Что Вы знаете о подвиге Евгения Родионова? Можно ли молиться мученику-воину о живых и усопших защитниках Отечества? В каких странах Евгений уже причислен к лику святых? О самых важных фактах жития воина-мученика мы расскажем Вам сегодня.

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, от того и Я отрекусь пред Отцем Моим Небесным» – (Мф 10:32-33)

Евгений Родионов

Евгений Родионов родился в поволжском селе близ Кузнецка Пензенской области в самой простой советской семье. Его папа работал плотником, а мама мебельщиком-технологом. После первого похода в храм вместе с бабушкой 11-летний Евгений надел крест и уже никогда его не снимал. В 18 лет парня забрали в армию в разгар Первой чеченской войны.

14 февраля 1996 Евгений со своими сослуживцами Андреем, Игорем и Александром попал в плен во время несения боевого дежурства на границе Чечни и Ингушетии. Сначала ребят признали дезертирами, а к матери Родионова домой приходила милиция.

В плену Евгений находился 100 дней, где подвергался жестоким пыткам. 23 мая 1996, в день своего рождения, под селом Бамут, непреклонный воин был обезглавлен чеченскими бандитами за отказ снять нательный крестик и принять ислам.

Любовь Родионова, мама Евгения, приехала в Чечню вскоре после того, как сын попал в плен. Смелая женщина даже встретилась с Басаевым, который публично пообещал ей найти Евгения. Но когда Любовь покинула село-штаб боевиков, ее догнал брат полевого командира и жестоко избил, сломав позвоночник. Мать вынуждена была заплатить боевикам денег, чтобы они указали ей могилу сына.

С 2003 года ведутся разговоры о канонизации Евгения Родионова в лике мучеников. Несмотря на то, что сведения о ведении погибшим осознанной церковной жизни неизвестны, налицо факт его исповедания веры перед лицом смерти.

Хотя Евгений Родионов не канонизирован Русской Церковью, он имеет огромное почитание среди духовенства и мирян. Сербская Церковь уже прославила воина-мученика Евгения как местночтимого святого, а Постоянная конференция Православных Канонических Епископов Америки внесла в чин панихиды для армейских священников слова о «новомученике Евгении Воине». Таким образом, православные США и Сербии уже прославили мужественного воина в лике святых.

В 2010 году в городе Кузнецке Евгению был открыт памятник. Скульптура изображает мученика с нимбом над головой и восьмиконечным крестом в руках.

В наши дни изображения Евгения, сравнимые с иконами, можно встретить в десятках храмах Русской Православной Церкви. Образ Евгения Родионова написан в полный рост в храме Иоанна Воина в Харькове.

Известны случаи мироточения икон Евгения Родионова, например, в алтайском храме святого мученика Евгения.

Евгений Родионов стал образцом стойкости и мужества, одним из небесных покровителей русских воинов и примером для современной молодежи.

Радионов, Родионов

О фамилии

Непривилегированное сословие

Радионов.
География проживания

  • Россия
  • Беларусь
  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Памятные книги Российских губерний.
  • Списки переселенцев.
  • Владельческие списки.
  • Первая Мировая война. Безвозвратные потери.
  • Гражданская война. Списки потерь.
  • Гражданская война. Участники.
  • Военные конфликты 1923-1939 гг. Списки погибших военнослужащих.
  • Репрессии 1930-44 гг. Списки незаконно репрессированных.
  • Великая Отечественная война 1941-45 гг. Участники.
  • Великая Отечественная война 1941-45 гг. Безвозвратные потери.
  • Великая Отечественная война 1941-45 гг. Списки погибших мирных жителей.
  • Энциклопедии.
  • Герои Советского Союза и орденоносцы.
  • Архивы.

Привилегированное сословие

Представители фамилии «Родионов» относились к различным сословиям:

  • представители фамилии упоминаются в «Списке опричников Ивана Грозного с указанием их служб и «жалования по окладу» в 1573 году», в которой записаны:
    • Родионов Олеша (стр.17 обр.)
    • Родионов Юрьи (стр.15)

  • Дворяне.
    Родио́новы -— старинный русский дворянский род, восходящий к XVI веку и записанный в VI часть родословной книги Симбирской губернии.
«Герб пожалован Ивану Родионову, генерал-майору»

«Герб пожалован Ивану Родионову, надворному советнику»

«Герб пожалован Павлу Родионову, капитану 1-го ранга»

Представители фамилии Родионов внесены в Родословные книги Дворянского Депутатского собрания:

  • Виленской губернии.
  • Воронежской губернии.
  • Казанской губернии: в 6-ю часть «Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I».
  • Калужской губернии: в 1845, 1852 годах во 2-ю часть «Военное дворянство, приобретенное чином военной службы», в 1893 году в 3-ю часть «Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена».
  • Киевской губернии: в 1853 году во 2-ю часть «Военное дворянство, приобретенное чином военной службы».
  • Ковенской губернии.
  • Курской губернии.
  • Могилевской губернии: во 2-ю часть «Военное дворянство, приобретенное чином военной службы».
  • Московской губернии: в 3-ю часть «Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена».
  • Области Войска Донского (Донской области).
  • Орловской губернии.
  • Полтавской губернии: во 2-ю часть «Военное дворянство, приобретенное чином военной службы», в 3-ю часть «Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена».
  • Рязанской губернии: в 1852 году во 2-ю часть «Военное дворянство, приобретенное чином военной службы», в 1899 году в 3-ю часть «Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена».
  • Самарской губернии.
  • Санкт-Петербургской губернии: в 1855 году в 3-ю часть «Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена».
  • Саратовской губернии.
  • Симбирской губернии: в 1793 году в 1-ю часть «Дворянство пожалованное и дворянство до ста лет», в 1844 году в 6-ю часть «Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I».
  • Таврической губернии: во 2-ю часть «Военное дворянство, приобретенное чином военной службы».
  • Тверской губернии: в 1829 году в 3-ю часть «Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена».
  • Тульской губернии: в 1814 году во 2-ю часть «Военное дворянство, приобретенное чином военной службы», в 1814 году в 6-ю часть «Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I».

  • Дети боярские, ,, В «Писцовой и межевой книги города Обояни и его посады и поместных земель в станах Залесском, Салотинском и Рудовском…. 1684 г.» записано что Родионовы получили землю в деревне Полшикова и селе Быканово Обоянского уезда, Село Короваево, а Горосимъ тожъ на рѣкѣ на Осколу, усть рѣчки Горосима Оскольского уезда Белгородского разряда (Курской губернии).

В ходе Петровских реформ в 18 веке «детей боярских» перевели в сословие «однодворцы»,

  • Казачество.
    Представители фамилии упоминаются:
    • Войско Донское
      • в Списке Кандидатам Михайловской станицы назначенным и выболатированным на должность станичного атамана с 1877 по 1880 год

В середине 19 века всех однодворцев перевели в сословие «государственные крестьяне».

Представители фамилии были крепостными крестьянами:

  • Воронежская губерния

География проживания

  • Россия
  • Беларусь
  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Памятные книги Российских губерний
  • Переселенческие списки
  • Владельческие списки.
  • Первая Мировая война. Безвозвратные потери.
  • Гражданская война. Списки потерь.
  • Военные конфликты 1923-1939 гг. Списки погибших военнослужащих.
  • Репрессии 1930-44 гг. Списки незаконно репрессированных.
  • Великая Отечественная война 1941-45 гг. Безвозвратные потери
  • Великая Отечественная война 1941-45 гг. Списки погибших мирных жителей.
  • Энциклопедии
  • Герои Советского Союза и орденоносцы.
  • Архивы
  • «Список опричников Ивана Грозного с указанием их служб и «жалования по окладу» в 1573 году».
  • Родио́новы — дворянский род в Википедии.
  • А.А.Танков «Историческая летопись Курского дворянства».
  • Сайт «РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО»

Евгений Родионов не будет святым

28 января. ПРАВМИР. Вопреки ожиданиям почитателей Евгения Родионова, солдата, погибшего в 1996 году в Чечне, сведений, подтверждающих гибель Родионова за веру, на данный момент не имеется, и о конкретных обстоятельствах гибели Евгения ничего не известно, заявил участник конференции Рождественских чтений, посвященной почитанию и прославлению святых, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров.

Евгений Родионов и неудавшаяся канонизация

Особенно остро были восприняты аудиторией слова отца Олега о том, что воины, погибшие в бою и «за други своя», не подлежат непременной канонизации.

«Все подробности, о которых говорится в печати, являются фантазиями на тему – «а что там могло произойти?»», — резюмировал отец Олег.

В своем докладе священнослужитель поддержал мнение Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия о том, что одной из проблем современного российского общества является чересчур широкая трактовка понятия «святость».

Представители общественности регулярно призывают Церковь канонизировать того или иного выдающегося человека (Суворова, Пушкина, Ивана Грозного, Распутина).

По мнению епископа Панкратия, все это – показатель нездоровья общества, долг же христиан – держаться здравого смысла.

«Настоящее время – это время, призывающее нас к подвигу, но также призывающее нас к трезвенности и к очищению, прежде всего, своей души», — подчеркнул епископ.

Одной из центральных тем конференции, прошедшей 25 января в Аванзале Храма Христа Спасителя в Москве, стали критерии канонизации святых в Русской Православной Церкви.

Вы прочитали статью Евгений Родионов не будет канонизирован. Читайте также:

У комиссии по канонизации тайн нет

Евгений Родионов — участник Первой чеченской войны. Во время этой войны он попал в плен, и в итоге был казнен. Через какое-то время после казни появились сведения о том, что Родионов принял «мученическую смерть» и что он чуть ли не умер «за православие», «за веру». Как будто бы он не был участником боевых действий, а был «просто православным».

Как это подтверждается? Ну, во-первых, Родионова представляют однозначно как невинную жертву, православного христианина, мученика, а его врагов — чеченцев — как противников самого светлого религиозного течения — православия, как будто данная война — борьба против православия, иных мотивов там якобы не было. Это идеальная история для православно-националистической пропаганды. Однако необходимо все же рассмотреть ситуацию с источниками, в том числе рассмотреть версии и легенды.

Православная «история»

Начнем, пожалуй, с истории православной, которая представляет Родионова как христианского мученика. Историю в представлении православных деятелей, сторонников канонизации Родионова, нужно пересказать.

Возьмем авторитетный для православных ресурс «Православие.ру»:

«Что же произошло? О чем рассказал матери Евгения в присутствии представителей ОБСЕ убийца его? Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом — убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик — не посмели.

Что такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

Многие, наверное, слышали рассказ о юном Ленине, о том, как в детстве в приступе ярости в ответ на настойчивые приглашения пойти в церковь он выбежал из дома на снег, сорвал с себя крестик и стал топтать его. То, что произойдет потом с Россией, будет связано с этим эпизодом его биографии. Я помню, как в шестидесятые годы одна молодая женщина испытывала после принятия крещения диавольские нападения».

Как видно, тут было недостаточно сказать о человеке, который участвовал в войне и погиб, нужно было все так описать, чтоб у людей был чуть ли не образ Иисуса Христа перед глазами.

И чтоб понять, что автор православного текста — выдумщик, нужно взять хотя бы историю с Лениным. Случай с крестом — известен. Вот какие источники есть на этот счет:

«Считается, что толчком к разрыву Ульянова с религией стал следующий случай. Однажды, беседуя с гостем, Илья Николаевич пожаловался, что его дети плохо посещают церковь.

«Сечь, сечь надо!» — наставительно заметил гость, пристально глядя на Владимира.

Эта фраза так возмутила Владимира, что он выбежал из дому и в знак протеста тут же сорвал с груди нательный крестик.

Отвечая позднее на вопрос анкеты «Если вы неверующий, то с какого возраста?» — Ленин написал: “С 16 лет”».

То есть методология создания православного чуда — вспомнить нечто, что слышал очень давно, но очень плохо запомнил и вместо того, чтобы сказать «не помню», как бы заново построить историю, причем чем красочнее, тем лучше. В истории с Лениным не хватает продажи души дьяволу или чего-то в этом духе.

Служитель культа поп Константин, к примеру, отмечает вот что:

«Сложить голову на поле брани, как это ни прискорбно, – святая честь для каждого воина, который защищает свое Отечество. Попасть в плен и не сломаться – это гораздо сложнее. Пуля потому и дура, что прошибает навылет и не оставляет возможности выбора – это солдатская доля в бою. Жене Родионову, которого мы чтим как священномученика, выпала более тяжелая участь. Ему был дан непростой выбор между жизнью и отречением от веры».

В общем, кратко православная версия звучит так: жил был простой русский солдат Родионов, его взяли в плен враги рода человеческого, пытали, а затем хотели, чтоб он отрекся от веры православной, но он не стал этого делать, за что и был казнен.

Версия другой стороны

Версий с другой стороны мало по понятным причинам, и необходимо сразу же отметить, что к другой версии нужно относиться так же скептически, как к версии православной. Итак, Иса Абу Али о ситуации:

«Эти пацаны попали в плен, их держали в плену, вначале связанными, а потом, взяв с них слово, что они не сбегут, развязали их. Дело было в Бамуте — селе, которое подвергалось ожесточенной бомбардировке, и которое никак не могли взять. В один из таких моментов, когда начался воздушный налет, когда группа чеченцев выдвинулась на позиции, пленные остались под присмотром лишь одного часового, который доверился словам пленных, что они не будут устраивать побег. Пленные захватили его оружие, открыли по нему огонь из его же оружия, прострелили легкое (он потом выжил), и сбежали. Когда группа вернулась обратно, было понятно, что совершен побег. Пленных быстро поймали, их было, по-моему, четверо. Они признали свою вину, и были приговорены к расстрелу за попытку побегу и убийство, нарушение данного ими же слова. (Один из пленных ранее принял ислам, но также был расстрелян за нарушенное слово, побег, и попытку убийства, вместе с остальными. Когда производили казнь, у Родионова был крест на груди. Один из чеченцев подошел к нему, и сорвал его с груди со словами «Ты не достоин его носить», и бросил на землю. Командир группы, Хильдехароев, (а именно с его слов все это было рассказано. Впоследствии, он станет шахидом, иншаллах, в одном из боев) вернул крест приговоренному Родионову, и с ним в кулаке он и был расстрелян. Были казнены все четверо, кто участвовал в побеге, в результате которого была неудавшаяся попытка убийства часового. Командир и помогал матери Родионова найти могилу ее сына, когда она потеряла надежду добиться какого-либо внятного ответа от своих же военных и штабных».

О ситуации в целом

Сразу же отметим, что вокруг этой истории полно мифов по той причине, что собственно практически нет никаких источников. Люди просто выдумывают, что им взбредет в голову. Ну а поскольку это часто подпитывается «духовностью», то в ситуации может появиться даже что-то сверхъестественное.

Вкратце о ситуации: Евгений Родионов в 18 лет начал служить в армии. В тот период (1995-96 гг.) шла чеченская война. В годы войны он попал в плен, где его убили. Трагично? Несомненно, вот только есть ряд моментов.

Во-первых, все-таки Родионов вряд ли считается мучеником, потому что если он мученик, то тогда все участники той войны — мученики, что весьма спорное утверждение. Все-таки он не был мирным жителем.

Но больше всего интересует вопрос, благодаря чему Родионов выделяется среди всех прочих русских солдат. Он якобы «пострадал за веру». Причем в православных источниках дело даже представляют так:

«Молодой парень, который был причащен к крещению еще по рождению, а впоследствии осознанно пришел к пониманию православия, символ своей веры в виде нательного креста не снимал даже во время службы. В те годы, наверное, его в этом могли упрекать и командиры, и сослуживцы».

Заметим, что автор явно не дружит с историей, поскольку речь идет о 1996 году, когда православие как раз навязывалось самый активным образом, в том числе в армии. Тогда активно освящалось оружие, и в целом попы достаточно часто посещали солдат. По всей вероятности, автор путает то время с советским периодом.

Далее: нигде не говорится о какой-то особой религиозности Родионова. Например, когда православные консерваторы настаивали на канонизации Родионова, то отдельным попам пришлось все-таки изучить этот вопрос отдельно. Вышло следующее:

«Было принято решение о встрече с Любовью Васильевной Родионовой трех членов Комиссии — архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Данилова монастыря, игумена Дамаскина (Орловского), известного исследователя, автора многих книг по новомученикам, и меня как секретаря Комиссии. Наша встреча состоялась 26 июля 2002 года и продолжалась более двух часов. С разрешения Любови Васильевны весь разговор был записан на магнитофон для последующей расшифровки и представления всем членам Комиссии. За время разговора мы коснулись многих тем. Нашей задачей было узнать, что она за человек, понять, насколько ее рассказ достоверен и убедителен с церковной точки зрения.

К сожалению, в данном случае говорить о церковности не приходится. Я связывался со священником, который служит в храме рядом с домом Родионовых. Любовь Васильевна в храм не ходит, а люди, которые приезжают на могилу Евгения, сами служат панихиды и в храм к священнику никогда не обращаются. Что кроме сектантства можно в этом увидеть? Но этот факт для нас — лишь дополнительный штрих к общей ситуации».

Там же о встрече матери Родионова с человеком, который приказал казнить ее сына:

«В нашем разговоре с Любовью Васильевной выяснилось, что ее встреча с Хайхороевым продолжалась не более семи минут, и он ничего не говорил ей о конкретных обстоятельствах гибели Евгения. Те диалоги, которые появляются в газетах, типические, они взяты из рассказов других русских солдат, побывавших в плену. Любовь Васильевна честно призналась нам, что доказать ничего нельзя».

Выходит, что в главной легенде сомневаются отдельные церковные деятели. А почему же был тот самый крест? Вот этот вопрос может заинтересовать многих граждан. Служитель культа Андрей Кураев по этому поводу отметил:

«Евгений Родионов. Наверно, хороший парень. Факт: не вернулся домой с чеченской войны. Миф: исламские боевики требовали от него отречься от Христа, но Евгений отказался и за это был убит. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту». Священники, бывшие с нашими войсками в Чечне, говорят, что это типовой софринский крестик, который они там раздавали тысячами».

О ритуальном характере казни Родионова, собственно мученической смерти в религиозном смысле, свидетельствует следующий пассаж:

«Его череп, который чеченские боевики раскололи на части, потому что боялись, что иначе его душа будет их преследовать».

Подобного абсурда полно в данной истории, но к реальности это никакого отношения не имеет. Дело в том, что подобные мифы появляются только в разных православных публикациях, где истории постоянно додумываются.

В итоге что можно сказать про эту историю? Никаких реальных источников за «православно-националистической» версией нет. Довод о том, что якобы Родионову предлагали отречься от веры, и тогда сохранят жизнь, тоже ничем не подтверждается.

Есть лишь вера, а также «воспоминания» заинтересованных лиц, которые никогда свидетелями не были. Именно поэтому они постоянно выдумывают, сколько времени пытали Родионова, как и в какой форме пытались склонить его к отказу от православия, каким именно образом казнили и так далее и тому подобное.

Примечательно, что даже самые ярые противоречия в данной истории не смущают многих православных деятелей. Так как Родионов официально «святым» не считается для всей РПЦ, но для многих служителей культа — является. В отдельных храмах есть иконы с изображением Родионова.

А раз уж даже в конце XX века появляются подобные истории, то чего удивляться появлению «святых» — особенно мучеников — в прошлом. В этом плане фальсификация истории всегда очевидна, потому что зачастую в истории любого «святого» отсутствуют очевидцы, а его история либо конструируется по слухам, либо вообще выдумывается спустя несколько столетий после жизни «святого», тогда, вероятно, берется за основу «житие» нескольких «святых» или библейских персонажей.

Источники

Источники

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *