Некоторые знаки становятся благодаря своим приобретенным со временем качествам репрезентации чего-то значимого и добротного характер поклонения, сродни религиозному благоговению. Часто знаки, наряду с такой религиозной функцией, приобретают функцию магическую, так как содержат массу магических интенций. Создатель знака может восприниматься как маг. Предпочтение одних знаков другим связано именно с их магической потенцией, что придает дополнительную прибавочную стоимость знаку, как бы проявляя в покупателях свое своеобразное колдовство.

В повседневной жизни часто встречаются предметы уродливые и непривлекательные. Приобретшие же непререкаемый авторитет знаки как бы ограждают любого, вне зависимости от вкуса, к приобретению именно прекрасного, что так важно для любого человека. Таким образом, создание знака становится частью экономической стратегии. Однако чаще знаки апеллируют к грубым, неразвитым вкусам широких масс, что также способствует предпочтительному выбору предметов, которые они рекламируют.

Заключение

Мы живем в мире, в котором повсюду существуют знаковые системы, по которым мы, часто даже совсем неосознанно, ориентируемся. Вот почему книга Дэна Брауна «Код да Винчи», довольно заурядный детектив, стала бестселлером. Один из героев романа, главный хранитель Лувра, Жак Соньер собрал в музее разные предметы. Среди них древнеегипетские раритеты, о которых Д. Браун пишет, что они насчитывали «от сотен древнеегипетских крестиков, напоминающих фигурки крошечных стоящих ангелов, до погремушек, с помощью которых в древнем Египте отгоняли злых духов». Поразительно, что в древнем Египте именно таким образом отгоняли злых духов. Книга включила в себя знаковые аспекты восприятия культуры, что оказалось созвучным современной эпохе. Оказывается, пирамида Лувра имеет 666 стеклянных граней, ибо это — «число сатаны».

В книге приводится множество символов христианского Средневековья. Такова, например, галстучная булавка капитана Безу Фаша, находившегося под патронажем президента Франсуа Миттерана. «Она была сделана в форме серебряного распятия и украшена тринадцатью вкраплениями, камушками черного оникса…. Этот символ был известен под названием crux gemmata — крест с тринадцатью камнями — христианская идеограмма Христа и двенадцати его апостолов».

Пятиконечная звезда имеет множество толкований. Д. Браун дает одно из них, несколько подгоняемое под его основной идейный мотив — значимость и доминирование женщины в обществе, что соответствует современным тенденциям в западной культуре. «Один из старейших символов на земле. Появился за четыре тысячи лет до Рождества Христова». Пентакл — «это еще дохристианский символ, относящийся к поклонению и обожествлению Природы. Древние люди делили весь мир на две половины — мужскую и женскую…. Когда мужское и женское начала сбалансированы, в мире царит гармония. Когда баланс нарушается, возникает хаос». И здесь же автор пишет: «Пентакл символизирует женскую половину всего сущего на земле. Историки, изучающие религии, называют символ «священным женским началом», или «священной богиней». Далее эта идея углубляется. «Пятиконечная звезда символизирует Венеру, богиню любви и красоты». Графическим доказательством связи пятиконечной звезды с Венерой автор видит в следующем: «каждые восемь лет планета Венера описывает абсолютно правильный пентакл по большому кругу небесной сферы. Древние люди заметили это явление и были так потрясены, что Венера и ее пентакл стали символами совершенства, красоты и цикличности сексуальной любви. Как бы отдавая дань этому явлению, древние греки устраивали Олимпийские игры каждые восемь лет. Сегодня лишь немногие знают, что современные Олимпиады следуют половинному циклу Венеры. Еще меньше людей знают о том, что пятиконечная звезда едва не стала символом Олимпийских игра, но в последний момент его модифицировали: пять остроконечных концов звезды заменили пятью кольцами, по мнению организаторов, лучше отражающими дух участия и гармонию игр». Все эти данные хорошо знакомы ученым, но преподнесенные в захватывающей форме детектива с убийством, чрезвычайно приятны и широкой публике, как бы приобщающейся к глубинным представлениям о мире, но при этом отнюдь не утруждая себя скучными штудиями, а отдаваясь занимательному чтению. Это очень хорошо понимает автор. Сегодняшний пиетет к ученым, знанию, проявился и в том, что одним из главных действующих лиц романа является ученый.

Нередко в этом стремлении во всем увидеть разного рода коды, писатель доходит до абсурда. Так, Мона Лиза интерпретируется им как пиктограмма древнеегипетских богов Амона и Изиды (АМОН Л’ИЗА), что, конечно же, не соответствует действительности. Стремление соответствовать современной моде проявляется и в описании интерьера главного хранителя Лувра, сплошь заполненного предметами антиквариата — викторианскими лампами, картинами старых мастеров, диваны в стиле эпохи Ренессанса и «деревянной резной качалкой с подлокотниками в виде орлиных когтей». Что не совсем точно, ибо на самом деле старинные, в стиле классицизма предметы имели несколько иную форму. Есть при этом и точные данные. Столь же показателен кабинет Тибинга, в котором наряду с книгами, компьютерами, копировальными «аппаратами, сканерами, находятся картины, статуэтки и прочие произведения материальной культуры».

«В христианстве все заимствовано. Дохристианский бог Митра, его еще называли сыном Солнца и светочем Мира, родился 25 декабря, был похоронен в склепе на склоне горы и ровно через три дня воскрес. Кстати, 25 декабря является также днем рождения Осириса, Адониса и Диониса. (Современные религиоведы считают, что Иисус Христос родился в священный месяц Нисан — в апреле, но для удобства совмещения с календарем была выбрана традиционная дата — С. М.). Но Кришну одарили золотом, ладаном и миррой. Даже священный для христиан день недели был позаимствован у язычников».

Так как в современном мире мы живем в знаковой системе, для людей чрезвычайно важно знать их символическое значение. Книга предоставляет множество дешифровок. Д. Браун пишет: «Любая новая сила старается переделать существующие символы, скомпрометировать их, уничтожить или исказить их первоначальное значение. В борьбе между языческими и христианскими символами проиграли первые. Трезубец Посейдона превратился в вилы дьявола, остроконечный колпак мудреца — в головной убор ведьмы. А пятиконечная звезда Венеры стала знаком дьявола».

Многие символы становятся предметом анализа Д. Брауна. Так, он посвящает многие страницы числу PHI, которое, по словам автора, «получено из последовательности Фибоначчи, математической прогрессии, известной не только тем, что сумма двух соседних чисел в ней равна последующему числу, но и потому, что частное двух соседствующих чисел обладает уникальным свойством — приближенностью к числу 1,618, то есть числу PHI!». Все растения, животные и даже человеческие существа наделены пропорциями, приблизительно равными «корню от соотношения числа PHI к 1», почему ученые древности называли ее «божественной пропорцией».

Она проявляется и в произведениях искусства. И об этом говорится на страницах книги: «в пропорциях греческого Парфенона, пирамид Египта, даже здания ООН в Нью-Йорке…, в строго организованных структурах моцартовских сонат, в Пятой симфонии Бетховена, а также в произведениях Бартока, Дебюсси и Шуберта… в расчетах даже Страдивари…».

В книге Саймона Кокса «Взламывая «Код да Винчи», дается развернутое раскрытие использованных кодов. Так, например, о последовательности Фибоначчи даются следующие примеры ее последовательного претворения в природе: «подсолнечник имеет 21 спираль на своей головке в одном направлении и 34 — в другом. Это и есть последовательные числа Фибоначчи. Внешняя сторона сосновой шишки имеет спирали, проходящие по часовой стрелке и против нее. Соотношение числа этих спиралей являет собой вышеуказанную последовательность». Далее указывается, что эта последовательность проявляется в завитках раковины головоногого моллюска. Кокс верно сопоставляет ряд Фибоначчи с золотым сечением и золотым прямоугольником. Конечно же, эти пропорции хорошо были известны художникам, и, конечно же, довольно часто и последовательно применялись Леонардо да Винчи.

Зачем православные носят нательный крестик

При совершении таинства Крещения православный священник надевает на новообращённого христианина нательный крестик, который должен сопровождать его всю жизнь. Являясь вещественным свидетельством принадлежности к Христовой церкви, освящённое распятие помогает крещёному сохранить душу в чистоте и оберегает его от козней злых сил.

Древняя традиция

По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным, и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека.

Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик, стал восприниматься как грех, и даже отступничество от веры.

Размышляя над этим вопросом, преподобный Ефрем Сирин в своей работе «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» приводит цитату из Псалтыря : «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем… носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Висящий возле самого сердца нательный крестик, по разумению апостола Павла (К Галатам 2:19) является физическим воплощением фразы: «Я сораспялся Христу», который в Евангелие от Марка , произносит знаменательные слова: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».

Сила креста

О спасительно-защитной силе нательного крестика писал мученик Петр Дамаскин: «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»

В том же контексте размышлял святой Иоанн Кронштадтский, говоривший, что для верующих нательный крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Старец Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) призывал с почтительным трепетом относиться к нательному распятию, без которого любой христианин представляется беззащитным воином без оружия. Остерегая мирян от использования нательного крестика в качестве украшения, он советовал ежедневно целовать своё распятие, чтобы вдыхать, исходящие от него «лучи благодатного света и любви», незаметно пронизывающие душу, совесть, нрав и сердце человека.

Однако, Сергий Шалберов, предупреждает, о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведёт аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность, и уж тем более не будет греховным.

Экстренные ситуации

Ношение креста, который является вечным напоминанием о том, как Христос, умерев на распятии, одновременно победил смерть, является своего рода постоянной безмолвной молитвой.

Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.

Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом, не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зелёнкой.

При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освещённый в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста.

К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.

Потеря нательного креста

Священник Михаил Воробьев, как и все служители православной церкви, не видят в потере нательного креста ничего страшного, кроме случайности и рассеянности потерявшего. Допустив такую ситуацию, стоит просто приобрести новый крест, и если покупка совершается в магазине, а не в храме, то следует обязательно освятить его.

Те христиане, кто в подобном случае, начинают верить в негативные суеверные трактовки, по заверению диакона Константина Горбунова, демонстрируют недостаточную веру в Бога, уход от истинного богопознания и верного участия в церковной жизни.

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТИК.
Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков и зачем его носить?

Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ

Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков? Зачем его носить? «Я верю в Бога в душе, а крестик мне не нужен. В Библии нигде не написано, что надо носить крестик, и нигде не написано, что первые христиане носили крестики.» Так или примерно так говорят люди, считающие себя православными христианами, но никак не выражающие свою веру. Большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Так что же такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. «энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.

Крест Христов – это символ христианства. Для современного человека символ – это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.

Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.

Для христиан крест – не просто знак. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.

ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА

Что же символизирует собой нательный крестик?

Крест — величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.

О ФОРМЕ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Нательный крест — это не талисман и не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.

Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.

Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.

Наиболее распространенная форма православного креста – крест восьмиконечный, на оборотной стороне чаще всего бывает нанесена молитва «Спаси и сохрани».

СМЫСЛ НОШЕНИЯ КРЕСТИКА И ТОЙ НАДПИСИ, КОТОРУЮ МЫ ЧИТАЕМ НА ЕГО ОБОРОЬЕ: «СПАСИ И СОХРАНИ»

Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя.

Среди христиан распространено мнение, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани», совершенно иной.

Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный «план Божий» и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно – это закон Божий.

Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души. И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!»

Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

ПОЧЕМУ НАДО НОСИТЬ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ

Нательный крест возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Мы должны нести свой жизненный крест, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Когда происходит Таинство Крещения, при освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

Кстати, часто задают вопрос: должны ли быть уже освященными продающиеся в магазинах кресты или крест следует отнести в храм для освящения? Крестик необходимо освящать в храме. Окропить его святой водой дома будет недостаточно – он должен быть освещен именно священником, т.к. в храме крестики освящаются особым чином.

Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Но следует избегать суеверий. Церковь учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.

Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

Если вы сейчас, когда можно свободно исповедовать свою веру, не носите креста, то вряд ли осмелитесь надеть его, когда за это придется пострадать. Сможете ли вы повторить подвиг простого русского парня Евгения Родионова?

…Он был гранатометчиком, служил в 479-м погранотряде особого назначения. Ровно месяц Женя прослужил на заставе в Чечне, а 13 февраля 1996 года он попал в плен. Вместе с ним были три его друга: Саша Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев. В плену они пробыли 3,5 месяца. За это время над ними издевались как только могли. Но у Евгения был выбор, каждый день к нему подходили и говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом. И все эти кошмары для тебя сразу кончатся». Но Женя не поддался на эти уговоры, креста он не снял. И 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут Евгения и его друзей убили. День смерти Евгения был и днем его рождения. Ему исполнилось всего 19 лет. Женю обезглавили, но даже с мертвого тела Жени враги не посмели снять крестик.

Я думаю, что этот великий подвиг воина Евгения должен послужить примером для многих, для всех тех, кто по таким глупым причинам не носит крестик или носит его как какое-то украшение. А то и меняют святой крест на амулет, знак зодиака и прочее… Давайте не будем забывать об этом никогда! Помните об этом, нося свой крестик.

О БЛАГОГОВЕЙНОМ ПОЧИТАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».

«Не носите крестик как на вешалке, — часто повторял Псково-Печерский старец Савва, — Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов. Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер. Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым. Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято. Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!».

МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА

Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:

«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена)».

Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа.

Крест нательный – видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.

СИЛА КРЕСТА

Крест — это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Крест – это великая христианская святыня. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест — хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».

Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы – все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.

Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: — По неверию вашему».

Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением.

Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом. Крестным знамением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при отходе ко сну — последним движением. Крестится христианин перед и после вкушения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при неожиданных, радостных и горестных известиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купанием, навещая больных, идя в суд, на допрос, в тюрьму, в ссылку, перед операцией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д.

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. (Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь, говори: «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключи словом «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь».) Демоны, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и.никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирии).

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Ссылки по теме:
Отличие православного креста от католического. Распятие. Значение крестной смерти Христа.

Зачем нужен нательный крестик и как его носить правильно

Крестик — показатель принадлежности к христианской вере. Из этой статьи вы узнаете, можно ли носить чужой крестик, и почему его нельзя носить поверх одежды.

Крестик, по мнению священнослужителей, всегда должен быть на верующем человеке. Но бытуют и запреты, связанные с ним. Некоторые из них являются не более чем суевериями, о которых верующему человеку не стоит и думать. К таким относится, к примеру, потемнение крестика. Но это далеко не единственный вопрос, который может возникнуть у верующего человека насчет своего крестика.

Мифы и суеверия о крестике

Нельзя носить на цепочке

Совершенно никаких запретов на цепочку нет. Здесь, скорее, принципиальнее вопрос удобства и привычки. Если человек хочет носить нательный крест на цепочке, то может это делать, церковью не возбраняются такие действия. Самый важный принцип, которому необходимо следовать в данном случае — чтобы крест не потерялся и не слетел с шеи. И шнурок, и цепочка приемлемы. Суеверные люди, однако, уверяют, что по всем приметам крестик не теряется просто так.

Нельзя носить поверх одежды

Это — абсолютно верное утверждение. Крест является символом веры и защиты. Не нося крестик наружу, человек показывает искренность веры, не делая ее показной. Также все тепло и благословение, которым священник наделяет нательный крест во время освящения, в этом случае передаются только вам.

Нельзя дарить

Дарить крестик можно всегда. Конечно же, прекрасно, если об этом заботятся родители или крестные, в качестве одного из подарков на крестины. Но это не значит, что другой человек не может подарить вам крестик. Есть также такая традиция, когда два человека обмениваются нательными крестами, становясь братьями или сестрами во Христе. Обычно это делают близкие люди.

Нельзя поднимать, если найден

Суеверие, которое не имеет под собой совершенно никаких оснований. Напомним также, что суеверия совершенно не признаются церковью и считаются несовместимыми с христианской верой. Есть люди, которые считают, что, поднимая найденный крест, можно взять на себя проблемы того человека, который его потерял или оставил. Крестик, поскольку он является святыней, необходимо хотя бы принести в храм. Или оставить себе и хранить в красном уголке в доме.

Нельзя носить чужой крестик

Если вам достался крест от родителя или кого-то из знакомых, его можно носить. Никакого запрета здесь церковь не устанавливает. Тем более, если у вас крестика нет. Многие люди считают, что вещи наделяются энергетикой своего владельца, и она может передаваться новому хозяину. Могут также утверждать, что, отдавая крестик, человек отдает частичку своей Судьбы. Только такие поверья не имеют ничего общего с христианской верой и относятся к оккультному мировоззрению.

Нельзя носить крест с распятьем

Еще одно суеверие, на которое не стоит обращать внимания. Есть люди, которые говорят, что крест с распятьем навлечет на человека тяжелую жизнь. Это вовсе не правда, только домыслы людей. Такой крест символизирует спасение и жертву Христову, ничего плохого в нем нет. Но носить его надо правильно: распятие должно быть повернуто не к вам, а наружу.

Нельзя носить не освященный крестик

Крестик лучше всего освятить. Но как такового запрета на ношение не освященного нательного крестика нет. Считается, что нечисть обходит стороной даже две перекрещенные палки. Тем не менее, верующему человеку стоит все-таки освятить свой символ веры.
Крест можно выбрать любой, который вам понравился: золотой, серебряный, медный или деревянный. Материал не очень важен. Важно его освятить и не носить в качестве крестика украшение, купленное в ювелирном магазине. Необходимо понимать, что церковный православный крестик, который символизирует веру в Бога, отличается от красивых, но чисто декоративных крестиков. Они не несут в себе духовной нагрузки и не имеют отношения к вере.

Зачем носить нательный крестик?

Зачем мне ходить в церковь, если у меня вера в душе? Зачем носить крестик, если я и так христианин? А разве в Евангелии написано, что все должны ходить с крестиками? Так носить или не носить? Приблизительно такие вопросы часто задают невоцерковленные.

Попробуем ответить.

Откуда пришла такая традиция?

Ношение крестика без настоящей христианской жизни будет похоже на какую-то фальшивку. Отношение к кресту как к красивому украшению тоже будет служить человеку в осуждение. Так что же получается: носить его нельзя, а то еще сам себе навредишь?

Носить нательный крестик не только можно, а и нужно. Многие верующие могут подтвердить: это — мощнейшая защита человека. Почему? Потому что крест — это орудие смерти Христа. Распятый Иисус Своей Кровью омыл грехи каждого человека.

Поэтому каждому христианину это напоминает о том, на какие жертвы идет Бог ради человека, для чего пострадал Христос. Если бы Иисус не пострадал, у людей не было бы надежды спастись. Крест справедливо называют орудием нашего спасения. Но многие люди отказываются носить на своем теле этот предмет.

Среди аргументов самые популярные такие:

  1. это никак не подтверждает то, что я христианин;
  2. в Евангелии нет указаний на ношение креста, первые христиане тоже такого не знали…

Да, действительно, ношение нательного крестика без практики христианской жизни напоминает человека, который пытается в бурю плыть на обломке корабля.

В самом деле, Евангелие и жизнь первых христиан не указывают на то, что люди поддерживали современную практику.

Но зато в жизни ранней церкви был обычай носить медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Источники ІІ века указывают: некоторые христиане уже имели крестики или рисовали их на лбу, чтобы «выдавать» себя гонителям и страдать за веру. Когда «охота» на верующих поутихла, благочестивый пример первых христиан широко распространился.

Интересный исторический факт приводит протоиерей Игорь Фомин.

В Римской империи был один довольно унизительный обычай. Как у нас сейчас собакам одевают ошейник, так у них рабы носили на шее такие же ремешки с указанием имени их владельца.

Первые христиане, противопоставляя себя такому обществу, носили нательные крестики, как бы говоря: мы не принадлежим вам. У нас есть другой Хозяин, заплативший за нас ценой собственной жизни.

Духовная защита

Сегодня принято надевать человеку крест после совершения Таинства крещения. Это как подтверждение причастности к Церкви и понимания того, что ради меня пострадал Сын Божий.

— Да все это чепуха! Зачем носить крестик? — скажет скептик. — Подумаешь: две деревянные палочки или фигурка из металла. Разве они могут защитить человека?

Ответ очень лаконичен: могут. Свидетельств можно найти немало.

Например, в трудные советские времена запрещали носить «фигурки из металла». Если девушка собирается вступить в брак с иноверцем, обычно от нее требуют снять… крестик. Это звучит приблизительно так: отрекись от своей веры, отвернись от Христа.

А сколько есть историй о том, как без нательного крестика люди лишались духовной защиты! Многие становились бесноватыми — в них вселялись злые духи. И когда к ним приближались с крестом, они начинали труситься, кричать, злословить, биться о стену головой…

Символ победы над дьяволом

Знакомый священник рассказывал случай из собственной практики. Он служил в селе, где все друг друга знали. Там жил один мужчина, который с людьми мало общался, семьи не имел. В церковь он никогда не ходил.

Однажды священник проходил мимо этого мужчины. Почему-то решил остановиться и поговорить. Затем обращается:

— Алексей, а я хочу сделать тебе маленький подарок.

Мужчина обрадовался, как ребенок. Священник надел ему на шею нательный крест.

Прошло некоторое время. Вновь повстречались настоятель с Алексеем. Мужчина, чуть ли не со слезами поведал:

— Батюшка, не смог я ваш подарок принять.

И рассказал историю. После того, как ему на шею повесили крестик, он не понимал, что с ним начало твориться. Когда пришел в себя, понял: он уже далеко от дома, на местной Лысой горе. Нательного крестика на шее уже не было.

Как бы скептически мы к этому не относились, бес точно знает, какой силой обладает этот символ христианства. Поэтому лукавый разными способами пытается воспрепятствовать человеку.

Зачем носить нательный крестик? Чтобы уберечь себя. Дьявол боится потерять доступ к человеку, переживает, что тот может стать на путь благочестия и спастись. Ведь крест — это символ победы над силами тьмы, постоянное напоминание, кто мы, для чего созданы и как спасаться.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *