Документы

Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви

Синодальная комиссия по канонизации святых

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 25.03.1993 г. (Журнал № 32) с одобрением доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о порядке канонизации местночтимых святых Русской Православной Церкви на епархиальном уровне

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 1-2 октября 1993 года (Журнал № 80) с одобрением представленного Комиссией порядка канонизации местночтимых святых и работе епархиальных комиссий по канонизации святых

Из Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века 13-16 августа 2000 года

Определение Священного Синода от 26 декабря 2002 года об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых

Определение Священного Синода от 26 июля 2010 года о составе епархиальных Соборов святых

О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших (Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви)

Канонизация святых и их богослужебное почитание. Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года

Определение Священного Синода от 6 октября 2011 года об утверждении «Рекомендаций к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых» в качестве обязательных к применению в епархиях Русской Православной Церкви

Определение Священного Синода от 4 октября 2012 года о порядке обретения мощей подвижников веры и благочестия

Канонизация святых и богослужебные вопросы. Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 мая 2013 года (Журнал № 57) об именовании Собора новомучеников и исповедников Российских и Недели всех святых, в земле российстей просиявших

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 октября 2014 года (Журнал № 107) о порядке установления соборов святых для митрополий и для епархий, не входящих в состав митрополий

Постановление Священного Собора Православной Российской Церкви о порядке прославления святых к местному почитанию 21 августа (3 сентября) 1918 года

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

Протоиерей Владимир Воробьев. «Обзор деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви».

Документы, подтверждающие канонизацию

Циркулярное письмо, регламентирующее взаимодействие епархиальных комиссий с Синодальной комиссией по канонизации святых

Член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров ответил на вопросы корреспондента журнала «Снобу».

— Какими качествами должен обладать святой?

— Святость достигается не одним днем, а многими трудами, молитвами, стремлением к исполнению заповедей. В ответ на это Бог посылает человеку свои дары. Апостол Павел перечисляет их: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. По этим качествам, а особенно по таким сверхъестественным дарам, как любовь к врагам, бесстрастие, подлинное смирение, мы можем судить о действии Бога и Его благодати в человеке.

— Но любить и радоваться могут и грешные люди, и просто неверующие.

— Да, могут. Вкусной пище или каким-то другим земным благам. Это временное, а апостол Павел говорит о непреходящей радости: например, человека пытают, а он при этом ощущает радость от связи с Богом. Можно привести в пример новомучеников — святых ХХ века. Сохранились их последние письма и дневники. Люди были в ужасающих условиях, сидели в лагерях в ожидании расстрела, но при этом писали, что никогда не были так счастливы, никогда не переживали так остро Бога. Это ли не свидетельство, что вечное блаженство только в Боге?

— Это могла быть просто защитная реакция психики на тот кошмар, который происходил вокруг. Это могло быть обманчивое чувство.

— В Православной Церкви есть понятие «трезвомыслие». Подвижники очень критически относятся к тому, что они чувствуют. У них выработан навык отличать ложь от правды. Мне кажется, их словам можно верить.

— Бывает, что человек нарушает заповеди, например «Не убий», и при этом становится святым. Например, разбойник, который был распят рядом с Христом. Почему?

— Разбойник вошел в рай через покаяние, исповедание Христа и безропотное терпение предсмертных страданий. Хотя все это вместилось в несколько часов, но в духовном смысле оказалось столь велико, что Господь даровал ему вечное блаженство в Своем Царстве.

— А Николай II, который дал добро на расстрел мирной демонстрации в 1905 году?

— Николай II не отдавал приказа на расстрел мирной демонстрации в 1905 году, это советский пропагандистский штамп. Прославление Николая II и его семьи никак не связано с его государственной деятельностью. Как бы мы к ней ни относились, в ней нет оснований для канонизации или примера для подражания другим христианам. Но царская семья страдала в заключении, безропотно несла свой крест и приняла от рук палачей мученическую смерть.

— Но Николай II принял смерть не за Христа.

— Да, это правда. Когда канонизировали царскую семью, были споры и внутри Церкви, было много противников. Поэтому когда Комиссия рассматривала этот вопрос, то предложила осуществить их канонизацию в лике страстотерпцев, а не мучеников. То есть тех, кто претерпел безвинные страдания и смерть.

— В таком случае можно канонизировать жертв Беслана как страстотерпцев?

— В случае с царской семьей мы твердо знаем, что у них была нормальная церковная жизнь с исповедями и причащениями. Мы знаем, как царская семья вела себя накануне смерти: члены семьи вели дневники. Они проявляли христианские качества вроде смирения и относились к происходящему как к Промыслу Божию.

— Патриарх Кирилл говорил, что во времена Советского Союза «нравственная парадигма оставалась христианской». Можно ли ожидать, что со временем коммунистические деятели получат статус святых наравне с царями?

— Это невозможно, они не верили в Бога и выступали гонителями Русской Православной Церкви. О какой святости здесь можно говорить?

— Как Комиссия выбирает, кого назначить святым?

— Святого выбирает Бог. Именно Он посылает людям знак из иного мира — чудо. Святость видна при жизни: святой творит чудеса молитвами, исцеляет людей, предвидит будущее. На основании чудес рождается почитание подвижника народом, к нему начинают обращаться за помощью, иногда при жизни, иногда уже по кончине. Проходит время и архиерей, в епархии которого подвизался подвижник, поручает составить жизнеописание подвижника, собрать свидетельства о его чудесах и благодатной помощи: что это за человек, как он подвизался, правдивы ли его чудеса, не ложное ли к нему почитание.

— Как в случае с Вангой?

— Да, это один из примеров ложного почитания.

— Но ведь Ванга творила чудеса, почему бы ее не причислить к святым?

— Во-первых, чудеса могут быть и от диавола. А во-вторых, в Русской Церкви чаще всего прославляли подвижников на основании посмертных чудес, когда Божественная благодать действовала или через мощи святого, или по молитвенному обращению к нему. А бывали случаи, когда мощи обретали, выставляли в храме, а чудес не происходило, и тогда решение о прославлении откладывали до тех пор, пока Бог утвердительно не выскажется об этом человеке.

— С какими источниками работает Комиссия?

— С архивами, периодикой, воспоминаниями. Канонизация — это исследование. Необходимо представить документы, свидетельствующие о почитании праведника, о чудесах и молитвенной помощи по его заступничеству. В случае с новомучениками особо тщательно изучаются следственные дела, по которым мученик проходил обвиняемым или свидетелем. Собранные материалы за подписью правящего архиерея передаются в Синодальную комиссию по канонизации святых. По итогам дискуссии материалы могут быть либо отклонены, либо отправлены на доработку или представлены Священноначалию для принятия окончательного решения о прославлении святого.

— Насколько канонизация может использоваться как политический инструмент? Например, канонизация Николая Японского?

— Все, что делает человек, а не Бог, может быть использовано в каких угодно целях, в том числе и политических. Но все, что противно воле Божией, рано или поздно развалится и будет предано забвению. В этом смысле любые человеческие интриги в деле канонизации очень недолговечны и не имеют перспективы. Но пример равноапостольного Николая Японского здесь не подходит, поскольку это был величайший святой, основавший новую Поместную Церковь вопреки всем внешним крайне неблагоприятным обстоятельствам, что было возможным только при Божией помощи.

— Как можно стать членом Комиссии по канонизации?

— Состав Комиссии несколько раз менялся, сейчас в ней работают около 15 человек. По отдельным вопросам Комиссия иногда привлекает сторонних специалистов. Все члены Комиссии были назначены в ее состав решением Священного Синода. Это и ученые, исследователи, преподаватели, которые должны изучить какой-либо вопрос и дать ему экспертную оценку, и церковные администраторы, епископы, задача которых — соблюсти Священное Предание.

— Как часто собирается Комиссия?

— Очень по-разному, в зависимости от количества поданных материалов, в среднем три или пять раз в год. В 2000-е годы, когда были доступны архивы и велась серьезная работа по канонизации новомучеников, Комиссия рассматривала сотни вопросов, сейчас на порядок меньше.

— Как часто вы отказываете в канонизации?

— Довольно часто. Причина либо в несоответствии критериям канонизации, либо в недостаточном уровне подготовленных материалов.

— Сколько времени может занять процесс канонизации?

— Этот процесс требует времени: иногда несколько лет, иногда несколько столетий.

— Если человек творит добро, но не принадлежит к Православной Церкви — может ли он быть признан святым?

— Всех, кто творил добро на земле, — мудрых правителей, которые заботились о своем народе, полководцев, защищавших свое отечество, благотворителей и меценатов, помогавших людям, ученых, писателей, мыслителей, направлявших людей к добру и свету, — всех их мы почитаем за выдающиеся таланты, которые действовали в земной области бытия. Мы помним их служение, ставим им памятники, называем в их честь города и улицы. Но надо понимать, что их служение принадлежит земной, материальной сфере, которая временна и проходит. Во святых же Церковь прославляет Бога и Его действие в этом мире. Во святых мы можем видеть бесспорные дарования, имеющие своим источником Бога: веру, дающую возможность устоять перед любыми испытаниями, чистоту, недостижимую для падшего человека, смирение, самоуничижение, презрение ко всему земному, к славе человеческой, к богатству, комфорту и порой даже к своей жизни. Это совершенно разные вещи.

— Можно ли обладать святостью в большей или меньшей степени?

— Как говорит апостол Павел: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». Святость — это свойство Бога, отличающее Его от всего тварного мира. Свят только Бог. И люди по-разному могут вмещать в себя Дух Божий.

Беседовал Александр Косован

«Сноб»

Протоиерей Владимир Воробьев. «Обзор деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви»

Протоиерей Владимир Воробьев,
профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых

Доклад на конференции «Прославление и почитание святых» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
Москва, Сергиевский зал Храма Христа Спасителя, 26 января 2016 года

В эпоху самых страшных гонений на православную веру в России в XX веке явилось огромное воинство святых – множество мучеников, исповедников и праведников, которые своими подвигами, часто ценой своей жизни отстояли веру в борьбе, казалось, с самим дьяволом – столь жестоки, беспощадны, коварны были мученья, пытки, расправы безбожников. Тогда многие думали, что приблизился последний час земного существования Русской Церкви – уже были закрыты все монастыри, почти все приходские храмы, все церковные и духовные школы. Священники, монахи, причетники убиты, замучены, а те, кто остались живыми, рассеяны. В СССР к 1939 г. на кафедрах осталось только 4 архиерея. Но оказалось, что именно в период своего голгофского страдания Церковь была самой живой, самой сильной и непобедимой. Она молча истекала кровью, но кровь эта снова стала семенем веры, как и в первые века христианства.

В те страшные времена мы ничего не знали о множестве новых святых, вставших на защиту веры. Слышали только о множестве замученных, но казалось, что никогда не узнаем ни их имен, ни времени, ни места их безвестной кончины. Русскую Церковь называли тогда заграницей «Церковью молчания». Но, как только явилась малейшая возможность, Русская Церковь заговорила и заговорила … о своих святых. Это было странно и удивительно слышать: загнанная в гетто Русская Церковь вдруг начала прославлять святых. Что это? Разве это не абсурд и нет более неотложных проблем, чем канонизация святых? Разве больше не о чем говорить, тревожиться, нечего добиваться? Но Церковь живет в своих святых – именно они являются носителями благодати Святого Духа. И как гроб не мог удержать воскресшего Господа, так невозможно скрыть святое воинство мучеников или молчать о нем.

Канонизация новых святых возобновилась в Русской Церкви по инициативе митрополита Никодима (Ротова) в 1970 г. и осуществлялась в разных формах – в зависимости от того, что удавалось согласовать с государственной властью.

10 апреля 1970 г. был канонизирован святитель Николая Японский «в ответ на обращение» Собора Православной Миссии в Японии, а 6 октября 1977 г. — святитель Иннокентий Московский «в ответ на обращение» Американской Православной Церкви. Обе канонизации совершились в «расширенном заседании» Священного Синода. 21 февраля 1978 г. незадолго до кончины митрополита Никодима (+5 сентября 1978 г.) Священным Синодом была утверждена Служба святителю Мелетию Харьковскому, «исправленная» митрополитом Никодимом, после чего в Харькове была совершена «местная» канонизация святителя.

На Поместном Соборе 1988 г. состоялась первая после революции 1917 г. полноценно подготовленная канонизация девяти русских святых. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил Собору доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», являющийся плодом семилетних ученых изысканий Историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии и активной помощи представителей Духовных школ Московского Патриархата. В заключение своего доклада митр. Ювеналий изложил выводы о практике канонизации святых в Русской Православной Церкви и представил основания для прославления девяти подвижников благочестия. Пункт 8 Деяний Собора гласил: «… считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия». В соответствии с этим решением 11 апреля 1989 года на заседании Священного Синода была образована Синодальная комиссия по канонизации святых (СККС) под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Состав Комиссии:

  1. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий – председатель комиссии.
  2. Архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев).
  3. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент ЛДА
  4. Протоиерей Ливерий Воронов, профессор ЛДА
  5. Протоиерей Иоанн Белевцев, профессор ЛДА
  6. Протоиерей Павел Недосекин, преподаватель МДС, секретарь
  7. А.А.Макаров, заведующий отделом «Церковная жизнь» издательского отдела Московской Патриархии.

После Собора 1988 г. к лику святых были причислены несколько выдающихся новомучеников новейшего периода: святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России (1989) и Патриарх Московский Иов (1989), митрополит Киевский Владимир (1992), митрополит Петроградский Вениамин (1992), Великая Княгиня Елисавета (1992), митрополит Крутицкий Петр (1997), митрополит Серафим (Чичагов, 1997)), архиепископ Тверской Фаддей (1997), первомученик Иоанн Кочуров (1994), священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий (1994). Были также прославлены св. праведный Иоанн Кронштадтский (1990), преподобные Кирилл и Мария (1992), родители преп. Сергия, митрополит Филарет Дроздов (1994) и снискавшая особое почитание народа святая праведная Матрона Московская (в 1999 — к местному почитанию, в 2004 – к общецерковному).

В контексте подготовки к Юбилейному Архиерейскому собору 2000 г. было решено прославить Собор всех новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и неизвестных. Священный Синод поручил правящим Преосвященным провести тщательное исследование и в течение полугода представить в СККС материалы о новомучениках и исповедниках ХХ века, пострадавших в их епархиях, для возможного включения в Собор новомучеников и исповедников. Готовить эти материалы к Юбилейному Архиерейскому Собору поручалось Синодальной комиссии по канонизации святых. Значительная часть этой информации была получена из базы данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского Богословского института. На заседании Священного Синода 31 марта 1999 г. было принято решение о создании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Эта задача была выполнена на факультете Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Богословского института.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. были приняты следующие решения.

  1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.
  2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили (далее перечислены 867 святых, в том числе 46 непоименованных).
  3. Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью.
  4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых (перечислены 230 святых, в том числе 112 непоименованных).

Дальнейшая перспектива прославления святых была определена последними пунктами Деяния:

  1. В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых.
  2. Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры ХХ века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Процесс выявления имен в Соборе новомучеников и исповедников продолжается по сей день, на сегодня в него включено 1773 имени.

Кроме Собора новомучеников и исповедников Российских Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. прославил 9 подвижников благочестия и собор 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), а также благословил общецерковное почитание преп. Иова Анзерского (в схиме Иисуса) и собора Оптинских старцев. Были также прославлены Московский старец протоиерей Алексий Мечев, митрополит Макарий Невский, иеросхимонах Серафим Вырицкий.

Подготовка к массовой канонизации 2000 г. стимулировала развитие церковно-исторических исследований. Игумен Дамаскин (Орловский) подготовил серию «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» в семи томах (1992–2002), а также сборники «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» (Тверь, 2002—2005. Т. 1-5, доп. 1-4). В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете стала издаваться серия «Материалы по новейшей истории Русской Церкви», в которой к настоящему времени опубликовано 23 тома.

В своем докладе на Юбилейном Архиерейском соборе Председатель СККС митрополит Ювеналий дал общий обзор критериев канонизации святых, выработанных к 2000 г.

Первый шаг в этом направлении был сделан Священным Синодом 11 апреля 1989 г., определившим, что инициатива в возбуждении вопроса о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих архиереев.

В 1993 г. была упорядочена практика канонизации местночтимых святых. Священный Синод одобрил два документа, подготовленных Синодальной комиссией по канонизации святых:

– О порядке канонизации местночтимых святых Русской Православной Церкви на епархиальном уровне. Сформулированы критерии канонизации, совпадающие с общецерковными.

– О порядке канонизации местночтимых святых и работе епархиальных комиссий по канонизации святых. Сформулирован порядок действий при канонизации местночтимых святых.

Следует отметить, что Юбилейным Собором было принято решение о включении в собор новомучеников и исповедников Российских всех новомучеников и исповедников, которые прежде были канонизированы в лике местночтимых святых.

Следующее Определение Священного Синода, изданное 26 декабря 2002 г., касается деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых:

– необходима тщательная подготовка и проверка материалов к канонизации;

– правящий архиерей лично отвечает за качество публикаций этих материалов;

– недопустима практика сбора подписей;

–обретение св. мощей допускается только с благословения Святейшего Патриарха;

–мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания.

Все эти указания остаются действующими и сегодня.

В 2010 г. Священным Синодом было сделано уточнение: в состав епархиального Собора святых следует включать подвижников, основным местом подвига, либо погребения которых является данная епархия.

В 2014 г. было сделано еще одно дополнение относительно сформировавшихся к этому времени митрополий: для епархий, входящих в состав митрополии, могут учреждаться соборы святых митрополии, для одиночных епархий – епархиальные соборы святых.

Критерии канонизации были уточнены в Определении Священного Синода от 6 октября 2011 г. «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви». В нем впервые сформулировано положение о необходимости исследования всего комплекса документов, содержащихся в закрытых архивах, – для положительного решения вопроса о включении подвижника в Собор новомучеников и исповедников.

При подготовке материалов к канонизации должен рассматриваться весь комплекс источников, при этом особое значение имеет полнота исследования в историческом контексте. В документе указывалось на необходимость тщательного изучения исторических источников, отсев апокрифических сюжетов, сомнительных фактов и событий. Была четко сформулирована граница между духовным и «гражданским», светским подвигом и указано, что «известность человека как строителя или возобновителя монастыря, как государственного деятеля, военачальника или лица, иным образом прославившегося в истории, – сама по себе не может быть признана достаточной причиной для канонизации».

Этот документ был признан обязательным к применению в епархиях Русской Церкви.

2013 – 2015 гг. были отмечены особым попечением священноначалия о развитии почитания святых в Русской Церкви, 12 марта 2013 г. был создан во главе с митрополитом Ювеналием Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, в который вошли представители основных Синодальных отделов. Эта тема отчасти относится и к попечению СККС, она постоянно затрагивается в отчетах епархиальных комиссий по канонизации святых.

Архив Комиссии, собранный за последние пять лет, содержит комплекс дел о канонизации, папку с основными общецерковными документами, папку с протоколами и пять папок с письмами, полученными за это время из разных епархий.

Содержание архива в части присланных в Комиссию писем и дел иллюстрирует актуальность рекомендаций, принятых Священным Синодом в 2011 г. По большей части это — плохо составленные и обработанные материалы, а также просьбы о канонизации разных лиц, направленные в Комиссию в обход требования о представлении дел на канонизацию через правящих архиереев.

Таким образом, в значительной степени Комиссия тратит свои усилия на отработку плохо подготовленных или маргинальных дел.

Остается проблемой вопрос об обретении мощей в епархиях.

Первое суждение Священного Синода об упорядочении практики открытия святых мощей было принято на заседании 6 октября 1998 г. В нем говорилось:

  1. О необходимости иметь Определение Св. Синода, Архиерейского или Поместного Собора, либо благословение Святейшего Патриарха для того, чтобы приступать к открытию святых мощей подвижников веры и благочестия в епархиях.
  2. Акт их освидетельствования должен составляться с участием ученых – специалистов в этой области.

В 2011 г. на Архиерейском Соборе было принято решение о том, что

«12. Открытие мощей святого и помещение их в храмы может иметь место только при канонизации или после таковой» («О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»)».

Осенью 2011 г. Священный Синод вернулся к вопросу об обретении мощей и постановил напомнить епархиальным Преосвященным о необходимости выполнения постановления Священного Синода от 26 декабря 2002 г.

Наиболее четко порядок обретения мощей был прописан в постановлениях Священного Синода от 4 октября 2012 г.:

  1. Епархиальным архиереям для обретения мощей подвижников веры и благочестия подавать в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы, касающиеся вопроса определения места погребения подвижника и принадлежности захоронения указанному лицу.
  2. Синодальной комиссии по канонизации святых при изучении вопроса об обретении мощей подвижника веры и благочестия привлекать к работе ученых специалистов (археологов, историков, антропологов и иных), а о результатах исследования докладывать Патриарху Московскому и всея Руси и сообщать епархиальному архиерею.
  3. Вскрытие захоронения и обретение останков производить в присутствии епархиальной комиссии, учрежденной епархиальным архиереем после получения благословения Патриарха Московского и всея Руси, в присутствии представителей Синодальной комиссии по канонизации святых.
  4. О состоявшемся вскрытии, независимо от результата, епархиальным архиереям надлежит рапортом сообщать Патриарху Московскому и всея Руси.

К сожалению, несмотря на ясные требования документов, продолжается процесс стихийного обретения мощей в епархиях с нарушением всех пунктов принятых постановлений. Навести порядок в этом вопросе едва ли не труднее, чем наладить систематический сбор исторических и архивных материалов на местах с участием профессионалов.

Синодальной комиссией по канонизации святых в последние годы подняты также общие вопросы, связанные с канонизацией и почитанием святых:

– Поручение Архиерейского Собора 2011 г. о разработке дополнений к именованию новомучеников и исповедников Российских.

– О разработке списка дней обретения мощей новомучеников.

– О списке имен новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым следует служить бденные, полиелейные и славословные службы.

Следует отметить, что начиная с 2009 г. Комиссия ежегодно проводит секцию Рождественских чтений «Прославление и почитание святых», на которой представлены доклады общего характера, посвященные проблемам канонизации (игумен Дамаскин Орловский, прот.Максим Максимов, прот. Владислав Цыпин, Зинаида Петровна Иноземцева, к.и.н., ВНИИДАД), а также доклады по вопросам прославления конкретных святых (прот. Олег Митров, В.Н. Звягин, Е.С.Полищук и др.). По итогам работы секции каждый год издается сборник докладов.

Текущие вопросы работы Комиссии:

– Подготовка вопросов о соборах епархиальных святых (за последние пять лет были утверждены Соборы Симбирских святых, Молдавских святых, Пермских святых, Омских святых, Валаамских святых, Казанских святых, Брянских святых).

– Подготовка определений о включении в русский месяцеслов святых, канонизированных Поместными Церквями (9 святых, пострадавших в оккупации и канонизированных Константинопольским Патриархатом; преп. Никифор Прокаженный, канонизированный Константинопольским Патриархатом).

– Подготовка решений об общецерковном почитании местночтимых святых (преп. Далмат Исетский)

– Подготовка к прославлению новых подвижников в лике святых (прот. Иоанн Домовский, священники И. Талантов и К. Верецкий от Донской епархии; митрополит Гавриил Бонулеску-Бодони; блаженный Максим Верхотурский; архиепископ Серафим Соболев).

Решению вопросов о согласовании месяцесловов Русской Церкви в Отечестве и в РПЦЗ посвящена деятельность специальной Рабочей группы, образованной Священным Синодом, в которую входят и члены СККС. Эта работа содействует дальнейшему сближению отечественной и зарубежной паствы, возгревает радость общения и взаимное доверие.

После очередного совещания Рабочей группы под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в Патриарших палатах Троице-Сергиевой лавры 7 октября 2015 года была проделана значительная работа по изучению исторических материалов о жизни и страдании доктора Евгения Сергеевича Боткина (+1918, память 4/17 июля), об архипастырском подвиге святителя Ионы Ханькоуского (+ 1925, память 7 / 20 октября), ранее канонизированных в РПЦЗ, священномученика иерея Митрофана и иже с ним пострадавших в Китае (+1900, память 10 / 23 июня), прославленных к местному почитанию Указом Святейшего Синода Православной Российской Церкви № 2874 от 22 апреля 1902 г. (местное почитание китайских мучеников было утрачено в Китае и в Советском Союзе, но возобновлено решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 апреля 1997 г.). После революции почитание китайских мучеников продолжалось в храмах РПЦЗ. Синодальная комиссия по канонизации святых не нашла препятствий для общецерковного почитания этих прежде местночтимых святых, учитывая, что их почитание распространено гораздо шире, чем это обычно бывает в отношении местночтимых святых.

К Архиерейскому собору 2–3 февраля 2016 г. был тщательно собран и изучен весьма большой биографический материал о жизни и подвиге святительского служения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Огромное народное почитание святителя в Болгарии, где прошла вторая половина его жизни, поставило вопрос о прославлении владыки Серафима в лике святых. Заключительным этапом в долгой подготовке этой канонизации стала работа Двусторонней Комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) и митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном. Комиссия не нашла препятствий к прославлению святителя Серафима в лике святых, что позволило включить этот вопрос в повестку дня Архиерейского собора.

Одна из наиболее актуальных современных проблем канонизации святых связана с неизбежным появлением ошибок в проводимых исследованиях.

Исследования, необходимые для канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской, в основном состоят в изучении архивных документов репрессивных органов, что связано со значительными трудностями. Синодальная комиссия по канонизации святых столкнулась с целым рядом сложных проблем: 1) ограничения в получении самих документов; 2) специфика этих документов, связанная с их происхождением и требующая большого опыта для их адекватного прочтения; 3) искаженность, неполнота и в значительной мере закрытость информации, содержащейся в них.

Опыт работы и объем информации, необходимой для того, чтобы ориентироваться в этом материале, накапливались постепенно. Также не сразу выработался исследовательский подход, методы расшифровки и интерпретации ставших доступными документов. Весьма часто материалы, касающиеся одного и того же репрессированного, находятся в разных делах и даже в разных регионах страны, порой в архивах стран СНГ. В связи с этим Синодальная комиссия по канонизации святых в течение всего периода своей работы уточняет биографические данные новомучеников, т.к. при изучении материалов прежде неизвестных персоналий нередко обнаруживается новая информация, касающаяся лиц, чьи дела были исследованы ранее.

Прославление новомучеников в лике святых совершается, как правило, на основании их мученического подвига, а не в силу их народного почитания, которое в большинстве случаев не могло сложиться в виду отсутствия информации, появляющейся только в ходе исторических и архивных изысканий. Огромный объем исследовательской работы в связи с множеством персоналий и большими трудностями, по независящим от нас причинам сопутствующими исследованиям в этой области, неизбежно сопровождается ошибками, неточностями, большими или меньшими упущениями (следует напомнить, что такого рода ошибки случались неоднократно и раньше). В ходе продолжающихся исследований по выявлению имен в составе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, прославленного на Юбилейном архиерейском Соборе 2000-го года, иногда появляется информация, компрометирующая прежде уже названных в составе Собора новомучеников и исповедников лиц.

Каноны в истории всегда пересматривались, корректировались и в нужных случаях отменялись, и есть исторические примеры, когда приостанавливалось почитание святого (например, Анны Кашинской). Решение об изъятиях некоторых имен из календаря требуют, конечно, тщательной и кропотливой дополнительной исследовательской работы.

Канонизация – это Деяние Церкви, сутью которого является богослужебное прославление святого на земле, когда в Церкви созревает уверенность в том, что этот святой уже прославлен у Бога, т.е. принят в Царствие Божие, как, например, благоразумный разбойник или апостолы, Иоанн Предтеча и т.д. Если такая уверенность в силу какой-то новой информации поколебалась, может потребоваться приостановление или прекращение богослужебного прославления. Ведь часто приходится оставлять на Божий суд не ясное на земле дело. Может случиться, что народ церковный своим почитанием утвердит церковную канонизацию (как, например, в случае с Анной Кашинской); либо канонизированный ранее святой забудется – никто не будет ему молиться, никто не будет помнить его жития и подвиги, никто не станет служить в день его памяти. В этом последнем случае «деканонизация» по факту произойдет сама собой.

Постепенно, во времени прояснится истина. Так в Церкви обстоит дело со многими вопросами. Мы – православные не претендуем на обладание абсолютной истиной по всем вопросам «здесь и сейчас». Истина открывается Церкви и становится известной церковному народу во времени, иногда совсем не быстро. Ошибки возможны, но они потом могут быть исправлены.

Настоящий обзор хотелось бы завершить призывом ко всем, кто желает скорейшего прославления наших святых:

Давайте вместе развивать наши исследования с должным профессионализмом и серьезностью. Будем глубже изучать новейшую историю своей Церкви и страны. Будем собирать исторические документы, материалы, фотографии, письма, воспоминания, разыскивать в архивах все доступные сведения. Будем также внимательными к принятым нашей Церковью решениям, чтобы послушно выполнять их.

Список источников:

Поместный Собор Русской Православной Церкви // Троице-Сергиева Лавра, 6-9 июня 1988 г. Материалы. Издание Московской Патриархии. 1990.

ЖМП за 1970—2014 гг.

Канонизация святых в ХХ веке. Изд-во Сретенского монастыря. М., 1999.

Собрание документов Русской Православной Церкви. Изд-во Московской Патриархии. М., 2014. Т. II. Ч. 1.

Сайт Синодальной Комиссии по канонизации святых http://kanonkom.ru/

Архив Синодальной Комиссии по канонизации святых.

ЖМП. 1970. №7. С. 4.

ЖМП. 1978. №1. С. 7.

ЖМП. 1978. № 4. С. 2.

ЖМП. 1979. № 4. С. 23-24.

ЖМП. 1989. №7. С.11–12.

К соборному прославлению мучеников и исповедников ХХ века в Русской Православной Церкви // Канонизация святых в ХХ веке. Изд-во Сретенского монастыря. М., 1999. С. 8-10.

Журнал №4 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 16 февраля 1999 г. // Канонизация святых в ХХ веке. Изд-во Сретенского монастыря. М., 1999. С. 11.

ЖМП. 1999. №5. С.7.

ЖМП. 2000. №9. С. 56–72.

Журнал №71 Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 июля 1989 г. // ЖМП. 1989. №10. С.4.

ЖМП. 2000. №9. С.65–67.

Журнал №65 Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2010 г. // ЖМП. 2010. №8. С. 6.

Журнал №107 Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 октября 2014 г. // ЖМП. 2014. №11. С. 10.

Журнал №121 Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2011 г. // ЖМП. 2011. №11. С. 9.

Журнал №28 Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2013 г. // ЖМП. 2013. №4. С. 23.

ЖМП. 1998. №11. С. 4–5.

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2 февраля 2011 г. // ЖМП. 2011. № 3. С. 49.

Журнал № 121 Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 г. // ЖМП. 2011. №11. С. 9.

Журнал № 94 Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 октября 2012 г. // ЖМП. 2012. №11. С. 7.

См. на сайте Комиссии http://kanonkom.ru/docs/kategorii-dokumentov/rozhdestvenskie-chteniya.html.

Журнал № 73 Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 г. // ЖМП. 2008. №11. С. 18. Координация работы группы поручена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

На заседании Архиерейского Собора 3 февраля 2016 г. архиепископ Серафим был единогласно прославлен в лике святых.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *