Освящение дома

  • Из книги «О вере и спасении» архим. Амвросий (Юрасов)
  • Под сенью Закхеевой Дмитрий Петров
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» свящ. Алексий Тимаков
  • Для чего мы освящаем свои дома и квартиры
  • Освящение вещей и продуктов
  • Об освящении жилища, учреждений и средств транспорта свящ. О. Нецветаев
  • Освящение квартиры: инструкция по применению иерей Александр Ермолин
  • Чин благословения жилища

Освяще́ние дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, направленные на призвание на дом и живущих в нем благословения Божия. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.

Смысл освящения жилища

Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел – или же на транспортное средство, на мирный и благополучный путь пользующихся им. Поэтому такое освящение – не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.

Подготовка дома

Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы.
Обязательно проверьте, нет ли в доме оккультной литературы, оберегов (в т.ч. подковы над дверью), астрологических календарей, статуэток языческих божеств, нехристианских символов и т.п. Не передаривайте эту нечисть другим людям, такая медвежья услуга может быть губительна для их душ.

Родные и близкие

Следует предварительно объяснить вашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходе батюшки следует взять у него благословение, как и после чина освящения, приложиться ко кресту.

Немалая духовная польза будет вас и для ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая. Помните, что посещение священником вашего дома – прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершение требы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие».

Когда можно освящать квартиру и как это организовать?

Освятить квартиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно вам и священнику. Пойдите в храм, объясните служительнице у свечного ящика свое желание. Можно оставить в храме «за ящиком» свой телефон для передачи священнику.

Пожертвование за освящение

Чтобы не смущаться вопросом: «сколько?», (когда и «лишнего» дать жалко, и батюшку обидеть неловко) можно узнать в лавке обычный размер жертвы при совершении чина освящения; пожертвуйте же по вашим возможностям.

Продолжительность чина освящения

Около 30 минут.

Как часто нужно освящать жилище?

Единожды. Впоследствии полезно самостоятельно с молитвой окроплять помещения святой водой или окуривать фимиамом из ручной кадильницы (кации).

В качестве молитвословий принято использовать тропарь и кондак праздника или молитву Честному Кресту:

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Или кратко:

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.

***

Когда освящают офис, люди часто уверены, что теперь Бог будет покрывать их беззакония и сильно удивляются, когда узнают, что теперь всякое беззаконие будет более тяжким грехом перед Господом.

Освящение дома и квартиры

С постепенным воцерковлением каждый христианин желает иметь свое жилье освященным, будь то квартира или дом. Но что для этого надо предпринять, подготовить, знают не все, но хотят знать.

Зачем освящать жилье?

В жизни христианина в идеале все события освящаются. После рождения младенец принимает Таинство Крещения. Затем он очищает совесть в Таинстве покаяния, освящается посредством принятия Святых Христовых Таин. Вступая в брак, супруги принимают Таинство венчания. Каждый вечер и утро христианин молится, прочитывает Евангелие.

Кончина человека также сопровождается молитвой. И после смерти его душу продолжают поминать в храме. Тем более, дом, в котором он проводит свободное время, должен быть освящен специальным чином.

Освящение дома охраняет его от бесовских воздействий, наветов злых человек, несчастных случаев. В освященном жилище поселяются Ангелы, если жильцы ведут благочестивый образ жизни (молятся утром и вечером, читают Священное Писание, избегают ссор).

Некоторые просят освятить жилище, чтобы избавиться от нечистых духов, беспокоящих людей (так называемых «полтергейстов»). Были случаи, когда жильцы страдали от приведений, которыми прикидываются бесы. После освящения все эти странные явления, конечно, исчезают.

Что нужно подготовить для чина освящения?

Люди, приглашающие священника к себе домой, должны подготовиться.

Понадобятся:

  • иконы Спасителя, Божией Матери, святых, Ангела-хранителя ;
  • стол для того чтобы положить евангелие, крест;
  • сосуд (чаша) под святую воду.

Освободить четыре участка стен напротив друг друга, где священник будет изображать Распятие. Любой молебен служится перед образами, это связано с особым иконопочитанием христиан. Поэтому иконы обязательно должны быть в доме.

Желательно убрать на время освящения помещения домашних животных, чтобы они не мешались. Нецеломудренные изображения на стенах и магические предметы тоже не должны быть в доме, потому что они показывают неготовность жильцов к прохождению чина.

Из чего состоит чин освящения

Священник приходит в дом, достает все необходимые предметы. Затем начинается сам чин, которые состоит из двух молитв, чтения отрывков из Евангелия и ектеньи, во время которой воссылается просьба к Богу об охранении жизни людей, живущих в этом месте.

Сначала батюшка на стенах дома, соответствующих сторонам света (запад, юг, восток, север) рисует изображение креста. Иногда он приклеивает специальные бумажные наклейки с распятием. Их снимать или стирать со стен потом нельзя.

Эти изображения помазуются освященным маслом. Затем начинается сам чин, в конце которого происходит каждение дома, а потом окропление его святой водой.

Само собой разумеется, что после освящения дома, в нем нельзя допускать грехопадений, скверных слов, брани, драк и т.д. Иначе Ангел, охраняющий дом, может покинуть его.

о. Стахий Колотвин об освящении жилища

Домашние православные обряды: как освятить квартиру самостоятельно святой водой и свечами?

Любые негативные воздействия, будь то порча или проклятие, могут быть направлены не только на человека, но и на любые неодушевленные предметы, в том числе — квартиру.

Самое простое, что может произойти — это дурной взгляд, когда гость, которого человек радушно принимает в своем доме, восхваляет убранство, интерьер и испытывает чувство зависти. В этом случае речь идет о сглазе, и хозяин непременно заметит, что в доме что-то идет не так. Тогда есть одно спасение — освятить помещение.

Что такое освящение?

Освящение — православный обряд, который предназначен для получения божественного благословения.

Если верить церковным учениям, в основе религиозных обрядов, в том числе — освящения, лежит желание одухотворить свою деятельность, совершать ее с позволения Господа.

Освящение места целесообразно только тогда, когда люди сами готовы жить по законам божьим. Священник при этом выполняет роль посредника, подтверждая тот факт, что жители квартиры будут праведными.

В каких случаях необходимо?

Желание освятить квартиру никогда не появляется просто так. Обычно оно связано с каким-то происшествием или несчастьем, когда человек все чаще мыслями обращается к богу, вопрошая, почему это случилось именно с ним.

Когда перед какими-то проблемами человек бессилен, он надеется на помощь Всевышнего.

Зачастую он идет в церковь, начинает молиться или решает освятить квартиру. Когда чаще всего появляется эта идея?

Потому что так надо

Глубоко верующие люди твердо уверены: нужно не только ходить в церковь, причащаться, исповедаться и молиться, но и освящать окружающие предметы, будь то дом, квартира, машина. Таким образом православные христиане получают благословение бога, им легче идти ему навстречу.

Что-то случилось

Одна из самых распространенных причин — какая-то беда в стенах квартиры или даже череда катастроф. К примеру, лопнула труба, в ванной образовалась течь, завелись насекомые.

Как правило, большинство людей не ищет энергетического подтекста в этих событиях и начинает решать проблемы своими силами: вызывает сантехника, электрика, мастера.

Чаще всего желание освятить квартиру возникает, когда происшествия случаются одно за одним: сломался холодильник, после его починки — стиральная машинка, потом и микроволновка, полка в шкафу, упала картина и что-нибудь еще.

Человек не успевает оправиться от одного «приключения», как тут же приходит новая беда. В конечном счете, терпения не хватает, и хочется обратиться за помощью.

Иногда совершается грубая ошибка: хозяин жилища пользуется услугами шаманов и колдунов. Так можно «запутать» энергетику, поэтому обряд должен проводиться только священником. Если нужный эффект не достигнут, повторное очищение квартиры должно совершаться этим же священником.

Чтобы было хорошо

Есть категория людей, которые освящают квартиру для профилактики, чтобы всех вышеперечисленных невзгод не произошло. Например, люди часто прибегают к освящению квартиры после смерти родственника, при въезде в новую квартиру, после свадьбы — после любого события или несчастья, когда хочется начать жизнь с чистого листа.

Особенности проведения ритуала

Многие священники создают свои правила освящения квартиры и считают, что о них обязательно нужно рассказать людям, решившим прибегнуть к этому ритуалу. Этих правил много, ведь каждый церковнослужитель добавляет что-то свое.

Тем не менее, их все правила свести к нескольким основным особенностям:

  • освящение — это не универсальная защита от всяческих невзгод. Если человек освятил квартиру, он не может быть уверен, что с ним, его близкими и имуществом не произойдет беды. Путем освящения человек открывает себе путь к богу, т. е. таким образом он должен стремиться служить Всевышнему. Бессмысленно обращаться к священнику, чтобы потом вести неправедный образ жизни, совершать грехи в квартире. В освященной квартире нужно жить по-христиански, помогать людям, не забывать благодарить бога и молиться;
  • перед тем, как освятить квартиру или машину, нужно освятить самого себя. Изначально человек должен исповедаться, причаститься и только потом приступать к ритуалу, касающемуся материальных объектов. Также посетить церковь для причащения должны все люди, проживающие в квартире;
  • периодически нужно освящать предметы вокруг, но без фанатизма. Православный человек должен стремиться к чистому окружающему пространству;
  • при любом освящении должна присутствовать взаимность между богом и человеком. Не только Господь благословит жилье, но и хозяин жилья должен открываться Всевышнему, тянуться к нему, благодарить за помощь;
  • православное освящение квартиры или машины никак не может быть связано с язычеством, поэтому в доме или автомобиле не должно быть языческих символов: подков, домовых, знаков Зодиака.

Поэтому к обряду нужно долго готовиться, а хороший священник не возьмется за освящение дома, если какие-то из правил не соблюдены.

Возможно ли самостоятельное освящение квартиры? У священников нет единого мнения по этому вопросу, поскольку некоторые убеждены, что силы у обычного мирянина для этого нет. Все же люди продолжают обходиться без сторонней помощи, полагаясь исключительно на собственную веру и милость Господа.

Как освятить самостоятельно свечами?

Церковь не запрещает проводить ритуал самостоятельно, особенно глубоко верующим людям. Освящать свой дом желательно в четверг, а начать следует с похода в храм.

Там необходимо поставить 3 свечи возле иконы Николая Угодника, проговаривая слова: «Чудотворец Николай, благослови меня на очищение квартиры и изгони из нее бесовскую мощь. Да будет так. Аминь». В церкви необходимо приобрести несколько свечей. Сразу по приходу домой одну нужно зажечь и медленно пройтись по дому, уделив особое внимание углам: в каждом из них надо останавливаться и крестить его.

Движение осуществляется непрерывно, строго по часовой стрелке. При обходе квартиры человек должен постоянно произносить молитву: «Чищу угол, чищу пол, чищу потолок и стены. Гоню бесов, гоню зависть. Жгу свечой болезни, хвори и несчастья. Аминь».

В некоторых местах огонь свечи может трещать. Это указывает на присутствие негативной энергетики, поэтому возле этих стен и углов нужно задержаться подольше. Ритуал проводится три недели подряд по четвергам, в каждый из которых обязательно сначала посетить церковь и ставить свечи.

При каждом освящении нужно обращать внимание на поведение огня, а в течение недели следить за «погодой в доме».

Если все выполняется правильно, постепенно огонь перестанет трещать, и пребывание в квартире будет приносить спокойствие.

Если аура квартиры по-прежнему кажется неочищенной, лучше пригласить священника для проведения ритуала.

Самостоятельное освящение водой

Еще один мощный инструмент для освящения квартиры своими силами — святая вода. Ее нужно взять в церкви. Также понадобятся новая чаша, икона и лампада.

Перед тем, как приступить к очищению жилища, в субботу обязательно сделать генеральную уборку во всей квартире. В углу самой большой комнаты необходимо хотя бы на сутки поставить икону с лампадой, чтобы они располагались напротив входа.

Предварительно человек сам должен подготовиться к процессу: в течение нескольких дней не курить, не употреблять алкоголь, не использовать в лексиконе нецензурные слова и выражения и регулярно молиться.

Сам ритуал проводится в воскресенье. При этом нужно выглядеть так, как при походе в церковь: женщине непременно надеть длинную юбку, строгую блузку и покрыть голову. Обязательно проверить, чтобы на шее присутствовал нательный крестик.

Хорошо, если во время очищения квартиры будут присутствовать все ее жильцы. Тот, кто проводит ритуал, должен держать в руках чашу, наполненную святой водой, обмакнуть в нее три пальца, сложенные щепотью, и начать обрызгивать помещение, начиная с того угла, где стоит лампада и икона.

Двигаться нужно по часовой стрелке, повторяя слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, окроплением воды сея священныя в бегство да обратится всякое лукавое бесовское действо, Аминь».

После проведения ритуала также нужно несколько дней прислушиваться к своим ощущениям. Если в квартире по-прежнему тяжело находиться, необходимо обратиться к церковнослужителю.

Какие места и предметы нельзя освящать?

Ни один священник не согласится освящать место или бизнес, которые могут быть неугодны богу. Самостоятельное проведение ритуала в таких местах может быть опасно для того, кто на это решился: Всевышний может разгневаться и отвернуться от человека, не помогая ему в дальнейшем.

Нельзя освящать, к примеру, помещение предприятия, на котором ведется нечестный бизнес, совершаются мошеннические операции, продается табак или алкоголь. Многие церковнослужители отказываются освящать места, в которых человек страдает.

В древние времена никогда не освящали места казней, пыток, лишения свободы. Некоторые места и предметы являются спорными: например, оружие. Его можно применять и в криминале, и в целях самозащиты, т. е. с благими намерениями, поэтому священник должен выяснить цель приобретения оружия.

То же самое касается и причащения людей, совершивших убийство: если это военный, который убил человека на войне, защищаясь, церковь готова дать ему божье благословение. В целом же, священники стараются искать ответы у бога, обращаясь с молитвами к нему или к своему нутру. У каждого из церковнослужителей есть свои правила и табу, которые они никогда не нарушат.

Видео по теме

Как освятить квартиру самостоятельно крещенской водой:

Освящение квартиры для многих людей становится спасительным ритуалом. Человек наконец обретает спокойствие в доме, налаживает отношения с домочадцами и замечает изменения в жизни в лучшую сторону.

Этот ритуал никогда не проводится спонтанно: к нему нужно готовиться, предварительно посетить церковь и причаститься самому. Иногда очищение квартиры занимает много времени, и одного ритуала может быть недостаточно.

Как освятить квартиру самостоятельно: 3 способа

Пространство, в котором мы живем, так же подвергается информационному загрязнению, как и биополе человека. Эзотерики рекомендуют чистить ауру дома так же регулярно, как и ауру самого человека. Какими обрядами и как освятить квартиру самостоятельно, или лучше пригласить священника? Об этом мы поговорим в статье. Моя знакомая научила меня очищать ауру квартиры простыми методами, которые давно ей помогают справиться с накопленным негативом. В итоге в ее доме всегда ощущается положительная энергия, а домочадцы живут в мире и согласии.

Зачем освящать помещение

Многие люди с удивлением воспринимают информацию об очищении пространства, если там не обитает полтергейст или привидение. Но бывают такие квартиры или дома, в которых очень неуютно находиться. Это необъяснимое чувство психологического дискомфорта не отпускает ни на минуту: хочется поскорее выйти на свежий воздух. Неприятная атмосфера может быть вызвана порчей на дом, которая начала свое разрушающее действие. Возможно, в помещении находится предмет, в котором заключено проклятие или порча. Также тяжелая атмосфера ощущается при проклятии, сглазе или при нахождении тяжелобольного человека.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android) Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

В каких случаях необходимо освятить пространство:

  • после похорон кого-то из родных;
  • после тяжелой болезни домочадцев или домашних питомцев;
  • если в доме регулярные скандалы или драки;
  • если в доме алкоголик/наркоман;
  • после несчастного случая в этом помещении;
  • после приобретения вторичного жилья;
  • при переезде в съемное помещение.

Эзотерики рекомендуют чистить помещение даже если потекла водопроводная труба или случилась иная поломка в помещении. Это происходит не по чистой случайности, а всегда связано с энергетическими пробоинами либо целенаправленным энергетическим нападением. Также рекомендуется освящать квартиру после шумной вечеринки с выпивкой и застольем.

Иногда поломки в квартире появляются одна за другой: только починили холодильник, как сломалась стиральная машинка. За стиральной машинкой вышел из строя телевизор, упало со стены зеркало и т. д. Это результат энергетического дисбаланса, а не простая цепочка случайностей. Случайностей в нашем мире причин и следствий не бывает, как и дыма без огня.

Помимо церковного освящения существуют и иные виды энергетического очищения квартиры — стихиями, дымом трав, огнем и водой. Эти методы хорошо подходят для невоцерковленных людей. Для верующих лучше всего пригласить священника, чтобы он провел на дому обряд освящения.

Но не стоит вызывать батюшку из церкви для освящения квартиры, если вы намерены продолжать греховную жизнь. Сначала нужно очистить свою душу покаянием и причастием, а потом уже освящать свое жилье.

Какие помещения нельзя освящать

Если в помещении ведется нечестный бизнес или нарушается законодательство, то освящать с помощью церковных атрибутов такие места нельзя. Не освящают помещения, в которых продают или употребляют табак и алкоголь, букмекерские конторы и казино.

Рискнувший освятить бесовские места святой водой и церковной свечой, навлечет на себя гнев Божий. Если все-таки нужно очистить пространство, лучше применить нейтральные методы: очищение дымом трав, огнем нецерковной свечи.

Освящение церковной свечкой

Как освятить дом? Освятить помещение можно и самостоятельно, если срочно нужно ликвидировать негатив. Для этого следует утром пойти на литургию, после нее купить несколько церковных свечей. Одну свечку следует зажечь в храме перед иконой Угодника и сказать:

Затем нужно прийти домой и сразу же обойти все помещение по периметру с горящей свечкой, читая Отче наш. Чтобы воск не капал на палас и не обжигал руку, следует смастерить для свечки «юбочку» — просто прорезать отверстие для свечи в салфетке (см. на рисунке).

На заметку! При освящении нужно читать молитву Отче наш наизусть. Если знаете наизусть молитву «Да воскреснет Бог», можно читать и ее.

Двигаться со свечкой по периметру помещения следует по направлению солнца (посолонь), то есть, по часовой стрелке. В каждом углу нужно останавливаться и крестить свечкой пространство, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Если в каком-то месте свечка затрещит или начнет чадить, нужно остановиться и дождаться, пока огонь не успокоится. Там собрался негатив, и огонь его должен полностью уничтожить.

Перед освящением пространства нужно определить, от чего нужно избавиться. Это могут быть болезни членов семьи, ссоры и конфликты, посещение недобрых гостей и прочие моменты. Когда будете освящать помещение, держите это намерение в голове. Можно говорить и такие слова между чтением Отче наш:

Чтобы полностью очистить помещение от всех бед и прогнать всех бесов, нужно проводить ритуал три недели подряд (иногда требуется и больше) по четвергам. Если вычистить своими силами квартиру не получится, тогда приглашайте священника.

Освящение с помощью святой воды

Как освятить квартиру самостоятельно святой водой? Перед освящением следует тщательно прибрать все помещение, вымыть окна и полы. Нужно также зажечь лампадку перед иконостасом, чтобы она горела всю ночь до утра воскресного дня. Очищение следует провести и в своих мыслях, поступках и делах:

  • не сквернословить;
  • не пить спиртное;
  • не курить;
  • читать утреннее/вечернее молитвенное правило.

Освящение квартиры/дома проводят в воскресенье после литургии. Одежда должна соответствовать церковным требованиям: длинная юбка, косынка на голове, нательный крестик.

Хозяйка дома наполняет миску (лучше стеклянную) святой водой и обходит с ней всю квартиру по периметру, направляясь посолонь (по часовой стрелке). Нужно читать непрерывно Отче наш, окунать сложенные щепоткой пальцы (как для крестного знамения) в воду и кропить крестообразно стены, углы, двери и окна водой. Начинать движение следует от того угла, где стоит икона с лампадой. Между молитвой Отче наш следует периодически говорить:

После освящения нужно проследить за своими ощущениями. Если в квартире продолжает оставаться тяжелая атмосфера, лучше просто пригласить батюшку из храма.

Можно ли проводить освящение квартиры вдвоем? Можно. Один человек окропляет святой водой стены и окна, а второй в это время читает молитвы по Молитвослову.

Если нужно освятить какую-то вещь, используется специальная православная молитва «На освящение всякой вещи».

Освятить можно как носильные вещи, так и коляску/велосипед/машину. Но для освящения автомобиля лучше пригласить батюшку из церкви.

Иные методы освящения квартиры

Помимо церковной свечи и воды можно очистить помещение и другими методами:

  • морской солью;
  • звуком;
  • эфирными маслами;
  • дымом.

Чтобы очистить помещение дымом, нужно подготовить бесогонные травы:

  • полынь;
  • зверобой;
  • чабрец;
  • можжевельник;
  • шалфей;
  • крапива;
  • розмарин;
  • душица.

Можно брать отдельно каждую траву, можно составлять композиции. Можно использовать травы в пучке, если вы их засушили самостоятельно. Можно использовать и аптечные измельченные травы. Пучок нужно поджечь и затушить огонь, чтобы трава начала куриться. Обходят с пучком весь дом по периметру посолонь.

Измельченные травы бросают на предварительно разожженные древесные угольки, периодически подсыпают. Угли кладут в жаропрочную посуду с ручкой (можно использовать для этого сковородку или керамический ковшик (любое).

Важно! Во время окуривания задымленность должна быть очень сильной.

Можно поставить в жестяную банку свечку-таблетку, сверху разместить металлическое ситечко — на него насыпают измельченные травы. Как только трава начнет дымиться, обходят с ней всё помещение.

Шалфей хорошо справляется с очищением пространства после ссор и неприятных разговоров. После окуривания шалфеем желательно продымить помещение полынью: она устранит осколки негативной информации. Также полынь способна изгнать бесов и мелкую нечисть из дома. Траву применяют и для окуривания помещения во время болезни кого-либо из домочадцев.

Можжевельник издревле применяется для очищения пространства от сущностей, бесов и разных ментальных/астральных образований. Траву используют для устранения порчи на дом и для защиты от астральных нападений. Также дым можжевельника обеззараживает пространство, окуривание проводят после болезни домочадцев или домашних питомцев.

Зверобой — сильная антидемоническая трава, прогоняет любые астральные/ментальные образования, защищает дом от порчи и сглаза. Если в доме побывали неприятные люди, дым зверобоя уничтожит их астральный след в помещении.

При окуривании сначала заполняют все помещение дымом при закрытых окнах, а после хорошо проветривают.

Эфирные масла добавляют в воду при уборке помещений. Водой необходимо сначала протереть окна, двери, панели, а потом помыть пол. Очищающий звук колокольчиков прекрасно гармонизирует пространство и изгоняет недобрых духов. Морскую соль растворяют в воде для уборки, также можно поставить ее в пластиковых стаканчиках во всех углах квартиры на 3 дня — потом выбросить в мусорный бак на улице.

Освящение квартиры или дома — зачем мы это делаем?

Для чего совершается освящение дома и квартиры? Как правильно это делать? Можно ли освящать самостоятельно? Ответы на вопросы об обряде освящения жилища.

Освящение жилища

  • Что такое освящение
  • Каким должно быть наше участие в церковных обрядах
  • В чем смысл освящения
  • Почему необходимы обряды освящения
  • Почему так важно освящать дома в наше время
  • Спасет ли нас освящение дома само по себе
  • Чин освящения нового дома
  • Окропление дома святой водой
  • Псалом 90 с толкованием

Если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо.

о. Валентин Мордасов

Церковные обряды

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные — священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов — обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда — свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но «как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником» (преподобный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то магических действий «вынудить» Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В чем смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т.д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Почему необходимы обряды освящения

Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды. Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные. Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире. Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3, 16-17).

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии», в огне и в земле. «Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».

Почему так важно освящать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом — область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол «голубая икона» диавола — телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.

Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, безстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, безконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага — телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия влекущие к погибели все новые и новые души.

Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

Спасет ли нас освящение дома само по себе

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (‘артос, антид’ор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и безполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд — остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.

Будем помнить, что освящение дома — это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божиему.

Чин освящения нового дома

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). И пророк Давид говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1).

Наши предки знали об этом. «Без Бога — ни до порога», — говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.

Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

Как правильно освящать стены дома святой водой?

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на основание дому», содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома. К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «о хр’амине, стуж’аемой от злых духов» и молитва «над п’ещщю». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, «которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага — важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.

На каждой из четырех стен заранее изображается крест — в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90-й псалом «Жив’ый в помощи В’ышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», — восклицает пророк (Пс. 90, 10).

Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закх’ея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», — отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лав’ана приходом в него Иакова, дом Пентефр’ия — приходом в него Иосифа, Аведд’ара — внесенном в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 25-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже м’иловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «над п’ещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых — Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).

Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».

После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением вод’ы се’я священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей пом’азанием свят’аго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь честн’ому животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и зн’амение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12, 23) и… древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243).

В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения.

Затем священник читает Евангелие (Лк. 19, 1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытар’я (сборщика налогов) Закх’ея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100, 2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Окропление дома святой водой

По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника:

Во Иордане крещ’ающуся Тебе, Господи,/ Тр’оическое явися поклонение:/ Род’ителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голуб’ине/ изв’ествоваше словес’е утверждение./ Явл’ейся, Христе Боже,/ и мир просвещ’ей, слава Тебе.

Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. При окроплении читается следующая молитва честн’ому кресту:

Да воскреснет Бог, и расточ’атся враз’и Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, т’ако да погибнут б’еси от лица л’юбящих Бога и зн’аменующихся кр’естным зн’амением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христ’а, во ад сшедшаго и поправшего силу ди’аволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честн’ый на прогнание всякаго супостата. О пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Псалом 90

1 Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится. 2 Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о. 3 Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна, 4 плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о. 5 Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни, 6 от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго. 7 Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится, 8 об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши. 9 Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е. 10 Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их. 12 На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою; 13 на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.14 Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е. 15 Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о 16 долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает, какое обилие благ заключено в уповании на Бога. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов, начальства и власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

1. Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится.
Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).

2. Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о.

3. Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна,

Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).

4. плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о.

Крилами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его — Христос Бог, оружие — Крест Христов. Как птенцы под крылом к’окоша (наседки), так весь мир под крылом Господа, всех и вся Он согревает — одних духовно, других — вещественной теплотой. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5. Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни,

Стрелой наименовал какую-то нечистую силу, «ангела смерти» (Афанасий).

6. от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго.

Вещь, преходящая во тьме, есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная — есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу, и расстраивающих ее крепость. Срящ — есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).

7. Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится,

В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячи злых стрел — ярости и похоти, а с правой (одесную) — тьмы, то есть десяти тысяч; ибо к сокрушению того, что право в нас, устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).

8. об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши.

Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным и сам увидишь мысленно после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).

9. Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е.

Дух человека Божьего и Дух пророческий, отвечая друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, что тот всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко Ты, Господи, упование мое. За это,- отвечает пророк верному,- ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).

10. Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их.

Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством Ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись Ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия. Под Ангелами разумей также и богоносных мужей и иереев (священников), которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас в жизни от соблазнов, «пон’еже устн’е иер’еовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Вседержителя есть» (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).

12. На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою;

Эти слова и диавол привел Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему, не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой — душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).

13. на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев — тот попирает льва, потому что лев отличается яростью, а кто попирает удовольствие и нечестие — тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд — как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) — это самый огромнейший змей проглатывает людей, быков и волов, по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 3, 4). Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверями. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей, потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий, Кирилл, Диодор).

14. Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е.

Это уже говорит Бог, показывая плод упования — надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. Только «праведник яко лев уповает» (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его? Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума и кто должным образом Ему покорен, а не тот, кто только по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).

15. Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о.

16. Долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим защитником в брани против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушающим и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О слова, преисполненные любви! О слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).

Источник: Москва. «Ковчег» 2004

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *