцы (все сезоны) — Гизелла Веббер, издательница из Франции
2005 — Люби меня — Роза
2005 — Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2007 — Одна любовь души моей — Елизавета Алексеевна
2007 — Горе от ума — Горе уму — Горе ума (фильм-спектакль) — Наталья Дмитриевна Горич
2009 — Первая любовь — Галина
2009 — Неизвестная версия (Украина, документальный)
2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный) — балерина
2017 — Мешок без дна (Bottomless Bag, The)

Лиепа Илзе Марисовна

Российская балерина. Актриса театра и кино. Солистка Большого Театра.
Народная и Заслуженная артистка Российской Федерации. Народная артистка Карелии.
Лауреат Государственной премии России. Лауреат театральной премии «Золотая маска».

Илзе Лиепа родилась 22 ноября 1963 года в городе Москва. Ее отец — прославленный танцовщик Марис Лиепа. Мать Маргарита Жигунова, актриса театра имени А.С. Пушкина. Балетно-актерскую карьеру выбрала для себя и Илзе.

Девочка выросла за театральными кулисами. Не мудрено, что Илзе Лиепа, все детские годы занимавшаяся в балетной школе, стала студенткой Московского академического хореографического училища. В 1981 году получила диплом. Но на этом не поставила точку в своем образовании. Спустя десять лет Илзе получила второе высшее образование в Российском институте театрального искусства, где училась на балетмейстерском факультете.

Начиная с 1981, сразу же после получения диплома хореографического училища, Илзе Лиепа выступает на сцене Большого театра в качестве солистки. Ей доверяли наиболее ответственные роли, требовавшие немалого мастерства. Балерину увидели в характерных ролях опер «Кармен», «Хованщина», «Травиата», «Иван Сусанин» и «Князь Игорь».

Первый творческий вечер танцовщицы состоялся в 1989 году на подмостках Концертного зала имени П.И. Чайковского. Илзе Лиепа исполнила семь хореографических композиций. С тех пор Илзе каждый год радует своих поклонников подобными выступлениями.

Но Илзе не только талантливая балерина. Также является и замечательной театральной актриса. В этом качестве дебютировала в Санкт-Петербургской антрепризе.

Кинематографическая биография Илзе Лиепа началась в тяжелое время. В семье случился кризис, разошлись родители. Дочь тяжело переживала это печальное событие, и занятость в кино, по словам Илзе, помогла ей справиться с отчаянием и депрессией.

Актрису увидели в картинах «Блистающий мир», «Детство Бэмби», «Лермонтов», «Михайло Ломоносов», «Империя под ударом» и «Самозванцы». Но и театральную сцену Лиепа в этот период не бросала. В ее активе появилась прекрасная работа в постановке «Ваша сестра и пленница», где Илзе вышла на сцену вместе с актрисой Светланой Крючковой.

Танцовщица много гастролирует. Со своими концертными программами выступила не только во всех крупных городах России, но и практически во всех европейских столицах.

Илзе Марисовна нередко появляется на экране в различных телешоу. В 2011 ее пригласили в качестве члена жюри на конкурс Евровидения для молодых танцовщиков. В том же году Лиепа вела вместе с Владимиром Познером телешоу «Болеро», а на радио «Орфей» выходила ее авторская программа «Балет FM».

Илзе Лиепа известна своей авторской программой физических упражнений, разработанной ею для людей, желающих длительное время поддерживать себя в отличной форме. Этот комплекс упражнений, созданный как сплав пилатеса и хореографии, известен как «Илзе Лиепа метод». На сегодня открыто 5 школ-студий, где посетители смогли оценить изобретение Илзе.

В самом начале 2016 года любители телешоу увидели Илзе Лиепа в качестве ведущей проекта «Большой балет. 2 сезон». Это балетный конкурс для молодых исполнителей, который известная танцовщица и артистка ведет вместе с театральным режиссером Андрейсом Жагарсом.

На ноябрь 2018 года жизнь Илзе насыщена педагогической деятельностью. Уже открыт ряд филиалов балетной школы в Москве, ближайшем Подмосковье и Санкт-Петербурге. Лиепа регулярно выезжает в глубинку, где проводит отбор талантливых танцовщиц для своего учебного заведения. Пройдя обучение в студии, девочки легко поступают в профессиональные балетные училища. В школе, помимо классической хореографии, преподаются основы модерна.

Творчество Ильзе Лиепы

Творчество Ильзе Лиепы

Репертуар в Большом театре

1983 год — Гера (танцевальная сцена в опере «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка в постановке А. Петрова) — первая исполнительница

1984 год — мазурка и краковяк («Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р. Захарова) болеро («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского)

1986 год — цыганский танец («Дон Кихот») Батильда («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа) три цыганки («Анюта» на музыку В. Гаврилина в постановке В. Васильева) — в числе первых исполнительниц в Большом театре Королева («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) Жена Штальбаума («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)

1987 год — придворные танцовщицы («Легенде о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича) Владетельная принцесса («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича) Синьора Капулетти («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)

1988 год — Персидка («Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского) Персидка (опера «Хованщина» М. Мусоргского, хореография С. Кореня)

1992 год — Зюльма («Корсар» А. Адана, хореография К. Сергеева по М. Петипа)

1994 год — Царица бала («Фантазии на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта в постановке М. Лавровского)

1995 год — Королева-мачеха («Белоснежка» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова) — первая исполнительница в Большом театре Капулетти-мать («Ромео и Джульетта», хореография Л. Лавровского)

2001 год — Графиня («Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети) — первая исполнительница (мировая премьера)

2003 год — Леди Капулетти («Ромео и Джульетта» в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) — первая исполнительница

2007 год — Пианистка («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)

Роли в драматическом театре

«Ваша сестра и пленница…» Людмилы Разумовской — Мария Стюарт (антреприза)

«Сон императрицы», пьеса и постановка Андрея Максимова — Екатерина (Московский драматический театр «Модернъ» п/р Светланы Враговой)

«Чайная церемония» А. Строганова, режиссер: Карен Нерсисян — Женщина (Театральное товарищество «Старый театр»)

Роли в кино

1984 — Герой ее романа
1984 — Блистающий мир — Руна
1985 — Детство Бемби — Лебедь-мать
1986 — Юность Бемби — Лебедь-мать
1986 — Михайло Ломоносов — Елизавета Андреевна Ломоносова (Элизабет Христина Цильх)
1986 — Лермонтов — Соломирская
1987 — Странник
1988 — Эти… три верные карты…
1993 — Возвращение Жар-птицы
1997 — Фантазия на тему Казановы
1998 — Самозванцы — Гизела
2000 — Империя под ударом — балерина Тамара Карсавина
2005 — Люби меня — Роза
2009 — Первая любовь — Галина

Дубляж мультфильмов

2016 — Балерина — Одетта

закрыть Награды Ильзе Лиепы Награды Ильзе Лиепы

1996 — Заслуженная артистка Российской Федерации
1998 — театральная премия «Хрустальная Турандот» (за исполнение роли Марии Стюарт в спектакле по пьесе Л. Разумовской «Ваша сестра и пленница»)
2000 — театральная премия «Чайка» (за исполнение роли Екатерины II в спектакле по пьесе А. Максимова «Сон императрицы»)
2002 — Народная артистка Российской Федерации
2003 — Театральная премия «Золотая маска»
2003 — Государственная премия Российской Федерации
2003 — премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской академии бизнеса и предпринимательства
2007 — Народная артистка Республики Карелия

закрыть Семья Илзе Лиепы Семья Илзе Лиепы

Первый муж — Сергей Стадлер, скрипач-виртуоз

Второй муж — Владислав Паулюс, предприниматель
Дочь — Надежда

В разводе

закрыть 21.11.2018

Илзе Лиепа: «Надя – величайшее счастье»

В своей карьере, которая еще далека до завершения, Илзе станцевала немало ярких партий в классическом и современном балете, приобрела огромное количество поклонников по всему миру и признание в балетном мире. Так же как ее отец, великий танцовщик большого театра Марис Лиепа, она, казалось, жила на сцене. Но в прошлом году в жизни Илзе произошло событие, не связанное с балетом: она стала мамой.

Поводом для нынешней встречи с HELLO! стало событие, к которому особенно серьезно готовятся в семье Илзе — 27 июля исполняется 75 лет со дня рождения Мариса Лиепы.

Знаменитая балерина пригласила журнал HELLO! в гости и познакомила со своей маленькой дочкой.

О рождении дочери Нади

В моей жизни вообще все складывалось не сразу. Не так рано сложилась семья. В балетной карьере поначалу все проходило не очень гладко. Самые интересные творческие проекты стали появляться достаточно поздно. И, к счастью, появляются до сих пор… Рождения Нади мы ждали очень долго. Молились, надеялись и верили. И наша надежда осуществилась.

О возвращении на сцену

Строго говоря, я думала, что возьму паузу и буду заниматься только Надей. Но Господь управил все замечательно. Когда я только-только вернулась из роддома, мне позвонил Николай Цискаридзе. Разумеется, он поздравил меня, спросил, как я себя чувствую. Я кокетливо ему ответила, что сегодня в первый раз спустилась в свой балетный зал. И это было абсолютной правдой, хотя спустилась я просто, чтобы немного размяться. Тем не менее Николай воспринял все очень серьезно и сказал: «Ну что же, у нас в июне «Пиковая» (спектакль «Пиковая дама» хореографа Ролана Пети, в котором Илзе Лиепа танцует партию Графини. — Ред.). Нужно репетировать». Конечно, это стало для меня шоком. (Смеется.) Но я сказала, что попробую, и через два с половиной месяца вышла на сцену. Это было удивительно и очень волнительно. Но я счастлива, что все так сложилось, что мне удалось быстро войти в форму. И знаете, после рождения Нади у меня началась такая активная творческая деятельность, которой, может быть, не было даже до беременности. Невероятно много гастролей с проектами Андриса «Русские сезоны XXI века»: несколько спектаклей в Париже, неделя спектаклей в Лондоне и, конечно, спектакли «Пиковая дама» в Большом театре.

О собственной школе пилатеса

Она существует и с тех пор значительно расширилась. Теперь это «Школа балеты Илзе Лиепы». Мы с моей подругой Марией Субботовской разработали программы для наших взрослых клиенток и для детей. Для взрослых они включают пилатес, хореографию и мой личный метод. Благодаря моему жизненному и балетному опыту я знаю, что и где нужно женщине подкачать, укрепить, растянуть… А дети начинают у нас заниматься ритмикой с двух с половиной лет. Благодаря этим урокам у них развивается моторика, укрепляется мышечный корсет, появляется осанка, грациозность. Мы прививаем любовь к классической музыке. И сегодня, когда смотрю на наших самых маленьких учениц — а у нас начинают учиться детки с двух с половиной лет, — я думаю о том, что совсем скоро моя Надя сможет стать одной из них.

Об идеале мужчины

С годами представления об идеале меняются. Если в молодости тебе кажется, что он должен быть умным, ярким, с чувством юмора, с годами понимаешь, что самое главное качество — это доброта. И щедрость.

О воспитании

У наших родителей, и у папы, и у мамы, драматической актрисы Маргариты Жигуновой, был огромный дар, который дала им профессия. Их подход к воспитанию детей был настолько творческим, настолько полным идей, что этими идеями и я, и Андрис можем пользоваться всю жизнь. Отец никогда не разграничивал свою жизнь на «работу» и «дом». Потому что при его занятости он бы совсем не имел на нас времени. Он просто брал нас в свою жизнь. Он брал нас в театр. Он брал нас бегать на Ленинские горы. Он учил нас, что спорт в нашей профессии — необходимое дополнение. И сейчас, когда я занимаюсь гимнастикой в своей студии, я прошу няню, чтобы она привела ко мне Надю. … Мы с Надей много читаем. Я, конечно, сразу замахнулась на Александра Сергеевича Пушкина и очень рада, что ей это нравится. Причем ей нравится, когда я читаю наизусть. Поэтому, когда я уезжаю, я беру с собой книжку и пытаюсь учить стихи: «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке». Надя подталкивает меня к тому, что надо развиваться. И мы развиваемся вместе (улыбается). Такой принцип воспитания — через общение с родителями прививать ребенку любовь к искусству — мне внушили мои родители, за что я им очень благодарна и что, безусловно, постараюсь не забыть.

О праздновании 75 лет со дня рождения Мариса Лиепы

Андрис каждый год делает традиционный вечер памяти в день его рождения в Рижской опере. Это уже стало своеобразным фестивалем. Но в этом году он принял решение перенести концерт на более позднее время, чтобы он совпал с открытием памятника отцу. Его установят рядом с оперным театром… Безусловно, будет большой концерт в Москве, в Большом театре. Мне очень приятно и кажется очень символичным, что вечер будет организован не только силами нашей семьи, но и Большого театра. Потому что это сцена, которую отец боготворил, которой беззаветно служил до последнего дня жизни. Даже когда не имел возможности на ней танцевать.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *